Заседание № 112
О проекте федерального закона № 122101-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части совершенствования механизма целевого приёма и целевого обучения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", третье чтение. Пожалуйста, Сергей Владимирович Кабышев. КАБЫШЕВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект принят нами вчера во втором чтении. Напомню, что законопроект направлен на формирование комплексной системы выбора и доступности целевого обучения для всех граждан на основе открытого конкурса и публичных заявок работодателей, создание гарантий трудоустройства и конкретизацию ответственности сторон соответствующего договора. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, подготовлен к принятию в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по мотивам от фракций есть желающие высказаться? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Ирина Анатольевна Яровая точно подала заявку на выступление. Покажите, пожалуйста, список. Чернышов Борис Александрович, фракция ЛДПР, пожалуйста. Подготовиться Яровой Ирине Анатольевне, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ЧЕРНЫШОВ Б. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я думаю, все выступающие на этой трибуне, на других площадках, безусловно, отдельные слова благодарности будут направлять Ирине Анатольевне Яровой, человеку, который поднял эту тему. Очень важная, ключевая тема для системы образования - целевой набор. Буквально вчера в рамках моей передачи "Радиоакадемия" на радиостанции "Говорит Москва" в прямом эфире у нас в гостях был наш коллега - ректор Государственного университета управления. Ключевым вопросом, по которому звонили, обращались радиослушатели, был целевой набор. Как поступить, чтобы было понимание процесса? Долгие годы целевой набор был в тумане: никто не понимал, как, куда... как получалось, что те или иные люди приходили обучаться в высшие учебные заведения. Всё это было под вопросом, это был глобальный вопрос для системы образования. И последующее трудоустройство этих людей тоже находилось под вопросом. Не соблюдались договоры, игнорировались положения, которые были занесены, а деньги тратились, тратились деньги работодателей, тратились деньги государства на подготовку данных специалистов. Именно поэтому фракция ЛДПР поддерживала в предыдущих двух чтениях и в третьем чтении будет голосовать за принятие данного законопроекта. Крайне важен для системы образования сегодня диалог о том, каким именно будет итоговый контур целевого набора. Это важно прежде всего для всех участников процесса образования. Ещё раз благодарим авторов, тех, кто работал над новым контуром системы целевого набора. И безусловно, будем работать вместе, для того чтобы наше образование становилось лучше. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Яровая Ирина Анатольевна. Подготовиться Коломейцеву Николаю Васильевичу. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет? Снимаете. Хорошо. Яровая Ирина Анатольевна, пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Это один из тех законопроектов, которые задают совершенно новую, принципиально новую систему координат для выбора профессии и гарантий государством качественного образования в сопровождении наставников и с гарантией рабочего места. Мы впервые выводим на публичные, открытые платформы "Поступи Онлайн" и "Работа в России" предложения работодателей по тем профессиям, которые будут востребованы в России на ближайшую перспективу. Это возможность осмысленного выбора профессии и гарантии того, что контрольные цифры приёма в вузах будут соотноситься с реальными запросами регионов и экономики. Данный законопроект разрабатывался нами по поручению Вячеслава Викторовича Володина, и первоначально мы его смотрели и прокручивали, если хотите, идею на площадке Совета законодателей. Потом в течение нескольких лет велась кропотливая работа над созданием реально работающего инструмента, чтобы целевое направление для будущего врача, учителя, инженера, судостроителя имело гарантии наполнения содержанием - качественным образованием, обязательствами работодателя по сопровождению в период обучения, по производственной практике, дополнительным профессиональным модулям, наставничеству и гарантии рабочего места. Таким образом, мальчик или девочка, выпускники школы, проживая в Калининграде, смогут выбрать будущую профессию и рабочее место в любом регионе нашей страны. Более того, такие