Заседание № 259

18.12.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 120890-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (в части совершенствования законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 353 по 560 из 2947
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса повестки, это также законопроект          
третьего чтения. О проекте федерального закона "О внесении изменений в          
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон   
"Об охране окружающей среды". С докладом выступит Александр Борисович Коган.    
                                                                                
Пожалуйста, Александр Борисович.                                                
                                                                                
КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект внесён          
Государственным Собранием Республики Саха (Якутия). Законопроект очень важен    
для труднодоступных северных территорий. Хочу напомнить, что было достаточно    
много альтернативных законопроектов, которые вносили субъекты Российской        
Федерации, но субъектами Российской Федерации было принято решение поддержать   
именно этот законопроект. Сегодня он подготовлен к третьему чтению, вчера мы    
его рассмотрели во втором чтении и проголосовали за него единогласно. Просьба   
поддержать данный законопроект в третьем чтении.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли желающие высказаться по        
мотивам? Есть.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на выступления по мотивам от фракций.         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Марков, Тумусов, Куринный, Коган.                                               
                                                                                
Пожалуйста, Марков Евгений Владимирович, фракция ЛДПР.                          
                                                                                
Подготовиться Тумусову.                                                         
                                                                                
МАРКОВ Е. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Коллеги, ну, я постараюсь быть максимально кратким. На самом деле хочу всех     
нас вернуть в 2022 год, когда у нас в этом зале проходили парламентские         
слушания по реализации реформы обращения с ТКО. Как раз очень много было        
высказано соображений относительно донастройки реформы для реализации её        
именно в Арктической зоне. И вот тот законопроект, который сегодня нам          
представлен, он, можно сказать, выстраданный, это те компромиссы, которых на    
самом деле ждёт большая часть субъектов Российской Федерации, находящихся в     
Арктической зоне, ждёт население, которое зачастую видит, насколько абсурдно    
реализуется реформа именно на этих труднодоступных территориях.                 
                                                                                
От имени фракции я хочу сказать о полной поддержке этого законопроекта и        
прошу, чтобы наши коллеги поддержали законопроект в третьем чтении.             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович.                      
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы!         
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", безусловно, поддержит данный законопроект.    
И мы хотели бы подчеркнуть, что это один из таких приятных моментов, когда      
законодательная инициатива субъекта Российской Федерации будет поддержана.      
                                                                                
Вот уже выступающие говорили, что было очень много предложений, но именно у     
Республики Саха (Якутия), которая занимает огромную территорию, я хочу          
напомнить, одну пятую часть нашей страны, конечно, есть особенности, которые    
её отличают, например, от Московской области, поэтому специалисты и депутаты    
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) очень хорошо      
поработали и представили нам такой законопроект. Вводятся новые понятия,        
например "труднодоступные территории" и "мусороперегрузочная станция",          
вносится предложение о предельном едином тарифе регионального оператора и так   
далее, это очень практично, очень нужно.                                        
                                                                                
И мне очень хотелось бы, чтобы такой практики, когда мы очень плотно,           
эффективно, результативно работаем с законодательными собраниями субъектов      
Федерации, таких примеров было больше. Я вспоминаю, что, когда мы здесь         
рассматривали законопроект о дальневосточном гектаре, Государственное           
Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) тоже подготовило 25 поправок, но   
из-за технических неполадок не сумело оформить в виде законодательной           
инициативы, и нам, депутатам, пришлось вносить их, и нашей Государственной      
Думой все 25 поправок были приняты.                                             
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.                                      
                                                                                
Подготовиться Когану.                                                           
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы всё-таки уйти от узкой темы, связанной с          
Арктической зоной (законопроект первоначально был посвящён именно этому         
вопросу), и перейти к более широкой теме - теме реализации реформы обращения    
с ТКО на территории Российской Федерации. К сожалению, не всё здесь здорово,    
и даже президент был вынужден высказаться довольно жёстко по отношению к ряду   
организаторов.                                                                  
                                                                                
