Заседание № 98
13.05.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 120131-4 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения порядка вступления в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3351 по 3512 из 6641
Пункт 18, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Доклад представителя Самарской Губернской Думы депутата Государственной Думы Белоусова Александра Николаевича. Пожалуйста. БЕЛОУСОВ А. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги-депутаты! На ваше рассмотрение представляется проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", внесенный в порядке законодательной инициативы Самарской Губернской Думой, представителем которой я здесь являюсь. Настоящий проект федерального закона разработан с целью устранения неопределенности при применении нормы права, содержащейся в пункте 5 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Согласно данной норме конституция (устав) субъекта Российской Федерации вступает в силу после официального опубликования. Вместе с тем законы субъекта Российской Федерации и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после дня официального опубликования. При применении указанной правовой нормы на практике возникают затруднения в определении, затрагивает ли нормативный правовой акт вопрос защиты прав и свобод человека и гражданина. Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 года № 2 нормативный правовой акт устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц. Следовательно, любой нормативный правовой акт прямо или косвенно затрагивает права и свободы человека и гражданина и в конечном результате направлен на их защиту. Учитывая вышесказанное, предлагается изложить пункт 5 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в новой редакции, установив, что конституция (устав), закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации вступают в силу одновременно на территории всего субъекта Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если иной порядок вступления в силу не установлен самими конституцией (уставом), законом, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Аналогичный порядок вступления в силу предусмотрен статьей 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". При этом полагаю необходимым отметить, что законопроект не дублирует данную норму, как отмечено в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы, а предлагает установить порядок вступления в силу по истечении десяти дней не только для федеральных нормативных правовых актов, как предусматривает действующая редакция федерального закона, но и для нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует выделения финансовых средств из федерального бюджета. Прошу вас поддержать данную инициативу Самарской Губернской Думы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Присаживайтесь. Содоклад члена Комитета по делам Федерации и региональной политике Жидких Владимира Александровича. С места. Включите микрофон. ЖИДКИХ В. А. Уважаемые коллеги, Комитет по делам Федерации и региональной политике очень внимательно рассмотрел инициативу Самарской Губернской Думы в присутствии представителя Самарской Губернской Думы, и мы при кажущейся логичности законодательной инициативы все-таки сочли необходимым не поддерживать эту законодательную инициативу по следующим обстоятельствам. Согласно действующей норме пункта 5 статьи 8 указанного федерального закона нормативные правовые акты, касающиеся вопросов защиты прав и свобод гражданина и человека, вступают в силу не ранее чем через десять дней после дня официального опубликования. В случае принятия представленных Самарской Думой изменений указанная норма должна будет применяться ко всем нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, что приведет к правовой коллизии, так как ряд федеральных законов устанавливает различные сроки вступления тех или иных законов в действие. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации принимаются не только по вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, но и в области бюджетного, налогового права, для которых в соответствии с федеральным законодательством предусмотрен особый порядок вступления в силу. Приведу примеры. Пункт 2 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации: закон о бюджете вступает в силу со дня его подписания. Акты законодательства о налогах в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, а акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. В связи с изложенным рассматриваемый законопроект не может быть рекомендован Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике для принятия Государственной Думой в первом чтении. Аналогичная позиция у Правительства Российской Федерации и Правового управления Аппарата Государственной Думы. Есть отзывы регионов. Двенадцать регионов не поддержали эту законодательную инициативу, одиннадцать - поддержали, девятнадцать - не внесли никаких замечаний и предложений. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть один вопрос. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к представителю комитета. Вот любая законодательная инициатива, на мой взгляд, на пустом месте не возникает. Очень часто к нам обращаются представители исполнительной власти на местах, говорят: вот вы пишете, что вступает в силу со дня опубликования, а мы просто не готовы это сделать. Бывают такие случаи? Бывают. И наверное, потому и был предложен этот вариант. Я согласна с вашими аргументами, что недостаточно принять одну норму, но все-таки, наверное, нормы о том, что со дня опубликования, не должно быть. Как вы считаете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон включите депутату Жидких. ЖИДКИХ В. А. Уважаемая Тамара Васильевна, мы рядышком сидим, поэтому можно было задать вопросы и здесь. Немножко не о том все-таки была самарская инициатива, она все-таки о законодательных актах субъектов Российской Федерации, а не федеральных законодательных актах. И здесь, на мой взгляд, существующая правовая норма как раз значительно более широкое поле предоставляет субъектам Российской Федерации в процессе опубликования и доведения до населения тех законов или постановлений, которые принимаются в регионе. Самарская инициатива ужесточает это. Мы считаем, что это каким-то образом даже может и ограничить в правах субъекты Российской Федерации, мы об этом говорили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Полномочному представителю правительства? Нет. Ставится на голосование: принять проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 10 мин. 22 сек.) Проголосовало за 64 чел.14,2% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 67 чел. Не голосовало 383 чел.85,1% Результат: не принято Не принято.