Заседание № 91

18.01.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1230867-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4141 по 4465 из 4698
17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1         
Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", приоритетный ЛДПР.    
Доклад Ярослава Евгеньевича Нилова.                                             
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Фракцией ЛДПР   
данная инициатива была внесена достаточно давно, ещё в прошлом созыве,          
поэтому здесь срок вступления закона в силу указан с 1 января 2022 года.        
Конечно, в случае принятия законопроекта в первом чтении надо будет срок        
вступления поправками менять, это мы прекрасно понимаем.                        
                                                                                
Проектом закона предлагается установить размер минимального размера оплаты      
труда на уровне 20 тысяч рублей, хотя на сегодняшний день и 20 тысяч рублей -   
это недостаточно. К большому сожалению, в России труд недооценён и в этом       
плане несопоставим с тем, что есть в самой отсталой стране Европы. Поэтому мы   
считаем, что с учётом того, что МРОТ сегодня получают порядка 4 миллионов       
наших граждан, которые работают в основном в бюджетной сфере, надо его          
повышать более серьёзными темпами, чем он повышается. Хотя, надо отдать         
должное, МРОТ действительно стал расти более серьёзными темпами, чем он рос     
ранее, и хорошо, что правительство отошло временно от медианной методики        
определения МРОТ в связи с тем, что очень высокая инфляция была зафиксирована   
в нашей стране в прошлом году.                                                  
                                                                                
Недопустимо, когда у наших граждан, особенно работающих в бюджетной сфере, в    
сложной сфере, с учётом того, что вычитается НДФЛ, на руках остаётся меньше     
прожиточного минимума, и они находятся за чертой бедности. К сожалению, таких   
примеров у нас много, но это недопустимые примеры, и от них нужно               
избавляться.                                                                    
                                                                                
Мы просим поддержать нашу инициативу и поднять МРОТ хотя бы до уровня 20        
тысяч рублей.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Михаила Васильевича Тарасенко.                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик указал в своей     
информации, что законопроект был внесён в 2021 году, если точнее, 11 августа    
2021 года, в предыдущем созыве. И конечно же, многие данные, в том числе и      
оценки комитета, уже устарели.                                                  
                                                                                
Предполагалось, что реализация законопроекта обойдётся экономике                
приблизительно в 2 триллиона рублей. В условиях сегодняшнего дня, когда         
минимальная заработная плата уже с 1 января составляет 16 242 рубля, эти        
расходы, конечно, гораздо меньше. Однако дело в том, что сама методология в     
законопроекте не соблюдена. Поэтому и Правовое управление Аппарата              
Государственной Думы возражает и высказывает ряд серьёзных замечаний по         
методологии. Счётная палата не поддерживает законопроект, в том числе и         
потому, что предлагаемое законопроектом использование на эти цели средств       
Фонда национального благосостояния противоречит идеологии использования этого   
фонда. Правительство также законопроект не поддерживает. Комитет Совета         
Федерации не поддерживает законопроект. Стороны Российской трёхсторонней        
комиссии, представляющие объединения профсоюзов и работодателей, своего         
мнения по законопроекту не представили.                                         
                                                                                
С учётом изложенного комитет по труду не счёл возможным поддержать данную       
законодательную инициативу и предлагает её отклонить в первом чтении.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, в продолжение того, о чём говорил    
Михаил Васильевич: как вы сейчас оценили бы затраты на реализацию закона с      
учётом уже повышенного прожиточного минимума? Хотя бы приблизительно, я         
понимаю, что точные расчёты выполнить сложно.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилову включите микрофон.                                 
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Конечно, это приличная сумма для бюджета, но эти деньги нужно       
найти. И труд должен быть дооценённым, а не обесцененным, как в нашей стране,   
ещё раз повторяю, в этом плане он несопоставим с тем, что есть в самой          
отсталой стране Европы. И наши граждане, которые работают, честно работают,     
получая на руки меньше прожиточного минимума, вылетают за черту бедности - ну   
куда дальше?!                                                                   
                                                                                
