Заседание № 85

09.03.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 120453-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (в части уточнения отдельных положений закона, установления новых норм, регламентирующих порядок предоставления статуса вынужденного переселенца, а также в части, касающейся порядка формирования, эксплуатации и использования фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; принят в первом чтении 16 января 2002 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1026 по 1359 из 5254
Уважаемые коллеги, у нас есть возможность до начала "правительственного часа"   
рассмотреть пункт 7, из блока законопроектов, принятых в первом чтении и        
предлагаемых к отклонению, о проекте федерального закона "О внесении            
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных              
переселенцах". Мы сегодня уточнили докладчика. Это член комитета по делам       
Содружества Независимых Государств... Нет Нефёдова, да? Значит, Кокошин         
Андрей Афанасьевич докладывает.                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Афанасьевич.                                                 
                                                                                
КОКОШИН А. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вам              
предлагается рассмотреть вопрос об отклонении проекта федерального закона "О    
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных     
переселенцах".                                                                  
                                                                                
Данный законопроект был внесен в Государственную Думу Правительством            
Российской Федерации 1 августа 2001 года. Он довольно подробно обсуждался в     
комитете по делам СНГ и в ряде других комитетов. Затем 12 августа 2002 года     
поступило обращение Правительства Российской Федерации, в связи с которым       
работа по законопроекту в комитетах Государственной Думы была приостановлена,   
поскольку в распоряжении Президента Российской Федерации от 3 декабря 2001      
года об образовании межведомственной рабочей группы по подготовке предложений   
по совершенствованию миграционного законодательства Российской Федерации        
Правительству Российской Федерации было предложено доработать данный            
законопроект с учетом необходимости оптимизации системы государственной         
поддержки соответствующей категории мигрантов.                                  
                                                                                
Кроме того, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 1 июня   
2002 года Правительство Российской Федерации, совершенствуя указанный           
законопроект, намеревалось более четко отразить в нем разграничение предметов   
ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти,        
органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного              
самоуправления по данному вопросу.                                              
                                                                                
Это же намерение было подтверждено в предложении Правительства Российской       
Федерации от 15 августа 2003 года об исключении законопроекта из проекта        
примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на период       
осенней сессии 2003 года. И наконец, 20 декабря 2004 года Правительство         
Российской Федерации отозвало указанный законопроект из Государственной Думы.   
                                                                                
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с   
соотечественниками рекомендует Государственной Думе в соответствии с частью     
первой статьи 123-1 Регламента Государственной Думы отклонить проект            
федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской       
Федерации "О вынужденных переселенцах". Я еще должен отметить, что члены        
комитета обращают внимание на то, что нам необходимо продолжить работу над      
данной темой, и она проводится нашим комитетом с участием других комитетов в    
рамках решения в целом проблемы миграции, которую мы считаем исключительно      
важной. Спасибо.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Афанасьевич. Присаживайтесь.              
                                                                                
В соответствии с Регламентом вопросы по данному законопроекту не задаются, но   
есть возможность выступить. Есть ли необходимость выступить полномочному        
представителю президента? Нет. Полномочному представителю правительства? Нет.   
Представителям депутатских объединений? Пожалуйста, Жириновский Владимир        
Вольфович.                                                                      
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Это продолжение темы СНГ. Я полностью согласен с Виктором     
Имантовичем в оценке работы наших послов в Грузии, Молдавии и, я бы добавил,    
Украине. Положение переселенцев - это продолжение плохой работы наших послов    
в странах СНГ, результат отсутствия законодательства, регулирующего статус      
переселенцев. Андрей Афанасьевич забыл здесь сказать, что в основном            
пострадавшими ввиду отсутствия данного закона являются русские, ибо они         
являлись переселенцами. Они были вынуждены покинуть территории, которые         
перестали быть Советским Союзом, стали территорией независимых государств.      
                                                                                
Неправильная позиция правительства. Правительство вносит для видимости          
какой-то закон, чтобы успокоить общественное мнение, показывает, что оно        
пытается проявить заботу о переселенцах, знает, что это потребует               
определенных расходов, и экономит. Но это продолжение левой идеологии -         
сэкономить на людях. Легче построить Бурейскую ГЭС, построить какой-то          
объект, а миллионы людей пострадали, они сюда приехали - и им ничего не дали.   
Ничего не дали! Сейчас мы их приравняли практически к иностранцам. Приезжает    
русский и должен восемь лет доказывать, что он честный и хороший человек, и     
ввиду отсутствия закона, который мог бы защитить его права, хотя бы дать        
статус вынужденного переселенца, он не может этот статус получить, а без        
статуса не может получить никакого жилья, работы и всего остального.            
                                                                                
