Заседание № 89
О проекте федерального закона № 121564-8 "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", третье чтение. Пожалуйста, Евгений Сергеевич Москвичёв. МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Данный законопроект подготовлен к третьему чтению. Комитет рекомендует его принять. Все экспертизы проведены, замечаний нет. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие высказаться по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 15 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 88
О проекте федерального закона № 121564-8 "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (принят в первом чтении с наименованием "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
24-й вопрос, о проекте федерального закона "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Докладывает Евгений Сергеевич Москвичёв. МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект в первом чтении был принят 5 июля 2022 года. Комитет подготовил законопроект ко второму чтению. К нему поступило 180 поправок, из них 112 поправок комитет рекомендует к принятию, они сведены в таблицу № 1, и 68 поправок включены в таблицу № 2 и рекомендуются к отклонению. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В таблице № 1, из 112 поправок, есть поправка 63, автором которой являюсь я, - я её отзываю. Поэтому прошу поставить на голосование таблицу № 1 с 111, а не 112 поправками. 63-ю или отклоняем, или я её отзываю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Сергеевич, вы один автор этой поправки? МОСКВИЧЁВ Е. С. Я один автор. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Если один, коллеги, соглашаемся. Автор отозвал поправку, мы её изымаем из таблицы поправок № 1. Евгений Сергеевич, комитет согласен с тем, что вы отзываете свою поправку? МОСКВИЧЁВ Е. С. Я не проводил заседание комитета по этому вопросу, но, раз я автор один, в Регламенте не сказано, что обязательно нужно решение комитета. Поэтому я и говорю, Иван Иванович, можно поставить её на отдельное голосование и отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте для чистоты вынесем её на отдельное голосование, чтобы потом не было... Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправки 63. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 37 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Принимается. Коллеги, голосуем по поправке 63. Евгений Сергеевич просит её не поддерживать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 06 сек.) Проголосовало за 3 чел.0,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 8 чел.1,8 % Голосовало 11 чел. Не голосовало 439 чел.97,6 % Результат: не принято Не принимается поправка. Переходим к рассмотрению таблицы поправок № 2. Будут ли вопросы по этой таблице? Да, у Гартунга Валерия Карловича. Ещё есть? Есть ещё вопросы. Тогда давайте запись проведём. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, прошу вынести на отдельное голосование поправки 30, 35, 37, 49, 52. Один доклад по всем, уложусь в три минуты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Прошу вынести на отдельное голосование поправки 6, 38, 44, 50... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не так быстро, Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. 6, 38, 44, 50, 58, 60. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, таким образом, ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправок 30, 35, 37, 49, 52, 6, 38, 44, 50, 58, 60. Всё правильно? Да. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 47 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9 % Результат: принято Принимается. Коллеги, переходим к рассмотрению поправок 30, 35, 37, 49, 52. Пожалуйста, депутату Лантратовой включите микрофон. Четыре минуты поставьте, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Евгений Сергеевич! Ну, прежде всего благодарю комитет и депутатов за то, что поддержали наши с Сергеем Ивановичем Неверовым поправки. Кстати, поздравляю Сергея Ивановича с днём рождения. Он правда всегда очень внимательно относится к каждой инициативе, касающейся защиты прав детей. Поправки устраняют правовой пробел, который касается имеющейся возможности работать водителями людям с судимостью. Запрет, который установлен в Трудовом кодексе, касается только работников, работающих по Трудовому кодексу, а перевозку вправе осуществлять также физические лица в статусе самозанятых и ИП. Это очень важно, потому что речь идёт в том числе о тех, кто был осуждён за педофилию и, прикрываясь ИП, может