Заседание № 41
О проекте федерального закона № 1222896-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о совершенствовании законодательства о концессионных соглашениях и государственно-частном партнёрстве в сфере осуществления регулярных перевозок).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Третье чтение, коллеги, подчёркиваю. Пожалуйста, Евгений Сергеевич Москвичёв. МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект вчера принимался во втором чтении. Сегодня он подготовлен к третьему чтению, прошёл все экспертизы. Хочу напомнить, что этот законопроект непростой для нас был, он прошёл тяжёлый путь, с июля 2021 года трижды только Вячеслав Викторович Володин обращался к этому проекту закона и вносил лепту, чтобы он был прозрачным. В понедельник, Вячеслав Викторович, когда вы поручили нам с Ириной Анатольевной его ещё раз посмотреть на коррупциогенность, на вопросы открытости, мы его ещё раз посмотрели и поправили, чтобы он стал более прозрачным, открытым для всех властей... для всех органов исполнительной власти, в первую очередь для концессионеров. Хочу и вам, уважаемые коллеги, и вам, Ирина Анатольевна, и вам, Вячеслав Викторович, сказать спасибо большое. Этот закон - это первый пилотный закон в области транспорта, который вытекает из основного закона о концессиях, который даёт право органам исполнительной власти проводить конкурсы, ежеквартально отчитываться концессионеру, а самое основное, концессионер начинает отвечать за те вопросы, которые он берёт на себя. В области транспорта для нас это трамваи и троллейбусы, в дальнейшем электробусы - мы считаем, что не только Москва должна иметь такие красивые трамваи, троллейбусы, автобусы, электробусы, но и все наши города, в первую очередь областные. Уверен, что после принятия такого закона у нас появятся концессионеры, транспорт будет более безопасным, более комфортным, пассажиры нам будут говорить большое спасибо. Прошу вас поддержать принятие законопроекта в третьем чтении. И всем, кто работал над этим законом, кто готовил его, большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желающие высказаться по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект, 8-й вопрос, третье чтение. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 32 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 40
О проекте федерального закона № 1222896-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о совершенствовании законодательства о концессионных соглашениях и государственно-частном партнёрстве в сфере осуществления регулярных перевозок).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Евгений Сергеевич Москвичёв. МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в первом чтении в январе 2022 года. Во время принятия законопроекта в первом чтении Дума принимала постановление по этому законопроекту, потому что было отмечено много недостатков. Хочу сказать, все предложения, включённые в постановление, были учтены и законопроект подготовлен ко второму чтению. Поступило десять поправок, из них девять поправок включены в таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию, и одна поправка - в таблицу поправок № 2, рекомендованных к отклонению. Кроме того, я хочу сказать, что на заседании Совета Думы в понедельник Вячеслав Викторович Володин дал поручение комитету вместе с Ириной Анатольевной Яровой ещё раз посмотреть этот законопроект по концессиям в области транспорта, создана межфракционная рабочая группа по закону о концессиях - основному закону, по которому есть очень много замечаний, чтобы не было коррупционных составляющих и других подобных вопросов. И мы ещё раз - я благодарен, Ирина Анатольевна, - вместе посмотрели и исключили полностью, то есть на всех уровнях (муниципального бюджета, регионального бюджета, федерального) сделали так, чтобы в концессиях на нашем транспорте, а это городской пассажирский транспорт (троллейбусы, трамваи), не принимали участия иностранные граждане, иностранные предприятия и, самое основное, чтобы граждане России или юридические лица, предприятия российские не могли передавать акции каким-то иностранным компаниям. Здесь полная прозрачность, и поэтому... Прошу вас извинить меня, я отхожу от регламента, но я рассказываю процесс. Законопроект подготовлен ко второму чтению. Прошу его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Сергеевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 34 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 02 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 25 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прошу поставить в повестку на 21 апреля рассмотрение законопроекта в третьем чтении. Прошу поддержать. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 28
