Заседание № 309

22.07.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 119575-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции" (в целях охраны здоровья граждан от последствий использования электронных курительных изделий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5926 по 6067 из 6887
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан    
от последствий потребления никотинсодержащей продукции". Докладывает Николай    
Фёдорович Герасименко.                                                          
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект регулирует обращение   
новых средств для потребления табака и никотинсодержащих смесей, принят во      
втором чтении вчера, прошёл все экспертизы. Комитет по охране здоровья          
предлагает законопроект принять в третьем чтении.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Да.                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Николай Фёдорович, присаживайтесь. Спасибо, вы доклад сделали.                  
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста.                                             
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот этот законопроект был внесён    
три года назад, ну, примерно так, в декабре 2019 года он был принят в первом    
чтении, и вот полгода шли разного рода согласования, а точнее, мои дорогие      
коллеги, это шла затяжная позиционная война с никотиновым лобби, полгода шла:   
то проект завис в администрации президента, то у нас здесь появились            
депутаты, которые лоббировали вместо полного запрета регулирование данной       
проблемы.                                                                       
                                                                                
В результате мы получили вот что: казнить нельзя помиловать. Почему? Вот есть   
такая норма, часть 8 статьи 19: "Запрещается оптовая и розничная торговля       
насваем, табаком сосательным (снюсом), пищевой никотинсодержащей продукцией,    
а также никотинсодержащей продукцией, предназначенной для жевания, сосания,     
нюханья". Казалось бы, исчерпывающая формулировка, но нет! Давайте посмотрим.   
Дело в том, что пункт 20 законопроекта, изменения в эту же статью, говорит о    
том, что можно торговать везде, где только получается, - везде можно            
торговать устройствами для потребления никотинсодержащей продукции! То есть     
вот эти устройства можно продавать везде, ну а если можно продавать             
устройства, то, конечно, надо продавать и никотин. И тут, мои дорогие,          
появляется часть 9 этой же статьи. О чём в ней говорится? "Запрещается          
розничная торговля никотином (в том числе полученным путём синтеза), его        
производными, включая соли... (в том числе жидкостями для электронных средств   
доставки никотина), если концентрация никотина в никотинсодержащей жидкости     
или растворе никотина превышает 20 миллиграммов на миллилитр". Дети травились   
почему? Потому что у нас была лазейка в законе. Мы её ликвидировали частью 8,   
запретили - но у нас появилась другая лазейка. То есть я могу сказать чётко и   
конкретно: мои дорогие коллеги, никотиновое лобби нас с вами победило, просто   
победило, потому что вот этой нормы в принципе не должно было быть, а она       
появилась - и не зря полгода шло обсуждение вот этого всего. Думаю, что к       
этому закону надо будет возвращаться и эту норму нужно будет убирать. Кто       
скажет, там 20 миллиграммов или нет? Или будет написано: 19,9 миллиграммов, а   
на самом деле - сколько угодно.                                                 
                                                                                
И я считаю, что вот такая ситуация, когда лоббируются интересы                  
транснациональной корпорации, которая делает вот эти устройства и выпускает     
вот этот жидкий никотин... Почему в нашей стране такое сильное лобби именно     
этой транснациональной корпорации? И самое страшное, что у нас в Думе есть      
люди, которые лоббируют вот эту корпорацию!                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Боярский Сергей Михайлович, пожалуйста.                                         
                                                                                
БОЯРСКИЙ С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рабочая группа         
действительно обсуждала этот закон почти в течение трёх лет, очень жаль, что    
не все члены рабочей группы смогли разобраться в терминологии и в сути          
предлагаемых изменений. Я всех поздравляю - мы сейчас принимаем очень важный    
закон, которого ждут люди. Давайте я вам объясню не по пунктам, не по частям,   
а по сути.                                                                      
                                                                                
Вейпы, системы нагревания табака, кальяны и прочие новомодные устройства        
теперь по способу применения приравниваются к сигаретам. Их нельзя будет        
курить ни в барах, ни в ресторанах, ни в торговых комплексах, ни на вокзалах,   
ни в офисах - нигде. Вот что важно людям. Как это называется - не важно.        
                                                                                
Мы создали очень серьёзный лингвистический аппарат, который простому человеку   
будет непонятен. Зачем, почему мы это сделали? Да потому, что будущим           
поколениям парламентариев, может быть, придётся вычленять и запрещать один из   
видов потребления никотина, потому что он ещё недостаточно изучен в отличие     
от табака. Никпэки, то, что в народе называли снюсом, мы действительно          
запретили. Это то, что вызывало вопросы. Кроме того, самое важное: пищевая      
никотинсодержащая продукция, леденцы, мармеладки, сухофрукты с никотином -      
вот этим травились дети, а не жидкостями, не вводите в заблуждение целую        
палату - тоже теперь запрещена законом на территории Российской Федерации.      
Это будет изыматься, штрафы вчера увеличены кратно, в 8 раз, до 300 тысяч       
рублей.                                                                         
                                                                                