спокойно заниматься перевозкой детей, а сейчас такой запрет будет установлен. За это большое спасибо. Но к сожалению, некоторые поправки не были поддержаны. Первое, не поддержаны поправки, касающиеся обязанности службы заказа легкового такси составлять личный рейтинг водителей и вести его в электронном формате, чтобы он был доступен клиентам при заказе машины. Некоторые службы такси ведут такой контроль качества и рейтинги, делают это открыто, на добровольной основе, но в законодательстве это не прописано. Мне кажется, это важный вопрос, потому что пассажир должен понимать, кто его везёт, насколько человек профессионален. К тому же рейтинг позволяет влиять и на качество обслуживания: чтобы избежать плохих оценок, таксисты действительно стали более сговорчивы, а для клиентов это возможность повлиять на неблагонадёжного водителя и привлечь внимание службы к неблагоприятному инциденту. И второе, не поддержана очень важная поправка 30. Она касается предоставления в региональный рейтинг легковых такси сведений о наличии детских кресел. Знаю сама, как мама и сестра многодетной мамы, и многие многодетные мамы ко мне обращаются: проблематично поехать куда-либо в такси с маленьким ребёнком на руках, особенно тяжело найти кресло для детей-грудничков. В приложении такая опция есть, но по факту машина не находится, и мама с детьми вынуждена порой на улице ждать, даже, бывает, несколько часов. Поэтому важно понимать, сколько и каких безопасных кресел есть на самом деле у служб такси. Прошу поддержать. Благодарю, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, мнение комитета, Евгений Сергеевич. МОСКВИЧЁВ Е. С. Сразу скажу по рейтингу. Когда мы готовили законопроект к рассмотрению во втором чтении, мы написали о рейтинге, но получили замечания от ГПУ, экспертных управлений, общественности и приняли решение, что примем закон, рейтинг пока службы заказа будут вести на добровольных началах, закон отработает год-полтора, а дальше посмотрим: если действительно будут замечания, то мы будем к нему подходить. Но мы не можем сейчас по персональным данным каждому водителю выставлять рейтинг, там, 1, 2, 3-й класс или что-то ещё. Пусть начинает работать такси, а дальше мы посмотрим. Но для того чтобы был порядок, мы ввели аттестацию на знание города и на всё остальное. Сегодня едешь в такси, а водитель всё смотрит по навигатору, даже в малых городах, не понимает, какая это улица. Чтобы такого не было, мы дали соответствующее право субъектам Российской Федерации. По удерживающему устройству. Их сегодня пять наименований, и, когда вы заказываете такси в службе заказа - а у нас 95 процентов заказов идёт через службу заказа, - вы сразу говорите, какой ребёнок, возраст и так далее и получаете машину уже с тем удерживающим устройством, которое ребёнку необходимо. Невозможно возить в багажнике легковой машины сразу пять детских удерживающих устройств. А так, мы сделали всё, чтобы легковое такси было максимально комфортным, открытым, прозрачным и, самое главное, безопасным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к голосованию. Ставится на голосование поправка 30. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 33 сек.) Проголосовало за 22 чел.4,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 23 чел. Не голосовало 427 чел.94,9 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Ставится на голосование поправка 35. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 58 сек.) Проголосовало за 63 чел.14,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 63 чел. Не голосовало 387 чел.86,0 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Ставится на голосование поправка 37. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 23 сек.) Проголосовало за 70 чел.15,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 70 чел. Не голосовало 380 чел.84,4 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Ставится на голосование поправка 49. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 48 сек.) Проголосовало за 73 чел.16,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 73 чел. Не голосовало 377 чел.83,8 % Результат: не принято Отклоняется поправка. И ставится на голосование поправка 52. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 50 мин. 13 сек.) Проголосовало за 74 чел.16,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 75 чел. Не голосовало 375 чел.83,3 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Переходим к рассмотрению поправок, которые вынес на отдельное голосование Валерий Карлович Гартунг. Микрофон депутату Гартунгу включите. Валерий Карлович, скажите, какие обосновываете. ГАРТУНГ В. К. А я отдельно каждую буду обосновывать. Я буду краток. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 6. Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Поправка 6. По законопроекту перевозчик вправе осуществлять деятельность только в том регионе, в котором он получил разрешение, а если, например, он в другой регион везёт, то на обратном пути не может брать пассажира: это будет считаться нелегальной перевозкой. Или, например, ограничивается перевозка пассажира в крупный транспортно-логистический узел, из которого он улетает. Часто из одного региона в другой в аэропорты ездят люди, и им, конечно, было бы удобно использовать своё такси. Вот наша поправка это ограничение исключает. МОСКВИЧЁВ Е. С. Валерий Карлович, мы с 2011 года имеем 69-й закон, хоть он и не прямой по легковому такси, эта норма работает. Эта норма позволяет субъектам Российской Федерации видеть, обеспечивает прозрачность, а самое основное - позволяет заниматься каботажными перевозками, по-русски говоря - "бомбить", в этом регионе. Такси достаточно в каждом регионе, они будут возить. А если в одну сторону, всё равно не будет платиться двойной тариф. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование поправка 6. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 57 сек.) Проголосовало за 75 чел.16,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 75 чел. Не голосовало 375 чел.83,3 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 38. Пожалуйста, Валерий Карлович Гартунг. ГАРТУНГ В. К. Поправки 38 и 50. Евгений Сергеевич по этому поводу уже говорил, речь идёт об аттестации на знание расположения объектов на территории субъекта. Мы считаем, что при нынешнем уровне цифровизации это излишне и может ограничивать конкуренцию при привлечении сотрудников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Карлович, я правильно понял: поправки 38 и 50, да? ГАРТУНГ В. К. Да, 38 и 50. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. МОСКВИЧЁВ Е. С. Валерий Карлович, вы говорите, что ограничит, - не ограничит. Мы всё-таки хотим живого общения на языке. И практика показала, что при профессиональной переподготовке водителей раз в пять лет удалось в два этапа по автомобилистам-международникам сократить количество ДТП на 30-50 процентов. Вся мировая практика говорит, что нужно не только аттестацию проходить, но и профессиональную переподготовку через каждые пять лет. Всё меняется, законодательство меняется, поэтому мы считаем, что аттестацию надо проходить и ничьи интересы это не ущемляет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование поправка 38. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 33 сек.) Проголосовало за 24 чел.5,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 24 чел. Не голосовало 426 чел.94,7 % Результат: не принято Отклоняется поправка. И ставится на голосование поправка 50. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 59 сек.) Проголосовало за 20 чел.4,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 21 чел. Не голосовало 429 чел.95,3 % Результат: не принято Отклоняется поправка. По поправке 44 - Валерий Карлович Гартунг. ГАРТУНГ В. К. Поправка 44 тоже, на наш взгляд, препятствует ограничению конкуренции, потому что снимает дополнительное требование физического присутствия в каждом регионе для получения права на осуществление деятельности. При нынешнем уровне цифровизации, я думаю, это излишне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мнение комитета. МОСКВИЧЁВ Е. С. Обязательно мы ставим вопрос, чтобы в России, в субъектах Российской Федерации были филиалы. Представьте, появляется большая служба заказа такси в Москве и начинает общаться со всей Россией. Действительно, есть цифровизация, но что, граждане России всё время будут звонить в Москву? Субъект отвечает за транспортное обслуживание на своей территории, а губернатору говорят: звоните в Москву. Он звонит, а там не отвечают. Поэтому я говорю: нет, ребята, если вы в этом субъекте зарегистрировались, а хотите в другой субъект идти, то идите и там регистрируйтесь. Один-два человека - это небольшие финансы, зато власть знает, кто на территории субъекта Российской Федерации этим занимается. А жизнь заставит, некоторые филиалы можете открывать не только в областном центре, но и в городе, где, может быть, пять тысяч население, где порой у нас даже Интернета нет, и так бывает. Поэтому мы считаем, что это должно быть. И самое основное, это поддержали все субъекты Российской Федерации, все бизнесмены, то есть и перевозчики говорят, что им нужны филиалы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование поправка 44. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 54 сек.) Проголосовало за 27 чел.6,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 27 чел. Не голосовало 423 чел.94,0 % Результат: не принято Отклоняется поправка. По поправке 58 - Валерий Карлович Гартунг. ГАРТУНГ В. К. Поправка 58 и сразу же 60-я - тема одна и та же. Просто ограничивается количество, ну, короче, ограничена конкуренция двумя разными способами: первое - это возможность установления минимального тарифа, а второе - это ограничение максимального количества легковых такси. Наверное, попробовать это в принципе можно было бы, но тут сразу в семи регионах, причём в самых крупных... Мне кажется, это как-то вот перебор. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МОСКВИЧЁВ Е. С. Валерий Карлович, у нас есть официальное обращение от губернаторов субъектов Российской Федерации, таких как Московская область, Ленинградская область, - просят ограничить и просят минимальный тариф установить. Почему? Эта практика уже в Москве и Санкт-Петербурге работает, и тариф не растёт. И есть в связи с этим льготы для перевозчиков. Поэтому, мы считаем, надо удовлетворить просьбу субъектов, они отвечают за транспортное обслуживание, и поэтому сегодня тариф... А вообще, весь законопроект направлен не на увеличение тарифов - на прозрачность и на решение всех вопросов. Поверьте, открытость, прозрачность даст возможность уменьшения тарифов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, переходим к голосованию. Ставится на голосование поправка 58. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 34 сек.) Проголосовало за 74 чел.16,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 78 чел. Не голосовало 372 чел.82,7 % Результат: не принято Отклоняется поправка. И ставится на голосование поправка 60. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 00 сек.) Проголосовало за 26 чел.5,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 26 чел. Не голосовало 424 чел.94,2 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Коллеги, все поправки рассмотрены, законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 27 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Евгений Сергеевич Москвичёв. МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Просьба поставить данный законопроект на рассмотрение в третьем чтении 22 декабря 2022 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 121564-8 "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
70-й вопрос, проект федерального закона "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра транспорта Дмитрий Станиславович Зверев. Пожалуйста, Дмитрий Станиславович. ЗВЕРЕВ Д. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! За последние годы в Российской Федерации произошёл резкий рост рынка перевозок пассажиров и багажа легковым такси. В основном рынок растёт за счёт увеличения количества заказов такси через приложения федеральных агрегаторов. Также одним из факторов роста рынка является рост количества машин и водителей за счёт привлечения агрегаторами так называемых водителей для подработки. В настоящее время законодательством Российской Федерации не урегулирована деятельность агрегаторов, их правоотношения с перевозчиками легковым такси и пассажирами. Не менее важным вопросом является ответственность службы заказа легкового такси за ущерб, причинённый в результате дорожно-транспортного происшествия при перевозке легковым такси. Подготовленный законопроект направлен в первую очередь на обеспечение защиты интересов пассажиров и перевозчиков легковым такси. К принципиальным новшествам законопроекта следует отнести такие новации. Во-первых, устанавливается возможность получения разрешения на перевозку легковым такси самозанятыми лицами, что позволит легализовать водителей, работающих сейчас в серой зоне, а таких, по нашим оценкам, до 25 процентов. Во-вторых, впервые определяются права и обязанности, и это немаловажно, ответственность служб заказа легкового такси (агрегаторов). В-третьих, предусматривается переход к реестровой модели предоставления госуслуг с цифровизацией процедур допуска к процедурам перевозки легковым такси и контроля за такими перевозками (единый контроль на всей территории Российской Федерации). Реестры легковых такси, перевозчиков и служб заказа являются региональными и формируются