О проекте федерального закона № 1222896-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о совершенствовании законодательства о концессионных соглашениях и государственно-частном партнёрстве в сфере осуществления регулярных перевозок).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
28-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад полномочного представителя правительства Александра Юрьевича Синенко. Пожалуйста. СИНЕНКО А. Ю. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект, направленный на создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в проекты развития городского пассажирского транспорта, а также на защиту интересов граждан при реализации таких проектов. Законопроектом во исполнение поручения Президента Российской Федерации к объектам концессионных соглашений предлагается отнести подвижной состав, технологически связанный с объектами инфраструктуры транспорта общего пользования. Я напомню, что в декабре 2021 года Правительством Российской Федерации уже принято решение о поддержке инфраструктурных проектов по комплексному развитию городского электрического транспорта (а это трамваи и электробусы), реализуемых по концессионной модели. На эти цели в 2023-2027 годах регионам планируется выделить из федерального бюджета до 100 миллиардов рублей инфраструктурных бюджетных кредитов на 15 лет под 3 процента годовых. Кроме того, к реализации проектов предполагается привлечение средств Фонда национального благосостояния, внебюджетных средств, а также средств федерального бюджета на субсидирование процентной ставки по кредитам. Заинтересованность в реализации таких проектов выразили уже 13 регионов, среди них такие регионы, как Нижегородская, Липецкая, Ярославская, Саратовская, Курская, Тверская, Сахалинская, Ростовская области, Пермский, Красноярский, Краснодарский, Приморский края и Башкортостан. В целях консолидации на региональном уровне ресурсов для реализации проектов законопроектом предусматривается возможность участия субъекта Российской Федерации в качестве стороны концессионного соглашения, концедентом по которому является муниципальное образование. Упрощается процедура получения права на перевозки городским наземным электрическим транспортом, в случае если при их выполнении используются объекты концессионного соглашения. Предлагается также отказаться от избыточных дополнительных конкурсных процедур, которые вынуждены проходить инвесторы для получения такого права. В целях обеспечения ценовой доступности транспортных услуг для населения устанавливается, что размер регулируемого тарифа на перевозки с использованием объектов концессионного соглашения не должен превышать максимальный размер такого тарифа в пределах соответствующих муниципальных образований или субъектов Российской Федерации. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Евгения Сергеевича Москвичёва. МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитетом Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры рассмотрен законопроект, представленный сегодня Александром Юрьевичем Синенко. На сегодняшний день он очень актуален, и в целом комитетом предложено поддержать его принятие в первом чтении, но к нему есть ряд замечаний. Все эти замечания мы получили в результате рассылки его субъектам Российской Федерации - более 30 субъектов прислали нам свои предложения. Самое основное, я благодарен сегодня также Ирине Анатольевне Яровой, которая возглавила межфракционную группу по теплоснабжению и водообеспечению, и мы увидели, что концессия в этом направлении также не работает как надо, как ждут жители. Изучив опыт, участвуя в заседаниях этой рабочей группы, мы намного глубже стали рассматривать законопроект и увидели, что действительно без постановления Государственной Думы закон принимать нельзя. Поэтому в пакете документов находится проект постановления (мы его разослали), где мы предлагаем при доработке законопроекта исключить из состава объектов концессионного соглашения метрополитены, никаких иностранцев не должно быть. Мы предлагаем включить норму о том, чтобы субъект Российской Федерации, как орган, определяющий государственную политику, принимал участие в концессионном соглашении, а только что докладчик сказал, что деньги будут выделяться как на инфраструктурные проекты, так и по программе "БКД" - это программа, которая сегодня работает через Министерство транспорта: 50 процентов от стоимости подвижного состава будут выделяться безвозмездно из федерального бюджета. Далее, мы считаем, что все эти конкурсы, концессионные соглашения должны быть открытыми, прозрачными, на конкурсной основе. А самое основное, чтобы мы через десять лет не увидели, что всё там не так, должен быть ежегодный отчёт перед органами государственной власти, и тогда мы будем видеть, как работает в этом направлении в первую очередь наш наземный пассажирский транспорт - а это и электрички, и автобусы, и троллейбусы, и трамваи, - который в год перевозит более 14 миллиардов пассажиров. Уважаемые коллеги, мы считаем, что