Заседание № 122
О проекте федерального закона № 1231732-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (об установлении законодательных оснований недействительности основных документов, удостоверяющих личность).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Доклад Артёма Александровича Кавинова. КАВИНОВ А. А. Добрый день, уважаемые коллеги! Проект федерального закона 17 ноября 2021 года был принят в первом чтении. В комитет поступило 13 поправок: от правительства, от депутатов - наших коллег. Была проделана достаточно большая совместная работа с Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, по итогам которой родилось две таблицы поправок к законопроекту, рекомендованных к принятию и соответственно к отклонению. Все поправки носят редакционный, юридико-технический и уточняющий характер в целях обеспечения единообразия регулирования правоотношений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, унификации положений данного законопроекта. Можно сказать, что, по сути, произошла очистка законопроекта от избыточных правовых норм, чтобы исключить правовые коллизии. Одна поправка, как я уже сказал, рекомендована комитетом к отклонению, поскольку она нарушает вот эту систему унификации положений законопроекта. Текст согласован как с МИД России, ФСБ России, так и с Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний к законопроекту не имеет. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данную позицию тоже поддерживает. Поэтому просим поставить таблицы поправок на голосование. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 53 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по второй таблице? Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 20 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 45 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 10
О проекте федерального закона № 1231732-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (об установлении законодательных оснований недействительности основных документов, удостоверяющих личность).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 30, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Игорь Николаевич, пожалуйста. ЗУБОВ И. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вынесенный на ваше рассмотрение законопроект корректирует вопросы признания недействительными документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации в целях въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации, а также порядок реализации и правовые последствия такого решения. Кроме того, регулируется ряд иных вопросов, связанных с въездом-выездом. Для этого в законопроекте уточняются и разграничиваются понятия "внутрироссийский паспорт", "заграничный паспорт", "служебный паспорт" и "дипломатический паспорт". Дан исчерпывающий перечень оснований и сроков для признания всех видов паспортов, кроме внутрироссийского, недействительными. К таким основаниям отнесены: утрата документа, истечение срока его действия, непригодность для дальнейшего использования, прекращение гражданства Российской Федерации владельца документа или отмена решения о приобретении им гражданства, установление факта отсутствия гражданства Российской Федерации, установление факта выдачи паспорта на основании поддельных или недействительных документов, недостоверных сведений либо на поддельном бланке, наличие в документе недостоверных сведений, изменение персональных данных владельца, невозврат без уважительной причины дипломатического или служебного паспорта в течение пяти рабочих дней после завершения командировки, смерть владельца документа и некоторые другие, в тексте они имеются. В законопроекте также прописываются основания для изъятия недействительных паспортов. Недействительность паспортов будет устанавливаться по результатам проверки, проводимой государственными органами, выдавшими такие паспорта. Эти же органы, а также пограничные органы наделяются правом их изъятия. Признаки непригодности паспортов, процедура изъятия и форма документа об изъятии будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. Эти процедуры не будут распространяться на внутрироссийский паспорт. Не будут изыматься заграничные паспорта, признанные недействительными в связи с истечением срока действия либо в связи с отражением в паспорте недостоверных персональных данных владельца паспорта, если их изменение произведено в законном порядке, но не было зафиксировано в паспорте. Признаваемыми недействительными заграничные, дипломатические и служебные паспорта будут учитываться в информационных системах МВД, МИД и ФСБ России. В целях повышения эффективности исполнительного производства более подробно по сравнению с действующей редакцией регламентируется порядок уведомления граждан о принятии в их отношении решения о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации, а также процедура передачи паспорта на хранение в орган или организацию, принявшую такое решение, до истечения срока ограничения. Корректируется порядок документирования, выдачи гражданину Российской Федерации документа, удостоверяющего его личность и дающего право на въезд, возвращение в Российскую Федерацию в случае утраты паспорта вне пределов Российской Федерации. Кроме того, гражданин получает возможность подать заявление о выдаче заграничного паспорта в уполномоченный орган по выбору вне зависимости от места жительства и места пребывания. При этом в случае подачи заявления о выдаче заграничного паспорта по месту пребывания в границах субъекта Российской Федерации, где заявитель имеет регистрацию, паспорт будет оформляться в течение месяца, в остальных случаях - три месяца. Законопроект имеет все необходимые согласования. Высказанные в процессе обсуждения замечания и пожелания могут быть учтены на площадке Государственной Думы, их было немало, потому что законопроект действительно серьёзный, затрагивает интересы многих граждан. Принятие закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, а также признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов. Предусматривается вступление закона в силу по истечении 180 дней после официального опубликования, поскольку необходимо будет издать четыре правительственных и 12 ведомственных нормативных правовых актов. С учётом изложенного прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Казбека Куцуковича Тайсаева. Пожалуйста. ТАЙСАЕВ К. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые товарищи! Как сообщил в своём выступлении статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации Игорь Николаевич Зубов, данный законопроект очень важен. Он был разработан в целях установления законодательных оснований недействительности основных документов, удостоверяющих личность, это главное в этом проекте. Принятие федерального закона устранит правовую неопределённость, возникшую из-за отсутствия на законодательном уровне оснований недействительности паспорта, снизит коррупционные риски и исключит возможность злоупотреблений со стороны должностных лиц, повысит доступность государственной услуги для заявителей при обеспечении приёма заявлений о выдаче паспорта по экстерриториальному принципу, позволит усовершенствовать информирование гражданина Российской Федерации об ограничении его права на выезд из страны, что снизит негативные последствия для российского гражданина при прохождении им паспортного контроля для выезда за границу. Положения законопроекта соответствуют Конституции Российской Федерации. Законопроект не затрагивает положений Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положений иных международных договоров Российской Федерации. Дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета не потребуется. Правовое управление Аппарата Государственной Думы не имеет принципиальных замечаний по законопроекту. Имеющиеся незначительные замечания будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Замечаний и предложений от законодательных и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации не имеется. Верховный Суд Российской Федерации предложений и замечаний по законопроекту также не имеет. Комитеты Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, по обороне и безопасности и по международным делам поддерживают проект федерального закона. Прошу поддержать принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Затулин Константин Фёдорович, пожалуйста. ЗАТУЛИН К. Ф. Уважаемые коллеги, законопроект, который сейчас представлен, конечно, очень важный, очень серьёзный, и я хотел бы задать следующий вопрос, Игорь Николаевич. В проектируемой статье 8-1 говорится о том, что возможно изъятие паспорта в связи с неподтверждением гражданства Российской Федерации и решение о прекращении гражданства принимается уполномоченным органом Российской Федерации. Почему в законопроекте вообще никоим образом не оговаривается судебная процедура опротестовывания решения об изъятии паспорта и признании недействительным гражданства? То есть такое впечатление, что судебная власть полностью исключается из этого. Почему я задаю этот вопрос? Мы прекрасно знаем, что в течение многих лет, в течение целого десятилетия... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. ЗУБОВ И. Н. Я могу отвечать, да? Ну, я думаю, что в принципе мы можем подумать о прямой норме ко второму чтению, но на самом деле этот законопроект не лишает такого человека процедур судебной защиты, то же самое и с любыми другими связанными вопросами, надо просто другие законы смотреть, не миграционные. Но я ещё хотел сказать. Вот вам не удалось до конца сказать, вы, видимо, имели в виду, что в течение длительного времени выдавалось большое количество паспортов на постсоветском пространстве и многие из этих паспортов сегодня признаются недействительными. Это действительно имело место быть, потому что определённая часть граждан действительно незаконно получила паспорта, российские паспорта, их довольно много, речь шла о тысячах. Сейчас их количество резко сокращается каждый год, но мы подходим индивидуально каждый раз, находим решения. И вы обращались по таким поводам, и другие депутаты. Да, это есть, но это закон: если паспорт получен не на основании подложных документов, если гражданин не имел на это права, но он его получил... Да, есть такая тема. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Затулин, пожалуйста. ЗАТУЛИН К. Ф. Я на самом деле не выступаю против принятия этого законопроекта в первом чтении, считаю, что ко второму чтению он должен быть доработан, и такие возможности есть. Но я хотел бы обратить ваше внимание на то, что изъятие паспорта, как правило, влечёт за собой ограничение в праве на гражданство Российской Федерации, фактически отказ в гражданстве, а вот это очень серьёзная процедура, и, как мы понимаем, никакой исполнительный орган у нас просто так лишить человека гражданства не может. Получается, по факту, когда паспорт отнимают - а так было в течение десяти лет, отнимались паспорта, полученные людьми до 2002 года... Люди новые паспорта получили, люди успели отслужить в нашей армии, отработать на работе, начали получать пенсию, и вдруг им неожиданно сообщают: "Вот вы в 94-м году переехали из Казахстана в Россию, а, оказывается, вас нет в базах данных, не нашли, и ваш паспорт, уже вам заново выданный, новый, недействителен, вы не гражданин Российской Федерации". Вот такое решение не может приниматься каким-либо исполнительным органом, оно должно приниматься только на основе судебного расследования. И к сожалению, у нас в этом вопросе нет взаимопонимания с Министерством внутренних дел, которому удобнее изымать паспорта, а не идти в суд и доказывать, что человек не является гражданином Российской Федерации. Искусственно разделяются понятия "забрать паспорт" и "лишить гражданства", а ведь одно вытекает из другого. Вот это важно, и я хотел бы на это обратить внимание в связи с принятием этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", пункт 30. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 14 мин. 41 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.