Мы в какой-то степени в скрытой форме также издеваемся над русскими, как над    
ними издеваются в Латвии, как бы подаем пример. Если у себя, в России мы не     
хотим позаботиться о наших гражданах, что же надеяться, чтобы о них             
позаботились в тех территориях, которые сегодня уже стали зарубежными           
странами? У нас достаточно фонда, очень много освободившихся казарм,            
общежитий, каких-то училищ. Всё можно было бы организовать, дать жилье, дать    
работу, дать землю. Царь лучше относился к собственному населению: давали       
льготы, давали кредиты, защищали, а мы даже закон не хотим принять. Десять      
лет мурыжим его: вносят его, три года назад приняли в первом чтении,            
специально проволынили, пролежал три года, и сейчас мы его отклоняем. Ну вот    
это, я считаю, антигуманное отношение к нашим гражданам. И если Виктор          
Имантович не голосовал за ратификацию соглашения о Секретариате Организации     
Договора о коллективной безопасности (он прав по сути, в политической оценке    
деятельности, но в правовой не прав: нам нужны организации, которые могли бы    
контролировать), то здесь я не буду голосовать за отклонение данного закона,    
поскольку цена этого отклонения - это миллионы граждан, которые вернулись на    
родину и не получили никакой поддержки от местных органов ни в плане работы,    
ни в плане жилья. И даже тогда, когда они собственными усилиями добивались      
успеха, им мешали и местная администрация, и все остальные, поскольку нету      
соответствующих норм. И в ситуации, когда вот такая норма должна бы быть,       
должны устанавливаться новые формы, конкретизироваться отдельные положения      
действующего законодательства, мы тихонечко изымаем этот проект закона.         
Комитет по делам СНГ продолжает ту же линию - ни в странах СНГ не можем         
защитить соотечественников должным образом, ни внутри страны. Вот здесь         
нужно, видимо, сказать правду: или мы всё еще маневрируем, думаем, что к нам    
вернутся, нас полюбят, с нами будут дружить и не надо их злить... Тогда это     
мягкая позиция, позиция, направленная на то, чтобы всё скрыть, не обострять.    
Она могла бы быть оправданной, но это же нереально, это же нереально, это       
ничего не даст. Но если там, в СНГ, мы не можем более жестко действовать, то    
здесь-то могли бы обязать администрацию оказать максимальное содействие нашим   
переселенцам. Они поэтому и не едут, они остаются там в худших в моральном      
отношении условиях, но в лучших в материальном отношении. А здесь, в России,    
мы на них и морально давим, так сказать, они как бы лишние здесь, никто ими     
не занимается, и материально их пытаемся лишить возможности получить быстрее    
хоть какое-то жилье, работу и всё остальное.                                    
                                                                                
Очень большие подозрения вызывает у меня наш комитет по делам СНГ. Что это за   
линия? Чего мы хотим добиться? Это совершенно, я считаю, неправильно, считаю,   
что такие законы надо принимать, и быстрее принимать, и нужно было принимать    
это десять лет назад, пять лет назад, а мы, даже приняв в первом чтении три     
года назад, сейчас решили его окончательно отклонить. И поэтому часть           
граждан, которые могли бы у нас остаться, мигранты, пересекают нашу страну,     
совершают здесь преступления, а получить статус переселенца хотят подальше от   
России, в Западной Европе. И мы, таким образом, получаем только отрицательный   
результат, только минус и для внутреннего положения нашего, и для               
экономического, и для демографического, а могли бы, наоборот, резко усилить     
приток граждан в нашу Российскую Федерацию. Миллионы могли бы к нам             
приезжать, ибо они хотят приехать к нам, но отсутствие правового                
регулирования вызывает у них, так сказать, неопределенность, как будет решен    
вопрос с ними, в том числе это касается и русского населения.                   
                                                                                
Поэтому считаю, что надо принимать подобные законы и ошибка комитета по делам   
СНГ, что он предлагает отклонить. Уверен, что сейчас кто-то мне скажет в        
ответ, если найдется такой желающий, что уже есть другие законы,                
регламентирующие, дающие... Ничего нет, нет других законов. Граждане, которые   
к нам приехали, недовольны своим положением, и в этом вина парламента, потому   
что за двенадцать лет мы не смогли дать такой закон, такое правовое             
регулирование, когда они быстро получали бы всё, что им нужно, работали бы на   
нас. И это бы укрепляло нашу страну во всех отношениях, а мы этот резерв не     
используем.                                                                     
                                                                                
