Заседание № 103

01.03.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1207302-7 "О внесении изменений в статьи 214.2 и 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения неработающих пенсионеров от НДФЛ с доходов по банковским вкладам)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2561 по 2962 из 4576
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 214.2    
и 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части             
освобождения неработающих пенсионеров от НДФЛ с доходов по банковским           
вкладам)", приоритетный законопроект фракции КПРФ. Докладывает Михаил           
Викторович Щапов.                                                               
                                                                                
ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный законопроект         
освобождает неработающих пенсионеров от обязанности платить налог на доходы     
физических лиц, полученные от процентов по вкладам. Напомню, что федеральным    
законом от 1 апреля 2020 года № 102-ФЗ с 1 января 2021 года ряд доходов, в      
том числе полученных гражданином от процентов по вкладам, облагается налогом    
на доходы физических лиц.                                                       
                                                                                
Мы считаем, что в процессе принятия этого закона была допущена ошибка, и под    
эту норму попали незащищённые группы граждан, в том числе неработающие          
пенсионеры. С нашей точки зрения, неработающих пенсионеров необходимо           
освободить от уплаты НДФЛ с процентов по вкладам по следующим причинам.         
Во-первых, средний уровень пенсии в России является экстремально низким.        
Напомню, что средний уровень пенсии, по официальным данным, составляет 18       
тысяч рублей, но мы понимаем, что подавляющее большинство пенсионеров           
получает сильно меньше, жить на эти деньги невозможно. И если есть хоть         
какое-то количество граждан, которые смогли сформировать накопления и сейчас    
получают за счёт них даже самую небольшую надбавку, это нужно только поощрять   
и уж точно нельзя эти проценты облагать дополнительным налогом. Во-вторых,      
есть более эффективные способы увеличить поступления по налогам на доходы       
физических лиц, например, введение прогрессивной шкалы. Эта мера может дать     
более триллиона рублей, при этом нагрузка ляжет на богатых и сверхбогатых, а    
не на пенсионеров. В-третьих, даже если количество неработающих пенсионеров,    
которые имеют вклады, невелико, то тем более нельзя облагать проценты по        
вкладам дополнительным налогом, так как это демотивирует будущие поколения      
откладывать деньги на пенсию. В-четвёртых, пенсионеры, имеющие накопления,      
формировали их в одних условиях, а сейчас государство в одностороннем порядке   
меняет эти условия, не спрашивая позицию граждан, и мы снова наступаем на       
одни и те же грабли, разрушая доверие россиян к банковской системе и            
государству.                                                                    
                                                                                
Исходя из сказанного мы считаем крайне важным в максимально сжатые сроки        
вывести неработающих пенсионеров из-под действия закона № 102-ФЗ. Нужно         
понимать, что проект закона готовился ещё в 2021 году, в связи с этим во        
втором чтении, конечно, потребуются технические доработки, и мы готовы          
совместно с комитетом к этой работе. Также принимаем позицию и замечания        
Правового управления Аппарата Государственной Думы и готовы устранить           
недоработки при подготовке ко второму чтению.                                   
                                                                                
Что касается позиции правительства, то мы с ней не можем согласиться. Так,      
правительство ссылается на то, что практика применения нормы закона             
отсутствует, но прошло два года, и мы уверены, что вся необходимая практика     
сейчас уже есть и доступна для анализа. Замечание же правительства о том, что   
не указаны источники компенсации выпадающих доходов, мы принимаем, но           
считаем, что это совершенно не мешает принять законопроект, как не помешало     
принять другие законопроекты, направленные на поддержку незащищённых слоев      
граждан. Мы с вами в этом зале приняли ряд таких законопроектов, могу           
привести конкретные примеры. Также мы принимаем замечания относительно того,    
что в законопроекте не предложен механизм, который позволит банкам отделить     
работающих пенсионеров от неработающих. Мы не видим здесь какой-либо            
серьёзной проблемы, концептуально на содержание законопроекта это не влияет,    
и сам механизм можно предусмотреть во втором чтении либо на уровне              
подзаконных актов, как это делается постоянно.                                  
                                                                                
