Заседание № 34

22.03.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1198568-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 20-1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части уточнения полномочий в сфере маркировки товаров средствами идентификации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2148 по 2180 из 6899
Переходим к рассмотрению 6-го вопроса. О проекте федерального закона "О         
внесении изменений в статьи 5 и 20-1 Федерального закона "Об основах            
государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"    
и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов        
Российской Федерации". Доклад Александра Николаевича Козловского.               
                                                                                
Пожалуйста, Александр Николаевич.                                               
                                                                                
КОЗЛОВСКИЙ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к    
принятию в третьем чтении, прошёл правовую, юридико-техническую и               
лингвистическую экспертизы. Комитет предлагает принять данный законопроект в    
третьем чтении. Прошу поддержать.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие высказаться по мотивам от          
фракций? Нет.                                                                   
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 6-й вопрос нашей повестки.                
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              417 чел.92,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    418 чел.                                          
Не голосовало                  32 чел.7,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       

Заседание № 30

22.02.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1198568-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 20-1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части уточнения полномочий в сфере маркировки товаров средствами идентификации; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статьи 5 и 20-1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и о признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2442 по 2495 из 6733
8-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и    
20-1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой    
деятельности в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных   
положений законодательных актов Российской Федерации". Докладывает Александр    
Николаевич Козловский.                                                          
                                                                                
КОЗЛОВСКИЙ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, законопроект был принят    
Государственной Думой в первом чтении 15 декабря 2021 года. Законопроектом      
уточняются полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере         
обязательной маркировки товаров средствами идентификации. В комитет поступило   
три поправки юридико-технического характера, все поправки рекомендованы         
комитетом к принятию. У Правового управления Аппарата Государственной Думы      
замечаний по тексту нет. Государственно-правовым управлением Президента         
Российской Федерации законопроект тоже поддержан. Прошу принять таблицу         
поправок № 1, рекомендованных комитетом к принятию, и принять законопроект во   
втором чтении. Прошу поддержать.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.                            
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              363 чел.80,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    365 чел.                                          
Не голосовало                  85 чел.18,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              378 чел.84,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    378 чел.                                          
Не голосовало                  72 чел.16,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно. Спасибо.                              

Заседание № 19

15.12.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1198568-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 20-1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и о признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации" (в части уточнения полномочий в сфере маркировки товаров средствами идентификации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3179 по 3453 из 6234
14-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и   
20-1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой    
деятельности в Российской Федерации" и о признании утратившими силу положений   
отдельных законодательных актов Российской Федерации". Докладывает              
официальный представитель Правительства статс-секретарь - заместитель           
министра промышленности и торговли Виктор Леонидович Евтухов.                   
                                                                                
ЕВТУХОВ В. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли Российской     
Федерации.                                                                      
                                                                                
Здравия желаю, уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Нашим               
законопроектом вносятся изменения в статьи 5 и 20-1 закона о торговле,          
уточняются полномочия Министерства промышленности и торговли в сфере            
маркировки товаров средствами идентификации.                                    
                                                                                
Ну, во-первых, мы предлагаем уточнить именно в законе те полномочия, которые    
мы уже реализуем, как федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за    
выработку госполитики и нормативно-правового регулирования по вопросам          
маркировки товаров средствами идентификации, и устранить существующий пробел    
в действующем регулировании. Сейчас это определено распоряжением                
правительства, есть постановление правительства на эту тему, но мы считаем,     
что это должно быть в федеральном законе.                                       
                                                                                
Второй момент. Сегодня в статье 20-1 закона о торговле установлены полномочия   
оператора государственной информационной системы маркировки, но не определён    
координатор, который занимается созданием и отвечает за функционирование        
данной системы. Это также наше министерство. Предлагается это положение         
закрепить в законе о торговле.                                                  
                                                                                
И третий момент. В законопроекте отражено предложение Федеральной налоговой     
службы Российской Федерации о признании утратившими силу архаичных норм         
закона о налоговых органах. С чем это связано? До того как системой             
маркировки начало заниматься наше министерство, полномочия координатора         
системы были у Федеральной налоговой службы. Как раз внедрением маркировки      
меховых изделий занималась налоговая служба, но затем все полномочия были       
переданы нам, и теперь Федеральная налоговая служба этим не занимается.         
                                                                                
Просьба поддержать.                                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Леонидович. Присаживайтесь.               
                                                                                
С содокладом выступает Александр Николаевич Козловский, первый заместитель      
председателя Комитета по промышленности и торговле.                             
                                                                                
КОЗЛОВСКИЙ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект действительно          
уточняет полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере           
обязательной маркировки товаров средствами идентификации.                       
                                                                                
29 марта 2019 года вступило в силу для Российской Федерации Соглашение ЕАЭС о   
маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом         
союзе, заключённое 2 февраля 2018 года. На основании заключённого соглашения    
ЕАЭС распоряжением Правительства Российской Федерации в качестве координатора   
создания и функционирования системы маркировки выступает Минпромторг России.    
С апреля 2018 года принято более 30 нормативных правовых и                      
правоприменительных актов в сфере цифровой маркировки товаров, разработанных    
именно Минпромторгом России. Десять проектов нормативных правовых и             
правоприменительных актов проходит регламентные процедуры. Только за 2020 год   
Минпромторгом заключено пять соглашений об информационном взаимодействии        
между федеральными органами исполнительной власти и межправительственное        
соглашение с Киргизской Республикой. Именно Минпромторг России в качестве       
координатора системы маркировки в Российской Федерации на постоянной основе     
участвует в заседаниях Евразийской экономической комиссии. В настоящее время    
полномочия по осуществлению контроля за оборотом маркированных товаров          
возложены на Федеральную налоговую службу, но по факту их осуществляет          
Минпромторг.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, данным законопроектом как раз актуализируются,               
закрепляются фактически реализуемые полномочия федеральных органов              
исполнительной власти в сфере обязательной маркировки товаров средствами        
идентификации. Для этого законопроектом предлагается внести изменения в два     
закона - № 381-ФЗ и № 943-I. Законопроектом устанавливается, что Минпромторг    
является уполномоченным органом по выработке государственной политики и         
нормативно-правовому регулированию по вопросам маркировки товаров, а также      
координатором создания и функционирования информационной системы мониторинга.   
Вместе с тем комитет отмечает, что отдельные положения законопроекта            
нуждаются в редакционных уточнениях при подготовке законопроекта к              
рассмотрению во втором чтении.                                                  
                                                                                
Комитет Государственной Думы по промышленности и торговле поддерживает данный   
законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.                            
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Депутат Альшевских, я вижу.            
                                                                                
Ещё есть вопросы? Есть.                                                         
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Виктор Леонидович, ну, вопрос вам, как регулятору в вопросах маркировки         
продукции. Действительно, вопрос о ценах, наверное, самый злободневный после    
вопроса о ковиде. И для того чтобы у потребителя было больше информации о       
том, благодаря кому или чему вот так галопируют цены, не считаете ли вы         
целесообразным информацию о цене производителя заложить как обязательную в      
эти самые штрих-коды, которыми сегодня, ну, в общем-то, снабжены уже            
практически все продукты, во всяком случае, такого, основного потребления,      
основной потребительской корзины, народной?                                     
                                                                                
ЕВТУХОВ В. Л. Олег Анатольевич, отвечая на ваш вопрос, скажу, что на самом      
деле в рамках системы - правда, это не для всеобщего пользования, а для         
пользования тех ведомств, которые заключили соглашение (их 16) о получении      
информации в рамках системы маркировки, кстати, коллеги-депутаты тоже с этим    
могут ознакомиться - мы видим формирование цены по всей цепочке прохождения     
товара: от производителя, даже, наверное, от производителя сырья, если брать    
молочную продукцию (у нас там система "Меркурий"), наши системы работают,       
причём бесшовно, до выбытия на полки. Мы видим, где формируется максимальная    
маржа, максимальная наценка, мы видим, в общем, практически всё, что            
необходимо для того, чтобы понимать, как формируется цена товара.               
                                                                                
Мало того, я уж дополню, в рамках этой системы мы видим, где есть, например,    
локальный дефицит или профицит той или иной продукции, что важно для            
лекарств, мы видим, какие сроки годности, мы видим, насколько обеспечены        
регионы необходимыми, если говорить о лекарствах, лекарственными препаратами,   
вакцинами, например, противоковидными, и так далее, то есть мы всю эту          
информацию видим. Единственно, у нас есть законодательство, которое так или     
иначе ограничивает обращение той или иной информации, поэтому для всеобщего     
пользования мы её предоставить сегодня не можем.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гладких Борис Михайлович.                                                       
                                                                                
ГЛАДКИХ Б. М. Виктор Леонидович, как раз о локальных рынках продукции,          
которая подлежит маркировке, - дело в том, что маркировка сказывается на        
ценообразовании. Предполагается ли в дальнейшем со стороны Минпромторга         
анализ этой ситуации и в последующем рассмотрение вопроса о выведении           
отдельных видов продукции из-под маркировки?                                    
                                                                                
ЕВТУХОВ В. Л. Борис Михайлович, ну, я даже цифры взял с собой, не буду вас      
долго утруждать, всю эту информацию мы готовы предоставить депутатам. У нас     
есть анализ и Высшей школы экономики, и института Минфина - НИФИ, да и нашего   
специально созданного центра оценки маркировки.                                 
                                                                                
Затраты производителей зависят от степени оснащённости и автоматизации          
бизнеса, а также от того, какой способ маркировки применяется. Вы знаете, мы    
об этом много говорили, в молочной отрасли, да и в других отраслях, которые     
готовы выбрать этот подход, маркировку можно осуществлять прямо в типографиях   
нанесением на упаковку, которая заказывается. Это, конечно, значительно         
дешевле. Многие предприятия выбрали этот путь. Ну, например, в той же самой     
молочной отрасли участвуют в этом процессе более 80 типографий: они закупили    
оборудование, оснастились, и они, получая код маркировки, сразу наносят его     
на продукцию. Некоторые предприятия - ну, тоже многие - от этого отказались,    
решили поставить оборудование у себя.                                           
                                                                                
Приведу примеры также из молочной отрасли. Для малых предприятий и              
микропредприятий, где перерабатывают до 10 тонн молока в сутки, это обходится   
от 20 тысяч рублей, в среднем 115 тысяч рублей. Для средних предприятий (до     
100 тонн молока в сутки) при нанесении кодов в типографии средняя стоимость -   
560 тысяч рублей. Ну, приведу примеры оборотов таких предприятий: предприятие   
"Невские сыры" - выручка за 2020 год почти 6 миллиардов рублей,                 
"НОВОСИБХОЛОД" - выручка 2 миллиарда рублей, есть предприятия, где выручка      
составляет 5 миллиардов рублей, и так далее. Для крупных предприятий средняя    
стоимость нанесения, если делать в типографии, примерно 1-1,5 миллиона          
рублей, при прямом нанесении - порядка 1-8 миллионов рублей. В чём разница?     
Если маркируешь в типографии, то ставишь только систему технического зрения     
для считывания кода; если у себя на линиях, то ставишь аппарат, который эти     
коды наносит. Обороты таких предприятий составляют в среднем более 8            
миллиардов рублей и выше.                                                       
                                                                                
Мы вместе с экспертными организациями просчитали вклад в рост цены на           
молочную продукцию в результате введения обязательной маркировки за шесть       
лет: 0,83 процента - молоко, сливки; 0,5 процента - сыры, творог; 0,48          
процента - сливочное масло; больше всего по мороженому - 1 процент. Средние     
затраты производителя на единицу продукции: молоко, сливки - 15 копеек (ну      
плюс код, будет 65 копеек), сыр и творог - 24 копейки (74 копейки вместе с      
кодом) и так далее. Информацию можем вам дать.                                  
                                                                                
То же самое у нас просчитано и по пивной отрасли, и по табачной отрасли, и по   
другим отраслям промышленности. Ну, например, в обувном производстве нет        
таких скоростей, как в молочной, пивной, табачной отраслях, и там, как          
правило, выбирают этикетирование - это простейшая форма нанесения, стикером,    
то есть там оборудование вообще недорогое.                                      
                                                                                
Плюс существуют меры поддержки. Оборудование, которое ввозится сюда и здесь     
не производится (а оно, как правило, не производится), освобождается от НДС,    
постановление правительства было принято... (Микрофон отключён.)                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 20 секунд добавьте.                                       
                                                                                
ЕВТУХОВ В. Л. Спасибо.                                                          
                                                                                
Фонд развития промышленности предоставляет кредиты от 5 миллионов до 50         
миллионов рублей по ставке 1 процент годовых, это тоже специальная программа    
под маркировку.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Станкевич Юрий Аркадьевич.                                                      
                                                                                
СТАНКЕВИЧ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Короткий вопрос представителю правительства.                                    
                                                                                
Виктор Леонидович, поскольку соответствующие полномочия передаются              
Минпромторгу от иных органов исполнительной власти, контрольно-надзорных        
институтов (здесь прозвучала ФНС России, по-моему, в пояснительной записке      
упоминается и Минцифры), планируется ли установление переходного периода, по    
истечении которого соответствующие полномочия будут являться предметом          
исключительного ведения Минпромторга? Вы упомянули, что есть уже ранее          
принятое решение правительства, и тем не менее. Соответствующее замечание       
сделало в своём заключении и Правовое управление Аппарата Государственной       
Думы.                                                                           
                                                                                
ЕВТУХОВ В. Л. Юрий Аркадьевич, мы уже являемся координаторами системы, я ещё    
раз говорю, это такие технические уточнения вносятся в закон. А со всеми        
остальными органами, как я уже говорил, в том числе с ФНС, с                    
Росприроднадзором, с ФТС, мы обмениваемся информацией, они получают             
необходимую информацию, но координатором уже де-факто являемся мы в             
соответствии с нормативными актами правительства.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Виктор Леонидович, пользуюсь случаем - как раз хотел           
спросить про пивную отрасль. Если судить по средствам массовой информации,      
пивовары буквально кричат караул. Со слов представителей пивоваренных           
компаний, стоимость маркировки и предложенные Минпромторгом сроки внедрения     
просто нереальные. Утверждают, что между министерством и бизнесом буквально     
нет диалога, якобы предпринимателей не слышат. Можете ли вы для объективности   
изложить позицию министерства по поводу всего этого?                            
                                                                                
ЕВТУХОВ В. Л. Ну, если учитывать стоимость оборудования пивоваров и их          
обороты, выручку и доходность, то нельзя сказать, что маркировка наносит им     
какой-то существенный экономический урон. Тем более что многие пивоваренные     
компании активно участвуют в эксперименте, который сейчас идёт. Мы проводим     
эксперимент в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. Это    
прямое поручение - провести эксперимент и ввести маркировку. У нас есть         
оценки опять-таки нескольких экспертных организаций: доля нелегальной           
продукции во всех продажах составляет более 10 процентов, соответственно,       
государство теряет примерно 20 миллиардов рублей в год. Та система, в которой   
сейчас работают пивовары... Если они производят более 300 тысяч декалитров в    
год, они дают информацию в ЕГАИС, но там нет поштучной прослеживаемости.        
Система маркировки как раз даёт возможность ввести полную, поштучную            
прослеживаемость от производителя до выбытия товара на полки.                   
                                                                                
Так что с пивоварами у нас есть диалог, мы от него не уклоняемся: мы с ними     
встречаемся, ну, я вам скажу, если не раз в неделю, то раз в две недели         
точно, поэтому то, что они говорят, что мы с ними не взаимодействуем, ну,       
честно говоря, лукавство.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Николаевич, спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              405 чел.90,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.