Заседание № 63
19.12.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 123868-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Казахстан и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2636 по 2827 из 8988
Приступаем к рассмотрению 13-го вопроса. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Казахстан и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации министра энергетики Сергея Ивановича Шматко. Прошу, Сергей Иванович. ШМАТКО С. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, министр энергетики Российской Федерации. Уважаемый Юрий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 830 от 7 ноября этого года на ратификацию вносится Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Казахстан и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода. Целью соглашения является строительство Прикаспийского газопровода для транспортировки туркменско-казахстанского природного газа по территориям Туркменистана, Республики Казахстан и Российской Федерации. Соглашение определяет условия строительства газопровода, предназначенного для транспортировки газа из Каспийского региона. Газ пойдёт по восточному побережью Каспия в газотранспортную систему России. Соглашение предусматривает строительство газопровода пропускной способностью до 20 миллиардов кубов газа в год, в том числе 10 миллиардов туркменского газа и 10 миллиардов казахстанского газа. Ориентировочная протяжённость газопровода составит более 1 тысячи 600 километров. В результате реализации соглашения российская сторона получит возможность контролировать поставки природного газа из Туркменистана и Казахстана, осуществлять его продажу на газовых рынках через единый экспортный канал. Реализация соглашения обеспечит долгосрочное сотрудничество на территории СНГ в области топливно-энергетического комплекса, а также углубление интеграционных процессов в развитии инфраструктуры в газовом секторе России и Центральной Азии. Вступление соглашения в силу не потребует внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации, принятия новых законодательных актов. Вместе с тем соглашение содержит иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, а именно: статья 7 соглашения предусматривает, что в случаях внесения в законодательство какой-то из сторон изменений, которые ухудшают условия налогообложения уполномоченных организаций и подрядчиков, принимающих участие в проекте, до достижения срока окупаемости проекта налогообложение будет осуществляться в соответствии с законодательством стран, действовавшим на дату подписания соглашения. (При этом необходимо отметить, что данное положение касается в первую очередь Казахстана и Туркменистана, потому что участок российской территории - это порядка 10 километров.) В этой связи соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". Реализация соглашения не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации. Хотел бы добавить, что реализация данного соглашения не предполагает выдачи кому-либо каких-то кредитов и все уполномоченные организации и стороны финансируют строительство из своих бюджетов. Прошу принять проект закона о ратификации соглашения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Алексея Владимировича Островского. ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР. Уважаемый Юрий Николаевич, уважаемые коллеги! Сегодня нам предстоит ратифицировать очень важный для национальной безопасности в целом и энергетической в частности документ. Важность этого соглашения, как уже сказал официальный представитель правительства, для нас прежде всего в том, что его реализация позволит России контролировать поставки природного газа из Казахстана и Туркмении и осуществлять его продажу на мировых газовых рынках через единый транспортный канал. В нынешней непростой ситуации на международной арене, когда многие западные потребители российских углеводородов обеспокоены проблемами энергетической безопасности при их транспортировке, данное обстоятельство приобретает особое значение. В первую очередь, конечно, все мы видим ситуацию, складывающуюся с поставками наших энергоресурсов в страны Восточной и Западной Европы через территорию Украины. Нет никакого сомнения, что строительство трубопровода соответствует также и национальным интересам других участников данного соглашения - Казахстана и Туркменистана, для которых открывается перспектива более масштабного продвижения своей продукции на мировые рынки и, что очень важно, значительного уменьшения при этом рисков, связанных с транспортировкой. Вот почему мы считаем, что реализация проекта по строительству Прикаспийского газопровода является взаимовыгодной для всех государств-участников, которые являются партнёрами по СНГ не на словах, а на деле, что и демонстрирует данное соглашение. И в этом, безусловно, не только экономическая, но и политическая значимость ратификации этого документа. Таким образом, заключение настоящего межправительственного соглашения отражает объективную заинтересованность России, Казахстана и Туркменистана в интенсивном крупномасштабном сотрудничестве. Реализация проекта представляется взаимовыгодным вложением инвестиций в газовую отрасль. Согласно его положениям он имеет долгосрочную перспективу. По настоящему соглашению часть извлекаемых запасов - свыше 30 