Заседание № 143
О проекте федерального закона № 119762-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 7-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по экономической политике Максима Анатольевича Топилина. Пожалуйста, Максим Анатольевич. ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые процедуры подготовки к рассмотрению в третьем чтении, замечаний не имеется. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам есть желающие высказаться, коллеги? Нет. Ставится на голосование законопроект, 7-й вопрос нашей повестки. Третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 17 мин. 51 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 27 чел.6,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 141
О проекте федерального закона № 119762-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
21-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Максима Анатольевича Топилина. Пожалуйста. ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Напомню, что сегодня Михаил Альбертович Мурашко нам очень подробно рассказывал о преимуществах централизованной закупки лекарственных средств. Есть ряд регионов Российской Федерации, успешно использующих эту систему, которая позволяет, с одной стороны, оперативно обеспечивать население лекарствами, с другой стороны, экономить финансовые ресурсы, в том числе системы ОМС, на эти цели. Законопроект был принят в первом чтении 14 сентября 2022 года. Правительство предложило в нём поменять некоторым образом конструкцию закупок у единственного поставщика лекарств через 44-й закон, все замечания были учтены. К проекту поступило пять поправок, все они предлагаются комитетом к принятию. Поправок, рекомендованных к отклонению, нет. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Остановите голосование. Вопрос по таблице поправок? Пожалуйста, Гартунгу включите микрофон. ГАРТУНГ В. К. Коллеги, у меня вопрос по одной поправке из таблицы поправок. Просто она во втором чтении была внесена, в первом чтении этого не было, поэтому мы это не изучали. И я хотел спросить... Или давайте мы тогда её вынесем на отдельное голосование, да? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какую поправку? ГАРТУНГ В. К. Поправка 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок, за исключением поправки 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 17 мин. 17 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 11 чел.2,4 % Воздержалось 11 чел.2,4 % Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6 % Результат: принято Принимается. Пожалуйста, по 2-й поправке - Гартунг. Включите микрофон. ГАРТУНГ В. К. У меня к председателю комитета просьба пояснить суть этой поправки, я немножко не понял, по тексту. Потому что сейчас поднимать 44-й закон, смотреть, в какие пункты из него вносятся поправки... Вы отрабатывали его - пожалуйста, повторите. ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Валерий Карлович, действительно, поправка эта подготовлена ко второму чтению, она связана с тем, что мы продлеваем на один год срок действия той системы, которая установлена сейчас, - до 1 июля 2024 года. Но при этом, обеспечивая те требования, которые были в заключении правительства к первому чтению: после завершения переходного периода будет работать 44-й закон в полном объёме. На переходный период, на оставшийся год, предусматриваем, что при использовании 223-го закона применяется ряд позиций 44-го закона, а именно направление уведомления в ФАС, режим национальных приоритетов и всё, что связано с публикованием начальной цены при формировании контракта. Это более прозрачные условия, мы исходим из того, что они сейчас всеми участниками этих процедур практически используются, и этот механизм будет работать даже раньше в более прозрачных условиях 44-го закона. Ещё раз повторю, было обязательство при принятии законопроекта в первом чтении по заключению правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование поправка 2 из таблицы поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 38 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6 % Проголосовало против 14 чел.3,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Принимается поправка 2. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 20 мин. 03 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 30 чел.6,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Просьба включить законопроект для рассмотрения в третьем чтении в порядок работы на 20 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений, коллеги? Включаем.
Заседание № 61
О проекте федерального закона № 119762-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
