Заседание № 34
22.03.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 12178-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (в части уточнения порядка формирования специальных резервных фондов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4404 по 4468 из 6899
31-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". Докладывает Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы предлагаем вам на рассмотрение во втором чтении законопроект о порядке формирования резервных фондов Госкорпорации "Роскосмос". Мы считаем, что это очень важное изменение, которое позволит серьёзным образом реагировать на изменяющуюся обстановку, мобилизовывать средства для реализации крупных инвестиционных проектов и помогать дочерним обществам. Напомню, что мы решили, что эти фонды будут формироваться не только дочерними обществами, но и самой госкорпорацией. Комитет просит поддержать законопроект во втором чтении с учётом того, что поправки, которые были высказаны вами в этом зале, об учёте стоимости фондов, были нами приняты. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 58 мин. 56 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 59 мин. 20 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитетом проведены необходимые экспертизы юридико-технического и лингвистического характера. Комитет просит включить данный законопроект для рассмотрения в третьем чтении в порядок работы Государственной Думы на завтра, на 23 марта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 25
20.01.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 12178-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (в части уточнения порядка формирования специальных резервных фондов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1382 по 1777 из 5029
6-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации первого заместителя генерального директора Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" по экономике и финансам Максима Александровича Овчинникова. Пожалуйста. ОВЧИННИКОВ М. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель генерального директора Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" по экономике и финансам. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение выносится законопроект о внесении изменений в закон о Государственной корпорации "Роскосмос". Этот законопроект очень важен для госкорпорации, так как связан с вопросами повышения конкурентоспособности российской космической отрасли в целом и космической техники в частности. По сути дела, законопроектом предусматриваются две новации. Первая новация - расширяется перечень источников финансирования специальных резервных фондов. На сегодняшний день специальные резервные фонды могут финансироваться исключительно за счёт средств предприятий, что, в общем-то, нелогично, потому что госкорпорация создавалась именно для того, чтобы являться драйвером развития предприятий, а не наоборот. Поэтому мы предлагаем включить в перечень источников формирования специальных резервных фондов средства самой госкорпорации, полученные от международной деятельности и от внебюджетных контрактов. Вторая новация состоит в том, что устанавливается требование по обязательному определению порядка формирования специальных резервных фондов. Такой порядок будет утверждать Правительство Российской Федерации, это позволит обеспечить необходимую прозрачность и подконтрольность процесса формирования специальных резервных фондов, что, в общем-то, будет правильно, потому что речь идёт о деятельности государственной корпорации, а не о частном бизнесе. Направления осуществления расходов самих специальных резервных фондов будет определять наблюдательный совет. Наблюдательный совет госкорпорации на сегодняшний день возглавляет Юрий Иванович Борисов, то есть курирующий вице-премьер, поэтому весь процесс, от формирования до расходов специального резервного фонда, будет полностью подконтролен Правительству Российской Федерации, Счётной палате и другим контролирующим органам, что обеспечит максимальную прозрачность. Как я уже сказал, закон связан, по сути дела, с формированием инструмента для инновационного развития отрасли. В связи с этим, коллеги, просим поддержать. Спасибо за внимание. Я готов ответить на любые вопросы. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Сергея Юрьевича Тена. Пожалуйста. ТЕН С. Ю. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям поддерживает концепцию представленного законопроекта. Мы полагаем, что его принятие будет способствовать аккумулированию финансовых ресурсов, концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития ракетно-космической отрасли России, обеспечит быстрое и эффективное перераспределение ресурсов, повысит финансовую дисциплину и оперативность принятия управленческих решений, а также позволит более полно использовать научно-производственный потенциал организаций Госкорпорации "Роскосмос", повысит эффективность методов управления соответствующими проектами. На заседании комитета было отмечено, что при подготовке законопроекта ко второму чтению дополнительного обсуждения требуют вопросы использования средств специальных резервных фондов корпорации, а также вопросы сохранности и возвратности включённого в такие фонды имущества. Важно, чтобы проектируемые нормы определяли регулирование порядка внесения в специальные резервные фонды отдельных видов имущества. В процессе совместной работы над данной законодательной инициативой комитет и Госкорпорация "Роскосмос" устранят эти вопросы ко второму чтению, ответы на них будут представлены нам в комитет и отражены как в виде поправок к законопроекту, так и в проекте акта правительства. Комитет просит поддержать принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Максим Александрович, не могли бы вы поточнее, поконкретнее изложить механизм реализации закона, механизм наполнения специальных резервных фондов? Вы говорили о роли правительства, но в тексте законопроекта этот момент не просматривается. ОВЧИННИКОВ М. А. Спасибо за вопрос. Начну с конца. В законопроекте предусмотрено, что порядок формирования специальных резервных фондов будет утверждаться Правительством Российской Федерации, это предусмотрено в подпункте "ж" пункта 1 части 2 статьи 5, так что этот вопрос нашёл отражение в законопроекте. Суть механизма следующая. Мы, по сути дела, погружая средства госкорпорации в специальный резервный фонд, их окрашиваем и делаем целевыми. Мы не сможем их направлять ни на какие другие цели, кроме как на развитие ракетно-космической отрасли. При этом направления развития ракетно-космической отрасли определяет наблюдательный совет госкорпорации "Роскосмос", по сути Правительство Российской Федерации, потому что наблюдательный совет состоит из членов правительства и контролирующих органов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Максим Александрович, вот на развитие космических программ, безусловно, необходимо выделать средства, и с этим никто не спорит. Вопрос у избирателей и у депутатов один - эффективность их использования. Все помнят масштабы нарушений при строительстве космодрома Восточный, проблемы с подбором квалифицированных рабочих, то есть денег хватало - не хватало честности и компетентности. Мы корпорацию создали для развития работы подразделений, отделов, освоения средств или для освоения околоземного пространства? Советские дети, взрослые - все знали космонавтов по именам, в лицо, знали, кто сколько раз летал, куда летал, выходил ли в открытый космос и так далее. У нас была своя космическая станция "Мир". Мы видим космическое прошлое - увидим ли мы космическое будущее? ОВЧИННИКОВ М. А. Уважаемая Ольга Николаевна, мы понимаем, что критика, разумеется, обоснованна, и, собственно говоря, тот законопроект, который сегодня вынесен на рассмотрение, в том числе отвечает на эту критику. По большому счёту, на сегодняшний день мы можем принимать решения по формированию специального резервного фонда без участия правительства, что считаем неправильным. Мы как раз обеспечиваем необходимый уровень прозрачности, подотчётности и подконтрольности тех решений, которые связаны со стратегическим развитием предприятий отрасли. Что касается выявленных нарушений. Уважаемые коллеги, мы за три года проделали колоссальную работу по изменению внутренних процессов самой госкорпорации и предприятий отрасли. Если три года назад Счётная палата выявляла нарушений на сотни миллиардов рублей, то последняя проверка Счётной палаты констатировала отсутствие фактов нецелевого использования денежных средств в 2020 году, это достаточно серьёзный для нас успех, и это, в общем, объективные данные. А что касается будущего - разумеется, оно будет. В прошлом году, в 2021 году, мы с вами были свидетелями очень ярких и масштабных миссий. Например, миссия по стыковке многофункционального лабораторного модуля со станцией МКС. Этот проект не могли закончить 17 лет, и вот за три года колоссальными усилиями предприятий, отдельных должностных лиц госкорпорации этот проект удалось завершить. В следующем, точнее, уже в этом году у нас будет миссия "Луна-25". 45 лет Россия и Советский Союз не летали на Луну. Это очень амбициозная миссия, аппарат улетает летом этого года. А осенью будет осуществлена миссия "ЭкзоМарс" - это совместный с европейцами проект, который предусматривает посадку космического аппарата на Марс и возврат этого аппарата. Мы всё делаем для того, чтобы будущее у российской космонавтики было. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Спасибо большое. Уважаемый Максим Александрович, законопроект крайне актуальный в условиях космической гонки XXI века и необходимости сохранения и укрепления лидирующей роли России в космосе. А для этого важно заниматься развитием системы подготовки кадров, поиском талантливых молодых ребят, может быть, посредством каких-то конкурсов, олимпиад, грантовых проектов, это тоже важно для развития отрасли как социальные новации. Скажите, пожалуйста, в рамках резервного фонда можно ли и на эти цели заложить какие-то средства? ОВЧИННИКОВ М. А. Спасибо за вопрос, Яна Валерьевна. Разумеется, мы планируем. Мы понимаем, что кадры решают всё, и планируем, что часть средств резервного фонда будет обязательно