Заседание № 19

15.12.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1219896-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за нарушение требований, связанных с удалением затонувшего судна, а также за умышленное затопление судна).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1619 по 1845 из 6234
9-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении            
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".   
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации            
статс-секретаря - заместителя министра транспорта Российской Федерации          
Дмитрия Станиславовича Зверева.                                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! На рассмотрение              
представляется законопроект, разработанный по итогам поездки Председателя       
Правительства Российской Федерации в Дальневосточный федеральный округ.         
                                                                                
Законопроектом предлагается введение административной ответственности за        
несоблюдение собственником затонувшего имущества сроков представления           
информации и удаления затонувшего судна, а также требований об обязательном     
страховании или ином финансовом обеспечении ответственности за удаление         
затонувших судов. Также предусматривается ответственность за умышленное         
затопление судна в пределах внутренних вод, территориального моря Российской    
Федерации и акватории Северного морского пути.                                  
                                                                                
Предусмотренные сроки вступления в силу закона обусловлены положениями          
базового законопроекта, который уже подготовлен ко второму чтению, и            
ратифицированной Найробийской конвенции.                                        
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Александра Павловича Тетердинко.                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТЕТЕРДИНКО А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект действительно    
является законопроектом-спутником, направлен на установление административной   
ответственности за нарушения положений Кодекса торгового мореплавания в         
редакции проекта федерального закона, который мы с вами в первом чтении         
приняли в октябре этого года.                                                   
                                                                                
Как отмечает Комитет по государственному строительству и законодательству,      
между этими двумя законопроектами есть определённые нестыковки, в               
формулировках они чуть-чуть не совпадают, эти замечания изложены в заключении   
комитета, но они не носят сущностного, существенного характера и могут быть     
учтены на стадии второго чтения, поэтому комитет рекомендует Государственной    
Думе принять законопроект в первом чтении.                                      
                                                                                
У меня всё.                                                                     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шеремет Михаил Сергеевич.                                                       
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Вопрос докладчику.                                                              
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Станиславович, скажите, пожалуйста, как так получается, что   
по 70 из выявленных 338 судов мы вообще не знаем, что это за суда, каковы их    
масса и габаритные характеристики, а по 279 судам даже не знаем, кто            
собственники? А если они затонули вследствие шторма и там погибли люди? Об      
этом мы тоже не знаем. По факту затопления неизвестных судов, наверное, нужно   
было возбудить уголовные дела - почему этого не сделали? И как быть с           
иностранными судами в данном случае, есть ли такие прецеденты?                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Михаил Сергеевич, спасибо за вопросы.                              
                                                                                
Начну, наверное, с последнего кейса, в части иностранных судов. Нормы           
законопроектов - и базового, и об изменениях в КоАП - распространяются в том    
числе на иностранные суда. Приведу пример с поднятием затонувшего судна         
"Бешикташ": затраты на его подъём составили 21,1 миллиона рублей, тем не        
менее взыскание осуществляется, а если бы была введена в действие эта статья    
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то был бы     
ещё и штраф.                                                                    
                                                                                
Что касается категории судов, которые в настоящее время квалифицированы, то,    
как я докладывал при рассмотрении основного законопроекта, есть две основные    
позиции, по которым составлен план-график подъёма судов, а именно это в         
первую очередь безопасность судоходства и угроза морским путям.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Дмитрий Станиславович, вот мы вносим поправки об административной               
ответственности, действие закона будет распространяться на всю территорию       
Российской Федерации, но если посмотреть пояснительную записку, то              
складывается такое впечатление, что закон разрабатывался только для             
Дальневосточного федерального округа, потому что в пояснительной записке        
говорится о 258 судах, затопленных именно на его территории. Можно всё-таки     
от вас услышать, есть ли понимание в целом по Российской Федерации, есть у      
правительства информация? А если нет, то когда будет? Ну, чтобы понимать        
масштаб этой катастрофы. Это первое.                                            
                                                                                
И второе. Закон, вот эти поправки, вступит в силу с 1 марта 2022 года - будет   
ли его действие распространяться на уже затопленные суда или только на те       
суда, которые будут тонуть после 1 марта?                                       
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Андрей Геннадьевич, спасибо за вопросы. Законопроект, который мы   
сегодня рассматриваем, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об    
административных правонарушениях, он обратной силы иметь не будет. При этом     
основных механизмов два: один заложен основным законопроектом, действие         
которого распространяется на уже затонувшие суда, - можно применять процедуру   
признания их бесхозным имуществом, ломом и поднимать, а другой - уже            
ратифицированной Найробийской конвенцией, позволяющей сочетать механизмы        
защиты национального законодательства и международные механизмы, в том числе    
страхования.                                                                    
                                                                                
