Заседание № 65
О проекте федерального закона № 122724-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся порядка размещения заказов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 8. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Мартин Люцианович Шаккум, ваш доклад. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект принят во втором чтении 24 декабря 2008 года. Законопроект в полном объёме прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний Правового управления нет. Комитет рекомендует принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Замечаний нет, выносим проект федерального закона на "час голосования".
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 34 мин. 45 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 64
О проекте федерального закона № 122724-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся порядка размещения заказов; принят в первом чтении 10 декабря 2008 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и о внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 20. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Также докладывает Мартин Люцианович Шаккум. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект принят в первом чтении 10 декабря 2008 года. Всего к законопроекту поступило девяносто семь поправок, из них сорок четыре поправки рекомендуются к принятию и пятьдесят три поправки - к отклонению. Ко второму чтению законопроект доработан в следующей части. Предусмотрена возможность добровольного снижения цены государственного или муниципального контракта по соглашению сторон. Предусмотрено право правительства в период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года включительно устанавливать случаи снижения цены контрактов на выполнение работ по строительству, заключённых до 1 января 2009 года, а также размер и порядок такого снижения. Внесены нормы по поддержке отечественных производителей. Введены нормы по учёту квалификационных требований при проведении конкурса. Конкурсная комиссия при оценке заявок теперь вправе будет учитывать деловую репутацию участника конкурса, наличие у него опыта выполнения аналогичных работ, наличие у него производственных мощностей и технологического оборудования, а также образования у работников организации и иные показатели. Существенно расширен перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика в связи с особенностью лиц творческих профессий. Такое право предоставлено концертным коллективам, музеям, дворцам культуры, клубам. Также в перечень единственных исполнителей включены творческие профессии, такие как балетмейстер, концертмейстер, оператор, хореограф, драматург, писатель, поэт, дизайнер и так далее. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таблица 1 - сорок четыре поправки. Есть ли замечания? Есть. Депутат Решульский. А, нет, не по этой таблице. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 32 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9% Результат: принято Принимается. Таблица 2 - пятьдесят три поправки. Да, вот рука депутата Решульского. Пожалуйста, Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я прошу вынести на отдельное голосование отклонённые поправки 6, 7 и 39. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица 2, за исключением поправок 6, 7 и 39. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 20 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2% Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Сергей Николаевич, обоснование по поправке 6. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, эти все три поправки объединены одной идеей. Речь идёт об общеобразовательных учреждениях, проще сказать, наших школах и о поставке туда учебного и учебно-наглядного оборудования. Сейчас реализуется национальный проект и сложилась такая система: когда проводится конкурс, аукцион - "конкурс" будем говорить, - и при рассмотрении заявок участников этого конкурса возможности поставок подтверждаются просто бумажными характеристиками. Предлагается, поскольку это касается наших школ, внести следующую поправку. В случае поставки учебного и учебно-наглядного оборудования для общеобразовательных учреждений конкурсная комиссия рассматривает образцы продукции, представленные участниками размещения заказа, на предмет соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, возможности использования в учебном процессе и обеспечения безопасных условий для учащихся, если конкурсной документацией предусмотрено такое требование. Сейчас законом не предусматривается представление этих образцов. И много случаев - это не мои личные данные, можно поинтересоваться в агентстве по образованию или в министерстве образования, у них достаточно таких примеров, - когда какая-то фирма или какая-то организация выигрывает конкурс, а потом идёт поставка либо контрафактной продукции, либо продукции, которая фальсифицирована либо вообще не соответствует тем требованиям, которые указаны в заявке. Я считаю, что это очень простая и понятная всем поправка. К сожалению, я не попал на заседание комитета, - это, наверное, моя вина, ну, не предупредили, - чтобы отстаивать