Заседание № 243
О проекте федерального закона № 123551-5 "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й вопрос. О проекте федерального закона "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по строительству и земельным отношениям Мартина Люциановича Шаккума. Пожалуйста. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект в полном объёме прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний у Правового управления нет. Комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам? По мотивам - Лекарева Вера Александровна. Выносим 4-й вопрос на "час голосования".
Пункт 4. Лекарева Вера Александровна по мотивам от фракции. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые депутаты, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не может поддержать законопроект, так как мы уверены, что в правоприменительной практике возникнут вопросы и сложности. Мы исходим из того, что водные объекты, так же как и земля, являются основой жизни и деятельности человека. Насколько будут учитываться законные интересы, права жителей в прибрежных территориях? Не исключено, что появится необходимость изменения границ населённого пункта или их переноса. Нужно хорошо понимать, что принесёт стране и российскому народу создание искусственно образованных территорий по инициативе инвестора, физических или юридических лиц. Не буду утомлять вас, уважаемые депутаты, негативными примерами, их достаточно, но скажу лишь о том, что триста насыпных островов для миллиардеров у Дубая уходят под воду, - кризис, видите ли, деньги закончились, печальное зрелище представляет собой Новая Голландия в Санкт-Петербурге, построенная в 1719 году, остров тоже разрушается. Почему мы не реконструируем этот исторический памятник? Мы считаем, что целесообразнее не создавать искусственные земельные участки, а разгрести естественные. Россия задыхается от мусорных свалок. Территория в 2 тысячи 500 квадратных километров сопоставима с государством Люксембург - вот где нужно строить оазисы, очищать российскую землю от 80 миллиардов тонн твёрдых бытовых отходов и ежегодно пополняющих их 7 миллиардов тонн! Пока мы будем намывать искусственную землю, на наших бескрайних просторах расплодятся китайцы, уважаемые депутаты. Обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги, на то, что с 1 по 5 августа 2011 года в Новосибирске пройдёт II Международная конференция "Создание и использование искусственных земельных участков на берегах и акватории водоёмов". Федеральное агентство водных ресурсов и Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук планируют обсудить современные технологии и методы создания искусственных земельных участков на водных объектах, дать научное обоснование разработке и проектированию земельных участков, а также поднять проблемы загрязнения прибрежных вод при создании искусственных земельных участков и меры по его предотвращению. Только ещё собираются обсуждать - а мы закон уже принимаем! Водные объекты, уважаемые коллеги, это важнейший компонент природных ресурсов: возобновляемый, ограниченный и уязвимый. Где ответственность и обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления по предотвращению негативного воздействия вод на искусственно образованные территории и по ликвидации последствий такого воздействия? Не определены расходные обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления, возникающие в случае формирования искусственно образованной территории. Кстати, в заключении правительства об этом сказано. Мы ставим под сомнение необходимость такого законопроекта. Кстати, нет чётко сформулированных требований, что механизмы реализации должны быть максимально объективными и выверенными. Уважаемые депутаты... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось время. Ставится на голосование законопроект "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", третье чтение. Голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 30 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 87 чел.19,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принято.
Заседание № 241
О проекте федерального закона № 123551-5 "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 9 июня 2009 года с наименованием "Об искусственно образованных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 40. Пожалуйста, Андрей Борисович. ЧИРКИН А. Б. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 9 июня 2009 года. Всего поступила пятьдесят одна поправка ко второму чтению, из них сорок две рекомендуются к принятию и девять к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, сорок две поддержанные комитетом поправки. Есть замечания? Голосуем таблицу 1. Голосуйте. (Шум в зале.) Я объявил: это 40-й пункт повестки дня, потом будет 41-й, а потом пойдём уже по порядку. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 48 мин. 20 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8 % Результат: принято Принято. Девять поправок отклонены. Нет замечаний? Голосуется таблица 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 48 мин. 47 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Принято. Ставлю на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 49 мин. 10 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 36 чел.8,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо, Олег Викторович. По пункту 38, по законопроекту об автомобильных дорогах, и по пункту 40, по законопроекту "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах...", я голосовал против. Это для протокола. Спасибо.