Еще раз говорю: не хотим думать о людях, цифры, цифры, цифры, и чиновники       
сидят в кабинетах, манипулируют цифрами. Вот Крашенинников в начале заседания   
сегодня сказал, что не надо поздравлять. Он просто не знает, что это такое -    
работа на Кавказе и в целом борьба с террором. Так и у нас в СНГ. Вы не жили,   
Андрей Афанасьевич, за пределами Российской Федерации. Вот почему Алкснис и я   
здесь всё время двенадцать лет об этом говорим? Потому, что он знает, что       
такое в Латвии находиться, хотя он латыш, и то правильно оценивает ситуацию.    
А я двадцать лет прожил в наших славных союзных республиках. И когда вы даете   
положительную характеристику ситуации в этих республиках и говорите о том,      
что нет проблемы с переселенцами в нашу страну, вы просто не знаете, что это    
такое, не знаете! Поэтому хорошо бы, чтобы депутатами российского парламента    
были бы бывшие граждане СССР, которые проживали в Казахстане, в Средней Азии,   
в Закавказье и Прибалтике. Вот это будет по-настоящему боевой парламент, он     
будет знать, что же такое наши народы... (Микрофон отключен.)                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Чаплинский Сергей Игоревич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЧАПЛИНСКИЙ С. И., фракция "Родина".                                             
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Также хотелось, во-первых, призвать коллег-депутатов не голосовать за           
отклонение данного законопроекта. И, честно говоря, вызывает недоумение         
заявление Андрея Афанасьевича о том, что да, тема важная, надо продолжать над   
ней работу. Но действительно, а где результаты этой работы? Мы сейчас           
рассматриваем предложение комитета отклонить данный законопроект, но не видим   
никаких других вариантов, никаких решений этой проблемы. Проблема очень         
серьезная, и хотелось бы, чтобы депутаты, тем более председатели комитетов      
почаще встречались с нашими соотечественниками. Вот возьмем, к примеру,         
Воронежскую область. В город Борисоглебск пятнадцать лет назад несколько сот    
семей переселенцев приехали по приглашению Правительства Российской Федерации   
(документы подписаны Регент, первой руководительницей ФМС), и до сих пор они    
ютятся в вагончиках деревянных и железных, без воды, без канализации, без       
гарантированных прав на существование. На самом деле переселенцы брошены, и     
никто не хочет заниматься их проблемами. Сейчас в связи с обменом паспортов     
возникли сложности опять с пропиской, потому что у многих переселенцев нет      
постоянного жилья, никто не хочет их прописывать. И данный законопроект как     
раз более четко трактует нормы предоставления статуса вынужденных               
переселенцев. О детях этих переселенцев идет речь, многие из них уже школу      
заканчивают, не могут получить аттестат об образовании. Проблемы все очень      
серьезные. И еще раз хочу покритиковать руководство комитета по делам СНГ:      
надо реально заниматься этими проблемами, а не говорить о том, что просто       
надо их решать.                                                                 
                                                                                
Поэтому еще раз призываю коллег не голосовать за отклонение, а Правительство    
Российской Федерации - заняться более серьезно этим вопросом. Потому что        
сегодня МВД кивает на Госстрой, который должен якобы строить жилье              
переселенцам. В Госстрое говорят: "Это не наше дело, этим МВД должно            
заниматься". И в правительстве, по сути дела, никто не занимается               
вынужденными переселенцами.                                                     
                                                                                
Надеюсь, что наконец-то у нас появится государственная программа именно         
содействия нашим соотечественникам, которые вернулись в нашу страну.            
Президент неоднократно эту проблему заострял, потому что у нас сложная          
ситуация с рождаемостью. И это, так сказать, как источник увеличения            
количества наших граждан именно за счет тех людей, которые возвращаются, я      
подчеркиваю, не просто приезжают из Вьетнама или из Китая, а возвращаются на    
Родину. Нужен закон о репатриации. И непонятно опять же, когда комитет по СНГ   
наконец-то его разработает и примет.                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кокошин Андрей Афанасьевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
КОКОШИН А. А. Можно с места, да?                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конечно. У вас включен микрофон.                          
                                                                                
КОКОШИН А. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я отметил в      
конце своего выступления, что комитет занимается данным вопросом, в том числе   
на основе большого количества поправок, которые были внесены по данному         
законопроекту. Отмечалось большое количество разного рода нестыковок в этом     
законопроекте, которые следовало бы устранить путем совершенствования других    
законов.                                                                        
                                                                                
Мы будем использовать поправки и замечания, которые имеются в комитете, и       
наработки, у нас есть специальная рабочая группа по данному вопросу, мы         
работаем с другими комитетами, для того чтобы подготовить собственные           
предложения по данному вопросу.                                                 
                                                                                
Нет никаких сомнений, что это действительно одна из важнейших проблем. Я        
здесь согласен с коллегами, выступавшими непосредственно передо мной. И         
действительно мы должны поставить во главу угла проблему стимулирования         
притока в Российскую Федерацию наших соотечественников, наших граждан и         
неграждан, для того чтобы решить наши демографические проблемы, особенно в      
таких регионах, как, например, Дальний Восток, Забайкалье, Восточная Сибирь.    
И комитет готовит по этому вопросу соответствующие предложения.                 
                                                                                
Мы действительно считаем, что в данном законопроекте, поскольку он был внесен   
до того, как было реорганизовано правительство, затронута очень серьезная       
проблема - ответственности за решение проблемы переселенцев со стороны          
правительственных, государственных органов. И в наших предложениях по           
разработке законодательства мы ребром ставим вопрос, чтобы в правительстве      
был соответствующий государственный орган, который решал бы данные проблемы.    
                                                                                
И я также хочу отметить, что комитет практически каждодневно занимается         
проблемами вынужденных переселенцев, в том числе непосредственно председатель   
и его заместители, и мы практически решаем каждый день конкретные вопросы,      
связанные с конкретными людьми, с конкретными организациями, с конкретными      
очень острыми, болезненными проблемами. Так что я, с одной стороны,             
признателен за внимание к этой проблеме со стороны моих коллег, а с другой      
стороны, считаю, что критика не совсем здесь оправданна.                        
                                                                                
