Заседание № 71
О проекте федерального закона № 121211-4 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (в части продления срока вступления в силу отдельных положений закона).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 31, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике". Доклад Юрия Александровича Липатова. Пожалуйста, Юрий Александрович. ЛИПАТОВ Ю. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Статьей 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" устанавливается запрет на совмещение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности с 1 января 2005 года. К естественно-монопольным видам относятся передача электроэнергии и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, к конкурентным - производство и продажа электрической энергии. Настоящим законопроектом предлагается перенести вышеуказанный срок на 1 апреля 2006 года. Это обусловлено следующими причинами. Несмотря на то что основная часть акционерных обществ энергетики и электрификации во исполнение требований закона давно приняла решение о реорганизации, практика и накопленный опыт реорганизации данных акционерных обществ показали длительность и спорность процедур согласования решения о реорганизации при наличии нескольких собственников и при участии органов власти. Поскольку решение о реорганизации акционерных обществ принимается 75 процентами голосов, при доле основного собственника в уставном капитале менее 75 процентов принятие решения без согласия миноритарных акционеров невозможно. Для достижения такого согласия также требуется значительное время. Подавляющее большинство муниципальных унитарных предприятий и иных организаций, совмещающих деятельность по передаче и продаже электрической энергии, реформирование не начинали. Это было вызвано отчасти неопределенностью до последнего времени перспектив муниципальных предприятий в связи с принятием пакета законов по реформе жилищно-коммунального хозяйства, отсутствием четкой программы по проведению обязательной реорганизации муниципальных предприятий. В связи с проведением административной реформы правительство не уделило должного внимания информационной и организационной политике в сфере реформирования компаний, совмещающих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности. В результате многие предприятия оказались перед фактом обязательного разделения к моменту зимнего максимума нагрузки, в самый разгар отопительного сезона, когда все силы энергосберегающих организаций направлены на обеспечение надежного энергоснабжения потребителей. До реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации в стране отсутствовал опыт проведения столь масштабной реорганизации, затрагивающей все предприятия отрасли. В ходе ее проведения выявились правовые пробелы и коллизии в действующем законодательстве, что неизбежно приводит к удлинению срока. В частности, обнаружились недостатки трудового, налогового и лицензионного законодательства, которые не позволяют достаточно оперативно провести процедуры реорганизации, потому что требуются дополнительные согласования решений с учетом интересов всех лиц, имеющих отношение к электроэнергетике: государства, органов местного самоуправления, акционеров, инвесторов, кредиторов, потребителей и работников. К примеру, в Трудовом кодексе недостаточно четко регламентирована процедура продолжения или прекращения трудовых отношений работников в случае реорганизации компании, что может привести к необоснованным судебным спорам по искам работников. После разделения АО-энерго по видам деятельности возникает проблема, связанная с получением необходимых лицензий вновь созданными обществами в рамках действующего федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и незаконностью осуществления основных видов деятельности. В Федеральном законе "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период..." предусмотрены меры, направленные на принудительную реорганизацию хозяйствующих субъектов, не выполняющих требований указанного закона о разделении естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности. Однако следует отметить, что данные меры и механизмы их реализации связаны исключительно с разовым применением к организациям, не выполнившим требования законодательства, и не предполагается проведение принудительной реорганизации значительного количества организаций по всей стране. Таким образом, принимая во внимание перечисленные выше факторы, определяющие длительность процедуры реорганизации компаний, совмещающих естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности, целесообразно изменение срока введения запрета на их совмещение. Накопленный акционерными обществами энергетики и электрификации опыт осуществления реорганизации, устранение выявленных причин увеличения ее сроков, активизация деятельности правительства в данном направлении позволяют в ближайшее время сократить на практике сроки проведения данной процедуры для остальных организаций, что дает основание определить в качестве крайней даты введения запрета на совмещение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности 1 апреля 2006 года. Принятие данного федерального закона не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, не потребует изменения и дополнения иных актов законодательства Российской Федерации. На законопроект имеются положительные заключения Правового управления Государственной Думы и Правительства Российской Федерации. С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении и в целом рассматриваемый проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы к Юрию Александровичу? Депутат Кузнецов Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. Создается впечатление (и я прошу разубедить меня, если это действительно не так), что мы реформировали почти всю страну, всё и вся, и никакие законы этому не мешали, но как только дело коснулось великих деятелей типа Чубайса, энергетики, так мы даже закон о конкуренции готовы переделать, лишь бы быстро осуществить, так сказать, с большевистским замахом: вот мы сейчас - раз, возьмем и срубим. Вы что, под себя решили всю Россию, что ли, подделать, под вот эту проблему свою? ЛИПАТОВ Ю. А. Я так понимаю, что данный вопрос насчет того, кто что тут решил, не относится к теме. Мы говорим о том, что согласно закону, который был принят полтора года назад, к 1 января 2005 года должны были быть разделены сферы деятельности - естественно-монопольные и конкурентные. Я вам говорю, что на территории Российской Федерации к решению этой задачи еще практически не приступали по тем причинам, о которых я сказал в докладе. Поэтому если мы сейчас не примем вот то предложение, о котором я говорю, то с 1 января 2005 года, муниципальные унитарные предприятия или, скажем так, электросети на местах практически не в состоянии будут проводить свою работу по передаче и продаже электроэнергии. Процесс идет, мы должны провести реформу таким образом, чтобы она ни в коей мере не отразилась на энергоснабжении народного хозяйства России. За полтора года накоплен опыт, об этом сегодня говорил министр Христенко. Мы предлагаем продлить этот срок до 1 апреля 2006 года. Почему до 1 апреля? Чтобы, когда закончится осенне-зимний период, у нас было время летом спокойно провести реорганизацию в соответствии с законом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Александрович. У нас хоть закон и состоит из слов "1 апреля 2006 года", но обсуждаем мы очень подробно и ответы даем очень и очень подробные. Депутатов, если есть вопросы, я прошу конкретно по изменению закона задавать вопросы, а не по всей тематике электроэнергетики. Есть ли еще вопросы? Нет. Кто хотел бы выступить? Нет желающих выступить. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 54 мин. 09 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Принято.
У представителей правительства и президента, у депутатов есть возражения по вопросу 31, если мы сегодня примем его в целом? Нет. Коллеги, ставлю на голосование закон под пунктом 31: принять в рамках "часа голосования" данный закон в целом. Кто за это предложение? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 06 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7% Результат: принято Принято.