Заседание № 40
О проекте федерального закона № 12193-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки у мужчины, одиноко воспитывающего ребёнка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в случае смерти женщины, не являющейся гражданкой Российской Федерации, родившей указанного ребёнка (детей).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
10-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Татьяна Викторовна Буцкая. БУЦКАЯ Т. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! На рассмотрение Государственной Думы в третьем чтении выносится проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Напомню, что законопроект во втором чтении был поддержан вчера, 19 апреля. Данный законопроект даёт право на дополнительные меры поддержки: на получение материнского (семейного) капитала в тех семьях, где произошла трагедия, где умерла мама ребёнка, не успев стать гражданкой Российской Федерации. Проект прошёл все необходимые процедуры, все экспертизы проведены, положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы получено. Законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении. И наш комитет, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, просит поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, выступить по мотивам есть желающие? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич. С места. Подготовится Алексею Владимировичу Куринному. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Очень коротко. Фракция ЛДПР поддерживает. Действительно, есть жизненные ситуации, когда претендовать на использование средств материнского капитала отец не может, поэтому правовая неопределённость и правовой пробел данной инициативой устраняется. Фракция ЛДПР поддерживает. И мы считаем, что в дальнейшем необходимо рассмотреть те предложения, которые звучали ранее, - о возможности использования средств материнского капитала. Прежде всего, это предоставление возможности хотя бы отдельным категориям семей - например, семьям, где есть дети-инвалиды, или многодетным семьям, или семьям, которые проживают в сельской местности, - приобретать автомобиль. В данном случае автомобиль - это не роскошь, а действительно средство, которое требуется, чтобы ребёнка отвезти в районную поликлинику, а многодетным семьям или семьям с детьми-инвалидами необходимо посещать социальные учреждения, учреждения медико-социальной экспертизы и прочее. Поэтому предлагаем и дальше, не останавливаясь, рассматривать возможности, принимать законодательные решения для предоставления дополнительных возможностей использовать средства материнского капитала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, фракция поддержит этот законопроект, но, к большому сожалению, несмотря на замечание о том, что он разрешит некие проблемы... Он разрешит проблемы приблизительно двух сотен семей, где действительно произошла трагедия. Мама - не гражданка Российской Федерации умерла, и, соответственно, отец - гражданин Российской Федерации и дети - граждане Российской Федерации после этого - только после этого! - приобретают право на получение материнского капитала. Мы вчера пытались внести соответствующую поправку, которая коснулась бы не только двух сотен семей, а нескольких тысяч семей, которые проживают в условиях, когда мама - не гражданка Российской Федерации, по разным причинам она не принимает российское гражданство, а отец и дети являются гражданами Российской Федерации. Но вот они сегодня наказаны: они не имеют права получить соответствующую государственную помощь, не имеют права улучшить свои жилищные условия впоследствии, не могут потратить деньги на реабилитацию, если это ребёнок-инвалид, и на другие цели, которые предусмотрены законодательством. К сожалению, ни министерство профильное, которое вносило этот законопроект, ни другие структуры не знают, какое количество таких семей на сегодня имеется и почему, принимая этот законопроект, мы наказываем фактически детей, которые в этих семьях воспитываются, детей! Я не беру отца, который тоже гражданин Российской Федерации, речь идёт именно о детях. Никакого вразумительного ответа на этот вопрос не последовало ни на заседании комитета, ни, к сожалению, вчера при обсуждении соответствующей поправки. Почему, на каком основании, если мама не хочет быть или по каким-то причинам не получает гражданство Российской Федерации, страдают её дети, страдает в принципе и муж? Причём попытка объяснить это конструкцией, что якобы законодательство предусматривает, что деньги идут только за женщиной, по большому счёту, несостоятельна, потому что уже в нынешнем законе, в действующем законе, одинокие отцы, которые воспитывают детей, имеют право на получение материнского капитала. Отец, даже если он гражданин иностранного государства, в случае смерти матери - гражданки Российской Федерации, приобретшей право на материнский капитал, получает, к нему переходит это право на получение материнского капитала, а вот семья, фактически большая часть которой представлена российскими гражданами (ещё раз повторяю, это отец, это дети, которые являются гражданами Российской Федерации, но мама у них не является гражданкой Российской Федерации), не может получить соответствующую сумму, соответствующую выплату и использовать средства для своих нужд. Я не исключаю, что, возможно, придётся рассматривать этот вопрос уже и в рамках Конституционного Суда, поскольку, естественно, будет нарушение прав детей, прежде всего детей, которые в таких семьях воспитываются и не могут со своей стороны никак повлиять на решение мамы быть гражданкой Российской Федерации или не быть гражданкой Российской Федерации. Но фактически тех благ, которые сегодня Российская Федерация детям и семьям с детьми предоставляет, в том числе и в форме материнского капитала, они лишены. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект, 10-й вопрос нашей повестки, третьей чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 12 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 39
О проекте федерального закона № 12193-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки у мужчины, одиноко воспитывающего ребёнка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в случае смерти женщины, не являющейся гражданкой Российской Федерации, родившей указанного ребёнка (детей); принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
