Заседание № 63

19.12.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 120474-5 "О ратификации Соглашения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - членов Шанхайской организации сотрудничества".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1781 по 2137 из 8988
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 11. О    
проекте федерального закона "О ратификации Соглашения о порядке организации и   
проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях           
государств - членов Шанхайской организации сотрудничества". Доклад              
официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря -    
заместителя директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации      
Юрия Сергеевича Горбунова.                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГОРБУНОВ Ю. С., официальный представитель Президента Российской Федерации,      
статс-секретарь - заместитель директора Федеральной службы безопасности         
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему   
вниманию предлагается проект федерального закона о ратификации Соглашения о     
порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий    
на территориях государств - членов Шанхайской организации сотрудничества,       
подписанного 15 июня 2006 года.                                                 
                                                                                
Соглашение предусматривает возможность проведения согласованных                 
антитеррористических мероприятий по пресечению террористической деятельности,   
определяет порядок создания органа управления для подготовки и проведения       
совместных антитеррористических мероприятий, а также ряд других вопросов.       
Соглашение содержит правила иные, чем предусмотрено законодательством           
Российской Федерации, в частности ограничение юрисдикции запрашиваемой          
стороны в отношении участников антитеррористических мероприятий, являющихся     
гражданами запрашиваемой стороны, и регулирует вопросы обеспечения              
международной безопасности, в связи с чем подлежит ратификации.                 
                                                                                
Проекты документов по данному вопросу согласованы со всеми заинтересованными    
органами в установленном порядке. Принятие федерального закона о ратификации    
соглашения не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета и не     
потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения действующих    
актов федерального законодательства или принятия других.                        
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по международным делам Анатолия Сергеевича              
Стародубца.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СТАРОДУБЕЦ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Соглашение о порядке           
организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на         
территориях государств - членов Шанхайской организации сотрудничества           
подписано в городе Шанхае 15 июня 2006 года и направлено на создание правовой   
основы сотрудничества государств - членов ШОС в противодействии терроризму в    
форме проведения совместных антитеррористических мероприятий.                   
                                                                                
Сфера действия соглашения обусловлена целями проведения совместных              
антитеррористических мероприятий. В частности, такие мероприятия могут          
проводиться в целях освобождения захваченных террористами заложников, а также   
объектов повышенной технологической и экологической опасности, атомной          
промышленности, транспорта, энергетики, химических производств,                 
обезвреживания взрывных устройств или иных поражающих устройств сложной         
конструкции и пресечения деятельности террористов, террористических групп и     
организаций. Соглашением определяется порядок подготовки и проведения           
указанных мероприятий, правовой статус и ответственность участников, а также    
юрисдикция сторон по отношению к участникам совместных мероприятий.             
                                                                                
Отметим, что соглашение устанавливает ряд изъятий из общих принципов и правил   
международно-правового разграничения юрисдикции государств. В частности,        
устанавливается действие личной юрисдикции запрашиваемой стороны в отношении    
участников антитеррористического мероприятия, что является изъятием из          
территориальной юрисдикции запрашивающей стороны. При этом за каждой из         
сторон сохраняется право и, более того, закрепляется обязанность                
преследования участников антитеррористического мероприятия, совершивших         
преступление на территории запрашивающей стороны.                               
                                                                                
Соглашение устанавливает нормы, регламентирующие порядок и форму направления    
запроса об оказании содействия, регулирует вопросы, связанные с размещением и   
тыловым обеспечением участников, возлагая соответствующие обязанности на        
запрашивающую сторону.                                                          
                                                                                
Для участников совместных антитеррористических мероприятий предусматривается    
упрощённый режим пересечения государственной границы запрашивающей стороны.     
Кроме того, ввозимые специальные средства освобождаются от таможенных сборов.   
                                                                                
Отмечу также, что соглашение содержит оговорки, позволяющие запрашиваемой       
стороне отказаться от проведения совместных антитеррористических мероприятий    
в случае, если исполнение запроса может нанести ущерб её суверенитету,          
безопасности или другим существенным интересам либо противоречит её             
безопасности.                                                                   
                                                                                
Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических   
мероприятий на территориях государств - членов Шанхайской организации           
сотрудничества было внесено в Государственную Думу на ратификацию Президентом   
Российской Федерации 31 октября 2008 года.                                      
                                                                                
На законопроект, предполагающий ратификацию указанного соглашения, даны         
положительные заключения комитетами Государственной Думы по делам Содружества   
Независимых Государств и связям с соотечественниками, по безопасности, по       
международным делам, Комитетом Совета Федерации по международным делам.         
                                                                                
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту    
не имеет.                                                                       
                                                                                
В этой связи, уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по                
международным делам предлагает принять федеральный закон "О ратификации         
Соглашения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических   
мероприятий на территориях государств - членов Шанхайской организации           
сотрудничества".                                                                
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Две руки.                         
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                                      
                                                                                
Потом Багдасаров.                                                               
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Узбекистан, являясь членом ШОС, тем не менее ведёт переговоры о размещении на   
его территории американской базы. Скажите, пожалуйста, как это повлияет на      
реализацию этого документа? И ратифицировал ли данное соглашение Узбекистан?    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Сергеевич.                               
                                                                                
ГОРБУНОВ Ю. С. Узбекистан ратифицировал данное соглашение. А ведёт или нет -    
ну, это вопрос, наверное, политический и вне рамок данного закона.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич.                              
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Я хотел задать вопрос. Вот статья 2, тут есть перечень так     
называемых групп специалистов и других лиц, которые могут быть привлечены для   
проведения антитеррористических операций. Скажите, в случае необходимости это   
могут быть также и авиационные группы или же специалисты воинской части,        
допустим, из Минобороны, МЧС, я не знаю, других ведомств?                       
                                                                                
ГОРБУНОВ Ю. С. О воинских частях, наверное, не идёт речь, а речь идёт о том,    
что сторона, направляющая данное воинское формирование, сама его формирует.     
Что необходимо, то она туда и включает. Это касается и военнослужащих, и        
технических средств.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Присаживайтесь, Анатолий Сергеевич.                                             
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Две руки. Уважаемые коллеги, запись завершили:     
Жириновский Владимир Вольфович и Багдасаров Семён Аркадьевич.                   
                                                                                
Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович.                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Семён Аркадьевич всегда мне выступает конкурентом, хотелось   
бы, чтобы он, может быть, воздерживался от выступления, когда я говорю по       
какому-то вопросу.                                                              
                                                                                
Что здесь я хочу сказать? У нас был хороший опыт работы с союзниками в рамках   
Варшавского договора. Мы создали много объектов, проводили много учений, а      
наступил день икс благодаря бывшему руководству бывшей огромной правящей        
партии, и мы отовсюду ушли, всё оставили, и великолепные аэродромы, хранилища   
теперь в руках этих стран, которые вступили в противостоящий нам военный блок   
НАТО.                                                                           
                                                                                
Поэтому в данном случае, пока мы считаем, что это наши союзники в рамках ШОС,   
- это всё хорошо, но всё-таки размещение военных объектов надо делать таким     
образом, чтобы в случае резкого изменения политической ситуации эти объекты     
лучше бы оказались на нашей территории, чем на территории той страны, которая   
также поменяет флаг в результате каких-то новых азиатских беловежских           
соглашений. Есть же такие деятели, которые с удовольствием повторяют примеры    
тех товарищей, которые в 91-м году уже совершили такие действия. В ходе         
контактов уже сегодня стран - членов ШОС с другими государствами, с третьими,   
- это может быть и США, и Турция, и Иран, и Афганистан, и ряд других            
государств, которые могут не входить в ШОС, - мы тоже можем оказаться в         
ситуации, когда хорошо подготовили военный персонал, обустроили всю             
инфраструктуру страны, которая сегодня является членом ШОС, а потом всё это     
перейдёт в руки третьих сил. Горький опыт мы должны учесть.                     
                                                                                
