Заседание № 65
О проекте федерального закона № 121515-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления сервитутов для строительства и (или) эксплуатации отдельных объектов, необходимых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развития города Сочи как горноклиматического курорта).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 7. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по строительству и земельным отношениям Мартина Люциановича Шаккума. Пожалуйста. ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект принят во втором чтении 24 декабря 2008 года. Законопроект в полном объёме прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний Правового управления не имеется. Комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Замечаний нет, выносим проект закона на "час голосования".
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 34 мин. 00 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 8 чел.1,8% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8% Результат: принято Принято.
Заседание № 64
О проекте федерального закона № 121515-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления сервитутов для строительства и (или) эксплуатации отдельных объектов, необходимых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развития города Сочи как горноклиматического курорта; принят в первом чтении 10 декабря 2008 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления сервитутов для строительства и (или) эксплуатации отдельных объектов, необходимых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развития города Сочи как горноклиматического курорта").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Мартин Люцианович, докладывайте. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект принят в первом чтении 10 декабря 2008 года. Поступило тринадцать поправок к законопроекту, из которых двенадцать рекомендованы к принятию и одна - к отклонению. С учётом поступивших ко второму чтению поправок законопроект доработан в следующей части: перечень функций корпорации "Олимпстрой" расширен функциями по строительству за счёт собственных средств индивидуальных домов, жилых домов блокированной застройки и многоквартирных домов для переселения граждан, являющихся собственниками жилых домов или жилых помещений, изымаемых для размещения олимпийских объектов, а также для строительства инженерных сетей. Земельные участки для такого строительства будут предоставляться без проведения торгов. С учётом вышеизложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, таблица 1 - двенадцать поправок. Есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 23 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3% Результат: принято Принимается таблица. Таблица 2 - одна поправка отклонена. Нет замечаний. Ставится на голосование таблица 2. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 55 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0% Результат: принято Принимается таблица. Ставится на голосование данный законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 25 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9% Проголосовало против 50 чел.11,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0% Результат: принято Принято.
Заседание № 60
О проекте федерального закона № 121515-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления сервитутов для строительства и (или) эксплуатации отдельных объектов, необходимых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развития города Сочи как горноклиматического курорта".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 25. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления сервитутов для строительства и (или) эксплуатации отдельных объектов, необходимых для организации и проведения ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развития города Сочи как горноклиматического курорта". Докладывает Ильдар Ирекович Гильмутдинов, депутат Государственной Думы. Пожалуйста, Ильдар Ирекович. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Статья 15 закона определяет порядок изъятия земельных участков в целях строительства олимпийских объектов или развития территории, прилегающей к олимпийским объектам. Не все жители домов изымаемых участков согласны покидать свои дома, в том числе в связи с тем, что соответствующие земельные участки, например под линейными объектами, будут задействованы для государственных нужд лишь в какой-то их части или только на время строительства олимпийских объектов или развития территории, прилегающей к олимпийским объектам. В таких случаях целесообразнее было бы не изымать земельные участки, а ограничиться установлением сервитута. Подобное решение позволило бы значительно снизить социальную напряжённость, а также сэкономить средства федерального бюджета, бюджетов Краснодарского края и города Сочи, направляемые на выкуп изымаемой недвижимости или на переселение с изымаемых земельных участков. Однако в настоящее время установление сервитутов невозможно ввиду отсутствия в законодательстве Российской Федерации чёткого правового регулирования отношений, возникающих в связи с их установлением. Законопроектом предусматривается возможность установления сервитутов в отношении земельных участков, используемых для размещения линий связи, электропередачи, трубопроводов и других линейных сооружений. Вводится возможность не только эксплуатации и ремонта существующих линейных объектов, но и возможность строительства новых на условиях сервитута. Сервитут вводится также для других целей, установленных законопроектом. Законопроектом реализуется принцип наименьшего беспокойства лица, земельный участок которого обременён сервитутом, определяются порядок заключения соглашения об установлении сервитута, порядок внесения в него изменений, основания прекращения соглашения, предусматривается плата за сервитут. Кроме того, в законопроекте определяется порядок государственной регистрации обременения земельных участков установлением сервитута. Также зачастую оказывается, что права собственника изымаемых земельных участков или иного недвижимого имущества не оформлены надлежащим образом. При этом указанные лица уклоняются от оформления своих прав на соответствующее недвижимое имущество, препятствуя тем самым его изъятию у них. Привлечь указанных лиц, фактически саботирующих процедуры изъятия, к ответственности невозможно: надлежащее оформление земельных участков и иных объектов недвижимого имущества - их право, а не обязанность. Для того чтобы процесс изъятия недвижимого имущества для государственных нужд не останавливался, предлагается наделить администрацию Краснодарского края, администрацию города Сочи правом ставить на кадастровый учёт недвижимое имущество уклонистов, осуществлять государственную регистрацию их права, а также правом получать необходимые для решения этой задачи документы, находящиеся в регистрационных, наследственных делах и судебных делах. В соответствии со статьёй 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации может устанавливать порядок определения и предоставления технических условий и определять плату за подключение, а также порядок подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. И последнее. Также предлагается дополнить закон положениями об обязанности корпорации заключать договора с федеральными органами исполнительной власти, администрацией Краснодарского края, органами местного самоуправления города Сочи по контролю за реализацией мероприятий, связанных со строительством олимпийских объектов. Вот всё, если кратко. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.
Уважаемые коллеги, с содокладом по обсуждаемому законопроекту выступит председатель Комитета по строительству и земельным отношениям Шаккум Мартин Люцианович. Пожалуйста. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по строительству и земельным отношениям поддерживает концепцию законопроекта. Вместе с тем ко второму чтению его необходимо будет доработать по следующим вопросам. В законопроекте отсутствует порядок определения размера платы за сервитут. В целях защиты интересов правообладателей земельных участков целесообразно в законопроекте предусмотреть общее начало определения размера такой платы. В законопроекте предлагается наделить администрацию Краснодарского края и администрацию города Сочи полномочием по обращению с заявлениями о проведении государственного кадастрового учёта земельных участков, подлежащих изъятию для размещения олимпийских объектов. Вместе с тем необходимо также дать им право согласовывать границы земельного участка и согласовывать местоположение границ земельного участка. Согласно законопроекту допускается установление сервитутов для строительства линейных сооружений в период до 1 января 2014 года. В связи с этим правомерно возникает вопрос о сохранении ранее установленных сервитутов после истечения указанного срока. В законопроекте отсутствуют особенности процедуры заключения соглашения об установлении сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных на праве аренды. Мы должны ко второму чтению эти вопросы урегулировать. Ну и также требует решения последний, на мой взгляд, вопрос: о снижении и освобождении от платы за подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения на территории города Сочи до завершения проведения Игр. Необходимо учитывать, что взимание платы за подключение осуществляется в том числе в целях обеспечения финансирования соответствующих инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. Мы поддерживаем законопроект и предлагаем принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задержитесь пока на трибуне, Мартин Люцианович. Есть ли вопросы? Есть вопрос у депутата Обухова. Пожалуйста, депутат Обухов. К кому вопрос? ОБУХОВ С. П. Вопрос к тому, кто ответит, - или к докладчику, или к председателю комитета: какова оценка, какое количество участков подпадает под ваше предложение о введении сервитута на этих участках? Есть ли оценка, сколько необходимо... И второй вопрос. В пункте 25 указывается, что лицо, в пользу которого установлен сервитут, имеет очень широкие права, в том числе осуществлять строительство, ремонт и реконструкцию сооружений. Что понимается под сооружениями? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мартин Люцианович, вы готовы ответить? ШАККУМ М. Л. Да, готов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ШАККУМ М. Л. Всего программой строительства олимпийских объектов планируется к изъятию для государственных муниципальных нужд три тысячи триста тридцать шесть земельных участков, из них одна тысяча восемьсот пятьдесят пять заняты объектами недвижимости. Всего по состоянию на 1 декабря 2008 года принято решение об изъятии трёхсот пятнадцати земельных участков площадью 2279 гектаров. Ещё 1770 гектаров планируется к изъятию в будущем. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ШАККУМ М. Л. Нет, я говорю про изъятие. Так вот сейчас введение института сервитутов сократит количество участков, которые планируются к изъятию, то есть вместо изъятия участков будут вводиться сервитуты. Это и сократит объём затраченных бюджетных средств и позволит жителям, скажем так, сохранить собственность на свои объекты. Количество предполагаемых к установлению сервитутов пока ещё не определено, пока невозможно об этом доложить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Мартин Люцианович. Есть ли желающие выступить? Есть. Вижу три руки: депутат Обухов, депутат Илюхин и депутат Шестаков. Пожалуйста, депутат Обухов. ОБУХОВ С. П. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, вопрос обсуждался во фракции КПРФ, и фракция приняла решение голосовать против этого законопроекта, так как он ущемляет права граждан. Фактически это просто определённое надругательство над самим понятием собственности, которая вроде бы объявлена священной и неприкосновенной, потому что вот это законодательное предложение об установлении сервитута говорит о том, что она таковой не является. В чём дело? Вот давайте почитаем пункт 25: "Лицо, в пользу которого установлен сервитут, имеет право осуществлять деятельность, для обеспечения которой установлен сервитут, в том числе входить на земельный участок, доставлять на него необходимые материалы, осуществлять строительство, ремонт и реконструкцию сооружений, проводить необходимые инженерные изыскания, осуществлять рубку древесно-кустарниковой растительности, вести земляные работы, осуществлять передачу по построенным сооружениям электричества, газа, воды". Здесь, по сути дела, если отбросить все вот эти "рюшечки" про сервитут, речь идёт о том, что мы устанавливаем второго собственника помимо законного владельца участка. Здесь появляется другой собственник. И при этом собственник изначальный земельного участка, в отношении которого установлен сервитут, землепользователь, землевладелец, не вправе осуществлять действия, которые исключают или затрудняют осуществление лицом, в пользу которого установлен сервитут, деятельности, связанной с обеспечением строительства и эксплуатации объектов, то есть здесь дано весьма расширенное толкование этого правового понятия. Оно, по сути дела, может привести к тому, что под этой ускоренной процедурой, а она действительно ускоренная, потому что если в течение месяца гражданин отказывается подписывать договор на сервитут, то решение суд принимает немедленно, и обжалованию, по сути дела, оно не подлежит... Если процедура изъятия предполагает три-четыре месяца договоров, разговоров, переговоров, то здесь с гражданином, с простым человеком, с собственником этого участка, никто, по всей видимости, церемониться не собирается. И этот законопроект это подтверждает. По ситуации в Имеретинской низменности (это Адлерский район города Сочи), в связи с чем, собственно, и предлагается этот закон. На практике что-то подобное уже применено к земельной собственности семьи Бережковых. Они, законопослушные граждане, поддались на все увещевания и согласились вступить в официальную процедуру выкупа земли. Но с 1 ноября началась процедура принудительного выкупа земли, "Олимпстрой" объявил на всю страну, что уже в 18 часов вечера 1 ноября выезжают специалисты для разговора и оценки земли, что всё уже вот-вот начнётся. Оказалось, что ничего подобного нет, в этот день руководитель олимпийской приёмной ушёл в отпуск, и жители до сих пор не имеют оценки выкупаемой у них земли. Так вот, вернёмся к семье Бережковых. На части их земельной собственности (это одиннадцать соток, они в частную собственность оформлены) построены железнодорожные пути, ведущие к товарному двору номер 2 погрузо-разгрузочной площадки. То есть с ними заключили договор временной аренды, между подрядчиком и Бережковыми, договор на 30 тысяч рублей ежемесячно. И семья, которая имела домик у моря, где цвёл сад, в итоге живёт на железнодорожных путях за 30 тысяч рублей в месяц. Участок Бережковых попал под изъятие, то есть в данном случае здесь всё временно, и это временная попытка этого сервитута здесь также осуществляется, у них изымут эту землю. Но они до сих пор не получили оценки, они до сих пор не знают, куда их будут отселять. Их дом - капитальный, двухэтажный, в доме зарегистрировано три семьи, четыре несовершеннолетних ребёнка - оценили в 780 тысяч рублей, это неофициальная оценка, а официальная точка зрения пока неизвестна. Так вот, реальность такова, что до сих пор жители Имеретинской низменности не знают, что с ними будет. И о том, что не знают этого, видимо, и организаторы олимпийского строительства, и власти, и в том числе разработчики закона, говорит, например, такой ответ из Министерства регионального развития. Цифры, которые приводил докладчик, и цифры, которые есть у меня, официально представленные Минрегионразвития, таковы. По предварительным подсчётам, - они расходятся существенно - под изъятие подпадает две тысячи пятьсот семьдесят семь земельных участков, индивидуальных жилых строений и двадцать три многоквартирных дома, это семьсот восемьдесят три квартиры. Граждане, в общем-то, не шибко желают получать компенсации. Они живут там испокон веков, они хотят жить дальше там. Они просят, если уж такая нужда, чтобы им предоставили взамен равноценные участки. Так вот, вроде бы 60 гектаров распоряжением предоставлены для компенсации вот по этим земельным участкам. После всех согласований и утряски оказалось, что выделено до 16 гектаров, то есть только сто срок шесть участков можно на этих землях разместить. Давайте сравним: две тысячи пятьсот семьдесят семь и сто сорок шесть, которые в итоге остались. Вроде бы администрация Краснодарского края и министерство обещают, говорят, что есть возможность заместить, компенсировать тысячу триста восемьдесят девять земельных участков. Это, по сути дела, только половина того, что изымается у граждан, у населения. В целом четыре тысячи человек живут на чемоданах, не знают о своей судьбе, не знают, что с ними будет, не знают оценки объявленной. И уже степень доверия к действиям властей, степень доверия к обещаниям, я замечу, крайне низкая. Мне приходилось бывать на собраниях в Имеретинской низменности, это территория бывшего совхоза "Россия", который искусственно обанкрочен. Все заявляют: мы не знаем расположения, мы не знаем своего будущего, почему сносят наши новые дома, хотя рядом изъяты огромные площади земли нескольких совхозов, которых более чем достаточно для олимпийского строительства? Люди обеспокоены тем, что их земли изымают, их дома просто сносят не для олимпийских строек, а для того, чтобы потом здесь организовать коттеджное строительство, чтобы здесь были какие-то объекты не для Олимпиады, а для частного сектора, для довольно состоятельных граждан. Как они говорят, нашу голытьбу собираются отсюда отселить, чтобы не мешали. Эти опасения до сих пор у жителей не развеяны. Эти опасения до сих пор доминируют в Имеретинской низменности. Что касается того, как проработан этот законопроект, как он раскрывает собственно понятие сервитута, хочу сказать, что имеются большие опасения по поводу того, как будет реализовываться данная законодательная инициатива. Не уверен, что она будет способствовать снижению социальной напряжённости, которая и так велика в этом регионе. Дело уже доходит до того, что граждане объявляют, что будут просить политического убежища из-за неопределённости, из-за незнания своего будущего. Концепция законопроекта, на наш взгляд, сыра, не соответствует заявленным целям снижения социальной напряжённости, и на заседании фракции было принято решение голосовать против него. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Илюхин. ИЛЮХИН В. И., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемые коллеги, после столь подробного выступления нашего коллеги Сергея Павловича и той информации, которая сегодня, как говорится, выплёскивается со страниц всех газет, с экранов телевизоров и прочего, я только должен сказать, что мы не можем голосовать за этот законопроект по ещё одной большой причине, великой опасности: место проведения Олимпийских игр выбрано неудачно. Мы глубоко убеждены в том, что с такой жемчужиной, как Сочи, великим курортом, мы с вами распрощаемся. И мы своими руками эту дорогу сегодня прокладываем к умерщвлению, я подчёркиваю, уникальной зоны. Конечно, голосовать не будем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шестаков. ШЕСТАКОВ В. Б., фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данным законопроектом продолжается работа по совершенствованию законодательной базы, необходимой для качественной подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. В настоящее время в Сочи сложилась далеко не простая ситуация прежде всего в вопросах строительства спортивных объектов и реконструкции всей инфраструктуры города. Однако до сего времени механизмы привлечения структур, механизмы взаимодействия госкорпорации "Олимпстрой", Оргкомитета "Сочи 2014", правительственных структур по использованию мирового опыта в этих вопросах не отработаны. Дело осложняется существующим юридическим положением, при котором именно Оргкомитет "Сочи 2014" должен решать все вопросы, так как он опирается на приоритет международных стандартов перед российскими стандартами. На практике мы оставляем один на один госкорпорацию "Олимпстрой" и Оргкомитет "Сочи 2014", которые должны на основании заключённого между ними соглашения и разруливать все эти вопросы. В теории всё выглядит хорошо, а на деле без установленного законодательного порядка ничего не получается. Между тем, споры на тему, какой порядок проведения экспертизы проектной документации спортивных объектов необходимо установить, кто это должен сделать, как реально применить стандарты Международного олимпийского комитета, Международного параолимпийского комитета к нашей действительности, всё продолжаются, а дело, по существу, стоит. Поэтому мы, высказываясь за принятие этого законопроекта в первом чтении, считаем, что ко второму чтению его можно и нужно доработать прежде всего в вопросах законодательного закрепления на период до 2016 года в специальных механизмах сотрудничества государственных, коммерческих и общественных организаций страны. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Состоялось обсуждение. Настаивают ли Гильмутдинов и Шаккум на заключительном слове? Нет. Представители президента и правительства? Нет. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 20 мин. 36 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1% Результат: принято Принято.