Мы готовы принять любые конкретные предложения по разработке данного            
законодательства со стороны наших коллег, которые так активно приняли участие   
в обсуждении этого законопроекта.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У нас по Регламенту выступают представители депутатских объединений.            
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мне кажется, и я думаю, что    
все со мной согласятся, что самая большая трагедия ХХ века - это распад СССР.   
Сколько пострадало судеб, одному Богу известно. А что произошло в мире, в       
политической структуре мира, это каждый политик понимает. Поэтому у нас         
столько споров идет и о безопасности России, и так далее. Конечно, мы           
утратили мощь, утратили безопасность, утратили авторитет на международной       
арене. Но самое главное, что мы каждый день теряем, просто теряем, своих        
граждан, свою нацию.                                                            
                                                                                
Вот недавно я получила письмо из Тамбова, из своего бывшего округа. Пишет       
женщина, которая из Душанбе переехала к нам в Тамбов, вышла замуж, уже родила   
ребенка, и до сих пор она никто. До сих пор муж содержит свою семью, а жена -   
никто вообще и просит: ой, я вас очень прошу, пожалуйста, как можете,           
помогите мне выписаться оттуда и получить теперь паспорт. И таких писем, я      
думаю, к каждому депутату приходит миллион.                                     
                                                                                
В начале перестройки, когда всё это случилось, действительно, для того чтобы    
успокоить общественное мнение, начали придумывать миграционные центры - у нас   
в области их даже два таких больших выстроили, - выделяли из бюджета деньги     
на этих людей, устраивали их на работу, заняли практически все городские        
гостиницы беженцами, переселенцами, которые ждали, когда им выдадут вот эту     
бумажку заветную о том, что они вынужденные переселенцы и, так сказать, будут   
иметь возможность получать льготы и так далее. Была такая служба миграционная   
в правительстве, которую каждому депутату, я думаю, приходилось посещать, мы    
пытались тоже там помощь выбивать для своего региона, для того чтобы            
обустроить этих несчастных людей. Но сейчас, самое главное, появилось           
недовольство и у местных жителей: а почему вот мы живем в худших условиях,      
нам уже десять лет не дают ни квартиру без очереди, ничего, а вот приехали      
откуда-то люди, и им, значит, вот давайте всё! Приходилось выступать,           
уговаривать, объяснять, что эти люди потеряли последний кров по вине наших      
правителей, по вине политиков и теперь оказались, так сказать, не там, не у     
себя дома. Поэтому когда такой закон внесли, причем внесло правительство, я,    
например, порадовалась тому, что наконец вроде как проблема эта решается. А     
на самом деле ничего не решалось, ничего не делалось. Один премьер сменял       
другого, и каждый потом говорил, что он не отвечает за дела предыдущего. А в    
итоге говорят, что теперь совершенно новое правительство, и этот закон уже      
устарел, и есть там какие-то нюансы. Вы знаете, это просто отговорки. Я         
понимаю, когда чего-нибудь мы не хотим в Думе принять, мы всегда так говорим:   
работа уже идет в комитете, уже вот-вот всё будет. А ничего не будет, дай       
бог, чтобы до конца нашего созыва появилось что-нибудь подобное. А люди-то      
смотрят на нас и ждут. Я не знаю, как вы, но я постоянно ощущаю вот людское     
негодование, когда появляюсь где-либо и узнают, что я депутат. Ну неужели нам   
перед своими людьми просто не совестно? Я считаю, что этот законопроект         
вполне можно было рассматривать во втором чтении, рассматривать эти поправки,   
требовать от правительства исполнения. Но сейчас, когда у нас льготы,           
естественно, потребовали огромных выплат, начались уже задержки заработной      
платы, как же можно другие социальные вопросы рассматривать! Вот мы и           
начинаем, мягко говоря, лукавить. Поэтому наша фракция, конечно, не будет       
голосовать за отклонение этого законопроекта, за снятие.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, выступили представители депутатских объединений, и мы        
теперь переходим к голосованию.                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валентинович, я слышу, вижу, ведение не           
нарушено. Ставится на голосование постановление об отклонении законопроекта,    
принятого в первом чтении. Кто за? Прошу голосовать.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              295 чел.65,6%                                     
Проголосовало против           67 чел.14,9%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    363 чел.                                          
Не голосовало                  87 чел.19,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 142

16.01.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 120453-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (в части уточнения отдельных положений закона, установления новых норм, регламентирующих порядок предоставления статуса вынужденного переселенца, а также в части, касающейся порядка формирования, эксплуатации и использования фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4234 по 4648 из 6659
Уважаемые депутаты, рассматриваем законопроект под пунктом 19: проект           
федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской       
Федерации "О вынужденных переселенцах". Доклад официального представителя       
Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра       
внутренних дел Российской Федерации Владимира Абдуалиевича Васильева.           
Владимир Степанович Никитин - содокладчик.                                      
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ В. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации.     
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию              
предлагается проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в    
Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах". Как вы знаете,         
проблема вынужденных переселенцев по-прежнему остается острой. Так, по          
состоянию на начало этого года на учете находится около 700 тысяч человек,      
имеющих статус вынужденного переселенца. Только за девять месяцев прошлого      
года с ходатайством о признании вынужденными переселенцами обратилось свыше     
35 тысяч человек. Есть основание полагать, что подобная тенденция будет         
сохраняться и в будущем году.                                                   
                                                                                