крупные, репутационные работодатели, как, например, "Ростех", "Росатом", "Газпром", "Роснефть", впервые на этой открытой публичной площадке будут заявлять конкурс на обучение в привязке к будущему рабочему месту. Такого не было никогда. И тогда этот конкурс станет настоящим интеллектуальным и жизненным конкурсом. Будут соревноваться не по принципу, кто успеет зайти в коридоры администрации того или иного региона и договориться о преференциях, чтобы получить направление в престижный вуз или трудоустройство, не по принципу, кто чей ребёнок, - будет гарантия для всех выпускников нашей большой страны, и ребята, выбирая профессию и вуз, будут понимать, что это абсолютная государственная гарантия. Кроме того, это и обязательства для регионов, поэтому на ближайшем заседании Совета законодателей по поручению Вячеслава Викторовича мы ещё и проведём обучение для регионов вместе с министерствами относительно того, как работать с подобными цифровыми платформами, как сделать так, чтобы уже через год этот механизм заработал и новая форма работы с профессиональными кадрами применялась в России в полной мере. Хочу попросить всех вас подключиться к практической части реализации и создать у себя в регионах дополнительные социальные меры поддержки для целевого обучения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, давайте поблагодарим Ирину Анатольевну, потому что именно ей принадлежит инициатива внесения соответствующих изменений в законопроект о совершенствовании системы целевого обучения. (Аплодисменты.) И, коллеги, давайте примем следующее решение, это касается в первую очередь Министерства здравоохранения, Министерства просвещения, Министерства культуры. Давайте при рассмотрении отчётов профильных министров первым вопросом будет освещение темы кадрового обеспечения систем здравоохранения, просвещения и культуры. Коллеги, мы без этого проблему не решим, её надо выводить на другой уровень контроля. Да, сейчас мы принимаем решение, существенно дорабатывающее целевой набор. С одной стороны, он стал возможной лазейкой для тех, кто имеет отношение к направлениям, - это должно уйти в прошлое, но, с другой стороны, закрепление специалистов, профориентация, подбор специалистов - вопросы уже другого уровня. У нас что сейчас происходит? В сельских больницах - до 80 процентов вакансий. Нет хирурга в центральной районной больнице! А если нет хирурга в центральной районной больнице, значит, нет больницы. Нет узких специалистов. В городах с численностью населения 40-50 тысяч человек вакансии - до 60 процентов. Значит, что-то не так. Аналогичная ситуация в школах. Сегодня всё держится на пенсионерах, дай бог здоровья тем учителям и врачам, кто продолжает работать. Ситуация в учреждениях культуры ещё хуже. Это для нас важно, поэтому, когда к нам приходят министры, первое, с чего они должны начать, - как в отрасли обстоят дела с кадровым обеспечением. Но только - опять обращаю внимание председателя Комитета по контролю - это не должны быть цифры, отражающие среднюю температуру по больнице. В субъектовом центре обеспечение врачами и учителями - 100 процентов, а в сельском районе, понятно, проблемы. Эти показатели объединяют, и в итоге получается, что в среднем всё выглядит не так уж и плохо. А на самом деле у нас серьёзная проблема на уровне сельских районов, достаточно серьёзная проблема на уровне небольших городов. Улучшается ситуация в субъектовых центрах, и, конечно, в Москве этой проблемы нет, здесь конкуренция. Нам надо сделать всё для того, чтобы медицинская помощь была качественной независимо от того, где человек проживает - в Магаданской области, в Сахе (Якутии), в Курской области или в Москве. Так же и с просвещением. Поэтому просьба руководителям профильных комитетов обратить внимание наших коллег из правительства, чтобы они готовились в обязательном порядке, если вы поддержите такой подход. Коллеги, поддерживаем? (Аплодисменты.) По-другому не получится. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, как по-другому, вы расскажете отдельно. Вот мы проголосуем, а дальше вы у нас докладчик. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект, 5-й вопрос нашей повестки. Третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 33 мин. 01 сек.) Проголосовало за 414 чел.92,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0 % Результат: принято За - 414, против - нет, воздержавшихся нет. Федеральный закон принят единогласно. Ирина Анатольевна, спасибо.