миллиардов кубических метров природного газа - ежегодно может быть своевременно поставлена на европейский энергетический рынок. Выполнение соглашения послужит и укреплению добрососедских отношений с указанными государствами и будет способствовать развитию ресурсного потенциала, согласованию и координации экспортно-импортной и инвестиционной политики. Комитет рассмотрел данный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его. Наши соисполнители - комитеты Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, по энергетике - тоже поддерживают ратификацию данного документа. Просим поддержать наше совместное решение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, вопросы будут? Будут. Прошу включить режим записи на вопросы. Три человека. Владимир Вольфович Жириновский, прошу, ваш вопрос. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Сергей Иванович, вы просчитали стоимость этого газопровода? Мы вот "Голубой поток" сделали, нам здесь Вяхирев с этой же трибуны говорил: "Всё будет отлично!" Сколько раз уже турки сокращали поставки по этому газопроводу! Я вас предупреждаю: скоро он станет пустым. Мы построим Прикаспийский, а "Голубой..." остановится у нас, будет пустым, и этот будет пустым, а весь газ пойдёт через Северный Иран в обход России в Европу и в Индию. Вот что они нам готовят. Строить надо, но вы сначала всё просчитайте. А то мы опять всё сделаем, всё построим, а потом вы, Минфин, будете нам докладывать наши убытки: вот потратили на газопровод, а он доходов не даёт... Вот это, расчёт такой, вы имейте в виду. Насколько будет оправданно то, что мы снова строим газопровод, ведь "Голубой поток", по-моему, ещё себя не окупил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Иванович, прошу. ШМАТКО С. И. Спасибо, Владимир Вольфович, за вопрос. ТЭО компании уже готовят, и в принципе, я думаю, в ближайшее время это будет готово. Я бы хотел обратить внимание депутатов Государственной Думы на то, что каждая из сторон сама финансирует свой участок трубы. Это порядка 1600 километров, 10 километров - на российской территории. В этом плане для российского бюджета никаких рисков, связанных со строительством газопровода, не возникает. У нас есть определённые обязательства по небольшому расширению пропускной способности нашей газотранспортной системы в части газоизмерительной станции "Александров Гай". Наша компания, скорее всего, получит возможность осуществления подряда, возможность поработать на территории Туркменистана. Соглашение предусматривает оплату Россией газа на границах Туркменистана и Казахстана по справедливой рыночной цене. Она будет определяться, конечно, с учётом транспортировки. Здесь может быть какой-то коммерческий риск, связанный с завышением стоимости инвестиций каждой стороной на участке газопровода, что потом скажется на стоимости транспортировки, но за этим будет следить совместный комитет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Романов Валентин Степанович, пожалуйста, ваш вопрос. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Сергей Иванович, я хотел бы уточнить сроки, услышать, какие сроки заложены - раз и какова стоимость совокупная - два. И третье: как учитывается то, что происходит в мире сегодня, когда глобальный экономический кризис давит всех и в первую очередь сокращение инвестиций для всех государств мира становится головной болью? Как себя поведут партнёры? То есть насколько реально просчитана и учтена вот эта ситуация с кризисом? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Иванович. ШМАТКО С. И. Ну, ТЭО, как я уже сказал, готовится, и я хотел ещё раз обратить внимание на то, что здесь у России коммерческие риски минимальные. Соглашение, на наш взгляд, полностью отвечает нашим национальным интересам, потому что реализация соглашения намечена с середины 2008 года и в 2010 году надо будет закончить этот проект. Я думаю, что по темпам строительства мы опережаем альтернативные проекты, которые обсуждаются в настоящее время, с участием этих государств. Успешная реализация соглашения, на мой взгляд, значительно ослабит конкурентные позиции, имеется в виду коммерческая обоснованность альтернативных проектов. Что касается кризиса, хотел бы отметить следующее. Рынок газа в отличие от рынка нефти имеет достаточно долгосрочную стабильную основу, как правило, там работают долгосрочные договоры, поэтому с учётом того, что строительство будет идти до конца 2010 года, считаем, что с точки зрения поставок газа и планируемых их объёмов кризис не будет оказывать какого-то существенного влияния на коммерческую сторону этого проекта.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2846 по 3389 из 8988