Шестилетний опыт реализации действующего закона показал, с одной стороны,       
полезность и необходимость его норм, а с другой стороны, некие погрешности      
отдельных положений. Вносимый законопроект преследует следующие цели:           
конкретизировать и уточнить отдельные положения действующего закона, что        
позволит избежать их произвольного, субъективного толкования; ввести новые      
нормы, регламентирующие процедуру предоставления, утраты и лишения статуса      
вынужденного переселенца; установить порядок формирования фонда жилья данной    
категории граждан.                                                              
                                                                                
Принятие указанного закона обусловлено следующими обстоятельствами. Первое.     
Нынешняя норма относит к статусу вынужденного переселенца достаточно широкий    
круг лиц, на практике это приводит к определенным злоупотреблениям,             
касающимся государственной поддержки вынужденных переселенцев, поэтому          
законопроект устанавливает более четкий перечень оснований, по которым лицо     
не может быть признано вынужденным переселенцем, закрепляет норму об утрате     
статуса вынужденного переселенца в случае его возвращения на прежнее место      
жительства, а также о лишении этого статуса при неявке без уважительных         
причин на переучет либо за получением удостоверения вынужденного переселенца.   
                                                                                
Второе. В настоящее время социально незащищенным звеном остаются                
несовершеннолетние дети вынужденных переселенцев. Законопроект предоставляет    
возможность получения ими соответствующего статуса, что позволит                
законодательно закрепить их социальные гарантии.                                
                                                                                
Третье. Остро стоит вопрос об обеспечении жильем вынужденных переселенцев. В    
настоящее время на учете по улучшению жилищных условий состоит более 150        
тысяч человек, в том числе 44 тысячи из них являются первоочередниками.         
Законопроект предусматривает выплату компенсации за утраченное жилье, которая   
позволит определенной части вынужденных переселенцев в дальнейшем               
самостоятельно решать вопрос о приобретении жилья.                              
                                                                                
Проект рассмотрен 28 субъектами Российской Федерации, 24 из которых без         
замечаний его поддержали, четыре представили замечания и предложения, которые   
вполне могут быть реализованы в ходе подготовки законопроекта ко второму        
чтению.                                                                         
                                                                                
Принятие федерального закона не потребует выделения дополнительных средств из   
федерального бюджета.                                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, по нашему мнению, принятие поправок к Закону "О             
вынужденных переселенцах" снимет правовые и организационные пробелы,            
имеющиеся на данный момент и выявляющиеся в ходе решения вопросов, связанных    
с проблемами вынужденных переселенцев. С учетом изложенного Правительство       
Российской Федерации просит поддержать законопроект и принять его в первом      
чтении. Информацию закончил.                                                    
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Абдуалиевич, присаживайтесь,            
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
С содокладом выступает член Комитета по делам Содружества Независимых           
Государств и связям с соотечественниками Владимир Степанович Никитин.           
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИКИТИН В. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемые депутаты, Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками          
рассмотрел указанный законопроект и отмечает следующее. Да, у нас сейчас 717    
тысяч вынужденных переселенцев в стране, но этот закон будет определять         
судьбу, может быть, и тех 4 миллионов потенциальных наших соотечественников,    
которые готовы переехать в Россию, если для этого будут созданы условия.        
                                                                                
Действительно, внесение изменений и дополнений направлено на конкретизацию      
отдельных положений действующего закона и установление новых норм,              
регламентирующих процедуру предоставления статуса. С одной стороны, в статье    
1 закона расширены обстоятельства, при наличии которых гражданин может быть     
признан вынужденным переселенцем, я хотел бы на это обратить внимание. Если в   
прежней редакции таким обстоятельством было совершенное в отношении его         
насилие или преследование в иных формах, то в новой редакции вносится           
добавление: "...либо вследствие реальной опасности подвергнуться такому         
преследованию". И на наш взгляд, такое изменение целесообразно. С другой        
стороны, в статье 2 закона расширен существующий перечень оснований, по         
которым лицо не может быть признано вынужденным переселенцем. Вводятся          
дополнительно два подпункта - 4 и 5. Я хотел бы остановиться на подпункте 5.    
Не может быть признано вынужденным переселенцем лицо, признанное переселенцем   
в соответствии с международным договором Российской Федерации в области         
регулирования процесса переселения и защиты прав переселенцев. Такие            
международные договора заключены Правительством Российской Федерации с          
десятью странами СНГ и Балтии. Но реально пока действуют механизмы их           
реализации с тремя странами: Латвией, Туркменией и Киргизией. На наш взгляд,    
этот подпункт содержит опасность ущемления прав тех наших российских            
соотечественников, кто не усмотрел разницы в понятиях "переселенец" и           
"вынужденный переселенец", стремясь быстрее покинуть страну пребывания.         
Добровольные переселенцы получают льготы на беспошлинный провоз через границу   
багажа, автомобиля, но на территории России они уже никакими льготами по        
закону "О вынужденных переселенцах" пользоваться не могут. Учитывая, что из     
десяти стран, с которыми подписаны соглашения, только в пяти имеются            
миграционные службы России, есть основания предполагать, что не всем            
переселенцам будет дано правильное разъяснение, что они потеряют, если не       
будут признаны вынужденными переселенцами.                                      
                                                                                
Дополнения и изменения в статью 3 вносят определенность в порядок регистрации   
ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем. Срок на принятие         
решения о регистрации увеличивается с трех до пяти дней со дня его              
поступления. Но при этом лицу, претендующему на признание его вынужденным       
переселенцем, может быть предоставлено место в пункте первичного приема. Так    
и записано: может быть предоставлено. А может и не быть предоставлено. А где    
будут находиться пять дней те люди, которые, в общем-то, не имеют крыши над     
головой? Поэтому этот вопрос нужно доработать.                                  
                                                                                
В статье 4 уточнены категории лиц, имеющих льготы по проезду и провозу          
багажа. Для пресечения расширительного толкования исключено понятие             
"малообеспеченные лица", и мы думаем, что это правильно Правительство           
предлагает, потому что оставлено перечисление конкретных категорий: одинокий    
пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и           
инвалидов, одинокий родитель с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати   
лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет.   
Это совершенно конкретно и снижает, скажем так, возможную коррупционность       
данного пункта.                                                                 
                                                                                
Ну, и хотел бы остановиться на том, что совершенно правильно то, что вносится   
в статье 5. Статья 5 дополняется положением о признании вынужденным             
переселенцем ребенка, не достигшего возраста восемнадцати лет, прибывшего       
вместе с родителем и не приобретшего гражданства Российской Федерации. Это      
особенно касается тех семей, которые переезжают не в полном составе, в первую   
очередь смешанных семей.                                                        
                                                                                
И хотел бы обратить внимание на то, что в новой редакции при наличии            
обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в жилищном               
обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса               
продлевается территориальным органом по вопросам миграции на каждый             
последующий год по его заявлению, поданному до истечения срока действия         
статуса вынужденного переселенца. Здесь конкретизируется, добавляются слова     
"жилищное обустройство". И надо бы это лучше уточнить, потому что надо четко    
сказать, что понимается под жилищным обустройством. Если в общежитии человек    
живет, в неблагоустроенном жилье, жилищное это обустройство или нет? То есть    
здесь напрашиваются слова "постоянное жилищное обустройство".                   
                                                                                
И вот статья 11, о фонде жилья для временного поселения вынужденных             
переселенцев, дополняется положением, что жилые помещения из фонда жилья        
могут переводиться в жилые помещения, предназначенные для постоянного           
проживания вынужденных переселенцев по договорам социального найма, в           
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Этого давно ждали    
переселенцы. Но Правовое управление Аппарата Государственной Думы считает,      
что данный пункт нуждается в уточнении. Во-первых, в связи с тем, что           
использование общежитий для постоянного проживания будет противоречить статье   
109 Жилищного кодекса Российской Федерации. Во-вторых, требует конкретизации    
вопрос, каким вынужденным переселенцам будут предоставлены эти жилые            
помещения в постоянное пользование - проживающим в них или другим.              
                                                                                
В целом Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками предлагает принять   
данный закон в первом чтении, направить указанный законопроект Президенту, в    
Совет Федерации, в комитеты Госдумы, депутатские объединения, в                 
Правительство, в субъекты Федерации и установить месячный срок для              
направления поправок в закон.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо Владимир Степанович, пока оставайтесь на          
трибуне.                                                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, у кого есть вопросы к докладчику и содокладчику? Так,       
пожалуйста, тогда запишитесь на вопросы, я вижу несколько рук.                  
                                                                                
Покажите список. Булавинов, пожалуйста, ваш вопрос.                             
                                                                                
БУЛАВИНОВ В. Е. У меня вопрос Васильеву.                                        
                                                                                
Законопроектом в статью 11 закона вносится дополнение о том, что жилые          
помещения из фонда жилья могут переводиться в жилые помещения,                  
предназначенные для постоянного проживания вынужденных переселенцев по          
договорам социального найма, в порядке, определяемом Правительством. Какова     
цель такого дополнения?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Абдуалиевич.                         
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ В. А. У нас как бы здесь цель навести порядок с этим жильем. В тех     
случаях, когда его можно будет перевести, естественно, оно будет по-другому     
уже и учитываться, как постоянное. А порядок будет определяться                 
Правительством.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. У меня вопрос к разработчикам закона и комитету.               
                                                                                
Скажите, пожалуйста, как по закону должны получить статус вынужденного          
переселенца беженцы настоящие, которые в 1991 году первые подверглись           
гонениям в Грозном и потом по всей Чечне? Как должны получить статус            
вынужденного переселенца беженцы, которые стали беженцами во время первой       
чеченской войны? Потому что их посылают органы муниципальные, государственные   
как раз к тем, кто их выгонял, чтобы они принесли справку, что они беженцы.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Абдуалиевич, начните вы тогда.       
Вопрос к комитету и к вам. Пожалуйста.                                          
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ В. А. Ну, здесь как бы два понятия смешиваются - беженцы и             
вынужденные переселенцы. В данном случае мы говорим о гражданах России,         
поэтому это вынужденные переселенцы. Если они до сих пор не обратились, то им   
следует сейчас обратиться в территориальный орган. Ранее этим занималась        
миграционная служба, а сегодня - МВД. И мы это, естественно, примем и           
определимся со статусом.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Степанович, что вы скажете?                                            
                                                                                