Поэтому мы считаем, что да, это приличные деньги, это миллиарды рублей, но в    
бюджете есть эти деньги. И мы неоднократно сталкивались с ситуациями, когда     
нам правительство отказывало в поддержке тех или иных инициатив, но, когда      
решение принималось на самом верху, вдруг эти деньги Минфин находил. Поэтому    
и в данном случае МРОТ можно было бы повысить более высокими темпами. И         
прошлый год нам показал, что с учётом большой инфляции, высокой инфляции у      
нас правительство находило средства для того, чтобы поддержать экономику,       
поддержать покупательную способность граждан и поддержать социально уязвимые    
группы населения.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич.                              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Михаил Васильевич, вам вопрос. Вот вы дали             
заключение, исходя из которого нет таких возможностей, так скажем, у            
государства, ну, по вашему мнению, насколько я понял. А если всё-таки           
спрогнозировать такие возможности, то что можно считать возможностями для       
увеличения минимального размера оплаты труда в нашей стране? Каковы             
определяющие возможности, центральные, так скажем?                              
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Ну, во-первых, я не говорил, что у нас в стране нет таких       
возможностей. Более того, я считаю, что труд у нас действительно недооценён.    
По данным той же самой статистики, у нас заработная плата в структуре           
себестоимости составляет от 20 до 25 процентов, в то время как в Европе - от    
50 до 60 процентов. Правда, здесь надо делать поправочку на то, что в Европе    
производится продукция с гораздо большей добавленной стоимостью, а у нас - с    
гораздо меньшей добавленной стоимостью, поэтому соотношение, конечно, не один   
к двум. То, что труд недооценён, это абсолютно ясно, но эту работу, конечно     
же, нужно вести более системно, более организованно. И именно это является      
основанием для того, что комитет не счёл возможным поддержать эту инициативу.   
А то, что заработную плату надо повышать...                                     
                                                                                
Правда, есть один нюанс: в нынешних условиях, когда... Извините меня, когда     
есть избыток продуктов, это одна ситуация, а если мы сейчас окажемся в          
ситуации, аналогичной той, когда в нашей стране вводили карточную систему, то   
рост заработной платы, к сожалению, может привести в этих условиях лишь к       
тому, что всего-навсего подорожает всё. Поэтому это очень непростой вопрос,     
но это не значит, что этой проблемой не надо заниматься. Ею надо заниматься,    
и в этом плане я вас поддерживаю.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли желающие выступить?                     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Прошу           
прощения за то, что второй раз выхожу на трибуну, но тема уж больно важная.     
                                                                                
Во-первых, хочу заметить, что труд в России действительно недооценён, и это     
признал уважаемый Михаил Васильевич. Могу только повторить: наша доля - 20-25   
процентов, доля работников в европейских странах - 50-60 процентов. Это не      
значит, что нам надо продолжать сохранять такую же степень эксплуатации, это    
значит ровно противоположное: нам нужно развивать современные технологии. Это   
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Нам говорят, что предложенный законопроект не соответствует целям       
Фонда национального благосостояния. Коллеги, как депутат со стажем, я вам       
напомню, что, когда создавался сначала Резервный фонд, а потом Фонд             
национального благосостояния, нам говорили, что он создаётся именно для         
благосостояния, а теперь нам говорят, что это для реализации мегапроектов или   
для чего-то ещё. Понимаете, я не против мегапроектов, но я убеждён, что самое   
выгодное вложение, которое может сделать современное государство, - это         
высокие технологии и человеческий потенциал. Спросите у любого серьёзного       
экономиста, и они вам это подтвердят.                                           
                                                                                
Составная часть человеческого потенциала - это уровень благосостояния. Он       
состоит вообще из трёх основных показателей: индекс дохода, индекс              
образования и индекс долголетия. Что у нас происходит с индексом долголетия,    
вы понимаете, по индексу образования мы выше, чем по другим, но, в общем,       
тоже проблем достаточно. Действительно, наша минимальная заработная плата       
значительно меньше, чем в других странах. Она в последнее время в долларах      
повысилась за счёт падения курса доллара, а потом его некоторого повышения,     
но, по данным той же Федерации независимых профсоюзов, во Франции минимальная   
заработная плата свыше 1200 тысячи евро, в Германии - порядка 1800, в Турции    
и Китае - около 500 долларов и так далее. Это намного выше, чем у нас, причём   
и Турция, и Китай не очень выше нас по производительности труда. Значит, дело   
не только в производстве, но и в системе распределения тоже. Мы никак не        
хотим вводить систему прогрессивных налогов, которая существует во всех         
странах "большой двадцатки", кроме России, и по-прежнему никак не вводится в    
нашей стране, уважаемые коллеги!                                                
                                                                                
