Заседание № 47

07.06.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 124013-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (о постановлениях Европейского Суда по правам человека).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2425 по 2540 из 10392
8-й вопрос нашей повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в   
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".                           
                                                                                
Пожалуйста, Даниил Владимирович Бессарабов.                                     
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет подготовил            
названный законопроект и следующий за ним в нашей повестке - "О внесении        
изменений в отдельные законодательные акты..." - для рассмотрения во втором     
чтении. Напомню, они объединены одним смыслом и направлены на определение,      
самое главное, нормативно-правовое закрепление последствий прекращения          
членства Российской Федерации в Совете Европы и его институтах, в том числе     
выхода из-под юрисдикции Европейского Суда по правам человека.                  
                                                                                
Ко второму чтению мы доработали ряд положений. Основное - мы скорректировали    
дату предельного срока исполнения в Российской Федерации постановлений          
Европейского Суда по правам человека, закрепили, что постановления              
Европейского Суда по правам человека, вступившие в силу после 15 марта 2022     
года, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Выплата денежной           
компенсации по постановлениям Европейского Суда по правам человека,             
вступившим в силу до 15 марта 2022 года включительно, производится              
Генеральной прокуратурой до 1 января 2023 года. Она будет производиться         
исключительно в российских рублях и исключительно на счета в российских         
кредитных организациях и не может быть произведена на счета иностранных         
кредитных организаций. Вот смысл поправок, которые поддержаны комитетом ко      
второму чтению. Собственно говоря, всего к законопроекту, который мы            
рассматриваем, поступило шесть поправок: одна поправка включена в таблицу       
поправок № 1 и пять поправок - в таблицу поправок № 2.                          
                                                                                
Просим поддержать таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть           
замечания? Нет.                                                                 
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты.                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   18 чел.4,0 %                                     
Голосовало                    331 чел.                                          
Не голосовало                 119 чел.26,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 1 принимается.                                               
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              309 чел.68,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                   19 чел.4,2 %                                     
Голосовало                    329 чел.                                          
Не голосовало                 121 чел.26,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              363 чел.80,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    364 чел.                                          
Не голосовало                  86 чел.19,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Даниил Владимирович.                                                
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Коллеги, законопроект подготовлен для рассмотрения в третьем   
чтении. Заключение Правового управления имеется - замечаний нет. Просьба        
рассмотреть и поддержать законопроект в окончательной редакции.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет.                             
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              361 чел.80,2 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    362 чел.                                          
Не голосовало                  88 чел.19,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят. Спасибо.                                                          

Заседание № 43

18.05.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 124013-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (о постановлениях Европейского Суда по правам человека).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3319 по 3514 из 4894
Законопроекты под пунктами 9 и 10 рассматриваются одновременно, один доклад     
будет. Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные    
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу          
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Пункт 10,      
проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный      
кодекс Российской Федерации". Доклад Даниила Владимировича Бессарабова.         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич.                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, позвольте мне от имени авторского коллектива, в который      
входят и Павел Владимирович Крашенинников, и наши коллеги - сенаторы Клишас и   
Полетаев, представить вам два законопроекта, которые действительно объединены   
одним смыслом и направлены на определение и нормативное закрепление с целью     
установления правовой определённости последствий прекращения членства           
Российской Федерации в Совете Европы и во всех его институтах, включая          
деятельность Европейского Суда по правам человека. В нашей инициативе два       
блока вопросов.                                                                 
                                                                                
В первом блоке первое изменение касается установления предельного срока         
исполнения в Российской Федерации постановлений Европейского Суда по правам     
человека - до 16 марта 2022 года. Дата определена в связи с тем решением        
Комитета министров Совета Европы, принятым в одностороннем и                    
формально-принудительном порядке, когда мы были исключены из Совета Европы.     
Второе, постановления Европейского Суда по правам человека, вынесенные после    
указанной даты, не подлежат исполнению в Российской Федерации. В то же время,   
учитывая длящийся характер отдельных решений и постановлений Европейского       
Суда по правам человека, мы закрепляем за Генеральной прокуратурой исполнение   
и сегодня возложенных на неё полномочий до 1 января 2023 года.                  
                                                                                
Второй блок вопросов связан с изменением нашего процессуального                 
законодательства. Мы вносим поправки в наши ключевые кодексы - в Кодекс         
административного судопроизводства, в Гражданский процессуальный, Арбитражный   
процессуальный кодексы, отдельным законопроектом, как я уже сказал, в           
Уголовно-процессуальный кодекс. Вынесение этой темы в отдельный блок,           
законопроект обусловлено только тем, что в Уголовный и                          
Уголовно-процессуальный кодексы поправки могут вноситься только отдельным       
законом. Вот именно поэтому мы поделили на две составляющие, на две             
инициативы. Из названных источников мы убираем положение о том, что             
постановление Европейского Суда по правам человека является основанием для      
пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь         
открывшимся обстоятельствам. В УПК мы предлагаем так называемый                 
компенсаторный механизм в рамках осуществления судами в Российской Федерации    
производства по уголовным делам путём расширения оснований для отмены           
вступивших в законную силу судебных решений и возобновления производства по     
новым или вновь открывшимся обстоятельствам, то есть, если это нельзя будет     
сделать посредством тех постановлений, которые принимал Европейский Суд по      
правам человека, мы говорим: пожалуйста, обращайтесь в Конституционный Суд -    
и наделяем в этом смысле Конституционный Суд полномочиями.                      
                                                                                
Вот об этом идёт речь, это суть и смысл наших инициатив.                        
                                                                                