Продолжаем работу над пунктом 13 нашей повестки. Пожалуйста, Федоткин Владимир Николаевич, ваш вопрос. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Сергею Ивановичу. Мы сейчас даём согласие на строительство газопровода, будем гнать в другие страны газ, а вчера Путин говорил о поэтапном повышении цен на газ внутри страны. Где же логика? А не лучше нам вот так договориться: газопровод не строить, эти деньги направить на строительство жилья на селе и сэкономленный газ тоже направить в село, потому что там газа совершенно нет? Мне кажется, это будет по-хозяйски. Не лучше ли так сделать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Иванович, пожалуйста. ШМАТКО С. И. Вы знаете, я с вами полностью согласен: в первую очередь наша задача - свой собственный газ тратить для обеспечения наших внутренних потребностей, внутри страны. Просто в последнее время, особенно в условиях кризиса, возникают ситуации, когда у нас происходит недобор газа, идёт реальное сокращение потребления. А с другой стороны, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что газопровод предназначен не для того, чтобы наш газ куда-то транспортировать, мы, наоборот, через себя будем пропускать казахстанский, туркменский газ, пропускать через нашу газотранспортную систему и продавать его на экспорт. Это позволит нам проводить более сбалансированную политику в отношении экспорта газа, в том числе нашего, не создавая себе дополнительных конкурентов, через наш единый экспортный канал. Поэтому в данном конкретном случае считаю, что вопросы, которые сейчас были поставлены, может быть, имеют отношение к тому, что мы всё-таки обеспечиваем транзит чужого газа через нашу газотранспортную систему, но с учётом того, что у нас на сегодняшний день мощности достаточно свободные, как я говорил, каких-то таких рисков не вижу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, спасибо. Рябов Николай Фёдорович, пожалуйста. РЯБОВ Н. Ф. Сергей Иванович, а в чём всё-таки заинтересованность Российской Федерации, нашей страны, в осуществлении этого сотрудничества? Получает ли бюджет страны от этого проекта что-то? В каком объёме, если получаем? И что, в конце концов, от этого получит народ страны? И второе. Я впервые встретил в этом соглашении в статье 5, да и вы об этом уже говорили, такое выражение: обеспечивает закупку по справедливой рыночной цене. Что, такая бывает? А если бывает, то справедливая - это какая? Объясните мне, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу. ШМАТКО С. И. Ну, вернёмся к справедливой рыночной цене, сразу отвечу. Мы с коллегами из Туркменистана, Казахстана всегда договаривались на какие-то там фиксированные цены и пользовались нашим монопольным положением, обеспечивая транзит их газа через нашу территорию. Это привело к тому, что достаточно активно стали продвигаться проекты по альтернативной поставке казахстанского, туркменского газа. Например, известный проект "Набукко". Наш конкурент, - это строительство транскаспийского газопровода по дну Каспийского моря с последующим подключением его к газопроводу "Набукко". В конечном счёте это приведёт к тому, что газ, скажем так, из наших традиционных зон влияния появится в Европе, но продавать его будут другие люди. И в этой ситуации нами последовательно реализуется политика, направленная на то, чтобы газ из этого региона поставлялся через нашу газотранспортную систему. Нам это очень важно, для того чтобы проводить единую сбалансированную ценовую политику на наших традиционных экспортных рынках. Это первое. Второе. А по справедливой рыночной цене - это означает, что мы предложили нашим партнёрам в этом регионе продавать газ по тем ценам, которые существуют на наших традиционных экспортных рынках, в том числе и в Европе, минус соответственно затраты на транспорт, на инвестиции вот в эту газотранспортную систему. В этом плане, отвечая на первую половину вашего вопроса, могу сказать: конечно, российский бюджет будет получать от транзита газа, то есть будет обеспечиваться соответствующая транзитная плата, с одной стороны. А с другой стороны, российский бюджет будет получать дополнительные деньги... в первую очередь "Газпром" будет получать дополнительные деньги, потому что может проводить более, как я говорил, унифицированную ценовую политику, не допуская конкурентов на свои экспортные рынки. И в-третьих, всё-таки, как я уже тоже рассказывал, наши подрядные организации смогут принять участие в сооружении участка газопровода на территории Туркменистана. Для нас это тоже плюс. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ширшов Константин Владимирович. ШИРШОВ К. В., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Иванович, то количество раз, которое вы произносите слово "наше" в отношении реализации этого проекта, создаёт впечатление, что вы государственник. Тем не менее вот вопрос: наше - это наше, а всё-таки кто же будет балансодержателем этой трубы, с каких пор она начнёт строиться, сколько это будет стоить нашей стране и кто будет платить? ШМАТКО С. И. Труба будет, честно говоря, не наша. Почему? Потому что трубу будет строить каждое государство на своей территории и владеть государство будет этим участком трубы самостоятельно. В Казахстане - это "КазМунайГаз", в Туркменистане - это "Туркменгаз", в России - это "Газпром". Участок трубы, который планируется построить на территории Российской Федерации, будет составлять 10 километров. Поэтому с учётом того, что "Газпром" и Российская Федерация не тратят вообще никаких денег на строительство этого газопровода и тем не менее за счёт партнёров создаются дополнительные возможности для экспорта туркменского и казахстанского газа через нашу газотранспортную систему с последующей продажей этого газа уже "Газпромом" на наших традиционных экспортных рынках, и с учётом того, что этот газопровод снимет в значительной степени коммерческую привлекательность реализации альтернативных проектов, действительно, наш