Заседание № 142
О проекте федерального закона № 12144-7 "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" (в части уточнения задач и полномочий Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации". Докладывает Владимир Владимирович Сысоев. СЫСОЕВ В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, в котором речь идёт о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации". Прежде всего хочется отметить особую значимость института бизнес-омбудсмена в современных экономических условиях. Деятельность его сегодня обширна, специфична и включает в себя такие полномочия, которые, наверное, не могли бы быть эффективно реализованы в рамках работы органов, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Внедрённая сегодня на территории России модель предполагает наличие уполномоченного по защите прав предпринимателей как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, однако проблемой двухуровневой модели является необходимость чёткого законодательного разделения полномочий этих уполномоченных, а также определения механизмов их взаимодействия. Действующий Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" сегодня не решает эту проблему. С одной стороны, действующим федеральным законом предусмотрено, что уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей действует на всей территории Российской Федерации, и это обеспечивается его правами назначать общественных представителей, создавать на территории России общественные приёмные. Таким образом, институт уполномоченного имеет прямое действие, абсолютно неопосредованное и невзаимоувязанное с институтами уполномоченных на уровне субъектов Российской Федерации. С другой стороны, в соответствии с законом региональные бизнес-омбудсмены по окончании календарного года направляют федеральному уполномоченному информацию о результатах своей деятельности. На сегодня это единственная форма их взаимодействия, можно сказать, подотчётности, установленная федеральным законом, но она не имеет никакого дальнейшего развития. Законом сегодня не установлено ни иных форм взаимодействия, ни взаимных прав, ни обязанностей, ни ответственности за неисполнение такого единственного условия, как направление отчёта. Более того, в законе даже не установлен срок направления такого отчёта, что переводит взаимодействие уполномоченных на уровень межличностных, личных взаимоотношений. Получается, сегодня в России действует два параллельных и практически невзаимоувязанных, не связанных между собой института бизнес-омбудсменов - на федеральном и региональном уровнях. Сложившаяся система имеет ряд недостатков. Финансовое обеспечение деятельности уполномоченного в субъекте Российской Федерации осуществляется за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, этот человек является государственным гражданским служащим, что так или иначе делает уполномоченного в субъекте Российской Федерации зависимым от региональной власти. В итоге может сложиться ситуация - она часто и складывается, - когда уполномоченный в регионе из защитника бизнеса фактически превращается в защитника власти. По словам действующего уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей, сейчас независимость от региональной власти обеспечивается путём согласования федеральным уполномоченным кандидатуры на должность уполномоченного в субъекте Российской Федерации. Однако данная процедура не исключает возможности назначения на эту должность нужного региональным властям кандидата, поэтому о какой защите предпринимателей в данном случае можно говорить? Приведу в качестве примера ситуацию, связанную с назначением второго бизнес-омбудсмена в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, когда уполномоченный был назначен только с третьей попытки. До этого результаты двух конкурсов отменялись губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: видно, эти люди были совершенно неугодны губернатору, чтобы отстаивать, защищать интересы предпринимателей. К слову сказать, первый бизнес-омбудсмен Югры сейчас возглавляет аппарат губернатора округа - вот, пожалуйста, прямая взаимосвязь между теми людьми, кто назначается, и тем местом, где в последующем они работают, поэтому нетрудно сделать вывод, чьи интересы защищались в первую очередь. Также можно привести пример, когда общественность, в частности, в Приморском крае была возмущена зарплатой бизнес-омбудсмена, которая в несколько раз превышала зарплату вице-губернатора края. Считаю, что необходимо установление независимого контроля за деятельностью уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации. Такой подход не нарушает принципа самостоятельного осуществления органами госвласти субъектов Российской Федерации их полномочий и не противоречит 77-й статье Конституции Российской Федерации. Например, сейчас высшее должностное лицо региона входит в систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации и самостоятельно осуществляет свои полномочия, однако 184-м федеральным законом предусмотрен институт некоего контроля за его деятельностью со стороны Президента России, в частности вынесение предупреждения либо отрешение от должности Президентом России, поэтому считаем, что предложенный подход ни в коем случае не противоречит Конституции, а, напротив, создаёт тонкую систему сдержек и противовесов. В ряде регионов уполномоченным по защите прав предпринимателей требуется методическая, организационная и иная консультативная помощь, и такие просьбы часто ими высказываются на разного рода "круглых столах" и форумах. Фактически такая поддержка оказывается, но не как установленная законом обязанность, а, скорее, как жест доброй воли со стороны аппарата уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Мы прекрасно понимаем, что сейчас в связи с отсутствием необходимой подготовки многие уполномоченные действуют скорее интуитивно, не зная, куда обращаться с какими запросами и как решать те проблемы, которые у бизнеса возникают. Деятельность многих предпринимателей, вы знаете, не ограничивается территориальными границами одного субъекта, бизнес ведётся во многих субъектах Российской Федерации, и здесь возникает коллизия, к кому обращаться и как решать эти вопросы уполномоченному того или иного региона. На отдельных территориях устанавливаются особые режимы осуществления предпринимательской деятельности, и вмешательство может потребоваться и на федеральном уровне. Считаю, что необходимо эти вопросы урегулировать, соответственно, нужно ввести законодательно и методическую, и консультативную помощь, чтобы эти права были даны. Полагаю, что данный закон обеспечит более слаженную и эффективную работу федерального и региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей, предлагаемое изменение в статью 2 - а в статье 2 установлены основные задачи уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей - обеспечит более эффективную работу уполномоченного, а также даст ему ряд дополнительных прав и полномочий. Прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Владимир Владимирович Бокк. БОКК В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается упорядочить деятельность института бизнес-омбудсмена в России, уточнив задачи и полномочия уполномоченного при Президенте Российской Федерации. По мнению авторов, принятие данного закона позволит конкретизировать формы взаимодействия уполномоченных и обеспечить более слаженную и эффективную работу федерального и региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей. Комитет, однако, отмечает, что предлагаемые в законопроекте нормы нецелесообразны и излишни, поскольку действующее законодательство уже позволяет уполномоченному при Президенте Российской Федерации осуществлять координацию и контроль за деятельностью региональных уполномоченных: назначение бизнес-уполномоченных в субъектах Российской Федерации осуществляется только по согласованию с уполномоченным при Президенте Российской Федерации, а досрочное прекращение деятельности регионального омбудсмена возможно осуществить по представлению уполномоченного при Президенте Российской Федерации. Комитет также отмечает, что данные предложения не соответствуют части 3 статьи 9 Федерального закона № 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации", согласно которой правовое положение, основные задачи и компетенции уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации устанавливаются законом данного субъекта Российской Федерации. Кроме того, в субъектах Российской Федерации открыты общественные приёмные уполномоченного при Президенте Российской Федерации, оказывающие консультативную помощь по вопросам, относящимся к его компетенции. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект в данной редакции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. У меня вопрос к разработчикам законопроекта. Понятно, что речь идёт о некой унификации и об устранении возможных неправильных решений на местах, но скажите, как бы вы оценили эффективность работы данного института на национальном уровне? Ведь мы в любом случае говорим про некую конструкцию, которую теперь предполагается уточнить и расширить её действие на регионы. Насколько вы полагаете эффективной, результативной работу уполномоченного по правам предпринимателей на национальном уровне, на уровне страны? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Сысоеву включите микрофон. СЫСОЕВ В. В. Спасибо за вопрос. Действительно, сегодня вызывает много вопросов деятельность уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам предпринимателей. Мы все прекрасно знаем, что этот человек является руководителем одной из политических партий, и в последнее время он, наверное, больше занимается политикой и выборами, чем защитой прав предпринимателей. Внесение в соответствующие статьи закона изменений, которые мы сегодня предлагаем, действительно могло бы дать дополнительные права федеральному уполномоченному, а кроме того, обязало бы его активно осуществлять взаимодействие с региональными уполномоченными, и, наверное, тогда на занятие политической деятельностью времени просто не оставалось бы. Я просто хочу зачитать. Предлагается дополнить статью 2 (речь идёт об основных задачах уполномоченного) пунктом следующего содержания: "обеспечение эффективной деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации". То есть речь идёт о том, чтобы он активнее взаимодействовал, активнее ездил по российским регионам, чтобы выявлять проблемы, которые сейчас у бизнеса действительно есть. Статью 6, где речь идёт о том, что вправе делать федеральный уполномоченный, предлагается дополнить двумя пунктами. Первый: "оказывать уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своих полномочий". У нас сейчас 85 уполномоченных в регионах, много работы, которой надо заниматься, но, к сожалению, эта работа на сегодняшний день в большей степени просто провалена. Это можно понять из тех же отчётов Российского союза промышленников и предпринимателей, бизнес на первое место ставит проблемы, связанные с административным давлением, - их решение в том числе относится к задачам, которые должен решать уполномоченный, в первую очередь федеральный. Вспомните, когда мы видели какие-то поправки в законы, которые были бы инициированы если не напрямую уполномоченным, то хотя бы через представителей депутатского корпуса? Я работаю второй созыв и, честно говоря, таких предложений от господина Титова не видел. Следующий пункт. Предлагается дать право на осуществление координации и контроля деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации. Мы даём это право для того, чтобы такая координация осуществлялась, чтобы не было так, что кто в лес, кто по дрова, а была бы единая понятная политика в рамках экономического, правового пространства Российской Федерации. По поводу того что нужно пересматривать правоприменительную практику в части работы уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей - конечно, этим нужно заниматься, но пока вопрос, который больше всего волнует, связан с так называемой неприкосновенностью уполномоченного. На мой взгляд, данный законопроект позволил бы загрузить уполномоченного реальной работой в интересах представителей российского бизнеса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А. У меня вопрос к Владимиру Владимировичу, представителю комитета. Скажите, пожалуйста, как сегодня законодательно закреплено именно взаимодействие регионального уполномоченного и федерального уполномоченного по защите прав предпринимателей и как можно следить за их деятельностью? Каждый из них открывает приёмные, но региональный уполномоченный не знает, как взаимодействовать с федеральным, а федеральный не знает, как взаимодействовать с региональным. Расскажите об этом более детально, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. БОКК В. В. Я уже говорил, по мнению комитета, в действующем законодательстве достаточно норм, для того чтобы региональный и федеральный уровни взаимодействовали. Я не случайно остановился в своём выступлении на том, что в регионах открыты приёмные федерального уполномоченного - через них и отслеживается та работа, которая ведётся непосредственно в регионах. И взаимосвязь уполномоченных сегодня есть: и назначение, и досрочное прекращение полномочий того или иного уполномоченного в регионе осуществляется в том числе по инициативе уполномоченного при Президенте Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Скруг Валерий Степанович. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к автору законопроекта. Безусловно, эффективность работы омбудсмена вызывает у нас, мягко говоря, недоумение, очевидна его неэффективность. Но если мы будем вертикально подчинять уполномоченных, осуществлять координацию сверху, то будет создаваться вертикальная структура федерального уровня, соответственно, потребуется её финансирование как на региональном, так и на федеральном уровнях, будут набираться штаты, будут кадры. На данный момент не во всех регионах омбудсмены работают на постоянной основе: одни - на постоянной, другие - на непостоянной. Вопрос: просчитывалось ли, сколько будет эта структура стоить для бюджета? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Сысоеву включите микрофон. СЫСОЕВ В. В. Валерий Степанович, вы подняли действительно очень важную проблему, очень много вопросов к уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Что касается того, потребуются ли средства, - нет, потому что в федеральном бюджете мы с вами запланировали средства на обеспечение деятельности не только самого уполномоченного по защите прав предпринимателей, но и его аппарата, который сегодня есть. В российских регионах такие средства запланированы в региональных бюджетах, то есть средства есть, только возникает вопрос эффективности траты государственных денег на такие, действительно большие, раздутые структуры. Возвращаясь к законопроекту, скажу: мы предлагаем прописать и права, и задачи, которые уполномоченные должны вместе решать. Сейчас это не прописано и эффективности их работы, к сожалению, мы не видим. Этот вопрос неоднократно поднимался, в том числе здесь у нас, в профильном комитете Государственной Думы. Я вообще считаю нужным и правильным, чтобы уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей пришёл в Государственную Думу и рассказал нам о своей работе на посту, который он занимает уже не один год, потому что, к сожалению, имеется масса вопросов. И в том числе хотелось бы послушать, как он видит совершенствование института уполномоченного как на федеральном уровне, так и на региональном, потому что, к сожалению, те законопроекты, которые... Я писал на имя господина Титова письмо с просьбой поддержать данный законопроект. На это пришёл ответ: а поддержите законопроект такого-то депутата, который ходатайствовал о том, чтобы уполномоченным дать статус неприкосновенности. Видно, это больше всего сейчас волнует уполномоченных. А депутатов Государственной Думы, на мой взгляд, волнует эффективность института, который мы создали, приняв федеральные законы, эффективность работы как федерального уполномоченного, так и региональных. Мы могли бы с них за эту работу спросить, могли бы попросить заключение Счётной палаты, чтобы узнать, как они оценивают работу института федерального уполномоченного. Я думаю, что у них тоже будут вопросы к этому институту, к его сегодняшней работе. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступление. Покажите список. Белик Дмитрий Анатольевич. БЕЛИК Д. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я коротко выступлю. Как представитель города-героя Севастополя, одного из двух новых субъектов, я наблюдал, на моих глазах шло формирование института омбудсменов. Я хочу сейчас сказать не только про омбудсменов по защите прав предпринимателей, но и про омбудсменов по правам ребёнка и по правам человека. Так вот основная проблема в том... Мы можем сколько угодно сейчас рассуждать, вносить изменения в федеральные законы, но давайте скажем честно: не должен омбудсмен зависеть от губернатора, он не должен приходить и получать у него в кассе зарплату. Не будет от этого никакого толку! У нас в заксобрании омбудсмена по защите прав предпринимателей выбирали полтора года, потому что половина законодательного собрания была за одного омбудсмена, половина - за другого. В итоге полтора года выбирали омбудсмена! Более того, похожая ситуация сложилась у нас и с контрольно-счётными региональными палатами: они зависят от местной исполнительной власти. И пока будет сохраняться такая ситуация, аудитор не придёт и не найдёт объективно хищений на сотни миллионов. А как он это сделает, когда ему завтра идти за зарплатой в аппарат правительства, в аппарат губернатора? Он этого не сделает! На мой взгляд, назрела необходимость комплексного подхода к институту омбудсменов. Ведь у нас уполномоченный по правам ребёнка работает даже не на основании федерального закона, только в соответствии с указом президента. Мы должны чётко понимать, что, когда деятельность этих людей, в том числе региональных уполномоченных, финансируется из федерального бюджета, они не зависят от местной исполнительной власти. Вот тогда мы с них можем спросить, и тогда их работа становится эффективной. Предлагаю коллегам, в том числе правительству и Счётной палате, над этим подумать. Ещё раз повторяю: у региональных контрольно-счётных палат есть проблемы. Приходят аудиторы, проверяют, а потом им начальник говорит: вот это уберите, это уберите, мы этого писать не можем, потому что полностью зависим от губернатора и от регионального правительства. Нам нужно очень хорошо подумать! А что касается омбудсменов, эту тему нужно обсуждать. Да, в таком виде, наверное, законопроект мы сегодня принять не можем в первом чтении и, скорее всего, не примем, но мы должны подумать над положением региональных омбудсменов - уполномоченных по правам ребёнка, по правам человека и по защите прав предпринимателей и принять пакет законов, которые позволят обмудсменам быть независимыми, а не вставать в позу просящего перед местной властью. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бахметьев Виталий Викторович от фракции. Семь минут поставьте, пожалуйста. БАХМЕТЬЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы, вообще-то, обсуждаем законопроект, конкретный законопроект, а не работу федеральных, региональных омбудсменов. Хотелось бы напомнить, что ровно год назад здесь обсуждался законопроект на эту же тему, но он немного отличался от того, что предлагается сегодня, и кто-то из выступавших даже сказал, что чем больше мы об этом говорим, тем, похоже, мы больше этому вредим. Тогда мы отклонили концепцию, тогда мы не приняли - всего лишь 41 депутат проголосовал за тот законопроект. Что касается сегодняшних изменений, того, что предлагается. Наверное, всё-таки нужно смотреть на работу омбудсмена. Я соглашусь с Владимиром Владимировичем в том, что нужно пригласить его в Думу, послушать, как он работает, и уже после этого принимать какие-то решения. Существующее законодательство позволяет федеральному омбудсмену управлять, и это видно. Я делал запросы, общался с регионами, они сказали одно: предлагаемые изменения - это не то. Если уж говорить о работе омбудсмена, то нужно шире смотреть. Давайте эту тему ещё раз рассмотрим, после того как выслушаем доклад омбудсмена о его работе. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данные изменения, данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич. На рабочем месте включите микрофон. ШЕИН О. В. Есть известное правило: не надо трогать то, что хорошо работает, но верно и обратное - в некоторых случаях не надо трогать то, что работает плохо. Мы с вами видим, что эта система довольно неэффективна. По факту она не защищает интересы предпринимателей ни на национальном уровне, ни в субъектах Федерации, и причина, конечно, не в отсутствии коммуникации между региональными уполномоченными и федеральным. Коммуникация - дело наживное, было бы желание. Люди всегда могут выйти на связь, обсудить между собой общие проблемы, для этого не требуются никакие федеральные решения и федеральные законы, это вопрос обычного сотрудничества. Проблема здесь заключается в одном. Мы хорошо понимаем, что в субъектах все омбудсмены назначаются региональными органами власти, а именно губернаторами и заксобраниями, и если в законодательных собраниях однопартийное большинство, которое, по сути дела, представляет интересы исполнительной власти, то крайне сложно ожидать, что назначенный таким органом уполномоченный будет вступать в конфликт с этой самой исполнительной властью или законодательной властью по вопросам, касающимся нормативного регулирования или реальной практики относительно малого бизнеса. Я думаю, что в тех регионах, которые показали на последних выборах реальную состязательность на уровне заксобраний, как раз может произойти спустя какое-то время, год-другой, наверное, изменение механизма работы омбудсменов, причём любых, будь то уполномоченный по правам человека, омбудсмен по защите прав предпринимателей или по правам ребёнка. И в этом контексте, мне кажется, принятие технического решения, когда мы неэффективную систему пытаемся сделать ещё и вертикальной, вряд ли принесёт хорошие плоды. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Диденко Алексей Николаевич от фракции. ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Интересная дискуссия состоялась, ведь периодически депутаты разных фракций, в первую очередь, конечно, оппозиционных... Уполномоченных по правам в разных областях оппозиция считает неким своим ресурсом, который можно использовать для защиты прав избирателей в том случае, когда парламентская площадка таких возможностей не предоставляет. Подобные дискуссии весьма полезны, чтобы оценить в целом эффективность института как федеральных уполномоченных, так и региональных уполномоченных. Кое-где есть абсолютно уникальные явления, в частности муниципальные уполномоченные, в чьей эффективности ещё больше можно усомниться. Уважаемые коллеги, у нас две вертикали уполномоченных, если можно так выразиться: уполномоченный (омбудсмен) в классическом понимании - поверенный депутатов, то есть Государственной Думы, - это федеральный уполномоченный, и уполномоченные в субъектах, между которыми, кстати, нет отношений власти и подчинения, а также в Российской Федерации получило практику другое явление - президентские уполномоченные, то есть Президентом Российской Федерации назначаются уполномоченные по правам в различных отраслях, в том числе уполномоченные по правам ребёнка, по защите прав предпринимателей, - их может быть довольно много. Фракция ЛДПР несколько раз вносила в Государственную Думу проект закона о введении института уполномоченного при президенте по защите прав инвалидов, ну, и многих иных категорий, чтобы защищались интересы людей, которые больше всего в этой защите нуждаются в силу каких-то физических, социальных причин или повышенного риска оказания на них давления со стороны институтов власти. Практика президентских уполномоченных была скопирована регионами, где, конечно, эффективность этого института оставляет желать лучшего. Почему? В первую очередь следует отметить, что у нас главный принцип при формировании каких-либо территориальных представительств федеральных органов власти - это принцип экстерриториальности, когда федеральный центр назначает должностное лицо. И здесь Дмитрий Анатольевич абсолютно справедливо поднял вопрос: у уполномоченного должен быть некий иммунитет, не должно быть связи с местными элитами, с теми, за кем он собирается следить, чтобы защищать интересы тех, кто находится под их давлением. На взгляд фракции ЛДПР, необходимо в корне существующую ситуацию изменить, реформировать и, конечно же, оптимизировать систему региональных уполномоченных, назначаемых как парламентом, так и постановлением, распоряжением губернатора, потому что, пока они зависят от исполнительной власти, ждать от них особой эффективности и рвения в представлении отчётов с критикой действующего высшего должностного лица, или действующей системы ФСИН, или действующей системы защиты прав детей, органов опеки и попечительства, конечно же, не приходится. В связи с этим какой может быть выход? Периодически этот вопрос поднимают сами субъекты - я имею в виду федерального уполномоченного и в отдельных случаях даже Центральную избирательную комиссию (как вы знаете, ЦИК не находится в системе власти и подчинения, и в случае если она не организующая комиссия в субъекте, то не имеет права давать распоряжения нижестоящим комиссиям). Конечно же, несмотря на то что Россия - федеративное государство, учитывая тенденцию явной централизации, необходимо создавать единую систему во всех областях. К чему это приведёт? Прежде всего к существенному снижению нагрузки на региональные бюджеты. Создавать абсолютно бессмысленный институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте и наделять его функциями, дублирующими функции президентского уполномоченного по защите прав предпринимателей, тратить на это деньги, давать ему машину, квартиру, штат представляется нецелесообразным, поэтому создание единой иерархической структуры уполномоченных как по правам человека в целом, так и по правам в отдельных отраслях представляется логичным выходом из ситуации. Но всё-таки у граждан должно быть понимание, что уполномоченный, омбудсмен - это парламентский институт и работает он в исключительных случаях. У нас есть разные меры реагирования: есть депутатский запрос, то есть наше прямое полномочие реагировать на обращения граждан, он первый в этой иерархии, также есть возможность обратиться к уполномоченному по правам человека - это следующий институт, а самый серьёзный институт - это институт парламентского расследования. Институт парламентского расследования - это институт двухпалатного расследования, он является самой серьёзной формой привлечения внимания парламентариев к каким-то резонансным вопросам, но, к сожалению, Государственная Дума и Совет Федерации этот ресурс не в полной мере используют. Зайдите на сайт любого европейского парламента (ну, США в этом плане отличаются), и вы увидите, что там в текущем режиме пять-шесть парламентских расследований идёт, к сожалению в том числе и якобы вмешательства Российской Федерации в выборы президента США. Они этот институт активно используют, а мы, к сожалению, нет. Предложение фракции ЛДПР - унифицировать эту систему, то есть главным, генеральным уполномоченным должен быть, конечно, федеральный омбудсмен - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, которого мы здесь, в этом зале, утверждаем, а все другие, отраслевые, уполномоченные должны вводиться каким-то иным актом, может быть указом президента, но они должны быть в эту структуру вплетены и должны быть поверенными федерального уполномоченного по правам инвалидов, по защите прав предпринимателей, по правам ребёнка, по правам заключённых (довольно много различных категорий). В связи с этим, конечно, нужно выводить полномочие по назначению уполномоченных из компетенции региональных органов, потому