Заседание № 164
02.11.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1241929-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации в части исключения понятия "образовательные услуги".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2829 по 2972 из 4631
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации в части исключения понятия "образовательные услуги". Докладывает Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Не могу отказать себе в праве прокомментировать выступление по поводу того, что повышение базовых окладов приведёт к снижению заработной платы. Коллеги, это ненаучная фантастика и так же верно, как то, что дважды два - пять. А теперь по сути дела. Напоминаю, что Государственная Дума при нашем участии приняла законопроект о частичном изгнании из образовательного законодательства так называемых образовательных услуг, и правильно сделала. Но мы слышим, что так называемые услуги из законодательства исключены полностью, - это полуправда. И к сожалению, бывает так, что из полуправды изготавливаются лучшие сорта лжи. Согласно действующему сейчас закону всё, что за бюджетные деньги, - это образование, всё, что за родительские или внебюджетные деньги, - это услуга. Следовательно, в России 55 процентов студентов, - те кто платит за обучение, - образование не получают, а получают услуги; в России 43 процента студентов средних профучебных заведений - те, кто учится за внебюджетные деньги, - тоже образование не получают, а получают услуги. Сколько человек в дополнительном образовании получают услуги, даже посчитать невозможно. Хочу на всякий случай напомнить, что согласно указу президента № 599 от 7 мая 2012 года у нас половина всех ребят должны получать дополнительное образование за счёт федерального бюджета. Этот указ, к сожалению, полностью провален: я не смог ни от кого, ни от каких министерств добиться, а сколько же на самом деле ребят получают допобразование за счёт федерального бюджета. Коллеги, я не буду повторять, почему образование - это не услуга, вроде все с этим теоретически согласились. Я хочу подчеркнуть, почему платное образование - это не услуга. Первое, место образования в общественном воспроизводстве не зависит от того, платное оно или бесплатное. Хорошие экономисты говорят, что если прежде главным фактором развития экономики было тяжёлое машиностроение, то сейчас - человеческий потенциал, который превращается в человеческий капитал. Человеческий потенциал формирует что платное, что бесплатное образование. Второе, отношения в образовании в любом случае носят субъектный характер, то есть они зависят от обеих сторон. Если вам дали хорошее образование, это ещё не значит, что вы его получили, и это тоже не зависит от того, платите вы за образование или нет. Третье, мы имеем в ретроспективе абсурдные ситуации. Получается, например, что в дореволюционной России, которую так любит сейчас современная политическая элита, в церковно-приходских школах было образование, оно бесплатное, а вот в университетах были только услуги - там за образование большая часть платила. Четвёртое, мы уже говорили, что не выполнено требование Президента Российской Федерации, чтобы услуги остались только в финансовых документах. Закон "Об образовании..." не финансовый документ, но услуги в нём остались. Пятое, напоминаю, что против образовательных услуг категорически выступил Патриарх Московский и всея Руси. Процитирую, пожалуй, патриарха: "Сдать одежду в химчистку и отвести ребёнка в школу - это разнопорядковые величины, и если кто-то этого не понимает, то нам грозит беда. Ведь образование не сводится к "накачке" ребёнка по-житейски полезными знаниями..." и так далее. Ну, коллеги, напоминаю, что само церковное образование финансируется не из бюджета, значит, оно тоже не образование, а всего лишь услуга. И шестое, коллеги, нелюбимый многими единый государственный экзамен резко повышает долю репетиторства: 70 процентов всех детей готовятся к ЕГЭ с репетиторами. Следовательно, ЕГЭ повышает долю услуг, сокращает долю образования в Российской Федерации. Ну и последнее, седьмое. Коллеги, поскольку закон половинчатый, то и результат оказался половинчатый. Мы продолжаем всё время слышать: услуги, услуги, услуги, даже в этом зале сегодня мы услышали про образовательные услуги. Давайте не будем принимать половинчатых решений, давайте будем последовательными и сделаем второй шаг - окончательно изгоним услуги из образовательного законодательства. Если же нам говорят, что это противоречит Гражданскому кодексу, то, во-первых, это не совсем так, во-вторых, давайте будем, если нужно, менять и Гражданский кодекс, как мы это делали не один десяток раз, уважаемые коллеги. Я думаю, что вопрос идеологический и очень важный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. С содокладом выступает Виктор Владимирович Смирнов, Комитет по просвещению. СМИРНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Олег Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по просвещению внимательно рассмотрел представленный законопроект и отмечает, что в нём предусматривается исключение из действующего законодательства термина "платная образовательная услуга", о чём Олег Николаевич сказал, и Олег Николаевич подтвердил, что это не согласуется с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Глубокоуважаемый Олег Николаевич, и при обсуждении в комитете мы это отмечали, и в приватных беседах не один раз мы говорили: давайте будем последовательными, не будем ставить телегу впереди лошади - начнём с изменения гражданского законодательства вместе с нашими коллегами из комитета по законодательству. Далее. Понятие "обучение на возмездной основе", которое предлагают авторы законопроекта, вместо термина "образовательная услуга" не соотносится с ним по объёму, учитывая, что обучение является лишь частью образовательного процесса, представляющего собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Кроме того, уважаемые коллеги, исключение термина "образовательная услуга" полностью из законодательства об образовании и введение термина "услуга в сфере образования", под которым понимается иная, помимо образовательной деятельности, деятельность в сфере образования, вообще создаёт полную правовую неопределённость. Фото-кружок - это образовательная деятельность? А занятия по подготовке стенгазеты и обучение дизайнерским навыкам - это образовательная деятельность? Кроме того, уважаемые коллеги, мы исходили из того, что в весеннюю сессию 2022 года нами был принят закон, в соответствии с которым термин "государственная и муниципальная услуга в сфере образования" в контексте статей, регулирующих вопросы финансирования образовательной деятельности, был отменён, его заменили термином "объём финансового обеспечения реализации образовательной программы". На наш взгляд, это соломоново решение. Правительство не поддерживает концепцию законопроекта. Комитет предлагает законопроект отклонить в первом чтении. Просим нашу позицию поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Владимирович. Коллеги, переходим к голосованию. Ставится на голосование в первом чтении законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 42 сек.) Проголосовало за 87 чел.19,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 87 чел. Не голосовало 363 чел.80,7 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.