проект полностью в наших интересах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич, пожалуйста. БАГДАСАРОВ С. А. У меня два вопроса. Первый из двух частей. Скажите, пожалуйста, какой газопровод может раньше заработать - наш Прикаспийский или на китайском направлении? И как это отразится на распределении ресурсов внутри Туркмении? И второй вопрос. У нас был конкурент - проект "Набукко", на нём, я так понимаю, можно поставить крест, то есть конкуренты... третьего газопровода, я так понимаю, Туркмения не выдержит? ШМАТКО С. И. Пожалуй, на газовом рынке, особенно на территории СНГ, наиболее острая интрига сегодня - сколько газа есть у Туркменистана. Недавно одна английская компания подтвердила наличие значительных запасов газа - до 14 триллионов кубов. И данные эти достаточно засекречены правительством Туркменистана, специалисты, скажу так, дают очень осторожную оценку этому. Действительно, Туркменистан строит и заключил долгосрочное соглашение о поставке газа на территорию Китая. К нам, по большому счёту, это отношения не имеет. Почему? Потому что, как мы договорились, по этому соглашению Туркменистан обеспечит до 2028 года выделение соответствующих объёмов нашей стороне. Причём в настоящее время ведётся разговор об увеличении прокачки по запланированному газопроводу с 20 миллиардов кубов до 40 миллиардов кубов газа. Отвечаю на ваш второй вопрос. Проект "Набукко" очень серьёзный, он достаточно серьёзно политически спонсируется и Соединёнными Штатами, и многими европейскими странами. Тем не менее это достаточно сложный с коммерческой точки зрения проект, и наши решительные и последовательные действия по созданию инфраструктуры, о которой мы сегодня разговариваем, как я уже сказал, значительно снижают коммерческую привлекательность проекта "Набукко", его пока строить не начали, а мы собираемся уже закончить строительство нашего Прикаспийского газопровода в 2010 году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сокол Святослав Михайлович, пожалуйста. Нет? Тогда подводим черту. Переходим к процедуре выступлений. Жириновский Владимир Вольфович, прошу вас. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я рад, что депутат Багдасаров не будет выступать, поскольку это уже немножко дальше его интересов, его географический район - Фергана. Не все правильно поняли, что он сказал сегодня утром, потому что всем кажется, что далеко эта Средняя Азия, но придёт время, вы почувствуете в крупных городах России, что такое наша Средняя Азия. Что же касается данного газопровода, конечно, он нужен, мы с удовольствуем ратифицируем соглашение. Есть моменты конкуренции, угроза, что определённые страны постараются провести газопроводы от поставщиков по другому направлению, минуя Россию. Но ситуация может меняться, могут меняться и цены за прокачку газа, и цены поставщиков. Это всё может помочь нам всё равно использовать данный газопровод с экономической точки зрения. Но опять я возвращаюсь к ошибкам советского периода. Ведь тогда нужно было выкачать весь газ из Туркмении и не лезть на Ямал. Там не нужно было все наши месторождения раскрывать, и давно бы не было проблемы, весь газ был бы продан, и деньги поступили бы в наш бюджет. То же самое с нефтью, нужно было всё выкачивать из Каспийского бассейна, а не идти в Сибирь, где очень дорогая добыча, болота, огромное количество рабочих там пострадали, подорвали своё здоровье. А Каспийский бассейн мог бы давно нам дать всю необходимую прибыль. Это вот слабость специалистов, слабость, потому что сидели технократы, может быть, учитывали цифры, показатели и забывали, что такое Россия, её окружение, не думали о будущем. И из-за этого сегодня мы с вами снова начинаем строить, и снова мы не уверены, что это даст нам какой-то плюс. Вот как с "Голубым потоком" (я уже приводил пример): турки захотят - будут получать газ по этому газопроводу, не захотят - всё, труба впустую будет идти по дну Чёрного моря. Это тоже наши просчёты, наши просчёты из-за незнания наших соседей, не учитывали и будущий расклад политических сил, экономику, конъюнктуру цен и так далее. И конечно, давно уже можно было бы иметь газовую биржу, разместить её в Петербурге и за рубли продавать, за рубли хотя бы соседям, а потом и всему миру. Экономисты говорят: не можем за рубли продавать, нам самим нужна валюта. Ну, тогда мы всегда будем зависеть от иностранной валюты и смотреть, как растёт курс чужой валюты, ничем не обеспеченной, и падает курс русского рубля, самой обеспеченной валюты в мире. Вот при царе она была самая обеспеченная, потому что не было экспериментов с социализмом и с другими, так сказать, вариантами реформаций и перестроек. Поэтому, конечно, очень важно строить газонефтепроводы, но надо понимать и ситуацию в Средней Азии. Советская власть плохо разбиралась в этом вопросе, мы её потеряли. Если Багдасаров родился в кишлаке, в ауле - Ферганская долина, там ослики гуляют, верблюды, то я родился в крупнейшем городе в Средней Азии - красавец-город, город Верный, верный форпост Российской Империи в Азии. И там были русские полковники, казачьи войска и было только русское население. И местное население в пояс кланялось представителям Российской Империи, и никто никогда не осуждал, что это империя. Они были благодарны. Мы им провели электричество, построили