12-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Айрата Закиевича Фаррахова. Пожалуйста. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона, внесённый сенатором Российской Федерации Артамоновым Анатолием Дмитриевичем, сенатором Российской Федерации Рябухиным Сергеем Николаевичем и группой депутатов Государственной Думы. Всех авторов объединяет принадлежность к субъектам Российской Федерации, в которых сохранилась, эффективно и успешно работает система централизованного обеспечения государственных медицинских учреждений лекарственными препаратами, иммунобиологическими препаратами, средствами для дезинфекции, специализированными продуктами лечебного питания, наркотическими препаратами, расходными материалами, услугами по доставке, хранению лекарственных препаратов, а также содержанию государственной аптечной сети. Правовые основания такой работы - это право, определённое законом о контрактной системе, при условии, если соответствующие полномочия установлены законом субъекта Российской Федерации. Необходимо отметить, что субъекты Российской Федерации, такие как Татарстан, Нижегородская область, Калужская область, Томская область, примерно 15 субъектов, очень активно и уже в течение десятилетий пользуются этим правом, используют такой механизм обеспечения государственных медицинских учреждений. Практически отсутствуют отсроченные рецепты, дефицит лекарственных препаратов, расходных материалов. Такая модель показала очень высокую эффективность в условиях пандемии, когда необходимые средства индивидуальной защиты, маски, лекарственные препараты, медицинские изделия закупались оперативно, предельно оперативно. В то же время в соответствии с федеральным законом от 2 июля 2021 года № 360-ФЗ сохранение вышеупомянутой централизованной системы лекарственного обеспечения станет невозможным с 1 июля 2023 года. Реализация упомянутой нормы потребует именно для этих субъектов проведения очень серьёзной, чувствительной реформы, и система, на наш взгляд очень эффективная, перестанет работать. Это приведёт к большим расходам субъектов Российской Федерации, это снизит доступность лекарственной помощи и сведёт на нет государственную систему лекарственного обеспечения в виде государственных аптек. А они расположены, как правило, в тех местах, в которые не идёт бизнес, и через них осуществляется обеспечение наркотическими препаратами, региональная льгота и федеральная льгота. По мнению авторов, централизация полномочий по обеспечению закупок, хранения, доставки лекарственных препаратов, медицинских изделий обеспечивает эффективное управление товарными запасами, своевременное перераспределение, обеспечивает минимальный уровень цен на закупаемые товары за счёт консолидации объёмов, сохраняет государственную аптечную сеть. Например, в Татарстане 190 государственных аптек расположены как раз в тех населённых пунктах, где бизнес не будет представлять эти аптеки. Кроме того, эта система позволяет оперативно реагировать на возникающие чрезвычайные ситуации в связи с наличием достаточного резерва лекарственных препаратов, которые создаются и эффективно управляются на аптечных складах. Ещё два фактора. Оперативность обеспечивается закупками у уполномоченного поставщика, а его закупки не зависят от доведённых лимитов бюджетных обязательств. Кроме того, это, безусловно, выгодно отечественной и вообще в целом фармацевтической промышленности, поскольку формируется на долгие годы вперёд консолидированный заказ. Учитывая важность сохранения за субъектами Российской Федерации права сохранить централизованную модель лекарственного обеспечения, особенно в условиях недружественных действий иностранных государств, международных организаций, проектом федерального закона предлагается дополнить часть первую статьи 93 новым пунктом, согласно которому государственным учреждениям здравоохранения предоставляется право закупать лекарственные средства, иммунологические препараты, специализированные продукты лечебного питания, медицинские изделия, средства дезинфекции, а также услуги по хранению, доставке соответствующих товаров у государственного предприятия субъекта Российской Федерации либо акционерного общества, 100 процентов капитала которого принадлежит субъекту Российской Федерации. Указанное государственное предприятие либо акционерное общество предлагается определять нормативным актом Правительства Российской Федерации по обращению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если он будет наделён соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Наш проект федерального закона получил заключения субъектов, получил заключение правительства и концептуально поддерживается. При этом есть ряд замечаний, по которым мы готовы доработать законопроект к процедуре второго чтения. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Максима Анатольевича Топилина. ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Айрат Закиевич подробно рассказал о сути законопроекта. Его рассматривали три комитета: Комитет по экономической политике, Комитет по охране здоровья, Комитет по защите конкуренции. Все комитеты поддержали концепцию данного законопроекта. Это связано с тем, что технология и механизмы обеспечения лекарственными препаратами в разных регионах построены по-разному. Кто-то использует централизованную модель, кто-то использует модель, когда учреждения здравоохранения самостоятельно участвуют в конкурсных процедурах, самостоятельно закупают лекарственные средства и различные медицинские изделия. Закон, который начнёт действовать с 1 июля 2023 года, возможность регионов использовать централизованную модель снабжения лекарственными средствами фактически исключает. Ещё до подготовки проекта закона мы получили достаточно большое количество обращений от субъектов Российской Федерации, от сенаторов. И вот в ходе совместной деятельности, в ходе анализа ситуации такой законопроект был авторами подготовлен, мы его ещё раз рассмотрели. Айрат Закиевич сказал, что есть ряд замечаний Правительства Российской Федерации, которые прежде всего заключаются в том, чтобы вот это государственное унитарное предприятие или акционерное общество, которое организовано в субъекте Российской Федерации, само закупало, осуществляло закупку по конкурсным процедурам по 44-му закону. Это основная позиция. Будем её обсуждать, будем обсуждать это с регионами при подготовке законопроекта ко второму чтению, если вы его поддержите в первом. Комитет рекомендует законопроект поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемые коллеги, законопроект достаточно смелый. Понятно, что он как бы от нужды выдвинут, тем не менее возникает вопрос: а чего мы добиваемся? Ну, назначим мы сейчас исполняющую корпорацию, которая будет осуществлять поставки, но ведь главный-то вопрос в том, у кого она будет покупать и кто будет контролировать это? Вот где гарантия, что препараты не будут всё время по завышенным ценам приобретаться? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос кому был? Авторам или комитету? Авторам. Пожалуйста, включите Фаррахову микрофон. ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Андрей Анатольевич, спасибо большое за вопрос. Охрана здоровья - это полномочия субъекта Российской Федерации. Субъекты сегодня вышли с предложением обсудить вопрос и сделать правовое поле, которое позволит им работать так, как они работали прежде, а они очень эффективно работали. Вот посмотрим аналитику за прошедшие полгода: каждый третий тендер по закупке лекарственных препаратов на государственные ассигнования не состоялся. Не состоялся по причине того, что нет заявок. А нет заявок потому, что дистрибьюторы не договорились с производителями или были какие-то иные причины. Отсутствие препаратов значит, что препараты не будут использованы в лечении пациента. При наличии централизованной системы, когда они закупаются на годы вперёд, это в принципе невозможно, поэтому модель, работающая в вышеназванных субъектах, - это эффективная модель и авторы считают необходимым её сохранить, создать для неё условия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Айрат Закиевич, в продолжение предыдущего вопроса: а кто вам предоставил информацию об эффективности этой модели в моей родной Ульяновской области? Вы ссылаетесь на её опыт как на положительный - я чуть позже расскажу об этом опыте, он, к сожалению, не очень положительный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фаррахову включите микрофон. ФАРРАХОВ А. З. Алексей Владимирович, в своём докладе я назвал несколько субъектов Российской Федерации, в которых эффективно работает данная модель. На самом деле в Ульяновской области примерно так же подобная модель работает, но мы знаем, что эффективность любого правового поля всё-таки зависит ещё и от исполнителей. В целом, я думаю, она не может отражать неэффективность правового поля, которое сформировано для работы подобной модели. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аммосов Пётр Револьдович. АММОСОВ П. Р., фракция КПРФ. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: в случае принятия закона, чтобы больше не нарушали, стоит ли в законодательстве ужесточить ответственность, ведь речь идёт о жизни людей? Вот из-за умышленного преступления чиновника, решившего себе положить в карман, во время пандемии умирает много людей. Поэтому вопрос вот такой: стоит ли для таких преступников вводить смертную казнь? А если нет, то почему? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фаррахову включите микрофон. ФАРРАХОВ А. З. Ну, ваш вопрос не относится к предмету рассматриваемого законопроекта. Если говорить о смертной казни, то в целом на этот вопрос ответила наша Конституция и наши законы, поэтому без комментариев. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наумов Станислав Александрович. НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Айрат Закиевич, вопрос: как определялся круг тех товаров, которые будут закупаться таким образом, и как соотносится понятие "иммунобиологические препараты", которое упоминается в законопроекте, с формулировками закона "Об обращении лекарственных средств"? ФАРРАХОВ А. З. Круг лекарственных препаратов сформирован именно с позиции той работы, которая сегодня ведётся в этих субъектах, в частности в Республике Татарстан, Нижегородской области, эффективно ведётся, и в целом полностью обеспечиваются все государственные медицинские организации. Что касается иммунобиологических, в первую очередь это услуги по закупке, хранению вакцин, об этом идёт речь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Авксентьева Сардана Владимировна. АВКСЕНТЬЕВА С. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Осознают ли авторы законопроекта, когда вносят такой документ, что неконкурентные закупки на сегодняшний день являются одной из основных проблем российской экономики, а таким законопроектом они пытаются эту ситуацию усугубить? Мы помним отчёт Счётной палаты, все цифры приведены. И даже в заключении правительства указано, что принятие законопроекта содержит риски завышения цен контрактов, а также непрозрачности и неадминистрируемости таких закупок. Наша партия считает, что только конкурентные закупки, свобода предпринимательства, частная инициатива могут обеспечить сегодня экономическое процветание и развитие нашей страны. А здесь нам предлагается в интересах конкретных лиц, которые будут администрировать эти процессы, принять соответствующий законопроект. Первое, считаете ли вы, что доля неконкурентных закупок должна и дальше увеличиваться? К авторам проекта закона вопрос. И второе, согласны ли вы с выводами правительства, что мера содержит риски завышения цен контрактов