Коротко о позиции комитета. Комитет рассмотрел подробно, в дискуссии,           
поддержал большинством голосов, просит поддержать и вас в первом чтении. У      
Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального    
характера нет.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Да.                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Матвеев Михаил Николаевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
В соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 1950    
года, из которой мы не выходим, "денонсация не освобождает соответствующую      
Высокую Договаривающуюся Сторону от её обязательств по настоящей Конвенции в    
отношении любого действия, которое могло явиться нарушением таких               
обязательств... до даты вступления денонсации в силу". Скажите, пожалуйста,     
не целесообразнее ли всё-таки событие рассматривать, а не принятие              
постановления Европейского Суда? Если событие произошло до 16 марта 2022        
года, то, наверное, Россия должна выполнять свои обязательства? Вот это         
стремление, ну, оно понятное, но, мне кажется, всё-таки здесь должна быть       
какая-то разумность, чтобы мы так не разбежались и ещё и из Совета              
Безопасности ООН не вышли.                                                      
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Спасибо за вопрос. Вы правы, мы не денонсируем никакие наши    
международные договоры или соглашения, речь об этом не идёт. Мы приверженцы     
соблюдения прав и свобод человека и гражданина во всех лучших проявлениях. И    
на самом деле начиная с 1996 года, пока мы были полноправными участниками       
Совета Европы, наше, так сказать, национальное право много поимело от этого,    
поскольку права и свободы человека воплощались и в нашем законодательстве,      
инкорпорировались, и на практике мы развивали нашу судебную систему, в том      
числе используя прецеденты, постановления ЕСПЧ - Европейского Суда по правам    
человека. Но к сожалению, произошло то, что произошло, и мы живём в тех         
реалиях, в которых находимся. В одностороннем, подчеркну, порядке, игнорируя    
наше заявление, обдуманное, мотивированное, которое мы направили Генеральному   
секретарю Совета Европы, воспользовавшись правом каждого члена Совета Европы    
выйти из этой организации на основании статьи 7 (а там более длительная         
процедура, понятные последствия, период, более комфортные условия), в порядке   
статьи 8 нас исключили из этой международной организации. Именно поэтому мы     
должны привести в соответствие наше национальное законодательство, но           
соблюдать права и свободы человека, которые прежде всего прописаны в нашей      
Конституции, в главе 2, мы будем и в дальнейшем и будем развивать нашу          
судебную систему в том числе. Вот одно из предложений наших законопроектов на   
это и направлено.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Даниил Владимирович, в продолжение предыдущего вопроса. Для многих    
наших граждан ЕСПЧ был таким вот последним редутом, или, скажем, последней      
возможностью добиться справедливости, сейчас этот механизм практически          
исключается. Доверия к российской судебной системе, к сожалению, не             
добавляется, по данным соцопроса. Вы сказали о некоем новом механизме - через   
Конституционный Суд. К сожалению, пока вот в данных законопроектах про это      
конкретно ничего не написано. Готовится ли какой-то законопроект, готовится     
ли новый правовой механизм обжалования уже вступивших в силу решений суда       
общей юрисдикции, в том числе Арбитражного суда, или есть какие-то другие       
мысли о том, что заменит ЕСПЧ на территории Российской Федерации как вот        
такую последнюю надежду, последний вариант добиться справедливости?             
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Алексей Владимирович, коротко о цифрах, о количестве жалоб,    
которые со стороны России, её граждан направлялись в Европейский Суд по         
правам человека. К примеру, в 2021 году жителями Российской Федерации было      
направлено чуть более 9400 жалоб - и только в 219 случаях постановлением ЕСПЧ   
было признано нарушение Конвенции о правах человека. Конечно, это               
несопоставимо с масштабом судопроизводства и правосудия в Российской            
Федерации, и это говорит о доверии граждан к нашим органам судебного            
сообщества.                                                                     
                                                                                
За прошлый год в Российской Федерации суды первой инстанции рассмотрели около   
39 миллионов дел. Для сравнения: Конституционный Суд Российской Федерации       
принял в 2021 году 54 постановления, ну, вы понимаете, по существу были         
рассмотрены требования о соответствии Конституции или несоответствии            
Конституции отдельных законодательных или нормативных правовых актов. Всего     
же с 1995 года было рассмотрено 4429 таких дел, 707 постановлений принято. И    
в то же самое время данные по другой форме реагирования Конституционного        
Суда, другим его актам - определениям: их было принято 41 973, это очень        
много.                                                                          
                                                                                
Вы спрашиваете, что мы предлагаем, как задействовать Конституционный Суд в      
этом смысле? Посмотрите внимательно законопроект, о котором я тоже сегодня      
докладывал, "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс...", - мы    
как раз и предлагаем в первой же статье внести поправки в статью 413            
"Основания возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или        
вновь открывшихся обстоятельств" и ряд других статей, которые на это            
направлены. Именно в таком порядке и пересматривались, в частности, уголовные   
дела, когда принималось постановление Европейского Суда по правам человека,     
что давало основание по новым или вновь открывшимся обстоятельствам идти        
дальше, добиваться в нашем правосудии пересмотра уже ранее принятых,            
вступивших в законную силу решений. Такой же порядок мы предлагаем применять    
и в рамках новой процедуры. Считаем, что это вот такой компенсаторный           
механизм.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель     
президента? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет.                    
                                                                                
Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О           
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и      
признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов            
Российской Федерации", пункт 9.                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 11 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              360 чел.80,0 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    362 чел.                                          
Не голосовало                  88 чел.19,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.                                                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", пункт 10.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 11 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              362 чел.80,4 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    365 чел.                                          
Не голосовало                  85 чел.18,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.