Мы считаем, что с 2020 года актуальность проблемы только выросла: доходы        
граждан падают, ситуация в экономике сложная, люди напряжены - и сейчас         
нельзя увеличивать нагрузку на тех, кому и так тяжело. Прошу поддержать         
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Ольга Николаевна Ануфриева.                              
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Спасибо большое Михаилу            
Викторовичу за то, что он от авторов доложил концепцию законопроекта. К         
сожалению, у комитета достаточно много вопросов к законопроекту как по          
содержанию, так и по концепции было на заседании комитета, однако мы не имели   
возможности задать их авторам на заседании комитета, поэтому, я так             
подозреваю, некоторая дискуссия возникнет сейчас в зале.                        
                                                                                
Цель законопроекта действительно благая, мы действительно должны поддерживать   
новую категорию, как авторы выразились, социально слабую категорию наших        
граждан, но почему-то выбрали только одну категорию - это неработающие          
пенсионеры. Ну, в данном случае можно сказать, что сам законопроект - Михаил    
Викторович, может быть, немножко не договорил - состоит в том, чтобы помимо     
уже действующей нормы о необложении дохода в виде процентов по вкладам... Я     
напомню вам, что у нас не облагаются налогом доходы в виде процентов в          
размере, не превышающем 1 миллиона, умноженного на максимальную ключевую        
ставку в течение года. В то время, когда вносился законопроект, это был 2021    
год, действительно была норма, что у нас не облагается налогом доход в виде     
процентов в размере, не превышающем 1 миллиона, умноженного на ключевую         
ставку на первое число налогового периода. Обращаю внимание, что у нас          
налоговый период по налогам на доходы физических лиц - это год. Что это         
значит в цифрах? Помимо этого необлагаемого минимума (сейчас, как вы помните,   
7,5 процента ключевая ставка, 75 тысяч рублей у нас необлагаемый минимум), то   
есть помимо указанных 75 тысяч авторы предлагают ещё дополнительно освободить   
неработающих пенсионеров по этим доходам на размер 148 356 рублей, в сумме      
это составит 223 356 рублей по 2023 году, например. Обращаю внимание, что у     
нас доходы в виде процентов были освобождены в 2021-2022 годах вообще от        
налогообложения, поэтому, например, в прошлом году... А вы помните, что у нас   
ключевая ставка составляла 20 процентов, то есть у нас в прошлом году           
необлагаемая сумма доходов по процентам была бы 200 тысяч рублей.               
                                                                                
Ну, по цифрам, я думаю, мы с вами можем ещё долго говорить, очень интересные    
цифры. Вот авторы говорят, что не будет злоупотреблений, но, как мы с вами      
помним по транспортному налогу, когда пенсионеров освободили от транспортного   
налога, у нас чуть ли не каждый второй-третий пенсионер обладал                 
"мерседесами". Это мы проходили уже все вместе, и, если надо будет, я тоже      
цифры назову. На самом деле, помимо того что механизм, предлагаемый в           
законопроекте, неработающий, как комитет уже отразил, потому что банки,         
которые формируют информацию о доходах от процентов по банковским вкладам и     
представляют её налоговой службе, которая объединяет все эти сведения и уже     
исчисляет налог для конкретного налогоплательщика... ни банки, ни налоговая     
служба не могут обладать информацией о том, когда пенсионер прекратил работу,   
работал ли он в течение действия вклада, и, соответственно, любая эта           
информация, даже если каким-то образом Центральный банк согласует правила       
получения банками этой информации и предоставления налоговой службе, вы         
понимаете, что... В данном случае комитет почему ещё против концепции (мы       
сейчас обсуждаем концепцию законопроекта)? У нас никогда не было такого         
прецедента в Налоговом кодексе, чтобы какая-то мера государственной поддержки   
(а налоговые льготы - это всегда мера государственной поддержки) была связана   
с отсутствием какой-либо деятельности налогоплательщика.                        
                                                                                
Комитет предлагает концепцию законопроекта не поддерживать и предлагает         
законопроект отклонить.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли?.. Есть вопросы.                                              
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Плякин Владимир Владимирович, пожалуйста.                                       
                                                                                
ПЛЯКИН В. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Вот до недавнего времени было такое правило, когда облагались доходами только   
те депозиты, по которым была ключевая ставка ЦБ плюс пять базисных пунктов,     
всё было гораздо проще.                                                         
                                                                                
