Заседание № 71

22.12.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 121211-4 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (в части продления срока вступления в силу отдельных положений закона).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5970 по 6123 из 7018
Пункт 31, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 6        
Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в       
переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты       
Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных     
актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об          
электроэнергетике". Доклад Юрия Александровича Липатова. Пожалуйста, Юрий       
Александрович.                                                                  
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Статьей 6     
Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в       
переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты       
Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных     
актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об          
электроэнергетике" устанавливается запрет на совмещение                         
естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности с 1 января 2005       
года. К естественно-монопольным видам относятся передача электроэнергии и       
оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, к конкурентным -       
производство и продажа электрической энергии. Настоящим законопроектом          
предлагается перенести вышеуказанный срок на 1 апреля 2006 года. Это            
обусловлено следующими причинами.                                               
                                                                                
Несмотря на то что основная часть акционерных обществ энергетики и              
электрификации во исполнение требований закона давно приняла решение о          
реорганизации, практика и накопленный опыт реорганизации данных акционерных     
обществ показали длительность и спорность процедур согласования решения о       
реорганизации при наличии нескольких собственников и при участии органов        
власти. Поскольку решение о реорганизации акционерных обществ принимается 75    
процентами голосов, при доле основного собственника в уставном капитале менее   
75 процентов принятие решения без согласия миноритарных акционеров              
невозможно. Для достижения такого согласия также требуется значительное         
время.                                                                          
                                                                                
Подавляющее большинство муниципальных унитарных предприятий и иных              
организаций, совмещающих деятельность по передаче и продаже электрической       
энергии, реформирование не начинали. Это было вызвано отчасти                   
неопределенностью до последнего времени перспектив муниципальных предприятий    
в связи с принятием пакета законов по реформе жилищно-коммунального             
хозяйства, отсутствием четкой программы по проведению обязательной              
реорганизации муниципальных предприятий.                                        
                                                                                
В связи с проведением административной реформы правительство не уделило         
должного внимания информационной и организационной политике в сфере             
реформирования компаний, совмещающих конкурентные и естественно-монопольные     
виды деятельности. В результате многие предприятия оказались перед фактом       
обязательного разделения к моменту зимнего максимума нагрузки, в самый разгар   
отопительного сезона, когда все силы энергосберегающих организаций направлены   
на обеспечение надежного энергоснабжения потребителей.                          
                                                                                
До реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации в стране      
отсутствовал опыт проведения столь масштабной реорганизации, затрагивающей      
все предприятия отрасли. В ходе ее проведения выявились правовые пробелы и      
коллизии в действующем законодательстве, что неизбежно приводит к удлинению     
срока. В частности, обнаружились недостатки трудового, налогового и             
лицензионного законодательства, которые не позволяют достаточно оперативно      
провести процедуры реорганизации, потому что требуются дополнительные           
согласования решений с учетом интересов всех лиц, имеющих отношение к           
электроэнергетике: государства, органов местного самоуправления, акционеров,    
инвесторов, кредиторов, потребителей и работников. К примеру, в Трудовом        
кодексе недостаточно четко регламентирована процедура продолжения или           
прекращения трудовых отношений работников в случае реорганизации компании,      
что может привести к необоснованным судебным спорам по искам работников.        
После разделения АО-энерго по видам деятельности возникает проблема,            
связанная с получением необходимых лицензий вновь созданными обществами в       
рамках действующего федерального закона "О лицензировании отдельных видов       
деятельности" и незаконностью осуществления основных видов деятельности.        
                                                                                
В Федеральном законе "Об особенностях функционирования электроэнергетики в      
переходный период..." предусмотрены меры, направленные на принудительную        
реорганизацию хозяйствующих субъектов, не выполняющих требований указанного     
закона о разделении естественно-монопольных и конкурентных видов                
деятельности. Однако следует отметить, что данные меры и механизмы их           
реализации связаны исключительно с разовым применением к организациям, не       
выполнившим требования законодательства, и не предполагается проведение         
принудительной реорганизации значительного количества организаций по всей       
стране.                                                                         
                                                                                