НИКИТИН В. С. Ну, я тоже должен подтвердить, что нельзя смешивать два           
понятия. Есть Закон "О беженцах", есть Закон "О вынужденных переселенцах".      
Те, кто у нас вынужден был переехать из Чечни, подпадают под Закон "О           
вынужденных переселенцах". В законе определен порядок, как можно стать          
вынужденным переселенцем: нужно написать ходатайство, которое должно быть       
рассмотрено. Или он получит мотивированный отказ, или получит подтверждение,    
что он вынужденный переселенец. По тем, кто покинул Чечню, есть специальное     
постановление Правительства, где определено, как они регистрируются, какие      
компенсации они могут получать. Постановление это, конечно, несовершенно,       
поэтому депутаты Государственной Думы неоднократно ставили вопрос о том, что    
нужно внести изменения в это постановление как раз по тем пунктам, о которых    
Николай Васильевич и говорит. Действительно, людей заставляют ехать в Чечню и   
брать справки. Для целого ряда из них это закончилось тем, что они вообще       
больше не приехали, потеряли жизнь.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопрос Емельянова. Пожалуйста.                                                  
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "ЯБЛОКО".                                              
                                                                                
Спасибо. Мой вопрос озвучили.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Озвучен.                                                  
                                                                                
Кибирев Борис Григорьевич.                                                      
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. У меня вопрос к замминистра.                                      
                                                                                
Уважаемый Владимир Абдуалиевич, закон, естественно, ваш нужный, хотя он и       
технический. Но вот когда с вынужденным переселенцем всё решено правильно,      
все документы очень хорошо оформлены, естественно, возникает вопрос: как        
обеспечить его права финансово? Я представляю в Думе Краснодарский край. Ну,    
как-то так исторически и географически сложилось, что, наверное, для нас        
проблема вынужденных переселенцев стоит острее, чем в Архангельской или в       
Псковской области. Я могу ошибиться, но, как мне помнится, кажется, у нас на    
миграционную политику в федеральном бюджете - что-то около 2 миллиардов         
рублей, то есть это абсолютно ничтожная часть по сравнению с реальными          
потребностями. Мой вопрос: как Правительство... Во-первых, так: как вы          
определяете соотношение, в какой степени федеральный бюджет покрывает           
потребности вынужденных переселенцев? И как Правительство собирается решать     
эту проблему в финансовом плане?                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Абдуалиевич.                         
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ В. А. Во-первых, я бы хотел сказать, что финансовый вопрос уже как     
бы решен, бюджет утвержден. И он, может быть, кого-то не устраивает, но он      
существует реально. В подтверждение ваших слов скажу: у нас где-то 150 тысяч    
нуждается, около 44 тысяч - первоочередники, в прошлом году из числа            
первоочередников где-то восемь тысяч всего лишь удовлетворили и 14 еще. Всего   
это получается где-то 22 тысячи. Этого, конечно, недостаточно. В то же время    
в этом году выделено в три раза больше средств, чем в прошлом году, определен   
порядок: это финансирование будет идти в форме сертификатов. Здесь как бы       
есть очевидные подвижки. Мы намерены сегодня реализовать неукоснительно вот     
то, что определено, довести эти деньги, сберечь их.                             
                                                                                
Теперь по распределению этих средств. Оно осуществлялось ранее, еще             
министерством по делам Федерации. Естественно, нам пришло уже готовое           
решение, мы его сейчас приняли, будем выполнять и обеспечивать в соответствии   
с указом Президента. Ранее был такой порядок, и он сегодня пока сохраняется,    
когда средства по субъектам Федерации распределялись пропорционально            
заявленному числу вынужденных переселенцев. Я ответил на ваш вопрос.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Абдуалиевич.                            
                                                                                
Владимир Степанович, если есть что добавить, добавьте.                          
                                                                                
НИКИТИН В. С. Да. В бюджете 2002 года на миграционную политику предусмотрено    
4,3 миллиарда рублей. Это действительно в два раза больше, чем было в бюджете   
2001 года. Но львиная доля этих средств предусмотрена для того, чтобы решить    
проблемы переселенцев из Чеченской Республики, - 2,6 миллиарда рублей.          
Наверное, это правильно. А вот что касается выполнения Закона "О вынужденных    
переселенцах", предусматривается 1,7 миллиарда рублей. Это примерно в два       
раза меньше, чем запрашивало Минфедерации в своей федеральной миграционной      
программе, которую Минфин не утвердил.                                          
                                                                                
Что касается сумм, которые выделяются переселенцу на обустройство, то они       
крайне малы. И не случайно наша Государственная Дума в прошлом году сделала     
парламентский запрос, где предлагала увеличить размер ссуды беспроцентной       
долговременной, приблизить ее к реальной стоимости жилья, продлить с 10 до 15   
лет срок возвращения этой ссуды и продлить льготный период неоплаты - с         
одного года до двух лет. Нам обещали, что в первом полугодии прошлого года      
будет выполнено это наше требование, но до сих пор этот вопрос не решен. Хотя   
все-таки ссуда немного увеличена за счет того, что при ее расчете средняя       
стоимость квадратного метра жилья стала учитываться по данным Госстроя, а не    
по данным регионов.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Губенко Николай Николаевич, но его нет в зале.                                  
                                                                                