органами власти субъектов Российской Федерации. Законопроектом также предусмотрено создание федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей систематизацию и ведение сведений из региональных реестров перевозчиков. Кроме того, предусмотрены условия, при которых иностранная служба заказа легкового такси вправе осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации, и эти условия чётко обозначены. Полагаем, что конкретизация и законодательное обеспечение обязательных требований к деятельности перевозчиков легковым такси, служб заказа, а также допуск физических лиц - самозанятых к перевозкам позволят создать для граждан Российской Федерации более благоприятные и безопасные условия пользования легковым такси. Прошу поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Виталия Борисовича Ефимова. ЕФИМОВ В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! О достоинствах данного закона вы уже слышали. Это действительно системный документ, который в принципе наделяет правами, обязанностями и ответственностью всех участников этого сложного, очень сложного процесса, это сложнее, чем пассажирские перевозки, допустим, автобусами. Я не буду их заново перечислять. Действительно, закон сложный, системный. Ну, как и каждый закон, как и любой закон, он не лишён недостатков. По законопроекту поступило большое количество обращений от различных групп участников этого рынка. Проблемными остаются вопросы тарифообразования по перевозкам, ограничения размера комиссии - потому что одни агрегаторы берут 25 процентов комиссии, другие, допустим, 10 процентов, - и контроля, куда деваются эти деньги, установленные службами заказа легкового такси. Есть и вопросы, связанные с допуском самозанятых. Я считал бы, что вот этот очень сложный вопрос всё-таки в этом законопроекте удалось урегулировать, поскольку самозанятые ранее не допускались к пассажирским перевозкам ни наземным транспортом, ни воздушным, ни морским, ни речным. Но есть и вопросы, которые не урегулированы. Во-первых, отсутствует механизм по исключению допуска к управлению такси лиц, имеющих судимость. Мы с вами только что приняли закон об изменениях в Трудовой кодекс, где указали, что те, кто имеет судимость по тяжёлым преступлениям, не допускаются. Во-вторых, не прописаны основания для прекращения деятельности лиц, уже потерявших статус самозанятых. В-третьих, не решён вопрос защиты труда самозанятых, отсутствует запрет на совмещение ими такой работы с работой на других видах транспорта, как гласит Трудовой кодекс. Отсутствует также защита пассажира такси от некачественных услуг при перевозке их водителями-самозанятыми, поскольку под действие Закона "О защите прав потребителей" самозанятые не подпадают. Многие нормы законопроекта могут остаться декларативными, то есть они будут исполняться, но в кавычках, поскольку правительство не предусмотрело, не внесло соответствующие нормы, поправки в Кодекс об административных правонарушениях. В-шестых, в законопроекте предусмотрено, что Москва, Санкт-Петербург, Севастополь могут вводить минимальные тарифы на услуги легкового такси, и это правильно в связи с тем, что тарифы должны обеспечивать зарплату не ниже чем среднюю по региону, а главное, необходимые средства для выполнения всех процедур, связанных с безопасностью дорожного движения. Такие аргументы требуют гарантировать финансовое обеспечение безопасности дорожного движения не только этим трём регионам, но и, как мы считаем, всем регионам в Российской Федерации. На законопроект поступило 75 отзывов от субъектов, 73 субъекта поддержали концепцию, два субъекта не поддержали, поскольку предполагаются расходы на ведение реестра и контроль. Большое внимание к проекту проявляют общественные объединения - "Деловая Россия", Торгово-промышленная палата, от которых поступили замечания и предложения. Комитет рассмотрел законопроект на своём заседании и считает возможным доработать все эти вопросы ко второму чтению, что отражено в проекте постановления Государственной Думы по законопроекту. Комитеты-соисполнители - Комитет по защите конкуренции и Комитет по финансовому рынку - в своих заключениях также указали замечания к законопроекту, но считают, рекомендуют Государственной Думе принять его в первом чтении с учётом изложенных замечаний и других, которые появятся во время доработки. Прошу поддержать решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Вопрос разработчикам. Самозанятые обязаны проходить медицинский контроль и техосмотр. Вопрос: где, предполагается, самозанятые