этот закон важен, нам надо этот вопрос решать, потому что у нас сегодня почти 80 процентов трамваев - это трамваи, которые самортизировали себя, у нас 62 процента автобусов, которым более 15 лет, и у нас с вами около 20 тысяч населённых пунктов, в которые не ходит ни один автобус и где нет регулярных пассажирских перевозок. Поэтому считаю, что этот законопроект надо рассматривать и поддерживать. Ко второму чтению все предложения, которые вы высказали, а я уверен, что будут ещё дополнительные поправки, мы будем рассматривать и дальше готовить этот законопроект к рассмотрению во втором чтении. Прошу поддержать законопроект, принять его в первом чтении с проектом постановления, который сегодня находится в материалах. Спасибо большое. Готов ответить на вопросы, если они есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Яровая Ирина Анатольевна, пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Александр Юрьевич, мы на рабочей площадке действительно очень глубоко вникли в вопрос, за что идёт борьба вообще. Приход концессионеров ведь всегда сопряжён с чем? С желанием извлечь прибыль. И на повестке оказалось, что борьба всегда идёт за живые платежи, которые осуществляют граждане. Именно такие живые средства есть и в водоснабжении, и в электроснабжении - мы рассматривали жилищно-коммунальную сферу, но они есть и в транспортном сообщении, потому что гражданин сразу оплачивает перевозку. В связи с этим вопрос: как вы планируете защищать инвестиции государства и средства граждан, которые постоянно являются инвесторами? Мы просим правительство рассматривать проблему концессии как вопрос защиты граждан - инвесторов постоянных, текущих и самых добросовестных. И то, что мы внесли в постановление, - это только начало пути, который нам предстоит пройти. Вот хотелось бы понять вашу позицию. СИНЕНКО А. Ю. Уважаемая Ирина Анатольевна, мы разделяем вашу озабоченность. Действительно, концессионный механизм предназначен не для того, чтобы кто-то зарабатывал деньги за счёт наших граждан, приоритетом в этом механизме должны быть интересы наших граждан, наших потребителей. В связи с этим в проекте федерального закона как раз уже заложены механизмы, позволяющие в концессионных соглашениях установить соответствующие требования и механизмы, которые, с одной стороны, всё-таки сделают подобного рода концессионные механизмы, концессионные соглашения привлекательными, потому что частный инвестор должен прийти и он должен понимать свои перспективы, но, с другой стороны, стоимость, которая будет возникать в результате использования концессионного механизма, естественно, должна жёстко регулироваться государством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавить хотите? На трибуне включите микрофон. МОСКВИЧЁВ Е. С. Ирина Анатольевна, я хочу поддержать: мы здесь делаем все регулируемые тарифы, они будут государством регулироваться. И если в муниципалитете нет второй половины - 50 процентов, чтобы выплатить, если будет выплачивать концессионер, то он будет выплачивать по правилам игры, утверждённым не каким-то муниципалитетом, а субъектом Российской Федерации, который будет нести ответственность за получение денег из федерального бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Александр Юрьевич, ну, плохо, конечно, что когда вы говорили о перечне субъектов Российской Федерации, то не назвали Свердловскую область. Тем не менее концессионное соглашение, как правило, заключается всё-таки на длительный срок. Предположим, что за эти годы изменения в транспортной ситуации в городе потребуют корректировки маршрутов - как-то урегулирован этот момент? И вот эти изменения маршрутной сети будут оцениваться как существенные изменения условий соглашений, а соответственно, не потребует ли это согласования с антимонопольщиками? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон. МОСКВИЧЁВ Е. С. Александр Юрьевич, можно я отвечу? Уважаемые коллеги, мы с вами до того, как рассматривать концессионные соглашения - есть вопросы, я знаю, потому я и говорю, - подготовили изменения в 220-й закон, мы прописали требования к концессионному соглашению: генеральный план развития пассажирских перевозок на десять лет, единые тарифы, единые услуги на всех видах транспорта и прозрачность в конкурсных отношениях. И попадут все субъекты Российской Федерации, это только первые, те, которые подали заявки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Александр Юрьевич, я понимаю, что вы как бы по необходимости докладчик, но тем не менее раз взялись - отвечайте. Шесть или семь страниц замечаний комитета и Правового управления, серьёзных замечаний, о чём нам опытный мой друг и товарищ Евгений Сергеевич говорил. Протокол, точнее, постановление Думы после принятия закона - это просто бумага, о которой никто не вспомнит. У нас концессионные соглашения ведь договорами определяются, и вы по Гражданскому