Заседание № 65

26.12.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 123310-5 "О ратификации Соглашения о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1780 по 2407 из 4617
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации".                
                                                                                
Пункт 10, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о                
миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной                 
безопасности". Доклад официального представителя Президента Российской          
Федерации начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации    
- первого заместителя министра обороны Российской Федерации Николая Егоровича   
Макарова. Пожалуйста, Николай Егорович.                                         
                                                                                
МАКАРОВ Н. Е., официальный представитель Президента Российской Федерации,       
начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации - первый      
заместитель министра обороны Российской Федерации.                              
                                                                                
Уважаемый председатель, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О       
ратификации Соглашения о миротворческой деятельности Организации Договора о     
коллективной безопасности" внесён на рассмотрение Государственной Думы          
Федерального Собрания Российской Федерации Президентом Российской Федерации.    
                                                                                
Указанный законопроект одобрен Правительством России, поддержан комитетами      
Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с     
соотечественниками, по обороне и по безопасности. Соглашение о миротворческой   
деятельности Организации Договора о коллективной безопасности подписано         
президентами государств - членов ОДКБ 6 октября 2007 года.                      
                                                                                
Данное соглашение предусматривает создание в рамках ОДКБ на постоянной основе   
миротворческих сил, порядок их комплектования и подготовки, определяет          
процедуру принятия решения о проведении миротворческой операции на территории   
государств - членов организации и за её пределами, а также порядок              
координации действий ОДКБ Советом Безопасности Организации Объединённых         
Наций.                                                                          
                                                                                
Ратификация соглашения позволит в формате ОДКБ осуществить реализацию           
механизма миротворческой деятельности, перейти к практическим шагам в           
миротворческой деятельности с целью укрепления её международных позиций,        
авторитета и политического веса в мировых и региональных делах. Соглашение не   
содержит правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской          
Федерации. Его реализация не потребует дополнительных расходов из               
федерального бюджета.                                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу принять федеральный закон "О ратификации Соглашения   
о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной               
безопасности".                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Егорович. Присаживайтесь.                
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и    
связям с соотечественниками Алексея Владимировича Островского. Пожалуйста.      
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам           
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция       
ЛДПР.                                                                           
                                                                                
Уважаемые Борис Вячеславович, Владимир Вольфович, уважаемые коллеги! Прежде     
чем говорить о предмете настоящего соглашения, я хотел бы отметить следующее.   
Деятельность Организации Договора о коллективной безопасности в последние       
годы набирает обороты. Организация становится поистине значимой и               
востребованной среди региональных международных структур на постсоветском       
пространстве, и это естественно, ведь многие приходят к пониманию того, что     
развитие военного, военно-технического и военно-экономического сотрудничества   
в рамках ОДКБ становится важнейшей составляющей обеспечения национальной        
безопасности государств региона. И в этом, безусловно, немалая заслуга          
депутатов и руководства Государственной Думы, Парламентской Ассамблеи ОДКБ.     
                                                                                
В своё время члены комитета по делам СНГ обратили внимание правительства,       
заинтересованных министерств, ведомств, исполнительных органов власти на        
медлительность при подготовке к ратификации ряда соглашений в этой сфере. И     
сегодня мы видим значительные коррективы. Эта работа приобрела системный и      
поступательный характер.                                                        
                                                                                
В дополнение к докладу официального представителя президента хотелось бы        
отметить следующее. Это первое соглашение ОДКБ и первый международный           
документ на пространстве СНГ, которым на региональную организацию               
безопасности возлагаются задачи по подготовке и проведению миротворческих       
операций. В основу достигнутых договорённостей была положена принципиально      
новая линия поведения государств - членов ОДКБ, направленная на обеспечение     
коллективными усилиями миротворческой миссии организации в соответствии с       
Уставом ООН, решениями Совета Безопасности этой организации и общепризнанными   
нормами международного права.                                                   
                                                                                
Необходимо подчеркнуть, что заключение настоящего соглашения свидетельствует    
о крайне высокой степени доверия государств - членов ОДКБ в столь непростом     
вопросе, как проведение миротворческих операций. Современный мир неспокоен, и   
прежде всего ему свойственна непрекращающаяся борьба за сферы влияния,          
энергоресурсы и рынки сбыта товаров. Политические, экономические,               
религиозно-этнические, территориальные и другие противоречия или совокупность   
этих противоречий сотрясали мир, а ныне определяют хрупкость современной        
системы международной безопасности, чему мы все стали свидетелями за            
последние десятилетия. В этих условиях, безусловно, велика вероятность          
активизации старых, замороженных конфликтов. Настоящее соглашение отражает      
прямую заинтересованность сторон в формировании механизма своевременного, как   
можно более раннего упреждающего реагирования с помощью политических и          
политико-дипломатических средств на возможное появление и развитие              
военно-политических кризисов и военных конфликтов на территориях государств -   
членов ОДКБ и сопредельных с ними регионов. Формируемые в рамках организации    
миротворческие силы являются инструментом политического сдерживания, и в этом   
их особенность по сравнению с применением боевых оперативных группировок        
войск коллективных сил ОДКБ. Исходя из данной особенности согласно положениям   
соглашения осуществляется укомплектование миротворческих сил, наряду с          
боевыми частями в их состав входят также и подразделения полиции, группы        
военных наблюдателей, экспертов и других специалистов по обеспечению            
миротворческих операций.                                                        
                                                                                