А вот при подготовке данного законопроекта кто-нибудь смотрел статистику ЦБ:    
по состоянию на сегодняшний день, сколько вообще у наших пенсионеров таких      
вкладов, которые будут облагаться, свыше миллиона рублей, и какова средняя      
процентная ставка по этим вкладам сейчас?                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ольга Николаевна.                             
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Ну, наверное, вопрос всё-таки при подготовке законопроекта к    
авторам был, но я готова ответить.                                              
                                                                                
Пока у нас законопроект готовился к рассмотрению на пленарном заседании         
Государственной Думы, мы получили... Все имеют возможность ознакомиться с       
мониторингом АСВ: у нас Агентство по страхованию вкладов ведёт такую            
статистику, соответственно, мы можем на неё ориентироваться. Обращаю            
внимание, что средний размер вклада, например, за 2022 год составляет 275       
тысяч рублей. При этом распределение количества вкладов таково: до 1 миллиона   
- это 96,9 процента всех вкладов, от 1 миллиона до 1,4 миллиона рублей - 1,4    
процента. В целом вклады на сумму до 1,4 миллиона рублей, а это, я напомню      
вам, та сумма, которая у нас полностью покрывается страховым покрытием АСВ,     
составляют 98,3 процента всех вкладов. И в пояснительной записке авторы         
приводят пример: при сумме вклада 1,5 миллиона и при пятипроцентной ставке      
получается, что неработающие пенсионеры, да и любой человек, обязаны платить    
налог, но в данном случае мы получаем - 1,5 миллиона на 5 процентов - ровно     
те же 75 тысяч рублей, которые у нас не облагаются налогом. Поэтому комитет     
считает, что у нас максимальное число граждан защищено той нормой, тем          
порядком налогообложения, который сейчас существует в Налоговом кодексе.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фаррахов Айрат Закиевич, пожалуйста.                                            
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Михаил Викторович, вы сказали, что предлагаемая вами льгота улучшит   
положение пенсионеров. По данным Счётной палаты, среднегодовое число            
неработающих пенсионеров, получающих страховую пенсию, в 2023 году составит     
29 миллионов 689 тысяч 743 человека. Скажите, пожалуйста, какое количество      
неработающих пенсионеров в случае принятия вашего законопроекта смогли бы       
улучшить своё положение?                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаилу Викторовичу Щапову включите микрофон.             
                                                                                
Михаил Викторович, если по предыдущему вопросу есть что добавить, добавьте,     
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЩАПОВ М. В. Мне кажется, как раз эти вопросы связаны.                           
                                                                                
У нас нет данных, сколько неработающих пенсионеров имеют вклады, но, на наш     
взгляд, это и не имеет большого значения: даже если один пенсионер нуждается    
в помощи, ну, вот в этом контексте, то даже ради одного стоит такой закон       
принять, это с одной стороны. С другой стороны, это и стимулирующая мера. Мы,   
как государство, заинтересованы в том, чтобы люди заботились в том числе о      
тех доходах, которые они будут получать после выхода на пенсию, и вкладывали    
деньги в банковскую систему. Предыдущий закон, который обложил налогом на       
доходы физических лиц доходы от вкладов пенсионеров, демотивирует людей это     
делать, поэтому крайне важно этот закон принять.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста.                                                
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Вопрос авторам.                                                                 
                                                                                
Уважаемый Михаил Викторович, а действительно, почему взяли только эту           
категорию - неработающих пенсионеров? Ведь у нас есть разные другие             
категории, которые также не могут зарабатывать: это и инвалиды определённых     
нозологических групп, и родители детей-инвалидов, которые с ними постоянно      
проводят время. По какому принципу вы выбрали именно неработающих               
пенсионеров?                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Щапову включите микрофон.                        
                                                                                
ЩАПОВ М. В. Спасибо за вопрос. Ну, мы считаем, что все категории граждан,       
которые у нас не защищены с точки зрения получения доходов, должны быть         
исключены из числа плательщиков налога на доходы физических лиц по этой         
статье доходов, но мы решили начать с чего-то, в том числе предполагая, что     
непросто будет обосновать это и для одной категории. Но ко второму чтению       
можно дополнить другими категориями, а можно и внести другим законопроектом.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к представителю комитета.                          
                                                                                