Заседание № 111
О проекте федерального закона № 122101-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части совершенствования механизма целевого приёма и целевого обучения; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования механизма целевого приёма и целевого обучения").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
12-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Сергей Владимирович Кабышев. КАБЫШЕВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, что законопроект был принят в первом чтении 15 июля 2022 года. За этот период проведена большая работа, законопроект доработан при участии федеральных органов исполнительной власти. Хочу обратить внимание на то, что в работе над законопроектом приняли участие 14 министерств - это говорит о заинтересованности в подготовке кадров с использованием механизма целевого обучения в большинстве отраслей экономики. 27 февраля 2023 года законопроект широко обсуждался на заседании Президиума Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации и был поддержан законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На указанном заседании также была подтверждена позиция Министерства науки и высшего образования, министерства труда и министерства цифрового развития, что есть готовность к реализации закона. В результате доработки законопроекта в комитет было внесено семь поправок, которые включены в таблицу поправок № 1, рекомендованных комитетом к принятию. Кроме того, поступило три поправки, которые предлагаются комитетом к отклонению. Коллеги, в целях осуществления парламентского контроля в случае вашей поддержки законопроекта во втором чтении комитет предлагает предусмотреть в постановлении Государственной Думы обращение к Правительству Российской Федерации о представлении в Государственную Думу в трёхмесячный срок информации о проектах нормативных правовых актов правительства и федеральных органов исполнительной власти, принятие которых предусмотрено указанным законопроектом. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы. Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию предлагает утвердить таблицу поправок № 1, рекомендуемых комитетом к принятию, таблицу поправок № 2, рекомендуемых комитетом к отклонению, и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. А, есть, извините. Осадчий Николай Иванович. Есть ли ещё вопросы? Нет. Депутату Осадчему включите микрофон. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. У меня вопрос по поправке 7. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, поправка 7 выносится на отдельное голосование. Ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправки 7. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 06 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Переходим к рассмотрению поправки 7. Включите микрофон депутату Осадчему Николаю Ивановичу. ОСАДЧИЙ Н. И. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Сергей Владимирович, вопрос мой связан с тем, что указанный срок вступления закона в силу - с 1 мая 2024 года. Ведь закон очень важный, по целевому набору надо как можно быстрее систематизировать все вопросы, чтобы механизм начал активно работать. Правильные изменения предложены - почему на целый год мы откладываем вступление в силу закона? Ну, частично я понимаю: нужно подготовить дополнительные нормативные акты, но почему не с этого учебного года, не с 2023-го на 2024-й? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Владимирович, мнение комитета. КАБЫШЕВ С. В. Дело в том, что предполагается открытая и прозрачная работа на базе государственной информационной системы, которая называется "Работа в России", она пока ещё не готова, поэтому министерство просит нас отложить срок до следующего года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Коллеги, ставится на голосование поправка 7. Комитет предлагает её поддержать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 37 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Поправка принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 04 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Принимается. Коллеги, все поправки рассмотрены. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 31 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно. Спасибо. Пожалуйста, Сергей Владимирович. КАБЫШЕВ С. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прошу включить указанный законопроект в порядок работы Государственной Думы на 5 апреля для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Нет. Принимается. Спасибо.
Заседание № 59