Ещё раз хочу подчеркнуть, что благосостояние людей - это двигатель экономики.   
Мне неоднократно приходилось участвовать в совещаниях работников аграрного      
сектора, которые говорили, что, если бы уровень доходов граждан был выше, они   
могли бы увеличить производство сельхозпродукции. Сейчас люди вынуждены         
экономить на всём: около 10 процентов экономят на еде, ещё около 30 процентов   
экономят на еде и одежде соответственно и так далее, и так далее. Поэтому,      
коллеги, нам нужно ускорять приближение нашей минимальной заработной платы ну   
хотя бы к реальному прожиточному минимуму, хотя бы к данным Федерации           
независимых профсоюзов России.                                                  
                                                                                
И последнее, повторю. Согласно ответу, который мною был получен из Минфина,     
Минфин считает возможным тратить в рублях... (Микрофон отключён.)               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Согласно ответу, который мною был получен из Минфина, Минфин       
считает возможным тратить в рублях ту часть Фонда национального                 
благосостояния, которая соответственно заморожена нашими, как раньше            
выражались, партнёрами. Поэтому в принципе, несмотря на крайне сложную          
экономическую ситуацию, возможности двигаться вперёд в нашей стране есть.       
Напоминаю ещё раз: в стране стагнация с 2013 года, и, когда все ссылались на    
санкции, Президент России сказал, что на 25 процентов наши проблемы от          
санкций, на 75 процентов мы сами не доработали.                                 
                                                                                
Давайте будем дорабатывать.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста.                  
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Действительно, очень важная тема, коллеги, почему и важно это    
всё-таки зафиксировать. Вот сейчас Михаил Васильевич очень важный момент        
отметил, я думаю, что и представители "ЕДИНОЙ РОССИИ" здесь присоединятся к     
этому мнению. Действительно, все желали бы, хотели бы и разделяют эту точку     
зрения, но вот какая важная деталь: при этом мы непозволительно долго           
топчемся на месте в этом вопросе, понимаете? Мы все декларируем, что мы хотим   
повысить минимальный размер оплаты труда, мы действительно хотим достойным      
образом доходы граждан поднять, но при этом мы топчемся десятилетиями. И        
давайте мы всё-таки, может быть...                                              
                                                                                
Вот в течение года с этой инициативой выступила "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." -      
голосовали, выступали, тратили время, зевали, ходили. Ну сколько можно          
говорить? Коммунисты предлагали - то же самое; сейчас ЛДПР внесла - то же       
самое; завтра ещё, может быть, "НОВЫЕ ЛЮДИ" внесут - снова мы будем тратить     
время, снова будем говорить прописные истины и так далее. Ну давайте мы         
зафиксируем, первое, что мы действительно видим такую задачу и что нужно,       
чтобы эту задачу решить, чтобы действительно поднять минимальный размер         
оплаты труда хотя бы до уровня минимальной потребительской корзины. Ну что      
для этого нужно, коллеги? Давайте задачу поставим правительству - пусть         
правительство скажет, что нам нужно для этого, я не знаю, построить             
столько-то заводов, нам нужно сделать столько-то инфраструктурных проектов, и   
тогда мы сможем это реализовать, или нам нужно, чтобы у нас в бюджете было      
столько-то денег.                                                               
                                                                                
Только я вам хочу сказать: наличие денег в бюджете не приблизит решение этой    
проблемы. Знаете почему? Потому что мы с вами проголосовали осенью за           
повышение минимального размера оплаты труда в нашей стране, а в двух областях   
- да ещё надо смотреть, может быть, не в двух - тарифы на электричество         
увеличили на 30 процентов, как в Свердловской области, в Московской области.    
Сейчас люди пойдут к вам, будут с этим обращаться, скажут: у нас зарплата-то    
не растёт на 30 процентов, а цена на электричество растёт.                      
                                                                                
Вот такими действиями в корзину отправляются все усилия Государственной Думы,   
правительства и вообще всех по повышению доходов граждан, потому что,           
оказывается, коллеги, минимальный размер оплаты труда - это ещё не всё.         
Правильно здесь сказал Михаил Васильевич: мы поднимем - будет инфляция.         
Почему она будет? Потому что мы цены не контролируем, потому что мы с вами не   
занимаемся вопросами справедливости и несправедливости обогащения, мы не        
занимаемся вопросами себестоимости и добавленной стоимости, о чём говорил       
опять же Михаил Васильевич.                                                     
                                                                                
