Заседание № 73
О проекте федерального закона № 1239700-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 8 статьи 30 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (в части оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 8 статьи 30 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации". Докладывает Денис Борисович Кравченко. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект мы вчера рассматривали подробно во втором чтении. Все необходимые экспертизы пройдены, и он полностью готов к принятию в третьем чтении. Комитет просит поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 57 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Закон принят единогласною. Спасибо.
Заседание № 72
О проекте федерального закона № 1239700-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 8 статьи 30 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (в части оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 21-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 8 статьи 30 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации". Доклад Дениса Борисовича Кравченко. Пожалуйста, Денис Борисович. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект, который мы рассматриваем, был принят Государственной Думой в первом чтении 7 декабря 2021 года. Напомню, он направлен на реализацию положений федеральных законов "О техническом регулировании" и "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", которыми установлены особенности технического регулирования и порядка аккредитации в области космической деятельности. Так, изменениями предусмотрены полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка оценки соответствия и порядка аккредитации органов сертификации. При подготовке ко второму чтению заинтересованными органами власти и организациями высказывались замечания в части разграничения понятий космической техники двойного назначения, подлежащей оценке соответствия в порядке, предусмотренном для оборонной продукции, и в порядке, предусмотренном для гражданской продукции. В целом эта позиция была понятна, и мы о разведении понятий военного, гражданского и двойного назначения в космической отрасли не раз говорили в рамках экспертного совета по космической деятельности, который я возглавляю. В целях урегулирования разногласий на площадке комитета мы провели обсуждение, по результатам которого были выработаны чёткие формулировки, были разграничены объекты, подлежащие оценке соответствия согласно порядку, предусмотренному для оборонной продукции, и объекты, подлежащие оценке соответствия согласно порядку Госкорпорации "Роскосмос". Остальные поправки носят редакционный, юридико-технический и лингвистический характер. Всего в комитет поступило семь поправок, которые рекомендованы комитетом к принятию и включены в таблицу поправок № 1. Законопроект прошёл все согласования и экспертизы, поддержан Правительством Российской Федерации, ГПУ Президента Российской Федерации, а также организациями ракетно-космической отрасли. Также получено положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Прошу поддержать принятие законопроекта во втором чтении и поправок к нему. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть желание высказаться? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 06 мин. 23 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается единогласно. Ставится на голосование законопроект во втором чтении, 21-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 06 мин. 53 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. КРАВЧЕНКО Д. Б. Спасибо за поддержку. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект полностью готов к принятию в третьем чтении. Просьба включить его для рассмотрения в повестку на завтра, 9 ноября. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Поддерживаем? Спасибо.
Заседание № 15
О проекте федерального закона № 1239700-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя генерального директора Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" Сергея Николаевича Дубика. Пожалуйста. ДУБИК С. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель генерального директора Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Предлагаемый к рассмотрению законопроект направлен на реализацию положений федеральных законов "О техническом регулировании" и "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", определивших необходимость установления особенностей технического регулирования и порядка аккредитации в области космической деятельности. Законопроектом предусматривается установление особенностей технического регулирования в области космической деятельности в Законе "О космической деятельности", закрепление в Законе "О космической деятельности" и Федеральном законе "О Государственной корпорации... "Роскосмос" полномочий правительства и корпорации в сферах оценки соответствия и аккредитации в области космической деятельности. В частности, правительство наделяется полномочием утвердить порядок аккредитации в области космической деятельности, а корпорация - полномочиями по осуществлению аккредитации. Таким образом, принятие федерального закона позволит реализовать требования федеральных законов "О техническом регулировании" и "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" в части установления особенностей технического регулирования и порядка аккредитации в области космической деятельности и, как результат, организовать аккредитацию органов по сертификации испытательных лабораторий (центров), обеспечив контроль за их деятельностью, актуализировать порядки проведения работ по сертификации в отношении отдельных видов космической техники и в целом организовать современную систему сертификации космической техники, работ, услуг в области космической деятельности. Следует отметить, что ранее Российское космическое агентство было наделено полномочием по созданию системы сертификации космической техники научного и социально-экономического значения и осуществлению аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров). Действующая в настоящее время система сертификации космической техники научного и социально-экономического назначения была создана в 1995 году на основании полномочий Российского космического агентства. Работа по сертификации в данной системе проводится органами по сертификации (всего 11), испытательными лабораториями (центрами) (всего 14), аттестаты об аккредитации которых выданы Федеральным космическим агентством и сохраняют действие на основании переходного положения, установленного частью 8 статьи 30 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации, которое установит порядок аккредитации в области космической деятельности, основания для разработки и принятия которого предусмотрены законопроектом. Таким образом, в настоящее время корпорация, наделённая полномочиями по организации и сертификации космической техники двойного, научного и социально-экономического, назначения, установленными Законом "О космической деятельности" и законом о Госкорпорации "Роскосмос", не имеет возможности изменить руководящие общесистемные документы и создать современную систему сертификации космической техники двойного, научного и социально-экономического, назначения, не наделена полномочиями по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и не имеет возможности осуществлять контроль за деятельностью органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров). В связи с этим в законопроекте не устанавливается новых полномочий для корпорации, а предлагается восстановить полномочия, которые ранее были у Федерального космического агентства, что позволит создать современную прозрачную систему оценки соответствия космической техники. Предлагаемые в законопроекте изменения будут способствовать выходу организаций любых организационно-правовых форм на рынок высокотехнологичных услуг. Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не потребует дополнительных бюджетных ассигнований. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Дениса Борисовича Кравченко. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Централизация аккредитации и сертификации, а также повышение доверия к космической технике - это наш шаг к повышению интереса к космическому сектору. Действующая в настоящее время система сертификации космической техники научного и социально-экономического назначения была создана, как уже сказал предыдущий докладчик, в далёком 1995 году на основании Закона Российской Федерации от 10 июня 1993 года № 5151-I "О сертификации продукции и услуг", в соответствии с которым Российское космическое агентство имело полномочия по созданию такой системы и осуществлению аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) для работы в этой системе. Сейчас эта система, по сути, законсервирована и работы по сертификации в данной системе сейчас проводятся аккредитованными ещё Федеральным космическим агентством 11 органами по сертификации и 14 испытательными лабораториями (центрами), аттестаты аккредитации которых выданы и сохраняют своё действие до сих пор. С учётом необходимости расширения круга органов по сертификации и в целом обновления и совершенствования нормативно-правовой базы по вопросам сертификации космической техники комитет считает предложенные изменения обоснованными и своевременными, а концепцию законопроекта заслуживающей поддержки. Вместе с тем комитетом высказаны замечания, которые не препятствуют принятию законопроекта в первом чтении и могут быть учтены ко второму чтению. В частности, это вопросы терминологии: некоторые использованные определения нуждаются в уточнении и расшифровке. Кроме того, в рамках работы ко второму чтению комитет считает важным проработать сам механизм организации оценки соответствия, процедуры осуществления аккредитации в области космической деятельности и аттестации экспертов по аккредитации в области космической деятельности. В ходе доработки законопроекта также необходимо обсудить порядок установления обязательных требований к космической технике. Однако, как я уже сказал, эти замечания могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению, если законопроект будет принят сегодня в первом чтении, без изменения его концепции. В целом хочу сказать, что полномочия Правительства Российской Федерации и "Роскосмоса" по организации работ по сертификации космической техники и научного, и социально-экономического значения станут серьёзным заделом для начала большой работы по открытию и повышению коммерциализации отрасли. Комитет рекомендует Государственной Думе принять сегодня законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 24. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 56 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.