Ольга Николаевна, вы сейчас сослались на некие сложности, которые могут         
возникнуть у налоговой инспекции и у банков при определении факта работы или    
неработы пенсионера. Дело в том, что у налоговой инспекции есть вся база        
благодаря усилиям нынешнего премьер-министра: они видят, когда человек          
начинает работать, когда он заканчивает работать. Вся эта информация сегодня    
есть в налоговых инспекциях и поступает из других органов, поэтому никаких      
технических сложностей с этим нет. Это первый момент.                           
                                                                                
И второй момент: если вы считаете, что именно это является главным              
препятствием к принятию закона, может быть, тогда всех пенсионеров - и          
работающих, и неработающих - освободить от уплаты этого налога?                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ольга Николаевна.                             
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Спасибо большое за вопрос. Но мы работали с той концепцией,     
которая была предложена.                                                        
                                                                                
Что касается технической возможности налоговой службы узнать, работал или не    
работал пенсионер. Давайте мы чуть-чуть разделим понятие "неработающий          
пенсионер" и то, что прописано в законопроекте. В законопроекте чётко           
прописано, что это не просто неработающие пенсионеры, а лица, прекратившие      
деятельность, подлежащую обязательному пенсионному страхованию. В данном        
случае я сейчас не говорю о том, что у нас связь между обязательным             
пенсионным страхованием и налогом на доходы физических лиц тоже такая,          
косвенная, не совсем прямая причинно-следственная связь. Отвечая на ваш         
вопрос, хочу сказать, что налоговая служба, конечно, знает, за кого платятся    
страховые взносы, но, обращаю внимание, например, самозанятые у нас не          
подлежат обязательному пенсионному страхованию, и в данном случае у нас с       
вами более 300 тысяч пенсионеров самозанятых.                                   
                                                                                
Законопроект никаким образом не связан ни с критериями нуждаемости, ни с        
критериями адресности, на которые, как вы прекрасно знаете, любая               
государственная, социальная поддержка (а налоговые льготы - это та же           
государственная поддержка) должна, наверное, ориентироваться, вот на критерии   
адресности и нуждаемости. И в данном случае сам процесс получения информации    
о том, работал ли человек в то время, когда у него был вклад и он получал эти   
доходы, налоговая служба не может оценить, потому что она получает от банков    
полную информацию о вкладах, целиком, обо всех процентах, которые этот          
налогоплательщик получил от этого конкретного банка, а не то, когда у него      
вклад был открыт, когда закрыт, когда у него начислялась капитализация. Вот     
давайте к каждому неработающему или работающему пенсионеру налоговый пост       
приставим, и тогда теоретически, наверное, это будет возможно.                  
                                                                                
Как вы понимаете, концепция требует серьёзной доработки, и в данном случае      
комитет посчитал невозможным доработать её до второго чтения.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Ольга Николаевна, в вашем комитете очень странная              
избирательность: когда вы триллионы даёте банкирам, нефтяникам, металлургам,    
у вас такой щепетильности нет, а когда три копейки надо дать неработающему      
пенсионеру, у вас сверхщепетильность. Почему так?                               
                                                                                
И почему вы дискредитируете, вообще, налоговую службу? Она имеет лучшую         
систему цифровизации и лучший учёт. Об этом сам премьер докладывал и на         
встречах, и с трибуны, и вы это знаете, как давно как бы общающаяся. Вы         
только сейчас сами привели все данные АСВ, то есть все данные есть! Ну, это     
просто как бы лицедейство, с моей точки зрения. Извините.                       
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Николай Васильевич, я прошу прощения, это был риторический      
вопрос? Если вы считаете, что мы что-то недорабатываем в комитете, приходите,   
пожалуйста, на заседания нашего комитета, когда у нас обсуждаются вопросы       
выдачи триллионов рублей, как вы говорите, по поводу и без повода.              
Соответственно, было бы неплохо, если бы кто-то из авторов пришёл на            
заседание комитета, когда обсуждался именно законопроект, - никаких вопросов    
тогда, наверное, здесь мы не обсуждали бы.                                      
                                                                                