дороги. И они с удовольствием с нами торговали шерстью, хлопком, продуктами животноводства. И никто не помышлял о том, чтобы целину поднимать. Глупейшее решение - распахать пастбища! Ни скота, ни пшеницы... Ну, что делать, у человека три класса образование. Как можно допускать к руководству страной человека с тремя классами образования?! Даже среднюю школу не закончил. Конечно, ничего не соображал, не понимал. А потом другой пришёл, выпускник техникума курского Брежнев. Сегодня как раз его день рождения, ему было бы сейчас сто три года. Слава богу, что ему не исполнилось 103 года и вовремя он ушёл из этой жизни, иначе ещё хуже было бы нам с вами. Газопровод строить надо, но подумайте о том, что такое Туркмения, Казахстан, Узбекистан. Это очень коварный Восток, с ним надо уметь... изнутри его надо знать, изнутри надо знать, что такое ислам в Средней Азии, что такое экономические отношения. И запомните: они будут использовать вариант "ласковый телёнок четыре матки сосёт". Россия, этакая самая добрая матушка, всё отдаёт до сих пор. Китай пожёстче, позлее, но всё-таки что-то даёт. Америка вынуждена какое-то влияние оказывать. И турки. Вот здесь особую опасность имейте в виду. Они уже создали туркестанский общий парламент, скоро они заставят все тюркоязычные республики подчиниться одной верховной власти Турана. Центр будет находиться в Анкаре, там обучают их студентов, офицеров. И естественно, это им ближе, всё-таки язык схожий, как сербам, чехам, полякам, болгарам русский язык был бы ближе, чем испанский, итальянский, немецкий, православие им ближе. Поэтому советские коммунисты ошиблись, думая, что победит политическая идеология, что они вырвут этнические корни, религиозные корни. Никогда не вырвете, никогда политическая идеология не победит этническую и религиозную идеологию. Надо готовить специалистов-востоковедов, знающих местные языки, умеющих влиять на ситуацию, с тем чтобы наши нефтегазопроводы были прибыльными. И надо объяснять всем правительствам наших бывших советских среднеазиатских республик, что самая главная опасность для них - с Юга, из Афганистана и со стороны Америки, которая будет использовать их лишь как плацдарм для разжигания противоречий в этом регионе, а потом будет уходить, как из Ирака, оставляя там кровавое месиво. Поэтому должны быть другие дипломаты, другие инженеры - востоковеды. Может быть, надо подумать и о трудоустройстве депутата Багдасарова, он опытный, его, наверное, в МИДе ждут, и в Совете Безопасности ждут, и в ФСБ ждут. Он всё это знает, умеет, он оттуда - с трудом, наверное, сбежал оттуда, оттуда тяжело уйти - он хорошо всё это знает. Поэтому, Сергей Иванович, имейте всё это в виду, изучите ошибки советского опыта, когда тянули нефтегазопроводы, продавали по дешёвке, отдавали всё в кредит, а сегодня имеем меньше возможностей. Никогда никому ничего в долг не давать! Никогда! Никогда ни у кого кредита не брать! И все нефтегазопроводы тянуть только в интересах России! Только в интересах России! Если потребуется, костлявой рукой голода задушить всех наших противников, в том числе и в сопредельных странах! А там будет чудовищная ситуация: там будет вечная засуха, вечная угроза терроризма, обезвоживания. У нас есть более мощное оружие - Байкал. Займитесь ещё и строительством водопроводов, мощных водоводов из Байкала без ущерба Байкалу (чисто техническая норма). Эти миллионы гектолитров воды будут самым лучшим оружием нашим против Средней Азии. Они сгорят от будущих засух. Уже в Москве скоро снега не будет, вообще никогда никакого снега. Экологическая ситуация нам поможет с вами. Но вы должны понять, что ваше министерство должно быть ключевым. Там должны быть специалисты, которые знают не только энергетику, но и что такое Восток, потому что работать нам приходится в основном с Востоком. Подумайте об этом, чтобы здесь не было у нас больше ошибок, чтобы мы сообщали о прибылях, о доходах, а не о подарках, прощении долгов наших, и расходах. Мы богатейшая в мире страна, поэтому можно всем повышать зарплаты, пенсии, всем построить дома, чтобы все жили хорошо. Главное энергетическое оружие у нас с вами. Никому ничего не прощайте! Украина - вырубайте рубильник уже 25 декабря, а не 1 января. Не платят они, уже нет советской власти, а они продолжают не платить, потому что помнят: добрая Москва всё простит, всё забудет. Никому ничего не прощать! И с белорусами также. Только деньги, только деньги, голая прибыль - этим задушить! А нашим надо всё снижать, нашим тарифы надо понижать. А то объявляем: с 1 января повысим тарифы на газ. Понизить надо, а не повысить! Это что за управление страной?! Мы нашим гражданам цены на наш дешёвый, бесплатный газ будем повышать - понижать надо! Понижать всем внутренним потребителям и душить внешнего потребителя! Вот тогда это Министерство энергетики. Вы уже, наверное, десятый министр энергетики у нас, но порядка нет. Не умеете работать, господа министры. Как, друзья, вы ни садитесь, всё в музыканты не годитесь - это вам от ЛДПР новогоднее послание, всем министрам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Багдасаров, пожалуйста. БАГДАСАРОВ С. А. Спасибо. Владимир Вольфович, у меня просьба не переходить на личности и больше не хамить в мой адрес, я очень прошу вас: не надо. Теперь по сути вопроса. Ну, я