Заседание № 31

04.03.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1197680-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении административной ответственности за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путём, а также за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооружённых Сил Российской Федерации, и за призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 877 по 978 из 6239
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса. О проекте федерального закона "О         
внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных            
правонарушениях".                                                               
                                                                                
Пожалуйста, Ирина Александровна Панькина.                                       
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы только что проголосовали   
за внесение изменений в Уголовный кодекс. Данный законопроект взаимосвязан с    
указанным: предлагаются корреспондирующие изменения в Кодекс Российской         
Федерации об административных правонарушениях, которые также направлены на      
противодействие информационным атакам на нашу страну, дискредитирующим          
использование Вооружённых Сил Российской Федерации.                             
                                                                                
Что предлагается? Предлагаются два преюдициальных состава, которые касаются     
введения ответственности административной за публичные действия, направленные   
на дискредитацию использования Вооружённых Сил, а также за призывы к введению   
мер ограничительного характера в отношении нашей страны.                        
                                                                                
Коллеги, я хотела бы обратить ваше внимание вот ещё на что. Мы с вами также     
являемся очевидцами беспрецедентного санкционного давления в отношении нашей    
страны, каждый день мы узнаём о всё новых и новых экономических санкциях,       
ограничения вводятся в отношении российского бизнеса. Правительством внесён     
ряд предложений по поддержке отечественного бизнеса. Вот поправкой              
правительственной предложено интегрировать инициативу по распространению        
амнистии капиталов и поддержать тем самым отечественный бизнес.                 
                                                                                
Всего ко второму чтению поступило 14 поправок. Все они расположены в таблице    
поправок № 1, рекомендованных комитетом к принятию. Просим поддержать таблицу   
поправок и проголосовать за законопроект во втором чтении.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть           
замечания? Нет.                                                                 
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования по таблице поправок № 1.                 
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 28 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              403 чел.89,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование во втором чтении проект              
федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об      
административных правонарушениях", вопрос 5.                                    
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 30 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              405 чел.90,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    407 чел.                                          
Не голосовало                  43 чел.9,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят.                                           
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Коллеги, законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем       
чтении, проведены все необходимые процедуры. Просим рассмотреть законопроект    
и проголосовать в третьем чтении.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений, если мы с вами         
рассмотрим законопроект по процедуре третьего чтения? Нет.                      
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона             
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных         
правонарушениях", 5-й вопрос.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 31 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              407 чел.90,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    407 чел.                                          
Не голосовало                  43 чел.9,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
За - 407, против - нет, воздержавшихся нет.                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, федеральный закон принят, также будет незамедлительно        
направлен в Совет Федерации. Мы с вами сегодня приняли два федеральных закона   
крайне важных, с тем чтобы информация до граждан доходила объективная и чтобы   
защитить граждан, нашу страну от лжи, которая льётся в первую очередь           
посредством тех информационных ресурсов, влияние на которые оказывается из-за   
рубежа.                                                                         

Заседание № 19

15.12.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1197680-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении административной ответственности за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путём).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4447 по 4745 из 6234
19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс           
Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает          
официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь    
- заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Герман    
Юрьевич Негляд.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НЕГЛЯД Г. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
статс-секретарь - заместитель директора Федеральной службы по финансовому       
мониторингу.                                                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект, который       
предлагается вашему вниманию, направлен на выполнение обязательств, которые     
взяла на себя наша страна при ратификации Конвенции Совета Европы об            
отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной               
деятельности и о финансировании терроризма. Кроме того, принятие закона         
станет мерой, направленной на обеспечение готовности Российской Федерации к     
выполнению обязательств государства - участника Конвенции Совета Европы         
против манипулирования спортивными соревнованиями.                              
                                                                                
Законопроект предусматривает введение административной ответственности          
юридического лица за совершение в его интересах сделок или финансовых           
операций с денежными средствами и иным имуществом, полученными заведомо         
преступным путём. Ответственность такого юрлица будет наступать лишь тогда,     
когда указанные действия произведены в интересах данного юрлица и с             
определённой целью - придать правомерный вид владению, пользованию или          
распоряжению имуществом, полученным преступным путём, то есть легализовать      
его. Также законопроект предусматривает возможность освобождения от             
ответственности, если юридическое лицо способствовало выявлению данного         
правонарушения, проведению административного расследования, выявлению и         
раскрытию преступления, связанного с данным правонарушением.                    
                                                                                