Ну и наконец, расходы. Мы постоянно несём большую часть расходов, исходя из     
того, что, ну, вот страны слабые, бедные, и здесь как бы необходимо нам         
больше денег потратить. Так мы делали, очень много денег вложили и в Африку,    
и в Латинскую Америку, и в Восточную Европу. Поэтому здесь тоже нужно           
посмотреть, чтобы всё-таки, если мы несём расходы, может быть, были бы          
какие-то гарантии и компенсации, через какие-то другие, клиринговые, может      
быть, основания. Если нет денег, есть другое что-то в этой стране: там и        
большие естественные запасы, и уран, и золото, и нефть, и газ и так далее.      
Чтобы здесь тоже мы не оказались в трудном положении, когда только несём        
расходы, обустраиваем территории, а потом эти территории сдаём, и ещё наших     
граждан там начинают учить местному языку и штрафовать, как сейчас в Латвии,    
за то, что русские не знают местного языка. Он его не должен знать, у него      
общение с русскими, но вот такое насилие совершают. Чтобы потом их насильно     
не учили туркменскому языку, казахскому, киргизскому, таджикскому, китайскому   
и прочее. Да ещё и могут заставлять принять другую религию. И до такого         
состояния может дойти ситуация, у нас случаи такие были на нашем родном         
Северном Кавказе.                                                               
                                                                                
И вот я хотел бы, чтобы те, кто готовит документы и отслеживает исполнение      
этих документов, всё это имели в виду. У нас богатейший опыт, поэтому, я        
думаю, больше таких ошибок у нас не должно быть.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Багдасаров Семён Аркадьевич.                  
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Спасибо.                                                       
                                                                                
Я считаю, что это соглашение очень актуальное и своевременное, несмотря на      
то, что, конечно, здесь имеется целый ряд политических нюансов.                 
                                                                                
Почему оно своевременное? Дело в том, что на сегодняшний день центр             
терроризма переносится в Центральную Азию и туда, в Южную Азию, с Ближнего      
Востока. Это подтверждают и американские специалисты. И по сути, здесь, в       
зоне действия ШОС, сосредоточены все основные террористические организации,     
которые только существуют, - это и пресловутая "Аль-Каида", я не говорю о       
"Талибане", это отдельный вопрос, и "Лашкар-И-Тайба", и организация             
"Аль-Гамаа аль-Исламия" и так далее, и тому подобное. Кроме того, действуют и   
контактируют между собой организации в тех странах, которые входят в ШОС. Ну,   
например, тесный контакт поддерживает, как известно, "Исламская партия          
Туркестана", бывшее Исламское движение Узбекистана, с так называемым            
"Объединённым национальным революционным фронтом Восточного Туркестана", это    
в Китае, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.                                
                                                                                
Все страны, которые здесь перечислены, или пострадали от терроризма, или        
потенциально могут пострадать от терроризма, в том числе в результате так       
называемого глобального джихада (я как-то об этом здесь говорил). Потому что,   
смотрите, Киргизия, Узбекистан: на территории этих стран действует известная    
организация "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", "Исламская партия Туркестана". В       
Таджикистане очень активны "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" и так называемое         
движение "Салафия", представительство которого, кстати, сейчас уже есть и в     
России, как и представительства перечисленных структур. Китай, казалось бы,     
немножко в стороне, на самом деле нет, там в Синьцзян-Уйгурском автономном      
районе, в Восточном Туркестане, действует целый ряд организаций, в том числе    
та организация, которую я назвал. Это серьёзная, кстати, организация,           
представители которой за последние годы убили несколько десятков китайских      
солдат и гражданских лиц. Вы помните, в канун Олимпиады в Кашгаре был           
совершён террористический акт, были убиты шестнадцать военнослужащих. Это всё   
говорит о том, что необходимо объединяться и проводить совместные операции.     
                                                                                