считаю, что то, что сделали наши товарищи в "Газпроме" и Министерстве энергетики, - это героизм. Просто люди, которые не понимают того, что там на самом деле произошло, и имеют лишь общие сведения, говорят об этом. Вообще-то, в Туркменской ССР была достаточно развита нефтехимическая и газодобывающая промышленность, она базировалась - потому там и было в процентном отношении большое количество русских - на русскоязычном населении. Что, собственно, сделали эти люди? Они сделали огромный скачок не только с точки зрения экономики и добычи газа, но и с точки зрения усиления геополитического влияния России в регионе, и даже в перспективе это может быть использовано в военно-политическом плане. Во-первых, я хотел бы вам напомнить историю. Борьба за туркменский газ началась сразу после распада СССР. Первоначально американцы очень серьёзно рассчитывали, что туркменский газ, как и многое другое, будет переброшен через Афганистан и будет использован выход на Индийский океан. С этой целью, собственно, и было создано движение "Талибан", делегация которого неоднократно была в США и вела переговоры, в том числе, кстати, и с нынешним спецпредставителем Соединённых Штатов в ООН Халилзадом, который неоднократно встречался с ними и вёл переговоры на эту тему. Однако после известных событий, радикализации этого движения и ввода туда войск, естественно, вопрос по Афганистану был снят и возник вопрос "Набукко". Как правильно сказал министр энергетики, это был очень сильно лоббируемый с политической точки зрения проект. Мало того, предполагалось, что в случае создания... А что такое "Набукко", я вам поясню. Это газопровод из Туркмении с выходом на Баку, на Тбилиси и дальше на Арзрум. Там, если я не ошибаюсь, даже есть ветка, к которой предполагалось присоединить туркменский газ и дальше вести в Европу. Так вот, предполагалось, что в случае реализации проекта "Набукко" в одной, как выражались американцы, из прикаспийских стран СНГ будет создана военная база, предположительно это в районе Туркменбаши, бывшего Красноводска. Если бы это было допущено, мы бы имели ещё одну военную базу, в задачу которой, по мнению западных деятелей, входила бы как раз защита этого газопровода. Поэтому то, что сделали в данный момент Министерство энергетики и "Газпром", - это, я вам скажу, крупнейший прорыв на постсоветском пространстве, и недооценивать это ни в коем случае нельзя, надо поощрять такие проекты. Естественно, мы сейчас не знаем - я недаром задал вопрос - газовые ресурсы Туркмении, они всё скрывают, кто-то говорит, что их более чем достаточно, кто-то говорит, что недостаточно. На сегодняшний день есть три ветки. Первая ветка - это наш Прикаспийский газопровод, дай бог, чтобы он быстрее заработал и ресурсы были задействованы на нас. Есть, к сожалению, китайский вариант, который тоже уже, я так понимаю, в стадии подготовки строительства, он предполагает ежегодно забирать, если не ошибаюсь, 30 миллиардов кубометров газа, это тоже, в общем-то, много. И я думаю, всё-таки ни Соединённые Штаты, ни Евросоюз не уйдут, так сказать, с этой поляны, не уступят её нам так уж просто. Надо сказать, что уникальность ситуации заключается ещё и в том, что данный проект был заключён со страной, которая в рамках СНГ, в общем-то, и при Туркменбаши, и пока при нынешнем президенте не активна, они всегда критически к СНГ относились, и, я думаю, не случайно Туркмения не входит ни в ЕврАзЭС, ни в Организацию Договора о коллективной безопасности. Мало того, у нас с ней визовый режим, а кстати, у нас нет визового режима с тем же Узбекистаном, который, если не ошибаюсь, очень сильно нас подвёл в плане ряда газовых проектов в пустыне Кызылкум и передал ряд месторождений малайской газовой компании. И вот эта страна, у которой нет тех привилегий, которые есть у Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, пошла на заключение этого соглашения - это говорит очень о многом - о том, что, опираясь на это соглашение, мы можем решать целый ряд вопросов с Туркменией. В Туркмении всё тоже очень непросто. Мы знаем, что в сентябре текущего года в Ашхабаде были бои с применением тяжёлой техники, то есть там есть силы, которые хотели бы, так сказать, поменять систему власти в Туркмении. Там большая афгано-туркменская граница, вопрос вокруг которой в прошлый раз Туркменбаши как-то урегулировал, в этот раз, если произойдёт то, что может произойти, непонятно что будет, то есть Туркмения нуждается в нашей помощи. Естественно, осторожной, не так, чтобы вот всё, мол, давайте входите... Я не думаю, что у них есть большое желание войти в Организацию Договора о коллективной безопасности или в ЕврАзЭС, они видят, каковы в реальности эти структуры, которые, к сожалению, мало рабочие... Но мы должны помочь им в обеспечении безопасности. Насколько я знаю, ряд их специалистов обучаются в некоторых наших вузах, в том числе специализированных и военных, и дай им бог. И вообще, надо подумать, а может быть, наладить с этой страной более тесное военно-техническое, военно-политическое сотрудничество, эта страна становится очень важной, крайне важной, за неё борются, потому что в её недрах огромные запасы газа. Вне всякого сомнения, надо ратифицировать это соглашение. Мало того, я считаю, что это не рядовое соглашение и люди, которые способствовали его