Заседание № 303
08.06.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 12287-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования вопросов безопасности дорожного движения" (внесён депутатами Государственной Думы А. А. Агеевым, А. Л. Бурковым, М. В. Емельяновым, О. Л. Михеевым, О. А. Оганяном, А. В. Терентьевым, а также А. В. Беляковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4417 по 4785 из 7529
30-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования вопросов безопасности дорожного движения". Александр Александрович Агеев докладывает. АГЕЕВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, добрый день! Данный законопроект был внесён мною в Государственную Думу ещё в начале шестого созыва, зимой 2012 года. Вы все знаете, что пробки, заторы, сложности с регулированием дорожного движения, к сожалению, являются сегодня одной из главных проблем в стране. Люди стоят в пробках многие часы, прежде всего это касается столиц, но эти проблемы всё чаще появляются и в других регионах. В Москве ситуация уже на грани катастрофы: люди часами не могут попасть домой, появляется раздражённость в семьях. Эксперты посчитали, сколько в среднем теряют за год от стояния в пробках автовладельцы, те, кто ездит на машине, - если исходить из официальных доходов, то убыток составляет больше 1 триллиона рублей только по Москве. Но самый главный аспект проблемы - эмоциональный: и так очень много причин для стресса, а пробки ещё больше вызывают стресс, лишают родителей возможности общаться со своими детьми, проводить время в семье. Реализация проектов дорожного строительства, безусловно, помогает частично решить эти проблемы, но пробки в основном создаются не из-за того, что у нас мало дорог, а из-за того, что происходит постоянное перекрытие дорог для проезда так называемых ВИП-персон. В начале 2012 года я предложил Государственной Думе ограничить количество таких персон, для проезда которых перекрываются автомобильные дороги, - тогда их были десятки, а может быть, даже сотни. После внесения мной законопроекта - я должен поблагодарить Евгения Сергеевича Москвичёва за то, что Комитет по транспорту действительно живо отреагировал, были проведены определённые совещания по этому вопросу, - количество ВИП-персон, для проезда которых перекрывается, останавливается движение, было предложено сократить до круга особо охраняемых лиц, то есть до девяти человек. Я же предлагал сократить его до двух человек - президента и премьер-министра. Это один из пунктов моего законопроекта. А сегодня главный вопрос - это лишить региональные власти возможности регулировать вот эти вопросы остановки либо приостановки движения транспорта. Мало того, что перекрывают дороги для федеральных ВИП-лиц, их перекрывают и по постановлениям местных властей, то есть органов власти субъектов Федерации, для региональных руководителей определённого ранга, поэтому вторым пунктом я предложил изъять у них эти полномочия и передать их на федеральный уровень, чтобы это регулировалось только федеральным законодательством. Мы посчитали, что остановка, приостановка движения на десять минут влечёт за собой проблемы, которые вызывают парализацию движения транспорта на два часа, повторяю: остановка всего на десять минут! А если движение перекрывается на большее время, то ситуация усугубляется. Вы знаете, что из-за перекрытия дорог сильно страдает движение общественного транспорта, машин скорой помощи, пожарных машин- всё останавливается. Сколько случаев было, когда при остановке движения транспорта из-за этих пробок люди умирали в скорой помощи либо в машине реанимации. И время перекрытия никак не ограничено, вы сами сталкиваетесь с этим, когда едете утром на работу, особенно при повороте с Кремлёвской набережной: движение там закрывают порой на полчаса, потом проезжает не президентский кортеж, а какая-то одна машина с мигалкой, которую мы с вами ждём по полчаса, а мы ведь тоже представители народа, мы едем заниматься вопросами наших избирателей, нашего населения. И представляете, сколько людей не может вовремя попасть на работу, и их материально наказывают и могут даже уволить за такие опоздания! Поэтому третьим пунктом моего законопроекта я предложил ограничить время перекрытия дорог максимально десятью минутами. И, коллеги, четвёртый пункт: запретить перекрытие кольцевых дорог - это Бульварное кольцо, Садовое кольцо, Третье транспортное кольцо и Московская кольцевая автодорога. Движение на кольцевых дорогах парализуется в таких случаях не на два часа, все стоят гораздо дольше, ущерб для государства и для конкретной семьи просто катастрофический. Прошу коллег поддержать мои законопроекты. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Евгений Сергеевич Москвичёв. МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Александр Александрович подробно рассказал нам о том, что послужило причиной внесения данного законопроекта. Но хочу сказать, уважаемый Александр Александрович, всё, что вы говорили в течение этого времени, относится к вопросам организации дорожного движения и не может регулироваться 257-м законом - об автомобильных дорогах. В федеральных законах "О государственной охране", "О противодействии терроризму", в федеральных конституционных законах "О военном положении", "О чрезвычайном положении" всё это прописано: как перекрывать дороги, на какой период времени и что дальше делать. Что касается нормы законопроекта, о которой вы говорили, что надо запретить в Москве перекрывать движение на МКАДе, на кольцевых дорогах, то, уважаемые коллеги, 257-й федеральный закон касается всех субъектов Российской Федерации, мы не можем вынести решение только в отношении одного субъекта, даже если это город федерального значения Москва. Все вопросы, касающиеся организации дорожного движения, будут учтены в законе об организации дорожного движения, который будет рассматриваться в 2016-2017 годах. Комитет считает, что данный законопроект надо отклонить, прошу поддержать решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. У меня вопрос к содокладчику. Уважаемый Евгений Сергеевич, в предложении коллеги Агеева одна из главных позиций - решать эти вопросы на федеральном уровне, а не отдавать это местным властям, но, наверное, прежде всего это касается больших городов - Москвы и Санкт-Петербурга, потому что тема, видимо, для них наиболее актуальна. Даже в заключении вашего комитета сказано, что такая система раньше существовала, и коллега Агеев предлагает не что-то новое, а просто вернуться к старому. И в этой связи вопрос: почему отказались тогда? Дадите какие-то пояснения? И второе. Что-то изменилось за четыре года? Заключение правительства от 2012 года, его подписал заместитель председателя правительства коллега Владислав Сурков, - вот за эти четыре года позиция радикально не изменилась в этом отношении или что-то произошло? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Сергеевич Москвичёв. МОСКВИЧЁВ Е. С. Да, действительно, когда-то так было, до вступления в силу 257-го закона субъект имел право. Но мы увидели, что в связи с принятием 184-го закона, 131-го закона - "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации..." Это всё относится к полномочиям субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, и мы увидели, что законы, в которые внесли поправки, действительно более эффективно стали работать, поэтому мы считаем, что органы местного самоуправления субъекта должны этими вопросами заниматься, это правильно. Второе. За этот период времени в субъектах, в том числе в городах федерального значения, где перекрывали дороги, в разы уменьшилось количество автомобилей, имеющих мигалки, в связи с принятием постановления правительства. Я считаю, что это правильно и достаточно. В связи с тем что автомобилей становится в каждом городе больше, думаю, что появится институт, который должен будет заниматься вопросами организации дорожного движения, и это устранит сегодняшние проблемы с пробками в областных центрах и недостатки в муниципальных образованиях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Сергеевич Старовойтов. СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Александр Александрович, скажите, пожалуйста, может быть, я что-то не расслышал: вы предлагаете закон, действие которого будет распространяться только на какие-то избранные субъекты Российской Федерации или на все субъекты Российской Федерации, без исключения? Если на все субъекты Российской Федерации, то возникает логичный вопрос: кто будет, собственно говоря, заниматься этой работой? И как быстро всё это должно происходить с учётом разницы во времени по поясам? Какой-то орган в Минтрансе или в ГИБДД должен дополнительно появиться для согласования этих вопросов, как это должно работать? Либо всё-таки законопроект касается одного субъекта или двух? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Александрович Агеев. АГЕЕВ А. А. Уважаемые коллеги, прежде всего этот законопроект направлен на решение транспортных вопросов в Москве, но передача полномочий на федеральный уровень, конечно, касается всех субъектов Федерации. Если ещё четыре года назад мы с вами мало чувствовали подобные проблемы с пробками и перекрытием дорог в других субъектах Федерации, то сейчас количество транспортных средств растёт изо дня в день и большинство крупных городов, городов-миллионников, столиц субъектов уже ощущают на себе проблемы с пробками, а в случае перекрытия дорог, к сожалению, количество заторов увеличивается. Поэтому ограничить количество лиц и передать эти полномочия на федеральный уровень, чтобы на местах никто этим не злоупотреблял, - это, конечно, касается не только Москвы, но и всех субъектов Российской Федерации, и я думаю, что в этом случае простые люди выразят всем нам благодарность. Ещё раз: это касается не только Москвы. Кто же будет исполнять эти полномочия? Ну, мы с вами понимаем, что есть определённые требования, перекрывают дороги органы безопасности дорожного движения, соответственно, если они нарушили закон, норму о времени, на которое перекрываются дороги, то они же и будут нести ответственность за это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Александр Сергеевич Старовойтов, пожалуйста. СТАРОВОЙТОВ А. С. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я очень коротко. Александр Александрович, в целом, если просто послушать вашу инициативу, она звучит правильно, потому что мы действительно часто сталкиваемся с ситуациями, когда кортежи чиновников очень сильно беспокоят граждан. Но мне кажется очень странным, что в Государственную Думу вносят законопроект, который в принципе в первую очередь касается Москвы. Я не вижу отзывов субъектов Российской Федерации, а ведь нормальным, качественным законопроект будет тогда, когда субъекты Российской Федерации всё-таки представят какие-то отзывы, выразит своё мнение, своё видение ситуации. Мы часто сталкиваемся с какими-то чрезвычайными положениями, чрезвычайными ситуациями в том или ином субъекте Российской Федерации, когда это действительно вынужденная мера, и даже если процесс согласования займёт пятнадцать-двадцать минут, ну, по практике, мне кажется, пока с Дальнего Востока до Москвы что-то дойдёт, могут погибнуть те самые люди, ради которых мы стараемся, вы стараетесь, внося данную законодательную инициативу, поэтому с такого рода законодательными инициативами, мне кажется, надо быть всё-таки более аккуратными. И если анализировать ситуацию - мне кажется, вы тоже её не очень-то анализировали - с увеличением количества транспорта, то по каким причинам оно увеличивается? Если рассматривать, в частности, Москву, то это происходит не только потому, что с каждым годом всё больше и больше людей покупают автомобили, в том числе в кредит, но и ещё по одной простой причине: огромное количество безработных намечается и уже есть в субъектах Российской Федерации, безработица заставляет граждан ехать именно в центры, в столицы в поисках работы, в поисках лучшей жизни, и их количество, увы, с каждым годом растёт именно по этой причине. Я обсуждал этот вопрос с огромным количеством экспертов. Мне кажется, что действительно эта причина есть, эта проблема есть, мы действительно часто с этим сталкиваемся, сами стоим в пробках. Но ещё мне кажется, что если... Вот вы сегодня в своём выступлении, когда докладывали законопроект, сказали о том, что и мы, депутаты, тоже ездим по служебным вопросам, к нам обращается огромное количество людей, мы можем опоздать, - ну, надо тоже быть аккуратнее, наверное, с такими фразами, а то потом скажут, что мы для себя пытаемся какие-то вопросы решить, в свою пользу. Тем более в преддверии выборов, я думаю, для вас такая инициатива и комментарии, которые могут последовать в средствах массовой информации, могут иметь не самый положительный эффект. Я абсолютно согласен с мнением профильного комитета, Комитета Госдумы по транспорту, что данная законодательная инициатива, ну, совсем не отработана, и всё это уже прописано в тех законах, которые были перечислены Евгением Сергеевичем Москвичёвым. Фракция ЛДПР, несмотря на то что поднятая тема, ещё раз подчёркиваю, действительно имеет место быть, поддерживать данный законопроект не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Я буквально вчера ещё раз посмотрел пакет документов по данному законопроекту, и, хотя он был, как сказал Александр Александрович Агеев, внесён в начале работы этого созыва, мне кажется, не потерял свою актуальность. Наверное, нормально, что у нас разные мнения, разные взгляды на этот законопроект, но всё-таки я полагаю правильным, что мы его рассматриваем и эту тему в зале пленарных заседаний обсуждаем. Вообще, это вопрос, по большому счёту, социальной справедливости, и этот сюжет, так скажем, особенно обострился сейчас, в условиях определённого кризиса, если можно назвать кризисом ту ситуацию, которую мы имеем. Общаясь с коллегами и посещая разные регионы, мы очень часто видим, что даже в тех регионах, где мало транспорта, перекрытие дороги, по которой едет, например, губернатор либо руководство регионального правительства, не всегда оправданно по сравнению с другими территориями, где другой губернатор ездит без охраны, в общем потоке и ничего с ним не происходит. Вот, вспоминая слова генерального прокурора, который сегодня выступал, и говоря о законности, которая не бывает калужской или рязанской, как классик в своё время писал, хочу сказать, что было бы неправильным отдавать всю эту тему на откуп региональным властям, потому что, к сожалению, в ряде регионов происходят перегибы, а молва - она имеет место быть, она бежит впереди разных региональных начальников. Мне кажется правильной такая постановка задачи: решать эти вопросы, фактически вопросы социальной справедливости, на федеральном уровне, чтобы депутаты наши - либо этого созыва, либо депутаты следующего созыва - в своих руках это держали. В последние годы мы отдали этот сюжет на откуп местным властям, и в определённой степени мы являемся заложниками этой ситуации, повторюсь, поскольку местные власти в разных регионах у нас разные: одни хорошие, другие очень хорошие, третьи совсем хорошие, а достаётся всем нам, поэтому я взял бы этот штурвал, всю ответственность на себя, на депутатов федерального парламента, и этот вопрос регулировал бы. Это не значит, что мы хотим ввести какие-то драконовские ограничительные меры, это значит, что мы этот сюжет, связанный с социальной справедливостью, держали бы у себя на контроле, а не выступали лишь критиками, теми, кто возмущается по данному вопросу, но ничего сделать не может... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавить минуту? Пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо. Я хотел от фракции, хотя основную мысль я уже выразил. Авторами этого законопроекта являются депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Мы полагаем, что тема эта актуальна. Да, действительно, за четыре года многое изменилось, и аргументы тут самые разные. Евгений Сергеевич говорит, что за организацию дорожного движения отвечают местные власти, а в заключении правительства содержится ссылка на то, что местные власти должны эти вопросы решать, потому что дороги находятся в муниципальной собственности, - тут как на этот сюжет посмотреть, с какой стороны, аргументы могут быть разные. Мне кажется, эта тема незакрытая, и авторам законопроекта я рекомендую этот вопрос держать на контроле, и в следующем созыве, я надеюсь, он точно так же может быть обсуждён, потому что проблема имеет место быть. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" проголосует за данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Александрович Агеев, пожалуйста, вам слово. АГЕЕВ А. А. Спасибо большое, Сергей Евгеньевич! Спасибо, уважаемые коллеги! В любом случае обсуждение, привлечение внимания к моей законодательной инициативе говорит о том, что она всё-таки актуальна и сама проблема имеет место быть. Уважаемые коллеги, перекрутить можно любую проблему, но актуальность в данном случае подтверждается тем, что частично вопросы данной законодательной инициативы уже решены, и Комитет по транспорту это подтверждает. Со своей же стороны, я не могу согласиться с некоторыми доводами, что нельзя решить вопросы отдельно Москвы в федеральном законе. Мы с вами на протяжении всего шестого созыва неоднократно (к сожалению, ну, не без участия фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"), много раз демонстрировали, что можно решать, регулировать вопросы отдельного субъекта. Например, вопросы местного самоуправления в Москве у нас с вами регулируются совершенно отдельно - это отдельный закон о местном самоуправлении в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге; выборы в Москве у нас с вами идут совсем по другим правилам, как в городе федерального значения. Поэтому в целом, конечно, такое регулирование может быть, должно быть, и, так как это столица нашей страны, безусловно, эти вопросы нужно регулировать с особым вниманием, потому что всё-таки здесь и международные отношения реализуются, и находятся все органы государственной власти, здесь нужно отдельно регулировать вопросы, и дорожного движения в том числе - а их, конечно же, надо передать только на федеральный уровень вообще по всей стране. Со своей стороны, хочу сказать, Александр Сергеевич, вам тоже большое спасибо за все эти вопросы. Я могу, конечно, сказать, что у вас с Москвой свои, отдельные отношения, и хоть вы и ставите вопросы о том, что люди едут в Москву и надо что-то решать в связи с этим, чтобы не ехали, но я ни разу не видел вас ни на одном митинге протеста. Я был главным критиком расширения Москвы, потому что действительно это беспредельная ситуация: никому это не надо, это не решает вопросов пробок, не решает вопросов безработицы. Сейчас и так 60 процентов населения страны хочет в ближайшее время переехать в Москву, а надо создавать центры притяжения по всей стране. Частично этот вопрос, конечно благодаря Олимпиаде в Сочи, решается, но у нас есть ещё и Сибирь, и Урал, и Дальний Восток, и это нужно делать, чтобы люди не тянулись в Москву и здесь, как вы сказали, не парализовывали движение. А люди ведь просто пытаются выжить и прокормить свои семьи. Таким образом, закон очень актуальный и на перспективу, и сейчас. Ну а что касается приведённого мною примера, когда мы едем на работу по Кремлёвской набережной, коллеги, я вам сказал, что вы сами видите каждый день, как перекрываются дороги, когда едете на работу, но прежде всего я переживал за людей, обычных людей, которых могут уволить, если они опоздают на работу. Вас, к сожалению, может быть, пока уволить не могут, а некоторых было бы надо. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Сергеевич Москвичёв, не хотите выступить? МОСКВИЧЁВ Е. С. Нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну скажите два слова. МОСКВИЧЁВ Е. С. Я ещё раз хочу сказать всем большое спасибо и возвратиться к одному вопросу: в части организации дорожного движения у нас будет федеральный закон, и мы постараемся всё сделать так, чтобы нашим жителям было очень удобно пользоваться нашими дорогами и улицами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6539 по 6556 из 7529
30-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования вопросов безопасности дорожного движения". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 53 сек.) Проголосовало за 197 чел.43,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 197 чел. Не голосовало 253 чел.56,2 % Результат: не принято Законопроект отклонён.