Комитет на своём заседании всесторонне рассмотрел данный законопроект.          
Подписание договора, на наш взгляд, представляется для Российской Федерации     
крайне важным. Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать          
настоящее соглашение. Наши соисполнители, комитеты по обороне и по              
безопасности, также поддерживают предложение о ратификации. Ратификация         
настоящего соглашения поистине отвечает национальным интересам Российской       
Федерации. И мы просим вас поддержать наше решение и ратифицировать данное      
соглашение.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, будут ли вопросы? Раз, два, три, четыре, да? Четыре.         
Багдасаров. Пожалуйста, Семён Аркадьевич.                                       
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А., фракция "Справедливая Россия".                                
                                                                                
У меня два вопроса.                                                             
                                                                                
Уважаемый Николай Егорович, скажите, пожалуйста, в каком объёме Республика      
Беларусь будет выполнять это соглашение с учётом её Конституции?                
                                                                                
И второй вопрос. На территории СНГ где предположительно могут использоваться    
эти коллективные миротворческие силы?                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
МАКАРОВ Н. Е. Что касается Белоруссии, то состав и численность миротворческих   
сил будут устанавливаться Советом коллективной безопасности Организации         
Договора о коллективной безопасности.                                           
                                                                                
Что касается места использования, то же самое - по решению Совета               
коллективной безопасности организации, где потребуется, будет необходимость,    
там и будут использоваться миротворческие силы, которые должны быть в каждом    
государстве уже созданы на постоянной основе.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович.               
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня один вопрос к докладчику, а второй к содокладчику.     
                                                                                
Вот где граница, как определяется, что начинается миротворческая операция и     
потребуется решение Совета Безопасности ООН? Допустим, в Таджикистане что-то    
произошло - это ОДКБ. А если банда из Афганистана прорвалась на территорию,     
уже мы переходим на другой уровень, запрашиваем мандат Совета Безопасности      
ООН? Вот где-то как-то в соглашении вы это оговаривали?                         
                                                                                
А к содокладчику такой вопрос: как другие страны будут участвовать? Вот у нас   
в Грузии миротворцы - одни русские почему-то, миротворцев из других стран СНГ   
мы там не видели, и погибли в основном одни русские. Как вот здесь решается     
вопрос об участии конкретных контингентов из других стран СНГ? В данном         
случае речь об ОДКБ. Практика показала, что в Грузии только русские             
почему-то.                                                                      
                                                                                
МАКАРОВ Н. Е. У нас со странами, входящими в Организацию Договора о             
коллективной безопасности, есть договорные обязательства, которые               
предусматривают совместное применение сил и средств в случае внешней            
агрессии, в том числе если из Афганистана кто-то пойдёт. Это ответ на ваш       
первый вопрос.                                                                  
                                                                                
Что касается миротворцев, то решение о том, в какой стране они применяются      
для поддержания мира и правопорядка, принимает Совет коллективной               
безопасности Организации Договора о коллективной безопасности. Что касается     
других стран - ответ на второй вопрос сразу, - то это только по мандату         
Совета Безопасности ООН осуществляется.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Второй вопрос был Алексею Владимировичу. Пожалуйста.      
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Владимир Вольфович, вы абсолютно правы в том, что    
зачастую проведение различных миротворческих операций в составе миссии СНГ      
возлагается в первую очередь на Российскую Федерацию. Вместе с тем ОДКБ - это   
самостоятельная военно-политическая организация, и, как сказал Николай          
Егорович, решение о комплектации и направлении численного состава               
представителей каждой страны-участницы будет приниматься на Совете              
коллективной безопасности данной организации.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Москалькова Татьяна Николаевна, потом - Коломейцев        
Николай Васильевич.                                                             
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "Справедливая Россия".                               
                                                                                
Николай Егорович, у меня тоже к вам два вопроса.                                
                                                                                
Первый вопрос касается подготовки и обучения миротворческих сил. Планируется    
ли это после ратификации соглашения и на какой базе готовить миротворцев?       
                                                                                
И второй. Есть две составляющие миротворческих сил - полицейская и военная.     
Что является центром, координирующим их функции?                                
                                                                                
МАКАРОВ Н. Е. Что касается подготовки, то под Солнечногорском есть курсы        
"Выстрел", на которых готовится офицерский состав миротворческих сил, в том     
числе стран, входящих в ОДКБ. Что касается подготовки личного состава, то он,   
безусловно, готовится на своей территории. Ещё раз повторяю: личный состав      
должен быть создан и функционировать на постоянной основе. Для этого у нас, в   
частности, создана 15-я отдельная мотострелковая бригада, которая               
дислоцируется в Приволжско-Уральском военном округе.                            
                                                                                
