Заседание № 77

02.02.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 121196-4 "О ратификации Конвенции о привилегиях и иммунитетах Шанхайской организации сотрудничества".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2333 по 2538 из 5071
У нас на фиксированное время, на 12.30, поставлен проект федерального закона    
"О ратификации Конвенции о привилегиях и иммунитетах Шанхайской организации     
сотрудничества". Я приглашаю для доклада официального представителя             
Президента Российской Федерации заместителя Министра иностранных дел            
Российской Федерации Александра Юрьевича Алексеева. Пожалуйста, на трибуну.     
                                                                                
АЛЕКСЕЕВ А. Ю., официальный представитель Президента Российской Федерации,      
заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.                      
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Представляемая Конвенция о    
привилегиях и иммунитетах Шанхайской организации сотрудничества является, как   
это принято в международной практике, одним из основных правоустанавливающих    
документов Шанхайской организации. Этот документ создает необходимые условия    
для нормального функционирования ШОС.                                           
                                                                                
Шанхайская организация сотрудничества, я думаю, это вам хорошо известно,        
является динамично развивающимся, многосторонним региональным объединением,     
обеспечивающим российские интересы по поддержанию стабильности, мира,           
экономического сотрудничества в этом регионе. Мы работаем в этой организации    
во взаимодействии с Китаем и четырьмя центральноазиатскими государствами.       
                                                                                
Концепция, которую мы сейчас представляем, разработана с учетом положений       
Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 года и ряда       
других международных правовых документов, регулирующих вопросы привилегий и     
иммунитетов международных организаций, участницей которых является Российская   
Федерация. Текст конвенции также принимает во внимание особенности              
национальных законодательств государств - членов ШОС - Казахстана, Киргизии,    
Китая, Российской Федерации, Таджикистана и Узбекистана.                        
                                                                                
В конвенции зафиксированы привилегии и иммунитеты Шанхайской организации        
сотрудничества, привилегии и иммунитеты должностных лиц организации,            
экспертов в командировках по делам ШОС, представителей ее государств-членов,    
постоянных представителей ее государств-членов при Секретариате Шанхайской      
организации сотрудничества.                                                     
                                                                                
Предоставление привилегий и иммунитетов является необходимым условием           
эффективного независимого выполнения своих функциональных задач в интересах     
ШОС и государств-членов всеми теми сотрудниками, которые в той или иной         
степени работают и связаны с этой международной организацией.                   
                                                                                
Конвенция содержит определенные изъятия из российского законодательства в       
части, касающейся Уголовно-процессуального, Таможенного, Налогового кодексов,   
которые созвучны аналогичным российским обязательствам по другим                
международным организациям, в которых Россия участвует и работает. Настоящая    
конвенция не содержит никаких избыточных обязательств и не потребует            
дополнительных расходов из федерального бюджета.                                
                                                                                
В соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской      
Федерации" текст документа согласован со всеми компетентными российскими        
министерствами, организациями и ведомствами. Правительство Российской           
Федерации на своем заседании 18 ноября 2004 года обсудило вопрос о              
ратификации конвенции и приняло соответствующее постановление. К настоящему     
времени конвенция ратифицирована Узбекистаном, в ближайшие месяц-два            
предполагается ее ратификация другими государствами - членами ШОС.              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Юрьевич, присаживайтесь. На вопросы,   
когда их будут задавать, вы будете из ложи отвечать.                            
                                                                                
Для содоклада слово предоставляется Косачёву Константину Иосифовичу.            
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОСАЧЁВ К. И. Комитет по международным делам рассмотрел указанный               
законопроект. Для нас было важным убедиться в том, что этот документ никоим     
образом не осложняет, а, наоборот, облегчает работу наших российских            
представителей в Шанхайской организации сотрудничества. Это действительно       
так, потому что рабочие органы ШОС, как вы знаете, располагаются в Пекине, а    
Региональная антитеррористическая структура, орган, подведомственный ШОС, - в   
Ташкенте. Таким образом, те привилегии и иммунитеты, которые по этой            
конвенции предоставляются сотрудникам организации, в первую очередь,            
наверное, будут работать на наших представителей в этой организации.            
                                                                                
Конвенция полностью соответствует нормам, предусмотренным соответствующими      
документами Организации Объединенных Наций. Для России ее ратификация не        
влечет дополнительных расходов.                                                 
                                                                                
В этой связи комитет предлагает поддержать ратификацию данной конвенции.        
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли у депутатов вопросы к докладчику и содокладчику? Пожалуйста,           
Жириновский Владимир Вольфович. Кому вопрос?                                    
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Представителю МИДа вопрос.                                    
                                                                                
Это новая организация. И мы сейчас, возможно, ратифицируем данный документ.     
Но не получится ли так, как с СЭВом, который мы создавали, так сказать, а       
потом в одночасье его разрушили, и никакого толку нет? Надо взять опыт, может   
быть, европейских институтов, потому что мы здесь не только ставим вопрос о     
привилегиях и иммунитетах, но, наверное, и количество сотрудников аппарата      
тоже должно формироваться по какой-то квоте, с тем чтобы нас, Россию, не        
обошли. Это тоже хорошо было бы иметь в виду. Почему-то все органы только в     
Пекине и в Ташкенте находятся. Может быть, можно было бы часть людей            
разместить и на территории России или же заложить такие нормы, чтобы все-таки   
мы там имели достаточное влияние? То есть вопрос о реальном влиянии России на   
формат отношений, складывающихся в данной международной организации, чтобы      
оно было достаточным для нас, поскольку мы являемся как бы связующим звеном -   
Китай, Средняя Азия, Россия - и у нас самый большой опыт антитеррористической   
борьбы, чтобы... (Микрофон отключен.)                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Юрьевич, пожалуйста, ваш ответ.                 
                                                                                