Дело в том, что тарифы на вывоз мусора и ТКО, по большому счёту, выросли        
кратно, а качество услуги, мягко говоря, страдает, во многих регионах до сих    
пор мусорные завалы не устранены. Почему я об этом говорю? Потому, что в        
законопроекте кроме вот этой арктической специфики есть очередной, скажем       
так, перенос сроков: на 1 января 2026 года должны были быть закрыты все         
старые свалки, то есть реформа должна была наконец побороть это страшное        
явление, теперь этот срок переносится на 1 января 2030 года, то есть опять не   
справились. Я уж не говорю про то, что сортировка, переработка, несмотря на     
бравые отчёты, которые мы регулярно получаем, когда знакомимся с этим на        
местах, в регионах, отстают от тех цифр, которые преподносятся.                 
                                                                                
И у меня вот какое предложение, в данном случае от фракции: создать всё-таки    
межфракционную рабочую группу и, вот как изучались, например, проблемы          
строительства очистных сооружений на Волге, точно так же посмотреть и           
реализацию этой мусорной реформы по всей стране. Я вас уверяю, в подавляющем    
большинстве регионов мы увидим далеко не те цифры и не ту картину, которые      
нам представляются. Деньги, огромные деньги вкладываются, но, к сожалению,      
эффекта от этого нет. Люди его не видят, ощущают только на своих карманах       
повышение, постоянное повышение, постоянный рост цен.                           
                                                                                
Что касается непосредственно вот этой арктической составляющей, 24 месяцев, в   
которые отходы будут накапливаться без передачи их региональному оператору, -   
да, специфика есть, но ряд экспертов говорит о том, что, возможно, это          
слишком большой срок. Ну а второй момент - что потом делать, после того как     
они накопились в течение двух лет, каким образом, по какому механизму           
передавать? К сожалению, это всё отдано на откуп правительству на основании     
каких-то там региональных нормативных актов.                                    
                                                                                
Мы ещё раз призываем всех провести в рамках депутатского контроля тщательную    
ревизию реализации на территории Российской Федерации такого важного            
направления, экологического направления, как эта самая мусорная реформа. На     
наш взгляд, сегодня она реализуется недостаточно эффективно, колоссальные       
государственные средства расходуются неэффективно. И к сожалению, достижение    
тех результатов, которых планировалось достичь, вновь переносится, пока на      
2030 год, а там, может быть, и дальше будет перенесено.                         
                                                                                
В связи с этим фракция КПРФ не сможет поддержать данный законопроект.           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Коган Александр Борисович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                 
                                                                                
КОГАН А. Б. Уважаемые депутаты, спасибо всем фракциям, которые приняли          
активное участие в доработке данного законопроекта.                             
                                                                                
Могу вам сказать, что мы прошли достаточно серьёзный путь, очень долго          
выверяли, что такое всё-таки труднодоступные территории, договорились со        
всеми субъектами, было несколько выездов в северные территории, смотрели        
очень внимательно данную проблематику, и, собственно, этот законопроект у нас   
компромиссный.                                                                  
                                                                                
Алексей Владимирович в принципе сказал о некоторых проблемах реформы, ну и      
коснулся данного законопроекта.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, я вам хочу сказать, что на самом деле тарифы, которые        
растут кратно, расти выше тех пределов, которые мы с вами устанавливаем при     
принятии бюджета, не могут, - это очень важно - потому что данный тариф         
является коммунальным и есть ограничение роста соответствующего тарифа, он      
чётко ограничен сегодня законодательством Российской Федерации, и выше тех      
норм, которые мы с вами утверждаем, он расти не может.                          
                                                                                
Что касается 2030 года и тех проблем. В законопроекте у нас про 2030 год есть   
только в нормах вступления в силу, но я понимаю, о чём вы говорили: вы          
говорили о временных свалках, о временных объектах, которые сегодня не имеют    
документации и которые мы разрешили к эксплуатации. Я вас заверяю, никто не     
собирается это переносить. Срок завершения деятельности этих объектов           
остаётся ровно таким же - 1 января 2026 года. Законопроект этой нормы вообще    
не касается и касаться не может, потому что была принципиальная позиция всех    
депутатов: больше срок не продлевать. Субъекты Российской Федерации совместно   
с правительством должны построить современную инфраструктуру, замещающую эти    
объекты, которые сегодня работают вне рамок действующих правил и норм. Это      
была временная мера, чтобы субъектам Российской Федерации дать перейти.         
                                                                                
Что касается 24 месяцев. Ну, я бы очень хотел обратить ваше внимание, что 24    
месяца - это только по отходам I и II классов опасности.                        
                                                                                
И по вашему замечанию, что непонятно, что будет дальше с этими отходами. У      
нас в лице "Росатома" назначен федеральный экологический оператор, он           
занимается I и II классами опасности. Они очень просили это сделать - почему?   
Иногда на труднодоступных территориях отходы в течение года накапливаются по    
одному килограмму, и вывоз их невероятно дорого обходится федеральному          
экологическому оператору, поэтому предложили сделать 24 месяца, а далее они     
будут утилизироваться и перерабатываться, как и указано в действующих           
правилах и нормах и в нашем законодательстве. А для ТКО мы установили 12        
месяцев вместо 11, это очень важно, потому что не успевают по зимникам          
перевозить, вывозить отходы, которые накапливаются в течение года, а            
единственное время, когда это можно сделать, - зима, когда дорога замерзает.    
                                                                                
Уважаемые коллеги, всё-таки я предлагаю поддержать, и фракции КПРФ тоже.        
Вчера вы голосовали, мне кажется, очень хорошо.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект в третьем чтении, 5-й   
вопрос нашей повестки.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              363 чел.80,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    365 чел.                                          
Не голосовало                  85 чел.18,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       

Заседание № 258

17.12.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 120890-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (в части совершенствования законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6205 по 6296 из 7265
53-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране    
окружающей среды". Доклад Александра Борисовича Когана.                         
                                                                                
КОГАН А. Б. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, я согласен с предыдущим выступавшим в отношении роли        
Виктории Валериевны в принятии некоторых законопроектов. Тоже хочу сказать,     
что, когда мы с вами принимали в первом чтении законопроект, касающийся         
труднодоступных территорий, непосредственно участвовала в этом Виктория         
Валериевна. Почему? Регионы этого ждали пять лет, и очень серьёзно это          
саботировалось во всех других субъектах Российской Федерации, пока              
согласительное мероприятие мы все не провели на площадке правительства. 19      
марта законопроект был принят в первом чтении. Сейчас мы его подготовили ко     
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Коллеги, очень важный момент, очень коротко скажу: предусматриваются            
особенности обращения с отходами на труднодоступных территориях, у которых      
нет круглогодичного сообщения с материком, как правило, только в холодное       
время, то есть когда замерзает почва, грунт, тогда только можно добраться до    
этих территорий. Ну и плюс ко всему прочему были внесены некоторые поправки,    
которые позволяют совершенствовать систему обращения с отходами на территории   
Российской Федерации. Поступило семь поправок, из них пять - к принятию, две    
поправки - к отклонению. Прошу депутатов Государственной Думы поддержать        
решение комитета.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.    
                                                                                
Ставится на голосование таблица.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 50 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              349 чел.77,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    349 чел.                                          
Не голосовало                 101 чел.22,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 1.                                               
                                                                                
Есть ли по таблице № 2 вопросы? Нет.                                            
                                                                                
Ставится на голосование таблица № 2.                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 50 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              326 чел.72,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   22 чел.4,9 %                                     
Голосовало                    348 чел.                                          
Не голосовало                 102 чел.22,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 51 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              353 чел.78,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    353 чел.                                          
Не голосовало                  97 чел.21,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
КОГАН А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Прошу           
поставить данный законопроект на 18 декабря для рассмотрения в третьем          
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На завтра предлагаете?                                    
                                                                                
КОГАН А. Б. 18-го.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Нет. Спасибо.               
                                                                                

Заседание № 200

19.03.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 120890-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (в части упрощения порядка определения регионального оператора по обращению с ТКО в труднодоступных населённых пунктах).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5205 по 5466 из 5870
32-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об отходах производства и потребления". Докладывает официальный          
представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)     
Александр Иванович Корякин.                                                     
                                                                                
КОРЯКИН А. И., официальный представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн)   
Республики Саха (Якутия).                                                       
                                                                                
Добрый день, уважаемый Иван Иванович! Добрый день, уважаемые депутаты           
Государственной Думы! С начала внедрения реформы обращения с твёрдыми           
коммунальными отходами, с 2019 года, сдерживающими факторами успешной           
реализации реформы на всей территории региона являются суровые                  
природно-климатические особенности, труднодоступность отдельных населённых      
пунктов, которые не имеют круглогодичного транспортного сообщения, и низкая     
плотность населения. В связи с этим в целях учёта особенностей обращения с      
отходами на труднодоступных территориях Государственным Собранием (Ил Тумэн)    
Республики Саха (Якутия) внесён в Государственную Думу проект федерального      
закона о внесении изменений в Федеральный закон № 89-ФЗ "Об отходах             
производства и потребления".                                                    
                                                                                
Благодаря совместной работе с Комитетом по экологии, природным ресурсам и       
охране окружающей среды, личной поддержке Александра Борисовича Когана,         
поддержке Минприроды России и ППК РЭО, а также заместителя председателя         
правительства Виктории Валериевны Абрамченко законопроект был существенно       
доработан и получил положительный отзыв Правительства Российской Федерации.     
                                                                                
Вкратце, что предлагается. Во-первых, в республике вывоз ТКО из отдельных       
населённых пунктов осуществляется только по автозимникам, которые доступны      
один раз в год и имеют неопределённый график открытия и закрытия; промежуток    
между открытиями автозимников составляет порядка 12 месяцев, период работы      
автозимников составляет от полутора до трёх месяцев, в связи с чем              
предлагается продлить накопление отходов на труднодоступных территориях до 12   
месяцев. Во-вторых, понятийный аппарат дополнен понятиями "труднодоступные      
территории", "мусороперегрузочная станция". В-третьих, предлагается наделить    
Правительство Российской Федерации полномочием по установлению требований к     
мусороперегрузочным станциям. В-четвёртых, в территориальную схему обращения    
с отходами включаются перечень труднодоступных территорий и данные о            
мусороперегрузочных станциях. И последнее, на труднодоступных территориях       
предусматривается осуществление отходообразователями самостоятельного           
накопления отходов на мусороперегрузочных станциях.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, если вы одобрите данную редакцию, то решите проблему         
вывоза отходов с отдалённых территорий со сложной транспортной доступностью.    
Мы очень рассчитываем на вашу поддержку.                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Иванович. Присаживайтесь.              
                                                                                
С содокладом выступает Александр Борисович Коган.                               
                                                                                
КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, на самом деле законопроект невероятно востребован, очень     
долго к нему шли северные территории, которые имеют труднодоступные места,      
где на самом деле нет возможности круглый год вывозить соответствующие          
отходы. Установление особенностей обращения с отходами на таких территориях     
просто необходимо, в противном случае все субъекты Российской Федерации,        
муниципальные образования, которые в сегодняшнем режиме работают, постоянно     
нарушают действующее законодательство.                                          
                                                                                
Мне кажется, на этом можно было бы и закончить. Но при этом при всём я могу     
вам сказать, что всё-таки есть определённые замечания, которые были высказаны   
и Правительством Российской Федерации. ГПУ в данном случае сослалось на то,     
что будет ориентироваться на позицию правительства, так как вопрос достаточно   
важный и профессиональный. Ну и комитет тоже высказал ряд замечаний, которые    
будут учтены ко второму чтению, они отражены в заключении комитета. Правовое    
управление Аппарата Государственной Думы также поддерживает данный проект       
закона.                                                                         
                                                                                
Коллеги, есть предложение поддержать в первом чтении. Порядка 20 территорий     
Российской Федерации, в которых находится около 400 таких удалённых             
территорий, ждут принятия этого законопроекта.                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Борисович.                             
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Аммосов Пётр Револьдович.                                                       
                                                                                
АММОСОВ П. Р., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к земляку.                                                        
                                                                                
Александр Иванович, мы же учтём все замечания ко второму чтению, правильно?     
Вот, конечно, это действительно мучение - вывоз в Арктической зоне, поэтому,    
я думаю, что всё будет учтено, Александр Иванович. Правильно?                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Пётр Револьдович.                                
                                                                                
Ну, содокладчик сказал, что ко второму чтению замечания будут учтены,           
конечно.                                                                        
                                                                                
Глазкова Анжелика Егоровна, пожалуйста.                                         
                                                                                
ГЛАЗКОВА А. Е. Александр Иванович, скажите, пожалуйста, планируется ли у вас    
в Республике Саха (Якутия) строительство мусороперерабатывающего завода, в      
какие периоды? И я думаю, что это как раз решит вопрос обращения с ТКО на       
северных территориях.                                                           
                                                                                
КОРЯКИН А. И. У нас сегодня построен полигон в Якутске, в этом году             
начинается работа по строительству мусоросортировочного завода. Ну, в           
отношении Якутска как бы всё относительно благополучно, а вот в части           
труднодоступных северных территорий, конечно, вопросы есть.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
КОГАН А. Б. Уважаемые коллеги, дело в том, что строительство любого             
мусороперерабатывающего завода, даже самого современного, на территории         
Якутии не решит этот вопрос никогда. Это вопрос труднодоступных территорий,     
где нет круглогодичного вывоза отходов, то есть когда с территорий просто не    
могут вывезти, потому что болото, потому что по реке невозможно вывезти. И      
только когда замерзает болото, открывается автозимник, раз в год в течение      
только полутора месяцев вот с этой территории можно вывезти отходы. Поэтому     
наличие любого современного завода на территории Якутии не решит эту            
проблему, решит только этот закон, который приведёт в порядок ровно то, к       
чему территории идут уже пять лет, - наконец-то их услышали.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Борисович.                             
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие.                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Михайлов Олег Алексеевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, действительно, законопроект очень важный, актуальный -       
труднодоступных территорий в нашей стране очень много, и возникающие проблемы   
с твёрдыми коммунальными отходами на этих землях, конечно же, необходимо        
решать. Но тем не менее к законопроекту есть ряд вопросов, я вот коротко по     
ним пройдусь.                                                                   
                                                                                
Во-первых, само понятие "труднодоступная территория", безусловно, имеет право   
на существование, и аргументы, которые приводят авторы в обоснование своей      
позиции, понятны, но всё же имеются обоснованные сомнения. К труднодоступным    
территориям предлагается отнести в том числе территории, расположенные более    
чем в 300 километрах от мест расположения объектов обработки, утилизации,       
обезвреживания, размещения твёрдых коммунальных отходов. Однако это, на наш     
взгляд, необоснованно, так как на расстоянии до 300 километров до мест          
размещения или обработки отходов может быть, собственно, транспортная           
доступность. Не секрет, что региональные операторы несут дополнительные         
расходы на обеспечение вывоза мусора с таких труднодоступных (в кавычках)       
территорий, однако все их расходы с лихвой компенсируются огромными тарифами    
на вывоз мусора, который, естественно, оплачивают жители. И если законопроект   
предполагает возможность вывозить ТКО один раз в год, то тогда и платить за     
вывоз твёрдых коммунальных отходов гражданам необходимо тоже раз в год, а не    
в течение всего времени накопления этих твёрдых коммунальных отходов.           
Фактически здесь речь идёт не о труднодоступной территории, а о                 
рентабельности транспортного плеча мусоровоза. А в этом случае логично будет    
предположить, что надо продлевать не срок временного хранения, а ограничивать   
накопления ТКО грузоподъёмностью мусоровоза, ну, порядка 10-15 тонн. А при      
сохранении запрета на захоронение ценных компонентов можно продлить срок их     
накопления до достижения рентабельного объёма вторичного сырья, ну, в те же,    
там, 10-15 тонн, которого достаточно для заполнения кипованным вторичным        
сырьём одного тентованного кузова грузового автомобиля. Если вторичное сырьё    
не кипуется, а вывозится навалом, то в этом случае необходимо, по мнению        
нашей фракции, установить предел объёмом кузова мусоровоза, ну те же самые,     
как я уже сказал, 10-15 тонн.                                                   
                                                                                
Во-вторых, при годовом накоплении в 20 тысяч тонн, как предполагается           
авторами законопроекта, этот пункт становится не местом временного накопления   
отходов, а полноценной свалкой, причём нелегальной. А если сроки такого         
хранения ещё и продлить, то в таком месте размещения начнутся процессы          
брожения органической фракции твёрдых коммунальных отходов с потенциальным      
образованием свалочного газа до опасных уровней. Соответственно, это не очень   
безопасно как для окружающей природной среды, так и для тех людей, которые      
будут осуществлять перегрузку. В случае если временное хранение будет           
осуществляться с компактированием образовавшихся отходов, то рациональным       
будет или строить место хранения с твёрдым покрытием и защитой от влаги для     
их складирования, и так это и прописать в законе, или установить один           
критерий удалённости территорий, то есть объём автопоезда для вывоза ТКО.       
                                                                                
Естественно, этот законопроект может облегчить процесс обращения с отходами     
так, что и на эти удалённые территории будут завозить отходы, скажем так, с     
абсолютно неудалённых. Есть определённые риски при принятии законопроекта, на   
мой взгляд, он требует доработки, может быть доработан и тогда может быть       
принят, а пока мы воздержимся от голосования.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Наша фракция поддержит представленную концепцию, но мы услышали о   
том, что, да, труднодоступные территории - это прежде всего районы Крайнего     
Севера, и вот с этой аргументацией мы соглашаемся. Но действительно, что        
называется, нет предела творчеству, законотворчеству, и такими                  
труднодоступными регионами могут стать в том числе и центральные регионы        
России. Вот это должно быть исключено. Мы предлагаем авторам и профильному      
комитету обязательно ко второму чтению доработать и исключить такую             
возможность.                                                                    
                                                                                
Ну и самое главное, чтобы это не было за счёт увеличения тарифов. Вот           
понимаете, если за счёт опять-таки граждан, ну, если в районах Крайнего         
Севера, может быть, и придётся с этим согласиться, то в части всей остальной    
территории России мы будем категорически против и поменяем свою позицию к       
третьему чтению в обязательном порядке, если не будет ограничения этого         
самого важного критерия. За счёт региона сложно это делать, за счёт             
федерального бюджета - давайте, вносите такую поправку во втором чтении, и мы   
тогда согласимся.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Иванович, будете выступать с заключительным словом? Нет.              
                                                                                
Александр Борисович Коган, пожалуйста, содокладчик.                             
                                                                                
КОГАН А. Б. Огромное спасибо за высказанные мнения, уважаемые коллеги. Я        
хотел бы обратить внимание - это по поводу воздержаться или не воздержаться,    
дорабатывать ко второму чтению.                                                 
                                                                                
Всегда есть возможность воздержаться, Олег Алексеевич, но при всём при этом     
обратите внимание. Значит, вы говорите про несанкционированные свалки - если    
не примем этот закон, это и будет на сегодняшний день стимулирование            
несанкционированных свалок, то есть ровно то, о чём вы говорите.                
                                                                                
Второй момент - аргумент, что территорией с расстоянием 300 километров может    
быть признан любой регион Российской Федерации. Ну, такого быть не может,       
потому что есть ограничения в обращении с отходами.                             
                                                                                
Ну и ваш третий аргумент, что туда могут завозиться с других территорий, -      
мне хотелось бы посмотреть, как повезут с материка на труднодоступную           
территорию, где объект обращения с отходами. Ну, такое ощущение, что вот        
любая фантастика, ради того чтобы воздержаться. И мне кажется, вы своих         
коллег по фракции ввели в заблуждение. 20 регионов и 400 муниципальных          
образований, в которых проживает от 20 до 50, максимум до 100 человек, ждут     
этот закон уже пять лет - надо бы, наверное, об этом подумать.                  
                                                                                
Фракция будет поддерживать данный законопроект.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, обсуждение завершено.                            
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 28 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              353 чел.78,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    354 чел.                                          
Не голосовало                  96 чел.21,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.