Заседание № 92
О проекте федерального закона № 1221703-7 "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и порядке увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии гражданам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность" (об изменении порядка индексации страховых пенсий; внесён депутатами Государственной Думы Я. Е. Ниловым, А. Н. Диденко, Д. А. Свищёвым, а также А. В. Андрейченко, А. Н. Шериным, В. В. Кулиевой, С. В. Натаровым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы и С. Д. Леоновым в период исполнения им полномочий сенатора Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 8-го вопроса. У нас под пунктом 8 пять альтернативных законопроектов. Мы поступим таким образом: я зачитываю наименование законопроекта, предоставляю возможность выступить с докладом по этому законопроекту, и последовательно так будут выступать с докладами, а потом содокладчик выступит. Пункт 8.1, проект федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и порядке увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии гражданам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность". Это альтернативный законопроект фракции ЛДПР. Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Речь идёт в данной законодательной инициативе о возврате индексации пенсий работающих пенсионеров. В 400-й закон, "О страховых пенсиях", в 2016 году была погружена очень хитрая формулировка: работающим пенсионерам пенсия выплачивается без учёта индексации, а когда работа прекращается, соответственно, пенсия им индексируется и выплачивается уже с учётом индексации. Это всё объяснялось тогда экономическими трудностями, но это постоянно действующая норма, и неоднократно депутаты разных фракций, законодательные собрания разных регионов пытались эту норму из 400-го закона убрать и восстановить социальную справедливость. Наш законопроект на это и направлен. Мы предлагаем восстановить ту самую социальную справедливость и выплачивать проиндексированную пенсию работающим пенсионерам. Я обращаю внимание, что граждане ушлые, те, кто понимает, что может трудоустроиться, в декабре увольняются, пенсию им индексируют, а в январе-феврале они опять трудоустраиваются и начинают работать, получая пенсию с учётом индексации, то есть используют такую законную, но трудоёмкую для них, непонятно зачем сделанную руками государства схему. Предлагаем вернуться к тем старым формулировкам, которые действовали до 2016 года, чтобы все работающие пенсионеры - а я обращаю внимание, что это не только пенсионеры по старости, но и пенсионеры-инвалиды, которые, если работают, тоже получают пенсию без учёта индексации, - в случае принятия этих норм получали пенсию с учётом индексации. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Пункт 8.2, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" (об индексации страховых пенсий работающих пенсионеров)". Докладывает Оксана Генриховна Дмитриева. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Уважаемые депутаты, сегодня уже говорили о христианских заповедях в связи с Крещением, так вот в Библии трижды повторяется: "Да воздастся каждому по делам его". Замораживание индексации пенсий работающих пенсионеров - это полное нарушение христианских заповедей, это не по-христиански, не по справедливости и это, в общем-то, что я попытаюсь доказать, экономически неэффективно и экономически безграмотно. Дискриминация работающих пенсионеров продолжается уже восьмой год. С 1 января 2016 года вступил в силу закон, замораживающий, отменяющий индексацию пенсий для работающих пенсионеров. На тот момент средняя пенсия составляла 12 тысяч рублей соответственно и у работающих, и у неработающих пенсионеров. За это время пенсия неработающих пенсионеров выросла на 72 процента - можете посмотреть презентацию*. У неработающих на 72 процента выросла, а у работающих - на 26 процентов. И разница между пенсиями работающих и неработающих пенсионеров постоянно увеличивается. Например, год назад, в октябре 2021 года, разница между пенсиями работающих и неработающих пенсионеров составляла 3 тысячи рублей, но только за один год, поскольку была большая индексация, разрыв увеличился до 5,5 тысячи. Вот на этом слайде я вам показала, какие потери у работающего пенсионера, который работал начиная с 2016 года и при этом не прибегал к тем абсолютно законным уловкам, о которых говорил Ярослав Евгеньевич, - увольняться и потом снова восстанавливаться на работе, - чтобы получить вот эту индексацию. Так вот, в среднем потери человека за счёт замороженной индексации, если он работал и не уходил, составляют 8899... извините, 8887 рублей. А если мы ещё прибавим сюда потери от дискриминационного перерасчёта пенсий, когда учитываются не все уплаченные взносы, а только взносы, эквивалентные 3 баллам, то потери составят ещё вплоть до 5 тысяч рублей в месяц за счёт недоучёта страховых взносов и недоначисления баллов. Тогда уже, вообще, сумма составляет больше 14 тысяч рублей, то есть фактически в 2 раза меньше пенсия работающих пенсионеров, чем она могла бы быть по справедливости. Это то, что теряют в доходах работающие пенсионеры, и это достаточно большой сегмент пенсионеров. Теперь посмотрим, а что теряют общество и экономика от того, что ввели вот этот дискриминационный механизм индексации пенсий. Напомню, что в 2016 году, на 1 января 2016 года количество работающих пенсионеров составляло 14 миллионов 199 тысяч человек. Вот на втором слайде вы можете это увидеть. Сколько сейчас работающих пенсионеров? По последним данным, на 1 октября 2022 года, 6 миллионов 899 тысяч, то есть количество работающих пенсионеров уменьшилось более чем в 2 раза, или на 7 миллионов человек. Особо обращаю ваше внимание на уменьшение количества работающих пенсионеров именно за 2022 год: их количество только за первые девять месяцев уменьшилось более чем на 400 тысяч человек. Это как раз тот год, когда нам более всего нужны были квалификация и трудовые навыки, которые есть у этого поколения. Именно они - инженеры, рабочие, их ждали на оборонных предприятиях, их ждали на предприятиях энергетического сектора, в бюджетной сфере, но они ушли. А теперь посмотрите, какие потери вообще, в целом у экономики за текущий год - год специальной военной операции. От 300 до 400 тысяч - это мобилизация и контрактники, это люди, которые ушли из народного хозяйства, ну, оценки разные, но до 700 тысяч - это эмиграция, ну и 400 тысяч - это работающие пенсионеры. Это всё высококвалифицированные люди, которые нужны и для технологического суверенитета, промышленного суверенитета, они должны работать. Оборонные предприятия работают в три смены, как сказал президент, а некоторые круглосуточно, и при этом мы теряем вот этих людей из-за неправильного, совершенно безумного предложения о замораживании индексации пенсий работающим пенсионерам. Кто-то проанализировал то, что потеряли 7 миллионов в части трудовых ресурсов реальных? Вот мы ищем иностранных агентов, так это же вообще иностранный агент должен был это предложить, чтобы взять и потерять квалифицированную рабочую силу, причём именно в тех секторах, которые нам нужны! Кто будет восстанавливать логистические цепочки? Кто будет замещать технологические ниши? Да только это поколение ещё помнит, как что-то производится, как что-то можно запроектировать, как что-то можно рассчитать. Очень многие эти навыки полностью утрачены. Утрачены, между прочим, кафедры инженерные в вузах, на которых тоже могли бы работать эти работающие пенсионеры. Уважаемые коллеги, от нас требуется финансово-экономическое обоснование. Так вот, финансово-экономическое обоснование: с учётом всех обстоятельств сейчас уже стоимость - дополнительно около 420 миллиардов рублей в год, это расходы, а доходы и преимущества, которые мы получим, несоизмеримо больше. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пункт 8.3, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий". Верховный Совет Республики Хакасия, который внёс этот законопроект, предлагает рассмотреть законопроект без участия своего представителя, поэтому доклада по этому законопроекту не будет. Пункт 8.4, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" в части установления индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию". Собрание депутатов Ненецкого автономного округа предлагает рассмотреть законопроект без участия своего представителя, поэтому доклада по этому законопроекту тоже не будет. И пункт 8.5, это приоритетный законопроект фракции КПРФ. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части возобновления индексации пенсий работающим пенсионерам". Докладывает Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Сразу хочу сказать, что это уже третья попытка депутатов фракции Компартии Российской Федерации решить этот вопрос. Причём мы в данном случае будем поддерживать все законопроекты, независимо от того, какие депутаты их вносят, - нам важно решить проблему. Не важно, какого цвета кот, лишь бы он поймал этих самых мышей. Я постараюсь не повторяться и привести вам четыре группы аргументов в пользу нашего законопроекта. Группа аргументов первая - социальные. Обращаю ваше внимание, коллеги, мы искусственно тормозим рост доходов наших граждан. Напоминаю, что, по данным Росстата, с 2014 по 2021 год официально падение доходов граждан составило 8 с лишним процентов, а на самом деле, конечно, больше. Напоминаю, что с 2016 года у нас снижается так называемый коэффициент замещения. Между прочим, мы ратифицировали 102-ю Конвенцию Международной организации труда, и надеюсь, что её мы денонсировать не будем: положено 40 процентов. В 2016 году было 35, сейчас обычно оценивается примерно в 30 процентов этот самый коэффициент замещения. Причём уважаемый мною Максим Анатольевич Топилин ещё в 2016 году, если верить средствам массовой информации, на съезде "ЕДИНОЙ РОССИИ" предупреждал, что коэффициент будет падать до тех пор, пока мы не возобновим индексацию пенсий работающим пенсионерам. Вторая группа аргументов - экономические, их блестяще привела уважаемая Оксана Генриховна, я только хочу кое-что добавить к этому. А именно: мы стагнацию не прекратим, пока не будут расти доходы граждан, - так устроена рыночная экономика. Стагнация у нас с 2013 года соответственно. Когда мы посчитали потери неработающего пенсионера с 2016 по 2021 год - вы помните, тогда, в 2016 году было принято решение проиндексировать пенсии не на 13 процентов, как было положено по закону, а только на 4, потом, правда, 15 тысяч в разных формах компенсировали, - итого потери неработающего пенсионера с 2016 по 2021 год (2022-й мы не считали) составили 91 тысячу минус 15 - 76 тысяч рублей потерял неработающий пенсионер. А вот работающий пенсионер потерял 256 минус 15 - примерно 240 тысяч рублей, уважаемые коллеги. Ну как это вообще оценивать по отношению к людям? Повторю: мы не можем обеспечить нормальное развитие нашей экономики без изменения этой позиции. Кроме того, коллеги, и стимулирование труда, о котором уже говорила уважаемая Оксана Генриховна: работающие пенсионеры либо уходят с работы, либо ловчат, о чём мы ещё скажем чуть-чуть попозже. Напомню, кстати, на всякий случай, уважаемые коллеги, что дело касается не только дополнительных затрат Пенсионного фонда, но и тех потерь, которые несёт в целом система налогообложения в Российской Федерации. Я видел данные... поскольку мы не смогли получить официальные данные, хотя запрашивали их неоднократно, по данным РБК, за 2020 год Пенсионный фонд затратил бы 400 миллиардов рублей на индексацию пенсий, а получил бы дополнительных доходов на 500 миллиардов рублей. Но никто при этом не подсчитал, сколько ещё дополнительно получили бы тогда фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования, и налоги регионов... бюджеты в виде налогов, которые отчисляются в регионы. Вообще, такое ощущение, что у нас в правительстве узкая специализация, и никто не может подсчитать комплексный результат. Отдельная тема - это неработающие инвалиды. Мы потеряли около 1 миллиона работающих инвалидов за эти годы... Иван Иванович, я попросил бы сделать замечание депутатам, которые упорно развлекаются вместо работы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, просьба: потише, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Так вот мы пытались запросить расчёты по поводу потери работы 1 миллионом работающих инвалидов, но внятного ответа тоже не получили. То ли неспособны выполнить расчёты наши коллеги, уж не знаю, в чём дело, то ли не хотят. Третья группа аргументов - аргументы с точки зрения общественной нравственности. Вообще-то, сейчас модно говорить о духовно-нравственных ценностях, коллеги, но хорошо бы, если бы закон стимулировал людей жить честно. На самом деле все прекрасно понимают, как устроена ситуация: приходит время, и кто может, увольняется с работы, затем вновь оформляется. Таким образом, закон превращает (невольно для людей) часть, миллионы наших граждан в обманщиков государства: "Вы нас обманули, а мы обманываем вас в ответ". Хорошо ли это, коллеги, с точки зрения духовно-нравственных ценностей? И четвёртый, последний аргумент из группы аргументов политико-юридических. Коллеги, я приведу только один. Как член рабочей группы при Президенте Российской Федерации по доработке Конституции, я, естественно, использовал работу в группе, для того чтобы продвигать социальные интересы. Когда я спросил Президента Российской Федерации, означает ли поправка в Конституцию, что индексироваться будут пенсии не только неработающим, но и работающим, ответ я получил от Владимира Владимировича вполне конкретный, коллеги, цитирую близко к тексту, можете проверить по стенограмме. Ответ был такой: "Олег Николаевич, вы в Государственной Думе принимаете законы, как решите, так и будет". Теперь некоторые наши коллеги нам говорят, что такое решение может принимать президент. Не надо уклоняться от ответственности, уважаемые коллеги! Президент вам сказал: как вы решите, так и будет. Мы все прекрасно понимаем, что возобновление индексации пенсий работающим помимо экономики имело бы колоссальные политические последствия и было бы мощным фактором расширения политической базы, между прочим, действующей власти. Поэтому коллеги из правящей партии, я думаю, должны быть заинтересованы в этом значительно больше, чем коллеги от фракций оппозиционных. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом по всем пяти законопроектам выступит Светлана Викторовна Бессараб. БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Конечно, проще всего было бы мне, выйдя на эту трибуну, зачитать все пять заключений комитета. К сожалению, ни одно из них не является положительным, ни одно из них не предлагает законопроекты к принятию, но не потому, что члены комитета, в том числе, как сказано, от правящей партии, не понимают значимость данных законопроектов, - безусловно, понимаем, понимаем, может быть, даже ещё глубже и рассматривали более широко как в экономическом, так и в политическом плане эти законопроекты. И я сама, коллеги, дополнительно добавила бы ещё аргументы к тем, что уже были перечислены с этой трибуны, за повышение, ну, может быть, не в полном объёме и не так широко, как предлагается в отдельных законопроектах, потому что вы видите, что все они предлагают возобновить индексацию, но кто-то предлагает возобновить индексацию с момента принятия, вступления в силу законов, а кто-то предлагает возобновить индексацию начиная с 1 января 2016 года. И мы, конечно, понимаем, что это за собой повлечёт. А повлечёт это необходимость дополнительных ассигнований из бюджета Российской Федерации в бюджет Социального фонда России, значительных сумм, начиная примерно с 600 миллиардов рублей в одном варианте с последующим увеличением по каждому году индексации и заканчивая суммой свыше 2,2 триллиона рублей единовременно с последующим, конечно, увеличением. Вопрос в том, много это или мало. Безусловно, это вопрос, который требует от нас максимальной ответственности при внесении такого рода законодательных инициатив, потому что, конечно, можно сегодня сорвать аплодисменты и договориться, что да, на бумаге мы повышаем всем без исключения и возвращаем все средства, которые были изъяты в 2016 году, в 2015-м. Хочу напомнить, что тогда это решение принималось ввиду сложностей в экономике. Сейчас сложности трудно назвать менее значимыми с учётом санкционного давления на Российскую Федерацию, с учётом действительно значительной потери в составе Фонда национального благосостояния, из которого многие коллеги - авторы законодательных инициатив предлагают взять как раз те самые недостающие средства, и так далее. Если не вдаваться в подробности, коллеги, у нас действительно с 15 миллионов количество работающих пенсионеров снизилось более чем в 2 раза. У нас действительно сегодня работающие пенсионеры ждут Юрьева дня, что называется: в декабре они увольняются, а в январе-феврале уже вновь восстанавливаются. Это огромная проблема, особенно для сельской местности, потому что врачи, учителя, как мы знаем, - это действительно работающие пенсионеры в большинстве своём. Это очень сложная проблема. Это в том числе потери бюджета. И Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов не только обратил на это внимание правительства, но и попросил Счётную палату представить исчерпывающую, необходимую и достаточную для принятия соответствующего решения информацию о потерях бюджета. Потому что мы понимаем: если пенсионер работает в секторе неформальной занятости, то он не отчисляет за себя... за него, как за застрахованное лицо, работодатель не отчисляет соответствующие страховые взносы. Кроме того, мы понимаем, что часть пенсионеров работает в так называемой серой зоне экономики, то есть не полностью неформально занятые, но занятые на самых минимально оплачиваемых, ну, насколько возможно, работах. Это тоже огромная потеря. Ну и конечно, хочу напомнить - мой коллега уже сказал об этом - о поручении президента, которое в 2020 году получило правительство для расчёта того, сколько стоит повышение пенсий работающих пенсионеров. И мы с вами готовы бороться с этой трибуны и на других площадках, готовы помогать в этих вопросах. Но, коллеги, мы понимаем, почему тогда поручение президента не было исполнено: возникли определённые обстоятельства, обстоятельства именно экономического характера, которые не позволили решить эту задачу. Тогда как мы её решим в этом году, когда экономическая ситуация, скажем так, усугубляется беспрецедентным санкционным давлением? Да, мы с вами, повторю, можем сорвать аплодисменты, но давайте не будем безответственными, давайте как минимум дождёмся решения Счётной палаты по тем запросам, которые сделал Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов, вместе его обсудим и примем взвешенное решение. Возможно, это решение будет не о повсеместном увеличении, как при Советском Союзе было, то есть не повсеместно увеличивать каждому работающему пенсионеру, а всё-таки учитывать, например, доходы пенсионера. Но это подлежит обсуждению. Пока комитет предлагает отклонить все пять законопроектов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Коллеги, прошу корректности при обсуждении. Вопрос сложный, но обсуждать его надо корректно. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Я, как первый заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, категорически возражаю против того, чтобы эти законопроекты считать альтернативными. Почитайте в любом словаре, что такое альтернатива. Все эти законопроекты на одну тематику - решение вопросов возобновления индексации выплат работающим пенсионерам. Вот как вы можете объяснить альтернативность в данной ситуации? БЕССАРАБ С. В. Николай Васильевич, я уполномочена Комитетом по труду, социальной политике и делам ветеранов доложить об этих законопроектах как об альтернативных. Такое решение было принято на заседании комитета. Я надеюсь, что вы присутствовали на всех заседаниях, чтобы знать причины такого решения. Что же касается непосредственно концепции законопроектов, то все они, действительно, нацелены на одну благую цель - возобновление индексации пенсий работающих пенсионеров России тем или иным способом, с того или иного срока. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. У меня два вопроса: один к одному из авторов, другой к представителю комитета. К автору. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, скажите, пожалуйста, почему ваша фракция не поддержала обращение в Конституционный Суд, которое подписало 89 депутатов, а надо было 90? Нам одного голоса не хватило, от вашей фракции мы не получили ни одного. Тогда была бы понятна ваша искренность в том, что вы настаиваете на возобновлении индексации. И к Светлане Викторовне. Скажите, пожалуйста, какими данными вы обладаете, каковы расходы на реализацию этих... ну, одного из этих законопроектов в год? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярославу Евгеньевичу Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. К концепции законопроекта первый ваш вопрос не относится, но могу дать пояснение. Мне неизвестно о том, чем закончился и был ли вообще диалог между лидером фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." и тогда лидером фракции ЛДПР Жириновским об обращении в Конституционный Суд по данному вопросу. Ранее у нас такая практика была, на уровне лидеров фракций вопросы решались. Вы поддержали наше обращение в Конституционный Суд по вопросу распределения депутатских мандатов, хотя изначально также отказывались. Это к вопросу о политической культуре. Лидер ЛДПР неоднократно призывал всех общаться с ним по таким вопросам, на уровне руководства фракции, так как вопросы предельно серьёзные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Светлана Викторовна, пожалуйста. БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Валерий Карлович, ну, наверное, всё-таки нельзя прямо сказать, сколько это будет стоить, потому что у каждого автора законодательной инициативы своё видение, свой расчёт. Примерно от половины триллиона до более чем 2,2 триллиона рублей, это только единовременно, естественно, с последующим повышением, а вы знаете, какими темпами мы сейчас повышаем пенсию, поэтому получается достаточно затратно. Но нельзя сказать вот так напрямую, потому что, повторю, мы направили... вернее, на встрече комитета с представителями правительства и Счётной палаты мы задавали вопросы о том, каковы потери, которые не являются как бы прямыми и не учитываются в объёмах доходов Социального фонда (пенсионного), то есть в отношении пенсионеров, которые сейчас работают в секторе неформальной занятости, за которых не платит работодатель, сколько мы теряем в объёмах этих отчислений в бюджете. Мы, наверное, сможем всё-таки такой расчёт произвести. Нам обещали, что буквально в начале этого года Счётная палата представит заключение по оценке регулирующего воздействия этого решения начиная с 2016 года. Мы очень надеемся на объективный расчёт, тогда мы сможем все вместе принять соответствующее решение. Что же касается вообще поэтапного увеличения, вы помните, мы сначала для опекунов решили эту задачу, чтобы вознаграждение за воспитание ребёнка не являлось препятствием для соответствующей индексации пенсии, чтобы таких пенсионеров не считали работающими. И следующая задача (как раз о ней говорил Олег Николаевич Смолин) - это поручение Президента Российской Федерации в отношении работающих инвалидов. Постепенно мы стараемся гуманизировать нормы и расширить зону ответственности правительства в этом направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессонов Евгений Иванович, пожалуйста. БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ. Светлана Викторовна, такой вопрос. Индексация - это же не добавка к пенсии, это же на самом деле восстановление покупательной способности той пенсии, которую люди уже заработали. Вот какое право вы имеете распоряжаться чужими денежными средствами? И есть предложения Компартии Российской Федерации об увеличении доходной части бюджета Российской Федерации - вы не слышите этого и не принимаете соответствующих законов. Может быть, в сторону уже надо отойти правящей партии и дать возможность компенсировать пенсию и внедрить те предложения, которые реально могут увеличить доходную часть бюджета? БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Евгений Иванович... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На последнюю часть можете не отвечать, Светлана Викторовна. БЕССАРАБ С. В. Спасибо, Иван Иванович. Я всё-таки, наверное, воспользуюсь возможностью ответить прямо на такой провокационный вопрос и обращу внимание, что те законопроекты, которые принимались в 90-х годах, были далеко не идеальными и в основном выполнялись в конечном итоге на бумажных носителях, скажем так, но не в жизни россиян, поскольку, хотя пенсия чуть ли не ежемесячно повышалась (там максимальные проценты повышения были, по-моему, в 2,5 тысячи раз в одном из месяцев), бабушки и дедушки не получали эту пенсию. Могла бы обратить внимание, какая партия в этом виновата, но я не стану этого делать. Я хочу обратить ваше внимание на то, что сегодня законодательство Российской Федерации, к сожалению, не позволяет нам решать вопрос только на политическом уровне. К сожалению или к счастью, статья 83 Бюджетного кодекса предполагает всё-таки изыскать средства конкретные, установленные для реализации закона. Конечно, можно сегодня принять на бумаге и, повторюсь, сорвать аплодисменты, но что будет завтра? Вы знаете, что будет завтра: завтра пенсионеры не получат, не смогут получить по объективным причинам соответствующие выплаты, повышенные с учётом инфляции, или будут получать их только на бумаге, если мы не сможем их заработать в бюджет - реально заработать, а не напечатать, - и будет виток инфляции, будет недовольство россиян. Мы не можем сегодня себе позволить такую безответственность, мы должны всё-таки со всеми сторонами обговорить эти вопросы и решить их исключительно верно. Что ещё хочу сказать? Вот на основании статьи 15 Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР, пенсии работающим пенсионерам выплачивались в зависимости от условий назначения им пенсий, категории, к которой относился получатель пенсии, а также от размера его ежемесячного дохода. Обращаю ваше внимание, что даже во времена СССР работающие россияне не получали пенсию в полном объёме, не было такой индексации всем и на весь процент, как говорится, всё зависело от доходов, от заработной платы, от условий труда. И сегодня, наверное, тоже более взвешенно нужно подходить к этому вопросу. Это не случайно было, это было именно потому, что, ну, простите, бюджет не справляется с таким количеством пенсионных обязательств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопросы к докладчикам, авторам законодательных инициатив, кто ответит. Вот Оксана Генриховна обратила в своём выступлении внимание на необходимость соблюдения христианских заповедей, Ярослав Евгеньевич - на необходимость восстановления социальной справедливости. Действительно, с этим трудно поспорить, но в то же время, как вы знаете, уважаемые коллеги, любая законодательная инициатива должна быть обоснованна. Так вот, как видно из документов, финансово-экономического обоснования, в случае принятия законодательной инициативы предлагаемая вами индексация потребует дополнительных расходов. А поскольку в проектах федеральных законов в нарушение требований Бюджетного кодекса (это статья 83) не определены источники, порядок исполнения новых видов расходных обязательств, то и Правительство Российской Федерации, и ответственный комитет такие законодательные инициативы не поддерживают. В связи с этим... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 20 секунд. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Да, спасибо. В связи с этим вопрос: на ваш взгляд, с учётом замечаний Правительства Российской Федерации, ответственного комитета какие могут быть источники и каков порядок исполнения новых видов расходных обязательств, именно с учётом замечаний? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Несмотря на объёмный вопрос, я только по одной минуте могу трём авторам предоставить. Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста, у вас минута. НИЛОВ Я. Е. Сокращу время: источник - средства федерального бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Оксана Генриховна Дмитриева, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Это вообще спор беспредметный, что было раньше, курица или яйцо: когда подаются поправки к федеральному бюджету, говорится о том, что нужен отраслевой закон, а когда предлагается отраслевой закон, говорят, что нужно предусмотреть средства в федеральном бюджете. Естественно, принимается закон - с очередного финансового года предусматриваются средства в федеральном бюджете и в бюджете Пенсионного фонда. По поводу того, сколько это будет стоить. Ну, я ещё скажу в заключительном слове. Вообще, безответственно бросаться цифрами: то 2 триллиона, то 600 миллиардов. Вот те пенсионеры, которым вы не индексируете пенсии и заставляете не работать, экономисты старой школы, они прекрасно вам всё сосчитают: стоимость в год - 420 миллиардов рублей. И если бы задуматься и посмотреть динамику, то в будущем это... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Николаевич Смолин, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Первое - нужно посчитать не только потенциальные дополнительные затраты Социального фонда, но и дополнительные доходы, причём не только Социального фонда, но и бюджетов регионов Российской Федерации, которые недополучают налоги. Второе - на этой основе нужно посчитать реальные затраты на законопроект и вводить его со следующего бюджетного года, тогда будет понятно, сколько и откуда. А пока рассуждения являются беспредметной ссылкой, поскольку... Формально мы могли бы написать "финансируется за счёт федерального бюджета", но это ровным счётом ничего не изменило бы. Не надо подменять формально-бюрократическими соображениями реальную проблему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна, пожалуйста, ваш вопрос. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Ну, вопрос Светлане Викторовне не имеет смысла задавать, потому что всё уже определено, как бы и внутренние убеждения такие. У меня вопрос к Оксане Генриховне. Очень часто слышу от правительства о том, что повышение размера пенсий резко скажется на росте инфляции. К вам вопрос, как к профессионалу: имеют ли эти утверждения обоснованные экономические причины? И как вы считаете, всё-таки есть польза для экономики страны от увеличения размера пенсий для работающих пенсионеров? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Дмитриевой включите микрофон. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо за вопрос. Ну, вся инфляция последних лет - это не инфляция спроса, а инфляция издержек, особенно она характерна была вот для 2022 года - так называемый девальвационный шок, связанный с форс-мажорными внешними обстоятельствами. Никакого отношения к расширению платёжеспособного спроса внутри страны эта инфляция, с которой мы столкнулись, не имеет. Поэтому инфляция у нас уже давно носит немонетарный характер. Более того, расширение платёжеспособного спроса и его влияние на экономический рост, наоборот, схлопывает инфляцию, потому что экономический рост схлопывает инфляцию. Теперь что касается вопроса, какие доходы, какие реальные доходы даст тот факт, что будет проведена индексация пенсий работающих пенсионеров и гипотетически те 7 миллионов, которые ушли - либо в тень, либо ушли с работы, - вернутся на свои рабочие места. В совокупности они заплатят и страховых взносов, и налогов, подоходного налога в региональные бюджеты около 1,5 триллиона рублей, из них примерно 900 миллиардов - это взносы в Пенсионный фонд. Вот вам вся экономика, считать надо уметь. Опять же, работающие пенсионеры, которые ушли, это умеют делать, потому что их учили, у них есть эти навыки, у инженеров-экономистов и у экономистов-математиков, которых теперь вообще днём с огнём не сыскать - теперь только устный жанр, устный жанр и какие-то вот апелляции к Счётной палате, где, кстати, тоже не все умеют считать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алёхин Андрей Анатольевич, пожалуйста. АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ. Уважаемая Светлана Викторовна, сам факт того, что мы сегодня рассматриваем пять законопроектов об индексации пенсий работающим пенсионерам, говорит о том, что вопрос перезрел, что его необходимо решать. Я уже неоднократно задавал представителям правительства вопрос о том, что бюджет в целом теряет на отказе от индексации пенсий работающим пенсионерам из-за их перехода в теневую занятость больше, чем экономит, но внятного ответа, как и наш комитет в целом, мы до сих пор не получили. Пример по 2020 году Олег Николаевич уже приводил. По данным независимого эксперта РБК, сэкономили на отказе от индексации пенсий 400 миллиардов рублей, а бюджеты всех уровней потеряли 700 миллиардов рублей. Ваша позиция по этому вопросу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Андрей Анатольевич, как член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, вы наверняка участвовали в тех дискуссиях, обсуждениях, которые мы проводили на уровне встреч с правительством, встреч со Счётной палатой, и знаете, что мною лично, моими коллегами неоднократно задавались такие вопросы: а каковы потери бюджета? И мы также говорили о том, что вопрос об индексации пенсий работающим пенсионерам действительно перезрел. Вопрос о том, сколько это стоит... Ну вы слышали в том числе Оксану Генриховну, вы слышите себя, и если вы посмотрите вот пять законодательных инициатив и пять финансово-экономических обоснований к ним, то вы поймёте, что это пол - потолок действительно, который рассчитывают соответствующие группы экономистов. Надеюсь, экономистов с соответствующим образованием. Поэтому сказать конечный результат я вам сейчас также не смогу. Обвинять лично меня в том, что это решение не принимается, согласитесь, просто неразумно. Хотя в то же время я могу сказать, ещё раз повторить, что необходимо не просто посчитать всё, но ещё и обсудить: а как это сделать? Потому что в 90-м году, да, было принято решение о том, чтобы было не так, как в Советском Союзе: давайте всем работающим пенсионерам и на полный процент индексации будем повышать пенсии. Почему такое решение принято было? Вы понимаете почему: с одной стороны, экономическое падение, просто пропасть, яма для работающих пенсионеров, низкие заработные платы, которые не всегда выплачивались; с другой стороны, нестабильная политическая обстановка и решение по привлечению электората. Да, такое решение было принято, но вы помните, что вначале оно вдохновило россиян, а потом пенсии становились всё меньше, меньше, меньше, меньше. Разве это было не так? И в конечном итоге в 2016 году из-за такого неразумного решения мы пришли к тому, к чему пришли. Нужно возвращать? Да, нужно, вообще никто с этим не спорит. Я не стану проводить голосование вместо председательствующего, но думаю, здесь все подняли бы руки, если спросить: нужно? Конечно нужно, я двумя руками за! Как - это вопрос расчётов и обсуждений. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть желающие выступить, мы сейчас проведём запись. Коллеги, но, наверное, согласитесь: не больше одного выступления от фракции, тут, так сказать, нужно позицию фракции послушать. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. Все от фракций выступают, всем по семь минут ставьте. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Не по каждому закону, для всех семь. Но, вообще, имею право на семью пять - тридцать пять. Спасибо. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сначала три справки. Первая. Светлана Викторовна, некорректно брать 1956 год. Напомню вам, что это был девятый год после самой разрушительной войны, после которой Советский Союз первым из стран-участниц отменил продовольственные карточки и в это же время строил целую группу атомных городов. Вторая. Светлана Викторовна, я вам отвечаю: на заседании комитета - мы с вами уже не первый созыв - я отсутствую только тогда, когда оно в нарушение Регламента проводится во вторник, когда по Регламенту должны проводиться заседания фракций, и я добросовестно всегда, как первый заместитель, участвую в работе фракции и не просто участвую. Это вам должно быть известно. Третья. Ярослав Евгеньевич, лично я трижды присутствовал при разговоре и относил три письма (ну, о покойниках или хорошо, или никак) Владимиру Вольфовичу, потому что я собирал эти подписи в Конституционный Суд и, к сожалению, не смог три подписи собрать. Поэтому... Ну, тут только для чистоты, не для осуждения, не для принуждения. Я повторю: я просто убеждён, что эти законопроекты, как и многие другие, не являются альтернативными. Плохо, что мы с вами... Вот здесь с этой трибуны в начале было несколько просьб научиться слышать друг друга. Вы все в душе, ну, по крайней мере присутствующие, я уверен, подавляющее большинство, согласны с тем, что это грубейшее нарушение Конституции. Вы поставьте себя на место работающего пенсионера: вы заработали пенсию, предприятие и вы добросовестно платили взносы, - на каком основании вы, организовывая инфляцию, недоплачиваете индексацию на заработанную пенсию? С моей точки зрения, три автора этих законопроектов прекрасно проиллюстрировали, детально проиллюстрировали и экономически обосновали необходимость индексации этих пенсий. Зачастую здесь говорят: где деньги? Первое, я повторюсь, ведь вчера вам с этой трибуны говорили: сначала у нас было два фонда, и у них обоих, и особенно когда переделали два в один, в Фонд национального благосостояния, первой задачей были вопросы пенсионного обеспечения - и никаких проектов. Понимаете, да? Второе, в подавляющем числе стран "двадцатки" пенсионные накопления являются одной из главных инвестиций долгосрочных, чего нет у нас. Третье, я вам всем напомню, что у нас накопительных пенсий собрано правительством и Пенсионным фондом на 3,5 триллиона. Я задаю вам вопрос: кто крутит эти деньги? Четвёртое, что касается людей, не доживших до выхода на пенсию, за которых платили взносы и предприятия, и они сами, - где эти деньги, кто ими распоряжается? Пятое, только на переоценке курсовой разницы ЦБ потерял в ФНБ 4 триллиона рублей - это официальная цифра. Вот вам деньги! Сколько раз можно было индексировать и за какое время? Повторю вам в очередной раз: у меня есть письменный ответ Минфина, что только в офшоры по 84 законам об избежании двойного налогообложения дивидендами в год уходит 5 триллионов. Ну уже идёт СВО! Следующее, напоминаю вам, вы, только ваша фракция голосовала: 28 июня 2021 года был принят закон об изменении валютного регулирования и разрешили всем экспортёрам оставлять валюту в чужих банках. Что вы сделали? До этого момента у нас в среднем не было больше 52 миллиардов оттока капитала, за прошлый год он составил больше 260 миллиардов. Вот вам ещё средства! Если посчитать, вот сейчас опять 70 рублей за доллар, умножьте - получите 2 триллиона. Понимаете? Следующий источник называю вам, откуда можно взять. У нас же, вы поймите, проблема нашей экономики в искусственном недопуске производителя к финансовым ресурсам. Я вам много раз с этой трибуны говорил: среди всех стран "двадцатки" нет больше ни одной с таким коэффициентом монетизации экономики, как у нас. Что такое монетизация? Отношение денежной массы к ВВП. У тех, кто прогрессирует... Вам здесь вчера говорили, в 14,5 раза увеличился ВВП Китая - у них 200 процентов монетизация. У них банк, Народный банк Китая, имеет четыре ключевые ставки, у них поддержка экспорта - это... ну они просто убивают всех конкурентов, понимаете, да? У них банк, вообще-то, национальный подчиняется интересам правительства. Да, есть специальная комиссия, которая контролирует, чтобы не было злоупотреблений, но, подчёркиваю, и банк, и правительство работают на решение проблем страны. Ну и наконец, возвращаясь опять к работающим пенсионерам. Вы понимаете, наша проблема в чём? У нас вот это патологическое неуважение к старшему поколению, навязанное Ельциным и Гайдаром, сохраняется до настоящего времени - почему? Я свою личную точку зрения выскажу. Из-за того, что ультралибералы по-прежнему заполняют высшие должностные... функции. Понимаете? Вот вы тут надеетесь - Счётная палата... Да ничего вам Счётная палата не даст! Кудрин убежал, а он набирал Счётную палату, он прародитель и Силуанова, и всего финансового блока. Поэтому, с моей точки зрения, если мы не примем изменения в закон о Центральном банке - вот вы сегодня опять собираетесь наши предложения отклонять, - не сделаем так, чтобы ЦБ работал на интересы страны, а не так, что он деньги все собрал и ни перед кем не подотчётен... Вы назовите мне ещё одну страну, где Центральный банк ни перед кем не отчитывается. Если мы с вами... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. У меня жена передо мной отчитывается - я вот отвечаю на реплику из зала, - но нечасто. Поэтому, коллеги, я предлагаю принять... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30 секунд добавьте. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. ...и ко второму чтению (вообще-то, у нас с вами ко второму чтению зачастую появляется в 4 раза больше текст, чем в первом) доработать и обязать правительство решить эту проблему. Мне кажется, для того чтобы представители комитетов не краснели за заключение и отзыв правительства, надо, чтобы при обсуждении вот таких братских могил законов тут сидел Григоренко или тот, кто готовил отзыв, и отвечал всему залу, тогда и вам будет не так противно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция поддержит все пять законопроектов, потому что все они практически одинаковые: в них во всех речь идёт о том, чтобы восстановить справедливость и восстановить индексацию пенсий работающим пенсионерам. Ну, я не буду повторять доводы авторов законопроектов, что мы фактически восстанавливаем справедливость. Я в своём выступлении сосредоточусь на цифрах, на экономике, потому что сегодня основные, скажем так, претензии профильного комитета и правительства были связаны с тем, что, дескать, где деньги взять, нет финансово-экономического обоснования, никто ничего не посчитал. Ну давайте я тогда на этом остановлюсь. Я думаю, что те цифры, которые я сейчас назову, сами за себя скажут всё. Давайте посмотрим. Даже если допустить... допущения есть всегда во всех расчётах, ну, это моделирование, всегда сначала создаётся модель, делаются допущения какие-то, а реальность всегда от этой модели отличается, но тем не менее. Оксана Генриховна сегодня предоставила нам данные о том, что численность работающих пенсионеров уменьшилась на 7 миллионов человек. Вот давайте для расчёта возьмём эту базу, то есть если бы индексация пенсий работающим пенсионерам была в полном объёме, то у нас было бы работающих на 7 миллионов человек больше. Средняя заработная плата по стране за прошлый год (ну, вот октябрь я взял) 57 200 рублей (это данные статистические), средняя пенсия - 18 500 рублей. Давайте сначала подсчитаем, какие потери, сколько нужно дополнительно расходов Пенсионного фонда. Тут цифры были разные, вот Оксана Генриховна назвала 420 миллиардов рублей. Представитель комитета сказала, что, ну, от 600 миллиардов рублей до 2 триллионов рублей, я, правда, не знаю, откуда она 2 триллиона взяла. Если взять работающих пенсионеров и подсчитать, сколько каждому недоплатили, и умножить, то, по моим расчётам, получается, ну, где-то от 400 миллиардов рублей до 600 миллиардов рублей, мы точно в эту цифру уложимся, как бы минимум-максимум - это годовые. Теперь давайте подсчитаем, что же получит взамен этого государство. Здесь опять должны быть допущения, всё зависит от того, какую среднюю заработную плату официально будут получать пенсионеры. Понятно, да? Она же может быть разная. Ну вот если средняя заработная плата по стране 57 200 рублей, то, допустим, пенсионеры, эти 7 миллионов пенсионеров, будут получать по 45 тысяч рублей. Это меньше, чем средняя, ну так я допустил, это, наверное, много, можно взять и меньше, у меня есть расчёты на 15 тысяч, на 30 тысяч и на 45 тысяч рублей. Вот я назову цифры, если средняя заработная плата 45 тысяч рублей. Вот смотрите, что получается: 7 миллионов человек, получающие 45 тысяч рублей в месяц, ну, 45 тысяч на 12, получается 540 тысяч в год, вот, налогов они заплатят... Какие налоги заплатят с заработной платы 540 тысяч рублей в год? НДФЛ - 13 процентов (бывает и 15 процентов, но я беру 13 процентов), в фонды - 30 процентов, НДС - 20 процентов. Не забывайте: чтобы заплатить заработную плату, сначала нужно доход создать, то есть предприятие сначала должно добавленную стоимость создать, а потом с неё заплатить заработную плату, НДС тоже включается. Получается, что каждый пенсионер заплатит только этих налогов 340 тысяч рублей в год, на 7 миллионов умножьте - 2,4 триллиона рублей получается. Вот вам дополнительные доходы напрямую - 2,4 триллиона рублей. Теперь давайте посмотрим, какие ещё дополнительные доходы получит государство. Не забывайте, я же посчитал только прямые платежи с фонда оплаты труда, а ведь фонд оплаты труда всегда меньше, чем добавленная стоимость, которая создаётся, согласитесь. А по экономике у нас какая доля фонда оплаты труда в создаваемой стоимости? Возьмём, там, 20 процентов - умножьте на пять, и получается, что мы добавленной стоимости создадим около 15 триллионов рублей. Это больше 10 процентов ВВП, вообще-то, коллеги. Вы понимаете, к каким последствиям приведёт вовлечение в официальный оборот 7 миллионов рабочих рук (ну, на два надо умножить, 14 миллионов рабочих рук на самом деле), 7 миллионов рабочих мест?! Вот и вся экономика. А теперь сравните эти цифры с теми, которые я называл, - что расходы Пенсионного фонда от 420 миллиардов рублей до 600 миллиардов рублей в год. О чём мы вообще говорим? Государство получит на порядок больше выгоды - на порядок больше, подчёркиваю, - чем заплатит Пенсионный фонд. Вот и вся экономика. Теперь давайте посмотрим... Оксана Генриховна говорила про то, что мы тут ищем иностранных агентов, - так где их надо искать-то, иностранных агентов? Нам тут говорят: у нас сейчас ситуация в экономике сложная. Представитель профильного комитета говорит: да, у нас же сейчас... мы ведь не от хорошей жизни в 2016 году отменили индексацию пенсий работающим пенсионерам. А я напоминаю, что с 2016 года по 2022 год (не будем сейчас 2022 год брать, потому что он, скажем так, особый), кроме 2020 года, все остальные годы были профицитные - профицифтные! - мы собирали денег гораздо больше, чем тратили. Значит, оснований восстановить индексацию пенсий работающим пенсионерам было более чем достаточно, что тогда, что сейчас. Конечно, можно поставить под сомнение мои расчёты - пожалуйста, приведите альтернативные. Есть альтернативные расчёты? Нет их. Поэтому давайте-ка не будем со мной спорить. Если кто-то хочет их оспорить, Счётная палата, правительство, - пожалуйста, оспорьте, давайте сравним цифры. Но я абсолютно точно могу сказать, что доходы государства от проведения индексации пенсий работающим пенсионерам будут гораздо больше, чем расходы Пенсионного фонда, в несколько раз больше. И именно сейчас, когда нам не хватает рабочих рук, нам нужно возвращать индексацию пенсий работающим пенсионерам. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Терентьев Михаил Борисович. Включите микрофон, пожалуйста. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не сможет поддержать данные законопроекты, ни один, по тем основаниям, что ни один законопроект не предусматривает источников финансирования. Николай Васильевич очень ярко здесь рассказывал, где могут быть эти источники, также и Валерий Карлович, но ещё раз хочу сказать: ни в пояснительной записке, ни в финансово-экономическом обосновании (на бумаге) вот те яркие выступления не изложены и с правительством не обсуждены. И к сожалению, на все законопроекты получена отрицательная позиция правительства. Теперь по сумме. Здесь Валерий Карлович говорит, мол, дайте альтернативные обоснования. Валерий Карлович, здесь никаких альтернативных обоснований и давать-то не надо - вы прочитайте законопроекты Оксаны Генриховны и фракции КПРФ, где написано, что индексацию нужно выплатить с 2016 года. Если ежегодно нужно выплачивать по одному законопроекту 538 миллиардов рублей, а по другому - 681 миллиард рублей, умножьте это на шесть лет, вот и будет более 2 триллионов рублей. Простая математика. Конечно, индексация была разная, но давайте вот эту дискуссию переведём... потому что есть сопутствующие доходы, расходы. Счётная палата нам обещала дать обоснование, и давайте на основании заключения Счётной палаты, на основании того исследования, которое они делали - к сожалению, оно к нам ещё не поступило, - определим дальнейшие наши действия. Ещё раз для всех коллег я хочу сказать, что пенсионеры получают пенсию, работающие пенсионеры получают пенсию и зарплату, и тут не надо играть словами, что, дескать, если ты работаешь, то у тебя доход ниже. Сейчас индексация начисляется, но она не выплачивается. И мы должны здесь внимательно отнестись к тому, что, как правило, человек стоит перед выбором тогда, когда у него низкоквалифицированный труд и низкая зарплата, и он должен выбрать - или продолжать работу, или получать пенсию с индексацией. Оксана Генриховна говорила о том, что это касается высококвалифицированной рабочей силы, я здесь с ней не согласен, потому что, если человек имеет высокую квалификацию, он не стоит перед таким выбором - или продолжать работу, или уходить на пенсию и получать индексацию. Потому что у высококвалифицированной рабочей силы гораздо выше заработная плата, и человеку, надеюсь, не надо выбирать - или остаться помогать стране и предприятию, или уходить на пенсию. Конечно, вопрос касается индексации, выплаты индексации работающим инвалидам. Ну, коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в моём лице, Олег Николаевич присутствовал... Мы хорошо знаем, что есть поручение президента из перечня поручений № Пр-2539, я вам его зачитаю, это подпункт "б" пункта 2: "...рассмотреть вопрос об индексации страховых пенсий работающим инвалидам". Это поручение правительству, доклад - до 15 апреля 2023 года. Будем ждать этого решения. Поручение от Татьяны Алексеевны профильным министерствам уже поступило, мы видели - ждём. Эта тема очень важная и для фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и для всех нас. Но ещё раз, коллеги, скажу: мы рассматриваем сейчас тексты законопроектов, мы все видим, что все ярко выступают и говорят, что есть источники финансирования, но, к сожалению, в текстах законопроектов и в сопутствующих документах нет источников финансирования. При этом каждый законопроект требует дополнительного субсидирования, выделения ассигнований для Социального фонда. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не сможет поддержать ни один из законопроектов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово - Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Я, как председатель комитета, подтверждаю, что депутат Коломейцев, как первый зам, действительно дисциплинированно посещает заседания. Иногда мы вынуждены переносить заседания комитета на вторник, но по согласованию с ним, поэтому вопросов к комитету и к аппарату комитета быть в этой части не может. Кстати, это у нас всё по договорённости, потому что 40-я статья Регламента подразумевает в понедельник и пятницу проведение заседаний комитетов. Это первое. Второе, что касается альтернативности. Опять же Регламент наделяет нас, как комитет, правом определять альтернативность, что мы и сделали при рассмотрении. И есть очень простой пример, точнее, даже не пример, а механизм, как проверить, альтернативны они или не альтернативны: допустим, не альтернативны, как вы считаете, но вот давайте представим себе, виртуально, что Государственная Дума принимает сейчас все эти законы, - что скажут комитет, мы с вами в комитете? Что Дума сошла с ума - как мы можем принять их все, если они, как вы говорите, по одной и той же теме вносят в одни и те же статьи правки и не являются альтернативными? Ну, очевидно, что альтернативные. Что касается содержания, ещё раз. Мы при обсуждении проекта федерального бюджета ставим вопрос о необходимости выделения дополнительных бюджетных средств, чтобы проиндексировать пенсии работающим пенсионерам, - нам говорят, и правильно говорят, что необходимо сначала скорректировать отраслевое законодательство. Мы и предлагаем скорректировать отраслевое законодательство, предлагаем убрать ту норму, которая появилась в 2016 году, до 2016 года её не было. Когда страховая система у нас появилась, была норма, которая позволяла работающим пенсионерам получать проиндексированные пенсии. Всё было нормально, и никто не говорил про советские пенсии, средневековые пенсии, пенсии Древнего мира и так далее. Поэтому давайте мы будем исходить из реалий сегодняшнего дня, вспомним, что у нас до 2016 года была такая возможность, потом исходя из экономических обстоятельств появилась статья, в соответствии с которой не выплачивают индексацию работающим пенсионерам, - и теперь мы никак не можем от этого избавиться. Давайте отраслевое законодательство поправим, со следующего года, с 1 января, всем работающим пенсионерам проиндексируем, не будем заставлять в декабре увольняться, а в январе-феврале опять трудоустраиваться. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Оксана Генриховна Дмитриева - заключительное слово, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые мои оппоненты из "ЕДИНОЙ РОССИИ", вы знаете, передёргивать можно слова, а вот передёргивать цифры невозможно, передёрнуть расчёт тоже невозможно. Чёрным по белому написано, что начинает действовать закон, соответственно, начинают получать пенсию в проиндексированном объёме с момента, когда вступает закон в силу, допустим, с 1 января 2023 года. Соответственно, расходы годовые и ежемесячные, никаких единовременных расходов не предполагается, и поэтому не нужно тут ничего выдумывать. Если вы не можете прочесть законопроект и прочесть финансово-экономическое обоснование, то это уже ваши проблемы. Это первое. Второй момент. Какие обоснования по источникам могут быть в тексте закона? Это где вы такое видали, чтобы в тексте пенсионного закона были ещё тут же указаны источники? Мол, вы из текста закона не видите источников. Ну зачем, для кого вы вообще всё это говорите? Расчёт абсолютно точный, можно здесь спорить, ну, по деталям с Валерием Карловичем, но на самом деле всё примерно так же. Дальше. Вот ошибка... Ну, я Светлану Викторовну Бессараб уважаю, но вы хотя бы посмотрите динамику, тренд: увеличиваются у вас потенциальные расходы на работающих пенсионеров или уменьшаются в год? Вы сказали, дальше всё будут возрастать, - да не будут они возрастать! Уменьшается количество работающих пенсионеров, и, более того, они сами вот эту разницу себе чуть-чуть нивелируют за счёт того, что они уходят и приходят. Поэтому цифры даже по сравнению с моим финансово-экономическим обоснованием, которое год назад делалось... Там было 500 с лишним миллиардов рублей, сейчас я пересчитала на новые условия - 420 миллиардов в год. И естественно, что значит 7 миллионов у вас вернутся на рабочие места? 7 миллионов - это примерно 15 процентов плательщиков взносов в Пенсионный фонд по общей схеме. Это очень много, это свыше 10 процентов трудовых ресурсов наёмного труда, я не считаю здесь индивидуальных предпринимателей. Конечно, это огромная сумма, и, конечно, это огромный объём налогов, существенно превышающий пенсии, даже по Пенсионному фонду. По Пенсионному фонду - это около 900 миллиардов, а дальше ещё подоходный налог и платежи в другие социальные фонды. Теперь что касается... вот тут был экскурс в различные, действительно, чуть ли не средневековые пенсии, которых тогда не было, и в 1956 году общей системы тоже не было, ещё колхозники, которые составляли большинство населения, пенсии не получали. Так пенсионная система с 90-го года несколько раз менялась. Были периоды и выплат работающим пенсионерам, и периоды, когда не было вообще пенсий у работающих пенсионеров, - с 1997 года по 2002-й. Это было большое достижение, что всё-таки приняли решение о полной выплате работающим пенсионерам. Уважаемые коллеги, источники есть, даже свои собственные, не нужно даже в ФНБ искать, на самом деле 5 триллионов накопленных взносов - 2,9 триллиона в негосударственных пенсионных фондах и 2 триллиона в ВЭБ. Это, кстати, тоже огромный источник для улучшения пенсионного обеспечения. Сама система создаст эти деньги, сама система: вернутся пенсионеры, начнут работать, начнут платить взносы и заплатят себе за индексацию пенсий. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово - Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Несколько полемических замечаний, а потом - на конструктив. Первое. Рекомендую депутатам изучать историю парламентаризма. Как один из двух депутатов, которые избирались девять раз, причём семь раз по одномандатным избирательным округам (первый у нас - Анатолий Грешневиков), я вам хочу напомнить, что все так называемые популистские законы, за которые ругают Думу, приняли Государственная Дума первого и Совет Федерации первого созыва, где левые не имели большинства, но просто депутаты так понимали свою ответственность перед людьми: хотели им помочь, что называется, чем могут. И спасибо, например, за то, что был принят тогда закон об образовании, вторая редакция, и закон о социальной защите инвалидов, которые потом были испорчены в процессе монетизации, когда депутаты уже по-другому чувствовали свою ответственность: считали, что у них главный избиратель в правительстве или где-то ещё. Второе. Вот мы всё время слышим: "Во второй Думе большинство...". Коллеги, не было большинства во второй Думе. Откройте Интернет, не поленитесь посчитать. Как беспартийный ещё, я тогда работал в группе "Народовластие", всех левых было тогда 215 человек, нетрудно посчитать, а большинство простое - 226. Понятно? Не повторяйте, пожалуйста, этой глупости. Третье, уважаемые коллеги. Ну, всё-таки надо уметь считать. Оксана Генриховна справедливо сказала: мы не предлагаем вернуть всё, что было потеряно за шесть лет, - поэтому множить расходы на шесть, мягко говоря, нелепо. Теперь - на конструктив, коллеги. Первое. Я предложил бы создать межфракционную рабочую группу по этому вопросу, если все за. Давайте наконец получим от правительства расчёты, сравним их с расчётами Оксаны Генриховны, Валерия Карловича и всё-таки поймём: а скупой платит дважды, он, вообще, больше теряет или больше экономит? С моей точки зрения, больше теряет. Второе. Я предложил бы, учитывая изменившуюся ситуацию, попробовать повторить обращение в Конституционный Суд Российской Федерации: а может, сейчас мы наберём необходимые 90 голосов? Как, коллеги? Мне кажется, неплохая версия, тем более что все за. И третье. Я не просто присутствовал на встрече с президентом, вот как говорил уважаемый Михаил Борисович, я обратился к президенту с просьбой рассмотреть отдельно хотя бы вопрос об индексации пенсий работающим инвалидам, потому что волей-неволей людей здоровых заставляют продолжать работать лишних пять лет, а инвалидов не заставляют работать лишних пять лет, поэтому здесь потери особенно значительные. Спасибо, президент поддержал это предложение, до 15 апреля правительство должно его рассматривать. Мы подготовили законопроект о возобновлении индексации пенсий работающим инвалидам и приглашаем всех и персонально Михаила Борисовича к нему присоединиться. Нам, повторю, неважно, это не фракционные дела, это общегуманитарные и общеэкономические дела. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово Светланы Викторовны Бессараб. Включите микрофон на рабочем месте. БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В общем-то, мы все согласны с тем, что индексировать пенсию работающим пенсионерам нужно. В каких параметрах - это, конечно, вопрос, который предстоит очень серьёзно обсудить, учитывая даже те наши дискуссии, которые происходят вокруг самого срока возобновления такой индексации - то ли с 1 января 2016 года и, что называется, всем возместить потерянные доходы, то ли не надо возмещать. Я, кстати, склоняюсь к тому, что это достаточно объёмные затраты будут и нужно всё-таки ответственно подойти к этому вопросу. Вместе с тем дискуссию эту необходимо проводить, обсуждение необходимо. Запросы Счётной палате, Правительству Российской Федерации направлены профильным комитетом. Коллеги, я думаю, что все вместе мы всё-таки добьёмся изменений. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к голосованию. Я прошу не показывать результаты голосований. Ставится на голосование законопроект, пункт 8.1, - законопроект, который представлял Ярослав Евгеньевич Нилов. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Ставится на голосование законопроект, пункт 8.2, - законопроект, который представляла Оксана Генриховна Дмитриева. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Ставится на голосование законопроект, пункт 8.3, - законопроект Верховного Совета Республики Хакасия. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Ставится на голосование законопроект, пункт 8.4, - законопроект Собрания депутатов Ненецкого автономного округа. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Ставится на голосование законопроект, пункт 8.5. Законопроект представлял Олег Николаевич Смолин. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Покажите результаты по законопроекту под пунктом 8.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 51 мин. 18 сек.) Проголосовало за 117 чел.26,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 117 чел. Не голосовало 333 чел.74,0 % За - 117. Покажите результаты по законопроекту под пунктом 8.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 51 мин. 44 сек.) Проголосовало за 117 чел.26,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 117 чел. Не голосовало 333 чел.74,0 % За - 117. Покажите результаты по законопроекту под пунктом 8.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 08 сек.) Проголосовало за 119 чел.26,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 119 чел. Не голосовало 331 чел.73,6 % За - 119. Покажите результаты по законопроекту под пунктом 8.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 34 сек.) Проголосовало за 119 чел.26,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 119 чел. Не голосовало 331 чел.73,6 % За - 119. И покажите результаты по законопроекту под пунктом 8.5. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 59 сек.) Проголосовало за 118 чел.26,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 118 чел. Не голосовало 332 чел.73,8 % За - 118. Коллеги, таким образом, законопроекты под пунктами 8.1, 8.2 и 8.5 отклоняются. Мы голосуем ещё раз по законопроектам под пунктами 8.3 и 8.4. Ставится на голосование законопроект, пункт 8.3. Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.) Спасибо. Ставится на голосование законопроект, пункт 8.4. Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.) Спасибо. Покажите результаты по законопроекту под пунктом 8.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 54 мин. 25 сек.) Проголосовало за 115 чел.25,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 115 чел. Не голосовало 335 чел.74,4 % За - 115. Покажите результаты по законопроекту под пунктом 8.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 54 мин. 48 сек.) Проголосовало за 111 чел.24,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 111 чел. Не голосовало 339 чел.75,3 % За - 111. Коллеги, таким образом, законопроект под пунктом 8.4 отклоняется, а законопроект под пунктом 8.3 ставится на голосование. Результаты можно уже показывать. Кто за то, чтобы принять законопроект под пунктом 8.3? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 55 мин. 37 сек.) Проголосовало за 117 чел.26,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 118 чел. Не голосовало 332 чел.73,8 % Результат: не принято Отклоняется законопроект. Коллеги, мы завершили рассмотрение законопроектов под пунктом 8.