водители такси будут проходить этот медицинский осмотр дорейсовый и послерейсовый, а также послерейсовый техосмотр? ЗВЕРЕВ Д. С. Олег Юрьевич, спасибо за вопрос. Разделим на две части. Что касается предсменных и послесменных медицинских осмотров - в установленном порядке в медицинской организации, если он самозанятый. Что касается технического осмотра - точно так же, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, это общие требования к транспортным средствам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Дмитрий Станиславович, вот мы стали свидетелями резонансных историй, когда в Омске таксист избил и выгнал пассажирку с младенцем на руках, в Пензе оставил школьника замерзать. В рассматриваемом законопроекте отсутствуют нормы, регулирующие порядок перевозки пассажиров с детьми. Так, согласно статье 10 проектируемого закона региональный реестр должен содержать сведения о наличии специального подъёмного устройства для пассажиров-инвалидов, а информация об использовании средств для перевозки детей не фиксируется. Может, нам установить специальные нормы, которые определяли бы требования по перевозке пассажиров с детьми? Как вы считаете? ЗВЕРЕВ Д. С. Яна Валерьевна, спасибо за вопрос. Действительно, что касается ответственности, она уже установлена уголовным и административным законодательством и касается всех видов наземного транспорта. Что касается дополнения соответствующими сведениями региональных реестров, я думаю, что мы поддержим, ко второму чтению мы готовы это включить, точно так же как мы, действительно, включили сведения по лицам с ограниченными возможностями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Терентьев Михаил Борисович. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Спасибо большое, что вы отметили важность доступности легкового такси для людей с инвалидностью. Насколько полно, по вашему мнению, отражено ведение реестра регуляторов, которые предоставляют услуги легкового такси, в данном законопроекте? И что, по вашему мнению, ещё не урегулировано в данном законопроекте с точки зрения доступности легкого такси, для инвалидов конечно? ЗВЕРЕВ Д. С. Михаил Борисович, спасибо за вопрос. Основной идеей было разделение реестра - одного, который сейчас ведётся, при отсутствии реестра по агрегаторам - на три, для того чтобы как раз обеспечить системный контроль по трём субъектам правоотношений в сфере использования легкого такси, это с одной стороны. С другой стороны, наличие нового ресурса в виде информационной системы, которая объединяет и позволяет субъекту там, как в оболочке, вести реестр, позволяет осуществлять в единой системе или форме контроль надзорным органам, в том числе в рамках обязательных требований, касающихся как дополнительных технических, так и иных требований, в отношении маломобильных граждан, в отношении лиц с ограниченными возможностями и других. Это позволит обеспечить, ещё раз повторю, единый федеральный контроль. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемый Дмитрий Станиславович, несмотря на то что законопроект преподносится как некий такой шаг навстречу пассажирам прежде всего, то есть это законопроект, который призван защитить их права, в любом случае будет административное вмешательство в тех или иных формах - а здесь у нас необходимость прохождения и техосмотров, и медицинских осмотров, включение самозанятых и уплата, соответственно, дополнительного налога и ОСАГО по повышенной цене. Вот насколько, по вашим расчётам интегральным, возрастёт средняя стоимость пассажирских перевозок в легковом такси, после того как этот закон будет реализован в полной мере? ЗВЕРЕВ Д. С. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Обсуждали мы это и в комитете, и с представителями деловых сообществ - РСПП, ТПП. Вопрос дискуссионный, можно сказать одно: к значимому увеличению это не приведёт, значимых затрат не будет. Приведу пример. Достаточно долго обсуждался вопрос, даже критиковались требования к устройству контроля за вниманием и усталостью водителя, а также к таксометру. Хочу сказать, что мы не конкретизируем устройство, мы лишь устанавливаем требования к нему, это может быть и смартфон, то есть никаких дополнительных затрат это не повлечёт. Далее. Мы даём возможность субъектам Российской Федерации устанавливать минимальные гарантированные тарифы. И мы действительно даём возможность субъектам Российской Федерации в ряде случаев устанавливать максимальное количество легковых такси. Чаще всего критикуется именно этот вопрос, тем не менее хотелось бы