подписанию, должны быть поощрены всячески. Это первое удачное соглашение на постсоветском пространстве, особенно с такой непростой страной, как Туркмения, которая, я ещё раз говорю, могла бы повести себя совершенно по-другому. Наши конкуренты, в том числе из проекта "Набукко", в растерянности, теперь они будут пытаться что-то там сделать, но всё складывается не в их пользу, потому что, я думаю, наш газопровод в любом варианте быстрее заработает. Наконец, у них сама ветка очень такая сомнительная, потому что будет проходить через Закавказье с выходом на Арзрум, а это Восточная Анатолия, это курды, которые постоянно взрывают известный нефтепровод "Баку - Джейхан". И нам надо форсировать работу, и приложить все усилия, чтобы наш проект заработал. А вот за такое соглашение огромное спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть необходимость с заключительным словом выступить, Сергей Иванович? ШМАТКО С. И. Хотел бы просто поблагодарить депутатов Государственной Думы, на мой взгляд, практически единодушно поддержавших проект. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсудили пункт 13, выносим законопроект на "час голосования". Объявляется "час голосования". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Секунду, секунду! По мотивам сейчас дадут возможность выступить. Есть необходимость выступить по мотивам? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, режим записи на выступления по мотивам. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Договорились. Давайте от фракций. Выключите режим записи. Пожалуйста, от фракции КПРФ - депутат Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, уважаемый президиум! Многие специалисты в области борьбы с коррупцией убеждены, что предложенный в редакции "ЕДИНОЙ РОССИИ" и выхолощенный вариант пакета законопроектов ничего не изменит в известном классическом описании истории чиновничества в России, выраженном одним словом: воруют. Пятнадцать лет в Государственной Думе предпринимались попытки законного противодействия коррупции. В различных созывах по-разному работали комиссии Государственной Думы по противодействию коррупции. Но так получилось, что катализатор этого явления, на самом высоком уровне раздававший своим приближённым и родственникам накопленную многими поколениями наших граждан собственность, легко гасил все попытки принятия даже декларативных документов на эту тему. Когда о борьбе с коррупцией заговорили на самом верхнем уровне, вначале президент Путин, затем его преемник Медведев, у многих сложилось впечатление, что наконец-то осознали всю глубину и опасность для государства этого смертельного явления. Но опытные царедворцы по горбачёвскому принципу направили Медведева в бесконечные международные поездки, а Путина - гасить экономические пожары, и, используя вовремя подоспевший финансовый кризис, прибегают в сегодняшней ситуации к раскассированию накопленных резервов и очередному переделу собственности, опять же максимально гася все высочайшие порывы по борьбе с коррупцией. Более того, у многих в России сложилось впечатление некой ритуальной дискредитации столь необходимых и внесённых президентом инициатив. Посудите сами: в начале года, в апреле, Думой был отвергнут законопроект, который предлагал более конкретные меры по противодействию этому явлению, затем был отправлен в корзину шесть лет лежавший на полке после первого чтения законопроект о противодействии коррупции. Но ещё более цинично в течение недели дискредитируют президентскую инициативу. Вначале запретили даже обосновывать свои поправки в течение положенных трёх минут и многим отказали в возможности даже внести свои поправки, затем законопроект опять же в ускоренном режиме вносится и сегодня раздаётся в третьем чтении. По нашему мнению, комиссии по противодействию коррупции в области законодательства и представителю президента, которого сейчас, к сожалению, в зале нет, вообще-то, надо провести служебное расследование: кто и для какой цели именно для пакета законопроектов по противодействию коррупции вводил искусственно сжатый режим рассмотрения в нарушение всех регламентных норм. По нашему мнению, такой законопроект ничего позитивного ни обществу, ни стране не даст, а на деле будет только провоцировать дальнейшее коррумпирование госаппарата России. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "Справедливая Россия". Пожалуйста, депутат Гудков. ГУДКОВ Г. В. Спасибо. Наша фракция поддерживает этот законопроект, но по одной простой причине, что частное лучше, чем целое, и движение какое-то, даже незначительное, лучше, чем топтание на месте. Но это единственный мотив для голосования. На самом деле по сегодняшней оценке законопроект, к сожалению, далёк от того, что мы ожидали. Вот для первого чтения он был хорош, а для второго... К сожалению, работа не получилась, законопроекты не были доведены до ума. Они не имеют прямого действия, они не создали реальной законодательной базы для борьбы с коррупцией. По большому счёту, все те замечания, которые мы высказывали в первом чтении, так и остались декларацией, так и остались призывом, не услышанным, к сожалению, комитетом. Ну как мы могли серьёзно поработать по таким сложнейшим законам, когда авторы поправок были приглашены всего на одно заседание комитета, на котором чохом рассмотрели