В общем-то, я не случайно задавал вопрос об использовании других сил. Дело в    
том, что уже известно, какие будут террористические акты на этих территориях.   
Вот у нас здесь, в статье 3, говорится о пресечении деятельности террористов,   
террористических групп и организаций. А я хотел бы сказать, что у этих стран    
есть опыт в проведении подобных мероприятий, я имею в виду конец 90-х годов,    
1999 год, когда была попытка вторжения бойцов Исламского движения Узбекистана   
в Ферганскую долину через территорию Киргизии. И вот тут, кстати, проявилось    
много недостатков в первую очередь в системе управления. Система управления     
из рук вон выходящая: против трёхсот - трёхсот пятидесяти боевиков воевала      
вся киргизская армия, наша авиация и ещё узбекская авиация, причём узбекская    
авиация, по отзывам киргизской стороны, больше бомбила почему-то киргизские     
сёла, то есть тут была потеряна система управления. И очень хорошо, что         
предусматривается, что запрашиваемая сторона может отказаться от участия в      
той или иной операции, потому что в прошлый раз эти операции осуществлялись     
не с территории Афганистана, как у нас иногда СМИ сообщали, а с территории      
Таджикистана. То есть с территории одного государства, сейчас входящего в       
Договор о коллективной безопасности, в ШОС и так далее, осуществлялась          
агрессия против другой стороны, действующей на территории третьей стороны,      
потому что Тавиль-Дора - это первая зона, она расположена на достаточно         
небольшом удалении от афганской границы... И кстати, в то время вообще          
ситуация была такая, что и в Афганистане Северный альянс вроде был, а на        
самом деле это был эксперимент, когда часть границы была передана под           
контроль таджикской стороне, 73 километра. В результате образовался коридор,    
боевики туда вошли, и создалась какая-то достаточно странная ситуация, когда    
с территории одного государства, вроде дружественного, осуществляется           
агрессия против другого. Поэтому то, что в этом соглашении предусматривается    
отказ, - это очень правильно.                                                   
                                                                                
Второй тип террористических актов, который распространён в регионе, - это       
организация массовых беспорядков с последующим захватом административных        
зданий, а также оружия и прочего. Я могу несколько таких перечислить, однако    
наиболее известны... Кстати, организация массовых беспорядков считается одним   
из орудий террористических организаций. Мы тут как-то обсуждали, можно ли       
массовые беспорядки по закону о терроризме причислить к терроризму. Да, это     
терроризм, потому что, как правило, массовые беспорядки затем перерастают в     
подобные действия. Вы помните андижанские события 2005 года, где, собственно,   
всё начиналось с манифестаций, потом переросло в массовые беспорядки с          
последующим захватом тюрем и так далее, и так далее.                            
                                                                                
Можем ли мы участвовать в таких вещах? Очень сложно говорить. Если это будет    
носить локальный характер, можем морально поддержать, как-то технически, но,    
однако, это может привести и к более крупным событиям. Что я имею в виду? Мы    
часто говорим, что такие вещи происходят в Ферганской долине, а Ферганская      
долина - это не только Узбекистан, это и южный Кыргызстан, и Таджикистан. Это   
историко-географическая часть Средней Азии, где проживают, по самым скромным    
подсчётам, от двенадцати до пятнадцати миллионов человек, почти столько,        
сколько во всех трёх государствах Закавказья. Так вот, по некоему плану         
Исламского движения Узбекистана (сейчас - "Исламской партии Туркестана")        
предполагается, что использование такой формы, как массовые беспорядки, может   
привести к созданию со временем на всей этой историко-географической части, в   
Ферганской долине, по сути исламского государства, что будет, в общем-то,       
достаточно большой геостратегической катастрофой. Поэтому тут очень             
внимательно надо следить, возможно, надо принять участие.                       
                                                                                
Ну, другие формы терроризма, такие как покушение на отдельных лиц, взрывы, я    
думаю, неактуальны. Однако есть ещё одна очень актуальная вещь, это может       
случиться буквально в ближайшее время, я считаю, что через три-четыре года,     
хотя при том, как развивается ситуация в Афганистане, может быть, и             
значительно раньше, - это вхождение движения "Талибан" в Кабул и захват         
власти. Сейчас, вы знаете, внутри коалиции, которая ведёт там войну, сплошной   
раздрай. Американцы даже обвиняют своего ближайшего союзника - Великобританию   
в том, что они плохо воюют в провинции Гильменд, и вообще зря они идут на       
контакт с "Талибаном" и так далее, то есть раздрай полный. Это говорит о том,   
что коалиция может распасться, а "Талибан", численность которого не больше      
восьми тысяч человек и которому противостоит девяностотысячная афганская        
армия плюс сейчас шестьдесят с лишним тысяч многонациональных сил,              
контролирует, по признанию самих западных специалистов, три четверти            
территории.                                                                     
                                                                                