В случае принятия закон станет сдерживающей мерой, направленной против          
использования юридических лиц в качестве инфраструктуры для отмывания           
преступных доходов, а также против того, чтобы использующие такие доходы в      
своей деятельности юридические лица получали за счёт этого необоснованные       
конкурентные преимущества перед законопослушными участниками гражданского       
оборота. Следует также отметить, что аналогичная ответственность юридических    
лиц, уголовная либо административная, введена и применяется во многих           
странах, таких как Франция, Аргентина, Греция, Китай, Испания,                  
Великобритания, Австралия и ряд других.                                         
                                                                                
С замечаниями и предложениями по законопроекту, указанными в заключениях        
ответственного комитета и Правового управления Аппарата Государственной Думы,   
в целом согласны и полагаем возможной их проработку в рамках подготовки         
законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.            
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Николая Гавриловича Брыкина.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Герман          
Юрьевич изложил концепцию представленного на наше рассмотрение проекта          
федерального закона. Комитет в принципе законодательную инициативу              
поддерживает, так как она направлена на создание механизма противодействия      
криминализации экономики и вводу имущества, полученного преступным путём, в     
хозяйственный оборот.                                                           
                                                                                
Ну, здесь было сказано, что есть замечания, я хотел бы остановиться на          
нескольких. Вообще, это просто, конечно, никак не согласуется с тем, что у      
нас правовое государство, - в части чего? При наличии изложенных в              
законопроекте обстоятельств возможна конфискация денежных средств и иного       
имущества взамен имущества, полученного в результате совершения                 
рассматриваемого административного правонарушения, - считаем необходимым        
уточнить вопрос о порядке определения стоимости имущества, подлежащего          
конфискации. Это первое.                                                        
                                                                                
Дальше. В диспозиции проектной статьи 15.27-3 субъектом ответственности прямо   
указаны физлица, в то время как санкция данной статьи предусматривает           
наложение административного штрафа на юрлица, - странная позиция.               
                                                                                
Далее. Статья 3.7 КоАП дополняется частью 5, регулирующей вопросы               
конфискации. Поскольку проектные нормы изложены в одной части,                  
предполагается, что новые правила действуют лишь в отношении проектной статьи   
15.27-3. При этом содержание проектной части 5 представляет собой               
заимствование статьи 104-2 Уголовного кодекса Российской Федерации.             
                                                                                
В отличие от уголовной конфискации то, что предлагается, - административная     
конфискация - является административным наказанием, применяемым только к        
орудию совершения и предмету административного правонарушения. Таким образом,   
проектные положения, касающиеся конфискации, вообще не согласуются с            
концепцией КоАП. Вот это существенное замечание.                                
                                                                                
Бесспорно, нам всем, депутатам, нужно будет подключиться - все здесь люди       
высокообразованные и имеют опыт, практику, - поскольку, если мы примем закон    
в недоработанном варианте, это породит кучу проблем для правоприменителя,       
связанных и с нарушением конституционных прав, и с необоснованным               
привлечением. В целом, концепцию комитет предлагает поддержать, но ко второму   
чтению все эти вопросы нужно будет очень внимательно изучить. Я понимаю, что    
есть конвенция, речь идёт о спортивных соревнованиях, где Россию обязали        
присутствовать, это благое дело, и то, что в хозяйственный оборот вводится      
имущество, незаконно добытое, так сказать, полученное в результате преступной   
деятельности, - с этим, бесспорно, нужно что-то делать, и это важный закон,     
но с точки зрения, так сказать, юридического посыла, оформления проект нужно    
колоссально дорабатывать.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Да.                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Герман Юрьевич, ну, технический вопрос. Я не увидел среди           
представленных документов отзыва Верховного Суда, который должен быть           
представлен при рассмотрении подобных законопроектов.                           
                                                                                