12-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! 18 января мы приняли в первом чтении проект федерального закона, который был внесён правительством, он назывался "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". В этом законопроекте речь идёт о праве на использование средств материнского капитала отцом, супруга которого являлась гражданкой иностранного государства и умерла. К этому законопроекту поступило 20 поправок, и в соответствии с Регламентом мы их свели в две таблицы. Таблица № 1, таблица поправок к принятию, содержит поправки наших коллег - депутатов Государственной Думы и поправки правительства. Поправки наших коллег к этому законопроекту внесены в связи с тем, что с момента его принятия в первом чтении... сейчас, перед вторым чтением появился указ президента от 31 марта, и в этом указе более широкое толкование и более широкий круг, охват семей, которые имеют право на получение детских пособий. Потребовалось внести изменения и в другие нормативные документы, и наши коллеги предлагают изменить название законопроекта, назвать его "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Другая группа поправок внесена правительством, речь идёт о случаях, когда мать оставляет ребёнка в родильном доме и лишается права на получение маткапитала, а информация об этом поступает в единую информационную систему. Иван Иванович, я просила бы поставить на голосование таблицу поправок № 1, рекомендуемых к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 40 сек.) Проголосовало за 421 чел.93,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 421 чел. Не голосовало 29 чел.6,4 % Результат: принято Принимается единогласно. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть вопросы. Куринный Алексей Владимирович. Есть ли ещё вопросы? Нет. Пожалуйста, депутат Куринный. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович. Я прошу вынести на отдельное голосование поправку 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 2. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправки 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 24 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 16 чел.3,6 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Принимается. Переходим к рассмотрению поправки 2. Пожалуйста, Алексей Владимирович Куринный. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, дело в том, что данный законопроект направлен на решение узкой проблемы, связанной со смертью матери, которая не являлась гражданкой Российской Федерации. К большому сожалению, сегодня права на материнский капитал не имеют дети и мужья и в тех семьях, где мама жива, но является гражданкой другого государства. В этом случае фактически мы наказываем не маму, которая не хочет по разным причинам принимать гражданство Российской Федерации, а детей, которые в итоге не имеют права на получение этих денег и, соответственно, на улучшение жилищных условий, на меры по реабилитации, если речь идёт о детях-инвалидах, на другие варианты использования материнского капитала. Суть поправки в том, чтобы предоставить материнский капитал не в случае смерти матери-негражданки, ведь это единичные случаи, а в случае, если мать не является гражданкой Российской Федерации, а отец и дети - граждане Российской Федерации. Право на материнский капитал приобретают только граждане Российской Федерации, мама не участвует в его получении и, соответственно, никак его использовать не может в своих целях. Мне кажется, это будет целесообразно, это будет правильно и позволит закрыть навсегда этот вопрос. Тем более что право предоставлять материнский капитал отцу обозначено в этом законопроекте (одинокому отцу или в случае, если мама умерла), несмотря на попытки разъяснить, что материнский капитал остаётся исключительно за матерью и, соответственно, отец и дети, даже если они граждане Российской Федерации, права на этот материнский капитал не имеют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. ОСТАНИНА Н. А. Спасибо, Алексей Владимирович. Ну, этот вопрос обсуждался не только относительно данного законопроекта, его в принципе поднимали несколько раз и здесь, в зале заседаний Государственной Думы, и на заседаниях нашего комитета. Да, это концептуальная позиция: дело в том, что материнский капитал предоставляется только гражданам Российской Федерации. Мы, конечно, будем рады за все семьи, но мы хотим поддерживать наших, российских детей и наши, российские семьи. Более того, сам базовый закон о материнском капитале, который был принят в 2007 году, - это стимулирующая демографическая мера, принятая опять-таки для того, чтобы мы поддержали наши, российские семьи. И надо сказать, невзирая на то что всех проблем эта мера не решает, тем не менее она очень большой поддержкой служит для наших семей. У мам, которые не стали гражданками Российской Федерации, есть способ использовать средства маткапитала - в том случае, если они станут гражданками, поэтому, Алексей Владимирович, не совсем правильно, не обязательно маме умирать, чтобы семья получила маткапитал. Мама имеет право стать гражданкой Российской Федерации и тогда не получать двойную поддержку: как гражданка иностранного государства поддержку у себя в стране и материнский капитал, который выдаётся у нас как стимулирующая демографическая мера. Я ещё раз высказываю и позицию комитета, и позицию профильного министерства, она остаётся твёрдой. Вы знаете, у нас нечасто в комитете солидарная позиция, но в данном случае все депутаты поддержали эту позицию, и мы сейчас вновь её вам обозначаем. Пусть норма будет стимулирующей мерой для тех мам, которые вышли замуж здесь у нас, в России, родили детей, но почему-то не становятся гражданками Российского государства. Мы внесли изменения в закон "О гражданстве...", где как раз упростили получение гражданства, поэтому возникает вопрос: что сдерживает этих женщин? Ведь кроме средств маткапитала, если они обретут российское гражданство, они получат право и на другие льготы для себя и своих детей. Что их сдерживает? Вопрос тогда к самим мамам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 2. Комитет предлагает её отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 49 сек.) Проголосовало за 78 чел.17,3 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 13 чел.2,9 % Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Коллеги, все поправки рассмотрены. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 14 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ОСТАНИНА Н. А. Иван Иванович, поскольку замечаний по законопроекту нет, он прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, мы просили бы поставить его для рассмотрения в третьем чтении на 20 апреля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.