все поправки разом, а их двести пятьдесят? Скажите, пожалуйста, при качественной работе можно за один раз рассмотреть двести пятьдесят поправок? Я буду признателен, если кто-то из опытных депутатов скажет, что способен это сделать. Никакой серьёзной работы не было, никакой рабочей группы, никакого механизма не было создано для того, чтобы эти законы действительно начали сразу же работать. И можно сделать только один вывод: размах был на рубль, как говорится, а удар на копейку. По большому счёту, если мы так дальше будем работать, если мы сейчас же не создадим постоянную рабочую группу в Думе, если мы не будем дорабатывать сложнейшие законы, если мы не создадим законы о парламентском и гражданском контроле, если мы не придумаем и не реализуем механизма большей свободы для средств массовой информации, если мы не пропишем закон о реальной информационной открытости органов власти, - а сегодня они у нас сами определяют, какую информацию они выдают гражданам, - вот если всего этого и многого другого мы не сделаем, то можно, вспомнив слова из песни Градского, смело сказать, что первый тайм мы уже проиграли в борьбе с коррупцией и вновь она побеждает. Я, к сожалению, должен согласиться со многими негативными оценками, которые звучали в выступлениях наших коллег по левому флангу, потому что действительно та благая и очень правильная, очень своевременная идея президента, реализованная в первых законопроектах, направленных в Государственную Думу, на сегодняшний день потихонечку выхолащивается. Как говорится: дьявол сокрыт в деталях, в формулировках, в запятых и прочем. Сегодня мы вынуждены голосовать за, чтобы не мешать достижению по крайней мере небольшого позитивного результата. Но сразу говорим о том, что, если в таком состоянии останется законодательство по борьбе с коррупцией, коррупцию мы не только не победим, мы просто насмешим народ, мы скомпрометируем и идею президента, и вообще российскую власть, которая неспособна сегодня остановить массовую коррупцию, реально угрожающую стране и народу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции ЛДПР. Включите микрофон депутату Жириновскому Владимиру Вольфовичу. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы тоже с большой неохотой вынуждены проголосовать за данный закон, поскольку если взять школьную систему оценок, то как проект в первом чтении он был на пятёрку, а после доработки в Госдуме получает три с минусом. Изменили статью 9, убрали главный пункт - о том, что чиновники обязаны сообщать в государственные органы о любой коррупционной схеме, где бы она ни была, - поэтому информации нет. Как же бороться с коррупцией, если мы убрали из закона главный источник информации? И контроль. Мы предложили, чтобы был какой-то орган создан, депутат Плигин сказал, что, мол, это дорого, что коррупция наносит огромный ущерб и органы, которые будут бороться с ней, будут всегда доходными. Отсутствие контрольного органа... Конечно, это может сделать президент своим указом, не обязательно закон, он может эту должность ввести в рамках своих полномочий. Обсуждение закона показало, что у нас высокая степень демократии: партия, которая выдвинула нынешнего президента на данный пост, отказалась принять закон в его редакции. Это хороший показатель, значит, они практически тем самым отказали в поддержке президенту. Если бы я был избран президентом, то фракция ЛДПР не посмела бы даже прикоснуться к тому тексту, который я направил в Государственную Думу, тем более к тексту закона о борьбе с коррупцией. Вот раз прикоснулись к тексту закона о борьбе с коррупцией, значит, всех тех, кто его исказил, извратил, можно считать замешанными в коррупции, иначе зачем им ломать прекрасный президентский проект? Конечно, неприятно это осознавать. Мы действительно много лет пытались принять закон, правда, иногда мы не голосовали за него, тогда нас обвиняли, спрашивали, почему не хотим принять. Да с удовольствием примем, любой закон примем, но он же действовать не будет! Снова: что говорить избирателям? Что им говорить? Вот вы приняли закон, ну и дальше что? А дальше ничего, закон будет валяться на полках в архивах во всех наших учреждениях. В этом смысле что делают в других странах мира? Опыт уже у человечества есть: такие сложные вопросы поручают оппозиции, потому что та партия, которая предполагает стать правящей или имеет большинство, никогда с коррупцией бороться не будет, ибо она должна будет бить по самой себе, по своим чиновникам. Отказали в представлении информации о доходах, отказали в отмене неприкосновенности. Ну что нам сказать гражданам? Что все эти чиновники практически могут обладать неприкосновенностью? А если взять сам депутатский корпус... Мы разрешили работать чиновникам, которые переходят, допустим, на работу в коммерческие структуры. В варианте закона... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Выступал Александр Петрович Москалец, я думаю, что это можно рассматривать и как выступление от фракции.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3740 по 3758 из 8988
Переходим к голосованию по пункту 13. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Казахстан и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 20 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7% Результат: принято Спасибо, принято.