Естественно, полный, железобетонный запрет наложен на использование             
несовершеннолетними, на продажу им такой продукции. Особое внимание уделяется   
скрытой выкладке всех этих продуктов, то есть они будут теперь закрыты: не      
важно, стики для IQOS, GLO, жидкости для JUUL - всё это теперь закрыто,         
продаётся вместе с сигаретами.                                                  
                                                                                
Важная новелла: мы ограничили концентрацию никотина в жидкости 20               
миллиграммами - против этого были все: Минпромторг, ГПУ. Мы говорим именно о    
жидкостях - они полностью в правовом пространстве в Евросоюзе и здесь, только   
у нас сейчас продаются на заправках жидкости с содержанием никотина до 60       
миллиграммов, а мы понижаем концентрацию до 20 миллиграммов по рекомендации     
врачей. Мы с этим согласились, с этим согласились партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и      
наша фракция.                                                                   
                                                                                
Я хочу сказать, что мы добились практически невозможного: мы, как мозаику...    
мы собирали пазл компромисса, очень хрупкого, которого удалось достичь          
благодаря конструктивной позиции председателя комитета по здравоохранению       
Морозова, Андрея Константиновича Исаева, Сергея Ивановича Неверова, Андрея      
Анатольевна Турчака. Тем не менее я благодарю за работу всех членов рабочей     
группы, членов Совета Федерации и всех депутатов Государственной Думы.          
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие. Я вас поздравляю с тем, что мы   
сдвинули это с мёртвой точки, это был огромный груз. Люди ждут этот закон.      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, ставится на голосование проект федерального      
закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской        
Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления         
никотинсодержащей продукции".                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              350 чел.77,8 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    353 чел.                                          
Не голосовало                  97 чел.21,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят. Спасибо.                                                          

Заседание № 308

21.07.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 119575-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции" (в целях охраны здоровья граждан от последствий использования электронных курительных изделий; принят в первом чтении 11 декабря 2019 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4646 по 4957 из 9050
38-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан    
от последствий потребления никотинсодержащей продукции". Докладывает Николай    
Фёдорович Герасименко.                                                          
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сегодня будем рассматривать во      
втором чтении важнейший законопроект, который влияет очень здорово на охрану    
здоровья населения, прежде всего детей. Законопроектом вносятся изменения в     
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в      
шесть федеральных законов.                                                      
                                                                                
В сферу регулирования закона № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от             
воздействия окружающего табачного дыма..." вводятся новые отношения, которые    
возникли в связи с катастрофически быстрым распространением никотинсодержащей   
продукции. Все мы прекрасно помним, что особенно осенью прошлого года было      
огромное количество никотинсодержащей продукции, которую продавали везде и      
всюду, и сейчас новые возникающие отношения регулируются этим законом.          
Вводятся новые понятия: "кальян", "никотинсодержащая продукция", "потребление   
никотинсодержащей продукции", "устройство для потребления никотинсодержащей     
продукции". Устанавливается перечень мест, где запрещено использование          
кальянов, устройств для потребления такой продукции, по аналогии с запретом     
курения табака.                                                                 
                                                                                
Важнейшими новеллами законопроекта являются запрет продажи никотиновой          
продукции, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции      
несовершеннолетним, запрет на вовлечение детей в процесс потребления            
никотинсодержащей продукции, и за его нарушение предусматривается               
административная ответственность. Устанавливаются ограничения торговли          
никотинсодержащей продукцией, устройствами для потребления, кальянами, а        
также запрет рекламы такой продукции. Запрещается торговля пищевой              
никотинсодержащей продукцией, этими конфетками и так далее, которые именно      
травили наших детей.                                                            
                                                                                
Кроме того, содержание никотина не должно превышать 20 миллиграммов на          
миллилитр, это, так сказать, минимальная доза. Во многих странах она даже       
выше, а когда потребляли, то было по 100, по 150, по 300 миллиграммов на        
миллилитр.                                                                      
                                                                                
Будет запрещён выпуск в обращение никотинсодержащей продукции, в отношении      
которой не установлены обязательные требования, процедура оценки соответствия   
после вступления в силу технического регламента, потому что сейчас              
техническим регламентом никотинсодержащая продукция не регулируется. И мы       
предлагаем внести потом, к третьему чтению, предложение правительству о         
скорейшей разработке технического регламента для никотинсодержащей продукции.   
                                                                                
Законопроект подготовлен комитетом к рассмотрению во втором чтении. К нему      
поступило 63 поправки, из них 32 поправки включено в таблицу поправок № 1,      
рекомендованных к принятию, и 31 поправка рекомендуется к отклонению.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович, за подробный доклад.          
                                                                                