Что касается количества судов, вы абсолютно правы, на сегодняшний день чётко    
идентифицировано 258 затонувших судов в акваториях, и действительно данный      
законопроект в первую очередь рассчитан на расчистку акваторий на Дальнем       
Востоке. Тем не менее по остальным акваториям Российской Федерации такая        
работа ведётся, идёт выяснение собственников, потому что всё-таки регистры и    
реестры имеют достаточно долгую, продолжительную историю, идёт сверка с         
иностранными реестрами. Эта работа ведётся, и мы будем докладывать вам          
дополнительно.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. А, есть, виноват.                    
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста.                                          
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, наша фракция не будет поддерживать законопроект, потому      
что он скверно подготовлен. В законопроекте - об этом говорится и в             
пояснительной записке - нет никакого анализа правоприменительной практики, о    
чём сейчас уже говорили. Ну, наверное, нет потому, что, как написано, он        
подготовлен по поручению премьера Мишустина. Что анализировать? Есть            
поручение - его надо выполнять, всё правильно.                                  
                                                                                
Нам представляется, что в решении этих проблем всё-таки на первом месте         
должна быть не административно-карательная практика, а возмещение ущерба.       
Почему возмещение ущерба? Потому что при решении вопроса о                      
гражданско-правовой ответственности понесут ответственность лица не только за   
умышленные, но и за неосторожные деяния. Сроки давности при                     
гражданско-правовой ответственности будут намного длиннее, нежели при           
ответственности административной. Если вред причинён окружающей среде, а не     
какому-то акционерному обществу, пароходству или порту, то может предъявить     
иск прокурор. Ну и наконец, надо иметь в виду, что административные штрафы не   
придут в порт, они пойдут в государственный бюджет, а вот при гражданской       
ответственности как раз в порт придут денежки.                                  
                                                                                
Если всё же вводить административную ответственность, то я обратил бы           
внимание прежде всего на статью 11.6-1, которая предусматривает                 
ответственность за несоблюдение правил сообщения о затонувшем судне. Вот        
здесь почему-то только о судах, которые затонули в портах. А если вне портов,   
в том числе во внутренних водах? Почему вот такая избирательность? Ведь         
сообщать-то, по действующим нормам, должны обо всех, не только о тех, которые   
затонули в акваториях портов.                                                   
                                                                                
Статья 11.6-2 - здесь об умышленном затоплении морского судна или судна         
внутреннего плавания. Ну, коллеги, если мы будем привлекать к ответственности   
только за умышленные деяния и не будет предусмотрена ответственность за         
неосторожное деяние в виде небрежности или самонадеянности (а такая             
ответственность в соответствии со статьёй 2.2 Кодекса об административных       
правонарушениях может предполагаться, может устанавливаться), то эта статья     
просто не будет работать. Тот, кто захочет затопить катер, баржу, какой-то      
другой корабль, выведет его, инсценирует аварию - и всё: утонул по причине      
аварии.                                                                         
                                                                                
Ну и должен в дополнение к этому обратить внимание на то, что есть два          
"пышных букета" - это замечания Правового управления и профильного комитета,    
у них столько замечаний, сколько, извините, я вообще очень редко вижу.          
Правительство очень плохо поработало, и я вообще не представляю, как можно      
учесть всё это ко второму чтению, надо будет просто переделывать,               
переписывать весь этот законопроект.                                            
                                                                                
Таким образом, мы поддерживаем идею, но не можем поддержать даже концепцию.     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Станиславович, будете выступать с заключительным словом? Нет.           
                                                                                
Александр Павлович? Тоже нет. А, будет.                                         
                                                                                
Депутату Тетердинко включите микрофон.                                          
                                                                                
ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемые коллеги, ещё раз хотел бы обратить внимание:         
комитет считает, что те замечания, которые мы отразили в своём заключении, ко   
второму чтению могут быть учтены, поэтому комитет выступает за принятие этого   
законопроекта в первом чтении. Всё.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование в первом чтении          
законопроект, пункт 9 порядка работы.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              345 чел.76,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    346 чел.                                          
Не голосовало                 104 чел.23,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.