О проекте федерального закона № 122101-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования механизма целевого приёма и целевого обучения".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования механизма целевого приёма и целевого обучения". Докладывает Ирина Анатольевна Яровая. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наверное, одна из самых актуальных тем, которая постоянно звучит, - это перспективы обеспечения экономики регионов квалифицированными кадрами. И даже сегодня Николай Васильевич обращался к Денису Валентиновичу Мантурову с предложением, дескать, давайте сформируем государственный заказ на подготовку специалистов. В чём же проблема? Проблема в том, что сегодня, несмотря на колоссальные инвестиции государства в бюджетное высшее образование, у нас 47 процентов выпускников не работает по специальности, при этом 37 процентов составляет дефицит кадров в экономике. И при этом перед страной стоят масштабнейшие задачи развития экономики, развития тех отраслей, где действительно нужны высококвалифицированные кадры. Три года назад по поручению Вячеслава Викторовича Володина мы на площадке Президиума Совета законодателей инициировали обсуждение именно в региональном аспекте, в отраслевом аспекте вопросов качества высшего образования и обеспечения квалифицированными кадрами. Сегодня действительно существует абсолютно разрозненная система, которая не позволяет соединить запрос экономики и ту самую мечту и жизненную перспективу для выпускников школ. И перед нами была поставлена задача выработать тот механизм, который обеспечит соединение трёх заинтересованных сторон: работодателя, выпускника и вуза с обязательствами друг перед другом. Вы знаете, что сегодня по существующему законодательству у каждого выпускника есть возможность заявиться в пять различных высших учебных заведений и даже внутри учебного заведения выбирать до десяти профилей. И сегодня есть как будто бы система целевого набора. Но когда вы погружаетесь в детали, то вы понимаете, что целевого набора сегодня не существует, потому что это закрытая система, доступная только избранным, которые фактически вне конкурса получают направление, - это грубейшее нарушение конституционных основ. Сегодня для каждого мальчишки и девчонки из любого региона страны, из любой семьи должна быть доступна история получения направления на целевое обучение и гарантированного рабочего места. Именно поэтому мы впервые создаём механизм, который соединяет запрос работодателя, выпускника и вуза на той самой единой платформе, на которую сегодня ребята заявляются вообще для поступления в вузы. Мы создаём новое окно возможностей, где будут заявляться работодатели, где будет сразу видна заявка на гарантированное рабочее место, которое будет привязано к реальному запросу экономики и к конкретному региону. Мы впервые создаём механизм, в котором сам выпускник выберет свою жизненную перспективу. Мы впервые создаём механизм, в котором у вуза появляется обязательство перед работодателем, потому что работодатель, заявляя публичную оферту и предложение на целевое обучение и гарантируя рабочее место, формирует институт наставничества, производственные практики, дополнительные образовательные модули и фактически является тем субъектом, который будет давать оценку качеству образования. Мы впервые создаём прозрачную процедуру для инвестиций в образование, чтобы вне контрольных цифр приёма у работодателя появлялась возможность за счёт собственных средств предлагать получение образования и создавать вообще новые профессии и новые направления обучения. Кроме того, мы сегодня создаём перспективу для регионов: регионы, будучи заинтересованными в конкретных квалифицированных кадрах, смогут создавать дополнительные социальные гарантии. Для территорий опережающего развития и для инвесторов чрезвычайно актуальна возможность подготовки специалистов тоже за счёт бюджета. И когда инвестор приходит на территорию, в регион, для нас, для регионов, очень важно, чтобы ребята из региона получали возможность доступа к таким профессиям. Чрезвычайно важно, что при проведении этой работы была получена полная поддержка всех регионов, всех ведущих вузов нашей страны (это вообще уникальный случай), крупнейших работодателей, Правительства Российской Федерации. Мы до деталей проработали механизм, для того чтобы запустить сразу, без долгой разработки подзаконных нормативных актов эту процедуру. Чрезвычайно важно, что, когда механизм является открытым и честным, у каждого есть возможность конкурировать на основании своих собственных достижений и быть гарантированно защищённым со стороны государства, есть уверенность в том, что, если ты выстраиваешь свою жизненную перспективу, государство тебе помогает. Мы с вами впервые создаём дорогу со взаимным движением для работодателя и для выпускника. Нет ни одной экономической площадки, где работодатели не говорили бы о том, что им нужны кадры, к ним не приходят специалисты или приходят не того качества специалисты. Мы таким образом выходим и на новую линейку оценки качества образования. При этом напомню, что есть не одно поручение Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина о том, чтобы, во-первых, гарантировать первое рабочее место выпускнику и, во-вторых, обеспечить квалифицированными кадрами регионы. Фактически мы создаём уникальный прецедент, ведь мы действительно получаем возможность окупаемых инвестиций в образовании. Более того, мы думаем, что следующим шагом должна быть, конечно, система СПО, потому что сегодня не является самоцелью уровень образования - самоцелью является качество образования и профессия, не диплом, а именно профессия, именно гарантия того, что эта профессия будет востребована и будет давать развитие молодому человеку. Для нас принципиально важно, что программа наша, "ЕДИНОЙ РОССИИ", изначально содержала положения, направленные на то, чтобы создавать те самые новые перспективы и для развития экономики, и для самореализации молодёжи. При этом также принципиально важно, что, проводя эту работу, мы следовали логике развития регионов. Мы все представляем регионы, и мы понимаем, насколько важно, чтобы сегодня ребята, которые хотели бы жить и работать в наших регионах, получили возможность такого доступа. Пример Камчатки: сделав первый экспериментальный набор, мы получили заявки из Москвы, Краснодара, Омска и Перми. Мы ломаем стереотипы того, что молодёжь не хочет куда-то ехать. Сейчас, создавая такую возможность, мы увидим совершенно новую перспективу. Коллеги, просьба поддержать, принять данный законопроект, и мы начнём дальше работу уже с правительством по его реализации. Спасибо большое. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Содоклад Сергея Владимировича Кабышева, председателя Комитета по науке и высшему образованию. Пожалуйста. КАБЫШЕВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ирина Анатольевна подробно рассказала о целях законопроекта. Комитет по науке и высшему образованию поддерживает концепцию законопроекта, направленную на формирование комплексной системы целевого обучения для всех граждан на основе публичных процедур. На законопроект имеются официальный отзыв правительства и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, они поддерживают концепцию законопроекта. Комитет просит принять законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите, пожалуйста, список. Гильмутдинов Ильдар Ирекович, пожалуйста. Подготовиться Куринному. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Владимирович, не столько вопрос, сколько, может быть, предложение: во втором чтении посмотреть норму, где говорится о штрафных санкциях. Получается, мы кредитуем беспроцентно человека, а потом он не едет. У нас была норма о том, что, если человек не выполняет условия договора, можно предусмотреть штрафные санкции в двойном размере. Может быть, это будет очень веским аргументом. КАБЫШЕВ С. В. Мы обязательно учтём вашу поправку, но сразу хочу сказать, что должна быть соразмерность вины и ответственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня к Ирине Анатольевне вопросы. Уважаемая Ирина Анатольевна, ну вот общий конкурс для целевиков, понятно, нужное дело, безусловно. Просто кто кого будет выбирать чисто механически: целевик будет выбирать работодателя или работодатель целевика? Сегодня молодой человек просто идёт в больницу, где не хватает кадров, берёт направление, приходит в вуз и говорит, мол, у меня направление - всё понятно: Иванов закреплён за Радищевской ЦРБ. Сейчас будет единый конкурс, то есть, соответственно, Радищевская ЦРБ делает свою заявку, молодой человек заявляет желание участвовать в целевом конкурсе. Как конкретно они будут закрепляться? И второй момент, что касается ответственности, штрафов в случае расторжения договора. Является ли отчисление за неуспеваемость расторжением договора по инициативе целевика с соответствующим штрафом или не является вот в вашем проекте закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А. Спасибо большое за вопросы. Вы подняли ключевой вопрос: когда и кому доступно право на целевое обучение? Сегодня работает схема: вы пришли, договорились и получаете возможность поступления вне конкурса практически куда угодно. Это стало такой закрытой преференцией для узкого круга лиц. Теперь все заявки будут в открытом доступе и претендовать на это место сможет выпускник из любого региона России. И кстати говоря, вот та порочная практика, которая сегодня есть, ведь к чему привела? К тому, что, получая вот в таком закрытом формате направление, они потом в закрытом формате и договариваются о том, чтобы не исполнять это обязательство, и уже разработана даже целая система, как не исполнять, понимаете? Мы хотим, чтобы открытая конкурсная основа стала мотивацией и жизненной возможностью для ребят, чтобы это было не преференцией для поступления, а стало жизненной перспективой. И почему сегодня работодатели двумя руками поддерживают этот законопроект? Потому что они сами уже устали от того, что к ним ходят и просят: дайте направление - просто для того, чтобы поступить вне конкурса. Теперь поступление будет для всех одинаково - по конкурсу, и на целевые места тоже, и это будет гарантией того, что это место будет замещено квалифицированным специалистом. И у работодателя появляется возможность в том числе установления дополнительных требований и по качеству обучения, и по наставничеству, как я сказала, и по прохождению производственной практики. То, что связано с ответственностью за неисполнение обязательств. Коллеги, неправильное толкование, речь идёт о возмещении всей стоимости обучения, а не о штрафе, поэтому будет невыгодно продолжать вот такую серую схему. Мы впервые выходим на ту возможность, когда инвестиции в образование самому молодому человеку дадут перспективу и гарантированное рабочее место и дадут возможность готовить квалифицированные кадры, потому что нам ведь это нужно: сегодня 47 процентов не работает по специальности и 37 процентов - дефицит кадров. Понимаете, какая