Ну и конкретный вопрос. Понятно, что есть уголовная ответственность за          
подобные деяния для физических лиц, руководителей разного уровня. Вот           
скажите, может ли сложиться такая ситуация, когда за эти преступления (я        
считаю, что это преступление) гражданин - руководитель он, не руководитель,     
там, полруководителя этого юридического лица - будет привлечён только к         
административной ответственности и избежит уголовного наказания?                
                                                                                
НЕГЛЯД Г. Ю. Олег Анатольевич, спасибо за вопрос. Отзыв Верховного Суда         
имеется: Верховным Судом законопроект поддержан с учётом замечания.             
                                                                                
Теперь непосредственно по вопросу. Законопроект регулирует исключительно        
ответственность юридических лиц. Уголовная ответственность физических лиц, о    
которой вы сказали, применяется самостоятельно, и данный законопроект никаким   
образом не влияет на то, чтобы физические лица избежали такой                   
ответственности.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
БРЫКИН Н. Г. Олег Анатольевич, вы абсолютно правильно задали вопрос. Здесь      
вопросы и по сумме, и по диспозициям по другим конкретным деяниям.              
                                                                                
А что касается Верховного Суда, я расширю ответ. Я потому и обратил внимание    
на то, что есть концептуальные достаточно серьёзные... вернее, концептуальных   
нет, но есть замечания чисто юридико-технического, юридического характера.      
Вот что говорит Верховный Суд: предлагаемый законопроектом подход к             
определению вины юридического лица не предусматривает внесения изменений в      
часть 2 статьи 21 КоАП... не в полной мере согласуется с правовой позицией      
Конституционного Суда.                                                          
                                                                                
Я ещё раз скажу... Почему я попросил слова? Здесь нужно очень ответственно      
подойти и всем нам проработать этот вопрос, потому что эта история может        
коснуться не просто юрлица, физлица, а каждого гражданина Российской            
Федерации. Эта норма, которая будет вводиться, очень важная, так что ждём       
предложений ко второму чтению.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Панькина Ирина Александровна, пожалуйста.                                       
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вне зависимости от           
юридических, юридико-технических замечаний по законопроекту мы понимаем, что    
он важен. Большие силы направляются государством на борьбу с отмыванием         
доходов от преступной деятельности и финансированием терроризма, данное         
направление всегда является наиболее приоритетным в государственной политике.   
Более того, законопроект разработан в соответствии со Стратегией                
экономической безопасности на период до 2030 года, а также с международными     
нормами.                                                                        
                                                                                
Законодательная новелла обеспечит создание новых эффективных мер, сегодня они   
уже были обозначены. Надеемся, что ко второму чтению мы учтём все те            
замечания, которые были высказаны, в том числе комитетом, и более детально      
отнесёмся к регламентации самого механизма противодействия тем преступным       
действиям, которые были указаны.                                                
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция          
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" не будет поддерживать представленный          
законопроект по причине того, что здесь очевидно, явно благое намерение         
подано с большим количеством противоречий. Часть из них - спасибо, коллеги, -   
в содокладе уже была отмечена, мы поддерживаем такие опасения. А часть этих     
противоречий, ну, просто не укладывается в голове.                              
                                                                                
Коллеги, сегодня от преступных деяний, именно от преступлений... Множество      
жуликов, мошенников отнимают у граждан имущество, деньги, сотни миллиардов      
рублей, понимаете?! Придумываются постоянно новые схемы, вовлекаются            
юридические лица, какие-то конторы, какие-то микрофинансовые организации,       
какие-то просто рейдерские конторы, но уже под прикрытием юрлица, какие-то      
ломбарды, чёрные, серые, всякие нотариусы и так далее. Огромное количество      
расплодилось преступников. И вместо того чтобы усилить ответственность,         
уголовную ответственность, мы говорим: "А давайте мы ещё и административно      
будем наказывать". Ну и якобы это во благо и это исполнение ратифицированной    
международной конвенции о какой-то дополнительной мере ответственности - но     
именно о дополнительной!                                                        
                                                                                
На мой вопрос, будет ли в обязательном порядке уголовное преследование,         
неважно, физических лиц, руководителей этих компаний, ну, ответа я не           
услышал. Получается, как у Райкина: "Мы за пуговицы отвечаем". Вот мы пришли    
к вам докладывать "за пуговицы", а что вообще будет, непонятно. Этот ответ не   
устраивает абсолютно! Должны быть жесточайшим образом наказаны именно по        
Уголовному кодексу вот эти преступники, которые манипулируют заведомо           
криминальным имуществом, деньгами, ценностями граждан и юридических лиц. Тут    
конкретно подчёркивается: заведомо криминальные - а они административочкой      
могут отделаться, вы понимаете?!                                                
                                                                                
Я от фракции выступаю.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
НИЛОВ О. А. Да, к сожалению, оборотни бывают и в погонах, и в мантиях. И если   
создаётся вот такой вариант ухода - от уголовной ответственности к              
административной, - то мы категорически против такого варианта. Отвечайте на    
вопрос: может ли быть такая ситуация? Если может, то нет, мы не согласны с      
таким наказанием, знаете, лёгеньким: штраф в размере трёхкратной стоимости      
украденного, всё остальное - и, значит, продолжайте дальше действовать.         
                                                                                
Ну и понятны вот эти нестыковки. Есть физическое лицо - преступник, который     
внутри юридического лица совершал какие-то свои махинации, привлекайте его в    
полном объёме, конфискуйте всё его имущество и потом доказывайте, что это       
юридическое лицо тоже следует наказывать штрафом, там, конфискацией             
имущества. Здесь есть вот такие какие-то нестыковки, есть конкуренция двух      
кодексов. Поэтому я призываю коллег-юристов, а их достаточно в                  
Государственной Думе, обратить внимание на многочисленные замечания в           
заключениях, в том числе Верховного Суда.                                       
                                                                                
Ну и есть просто такие... Допустим, преступления, связанные с финансированием   
терроризма, они тоже, получается, в административном кодексе уже                
присутствуют. И срок давности с шести лет, как сегодня, по предложению          
авторов снижается до трёх лет - за финансирование терроризма. Ну и какое же     
это ужесточение ответственности? Какое это ужесточение наказания, коллеги?      
                                                                                
Тут всё смешалось - зёрна, плевелы. Поэтому мы не будем поддерживать и просим   
доработать этот законопроект, а потом предлагать его для утверждения.           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Нет.                                   
                                                                                
Докладчик, пожалуйста.                                                          
                                                                                
НЕГЛЯД Г. Ю. Небольшой комментарий к выступлению Олега Анатольевича.            
                                                                                
Отвечаю ещё раз на вопрос по уголовной ответственности. Да, такая уголовная     
ответственность будет наступать для физлиц всегда раньше, чем для юрлиц.        
                                                                                
В примечании 2 к проектируемой статье 15.27-3 чётко говорится о том, что для    
целей применения данной статьи вина юридического лица в совершении данного      
правонарушения определяется в зависимости от вины физического лица, поэтому     
физлицо, о котором вы сказали, всегда будет иметь приговор.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик.                                              
                                                                                
Брыкину включите микрофон.                                                      
                                                                                
БРЫКИН Н. Г. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                     
                                                                                
Олег Анатольевич, ну, может, позиция вашей фракции поменяется? Здесь нужно      
обратиться спокойно к статье 174-1, которая существует в Уголовном кодексе,     
там чётко написано: "Легализация (отмывание) денежных средств или иного         
имущества, приобретённых лицом в результате совершения им преступления". Что    
под этим подразумевается? Это финансовые операции, сделки с денежными           
средствами или иным имуществом, приобретёнными лицом в результате совершения    
им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и     
распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом (там есть      
части первая, вторая, часть по группе лиц, часть по отягчающим                  
обстоятельствам). Так что я попрошу вас проголосовать: ответственность такая    
есть. А сегодня речь идёт только о КоАП и никоим образом не выхолащивается      
статья 174-1 - об этом же речи нет в диспозиции и в концепции, так что          
ответственность существует, и достаточно серьёзная.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 19.     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 40 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              365 чел.81,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    5 чел.1,1 %                                     
Голосовало                    370 чел.                                          
Не голосовало                  80 чел.17,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.