Таким образом, принимая во внимание перечисленные выше факторы, определяющие    
длительность процедуры реорганизации компаний, совмещающих                      
естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности, целесообразно         
изменение срока введения запрета на их совмещение.                              
                                                                                
Накопленный акционерными обществами энергетики и электрификации опыт            
осуществления реорганизации, устранение выявленных причин увеличения ее         
сроков, активизация деятельности правительства в данном направлении позволяют   
в ближайшее время сократить на практике сроки проведения данной процедуры для   
остальных организаций, что дает основание определить в качестве крайней даты    
введения запрета на совмещение естественно-монопольных и конкурентных видов     
деятельности 1 апреля 2006 года.                                                
                                                                                
Принятие данного федерального закона не повлечет дополнительных расходов из     
федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, не потребует    
изменения и дополнения иных актов законодательства Российской Федерации. На     
законопроект имеются положительные заключения Правового управления              
Государственной Думы и Правительства Российской Федерации.                      
                                                                                
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по энергетике,            
транспорту и связи рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении и   
в целом рассматриваемый проект федерального закона.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы к Юрию Александровичу? Депутат   
Кузнецов Виктор Егорович.                                                       
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Создается впечатление (и я прошу разубедить меня, если это действительно не     
так), что мы реформировали почти всю страну, всё и вся, и никакие законы        
этому не мешали, но как только дело коснулось великих деятелей типа Чубайса,    
энергетики, так мы даже закон о конкуренции готовы переделать, лишь бы быстро   
осуществить, так сказать, с большевистским замахом: вот мы сейчас - раз,        
возьмем и срубим. Вы что, под себя решили всю Россию, что ли, подделать, под    
вот эту проблему свою?                                                          
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А. Я так понимаю, что данный вопрос насчет того, кто что тут         
решил, не относится к теме. Мы говорим о том, что согласно закону, который      
был принят полтора года назад, к 1 января 2005 года должны были быть            
разделены сферы деятельности - естественно-монопольные и конкурентные. Я вам    
говорю, что на территории Российской Федерации к решению этой задачи еще        
практически не приступали по тем причинам, о которых я сказал в докладе.        
Поэтому если мы сейчас не примем вот то предложение, о котором я говорю, то с   
1 января 2005 года, муниципальные унитарные предприятия или, скажем так,        
электросети на местах практически не в состоянии будут проводить свою работу    
по передаче и продаже электроэнергии. Процесс идет, мы должны провести          
реформу таким образом, чтобы она ни в коей мере не отразилась на                
энергоснабжении народного хозяйства России. За полтора года накоплен опыт, об   
этом сегодня говорил министр Христенко. Мы предлагаем продлить этот срок до 1   
апреля 2006 года. Почему до 1 апреля? Чтобы, когда закончится осенне-зимний     
период, у нас было время летом спокойно провести реорганизацию в соответствии   
с законом.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Александрович.                              
                                                                                
У нас хоть закон и состоит из слов "1 апреля 2006 года", но обсуждаем мы        
очень подробно и ответы даем очень и очень подробные. Депутатов, если есть      
вопросы, я прошу конкретно по изменению закона задавать вопросы, а не по всей   
тематике электроэнергетики. Есть ли еще вопросы? Нет. Кто хотел бы выступить?   
Нет желающих выступить. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом          
чтении? Прошу проголосовать.                                                    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 54 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              351 чел.78,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    352 чел.                                          
Не голосовало                  98 чел.21,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6172 по 6188 из 7018
У представителей правительства и президента, у депутатов есть возражения по     
вопросу 31, если мы сегодня примем его в целом? Нет. Коллеги, ставлю на         
голосование закон под пунктом 31: принять в рамках "часа голосования" данный    
закон в целом. Кто за это предложение? Прошу проголосовать.                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              348 чел.77,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    348 чел.                                          
Не голосовало                 102 чел.22,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.