Что касается второго вопроса... Это вопрос, как я понял, по координации         
военных и полицейских функций, да?                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да.                                                       
                                                                                
МАКАРОВ Н. Е. У нас есть главнокомандующий Сухопутными войсками. В его          
аппарате есть заместитель, занимающийся вопросами миротворческих сил, который   
координирует все действия войск и сил, непосредственно участвующих в            
миротворческих операциях. Эта функция возложена на главкома Сухопутных войск.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Николай Егорович, два вопроса. Первый: какая из      
стран, входящих в ОДКБ, ещё не ратифицировала это соглашение и по какой         
причине? И второй: насколько возрастёт коллективная безопасность при            
сокращении в пять раз военных училищ, где готовится как раз основа              
безопасности - офицерские кадры? Разрушается методика их подготовки.            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
МАКАРОВ Н. Е. Отвечаю на первый вопрос. На сегодняшний день соглашение          
ратифицировано в двух странах: в Казахстане и в Белоруссии. В остальных         
странах пока идёт процесс, связанный прежде всего с документальным              
оформлением.                                                                    
                                                                                
Что касается училищ. Я скажу, что здесь есть какое-то непонимание, может        
быть. У нас сейчас есть пятьдесят шесть училищ. Все эти пятьдесят шесть         
училищ практически и сохраняются, но они будут входить в системообразующие      
военно-научные учебные центры. Поэтому, если речь идёт о сокращении какого-то   
конкретного училища, мы готовы рассмотреть этот вопрос, почему и как, чтобы     
не навредить тому делу, которому мы, собственно, и служим. Но то, что           
основная масса училищ остаётся и входит в эти системообразующие учебные         
заведения, - это факт. Надо просто, если есть необходимость, более детально     
объяснить, что делается с высшими учебными военными заведениями и какая         
учебная программа там создаётся.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович.                                  
                                                                                
КАШИН В. И. Николай Егорович, скажите, пожалуйста, как решается вопрос          
безопасности самих миротворцев? Вот мы видели по конфликту Осетии с Грузией,    
что гибли наши миротворцы. Генеральный штаб отрабатывает систему для того,      
чтобы вовремя прийти на помощь, для того, чтобы было соответствующее            
оборудование у миротворцев, вооружение и так далее? Что делается в этом         
направлении? Предусматривается ли этим документом решение этих вопросов?        
                                                                                
МАКАРОВ Н. Е. После известных событий в Грузии в целях обеспечения              
безопасности миротворцев, безусловно, принимаются определённые меры, начиная    
от экипировки солдат, военнослужащих и завершая оборудованием тех мест, где     
они несут службу. Принято решение, что это будет только изолированный участок   
местности, оборудованный в инженерном и техническом плане, который позволит     
выдержать силовые акции, если таковые будут иметь место. Что же касается        
патрулирования, то принято решение, что оно будет осуществляться только на      
бронетехнике. И для того чтобы наши бронетранспортёры, как более тяжёлые, не    
использовать, мы сейчас закупили и закупаем на КамАЗе бронетехнику, которая     
предназначена конкретно для осуществления патрулирования в зонах возможных      
конфликтов.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, вопросы заданы.                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли желание выступить? Три выступающих, хорошо.          
Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович.                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Кому-то может показаться, что, вот ратифицировав              
соглашение, ну, какие-то миротворческие функции будем выполнять. А я на         
бытовой язык перевожу: это война. Выполнять миротворческие функции - это        
воевать. Если мы принимаем решение о том, что где-то, в какой-то части земли,   
на территории каких-то стран будут наши миротворцы, то наши солдаты могут       
быть убиты. Это надо понимать, потому что звучит красиво: миротворческие        
силы, а чтобы понудить к миру, надо убить кого-то, уничтожить, уничтожить       
технику противника и его солдат, иначе он не согласится стать на позиции        
мира. В русском языке очень многообразная политическая лексика. Кто-то          
скажет: миротворцы - это праздник, как спортсмены едут куда-то, выступают,      
завоёвывают медали. Это солдаты войны! Мы даём согласие на то, чтобы наши       
солдаты были убиты.                                                             
                                                                                
Вот меня волнует вопрос, почему наши военные не добиваются больших прав для     
миротворцев? В соглашении написано: сдерживать, предотвращать, но нет           
положения о праве открывать огонь на поражение. Вы превращаете наших солдат в   
пушечное мясо. Они стояли шестнадцать лет на абхазо-грузинской границе -        
погибло сто наших солдат. За что? Почему вы не отдаёте приказ открывать         
огонь? Почему их вытаскивают из грузовиков, кладут на землю и плюют на них,     
топчут их ногами, издеваются над ними? В этом смысле здесь, мне кажется,        
слабая позиция, надо обязательно закладывать норму о возможности не просто      
открывать огонь на поражение, а осуществлять упреждающие действия. Если         
появилась группа вооружённых лиц, она может быть уничтожена. Нужно, чтобы       
знали, что, если с оружием в руках они появятся где-то в поле зрения            
миротворческих сил, они будут уничтожены, а вы солдатам предлагаете стать       
стенкой и ждать, пока наших миротворцев... Летом около шестидесяти солдат       
погибло в районе Цхинвала. Двести солдат вы потеряли просто так! Израиль за     
одного капрала отутюжил пол-Ливана, и несколько месяцев стояли там войска и     
наводили порядок. Один солдат, капрал! Ещё неизвестно, погиб ли он. Потом уже   
стало ясно, что погиб, а на момент его захвата в плен... Только в плен взяли    
одного! И посмотрите, как они с ХАМАС разберутся - вся Газа будет гореть за     
несколько выпущенных снарядов.                                                  
                                                                                
Сколько раз Цхинвал обстреливали грузинские боевики - почему наш генштаб        
никакого приказа не отдаёт: ответить, ответить, ответить?.. Если бы вы          
отвечали, не было бы войны на Кавказе, а вы создали такие миротворческие        
силы, что они молчат. Пионерский лагерь! Флажок стоит - плюют на этого          
солдата, что хотят, то и делают. В этом смысле я вижу изъяны в таких            
соглашениях.                                                                    
                                                                                
Мы ведь живём по русской поговорке: медленно запрягаем, но быстро скачем.       
Давайте лучше быстро запрягать. И пропаганда должна вестись. Кроме того что     
они вооружены, им должны быть приданы офицеры бывшего Седьмого управления       
Генштаба. Где Седьмое управление? Зачем его расформировали? Чья это идея?       
Того, кто не понимает, что такое спецпропаганда. Они должны вести пропаганду    
среди населения. И в этом смысле я не случайно задал вопрос. В соглашении       
написано, что мандат даёт наш орган в ОДКБ, а где кончается миротворческая      
операция? Допустим, мы будем преследовать банду, которая перейдёт границу       
Афганистана. Потом нас обвинят в том, что мы перешли границу Афганистана,       
будут виноваты наши солдаты. Приедут прокуроры, правозащитники: ребята, вы на   
один метр перешли границу, всё, это уже афганская территория.                   
                                                                                
А мы должны заложить право расстреливать всех боевиков, которые приготовились   
к нападению на миротворцев в Таджикистане. Это может быть на границе любого     
другого государства, неважно, какая страна, то есть должно быть право           
наносить превентивные удары. Как американцы делают - они бомбят Пакистан, а     
турки бомбят Ирак. Наши же на своей территории ничего не могут делать.          
                                                                                
Мы должны защищать наших солдат. Это же издевательство! Ни одна страна в мире   
не допустила бы... Это общая политика государства. Убивают наших туристов в     
Египте - и всё равно едут туда. Потом сообщают: МЧС привезло ещё кучу трупов.   
Что за страна такая?! Да если один труп - прекратить всякое экономическое       
сотрудничество с этой страной, всякое экономическое сотрудничество! Этот        
Египет ещё с нами за Асуан не рассчитался... Да это хулиганы на дорогах! А-а,   
русские туристы - пушечное мясо! Вы слышали о ситуациях, когда бы скот погиб    
на дорогах, скот где-нибудь погиб бы, везли бы баранов и они погибли бы?        
Почему скотину везут аккуратно? Потому что она им нужна для питания. А трупы    
русских туристов...                                                             
                                                                                
Это общая позиция: слабые генералы и слабые наши министры. Наш министр по       
туризму Мутко молчит, у него столько туристов погибло за рубежом, а он          
молчит! Закройте эти агентства туроператоров, рекламу прекратите и закройте     
эту страну для туризма!                                                         
                                                                                
То же самое здесь вот с миротворцами. Надо дать им больше возможностей,         
больший статус, и в их составе должны находиться представители всех             
государств - членов ОДКБ. Вы от нас скрываете, что не всегда есть уверенность   
в солдатах дружественных нам государств. И я с вами согласен. Меня взяли в      
армию в 70-м году, у меня турецкий язык, приезжаю в Тбилиси: рядом, в Доме      
пионеров, грузин работает не по профилю, тоже с турецким языком. Почему его     
не взяли, это его родной город? Меня из Москвы тащили в Тбилиси на два года,    
а он не по профилю работал, а профиль - вот, рядом, штаб и Дом пионеров (там    
сейчас резиденция). Мне объяснили: нет доверия. Это ваша дружба народов. Ваша   
дружба народов - в Доме культуры, как дело доходит до военных операций -        
вашей дружбы народов нет. Прошло тридцать восемь лет, они открыли музей         
оккупации - мы, оказывается, у них ещё и оккупанты! Но я был молодой            
лейтенант, всё ещё думал - советская пропаганда! - дружба народов, коммунизм!   
Вот так вот.                                                                    
                                                                                
В том же самом Афганистане. Думаю: чего они послали русских туда? Там же        
полно... Афганистан - это узбеки, туркмены, таджики. Возьмите наших советских   
таджиков, узбеков, туркмен. Говорят: пробовали - перебегают на сторону врага.   
Вот ваша дружба народов! То есть никакой дружбы народов нет, а есть             
издевательство над русским народом. И когда я ставлю вопрос о том, чтобы в      
Конституцию вставить понятие "русский народ"... Вы вспомните, сколько за        
тысячу лет погибло русских солдат, чтобы это государство было!                  
                                                                                
И вам, товарищ Шеин. Совет Федерации - это временный орган. При царе его не     
было, при советской власти он был фиктивным, и сейчас он будет фиктивным.       
Можете защищать этот орган, но он никогда действовать не будет на территории    
России. Для пропаганды можно сказать, что есть Совет Федерации. Только          
унитарное государство! Какой родилась Россия, такой она и будет существовать,   
а если будете её разламывать на части, то эти части будут огрызаться, так       
сказать. Вы в Астрахани скажите русским про Федерацию - скоро их там не         
будет. Дайте статистику, сколько русских уже осталось в Астрахани. Вы туда не   
поедете, вы в Москве останетесь, у вас квартира, и вы будете депутатом          
московским. А меня уже лишили возможности ехать в родной город. И вас лишат     
возможности, Астрахань будет территорией другого государства. Я родился - это   
был Советский Союз, а уже семнадцать лет это не моя страна.                     
                                                                                
Поэтому генералов прошу обеспечить безопасность наших солдат. Русские солдаты   
не пушечное мясо, дайте им возможность открывать огонь на поражение, дайте      
приборы ночного видения, чтобы они, как куропаток, перестреляли всех, кто       
будет приближаться к блокпостам. И никакой коррупции там не должно быть.        
Дайте великолепное снабжение, они у вас голодные стоят кое-где, вот было        
сообщение, что в Цхинвале они стоят голодные, полевые кухни и всё               
остальное... Необходимы хорошее питание, обмундирование, отпуска и право        
открывать огонь без предупреждения. И дайте самую современную технику. Это      
правильно, большой войны никогда не будет, будут вот такие миротворческие       
операции, но нам не нужны гробы. Эти вот сто, двести миротворцев погибли -      
это целый батальон, и здесь есть вина в том числе и наших командиров, которые   
не в состоянии... Нет психологической подготовки. Если тебе говорят: "Слезай    
с грузовика", - вытащи автомат и начинай стрелять поверху, потом понизу, а      
потом по всему периметру, по тем, кто это предлагает, положи на землю всю эту   
полицию грузинскую - и больше никто не сунется. Всех расстреляли бы! Это        
сделали бы и Израиль, и США, и Германия, и Турция - все, кроме России.          
                                                                                
Здесь ещё генералы с советскими мозгами, у них всё ещё дружба народов, так      
сказать, и пролетарский интернационализм. Никакого интернационализма больше     
нет! И действуйте так, как действует турецкая армия, хотя бы с неё возьмите     
пример. Когда Суворов долбал турок, они бежали от суворовских войск. Теперь     
поучитесь у них, у турок, от них бегут все боевики, и они продолжают их         
преследовать в любой точке, бомбить на чужой стороне. А вы у себя здесь не      
всегда даёте такую возможность.                                                 
                                                                                
Так что есть минусы в этом соглашении. Конечно, мы его ратифицируем, но         
хотелось бы, чтобы было больше боевого духа у наших генералов. Я понимаю,       
почему нет. Потому что воюем на собственной территории. Значит, пора подумать   
о том, чтобы воевать на чужой территории, как это делают американцы. У них      
мир в стране, а война вокруг. А у нас вокруг дружба народов, а война внутри.    
Давайте пирамиду перевернём. Господа генералы, готовьтесь в дальний поход.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Багдасаров Семён Аркадьевич.                  
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Я, товарищи, не просто так задавал вопрос по Белоруссии.       
Дело в том, что данное соглашение чем-то напоминает соглашение 1993 года о      
миротворческих силах СНГ. Тогда впервые встал этот вопрос. Белоруссия           
подписала, как и сейчас, но оказалось, что по Конституции Белоруссия свои       
вооружённые силы не может использовать за пределами страны. И сейчас            
Президент Белоруссии подписывает, прекрасно зная, что Белоруссия не будет       
выполнять это соглашение, потому что этому препятствует Конституция страны. В   
прошлый раз им предлагали: хорошо, вы не можете использовать свои воинские      
формирования в составе миротворческих сил, тогда давайте сделаем сноску, что    
вы хотя бы несёте ответственность за тыловое и техническое обеспечение. Нет,    
от этого тоже как-то ушли. И сейчас ушли. Получаются странные у нас союзники,   
понимаете? Один из самых основных наших союзников подписывает соглашение, но    
не выполняет.                                                                   
                                                                                