её. Я полагаю, если мы беспокоимся о здоровье наших детей, наших внуков, наших школьников, то мы должны, конечно, с одной стороны, экономить те средства, которые выделяются даже в рамках реализации национального проекта "Образование", добиваться оптимального соотношения цены и качества, с другой стороны, создать все условия, чтобы действительно туда поступала проверенная, соответствующая всем требованиям продукция - вот эти комплекты наглядного оборудования, - в школы. Чтобы потом не случалось такое, что заявлено одно, а поставили другое, то ли китайского производства, то ли ещё какого-то производства. Мне могут сказать, что для этого же надо изготавливать образцы. Ну, мы же и заинтересованы в том, чтобы занимались поставкой этого оборудования проверенные фирмы, проверенные организации, те, которые... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, заканчивайте обоснование, Сергей Николаевич. Добавьте время. Ну, у него три поправки, он в одном выступлении их обосновывает. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Ну, я и по двум могу ещё то же самое дополнить. Мы же заинтересованы, чтобы в школы поступало действительно то оборудование, которое произведено нашими фирмами, что развивает средний и мелкий бизнес, да и другие производственные мощности, и чтобы это оборудование действительно не только соответствовало всем нормам, но и не калечило наших детей, которые в этих школах учатся. Я просил бы это поддержать, я не вижу оснований отклонять эту поправку, но на ваше усмотрение. Всё-таки, думаю, её надо поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, правильно ли я вас понял, что вы всё-таки обосновывали все три поправки? Или вы будете выступать ещё и по 7-й, и по 39-й? Вы в самом начале сказали, что они связаны одной общей идеей. Пожалуйста, Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемый Олег Викторович, поправки идентичные, я сказал, они даже написаны одинаково, разницы там большой нет. Просто я считаю, что не надо мне три раза выступать... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я вот это и хотел уточнить. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. ...но я бы просил, чтобы вникли в суть этого вопроса. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, понятно. Пожалуйста, от комитета. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Сергей Николаевич, уважаемые коллеги! Во-первых, хотел сказать, что статьями 22 и 33 настоящего закона предусмотрено право заказчика на торгах выставлять образец того товара, который он хочет получить при размещении заказа. То есть такое право у заказчика сегодня есть. При рассмотрении ваших поправок, Сергей Николаевич, мы руководствовались, когда отклоняли, выступлением представителя антимонопольной службы, который, ссылаясь на практику проведения подобных конкурсов, заявил о том, что якобы вот это требование не успевают выполнить многие производители, то есть у них не готовы образцы товаров, и это ущемляет их права, и не все могут быть допущены к конкурсу. Я предлагаю вам при следующем рассмотрении поправок к 94-му закону в комитете ещё раз вернуться к этому вопросу. Обещаю вам, что мы самым внимательным образом разберёмся, но сейчас принимать эту поправку, текст которой не прошёл соответствующей экспертизы в комитете, не согласован с правительством, мне представляется преждевременным. Я рекомендую всё-таки на данный момент эту поправку отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги... Пожалуйста, Логинов, представитель правительства. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Да, мы просим поддержать позицию комитета, поскольку действительно речь идёт о том, на что ориентироваться при проведении конкурса: на образец, который представляет заказчик, или на те образцы, которые могут предоставлять поставщики. Вопрос этот многоплановый, сложный, но, как вы сами понимаете и пример приводился в том числе с учебной литературой и с прочими материалами, которые нужны для системы образования Российской Федерации... Мы понимаем, что образец, который будет представлен заказчиком конкурса, конечно же, должен иметь приоритетность и именно на него следует ориентироваться, потому что, в случае если участники конкурса представят свои образцы и за эти образцы будет предложена более низкая цена, государство окажется связанным обязательством приобретать некачественную продукцию, в том числе для таких высоко важных в части образования нашего общества направлениях, как учебная литература. Мы просим поддержать поправки комитета. Вопрос это сложный, неоднократно рассматривался, но позиция, которая комитетом принята, полностью отвечает концепции законопроекта и мнению правительства. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, вы побуждаете меня нарушать Регламент. Вы настаиваете на уточнении какой-то своей позиции? Пожалуйста, Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Ну, сделайте исключение, потому что мы говорим не о том, о чём суть поправки. Тут не о литературе идёт речь, уважаемые товарищи, речь идёт об учебном и учебно-наглядном оборудовании. Ни один заказчик никогда... Действительно, я согласен, Мартин Люцианович, он вправе, но никогда - поверьте не мне даже, с агентством свяжитесь, - никогда не выставлял эти образцы. Что значит "управление образования выставит образец"? Оно что, само его сделает, что ли? Оно даёт технические условия на это учебное и учебно-наглядное оборудование, а вот те, кто хочет участвовать в этом конкурсе, они, если имеются мощности, производство, и должны выставить, показать, что у них этот образец соответствует заявленным техническим условиям, а не так: выиграв этот конкурс, потом закупать где-то левым путём. Я ещё раз подчёркиваю: много китайского идёт, вы знаете, что даже... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятна позиция. Тем не менее комитет настаивает, сохраняет свою позицию, Мартин Люцианович? ШАККУМ М. Л. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет сохраняет свою позицию. Уважаемые депутаты, ставлю на голосование поправку 6 из таблицы отклонённых. Комитет предлагает тем не менее её принять... вернее, комитет предлагает её отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 42 сек.) Проголосовало за 84 чел.18,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 84 чел. Не голосовало 366 чел.81,3% Результат: не принято Отклоняется. Ставится поправка 7 на голосование. Обсуждение состоялось. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 12 сек.) Проголосовало за 80 чел.17,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 80 чел. Не голосовало 370 чел.82,2% Результат: не принято Отклоняется поправка. Ставится на голосование поправка 39. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 41 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 58 чел. Не голосовало 392 чел.87,1% Результат: не принято Отклоняется поправка. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 18 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6% Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Мартин Люцианович, пожалуйста, по этому законопроекту. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Прошу включить только что принятый во втором чтении законопроект в порядок работы Государственной Думы на 26 декабря для рассмотрения его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы принимаем к сведению позицию комитета, на Совете завтра решим.
Заседание № 60
О проекте федерального закона № 122724-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и о внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся порядка размещения заказов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 24. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и о внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает председатель Комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Люцианович Шаккум. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом вносятся изменения, которые совершенствуют процедуру размещения заказов и подготовлены в связи с правоприменительной практикой закона. Так, в связи с особенностями привлечения лиц творческих профессий для случаев размещения заказов на создание произведений литературы и искусства предлагается применить право размещения заказа у единственного исполнителя для режиссёров, сценаристов, композиторов, дирижёров, артистов, художников и так далее. Полномочия по установлению порога проведения специальных торгов для малого предпринимательства предлагается передать правительству, которое будет определять предельный размер начальной цены контрактов. Законопроектом вводится понятие "поисковая научно-исследовательская работа". В этом случае заказ размещается на выполнение сразу двух и более научно-исследовательских работ с одним предметом или с одной темой. Кроме того, вносятся изменения в части совершенствования порядка проведения открытых электронных аукционов с целью скорейшего перехода к размещению заказов через сеть Интернет. В частности, в данном законопроекте предлагается перейти к нему с 1 марта 2009 года, а не с 1 января 2010 года, как было установлено ранее. Переход на электронные аукционы - это пожелание большинства заказчиков. Кроме того, в законопроекте значительно увеличены пороговые размеры, и теперь можно проводить электронные торги по крупным контрактам. Ряд изменений направлен также на уточнение отдельных положений закона, которые имеют неоднозначное толкование. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Есть. Одна рука, подводим черту. Депутат Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Сейчас никто не отрицает, что многие произведения, в том числе литературные, пьесы и то, что показывают по телевизору, ничего, кроме зла, не несут: пьянство, кровь, преступления и так далее. Вот в связи с этим предложением, чтобы размещать заказ на бесконкурсной основе, у одного какого-то режиссёра, скажите, есть какие-то сдерживающие факторы, чтобы эти произведения, на которые потрачены бюджетные деньги, несли не это зло, а хоть какие-то добрые, патриотические чувства? Вы мне понравились - я вам дал заказ, а народ пусть страдает. Всё-таки те, кто эти деньги будет выделять, какие-то факторы или критерии при выделении денег будут устанавливать или полная бесконтрольность будет? ШАККУМ М. Л. Владимир Николаевич, различные морально-нравственные оценки произведений, равно как и их содержание, не являются предметом регулирования настоящего закона. Я могу сказать только, что есть техническое задание и выполненная работа должна соответствовать тому техническому заданию, которое, естественно, содержится в заказе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Мартин Люцианович. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Смолин. Одно выступление. А, нет, прошу прощения, депутат Кущёв. Два выступления. Попрошу не использовать все десять минут, надеюсь, прислушаются депутаты. Пожалуйста, Олег Николаевич Смолин, он первый поднял руку. Включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Я выступаю от своего имени и в этом качестве хотел бы поддержать этот законопроект. К сожалению, не сразу, но потихонечку начинаем исправлять пороки 94-го закона, на который не жалуется только ленивый. Действительно, тендер на режиссёра или тендер на дирижёра - это, конечно, абсурд. Действительно, научно-исследовательская работа не выдерживает 94-го закона. Я вам, например, скажу, как проводится разработка государственных образовательных стандартов. Объявляется тендер к марту, где-нибудь в середине лета появляются первые деньги, когда люди в отпусках, сентябрь - октябрь поработали - надо отчитываться. В такой ситуации ничего серьёзного в науке разработать практически невозможно. Но я хотел бы обратить ваше внимание вот ещё на что, поддерживая этот законопроект. Мы недавно здесь, в Государственной Думе, обсуждали трагедию в Беляевке, где ремонтные работы проводились во время учебного года и погибли дети. Так вот, это прямо связано с 94-м законом, поскольку деньги по нему, как правило, поступают не вовремя, не ритмично. Сергей Степашин здесь выступал и говорил нам, что в первом квартале финансируется 5 процентов средств по Федеральной адресной инвестиционной программе подобных капиталовложений. Это всё прямо связано с 94-м законом. Поэтому хотелось бы, чтобы ко второму чтению закон был расширен и мы облегчили возможность получения средств вовремя и ритмично. От себя лично предлагаю поддержать законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за лаконизм. Пожалуйста, Кущёв. КУЩЁВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Необходимость принятия изменений в 94-й федеральный закон, вероятно, сегодня ни у кого не вызывает никаких сомнений. Тем не менее блок вопросов, которые объединяются в законе частью 2 статьи 55, - а это практически вся художественная деятельность, это театры, учреждения кинематографии, это художественное творчество, это всё, что объединяется творческими союзами, - вызывает у нашего Комитета по культуре большие сомнения. Больше того, в предложенном законопроекте есть ряд очень существенных ошибок, но я не хотел бы даже на них останавливаться, потому что принципиально, конечно, это можно учесть ко второму чтению и поправить. Наш комитет считает, что все учреждения, связанные с художественным творчеством, должны быть выведены из-под действия 94-го федерального закона. И совершенно справедливые замечания, которые неоднократно звучали здесь относительно того, что такие испытанные институты в художественном творчестве, как художественный совет, творческие конкурсы, практически в связи с введением 94-го закона потеряли свой статус, потому что, как совершенно верно сказал Мартин Люцианович, есть техническое задание, это техническое задание определяет конечный продукт. Художественный совет может говорить что-то или не говорить, но техническое задание определяет результат художественного творчества. Практика реализации 94-го закона выявила абсурдность попытки введения творческой деятельности в рамки процедуры конкурсов. Реализация 94-го закона практически невозможна в большинстве случаев, особенно при создании сложных объектов. А если мы вспомним, что с января вступила в действие часть четвёртая Гражданского кодекса, то становится совершенно понятно, что при такой постановке, с единственным источником, мы всё равно проблему не решим, и кроме того, возникают ещё большие сложности в организации работы творческих союзов, художественной деятельности. Наш комитет внёс законопроект, который получил номер 125141-5, и мы очень просим рассмотреть наш законопроект и включить его любым способом в тот проект, который мы сегодня обсуждаем. Ещё раз, уважаемые коллеги, хочу обратить внимание на то, что желаемого результата в искусстве можно достичь только в том случае, если спектакль, представление, кинофильм создаются автором или группой авторов, которым предоставлена свобода творчества, регулируемая творческими союзами, художественными институтами, но, конечно, не техническим заданием. Благодарю вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, не настаивает на заключительном слове докладчик. Представители правительства и президента не настаивают на выступлении. Ставится на голосование проект федерального закона, который мы с вами обсуждаем в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 58 мин. 53 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3% Результат: принято Принимается законопроект.