Так вот, если движение "Талибан" выйдет на границу СНГ, будем так говорить,     
особенно на таджикский её участок, тогда может создаться катастрофическое       
положение. И мы должны бы ответить себе на вопрос, сможем ли мы в этом случае   
как-то перекрыть границу? Кто, кроме нас, может перекрыть? Китай. Китайцы,      
кстати, провели в 2006 году на так называемом Хатлонском направлении учения в   
Таджикистане с целью прикрытия границы. Но наиболее серьёзные последствия       
могут быть, если китайцы перекроют границу в Горном Бадахшане. Дело в том,      
что Китай уже заполучил там тысячу квадратных километров (в прошлый раз я в     
гектарах приводил площадь) так называемых спорных территорий в Горном           
Бадахшане, а претендует на 28 тысяч квадратных километров. До этого рядом, в    
Киргизии... Так вот, если китайцы это осуществят... Я вам скажу, что этот       
регион предельно интересен, достаточно сказать, что там и граница с             
Афганистаном, и узкий Ваханский хребет с выходом в Пакистан, и выход в          
Ферганскую долину. Поэтому, мне кажется, нашим соответствующим структурам (я    
не просто задал вопрос об использовании возможности других ведомств)            
целесообразно подумать о создании достаточно серьёзных мобильных сил, которые   
можно было бы перебросить в этот регион и закрыть границу, тем более мы там     
когда-то находились, до того как нас заменили так называемые таджикские         
пограничники. А для этого, наверное, настало время продумать и такой вопрос,    
как создание на базе Федеральной службы безопасности глобального ведомства,     
которое занималось бы защитой безопасности.                                     
                                                                                
Смотрите, американцы после 11 сентября 2001 года создали министерство           
национальной безопасности. Буквально две-три недели назад, после Мумбаи, об     
аналогичном решении объявили индийцы. Зачем нам ждать каких-то других           
примеров? Может быть, и нам целесообразно создать такое ведомство? Это          
актуально, особенно в условиях кризиса это предельно актуально. И там могли     
бы заниматься подобными проблемами.                                             
                                                                                
Когда мы говорим об Афганистане, меня, например, настораживает тот факт,        
что... Ситуация там понятно какая, но если западные партнёры уже начинают       
контактировать с "Талибаном", то мы как-то всё откладываем и, наоборот,         
осуждаем действия неких сторон. На самом-то деле, возможно, настало время нам   
тоже вступать в какой-то контакт. Западники называют это так: контакт с         
умеренными деятелями "Талибана". Кстати, не знаю, как сейчас, но в 90-х         
годах, когда движение "Талибан" участвовало в первом этапе известных событий,   
в составе "Талибана" было много выпускников советских военных вузов.            
                                                                                
И вообще, я хотел бы напомнить один исторический факт. Впервые, как известно,   
советские войска были введены в Афганистан в 1929 году. Целью ввода была        
реставрация монархии. Собственно, для чего это делалось? Понятно, что для       
безопасности своих границ. Так вот, впоследствии монархия, которая была         
восстановлена, в советской историографии называлась не иначе как мракобесие.    
Но при этом мы как бы дружили с этим Афганистаном. В конце концов, нам          
безразлично, что происходит внутри страны, лишь бы та или иная страна не        
оказывалась базой для террористов и не проводила политику, направленную         
против интересов Российской Федерации.                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выносим 11-й вопрос на "час голосования".                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3706 по 3723 из 8988
Пункт 11. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения о порядке     
организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на         
территориях государств - членов Шанхайской организации сотрудничества".         
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              445 чел.98,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    446 чел.                                          
Не голосовало                   4 чел.0,9%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.