НИКИФОРЕНКО Ю. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.        
                                                                                
Никифоренко по карточке Губенко.                                                
                                                                                
Уважаемый Владимир Абдуалиевич, я к вам обращаюсь, уточните ряд вопросов. Не    
кажется ли вам, в Министерстве внутренних дел, что проблема беженцев и          
вынужденных переселенцев вам искусственно, как говорится, припечатана, чтобы    
вы с ней не справились? Это же проблема, исключительно которой раньше           
занималось целое министерство, а вам, пожалуй, в этих условиях не по плечу.     
Ваше отношение к этому?                                                         
                                                                                
Второе. Родился вопрос о сокращении центров временного проживания беженцев и    
вынужденных переселенцев. Каково ваше отношение к этому?                        
                                                                                
У нас в Оренбурге 75 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев. Это больше,     
чем количество эвакуированных советских людей, которых в годы войны Оренбург    
принимал. Там чеченские семьи, смешанные браки, граждане Средней Азии и         
обнищавшие русские одинокие граждане. Поэтому они... (Микрофон отключен.)       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Абдуалиевич, хотя первый вопрос не имеет к закону          
никакого отношения.                                                             
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ В. А. Если позволите, по первому я бы, может быть, не стал отвечать,   
тут, наверное, большой достаточно ответ получится. Мы сейчас, как бы сказать,   
лишены возможности рассуждать, мы должны делать. И то, что это надо делать, -   
совершенно очевидно. Наша роль, как говорится, время покажет, какой будет.      
Нам кажется, что нам есть к чему приложить руки, и надеемся, что позитивные     
результаты будут очевидны не только для нас, но и для процесса.                 
                                                                                
А вот по второму вопросу - о сокращении центров содержания вынужденных          
переселенцев - я хочу сказать, что мы, наверное, всегда находимся в очень       
сложном состоянии: проблемы и финансирование этих проблем. Нам очевидно         
понятно, что без надлежащего финансирования мы не сможем решать проблемы, и     
мы сейчас сконцентрировались на том, чтобы неукоснительно обеспечить            
прохождение всех финансовых средств и доведение их до конкретных объектов с     
тем, чтобы не было потерь, - вот в этом сейчас главная задача. По мере          
появления средств в бюджете, естественно, мы сможем решать эти вопросы более    
широко.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Виктор Андреевич, ваш вопрос.                                        
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Вопрос к Владимиру Абдуалиевичу. Внесенным законопроектом      
предлагаются изменения к девяти статьям действующего закона. В этих девяти      
статьях пять отсылочных норм: порядок утверждается Правительством. Но мы        
все-таки должны стремиться к принятию законов прямого действия. Нельзя ли       
как-то поправить это? Полностью закон отсылочный! Его же трудно реализовывать   
будет.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Абдуалиевич.                         
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ В. А. Благодарю вас за вопрос. Хотел сказать, что, конечно,            
предполагается работа с законопроектом, вот и выступление Владимира             
Степановича об этом свидетельствует. Есть вопросы, которые потребуют работы,    
и мы к ней готовы. Это первое. Второе. К сожалению, по некоторым процедурам     
мы не можем не ссылаться на порядок, установленный Правительством, и это        
вытекало из выступлений ваших коллег тоже. Так что мы постараемся сочетать      
ваши пожелания с возможностями.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, кто хотел бы выступить по данному законопроекту?            
Овчинников Николай Александрович, пожалуйста.                                   
                                                                                
ОВЧИННИКОВ Н. А., депутатская группа "Народный депутат".                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, предлагаемый нам сегодня законопроект затрагивает            
достаточно большую для нашего государства и общества проблему, проблема эта -   
ситуация в сфере миграции населения. И поэтому я не соглашусь с одним из        
наших коллег, который назвал предлагаемый закон техническим.                    
Законодательство, которое регулирует эти отношения, отношения в сфере           
миграции населения, нуждается в существенном обновлении с учетом обстановки,    
которая во многом изменилась, в том числе это относится и к Закону "О           
вынужденных переселенцах", принятому в 1993 году. Изменение этого закона -      
один из первых наших шагов по совершенствованию законодательства в сфере        
миграции. Поэтому я призываю вас проголосовать за законопроект, а               
предложения, которые могут возникнуть, могут быть во втором чтении учтены, до   
принятия закона. Спасибо.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От Правительства мы выслушали Владимира Абдуалиевича Васильева. Президентская   
сторона хочет что-то сказать по этому вопросу? Нет замечаний у Александра       
Алексеевича. Требуется ли заключительное слово по данному законопроекту? Не     
настаиваете, Владимир Абдуалиевич, на заключительном слове? Нет. Владимир       
Степанович Никитин? Не настаивает.                                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, кто за то, чтобы принять проект федерального закона "О      
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных     
переселенцах" в первом чтении? Прошу голосовать.                                
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 27 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              357 чел.             79,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    357 чел.                                          
Не голосовало                  93 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.