направлена на развитие человеческого потенциала отрасли. Проблема действительно очень серьёзная, потому что мы на сегодняшний день, в общем, имеем гонку, борьбу не только за технологии, но и за мозги и должны сделать всё, чтобы перспективные специалисты в нашей отрасли были, чтобы они работали на отрасль и помогали нам обеспечивать то самое будущее, о котором я говорил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Максим Александрович, согласно тексту законопроекта резервы нужны для финансового и имущественного обеспечения деятельности корпорации. Не кажется ли вам, что данная фраза имеет двойное толкование? В пояснительной записке вы декларируете благие цели, а по факту обеспечение деятельности корпорации может включать в себя и приобретение машин, офисов и так далее. Вы здесь неоднократно говорили, что решения будет принимать наблюдательный совет, но коллегиальное решение - это не персональная ответственность. Как вы считаете, может быть, чтобы не было вот этого двойного толкования, ко второму чтению подумать и всё-таки как-то конкретизировать те цели и задачи, на которые могут быть потрачены деньги в том числе по решению наблюдательного совета? ОВЧИННИКОВ М. А. Хорошо, да, мы постараемся конкретизировать, чтобы не было двойного толкования и вопросов, согласен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Вопрос докладчику: Максим Александрович, скажите, пожалуйста, каким примерно будет размер фонда и какой процент этих средств будет идти на обслуживание фонда (я имею в виду персонал, офис и так далее)? ОВЧИННИКОВ М. А. Сразу скажу, что на обслуживание фонда будет идти ноль процентов. Иное, с нашей точки зрения, недопустимо, мы всё сделаем теми силами, теми штатными единицами госкорпорации, которые на сегодняшний день есть. О размере фонда сложно сейчас сказать, мы планируем, что до 2032-го года в фонд именно средств самой госкорпорации будет погружено около 30 миллиардов рублей. Все проценты, начисляемые по активам, погружённым в фонд, будут также аккумулироваться в резервном фонде, тем самым мы как раз защитим эти деньги от тех самых трат, о которых коллега говорил, от трат на цели, не связанные с развитием отрасли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наумов Станислав Александрович, пожалуйста. НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Максим Александрович, я опасался, что кто-то вам первым задаст вопрос: смотрели ли вы фильм "Dont Look Up"? Но я всё-таки просил бы вас действительно посмотреть наверх. Какими вы видите отношения с учёными, с наукой и какими вы видите взаимоотношения с частными корпорациями исходя из тех инструментов, которые вы предлагаете дополнительно использовать? ОВЧИННИКОВ М. А. Начну с конца, с частных корпораций, с частного бизнеса. Мы пытаемся максимально интегрировать сейчас частный бизнес в нашу деятельность. Что это означает? Мы создаём специальные технопарки, для того чтобы частный бизнес имел доступ ко всей стендовой базе, ко всем инновационным разработкам и к учёным, которые работают в ведущих институтах отрасли. Это позволит максимально быстро, так скажем, вокруг нас создать стартапы, которые можно будет интегрировать, задействовать в том числе в реализации федеральных программ. Такая программа есть, этот процесс уже начат, он будет реализован в ближайшее время. Что касается науки, ну, мы, в общем, неразрывно с наукой связаны, да, у нас Академия наук - функциональный заказчик. Благодаря решению президента и поддержке правительства мы в этом году увеличили финансирование фундаментальной космической науки, и во всех проектах, о которых я говорил, - "Луна-25", "ЭкзоМарс", "Венера" - непосредственно участвует Академия наук. Мы в этом плане являемся исполнителями их, по сути дела, заказа и, разумеется, осуществляем интеграцию во всех этих процессах, для того чтобы обеспечить прорывные успехи в науке. Скажу, что в 2020 году была запущена уникальная обсерватория "Спектр-РГ". Это обсерватория, которая полностью исследует карту звёздного неба, аналогов у этой обсерватории практически нет. Это прорывные, в общем-то, данные для нашей науки, которые в ближайшее время, уже на сегодняшний день дают достаточно серьёзные результаты в исследованиях, и мы надеемся, что когда-нибудь это выльется в нобелевские премии и другие премии в области науки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Максим Александрович, вы, вероятно, знаете, что у нас до осени прошлого года было 42 института развития, причём такие, как "РОСНАНО", "Сколково", в принципе по сути своей деятельности могли бы и для вас поработать. Не могли бы вы нам напомнить, сколько проектов у вас прошло через "Сколково"? Там 167 миллиардов рублей, если кто не знает, потратили, 316 миллиардов рублей с учётом госгарантий потратили в "РОСНАНО", теперь объединили 42 института, сделали 12 фондов развития, потратили 5 триллионов. Не считаете ли вы, что создание всевозможных фондов - это путь в никуда? Если вы хорошо историю знаете, то помните, что первые пробы лунного грунта взяли, вообще-то, не 40 лет назад, а вот за 50 лет, к сожалению, вы до Луны, говорите, долететь не можете. Ну и последнее, подвопрос. Скажите, пожалуйста, вот раньше на ваших предприятиях... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Надо укладываться. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Вы со второго курса одарённым студентам давали дополнительную стипендию, а сегодня... Вот у меня есть один директор инновационного предприятия, так он два года не может ни одного студента Бауманки взять на повышенную стипендию. У вас есть такие базовые вузы, в которых вы даёте дополнительную стипендию от "Роскосмоса"? ОВЧИННИКОВ М. А. По базовым вузам ответить не могу, извините, просто не владею этой информацией. Базовые вузы есть, но я не знаю, финансируются ли дополнительные стипендии со стороны госкорпорации, поэтому не могу ответить. По поводу фонда - это несколько иной инструмент, нежели "Сколково" или другие фонды развития. По сути дела, в нашем случае фондом мы называем средства госкорпорации, которые аккумулируются и потом защищаются специальным решением наблюдательного совета от возможных, скажем так, нерациональных трат (коллеги об этом говорили, и правильно, что опасения существуют), например закупки автомобилей вместо закупки инновационных станков либо вложения денег, как мы сейчас это делаем, в композитные материалы, для того чтобы сделать композитные баки. В этом плане мы создаём системный институт, который вне зависимости от того, кто будет работать в госкорпорации, будет балансировать эти решения. Сейчас такой гарантии нет, но мы всё делаем для того, чтобы эта гарантия была вне зависимости от того, ещё раз повторяю, кто работает в госкорпорации. Для нас это важно, потому что это будет наша ответственность, если мы этого не сделаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Кравченко Денис Борисович, пожалуйста. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Поскольку я достаточно осведомлён о деятельности Госкорпорации "Роскосмос", у меня не было вопросов, но, поскольку задавали очень много вопросов, в том числе некоторые коллеги по фракции, я всё-таки посчитал необходимым выступить. Со многими из вас в этом зале в 2019 году мы проголосовали за то, чтобы дать Госкорпорации "Роскосмос" право учреждать общества с ограниченной ответственностью, фонды, АНО, ассоциации, некоммерческие организации и участвовать в их управлении. Одним из приоритетов мы тогда называли коммерциализацию ракетно-космической отрасли нашей страны с целью замещения государственных средств, которых с каждым годом становится всё меньше и меньше. Сегодня корпорация продолжает эту работу. И в череде законопроектов, связанных с дистанционным зондированием Земли, с возможностью и правом "Роскосмоса" создавать и участвовать в управлении обществами, АНО, фондами, теперь и этот законопроект, по которому "Роскосмос" получает право использовать средства резервного фонда, аккумулируя эти средства на счетах уполномоченного банка и получая с них проценты, дивиденды, для того чтобы оптимизировать свои расходы, в меньшей степени обращаться за бюджетными средствами, в большей степени стараться генерировать прибыль и тратить её на развитие ракетно-космической отрасли. Хочу подчеркнуть - для особо неравнодушных коллег из зала, - что использоваться средства фонда будут для решения приоритетных задач, направленных на развитие и модернизацию ракетно-космической отрасли, то есть эти средства не предназначены для обеспечения текущих нужд управленческого аппарата (сегодня это звучало), на них нельзя закупать автомобили и прочее. Таким образом, установление дополнительных источников финансирования специального резервного фонда корпорации будет способствовать более эффективному выполнению мероприятий, направленных на достижение целей деятельности корпорации. Кроме того, речь идёт о сохранении денежных средств, полученных от международной деятельности, что тоже, на мой взгляд, немаловажно. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что реализация решений, предлагаемых законопроектом, окажет положительное социально-экономическое и финансовое влияние на ракетно-космическую отрасль и будет способствовать достижению целей Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", в частности обеспечению гарантированного доступа и необходимого присутствия Российской Федерации в космосе, а также закреплению Российской Федерации в числе ведущих участников мирового космического рынка. В заключение - здесь вот Николай Васильевич интересовался по поводу фонда "Сколково" - хочу сказать, поскольку знаю детально тему: за период существования "Сколково" было поддержано более двадцати проектов, связанных с космонавтикой, на общую сумму, превышающую 500 миллионов рублей. Это для справки. С учётом сказанного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит принятие законопроекта в первом чтении. Прошу поддержать, коллеги. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Нет. Правительства? Нет. Докладчик, будет заключительное слово? Нет. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", пункт 6. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 12 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.