АЛЕКСЕЕВ А. Ю. Постановка вопроса абсолютно справедливая и абсолютно            
правильная. Все эти аргументы, которые сейчас были высказаны, принимались в     
расчет Министерством иностранных дел, другими компетентными ведомствами,        
министерствами, которые работали над этим документом. По документам ШОС,        
численность представителей того или иного государства в секретариате и в        
организациях определяется пропорционально взносу данного государства в бюджет   
ШОС. Взнос Российской Федерации в бюджет ШОС составляет 24 процента, такой же   
процент имеет Китай. Далее следуют: Казахстан - 21 процент, Узбекистан - 15     
процентов, Кыргызстан - 10 процентов и Таджикистан - 6 процентов. На            
основании взноса также формируется численный состав российского                 
представительства и в секретариате ШОС, и в других ее специализированных        
теперешних и будущих организациях. Так что мы там представлены так же, как      
представлен Китай, Китайская Народная Республика. И такой порядок               
зафиксирован в документах организации.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Митрофанов Алексей Валентинович, пожалуйста.                                    
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. У меня вопрос к представителю правительства. Мы возлагали      
большие надежды на ШОС, когда она создавалась. Когда американцы ввели войска    
в государства Средней Азии, мы с китайцами провели по этому поводу в рамках     
ШОС политические консультации? Что вам известно? Китайская сторона давала на    
это, так сказать, согласие? Вообще, вопрос этот обсуждался в рамках ШОС или     
нет?                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Юрьевич.                            
                                                                                
АЛЕКСЕЕВ А. Ю. Хочу сказать, что ШОС - это организация не двухсторонняя,        
российско-китайская, ШОС - это организация, в которую входит ряд государств,    
в том числе и центральноазиатские государства. Если что-то обсуждается в        
рамках ШОС, то это обсуждается всеми вместе. И принцип консенсуса является      
руководящим принципом при принятии каких-то решений.                            
                                                                                
Что же касается вопроса, который был поставлен, - о стабильности, о тех         
событиях, которые происходят в зоне ответственности ШОС, в том числе и в        
Центральной Азии, - он постоянно находится в поле зрения и является часто       
одним из центральных вопросов двухсторонних российско-китайских отношений и     
контактов. Несомненно, эта проблематика находится в центре внимания и того и    
другого государства.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет больше вопросов. Есть ли желающие            
выступить?                                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос? Пожалуйста, Махмудов Махмуд Гаджулаевич.          
                                                                                
МАХМУДОВ М. Г. Уважаемый Александр Юрьевич, наверное, ШОС создавалась с         
определенными международными целями, для выгоды тех государств, которые туда    
входят, прежде всего с целью развития широкого экономического, торгового,       
культурного и других обменов. Но вот в конвенции оговариваются только           
таможенные, налоговые и другие привилегии для штатных работников аппарата,      
членов их семей. Какими же документами тогда предусмотрена широкая              
экономическая, торговая и другая деятельность этой организации? Может быть,     
помимо этого есть и другие документы? Утверждать, принимать сегодня             
конвенцию, я думаю, надо, но не ограничится ли этой узкой конвенцией            
деятельность самой ШОС?                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
АЛЕКСЕЕВ А. Ю. Представленный в настоящее время документ, как я уже говорил,    
является одним из основополагающих документов для деятельности любой            
международной организации и как раз включает в себя те элементы, которые        
необходимы для функционирования рабочих и центральных органов этой              
организации. Что касается более широкого аспекта, затронутого вами, то принят   
уже целый ряд конкретных документов по будущим конкретным планам ШОС, в том     
числе и в торгово-экономической области. Два года назад принят документ,        
который регламентирует работу ШОС, он состоит более чем из ста пунктов по       
всем вопросам, касающимся в том числе торгово-экономического сотрудничества и   
будущих направлений развития этого сотрудничества.                              
                                                                                
ШОС имеет, на наш взгляд, огромный потенциал не только в политической           
области, не только в области безопасности и борьбы с наркоугрозой и             
терроризмом, но и колоссальный потенциал в будущем торгово-экономическом        
сотрудничестве и взаимодействии. Все эти принципиальные документы приняты, и    
сейчас по линии соответствующих министерств уже идет конкретная работа,         
направленная на выполнение всех этих планов.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Есть ли потребность выступить у полномочных    
представителей правительства и президента? Есть ли желание выступить с          
заключительным словом? Нет. Уважаемые коллеги, голосование по данному проекту   
федерального закона проводится в режиме "часа голосования". Ставится на         
голосование проект федерального закона "О ратификации Конвенции о привилегиях   
и иммунитетах Шанхайской организации сотрудничества".                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 44 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              383 чел.85,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    383 чел.                                          
Не голосовало                  67 чел.14,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.