А в данном случае мы сейчас говорим и по форме, и по содержанию: законопроект   
нереализуем при такой концепции, которая сейчас предложена. Возможно, если вы   
проработаете и с банками, и с налоговой службой, которая исчисляет налог        
только на основании сведений, представленных банками... Вот представил банк     
сведения, что данный налогоплательщик получил 100 тысяч рублей, - значит, на    
основании этого ему будет исчислен налог, при всём моём уважении                
действительно и к вам, и к налоговой службе.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Николаевна, присаживайтесь.                
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть руки.                                
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Фаррахов Айрат Закиевич, пожалуйста.                                            
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает принятие данного         
проекта закона.                                                                 
                                                                                
Ольга Николаевна очень подробно обозначила позицию, она же отражена в           
документах, которые представлены по этому законопроекту, но ещё хотелось бы     
отметить очень важный момент исходя из выступления автора законопроекта. Мы     
не должны принимать решения, которые разделяют внутри категорию неработающих    
пенсионеров, - абсолютно очевидно, что не все смогут воспользоваться этой       
льготой, - мы не должны принимать решения, которые разделяют работающих и       
неработающих пенсионеров, чтобы увеличить эту разницу. Кроме того, очень        
важно отметить дестимулирующие факторы для экономики в результате реализации    
этого закона, поэтому фракция будет голосовать против.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Викторович Щапов, докладчик по этому вопросу.                            
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
ЩАПОВ М. В. Уважаемые коллеги, прежде всего хочу поблагодарить всех, кто        
принял участие в обсуждении.                                                    
                                                                                
На наш взгляд, многие заданные вопросы и высказанные претензии можно и нужно    
уточнять ко второму чтению, но мы так и не услышали возражений по сути. А       
суть такова: в текущей ситуации нельзя повышать налоговую нагрузку на самые     
незащищённые слои граждан, наоборот, её нужно снижать в дополнение к тем        
мерам поддержки, которые уже есть и которые мы с вами и дальше будем            
принимать. Исходя из этого считаем, что концептуально наш законопроект          
является верным, и будем настаивать на его принятии, и не важно, сколько        
пенсионеров под его действие подпадёт. Риски принятия закона понятны, но они    
не столь велики, чтобы не решать эту проблему. Необходимые механизмы и          
подзаконные акты можно и нужно разработать при наличии нашей политической       
воли избавить самых слабых от лишнего давления. И самое главное, мы             
предлагаем помнить, что наше государство по Конституции социальное и задача     
наша, как депутатов, - защитить самых слабых.                                   
                                                                                
Прошу депутатов поддержать законопроект.                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ольга Николаевна Ануфриева, будете выступать?                                   
                                                                                
Включите микрофон депутату Ануфриевой, содокладчику.                            
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемые коллеги, мне кажется, действительно было достаточно   
плотное обсуждение.                                                             
                                                                                
На что хотела бы обратить внимание? Вот Михаил Викторович в своём выступлении   
чуть вскользь коснулся темы, что этот законопроект действительно поможет        
наполнению нашей банковской системы. Да, полностью поддерживаю, потому что      
тот необлагаемый доход, который данным законопроектом вводится, вполне может    
позволить дать заработать, наверное, и пенсионерам, чтобы собрать... Я          
сейчас, может, крамольные вещи говорю, сейчас меня могут обвинить в том, что    
я пенсионеров как-то не люблю, не хочу, чтобы они получали дополнительные       
доходы, но, поверьте, мы считали. Например, сумма необлагаемых доходов: за      
год при пятипроцентной банковской ставке - 4,46 миллиона рублей вклад, если     
на шесть месяцев при пятипроцентной ставке - 8,92 миллиона рублей и при         
трёхмесячном вкладе - 16 миллионов рублей при пятипроцентной ставке. Мы         
действительно считаем, что самые необеспеченные пенсионеры будут?.. Дай бог,    
чтобы они зарабатывали, но у этого законопроекта - Счётная палата также         
обращала внимание на возможность таких злоупотреблений, - мне кажется, не       
совсем та концепция, которую мы все хотели бы поддержать.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за               92 чел.20,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     92 чел.                                          
Не голосовало                 358 чел.79,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.