и, соответственно, повышения цен на лекарства для населения? ФАРРАХОВ А. З. Спасибо за вопрос, уважаемая Сардана Владимировна. Мы считаем, что законодательство о закупках лекарственных препаратов, медицинских изделий должно совершенствоваться. Сегодняшняя ситуация, когда каждая третья государственная закупка не осуществляется, не является хорошей. Мы считаем, что опыт ряда субъектов, о которых я уже говорил, положительный, там своевременно обеспечиваются государственные учреждения здравоохранения необходимым запасом лекарственных препаратов, все положительные моменты я уже назвал. Что касается контроля цен, хочу сказать, что сегодня невозможно объявить закупку, не указав начальную цену контракта; сегодня невозможно купить дорогой препарат, при этом не оказавшись в какой-то "красной зоне", в принципе это невозможно сделать. И в условиях цифровизации, в условиях того, что сегодня это всё абсолютно прозрачно, речь идёт о том, чтобы субъекты имели правовое поле и инструменты, для того чтобы эффективно выполнять собственные полномочия по охране здоровья, в том числе переданные полномочия в части обязательного медицинского страхования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Айрат Закиевич, вы сказали, что есть положительный опыт таких, ну, пилотных регионов, - скажите, а что тогда мешает продолжать его? Если это было законно, зачем тогда нужен закон? А если это было в обход законодательства, то как может осуществляться какой-то пилот незаконными путями? И ещё вопрос: антикоррупционная экспертиза этого законопроекта существует? Вы её прошли? ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Олег Анатольевич, спасибо за вопрос. Я ещё раз хотел подчеркнуть то, что сказал в докладе. Сегодня эти субъекты работают в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, потому что это позволяет закон о контрактной системе. С 1 июля 2023 года право субъектов определять уполномоченного поставщика исчезает, и авторы проекта федерального закона проработали вместе с правительством целый ряд вариантов, которые позволят сохранить централизованную действующую модель. На данный проект федерального закона поступило значительное количество отзывов со стороны субъектов Российской Федерации, отзывы профильного министерства, Правительства Российской Федерации - концептуально они поддерживают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Про антикоррупционную экспертизу вопрос задавался - она проводилась? Фаррахову включите микрофон. ФАРРАХОВ А. З. Ну, у нас есть в Регламенте отдельно, кто должен её проводить и в целом... Я не могу ответить на этот вопрос, в соответствии с Регламентом все процедуры проведены и законопроект вынесен на обсуждение. Если есть необходимость отдельной экспертизы, мы, безусловно, готовы её провести совместно с комитетом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессонов Евгений Иванович. БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ. Максим Анатольевич, такой вопрос. Вот есть порядок у нас, контрактная система, и уже длительное время она работает. Существует ли анализ, насколько решила контрактная система вопросы: первое - борьбы с коррупцией, второе - оперативности принятия решений и третье - контроля за выполнением, скажем так, задач? И не кажется ли вам, что вот эта контрактная система ни одного вопроса не решает? Она тормозит развитие Российской Федерации, потому что ни одного вопроса оперативно решить невозможно? Когда вы поставите вопрос об отмене 44-го закона? ТОПИЛИН М. А. Спасибо за вопрос, уважаемый Евгений Иванович. Я не думаю, что нужно ставить вопрос об отмене 44-го закона. Он постоянно совершенствуется - действительно, в нём есть большое количество отдельных положений, которые вызывают критику как у сторон, представляющих заказчиков, так и у сторон, которые участвуют в этих процедурах, поэтому мы достаточно часто возвращаемся к теме этого закона и вносим в него изменения, в том числе и в рамках антисанкционного пакета достаточно большое количество изменений было внесено с точки зрения авансирования, с точки зрения контроля, с точки зрения единственного поставщика, с точки зрения необходимости как раз очень оперативного решения тех или иных вопросов. И данный законопроект, который подготовили сенаторы и депутаты, как раз направлен на то, чтобы оперативно решать вопросы снабжения граждан лекарственными средствами с учётом централизованной системы закупок, чтобы это не происходило через каждое конкретное юрлицо, конкретную больницу, аптеку и так далее. Что касается прозрачности, с 1 июля этого года все контракты - это как раз поправки, которые были приняты год назад, - погружаются в автоматическом режиме, начиная с заявочной кампании, заканчивая последней оплатой, в систему Федерального казначейства, и вы можете в Казначействе видеть практически всё, вплоть до прохождения отгрузки товара и так далее. Я, кстати, всем очень рекомендую, если это интересно, в Казначействе посмотреть эту систему, это действительно впечатляет. Мы, прежде чем приступать к изменениям в это законодательство, с Казначейством очень плотно эту тему отрабатывали. По сравнению с тем, что было раньше, это гораздо более эффективная и прозрачная система, ещё раз повторю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемый Айрат Закиевич, помимо опасности завышения цен есть другая, не менее серьёзная опасность, связанная с надёжностью поставок. Наверняка ко многим из нас приходили жители с жалобами на то, что нужен препарат, он положен человеку бесплатно, а его нет и будет через два месяца, потому что его просто нет на складах. Люди же не будут ждать два месяца, и они покупают это за свои деньги, порой очень дорого. Вопрос: при разработке законопроекта учитывалась ли минимизация рисков ошибок в закупках и логистике? ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Олег Юрьевич, спасибо за вопрос. Как раз централизация закупок является важным инструментом решения того вопроса, который вы ставите, это минимизация ошибок, стабильность поставок, наличие резервов, которыми эффективно можно управлять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста, от фракции. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Жаль, докладчик не назвал антимонопольный комитет, который в обязательном порядке должен был давать заключение на этот законопроект. Ну, как-то так, видно, коллеги забыли, не помнят, что есть такой комитет, есть Валерий Карлович Гартунг, который по идее должен был сейчас вот здесь, с этой трибуны, говорить о попытке, ну, такого судьбоносного переворота в одной отдельно взятой, пусть и важнейшей, отрасли России, когда, обозначая некие трудности (надеюсь, временные трудности), мы принимаем закон, просто устанавливающий монополию в сфере закупок, обслуживания, ремонта - всего и вся, что есть в этой отрасли. Уважаемые коллеги, 172-й закон - если вы не знаете, откройте! Есть специальный закон об антикоррупционной экспертизе! И когда предлагаются такие лоббистские, в интересах конкретных монополий законы, это заключение обязательно должно быть! Это одна из причин не голосовать за этот законопроект, но это не главная причина. Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, чем отличается отрасль здравоохранения от отраслей образования, культуры, ЖКХ? Сказали "а", давайте говорить "б" - и возвращать тогда монополию везде, начиная с производства этих самых лекарств, препаратов, оборудования! Тогда нужно, чтобы там тоже была монополия и единая цена, как когда-то было в советские годы, и во всех отраслях! Вы об этом говорите? Тогда давайте это обсуждать, это имеет, во всяком случае, какой-то очень серьёзный смысл. А если вы говорите: давайте мы вот здесь установим монополию, а дальше будет рынок, базар и всякое остальное - это что такое, уважаемые коллеги? Нельзя рассматривать серьёзно это предложение. Тем более, при всём уважении к моим коллегам - Айрату Закиевичу, председателю комитета Топилину, при всём уважении к вам, почему этот законопроект не правительство предлагает? Это переворот, это мощнейшее такое предложение, которое действительно может и должно идти тогда дальше по другим отраслям. Нет, здесь вот правительство занимает такую позицию: давайте попробуем, если что, спишем, скажем, что вот депутаты же приняли этот закон. Не хватает денег на закупку лекарств? Ну да, где-то отдельный жулик, мошенник - начальник вот этого ГУПа, назначенный козлом отпущения, мы его посадим. Вот буквально сейчас в Петербурге, в одном небольшом районе Васильевского острова, криминальное дело, уголовное дело: начальник райздрава за полтора года умыкнул 77 миллионов рублей вот именно в обход даже существующего 44-го закона. Там была такая схема мошенническая, когда один предприниматель обслуживал, обеспечивал, не знаю, уборку медицинских учреждений и так далее. А в этой схеме... Ведь в каждом городе, в каждом регионе может быть вот такая же схема, но она будет реализовываться абсолютно законно, вы понимаете?! Коллега здесь намекал очень резко и дерзко, что если устанавливаем режим какого-то военного, ну, не коммунизма, а капитализма, то не хватает и персональной военной ответственности, вплоть до высшей меры. Вот это здесь не предлагается, поэтому в случае чего, ну да, возбудят уголовное дело, посадят какого-то Фунта, а Васьки будут дальше слушать и есть. Это благое намерение, я с уважением отношусь к вашему желанию, особенно в этих условиях, решать вопросы. Тогда давайте объявим, что мы так будем поступать везде. И самое главное, что тогда персональная ответственность будет лежать не на главе вот этого специально созданного ГУПа, ответственность должна лежать на мэре и на губернаторе, персональная ответственность за те коррупционные, мошеннические схемы, которые ну нельзя исключить. Коллеги, у нас такое время, что привычка хуже всего, поэтому невозможно, коллеги, голосовать за этот законопроект. Мы будем голосовать против по вышеназванным причинам. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наумов Станислав Александрович, пожалуйста. НАУМОВ С. А. Уважаемый Айрат Закиевич, уважаемые авторы законопроекта! Редко какая инициатива в последнее время вызывала такое противоречивое обсуждение - от предложения ввести высшую меру наказания до каких-то более миролюбивых акций. Мне, как представителю фракции ЛДПР, сегодня важно отметить, что, с одной стороны, мы, безусловно, за то, чтобы государственный контроль в сфере оборота лекарственных средств и медицинских изделий улучшался, с другой стороны, у меня сегодня есть редкая возможность построить своё выступление на основе официального отзыва правительства на законопроект, который разработан сенаторами и депутатами. Как утверждает правительство, "принятие законопроекта в предложенной редакции закрепит на постоянной основе возможность для неконкурентного отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) указанных в законопроекте товаров (работ, услуг), что содержит риски завышения цен контрактов, а также непрозрачности и неадминистрируемости таких закупок". Так утверждает заместитель председателя правительства по поводу этого законопроекта. В связи с этим - и мы поддерживаем это - представляется целесообразным дополнить законопроект требованием осуществлять закупки на основании существующего 44-го федерального закона. Если мы с вами посмотрим пакет материалов к этому законопроекту, мы увидим, что с точки зрения правительства уже сегодня на базе существующего 44-го федерального закона региональные предприятия могут осуществлять эту закупку. Но та идея, которая связана с делегированием Правительству Российской Федерации права каждый раз определять, в каком конкретном регионе кто и что делает, самим же правительством отклоняется. Существует десятилетний сценарий, по которому шло развитие системы обеспечения лекарственными средствами. Мы с вами много обсуждаем, как должна устанавливаться начальная максимальная цена контракта, как отбирается единственный поставщик, как устанавливаются предельные цены. Всего этого, к сожалению, в материалах, которые внесены при первом чтении, нет. Поэтому фракция ЛДПР призывает авторов существенно переработать законопроект ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Соломатина Татьяна Васильевна, пожалуйста. СОЛОМАТИНА Т. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вот прошлое моё выступление было с места, а сейчас я решила выйти на трибуну, потому что я сама пришла из бизнеса и для меня конкуренция - это, конечно, прежде всего. Я представляю Томскую область и являюсь соавтором данного законопроекта. Почему я здесь? Потому, что Томская область долгие годы работала по смешанной системе: часть - централизованно, часть - нецентрализованно, кто как хотел из лечебных учреждений. Но наступил ковид, и вот эта возможность работы, возможность централизованной закупки через наше унитарное предприятие позволила нам очень быстро и в короткие сроки закупить лекарственные препараты, средства индивидуальной защиты, медицинскую технику, всё это иметь на складах, быстро распределять по тем лечебным учреждениям, которые в этом нуждаются именно сейчас и сегодня. У меня к вам большая просьба поддержать данный законопроект в первом чтении, чтобы у каждого субъекта Российской Федерации была возможность решать это на своём уровне. Мы все разные, регионы разные, разная транспортная доступность, разные лечебно-профилактические учреждения с разными возможностями закупок. Более того, я скажу, что, конечно, нам необходимо менять законодательство в рамках обеспечения лекарственными препаратами, потому что ко мне постоянно обращаются лечебные учреждения, которые не могут сделать закупки лекарственных препаратов, когда они делают эти закупки очень маленькими партиями. Понятно, что невыгодно поставщикам, особенно производителям, выходить на такие мелкие закупочные процедуры. Поэтому, конечно, объединение усилий в рамках того, что мы централизуем какие-то закупочные материалы, и позволяет снизить цену, и (уж если говорить о том, будем рассматривать и 44-й закон) даёт региону возможность выбора, а выбор должен быть, особенно сейчас, в этих условиях, в которые мы поставлены. Поэтому я вышла сюда для того, чтобы призвать вас поддержать, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект в первом чтении. Спасибо, коллеги, за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые депутаты, я предлагаю поддержать данный законопроект и вообще задуматься о тех противоречиях, которые звучат с этой трибуны. С одной стороны, один и тот же человек говорит, что нам нужна мобилизационная экономика, что мы должны сделать всё для фронта, всё для победы, с другой стороны, говорится, что вот давайте на 44-й федеральный закон... В условиях, когда нам, вообще, нужно срочно осуществлять производство, налаживать производство, формировать долгосрочный заказ, мы говорим: а теперь мы вот будем всё делать по 44-му федеральному закону. Ну, прежде всего, 44-й федеральный закон и обязанность всё выводить на тендер - это один из догматов, который нам был навязан, который во многом, кстати, подавил отечественное производство и который до сих пор нам не позволяет закрыть многие образовавшиеся ниши. Но особенно он вреден в сфере образования, культуры, здравоохранения, социального питания, и дальше список можно продолжить. И поэтому, естественно, любые формы перехода на закупку у единственного поставщика нужно поддерживать, поскольку это единственно возможная форма обеспечения, во-первых, стратегического, долгосрочного контракта и заказа производителю, а во-вторых, оперативного решения вопросов. И вот последний пример. Во время ковида в такой стране, как Израиль, когда был недостаток ИВЛ, знаете, кто осуществлял закупки? "Моссад". И привозил это на вертолётах. Уж по какой цене он это делал, в каких странах он это делал, никому не сообщалось, потому что нужно было срочно поставить ИВЛ. Я думаю, что правительство, конечно, должно задуматься о том, чтобы в корне пересмотреть вообще всё законодательство о закупках. Конечно, нужно отменять 44-й закон. Конечно, никакой мобилизационной экономики с 44-м законом не будет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. От фракции. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, на самом деле, конечно, есть много механизмов закупки лекарственных препаратов, в том числе для лечебных учреждений, но самых простых три варианта. Первый - закупает само лечебное учреждение по 44-му закону. Есть у нас нарушения и, скажем так, посадки? Есть. Второй вариант: министерство собирает централизованно все закупки от учреждений и торгует централизованно - то же самое, несколько уголовных дел по стране есть, когда чиновники нарушают, хитрят. Теперь вот тот вариант, который нам предлагается, третий, через уполномоченную организацию, которая будет создана. Ну, вот на самом деле теоретически всё очень здорово, и, в общем-то, исполнять это тоже можно. Это и снижение издержек, безусловно, это и снижение цены при больших закупках, это обеспечение доступности, в том числе и возможность формирования в отдалённых каких-то наших поселениях аптек, но всё это перечёркивается той самой коррупцией, которая и здесь, при этом механизме тоже возможна. Я почему спросил Айрата Закиевича про опыт якобы успешный Ульяновской области? Потому что он действительно был успешным. В течение длительного времени у нас существовала такая организация, называлась "УльяновскФармация", сначала ГУП, потом оно преобразовалось в АО. Организация действительно имела 123 аптеки, она имела собственный склад, она имела возможность обеспечивать или, там, помогать лечебным учреждениям, когда у них были проблемы с финансами, со всем остальным, до тех пор, пока несколько лет назад туда не пришла пара жуликов, которые организовали очень хитрую схему: стали закупать лекарственные препараты по завышенным ценам, потому что АО работало мимо 44-го закона, а потом принуждать административным способом наши лечебные учреждения по ещё более завышенным ценам покупать эти лекарственные препараты. В результате получилось так, что через это АО государственное больницы покупали лекарства на 30-40 процентов дороже, чем они могли бы купить на рынке. Ну, естественно, эти жулики обогащались, естественно, там были хитрые схемы, понятно, что в этом участвовали и чиновники. Всё это окончилось громким уголовным делом: посадкой министра здравоохранения, председателя профильного комитета законодательного собрания и ещё ряда непосредственных исполнителей. К чему я это говорю? Я это говорю к тому, что даже при наличии хорошего государственного централизованного механизма всё может нарушить вот эта самая коррупция, которая, к сожалению, возможна и здесь. И весь этот механизм полностью... огромное предприятие со всеми аптеками и складами рухнуло, сейчас находится в банкротном состоянии, фактически разорвано на части, то есть от него практически ничего не осталось. Теперь о том, что делать в этих условиях и нужно или не нужно такие предприятия сохранять. Ну, естественно, там, где они эффективно работают, где они доказывают, что могут нормально опять же существовать, есть возможность и необходимость их сохранить. Такие примеры существуют сегодня в Российской Федерации. Это и в рамках сегодняшней непростой ситуации, и в рамках прошедшего ковида, и в рамках в принципе государственной позиции. Вы сами помните, когда-то у нас существовали государственные предприятия, которые строили и ремонтировали дороги, - сейчас они ликвидированы, всё отдано частникам. Когда-то у нас существовали и где-то ещё существуют предприятия, которые обеспечивали пассажирский автотранспорт в больших городах. Потом их ликвидировали, отдали всё частнику, и к чему это привело, вы тоже знаете. Сохранять эти предприятия, безусловно, нужно, но, я думаю, сегодня более важно для государства всё-таки установить другие, одинаковые правила, по которым может играть, скажем так, обычная частная компания, по которым может работать и государственная компания. Самое главное, чтобы не повышали цены, не превышали цены, которые есть. В рамках контроля за стоимостью лекарственных препаратов такой механизм существует, ну, по части лекарственных препаратов из перечня ЖНВЛП: Правительство Российской Федерации устанавливает максимальные цены по каждому наименованию, оно их пересматривает, там более-менее прозрачный механизм, который, правда, вызывает вопросы, но он существует, и ФАС регулирует, то есть здесь сильно не выпрыгнешь. А вот что касается медицинских изделий (они, к сожалению, тоже попали сюда), что касается медицинского оборудования - ну, здесь полная чехарда. Мы, кстати, внесли или внесём в ближайшее время соответствующий законопроект, в котором позволяем, даём право правительству устанавливать максимальные цены на медицинские изделия, потому что сегодня размах приобретения этих медицинских изделий огромный и, соответственно, потери бюджета огромные. И ещё момент, что касается, например, кислорода, да, вот по закупкам кислорода, я взял цены последних закупок, по которым наши регионы покупают кислород, на который цены не ограничены. Например, Кемеровская область - 41 тысяча рублей за тонну жидкого кислорода, Томск - 22 тысячи рублей за тонну, Иркутск - 122 тысячи рублей за тонну, Москва - 31 тысяча рублей за тонну. Один и тот же кислород, один и тот же лекарственный препарат, но в стране в разы различается его цена, причём абсолютно необъективно. Государству необходимо взять под контроль максимальные цены не только на лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП, не только на кислород, не только на медицинские изделия, но и на медицинскую аппаратуру - здесь вообще чёрная дыра. Тот коррупционный механизм бронирования, который работает в Российской Федерации, приводит к тому, что мы покупаем сегодня медицинское оборудование в 1,5-2 раза дороже, чем оно стоит в Европе, ну, или стоило до последнего времени. В 1,5-2 раза дороже - у нас самая богатая страна?! Потому что хитрый механизм, потому что кто-то что-то бронирует, потому что договариваются с чиновниками либо на уровне главного врача, либо на уровне министерства и продают втридорога. И наличие здесь государственной структуры, наличие единого государственного поставщика, а самое главное, наличие контрольной планки - максимальной цены, которую можно установить законодательно на государственном уровне, позволило бы уже давно навести порядок, а сегодня у нас миллиарды, десятки миллиардов рублей улетают в трубу абсолютно точно. И это, к сожалению, продолжается и сейчас, несмотря на скандалы с томографами, о которых вы все знаете, когда завышали... только раньше в 2-3 раза, а теперь в 1,5-2 раза завышают цены на то же самое медицинское оборудование. Вопрос сегодня не в организации, вопрос не в том, как это будет закупаться, вопрос в механизмах государственного контроля и ограничениях, с одной стороны, а с другой - в честности чиновников, вот со вторым, конечно, немножечко сложнее. И сложнее с тем антикоррупционным законодательством, которое до сих пор не реализовано у нас, и связанным с незаконным обогащением, и связанным с контролем всего, что требуется, и связанным с ограничениями - мы неоднократно вносили здесь - по госслужащим и по лицам, которые управляют государственными деньгами. Вот этот второй пласт позволит, может быть, многие недостатки 44-го закона, которые мы сегодня видим, нивелировать, ведь сегодня эта ответственность наступает крайне редко. Мы, фракция, поддержим этот законопроект, ещё раз говорю, как один из механизмов, существующих и реально работающих в условиях, когда за этим есть контроль, в условиях, когда за этим смотрят, в условиях, когда те цели, о которых мы говорим, реализуются. Но повторяем, законопроект о регулировании цен на медицинские изделия, о регулировании цен на медицинское оборудование мы внесём, точно так же, как и тот пакет антикоррупционных законов, который регулярно нами вносится, но пока, к большому сожалению, не принят. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Автор? Фаррахову включите микрофон. ФАРРАХОВ А. З. Уважаемые коллеги, хотелось бы поблагодарить всех за высказанные предложения, опасения. Безусловно, это очень сложная тема, и опыт целого ряда субъектов, которые работают, и работают успешно, более 20 лет, показывает, что этот опыт централизации необходимо сохранить. Я благодарен сенаторам, коллегам-депутатам: примерно с шестого раза мы нашли вариант регулирования. Мы, безусловно, благодарны правительству за то, что правительство нашло вариант и поддержало необходимость сохранения централизованной системы. И всё-таки хотелось бы дать ответы на ряд вопросов. Олег Анатольевич, заключение ФАС есть, заключение комитета Валерия Карловича Гартунга есть: они концептуально поддерживают данный проект федерального закона. Чем отличается отрасль здравоохранения от отрасли ЖКХ и от всех остальных? Любая отрасль важна, но мы сегодня должны учитывать индивидуальные особенности людей, мы должны учитывать обстановку, мы должны учитывать, что мы всегда были крайне зависимы от иностранной фармацевтической промышленности и от поставки субстанций. И если мы сегодня создадим возможность централизовать эти условия - а наши конкуренты, наши "коллеги" на Западе давно, уже 20 лет назад, это всё централизовали, - мы только получим конкурентные преимущества. Ну и конечно же, хотелось бы ответить Станиславу Александровичу, который процитировал заключение правительства: в отличие от Либерально-демократической партии правительство всё-таки предложило решение этого вопроса, а вы только критиковали. Мы планируем, мы хотим доработать данный проект федерального закона с учётом всех замечаний. Ещё раз спасибо всем большое за обсуждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Максим Анатольевич Топилин, пожалуйста. ТОПИЛИН М. А. Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич. Я хотел бы присоединиться вот к тем тезисам, которые были высказаны Айратом Закиевичем Фарраховым. Мы в комитете очень внимательно рассматривали все замечания, в том числе замечания Правительства Российской Федерации. Как я уже сказал, заключения комитетов-соисполнителей - и Комитета по охране здоровья, и Комитета по защите конкуренции - положительные, в них тоже высказывается ряд замечаний, созвучных замечаниям Правительства Российской Федерации. Комитет поддерживает данный законопроект и просит всех депутатов его поддержать. Ко второму чтению, безусловно, нам придётся ещё с теми замечаниями, которые были высказаны, поработать и найти согласованное решение, с тем чтобы более качественно обеспечивать в регионах наших граждан лекарственными средствами, медицинскими изделиями. При этом я хотел бы обратить внимание, что это право регионов. В законопроекте речь идёт о том, чтобы предоставить регионам право работать по такой схеме, исходя из их традиций, наработок, с тем чтобы прежде всего не ломать действующие конструкции, которые регионы применяют, и не подвергать риску население с точки зрения обеспечения лекарственными средствами. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 12. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 24 мин. 16 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 34 чел.7,6 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.