отметить, что эта норма уже действует, эта опция уже предусмотрена законодательством Российской Федерации, но только два субъекта ею воспользовались. Нашей основной задачей было обеспечить, с одной стороны, соблюдение прав участников правоотношений перевозки легковым такси в полном объёме, в равной степени заботясь о соблюдении социальных прав и гарантий и пассажиров, и водителей, а с другой стороны, безопасность пассажиров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гулин Максим Алексеевич. ГУЛИН М. А., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Дмитрий Станиславович, согласно законопроекту агрегаторы такси будут обязаны открыть филиалы в каждом регионе присутствия, где сервис использует более 5 тысяч машин в сутки. Представители бизнеса отмечают, что открытие филиалов может потребовать около ста миллионов рублей в год. Это бюрократия и ненужные многомиллионные расходы, а из-за этого - сокращение вложений в развитие технологий и, собственно, в повышение качества. Если государству нужно урегулировать конфликт в регионе, то не проще и не дешевле было бы обязать головной офис нанять менеджеров для работы с регионами? ЗВЕРЕВ Д. С. Максим Алексеевич, спасибо за вопрос. Данное предложение, данная инновация включена по просьбе регионов, и мы её поддержали, потому что, действительно, крупный автоперевозчик, имеющий, обслуживающий более 5 тысяч машин в сутки, действительно должен быть представлен филиалом, чтобы регион не искал его на территории другого субъекта Российской Федерации. Несмотря на то что мы вводим единую систему федерального контроля, где можно отслеживать его действия в нескольких регионах, тем не менее эта позиция нашла отражение и поддержку не только у Правительства Российской Федерации, но и в первую очередь у регионов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плякин Владимир Владимирович. ПЛЯКИН В. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Дмитрий Станиславович, согласно законопроекту к самозянятым перевозчикам предъявляются те же самые обязательные требования, что и к таксопаркам. Самозанятые граждане должны будут проверять техническую исправность машин, такси должно быть оснащено устройством контроля за вниманием и усталостью в случаях и в порядке, которые установлены правительством. По оценкам экспертов, в среднем стоимость устройств для наблюдения за состоянием водителя сейчас составляет около 30-45 тысяч рублей, и в большинстве своём они импортные. Соблюсти требования по предрейсовому и послерейсовому досмотру также достаточно проблематично в ряде регионов, как уже сказал коллега. Около 80 процентов перевозок на личных автомобилях - это разовые подработки, например по дороге на работу, а затраты на выполнение требований превысят возможную выручку водителя. Таким образом, в результате государственного регулирования мы искусственно сокращаем количество водителей, а значит, и предложения на рынке такси, что неминуемо приведёт к росту цен. Планируется ли ко второму чтению скорректировать законопроект, убрав названные административные издержки для самозанятых и бизнеса? Если нет, то почему? ЗВЕРЕВ Д. С. Владимир Владимирович, спасибо за вопрос. Первая задача - это обеспечить безопасность пассажиров, и те дополнительные требования, которые введены в отношении категории самозанятых граждан, распространяют на них в равной степени требования по медицинскому осмотру, по техническому осмотру транспортных средств, направлены именно на это. Я уже говорил и позволю себе повториться: мы не конкретизируем устройства, поэтому определять сейчас их стоимость каким-то образом, с моей точки зрения, преждевременно, определяются требования к их функциональным характеристикам, это во-первых. Во-вторых, сейчас готовится к рассмотрению во втором чтении прекрасная инициатива о внедрении автоматизированных систем дистанционного контроля за состоянием здоровья в том числе водителей легкового такси. Если осенью данная инициатива будет воспринята, принята и поддержана, - а мы, со своей стороны, поддерживаем её и хотим распространить и на другие виды транспорта, - то, безусловно, это будет очередным способом, с одной стороны, обеспечивающим контроль за состоянием водителя, с другой стороны, оптимизирующим его затраты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Представитель Президента? Правительства? Нет. Докладчик, содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 70. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 52 мин. 11 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.