И я абсолютно солидарен с Владимиром Вольфовичем: как-то странно получается -   
снова у нас будут миротворческие силы состоять из одних российских солдат.      
Дело в том, что в статье 5 этого соглашения предусматривается, что участие      
государств-членов носит исключительно добровольный характер. Что это такое?     
Это значит, что в день икс все наши другие союзники, включая Белоруссию (но     
тут понятно: в Конституцию просто внесли и всё), откажутся участвовать в этих   
операциях вне зависимости от решения соответствующего органа Организации        
Договора о коллективной безопасности.                                           
                                                                                
Давайте проанализируем опыт коллективных миротворческих сил СНГ, которые мы     
создали. Первое применение их было в Таджикистане. На первых порах наряду с     
нашими военнослужащими там участвовали военнослужащие Казахстана и              
Узбекистана. Потом, поняв, что это потери, что не так всё просто, они своих     
быстренько вывели, и мы остались там одни. Всё, и все шишки полетели на нас.    
От нас там был председатель Комитета по обороне Заварзин (но он был уже         
немножко позже), командующий коллективными миротворческими силами. И я скажу,   
что зачастую при этом нас критиковали извне. Был такой командующий              
миротворческими силами Пьянков, генерал-полковник, по моей рекомендации он      
связывался с полевыми командирами оппозиции в одном из труднодоступных          
районов. Он ещё сделал заявление в средствах массовой информации, что это       
умные, нормальные люди, с которыми можно вести переговоры. Вы знаете, как на    
него набросились? Его просто растерзали! Вот какие у нас союзники! Наконец      
надо сказать: нет у нас союзников на этом пространстве. Нету! Я перед           
начальником Генерального штаба извиняюсь, но когда он приходит, я об этой       
авиационной группе долблю, долблю и долблю, и не без оснований, потому что      
ситуация всё хуже, хуже и хуже.                                                 
                                                                                
Вы знаете, что сейчас произошло? Скандал и позор для Вооружённых Сил.           
Авиационная группа наша перелетела в Кан. Бедные лётчики как бомжи, им          
говорят: "Платите по мировым ценам, так, как и в аэропорту Душанбе". Они        
говорят: "Дайте нам аэропорт военный в Гиссаре". Отвечают: "Дадим, но платите   
5 миллионов". Они не летают - правильное решение, но они должны летать, чтобы   
не потерять профессиональные навыки, поэтому они взяли и перелетели в другое    
государство - в Киргизию, в Кан. Просто мы этот вопрос так тихо-тихо... Но      
ведь это же позор! И это наш союзник?                                           
                                                                                
Но самое странное, товарищи, самое странное заключается в другом: мы этому      
союзнику окажем огромную военно-техническую помощь. Я не говорю сейчас (не      
отвлекаюсь от темы), что, по последним данным, за девять месяцев этого года     
из России ушло в Таджикистан с работающими у нас их мигрантами 1 миллиард 700   
миллионов долларов. Никто такую помощь никому не оказывает. (Вот тут Владимир   
Вольфович говорил про Египет: США оказывают Египту помощь по Кэмп-Дэвидскому    
соглашению в размере чуть больше 2 миллиардов, включая антитеррористическую     
помощь.) Но и этого мало! Мы сейчас, насколько я понимаю, приняли решение о     
передаче техники 201-й базы, которая там есть, Таджикистану, я так понимаю,     
безвозмездно. Правильно, надо оснастить более современной техникой, а это       
сотни миллионов долларов. То есть мы им сотни миллионов долларов, а они         
говорят: "Не считается, 5 миллионов дайте ещё". А за 2006-2007 годы только по   
авиации мы оказали помощь - я могу ошибиться, извините, - на 50-56 миллионов    
долларов. И этот союзник говорит: "Деньги давайте за полёты, ребята!" Это       
союзник? Это враг! И не надо заблуждаться. У нас есть другой союзник - об       
Узбекистане умалчиваю, думаю, в ближайшее время мы услышим ещё что-то новое,    
- это Казахстан. Я с огромным уважением отношусь к Президенту Казахстана        
товарищу Назарбаеву, но, извините меня, как так получается, что буквально две   
или три недели назад Казахстан ратифицировал соглашение, в соответствии с       
которым ВВС США теперь имеют право использовать казахстанскую авиационную       
инфраструктуру по аэронавигации (я не специалист в авиации), причём             
бесплатно. И это союзник по ОДКБ! Не бывает союзников по ОДКБ, которые          
одновременно сотрудничают с противником, с потенциальным противником. Вот       
представляете, если бы наша российская авиация, эти "Ту-160", взяли взлетели    
и сели где-нибудь во Франции, посидели, а потом полетели в Венесуэлу. Это       
невозможно, это бред. А почему не бред подписание подобного соглашения?         
                                                                                
Но самое странное, что, когда этим нашим псевдосоюзникам нужно использовать     
нас, они используют нас по полной программе. Я не говорю об Абхазии. Да,        
действительно, флаг СНГ, погибло сто семнадцать наших военнослужащих, но не     
было ни одного военнослужащего другого государства. Вот какое замечательное     
союзничество! А братья-белорусы даже от обеспечения тыла отказались. И это      
наш союзник, которому мы даём многомиллиардные кредиты, газ по сниженной цене   
и так далее.                                                                    
                                                                                
Вот когда им надо, они всё создают. Вы знаете, есть такие силы, силы быстрого   
развёртывания в Центральной Азии, если я не ошибаюсь в названии, ну, в рамках   
ОДКБ, - к ним они более-менее относятся с пониманием. Почему? Да очень          
просто: они все понимают, что вот это им надо, потому что завтра начнётся       
конфликт и надо будет втянуть туда Россию, Россия должна их защищать. Вот тут   
они относятся с пониманием, тут всё нормально.                                  
                                                                                
Крупнейшая база США в Центральной Азии. Вы правильно сказали в одном своём      
интервью (надеюсь, соответствует действительности это сообщение средств         
массовой информации), что нас окружают базами. Но где эти базы? Подавляющее     
большинство этих баз расположено на территории наших союзников по Договору о    
коллективной безопасности. Вот об этом надо говорить. Не бывает такого!         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Не перебивайте, Коломейцев, а то я тоже упомяну о вашем        
прошлом.                                                                        
                                                                                
Поэтому это бог знает что, это не союз, а я не знаю... Перебили меня, к         
сожалению.                                                                      
                                                                                
Так нельзя делать, нельзя. Вот эти соглашения мы ратифицируем по одной          
простой причине - их подписал наш президент, всё. Мы же с пониманием            
относимся. В противном случае это не договор, это не коллективная               
безопасность. Такого не должно быть. Я не просто так задал вопрос: а где мы     
их можем использовать?                                                          
                                                                                
Ну, давайте Белоруссию оставим в покое. Армения подписала. Конфликт по          
Нагорному Карабаху - здесь можем использовать? Нет, не можем использовать.      
Почему? Потому что Азербайджан скажет: Армения в ОДКБ входит, а мы не входим,   
значит, субъективная оценка ситуации.                                           
                                                                                
И снова мы приближаемся к Центральной Азии. Здесь всё так напутано-перепутано   
- ужас! Давайте откровенно говорить. Наши коллективные силы в Таджикистане,     
по большому счёту, - Владимир Вольфович не знает - как раз используются не      
как коллективные миротворческие силы, а как силы, которые поддерживают режим    
Рахмонова. И решали эти задачи с помощью 201-й дивизии. Какие это               
миротворческие силы?! Их не было!                                               
                                                                                
Если сейчас возникнет конфликт в Средней Азии (я не хочу говорить о вариациях   
конфликта, я предположительно могу сказать, но не хочу занимать время) и мы     
туда втянемся, тогда я не знаю, кого вы собираетесь разводить там. Там будет    
использование одной оппозиции в одной стране против другой, и мы просто         
втянемся в конфликт, который нам абсолютно не нужен.                            
                                                                                
Я вам скажу так: на сегодняшний день надо очень жёстко поставить вопрос о       
создании реального военно-политического блока союзных с Россией государств. В   
основе этого договора (я не знаю, как он будет называться - Договором о         
коллективной безопасности или иначе) должно лежать, первое, недопущение на      
свою территорию баз вероятного противника, в первую очередь США. Соединённые    
Штаты не просто в Центральной Азии располагаются - Казахстан и так далее, - а   
по одной простой причине: по их прогнозам, к 2050 году 60 процентов всего       
углеводородного сырья будет поступать не с Ближнего Востока, а из Центральной   
Азии. Это же не просто там игры какие-то на картах идут, а это проводится       
реальная политика с реальным решением тех или иных вопросов. Это первая и       
главная задача.                                                                 
                                                                                
Второе. Необходимо создание на постоянной основе не просто символических сил,   
из одного-двух батальонов, подразделений, а из бригад, дивизий.                 
                                                                                
Я считаю, что на сегодняшний день в рамках этого военно-политического союза     
(не хочу даже называть это Договором о коллективной безопасности) должны быть   
постоянно действующие войска численностью пятьдесят - шестьдесят тысяч,         
которые поставили бы перед собой задачу решения наших проблем, в первую         
очередь задачу вытеснения баз нашего врага с нашей территории - из              
Центральной Азии и так далее. Это главная задача. Они под маркой войны с        
Афганистаном насовали туда баз.                                                 
                                                                                
У нас есть Киргизия, товарищи, где крупнейшая база Центральной Азии. Знаете,    
сколько американцы платят им? 23 миллиона долларов. А знаете, сколько они от    
нас помощи получают? (Я не говорю о миграционных потоках, о сотнях миллиардов   
долларов.) Ну, где-то на порядок больше.                                        
                                                                                
И когда мы ставим вопрос: слушайте, не может эта база здесь находиться, они     
начинают делать очень странные заявления - о многовекторности политики (что     
это за союзник такой?), об угрозе из Афганистана (который семь лет воюет, а     
угроза всё увеличивается).                                                      
                                                                                
Поэтому я считаю, что это крайне важный вопрос.                                 
                                                                                
Кстати, в своё время, когда Узбекистан второй раз вступал в ОДКБ (вы знаете,    
он из него выходил), отказавшись от 8 миллиардов американской помощи и от баз   
и так далее только потому, что американцы оказали давление по известным         
событиям 2005 года... (Микрофон отключён.)                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович, пожалуйста.                      
                                                                                
КАШИН В. И. Спасибо.                                                            
                                                                                
Фракция будет поддерживать этот документ и выступит за ратификацию. Но мы       
хотели бы несколько предложений сделать. И в первую очередь что нас в большей   
степени беспокоит? Говоря о коллективной безопасности, безусловно, надо в       
первую очередь думать о военной безопасности нашей с вами Родины, России. Мы    
с вами не раз говорили на эту тему и сегодня выражаем обеспокоенность в связи   
с сокращением, которое происходит и будет происходить в армии, подготовкой      
военных и специалистов и другими вопросами, в первую очередь связанными с       
вооружением нашей армии. Для того чтобы обеспечить коллективную безопасность,   
для того чтобы наши миротворцы действовали уверенно, в первую очередь надо      
иметь мощную, серьёзную армию, которая отвечала бы сегодня вызовам времени.     
                                                                                
Что касается миротворцев, безусловно, во-первых, они должны быть                
подготовлены. Наши миротворцы должны быть мощно вооружены. Они должны иметь     
соответствующую численность. Они юридически должны быть подготовлены со всех    
точек зрения для того, чтобы правильно себя вести, выполняя боевые задачи.      
                                                                                
Во-вторых, не менее важны социальные вопросы. Нам нравится, конечно, что за     
пятнадцать лет в том же Приднестровье ни один миротворец наш не пострадал. Но   
вот здесь говорили, что в Абхазии сто восемь человек погибли, а семьи           
миротворцев, отцы, матери, дети миротворцев сегодня не защищены. Нужно          
обязательно проработать эти вопросы. Здесь речь идёт и о льготах на квартиры,   
и о пенсионном обеспечении и так далее, и тому подобное. Это обязательно        
нужно решать.                                                                   
                                                                                
Вопрос поднимали здесь, связанный с дружбой народов. Я убеждён, что, конечно,   
с такими как Жириновский, коренной москвич, и Багдасаров, коренной москвич,     
никогда каши не сваришь. Дружба народов - это великое дело, это в сердцах,      
это в извилинах... А с такими деятелями, конечно, можно всех оттолкнуть.        
Почему-то НАТО или Евросоюз собирают всех и вся, а мы своих братьев с этих      
трибун начинаем поливать и говорить о чём-то непонятном совершенно. Я           
убеждён, что только через коллективные действия мы можем защитить наше          
богатство, я убеждён, что, только решая правильно в комплексе все вопросы, мы   
достигнем желаемой цели.                                                        
                                                                                
Миротворцы - это особый контингент, мы предлагаем также учредить для них и      
особые награды. И в этом плане есть конкретные предложения. Одним словом,       
Генеральный штаб, Николай Егорович, комитет, МИД должны всё сделать для того,   
чтобы наши миротворцы были самыми боевыми, самыми умными, самыми                
подготовленными и знали, что за ними стоит наша Родина, все мы, в том числе     
депутаты Государственной Думы, которые не бросят ни их, ни их семьи, их         
стариков. Я хочу сказать, что, безусловно, необходимо это развивать и дальше    
через договоры политические и военные, для того чтобы мы хоть как-то            
восстанавливали в целом обороноспособность всего нашего государства,            
территории СНГ.                                                                 
                                                                                
Фракция будет поддерживать этот документ.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2427 по 2452 из 4617
Уважаемые коллеги, мы обсудили пункт 10.                                        
                                                                                
По ведению - Локоть Анатолий Евгеньевич. Пожалуйста.                            
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Борис Вячеславович.                                       
                                                                                
Мне кажется, когда мы ведём речь о таких важных вопросах, как взаимоотношения   
государств - бывших республик Советского Союза и взаимоотношения разных         
национальностей, народностей, народов, мы должны очень внимательно следить за   
чистотой языка, особенно выступая с трибуны Государственной Думы.               
                                                                                
Мы какие-то вещи уже не замечаем, мы привыкли к амплуа друг друга, а вот        
некоторая тональность, которая сегодня прозвучала, вообще говоря, может         
задеть чувство национальной гордости у представителей многих народов. Кстати,   
у нас очень много депутатов разных национальностей, которые защищали Россию в   
разных ситуациях.                                                               
                                                                                
Поэтому я думаю, что этому надо уделять особое внимание и делать замечания,     
Борис Вячеславович, когда это происходит. Мы сегодня привыкли ко многому и      
слишком многое прощаем, мне кажется.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект, обозначенный в пункте 10 повестки дня,         
выносится на "час голосования". И я объявляю "час голосования".                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2750 по 2767 из 4617
Пункт 10 ставится на голосование, проект федерального закона "О ратификации     
Соглашения о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной    
безопасности". Кто за? Прошу голосовать.                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              444 чел.98,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.