Ну давайте мы этим займёмся, давайте не будем тратить время постоянно на то,    
чтобы избирателям показать, что вот мы занимаемся этим и так далее. Мы время    
сейчас тратим просто! Давайте поставим задачу правительству, давайте поставим   
задачу профильному комитету, чтобы хотя бы в какой-то перспективе увидеть,      
когда мы можем выйти хотя бы на потребительскую корзину. Иначе мы так до        
бесконечности будем рассуждать.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Родина Виктория Сергеевна, пожалуйста.                    
                                                                                
РОДИНА В. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция         
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" отмечает важность поддержки работающих граждан нашей страны.    
                                                                                
Хочу напомнить, что с 1 января 2023 года минимальный размер оплаты труда        
составляет 16 242 рубля, что на 963 рубля больше, чем в прошлом году.           
Безусловно, это не минимальный размер оплаты труда, о котором говорится в       
данном законопроекте, но предложенный правительством законопроект, который      
уже вступил в силу, просчитан, защищён от инфляционных ожиданий, он более       
реалистичен.                                                                    
                                                                                
В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать данную             
инициативу.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна.                              
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, несколько замечаний по поводу состоявшейся   
дискуссии.                                                                      
                                                                                
Прежде всего, дополнительные расходы бюджета, всей бюджетной системы, по        
данному законопроекту касаются только работников бюджетной сферы. Как мы уже    
неоднократно обсуждали при рассмотрении вопросов о повышении МРОТ,              
государство - самый безответственный работодатель: доля работников,             
получающих доход ниже МРОТ или вокруг МРОТ, работающих в государственных        
бюджетных учреждениях, больше 50 процентов. И из этих 4 миллионов около 2       
миллионов - это работники бюджетной сферы, поэтому расходы бюджета,             
собственно говоря, приходятся на них. В нынешних условиях, с учётом того что    
МРОТ уже и так составляет 16 242 рубля, это будет около 90 миллиардов рублей    
в год в целом по стране.                                                        
                                                                                
Уважаемый Михаил Васильевич, при всём к вам уважении, ну, 90 миллиардов         
рублей дополнительно в денежных доходах населения - это, вообще, там, пятая     
цифра после запятой. Ну никакого влияния на инфляцию она оказать не может, а    
если она даже его окажет, то её вообще никто рассмотреть не может, потому что   
там столько разных факторов, тем более наша инфляция - это ни в коем случае     
не инфляция спроса. Поэтому тут нулевое влияние на инфляцию, можно смело        
принимать это решение.                                                          
                                                                                
Теперь второй вопрос, тоже чрезвычайно интересный, - это Фонд национального     
благосостояния. Фонд национального благосостояния - это не только голый         
король, а это голый король в кубе или, там, в пятой, в шестой степени, потому   
что сейчас (вот спасибо большое Олегу Николаевичу, который процитировал ответ   
Минфина) Минфин говорит: да, мы копили эти деньги, они теперь вообще не у       
нас, но мы при этом можем эмитировать на них рубли. Ну это просто говорит о     
том, что никакого смысла в накоплении ФНБ не было. Никаких ограничений,         
которые задаёт ФНБ, нет, а это просто какие-то мифические цифры, на основании   
которых Минфин запускает печатный станок. Они говорят, что вот ФНБ там есть и   
это даёт нам основания напечатать столько-то рублей. Поэтому напечатать 100     
миллиардов, ну, или 90, как я оценила, - это вообще не вопрос. И это не         
окажет никакого влияния на экономические показатели, но вполне ощутимое         
влияние окажет на нижний сегмент заработной платы в бюджетной сфере.            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово. Автор, Ярослав Евгеньевич? Нет. Комитет, Тарасенко?       
Нет. Представитель президента будет выступать? Представитель правительства?     
Нет.                                                                            
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", пункт 17.    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 52 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              114 чел.25,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    115 чел.                                          
Не голосовало                 335 чел.74,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4504 по 4509 из 4698
ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                  
                                                                                
Я хочу сказать, что по 17-му пункту голосовала за, я просто не успела           
добежать до своего места. Спасибо.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Учтём в стенограмме.