кодексу не можете требовать больше, чем написано в концессионном соглашении. Эксперты считают, что Российская Федерация - особая страна: у нас все концессионные соглашения, независимо от отраслей, приводят к удорожанию в 2-3 раза от стоимости первичной. Ну, вот вы на 100 миллиардов могли бы купить энное количество автобусов, а с концессионерами вы... (Микрофон отключён.) СИНЕНКО А. Ю. Николай Васильевич, напомню, что законодательство о концессионных соглашениях начало развиваться в Российской Федерации начиная с 2006 года, когда я и как раз Евгений Сергеевич возглавляли соответствующие департаменты в Министерстве транспорта. Так что мы, скромно замечу, стояли у истоков развития концессионного законодательства. Мы не знаем, откуда вы взяли ту статистику, которую приводите. На самом деле на сегодняшний день, уже более чем за пятнадцать лет применения этого механизма, масса положительных примеров как раз того, что государство решило проблему недостатка каких-то инфраструктурных объектов, других проектов. При этом, ещё раз обращаю ваше внимание, граждане при социологических опросах обращают внимание на то, что их удовлетворённость постоянно повышается. Так происходило и с платными дорогами, так происходило и с другими конкретными проектами. Ну, Евгений Сергеевич, может, ещё добавит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон. МОСКВИЧЁВ Е. С. Я хочу сказать, уважаемые коллеги, что все тарифы на перевозки регулируются муниципальными... исполнительными органами власти. И никакой тариф, никакая цена при покупке подвижного состава не вырастут в 2 раза. Цена подвижного состава фиксируется: цена, там, прошлого или какого-то года плюс процент инфляции. Николай Васильевич, нет этого и не получится на сегодняшний день. Сегодня даже за эти деньги не можем купить, и мы готовим программу "БКД", концессионное... для того чтобы сделать покупку подвижного состава намного дешевле. Для сведения скажу: сегодня в России 54 процента перевозок на городском пассажирском транспорте осуществляется частными компаниями, 46 процентов - муниципальным транспортом. Только что, в четверг, проводили совещание со всей Россией, на котором присутствовало 43 губернатора, остальные - замгубернаторов, и все поддержали эту необходимость. Так что дальнейший путь развития многофункциональный - и муниципальный, и государственный, и частный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемый Евгений Сергеевич, вам вопрос. Уточните, пожалуйста, если можно, обоснуйте (хотя вы упомянули в своём выступлении): всё-таки в какой степени и как данный законопроект касается такого вида общественного транспорта, как метро? Из текста законопроекта это не очень понятно. Если в статье, где речь идёт об изменении в закон "О концессионных соглашениях", есть указание на этот пункт, то в изменениях в статье 3 представляемого вами законопроекта - об изменениях в закон о ГЧП - ничего не сказано об этом. Прокомментируйте, пожалуйста. МОСКВИЧЁВ Е. С. Законопроект не будет касаться метрополитена. Метрополитен, как стратегический объект, попадающий в закон о гражданской обороне, из этого будет исключён, и никакие иностранцы в этот законопроект попадать не будут, в первую очередь - граждане и предприятия Российской Федерации, поэтому в проекте постановления Думы первым пунктом прямо так написано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемый Евгений Сергеевич, речь в законопроекте идёт о регулярных пассажирских перевозках, то есть когда транспорт ходит не как маршрутное такси, по заполняемости, а по расписанию, когда он только в час пик заполнен, а остальное время либо наполовину заполнен, либо вообще не заполнен. И такая деятельность всегда планово-убыточная, этот бизнес без дотаций, ну, не может существовать. Предполагаются ли законопроектом регулярные дотации концессионерам? МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемые коллеги, у нас весь общественный пассажирский транспорт является планово-убыточным, и все регулярные пассажирские перевозки - по расписанию. У нас нет понятия "маршрутное такси", у нас регулярные и нерегулярные перевозки, транспорт ходит по расписанию. Но регулярный транспорт, проезд на котором сегодня оплачивается по тарифу, весь дотируется и каждый год финансируется из бюджета субъекта Российской Федерации, если консолидированный бюджет, или из бюджетов муниципальных образований. Тариф, который сегодня необходим для окупаемости, гражданин Российской Федерации платить не способен, поэтому транспорт весь убыточный и будет всю жизнь дотационным. Даже в Советском Союзе он был дотационный, но было перекрёстное субсидирование от грузовых перевозок. В среднем где-то 60 процентов собирается, а 40 - дотируется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 28. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 30 мин. 28 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении.