Заседание № 102

27.05.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 120825-4 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся ответственности за нарушение авторских и смежных прав).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3611 по 3806 из 6679
Пункт 16. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской      
Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Алексея Валентиновича          
Митрофанова.                                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. После этого вопроса я вам дам слово по ведению.           
                                                                                
Вы с места, да? Пожалуйста.                                                     
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Разрешите представить вам проект федерального закона "О        
внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" по     
вопросу об усилении охраны авторских и смежных прав. Этот законопроект был      
разработан еще Комитетом Госдумы по вопросам геополитики в связи с              
создавшейся крайне тяжелой ситуацией в области использования объектов           
интеллектуальной собственности. Постоянно органы Министерства внутренних дел    
обнаруживают подпольные цеха и рынки сбыта контрафактной продукции, объем       
которой до сих пор не уменьшается, а, наоборот, увеличивается. Видимо,          
уголовное законодательство в этом вопросе не отвечает требованиям жизни. В      
последнее время делаются попытки пресечь незаконное изготовление и              
распространение контрафактной продукции, закрываются нелегальные цеха и         
заводы с самой современной аппаратурой, которые появляются с такой же           
быстротой, как и ликвидируются. В настоящее время практически только одна из    
двадцати видеокассет, компакт-дисков, аудиокассет является легальной, а всё     
остальное - незаконное, пиратское. Аналогичная ситуация складывается и с        
национальными кинофильмами, которые используются без разрешения                 
правообладателя.                                                                
                                                                                
В пояснительной записке сказано, что отсутствие серьезных уголовных санкций,    
госконтроля за этой сферой привело к массовым фактам незаконного                
использования в коммерческих целях произведений науки, литературы и             
искусства, а также объектов смежных прав (результатов исполнительского          
творчества, фонограмм, передач организаций вещания), объектов промышленной      
собственности (изобретений, полезных моделей, товарных знаков и так далее).     
По оценкам некоторых российских и зарубежных экспертов, за счет нарушения       
авторских и смежных прав организованные преступные группы получают доход от     
пиратства в размере более 5 миллиардов долларов США, эти деньги в основном,     
кстати, уходят в наши бывшие республики, что подрывает в определенной степени   
экономику Российской Федерации. В настоящее время Россия по пиратству           
занимает одно из первых мест в мире (и уступает только Китаю, наверное), что    
не исключает принятия зарубежными партнерами против России торговых санкций.    
В целом пиратство подрывает не только экономику государства, но и обкрадывает   
режиссеров, авторов, исполнителей, изобретателей и других творцов.              
                                                                                
В этой связи в статье 146 предлагаю увеличить санкции и заменить наказание:     
не за ущерб, наносимый правообладателю или государству, а за получение дохода   
в результате незаконного использования в коммерческих целях произведений        
науки, литературы и искусства, а также объектов смежных прав или промышленной   
собственности. Органы внутренних дел и налоговые инспекции могут сразу          
определить размер дохода, получаемого продавцом товара, в каком бы виде он ни   
реализовывался. Предлагается установить, что доход в крупном размере - это 50   
тысяч рублей, а доход в особо крупном размере - 250 пятьдесят тысяч рублей.     
                                                                                
В Уголовном кодексе установлено, что необходимо определять ущерб                
правообладателя, но, как известно, правообладателями бывают целые группы,       
организации, несколько лиц, так сказать, которые записали, например, на общую   
кассету, и определить наносимый ущерб становится задачей не только трудной,     
но и невыполнимой. Значительно легче определить доход, который получают         
изготовители, особенно распространители пиратской продукции.                    
                                                                                
Предлагаемые правовые нормы находятся в соответствии с имеющимся                
международным опытом, ориентированы на учет положений ряда международных        
соглашений, в которых участвует или намерена участвовать Российская             
Федерация.                                                                      
                                                                                
Очень интересная позиция нашего Комитета по гражданскому, уголовному,           
арбитражному и процессуальному законодательству, который предлагает             
законопроект отклонить, так как отсутствует практика применения. Значит,        
определение ущерба не применяется ни налоговой полицией, ни органами            
внутренних дел, но, возможно, с введением изменения (вместо ущерба - доход)     
появится практика применения и появится возможность искоренять незаконную       
продукцию. Почему нет реализации контрафактной продукции в большинстве          
государств? Да потому что законодательством это пресекается. Любой              
полицейский, стоит ему определить факт незаконной торговли, примет меры для     
наказания торговца, а не только изготовителя, перевозчика или хранителя, тем    
более не станет определять, кому из авторов и какой нанесен ущерб. А мы до      
сих пор говорим, что найти преступника легко, а предъявить ему обвинение,       
довести дело до суда трудно.                                                    
                                                                                
Верховный Суд Российской Федерации считает, что нелегально сбываемая            
продукция по стоимости значительно ниже легальной, поэтому определить доход     
нельзя. Сравнивать одну продукцию с другой не требуется, так как вся            
стоимость нелегальной продукции должна идти в доход, не надо сравнивать         
стоимость легальной продукции со стоимостью контрафактной и разницу             
определять в виде дохода. Между прочим, предложения законопроекта нашли         
поддержку в МВД и в Минюсте России восемь лет тому назад, когда впервые я       
предлагал изменения еще в Уголовный кодекс РСФСР.                               
                                                                                
Прошу вас поддержать законопроект, а недостатки, которые указаны в              
заключениях, в том числе Правового управления, можно устранить при подготовке   
законопроекта ко второму чтению. Спасибо.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович.                            
                                                                                
Содоклад члена Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и             
процессуальному законодательству Сергея Александровича Капкова. Пожалуйста.     
                                                                                
КАПКОВ С. А. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Я не буду           
повторять суть законопроекта, вносимого Алексеем Валентиновичем, но скажу,      
что законопроект по сути предлагает изменить правовые подходы к исчислению      
причиненного вреда, положив в основу доход, полученный лицом, совершившим       
преступление. Между тем непосредственным объектом преступлений,                 
предусмотренных вышеуказанными статьями, являются соответственно авторские и    
смежные права, изобретательские и патентные права. Ответственность за их        
нарушение обусловлена размером ущерба, нанесенного виновным автору или иному    
правообладателю, а не суммой извлеченного дохода. С учетом того, что цена       
контрафактной, пиратской продукции может значительно расходиться с ценой        
легальной продукции и, как правило, гораздо ниже легальной, на практике это     
приведет не к усилению охраны прав на интеллектуальную собственность, чего      
добивается автор законопроекта, а, наоборот, к ослаблению борьбы с этим видом   
преступления.                                                                   
                                                                                
Содержащееся в проекте федерального закона дополнение диспозиции статьи 147     
Уголовного кодекса Российской Федерации словами "охраняемые патентом            
(свидетельством) Российской Федерации" является излишним, на наш взгляд, так    
как не позволит обеспечить защиту от преступных посягательств на права автора   
в период с момента возникновения этих прав до получения патента                 
(свидетельства) Российской Федерации.                                           
                                                                                
Кроме того, Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ "О внесении     
изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" штрафные        
санкции, предусмотренные статьями 146, 147, 180 Уголовного кодекса Российской   
Федерации, были уже значительно увеличены. В связи с незначительным сроком      
действия указанных правовых норм в данный момент отсутствует достаточная        
практика их применения, поэтому принятие решения о дальнейшем увеличении        
штрафа является преждевременным.                                                
                                                                                
Позиция нашего комитета - не поддерживать данный законопроект. Поступившие от   
Правительства и Верховного Суда Российской Федерации официальные отзывы на      
данный законопроект Алексея Валентиновича также отрицательные. Прошу            
поддержать позицию комитета.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, первое чтение. Есть ли вопросы к докладчикам? Нет. Есть ли   
желающие выступить? Нет. Алексей Валентинович, пожалуйста, ваше                 
заключительное слово.                                                           
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые друзья, вот уже десять-одиннадцать лет я наблюдаю    
дискуссию по вопросу защиты интеллектуальной собственности. Немало сделано в    
сфере законодательства в этом вопросе, немало сделано, и я считаю, что у нас    
на 90-95 процентов сформировано неплохое законодательство в этой сфере. Но      
пиратство как было, так оно и остается, фактически только 5-10 процентов        
продукции изготавливается легально. В нашей стране это вообще не считается      
преступлением, даже, так сказать, на бытовом уровне. Если я украл у гражданки   
телефон - это преступление, воровство, но если я выпускаю пиратскую             
продукцию, то большинство людей не будет считать меня вором. Тем более, что     
крадутся также и программы электронно-вычислительные, даже в государственных    
учреждениях фактически используются пиратские программы. И всё это создает      
серьезные проблемы.                                                             
                                                                                
Вы знаете, что этот вопрос затрагивается при обсуждении нашего возможного       
вступления в ВТО, и претензии западных государств здесь весьма обоснованны,     
хотя по многим вещам они необоснованны. Допустим, я считаю, что по защите       
интеллектуальной собственности они обоснованны. К сожалению, попытки            
упростить законодательство и сделать его четким натыкаются на такие             
заключения, которые мы сейчас слышали.                                          
                                                                                
Понятие ущерба, нанесенного авторам. Считать замучаешься, невозможно это, это   
трудно очень. Как считать, какой автору нанесли ущерб, сколько продано и        
прочее? Но доход, который получили пираты, - вещь достаточно конкретная, она    
просчитываемая и, так сказать, более простая, понятная. К сожалению, попытки    
совершенствовать законодательство в этой сфере, как и вся правоохранительная    
практика, здесь накрываются у нас, ничего мы не можем в этой сфере сделать.     
Видимо, придется назначить Чубайса параллельно отвечать за защиту               
интеллектуальной собственности. И как он с 97-го года приучил всех платить за   
электричество, правда ценой повышения тарифов, так и здесь придется             
заставлять всех покупать легальную, непиратскую продукцию. Да, кто-то должен,   
так сказать, всех к этому приучить за семь - десять лет, а до этого это всё     
будет бесполезный обмен мнениями, разговоры, что это неправильно, и прочее.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, спасибо.                                             
                                                                                
Всё у нас по Регламенту, уважаемые коллеги. Мы даже специально поднимали        
Регламент: если нет вопросов, нет выступающих, надо предоставлять               
заключительное слово. Ну, всё обсудили. Ставлю на голосование пункт 16. Кто     
за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении?                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Комитет позицию высказал свою.                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за               33 чел.7,3%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     33 чел.                                          
Не голосовало                 417 чел.92,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принят.