Заседание № 200
19.03.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 120890-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (в части упрощения порядка определения регионального оператора по обращению с ТКО в труднодоступных населённых пунктах).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5205 по 5466 из 5870
32-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления". Докладывает официальный представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александр Иванович Корякин. КОРЯКИН А. И., официальный представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Добрый день, уважаемый Иван Иванович! Добрый день, уважаемые депутаты Государственной Думы! С начала внедрения реформы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, с 2019 года, сдерживающими факторами успешной реализации реформы на всей территории региона являются суровые природно-климатические особенности, труднодоступность отдельных населённых пунктов, которые не имеют круглогодичного транспортного сообщения, и низкая плотность населения. В связи с этим в целях учёта особенностей обращения с отходами на труднодоступных территориях Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) внесён в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Благодаря совместной работе с Комитетом по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, личной поддержке Александра Борисовича Когана, поддержке Минприроды России и ППК РЭО, а также заместителя председателя правительства Виктории Валериевны Абрамченко законопроект был существенно доработан и получил положительный отзыв Правительства Российской Федерации. Вкратце, что предлагается. Во-первых, в республике вывоз ТКО из отдельных населённых пунктов осуществляется только по автозимникам, которые доступны один раз в год и имеют неопределённый график открытия и закрытия; промежуток между открытиями автозимников составляет порядка 12 месяцев, период работы автозимников составляет от полутора до трёх месяцев, в связи с чем предлагается продлить накопление отходов на труднодоступных территориях до 12 месяцев. Во-вторых, понятийный аппарат дополнен понятиями "труднодоступные территории", "мусороперегрузочная станция". В-третьих, предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по установлению требований к мусороперегрузочным станциям. В-четвёртых, в территориальную схему обращения с отходами включаются перечень труднодоступных территорий и данные о мусороперегрузочных станциях. И последнее, на труднодоступных территориях предусматривается осуществление отходообразователями самостоятельного накопления отходов на мусороперегрузочных станциях. Уважаемые коллеги, если вы одобрите данную редакцию, то решите проблему вывоза отходов с отдалённых территорий со сложной транспортной доступностью. Мы очень рассчитываем на вашу поддержку. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Иванович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Александр Борисович Коган. КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, на самом деле законопроект невероятно востребован, очень долго к нему шли северные территории, которые имеют труднодоступные места, где на самом деле нет возможности круглый год вывозить соответствующие отходы. Установление особенностей обращения с отходами на таких территориях просто необходимо, в противном случае все субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые в сегодняшнем режиме работают, постоянно нарушают действующее законодательство. Мне кажется, на этом можно было бы и закончить. Но при этом при всём я могу вам сказать, что всё-таки есть определённые замечания, которые были высказаны и Правительством Российской Федерации. ГПУ в данном случае сослалось на то, что будет ориентироваться на позицию правительства, так как вопрос достаточно важный и профессиональный. Ну и комитет тоже высказал ряд замечаний, которые будут учтены ко второму чтению, они отражены в заключении комитета. Правовое управление Аппарата Государственной Думы также поддерживает данный проект закона. Коллеги, есть предложение поддержать в первом чтении. Порядка 20 территорий Российской Федерации, в которых находится около 400 таких удалённых территорий, ждут принятия этого законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Борисович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Аммосов Пётр Револьдович. АММОСОВ П. Р., фракция КПРФ. У меня вопрос к земляку. Александр Иванович, мы же учтём все замечания ко второму чтению, правильно? Вот, конечно, это действительно мучение - вывоз в Арктической зоне, поэтому, я думаю, что всё будет учтено, Александр Иванович. Правильно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Пётр Револьдович. Ну, содокладчик сказал, что ко второму чтению замечания будут учтены, конечно. Глазкова Анжелика Егоровна, пожалуйста. ГЛАЗКОВА А. Е. Александр Иванович, скажите, пожалуйста, планируется ли у вас в Республике Саха (Якутия) строительство мусороперерабатывающего завода, в какие периоды? И я думаю, что это как раз решит вопрос обращения с ТКО на северных территориях. КОРЯКИН А. И. У нас сегодня построен полигон в Якутске, в этом году начинается работа по строительству мусоросортировочного завода. Ну, в отношении Якутска как бы всё относительно благополучно, а вот в части труднодоступных северных территорий, конечно, вопросы есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. КОГАН А. Б. Уважаемые коллеги, дело в том, что строительство любого мусороперерабатывающего завода, даже самого современного, на территории Якутии не решит этот вопрос никогда. Это вопрос труднодоступных территорий, где нет круглогодичного вывоза отходов, то есть когда с территорий просто не могут вывезти, потому что болото, потому что по реке невозможно вывезти. И только когда замерзает болото, открывается автозимник, раз в год в течение только полутора месяцев вот с этой территории можно вывезти отходы. Поэтому наличие любого современного завода на территории Якутии не решит эту проблему, решит только этот закон, который приведёт в порядок ровно то, к чему территории идут уже пять лет, - наконец-то их услышали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Борисович. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Михайлов Олег Алексеевич, пожалуйста. МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, действительно, законопроект очень важный, актуальный - труднодоступных территорий в нашей стране очень много, и возникающие проблемы с твёрдыми коммунальными отходами на этих землях, конечно же, необходимо решать. Но тем не менее к законопроекту есть ряд вопросов, я вот коротко по ним пройдусь. Во-первых, само понятие "труднодоступная территория", безусловно, имеет право на существование, и аргументы, которые приводят авторы в обоснование своей позиции, понятны, но всё же имеются обоснованные сомнения. К труднодоступным территориям предлагается отнести в том числе территории, расположенные более чем в 300 километрах от мест расположения объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твёрдых коммунальных отходов. Однако это, на наш взгляд, необоснованно, так как на расстоянии до 300 километров до мест размещения или обработки отходов может быть, собственно, транспортная доступность. Не секрет, что региональные операторы несут дополнительные расходы на обеспечение вывоза мусора с таких труднодоступных (в кавычках) территорий, однако все их расходы с лихвой компенсируются огромными тарифами на вывоз мусора, который, естественно, оплачивают жители. И если законопроект предполагает возможность вывозить ТКО один раз в год, то тогда и платить за вывоз твёрдых коммунальных отходов гражданам необходимо тоже раз в год, а не в течение всего времени накопления этих твёрдых коммунальных отходов. Фактически здесь речь идёт не о труднодоступной территории, а о рентабельности транспортного плеча мусоровоза. А в этом случае логично будет предположить, что надо продлевать не срок временного хранения, а ограничивать накопления ТКО грузоподъёмностью мусоровоза, ну, порядка 10-15 тонн. А при сохранении запрета на захоронение ценных компонентов можно продлить срок их накопления до достижения рентабельного объёма вторичного сырья, ну, в те же, там, 10-15 тонн, которого достаточно для заполнения кипованным вторичным сырьём одного тентованного кузова грузового автомобиля. Если вторичное сырьё не кипуется, а вывозится навалом, то в этом случае необходимо, по мнению нашей фракции, установить предел объёмом кузова мусоровоза, ну те же самые, как я уже сказал, 10-15 тонн. Во-вторых, при годовом накоплении в 20 тысяч тонн, как предполагается авторами законопроекта, этот пункт становится не местом временного накопления отходов, а полноценной свалкой, причём нелегальной. А если сроки такого хранения ещё и продлить, то в таком месте размещения начнутся процессы брожения органической фракции твёрдых коммунальных отходов с потенциальным образованием свалочного газа до опасных уровней. Соответственно, это не очень безопасно как для окружающей природной среды, так и для тех людей, которые будут осуществлять перегрузку. В случае если временное хранение будет осуществляться с компактированием образовавшихся отходов, то рациональным будет или строить место хранения с твёрдым покрытием и защитой от влаги для их складирования, и так это и прописать в законе, или установить один критерий удалённости территорий, то есть объём автопоезда для вывоза ТКО. Естественно, этот законопроект может облегчить процесс обращения с отходами так, что и на эти удалённые территории будут завозить отходы, скажем так, с абсолютно неудалённых. Есть определённые риски при принятии законопроекта, на мой взгляд, он требует доработки, может быть доработан и тогда может быть принят, а пока мы воздержимся от голосования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Наша фракция поддержит представленную концепцию, но мы услышали о том, что, да, труднодоступные территории - это прежде всего районы Крайнего Севера, и вот с этой аргументацией мы соглашаемся. Но действительно, что называется, нет предела творчеству, законотворчеству, и такими труднодоступными регионами могут стать в том числе и центральные регионы России. Вот это должно быть исключено. Мы предлагаем авторам и профильному комитету обязательно ко второму чтению доработать и исключить такую возможность. Ну и самое главное, чтобы это не было за счёт увеличения тарифов. Вот понимаете, если за счёт опять-таки граждан, ну, если в районах Крайнего Севера, может быть, и придётся с этим согласиться, то в части всей остальной территории России мы будем категорически против и поменяем свою позицию к третьему чтению в обязательном порядке, если не будет ограничения этого самого важного критерия. За счёт региона сложно это делать, за счёт федерального бюджета - давайте, вносите такую поправку во втором чтении, и мы тогда согласимся. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Иванович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Александр Борисович Коган, пожалуйста, содокладчик. КОГАН А. Б. Огромное спасибо за высказанные мнения, уважаемые коллеги. Я хотел бы обратить внимание - это по поводу воздержаться или не воздержаться, дорабатывать ко второму чтению. Всегда есть возможность воздержаться, Олег Алексеевич, но при всём при этом обратите внимание. Значит, вы говорите про несанкционированные свалки - если не примем этот закон, это и будет на сегодняшний день стимулирование несанкционированных свалок, то есть ровно то, о чём вы говорите. Второй момент - аргумент, что территорией с расстоянием 300 километров может быть признан любой регион Российской Федерации. Ну, такого быть не может, потому что есть ограничения в обращении с отходами. Ну и ваш третий аргумент, что туда могут завозиться с других территорий, - мне хотелось бы посмотреть, как повезут с материка на труднодоступную территорию, где объект обращения с отходами. Ну, такое ощущение, что вот любая фантастика, ради того чтобы воздержаться. И мне кажется, вы своих коллег по фракции ввели в заблуждение. 20 регионов и 400 муниципальных образований, в которых проживает от 20 до 50, максимум до 100 человек, ждут этот закон уже пять лет - надо бы, наверное, об этом подумать. Фракция будет поддерживать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 28 мин. 12 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.