Заседание № 104
09.06.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 122113-4 "О внесении изменения в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (установление ответственности граждан за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1837 по 2028 из 7872
Пункт 5. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Законодательное Собрание Республики Карелия просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Содоклад Александра Николаевича Харитонова. Пожалуйста. ХАРИТОНОВ А. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вот мы опять возвращаемся к вопросу, где нам предложено расширить круг субъектов административного правонарушения по части 3 статьи 14.16, включив в него физических лиц. Данной статьей установлена ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Часть 3 этой статьи, в которую предлагается внести изменения, устанавливает ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Накануне обсуждения базового закона мы, конечно, будем советоваться по этой проблеме. Чем комитет аргументировал предложение об отклонении этого закона? Частью 1 статьи 14 кодекса уже установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, то есть ответственность установлена. Если бы наши правоприменители внимательно относились к этому, они знали бы, что норма существует. И накануне обсуждения законопроекта о внесении изменений в базовый закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта..." мы к этим проблемам неизбежно вернемся. На этом основании законопроект предлагается отклонить. Получен отрицательный официальный отзыв правительства. Есть также концептуальные недостатки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Есть ли вопросы к содокладчику? Два вопроса. Плетнёва Тамара Васильевна. Пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Александр Николаевич, если все-таки базовый закон не будет предусматривать нормы наказания за продажу спиртных напитков в недозволенных местах, находящихся близко от образовательных учреждений, о чем сегодня уже говорилось в зале, ну вот если не будет, то на каком основании вы вот это правильное, хорошее предложение отметаете? Еще чего-то там будет... ХАРИТОНОВ А. Н. Тамара Васильевна, я, может быть, не очень четко выразился. Предлагается норма, касающаяся нарушения иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Иных правил. Не около учебных заведений, не около спортивных сооружений - просто иных правил, не известных нам правил. И дело в том, что есть статья - я имею в виду статью 14.1 кодекса, - уже устанавливающая эту ответственность. Здесь не идет речь о том, где мы будем торговать, как торговать, просто говорится о нарушении физическими лицами иных правил наряду с теми, которые указываются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гришуков Владимир Витальевич. ГРИШУКОВ В. В. Спасибо. Александр Николаевич, я согласен с вами, что необходимо все-таки базовые вещи рассмотреть, и от этого, наверное, будет зависеть в том числе и ответственность граждан. Поэтому вопрос конкретный вот к вам лично. Ваше мнение: вот все-таки вы за введение монополии государства на производство и хотя бы оптовую реализацию винно-водочных изделий? Лично вот ваше мнение: да или нет? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Николаевич. ХАРИТОНОВ А. Н. Вы знаете, я не большой специалист в области оборота спиртосодержащей продукции и этилового спирта. Тенденция развития нашего государства, нашего общества такова, что если мы заботимся о том, чтобы наша налоговая база возрастала, то я думаю, что государственный контроль за производством этилового спирта и за реализацией этих спиртосодержащих продуктов должен неизбежно усиливаться. Нужен сильный государственный контроль. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Так, есть еще вопрос. Пожалуйста, Махмудов Махмуд Гаджулаевич. МАХМУДОВ М. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Александр Николаевич, давайте представим такую ситуацию. Раньше было понятие - торговля из-под полы, так сказать. Вот представитель юридического лица, торгового предприятия, это делает, не всегда это фиксируется, но тем не менее факты такие есть. И в данном случае, отклоняя инициативу карельского законодательного органа, вы выводите из-под ответственности тех, кто это совершает. Правильно ли это и как в конечном итоге повлияет на общество то, что человек нарушает законодательные нормы по реализации алкогольных напитков? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. ХАРИТОНОВ А. Н. Махмуд Гаджулаевич, вы понимаете, вот мы опять ведем речь о том, что должен быть базовый закон. Мы опять вернемся сегодня к самогону, к производству спиртных напитков домашней выработки. Сама реализация - из-под полы. Конечно, из-под полы. Мы сегодня... Опять же возвращаюсь к тому, что сегодня Закон "О милиции" не позволяет работнику милиции пресекать административные нарушения, связанные с подпольным производством водки, не позволяет, поэтому мы нуждаемся - мы вначале об этом говорили - в базовом законе. Если мы с вами еще раз внимательно рассмотрим те поправки, которые мы пытаемся внести в закон о государственном регулировании производства и оборота спирта, и заложим в него положение, что физические лица отвечают по таким-то, таким-то нормам за торговлю, тогда, пожалуйста, мы будем вносить в закон, в Кодекс об административных правонарушениях эти виды наказаний. Сегодня этого нет в базовом законе. Еще раз говорю: есть статья 14.1 КоАП - давайте будем в административном порядке наказывать. Там предлагается наказание физических лиц, но эта норма не применяется нашими правоприменителями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Малышкин Олег Александрович, вопрос? Пожалуйста. МАЛЫШКИН О. А., фракция ЛДПР. Александр Николаевич, а вот "иные"... А для себя - это в "иные" входит или нет? Для себе, для себе когда делаешь, для себе самогон гонишь - в "иные" входит это или нет? ХАРИТОНОВ А. Н. Мы не вторгаемся в частную жизнь, Олег Александрович Малышкин, гоните на здоровье. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Спасибо, Александр Николаевич. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Гришуков Владимир Витальевич, пожалуйста. ГРИШУКОВ В. В. Благодарю вас. Я очень коротко попытаюсь ответить на свой же вопрос. Безусловно, выступаю за базовый закон, и главное, на мой взгляд, в этом законе как раз должна быть прописана концепция, которая дает право федеральной власти, государству взять на себя производство и оптовую реализацию винно-водочных изделий. Это принципиальный вопрос. Я не беру сейчас розницу, розница есть, была и будет, и я ее не хочу сейчас касаться, но если все-таки взять за основу вот эту главную концепцию, это позволит нам решить по крайней мере два вопроса, две проблемы. Первая проблема связана с наполнением доходной части федерального бюджета. Напомню вам, что при советской власти, в Советском Союзе, на треть бюджет был "пьяным", то есть практически 30 процентов доходной части федерального бюджета как раз наполнялось за счет производства и реализации винно-водочных изделий. Вторая, не менее важная проблема - это качество выпускаемой продукции. Если государство берет на себя производство спиртосодержащей продукции, соответствующий контроль за исполнением остается за государством. Это принципиальный вопрос, поэтому я и задал его Александру Николаевичу Харитонову. И хотелось бы в его лице и в лице Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству получить поддержку в этом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить? Розуван Алексей Михайлович хочет выступить. Пожалуйста. РОЗУВАН А. М., фракция "Единая Россия". Что хотелось бы сказать? Это действительно серьезная проблема, и сегодня правоохранительные органы сталкиваются с такой ситуацией, когда частные лица торгуют из-под полы разведенным спиртом, в том числе и техническим, различного рода суррогатами, а привлечь к ответственности их нет возможности, так как наше законодательство предусматривает, что для этого должна быть серьезная нажива, только в этой ситуации можно привлечь за незаконное предпринимательство. Поэтому, учитывая, что в базовом законе, изменения к которому мы сегодня отложили, есть посылка, что запрещается торговля спиртосодержащими жидкостями физическими лицами, может быть, мы отложим данный законопроект, не будем голосовать против, а когда примем основополагающий закон, вернемся к нему и примем уже со ссылкой, как говорится, на то, что базовый закон, регламентирующий эти вопросы, у нас есть? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента, полномочному представителю правительства? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 01 сек.) Проголосовало за 65 чел.14,4% Проголосовало против 7 чел.1,6% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 73 чел. Не голосовало 377 чел.83,8% Результат: не принято Не принято.