разбалансировка? Все регионы поддержали законопроект, поддержали все ведущие вузы, которые, кстати, тоже говорят, что сегодня целевой набор как преференция привёл к тому, что эта дорога не для лучших. А нам нужно дать дорогу для лучших. Понимаете? И в том числе что касается отчисления, о чём вы поднимаете вопрос, - всё, что связано с обязательствами и их неисполнением, влечёт ответственность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смирнов Виктор Владимирович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". СМИРНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Владимирович, у меня вопрос в отношении статьи 71-1, о приёме по договорам целевого обучения, которые оплачиваются юридическими лицами. Ну у нас и сейчас любое юридическое лицо в принципе может оплатить обучение любого гражданина Российской Федерации. То есть мы ограничиваем права юридических лиц или какую цель преследуем появлением новой статьи? КАБЫШЕВ С. В. Цель законопроекта - создать комплексную систему, которая была бы публична для всех категорий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, добавить хочет Яровая Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, это очень важный вопрос. Вот сегодня форма - кого-то попросили заплатить за обучение ребёнка - именно такой характер имеет. А мы говорим о том, что открытые инвестиции бизнеса становятся доступны, становятся новой возможностью для всех ребят, то есть бизнес, который готов инвестировать в образование, заявляет это публично, и все ребята имеют возможность конкурировать за то, чтобы именно их обучение было оплачено. Мы выходим на честную, открытую историю, понимаете? Вот это всё из кулуаров надо выводить на плоскость открытого горизонта и честного взаимодействия. И кстати, у нас был Александр Иванович Шохин на парламентских слушаниях, мы с ним это обсуждали, и он сказал: "Вот такой целевой набор бизнес поддержит полностью". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Ирина Анатольевна, безусловно, мы поддержим этот законопроект. Но и вы, и мы тоже понимаем, что проблему насыщения нашего рынка квалифицированными кадрами этот закон не решит. Почему? Потому что, понятно, мы не решаем вопрос увеличения числа бюджетных мест, и понятно, что одним законом сделать это нельзя. Всё-таки у нас другие предложения: сделайте высшее образование бесплатным, ибо учёба - это тоже труд, и студент должен получать ещё и стипендию, которая позволяла бы ему не выживать, а жить и достойно учиться. Но вот в вашем законе есть статья 56, где прописаны обязательства подписантов этого договора: с одной стороны - заказчика, с другой стороны - будущего студента. А образовательное учреждение, которое не услуги оказывает, а обучает, как мы сейчас говорим, - его обязательства какие? Если некачественное преподавание, если, условно, это дистанты и студент решил отказаться от того, чтобы учиться в этом образовательном учреждении, - мы как-то пропишем в этом законе обязательства образовательного учреждения? ЯРОВАЯ И. А. Спасибо большое за вопрос. Ну они уже прописаны: договор трёхсторонний, и он всегда будет трёхсторонним. Он трёхсторонний, потому что... Сегодня публичная оферта, когда она формируется, исходит от работодателя и вуза - оба берут на себя обязательства. Это первое. Второе. Вообще-то, государство сегодня, как никогда, инвестирует именно в бесплатное обучение, и то количество мест, которое сегодня даётся для высшего образования, беспрецедентно. Если мы с вами сделаем анализ советского прошлого, то увидим, что такого доступа к высшему образованию не было. Другое дело, что у нас с вами ситуация, когда те, кто получил высшее образование и, наверное, выбрал не ту профессию, не идут работать по специальности. И сегодня задача - донастроить систему инвестиций государства в человека, соединив это с будущим гарантированным рабочим местом и с качественным образованием. И то, что работодатель становится реальным заказчиком, - это гарантия того, что требования его к качеству обучения кратно повышаются. И объективная оценка деятельности вузов тоже кратно повышается, потому что работодатель, выбирая, где обучать своих специалистов, тем самым уже оценивает и рейтингует вузы с точки зрения того, кто на самом деле даёт качественных специалистов. Мы с вами выходим на открытую плоскость, когда не чиновники будут оценивать, а когда сама система взаимодействия даст открытое и объективное понимание того, как меняется качество обучения и как бизнес готов вкладывать в образование, для того чтобы решать свои задачи развития. Сегодня у страны колоссальные задачи, и этот механизм оказался как нельзя кстати. Хотя поручение Вячеслава Викторовича было три года назад, и мы три года работали над этим законопроектом, чтобы выйти на такой качественный продукт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих. Полномочный представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Заключительное слово, Ирина Анатольевна? Нет. Содокладчик? Нет. Уважаемые коллеги, переходим к голосованию по законопроекту, первое чтение, вопрос 17 нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 00 мин. 28 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно.