Заседание № 21

17.12.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1230879-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспортном контроле" (в части совершенствования правовых основ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемых товаров и технологий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4845 по 5029 из 5873
32-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об экспортном контроле". Докладывает официальный представитель           
правительства первый заместитель директора Федеральной службы по техническому   
и экспортному контролю Сергей Фотьевич Якимов.                                  
                                                                                
ЯКИМОВ С. Ф., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
первый заместитель директора Федеральной службы по техническому и экспортному   
контролю.                                                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему        
вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в        
Федеральный закон "Об экспортном контроле". В целях оптимизации существующей    
процедуры утверждения списков, определяющих номенклатуру продукции,             
подлежащей экспортному контролю, законопроектом предусматривается наделить      
соответствующими полномочиями Правительство Российской Федерации вместо         
Президента Российской Федерации. Данное предложение было поддержано             
Государственно-правовым управлением президента. Предлагаемая новация            
согласуется с общепринятой международной практикой и положениями статьи 21      
Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации",    
согласно которой вопросы регулирования и осуществления государственного         
контроля в сфере внешнеэкономической деятельности и научно-технического         
сотрудничества отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации. При   
этом предусмотренные статьёй 19 Федерального закона "Об экспортном контроле"    
полномочия по принятию решения об установлении режима безлицензионного          
экспорта определённых видов контролируемых товаров и технологий в отношении     
отдельных иностранных государств, как непосредственно затрагивающие вопросы     
внешней политики, сохраняются за Президентом Российской Федерации.              
                                                                                
Законопроектом предлагается также скорректировать отдельные положения статьи    
7 Федерального закона "Об экспортном контроле" в связи с учреждением            
Евразийского экономического союза и прекращением действия таможенного           
законодательства Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.             
                                                                                
Кроме того, законопроектом уточняются положения статьи 25 Федерального закона   
"Об экспортном контроле", устанавливающие порядок введения запретов и           
ограничений внешнеэкономической деятельности. При этом установление таких       
запретов и ограничений в целях обеспечения обороны страны и безопасности        
государства отнесено к компетенции Президента Российской Федерации, что         
соответствует Конституции Российской Федерации и Федеральному закону "О         
специальных экономических мерах и принудительных мерах". Полномочия же по       
установлению запретов и ограничений, вытекающих из международных обязательств   
Российской Федерации в области экспортного контроля, закрепляются за            
Правительством Российской Федерации, что отражает существующую практику.        
                                                                                
Для обеспечения непрерывности действия законодательства в области экспортного   
контроля законопроектом предусматривается, что изданные до вступления в силу    
закона акты президента по вопросам утверждения списков контролируемых товаров   
и технологий действуют до дня их утверждения Правительством Российской          
Федерации. При этом оговаривается особый порядок вступления в силу              
нормативных правовых актов правительства по данному вопросу, которые будут      
изданы взамен существующих актов Президента Российской Федерации: они           
вступают в силу со дня их официального опубликования, а не через 90 дней        
после официального опубликования, как это предусмотрено действующим законом.    
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Сергей Фотьевич.                 
                                                                                
С содокладом выступает Александр Сергеевич Дроздов.                             
                                                                                
ДРОЗДОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный проект федерального закона   
был рассмотрен на заседании Комитета по промышленности и торговле 24 ноября     
этого года. Законопроект инициирован Правительством Российской Федерации и не   
является, по сути, концептуальным, а носит скорее юридико-технический           
характер. Он направлен на оптимизацию существующего порядка утверждения         
списков контролируемых товаров и технологий, а также регулирование              
законодательства в связи с прекращением действия Таможенного союза в рамках     
ЕАЭС.                                                                           
                                                                                
В 2007 году были внесены изменения в Федеральный закон от 1999 года № 183-ФЗ    
"Об экспортном контроле", что было вызвано необходимостью его адаптации к       
новым вызовам и внешним угрозам в целях обеспечения безопасности государства    
в сфере внешнеэкономической деятельности, в том числе в части, касающейся       
решения задач по противодействию международному терроризму. Согласно            
утверждённым тогда поправкам изменения в списке контролируемых товаров и        
технологий происходят по решению Президента Российской Федерации на основании   
предложений, представляемых правительством. Процедура утверждения списка        
соответствующим указом Президента Российской Федерации занимает достаточно      
длинный временной интервал. Между тем, как отметил представитель Федеральной    
службы по техническому и экспортному контролю, в соответствии со статьёй 21     
Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"     
вопросы регулирования и осуществления государственного контроля в сфере         
внешнеэкономической деятельности и научно-технического сотрудничества           
относятся именно к компетенции правительства, что соответствует общепринятой    
международной практике. Предлагается передать данные полномочия правительству   
и урегулировать тем самым действующее законодательство.                         
                                                                                
Законопроект как раз разделяет права и ответственность органов                  
государственной власти Российской Федерации в области внешнеэкономической       
деятельности, связанной с вывозом и ввозом продукции военного назначения.       
Речь идёт о товарах и услугах интеллектуальной деятельности, которые могут      
быть использованы при создании вооружения и военной техники на основе высоких   
технологий и технологий двойного назначения, что имеет первостепенное           
значение в реалиях настоящего времени.                                          
                                                                                
Кроме того, как уже было сказано, с изменением законодательства в рамках ЕАЭС   
необходимо уточнить отдельные положения действующего Федерального закона "Об    
экспортном контроле" в части разграничения полномочий Президента и              
Правительства Российской Федерации, а именно полномочий по введению             
ограничений внешнеэкономической деятельности в отношении иностранных лиц и      
иностранных государств. Так, введение ограничений в части регламентирования     
экспортного контроля в рамках исполнения международных обязательств, а также    
сотрудничество с международными организациями предлагается отнести к            
полномочиям правительства. При этом хочу отметить, что установление             
ограничений внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности   
государства остаётся в компетенции Президента Российской Федерации.             
                                                                                
Комитет отдельно отмечает, что реализация данных изменений законодательства     
не окажет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий     
для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.            
                                                                                
Законопроект прошёл все необходимые согласования. У Правового управления        
Аппарата Государственной Думы замечаний по тексту законопроекта не имеется.     
Комитет Государственной Думы по промышленности и торговле рекомендует           
поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич.                             
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Нет. Желающие выступить? Тоже нет. Очень подробно    
доложен законопроект.                                                           
                                                                                
Законопроект ставится на голосование...                                         
                                                                                
Есть вопросы? Извините. Есть или нет, коллеги? Нет.                             
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении... Вопрос или              
выступление?                                                                    
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Коллеги, я же просил, подавайте голос. Ну, у нас хотя не очень тихо, но,        
когда депутат подаёт голос, слышно. Мы работаем быстро, но никого не будем      
ущемлять ни в желании задать вопрос, ни в желании выступить.                    
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Вассерман Анатолий Александрович, пожалуйста.                                   
                                                                                
ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Так, у меня такой вопрос: может ли кто-нибудь из разработчиков законопроекта    
назвать товар или информацию, которые в принципе не могут быть использованы     
при создании оружия и средств его доставки? Я боюсь, что в такой формулировке   
этот закон охватит вообще все виды деятельности, поэтому если не могут          
назвать что-то, что заведомо не может быть использовано в военных целях, то     
желательно при доработке законопроекта уточнить формулировку.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Фотьевич.                                                    
                                                                                
ЯКИМОВ С. Ф. Уважаемый Анатолий Александрович, когда мы говорим о том, что      
списки утверждаются правительством, - номенклатура той продукции, в отношении   
которой устанавливается экспортный контроль, определяется правительством. И в   
этот же закон, в закон "Об экспортном контроле", вводится понятие, что такое    
контролируемые товары и технологии: это те товары, которые могут внести         
существенный вклад в создание оружия массового уничтожения, средств его         
доставки и иных видов вооружений и военной техники. То есть речь не идёт о      
том, чтобы распространить экспортный контроль на все без исключения товары и    
услуги, - только на те из них, которые являются чувствительными с точки         
зрения военного применения.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 50 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              324 чел.72,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    324 чел.                                          
Не голосовало                 126 чел.28,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.