Заседание № 27
23.05.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 12065-5 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об обязанности надзорных органов сообщать соответствующую информацию в уполномоченный орган).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3572 по 3741 из 4167
Переходим к рассмотрению пункта 24 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) отходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает председатель Комитета по финансовому рынку Владислав Матусович Резник. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" направлен на совершенствование регулирования деятельности по противодействию легализации (отмыванию) средств, полученных преступным путём, создание единообразных правил регулирования деятельности субъектов финансового рынка. Действующая редакция статьи 13 устанавливает, что нарушение организациями, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных статьями 6 и 7 закона, за исключением пункта 3 статьи 7, - это там, где подозрительные операции, - может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В частности, Федеральный закон от 2 декабря 1990 года "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон от 22 апреля 1996 года "О рынке ценных бумаг" также содержат нормы, допускающие возможность отзыва (аннулирования) соответствующей лицензии в случае неоднократного нарушения указанных требований в течение одного года. Вместе с тем Федеральная служба по финансовому мониторингу, являясь федеральным органом исполнительной власти, принимающим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, не принимает участия в процессе рассмотрения вопроса об отзыве (аннулировании) лицензии. В целях формирования единообразной правоприменительной практики реализации положений закона законопроектом предлагается наделить только ФСФМ, то есть Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), правом обращаться в соответствующий надзорный орган с представлением об отзыве (аннулировании) лицензии при неоднократном нарушении закона, повлёкшем административное наказание. Законопроект также направлен на создание дополнительных условий для информационного обеспечения деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём. В частности, предлагается ввести норму, в соответствии с которой на лицензирующие (надзорные) органы, осуществляющие контроль за исполнением закона, возлагается обязанность сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу о нарушениях организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, требований закона. При этом, коллеги, я хотел бы уточнить, что этот законопроект содержит очень важную норму - я хотел бы ещё раз вернуться к ней - о том, что Росфинмониторинг вносит представление только после того, как дважды в административном порядке фиксирует соответствующее нарушение закона. Естественно, фиксация в административном порядке подразумевает применение Кодекса об административных правонарушениях, а Кодекс об административных правонарушениях - это понятная, ясная процедура, в соответствии с которой и те, кого наказывают, имеют право в рамках этого кодекса и защищаться. Кроме того, законопроект устраняет лингвистические неточности действующей редакции закона "О банках и банковской деятельности" и приводит его терминологию в соответствие с терминологией действующего закона. На законопроект получены положительные отзывы правительства и Государственно-правового управления президента, указано на ряд его недостатков и предложено доработать, что мы будем делать во втором чтении. Комитет данный законопроект поддержал. Предлагаем Государственной Думе поддержать его и принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Владислав Матусович. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Есть один вопрос. Депутату Медведеву, пожалуйста, включите микрофон. МЕДВЕДЕВ П. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Владислав Матусович, у меня два вопроса. Первый. По закону "О Центральном банке...", в случае если проект закона касается деятельности Центрального банка, необходимо иметь заключение Центрального банка. В подшивке материалов я этого заключения не нашёл. Есть ли оно в принципе? И второй вопрос. Я не вижу представителей Центрального банка на обсуждении. Приглашены ли они были? Спасибо. РЕЗНИК В. М. По первому вопросу. Естественно, в соответствии с законом мы, как и были обязаны, послали законопроект на отзыв. Не заключение, Павел Алексеевич, а отзыв надо иметь, не то что даже надо иметь, мы обязаны послать на отзыв в Центральный банк, соответственно, мы послали этот законопроект в Центральный банк. У меня есть письмо от Центрального банка, где высказаны замечания Центрального банка по данному законопроекту. Естественно, отзыв есть. Почему нет представителей Центрального банка? Не могу сказать, в наши функции не входит обязанность их приглашать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владислав Матусович. Присаживайтесь, пожалуйста. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Пожалуйста, включите микрофон депутату Медведеву. МЕДВЕДЕВ П. А. Спасибо. Уважаемые коллеги, по моим представлениям, все положения этого законопроекта вполне удовлетворительны, кроме одного: этот закон не даёт возможности нашему надзорному органу, Центральному банку, осуществлять надзор в полной мере. Закон в значительной мере противоречит сложившейся мировой тенденции надзора. Докладчик абсолютно верно сказал, что отзыв лицензии по причинам, связанным с отмыванием грязных денег, если этот закон будет принят, теперь будет возможен только после двух нарушений, за которыми следит Росфинмониторинг и на которые он реагирует в соответствии с КоАПом, то есть он накладывает санкции в соответствии с КоАПом. На это уходит довольно длительное время. В чём была беда надзора, до того как три-четыре года тому назад был принят закон о страховании вкладов и Центральный банк значительно улучшил надзор? В чём была беда раньше? Центральный банк не имел возможности реагировать быстро, и, как мрачно шутили банкиры, отзыв лицензии происходил тогда, когда из банка успевали украсть последний стул. И кредиторы банка в процессе его банкротства не могли рассчитывать на то, чтобы получить какую-то компенсацию своих потерь. Предлагаемый законопроект, к сожалению, сдвигает нас во времени назад: он создаёт дополнительные трудности надзорные, а следовательно, создаёт риск потери ресурсов банка в процессе принятия решения об отзыве лицензии. Мне кажется, что это очень опасно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Павел Алексеевич. Резник Владислав Матусович, пожалуйста. Включите микрофон. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, я хотел обратить ваше внимание, что то, о чём говорил коллега Медведев Павел Алексеевич, действительно абсолютно верно, в этом и состоит одна из главных концептуальных вещей этого закона. На сегодняшний день отзыв лицензии происходит в рамках оценки, оценки не всегда объективной, многое зависит ещё от того, кто её делает. Если мы введём ситуацию в рамки Кодекса об административных правонарушениях, то да, действительно, мы удлиним с месяца до, может быть, трёх-четырёх месяцев процесс отзыва лицензии, это займёт времени больше, но зато это будет объективно. И я считаю, что такая вот объективизация в значительной степени снимает коррупциогенность действующего на сегодняшний момент законодательства. Считаю, что именно по этой причине данный закон следует обязательно поддерживать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты. Все желающие выступили. Переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 09 мин. 38 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8% Результат: принято Принято.