Заседание № 99
О проекте федерального закона № 123551-5 "Об искусственно образованных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 17, проект федерального закона "Об искусственно образованных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает председатель Комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Люцианович Шаккум. Первое чтение. ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект устанавливает порядок планирования, создания и использования искусственно образованных территорий. Искусственно образованные территории создаются на водных объектах по инициативе инвестора либо по инициативе органов власти в следующем порядке: согласовывается создание территории с уполномоченными органами госвласти и органами местного самоуправления, проводится аукцион на право заключения договора на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, утверждаются правила землепользования и застройки территорий и проводится аукцион на право создания искусственно образованной территории. Вопрос создания искусственно образованных территорий является актуальным, так как в настоящее время он в полной мере не урегулирован. В связи с этим комитет поддерживает необходимость определения на законодательном уровне порядка создания таких территорий. Вместе с тем по данному законопроекту имеется ряд замечаний, которые, на наш взгляд, могут быть устранены при доработке его ко второму чтению. На законопроект поступил положительный отзыв правительства. Комитет-соисполнитель, Комитет по вопросам местного самоуправления, поддерживает законопроект при условии его доработки. Учитывая изложенное, Комитет по строительству и земельным отношениям поддерживает законопроект и предлагает принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Так, Рябов - раз, Горячева - два, Зубов - три. Никого не забыл? Рябов Николай Фёдорович, пожалуйста. РЯБОВ Н. Ф. Будьте любезны, всё-таки поясните, что понимается под искусственно созданными территориями и для чего это необходимо, я так и не понял пока. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ШАККУМ М. Л. Под искусственно созданной территорией подразумевается участок земли, который искусственно создаётся путём насыпания, путём устройства различных укрепляющих сооружений с целью возведения на этом участке впоследствии различных строений. У нас есть уже примеры создания подобных участков, однако как раз в связи с их созданием и возник ряд вопросов. Такие участки - это комплекс защитных сооружений в Санкт-Петербурге, это различные дамбы при создании портовых сооружений. В рамках подготовки к проведению Олимпиады рассматривается вопрос создания "Острова Федерация" в районе города Сочи на Черноморском побережье. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Горячева, пожалуйста. ГОРЯЧЕВА С. П. Мартин Люцианович, скажите, пожалуйста, сколько же сегодня в России у нас таких искусственно созданных сооружений? Это первый вопрос. И второй. Вам не кажется, что всё же не нужно принимать какой-то конкретный законодательный акт для искусственно созданной территории? У нас что, земли мало в России? Этим самым мы будем стимулировать создание каких-то искусственных земель, хотя у нас, слава богу, недостатка в земле нет. Вам не кажется, что надуман этот ваш законопроект? ШАККУМ М. Л. Уважаемая Светлана Петровна, честно сказать, мне так не кажется. Во-первых, все или большинство портовых сооружений, в частности малых портов, так называемых марин, в которых у нас очень большая потребность, - это всё искусственно образованные территории, и нам необходимо перейти к правовому регулированию этих территорий в связи с повышением количества населения. Уже во многих странах мира такие вопросы встали, встают они и у нас. Когда большой город находится на побережье и уже всё побережье застроено, возникает необходимость создания таких территорий. Я не буду говорить об "Острове Федерация", это действительно масштабный проект, можно подумать о том, насколько он экономически эффективен, но в рамках подготовки к Олимпиаде уже утверждено создание подобной территории, которая просто примыкает к городской территории. Она создаётся на водном объекте, в частности на Чёрном море, но будет вплотную примыкать к побережью. Есть необходимость создания таких территорий, и есть необходимость правового регулирования на этих территориях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Зубов. ЗУБОВ В. М. Я снимаю свой вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Мартин Люцианович. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутаты Рохмистров и Горячева - два выступления. Рохмистров, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Что касается того, что здесь говорил Мартин Люцианович, действительно такая проблема есть. Я думаю, правильное её разрешение будет способствовать и росту конкуренции, и, наверное, стабилизации цен на землю в определённых городах. Это касается курортов, ещё чего-то, потому что это фактически удлинение береговой полосы. Но, с другой стороны, в законопроекте совершенно отсутствует такое понятие, как "имущественные отношения, возникающие при создании искусственных территорий", поэтому хотелось бы обратить на это внимание, чтобы ко второму чтению комитет, может быть даже совместно с Комитетом по собственности, проработал вариант всех имущественных отношений, иначе мы получим достаточно большую проблему на этих искусственных территориях. У нас достаточно проблем с двумя гостиницами в Москве, уже долгий период времени разобраться не могут, кто там за что... и так далее. И здесь на этапе создания вряд ли возникнут какие-то споры, если мы принимаем этот законопроект, а вот после создания, я глубоко убеждён, в отношении каждой этой искусственной территории, особенно если она будет в городах-курортах создаваться или будет представлять достаточно высокий коммерческий интерес, возникнут новые типы рейдерства, новые типы захватов, и в конечном итоге будут страдать и инвесторы, и государство, и так далее, если мы совершенно чётко изначально не пропишем имущественные взаимоотношения государства с инвестором, касающемся возникновения прав собственности на эти искусственные территории. И надо как-то соотнести это - вот здесь говорилось о портовых сооружениях - с тем, что у нас сегодня определённая часть портовых сооружений находится в федеральной собственности, причём в федеральной собственности, исключительно не подлежащей приватизации. Вот в этой части тоже предлагаю комитету внимательно посмотреть, потому что это большая проблема, и, собственно говоря, большинство споров, самых жёстких споров, и даже уголовные преступления связаны с плохо прописанным имущественным законодательством в нашей стране. А здесь и большие деньги, и большие прибыли, и большие вложения, и, соответственно, те проблемы, которые будут возникать, они тоже будут большими, и потом просто так, на коленке, придётся переписывать их и решать в течение пяти - десяти лет. Ну, мы можем убить хорошую идею прямо в зародыше, если мы сейчас не пропишем совершенно чётко и однозначно имущественные взаимоотношения при возникновении вот этих искусственных территорий. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Горячева. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое. Тоже хотела сказать несколько слов об этом законопроекте, тем более что наша фракция будет голосовать против. Скажу почему. Давайте обратим внимание на то, кто же вносит этот законопроект. Не правительство, не какие-то структуры правительства готовили его, а, как всегда, у нас в Государственной Думе есть депутаты, которые в любом вопросе очень компетентны. Это касается технических регламентов, это касается и такого очень специального вопроса, как внесение изменений во многие законодательные акты по поводу вот этих искусственно создаваемых территорий. Понимаете, вот мне кажется, первое, что вызывает сомнение, - это то, что вот этот законопроект вносится депутатами, а не правительством. И я не стала задавать вопрос, но всё же он возникает: а какое же мнение у правительства об этом законопроекте? Вот что думает правительство? Почему не оно вносит нам эту законодательную инициативу? Это первый вопрос. Второй вопрос. Год назад, вы помните, были соревнования, Олимпийские игры в Китае. Вот там в городе Циндао - я просто была там, видела это всё - создан огромный комплекс, вот именно искусственная такая территория, яхт-пристань как бы, где проходили все водные соревнования. И как раз зашла речь о том, а как же это всё создавалось и что на самом деле для этого было необходимо. Оказалось, что как раз китайское законодательство настолько универсально, что не надо было в спешке, бегом принимать какие-то законодательные акты, потому что всё это градостроительными законодательными актами отрегулировано. Градостроительное законодательство настолько ясно, прозрачно и понятно, что, в общем-то, ничего не требуется дополнительно. Вам не кажется, что это более правильный опыт - не изобретать колесо каждый раз, а всё же пытаться вносить поправки по всем этим вопросам в то законодательство, которое уже действует? И третье. Безусловно, если эти изменения вносятся, то они должны вноситься непосредственно специалистами, специалистами, которые хорошо знают градостроительное законодательство, чтобы не получилось так, что мы сегодня понапринимаем тут норм, а когда начнут эти искусственные сооружения потом, так скажем, уходить куда-нибудь в небытие или какие-то процессы начнутся, то нам и спросить-то не с кого будет, потому что законопроект написан, по существу, неспециалистами. На мой взгляд, то, что происходит в Госдуме последних созывов, когда мы берёмся, как слесари-многостаночники, за все вопросы, в которых подчас более компетентно правительство, - это, по сути, очень порочная практика. Думаю, что этот законопроект принимать необязательно и можно ограничиться внесением правовых норм в действующее уже градостроительное и другое законодательство. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители президента, правительства? Не настаивают. Мартин Люцианович, хотите что-то сказать? Нет. Ставлю на голосование проект федерального закона "Об искусственно образованных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 42 мин. 15 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3% Проголосовало против 32 чел.7,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6% Результат: принято Принято.
ТУМУСОВ Ф. С. Спасибо. Прошу записать в протокол, что Музыкаев, Лукьянова, Тумусов по вопросу 17 голосовали против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.