что тогда эти органы утверждают и бюджет на содержание данного института, но сохранить возможность уполномоченного приходить в региональное законодательное собрание с отчётом о своей деятельности - мы в этом зале это обсуждали, когда говорили о территориальных представительствах федеральных органов исполнительной власти. Этот институт вполне уместно применить и к поверенным по различным правам федерального уполномоченного в субъектах Российской Федерации, с тем чтобы они ежегодно приходили в законодательные собрания субъектов, которые их не назначают, но могут поставить перед ними вопросы, заслушать отчёт и сделать вывод об итогах работы уполномоченного за год. Фракция ЛДПР, разумеется, поддерживает проект предложенной инициативы, поскольку она является шагом к введению единой гармоничной системы федеральных уполномоченных в Российской Федерации. Просьба поддержать. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента желает выступить? Правительства? Нет. Заключительное слово, Владимир Владимирович Сысоев? Пожалуйста. Включите Сысоеву микрофон. СЫСОЕВ В. В. Вячеслав Викторович, спасибо. Времени остаётся не так много, но я надеюсь, что успеем ещё по статье 118 Регламента законопроекты рассмотреть. Спасибо, конечно, за такое единодушие при рассмотрении этого вопроса. Вячеслав Викторович, у нас вот такая дискуссия развернулась по уполномоченным по защите прав предпринимателей в Российской Федерации, и одно из предложений - всё-таки рассмотреть возможность того, чтобы Государственная Дума могла заслушать отчёт уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей здесь, в этом зале, потому что дискуссия была очень серьёзная, много нареканий к его работе и к действующему законодательству. Конечно, очень важно, что многие российские регионы поддержали данный законопроект. Мы прекрасно понимаем, что сегодня действительно губернаторы и назначают, и снимают, и зарплату платят уполномоченным в регионах, - о какой независимости этого института тогда в принципе можно говорить? Было бы логично и правильно, чтобы назначение и финансирование происходило, допустим, в том числе либо из аппарата Общественной палаты Российской Федерации, либо из общественных палат регионов. Очень удивило заключение Правительства Российской Федерации: законопроект был внесён в 2016 году, отзыв был представлен через 73 дня (вместо 30 дней) - вот какая дисциплина в то время была в Правительстве Российской Федерации, - причём законопроект об одном, а отзыв правительства совершенно о другом. Конечно, я не удивляюсь тому, что правительство не хочет, чтобы уполномоченные активно занимались ослаблением и ликвидацией тех административных барьеров, которые на сегодня созданы, но мы надеемся, что в ближайшее время соответствующие законопроекты появятся, что уполномоченные, федеральный и региональные, озаботятся внесением изменений в федеральное законодательство, для того чтобы этот институт эффективно работал и защищал права предпринимателей в Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. Заключительное слово Владимира Владимировича Бокка. Есть желание выступить? Пожалуйста. БОКК В. В. Несколько слов. Возможно, и есть вопросы по работе уполномоченных, но я думаю, что, наверное, они должны решаться немножко в иной плоскости. Здесь нужен более глубокий анализ, мы должны действительно, наверное, прислушаться к предложению и заслушать уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, по крайней мере тогда будет яснее, какие необходимо вносить изменения и какие нужны поправки. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации", 5-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 25 сек.) Проголосовало за 55 чел.12,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 55 чел. Не голосовало 395 чел.87,8 % Результат: не принято Отклоняется законопроект под пунктом 5.
Заседание № 131
О проекте федерального закона № 12144-7 "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" (в части уточнения задач и полномочий Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прошу 14-й вопрос, по возможности, перенести на завтрашнее заседание по просьбе автора. Вопрос 29 прошу перенести на следующую неделю в связи с командировкой докладчика. Также в связи с командировкой докладчика прошу перенести на следующую неделю рассмотрение вопросов 33, 39, 40 и 41.
Перенос вопросов 33, 39, 40 и 41 на следующую неделю - коллеги, нет возражений? Нет возражений. Но акцентируем, что шесть законопроектов депутатов фракции ЛДПР мы могли рассмотреть сегодня, но не будем рассматривать по причине того, что либо нет докладчиков, либо кто-то не подготовлен. Коллеги, принимаем решение? Принимаем решение, хорошо.