Коллеги, информирую вас, что при рассмотрении данного законопроекта             
присутствуют заместитель министра здравоохранения Олег Олегович Салагай и       
член Совета Федерации Валерий Владимирович Рязанский, наш коллега в недалёком   
прошлом.                                                                        
                                                                                
Коллеги, переходим к рассмотрению таблиц поправок. Есть ли вопросы по таблице   
поправок № 1? Нет.                                                              
                                                                                
Ставлю таблицу поправок на голосование.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 42 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              372 чел.82,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    372 чел.                                          
Не голосовало                  78 чел.17,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть вопросы.                          
                                                                                
Прошу включить режим записи на вопросы.                                         
                                                                                
Я видел, что вопросы есть у Катасонова Сергея Михайловича.                      
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста.                                        
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Иван Иванович, прошу вынести на отдельное голосование поправки 16, 17, 22.      
Поправки 16, 17 - с одним докладом.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением           
поправок 16, 17, 22.                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 43 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.66,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    300 чел.                                          
Не голосовало                 150 чел.33,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Переходим к рассмотрению вынесенных на отдельное голосование поправок.          
                                                                                
Поправки 16 и 17.                                                               
                                                                                
Микрофон Сергею Михайловичу Катасонову, пожалуйста, включите.                   
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, хочу сказать, что комитетом и, наверное,     
всей Думой проделана действительно колоссальная работа, которая началась        
четыре года назад, и то, что сегодня сказал докладчик, действительно не         
вызвало возражений практически ни у одного депутата ни одной фракции.           
Концептуально принималось решение по альтернативной продукции. Мы давно уже,    
с 2013 года, привыкли, что у нас нет табачного дыма в HoReCa, в наших, скажем   
так, кафе, ресторанах и так далее. Это действительно благодатно сказалось и     
на здоровье, и вообще на обстановке. Но вместе с тем в последние годы стала     
развиваться альтернативная продукция - это вейпы, это электронные сигареты,     
это нагреваемый табак и так далее, - которая продолжала использоваться в        
HoReCa. И наша задача была вот этим законом всё-таки урегулировать процесс и    
из мест питания всё это убрать. В этом направлении этот законопроект            
рассматривался, и надо сказать, что был найден консенсус, практически все это   
поддержали.                                                                     
                                                                                
Аналогичное решение было по запрету рекламы этой продукции, альтернативной      
продукции с пониженным воздействием на здоровье человека и всего, что           
касается, скажем так, продажи несовершеннолетним и что касается пищевой         
продукции.                                                                      
                                                                                
Остался вопрос, который был внесён группой депутатов, в том числе мною. Мы      
хотели определить... Да, сегодня мы убираем из мест общественного питания       
альтернативную продукцию, но вместе с тем, понимая, что эта продукция имеет     
меньшее воздействие на организм, мы не предусматриваем никакой возможности      
этим людям, скажем так, удовлетворить свою никотиновую зависимость, когда они   
находятся в общественных местах. Вот этой поправкой мы предлагаем всё-таки      
разделить те места, в которых сегодня разрешено, где будут использоваться       
сигареты, традиционный, скажем так, вид курения, и те, где курения фактически   
не будет: разные, скажем так, требования к вентиляции, разное воздействие,      
разный вред для человека. И мы считаем, что в тех местах, где разрешено         
сегодня использование сигарет - мы с вами знаем эти места, - необходимо         
всё-таки предусмотреть возможность использования альтернативной электронной     
продукции. Суть этой поправки - разделить места для курения и дать              
возможность тем, кто действительно имеет никотиновую зависимость,               
удовлетворить её, если есть такая потребность, если мы понимаем, что человек    
зависим... (Микрофон отключён.)                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, Сергей Михайлович?                                   
                                                                                
Пожалуйста, мнение комитета, Николай Фёдорович.                                 
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Эта проблема нам известна. Но тут возникает очень много       
вопросов, потому что расширяется, увеличивается количество мест, где можно      
потреблять никотинсодержащую продукцию в разных её вариантах, - и в             
помещениях автовокзалов, аэропортов, морских портов, в кафе, в ресторанах и в   
других рабочих местах, притом сам предприниматель решает, где разрешать         
курить. И ещё возникает вопрос цены, потому что все нынешние места, где         
разрешается курить обычные сигареты, - даже, например, в залах ожидания в       
аэропортах комнаты необходимо выделять - необходимо разделять: отдельно те,     
где можно просто курить, отдельно те, где можно курить кальян, отдельно те,     
где потребляют никотинсодержащую продукцию.                                     
                                                                                
В настоящее время комитет предлагает данную поправку отклонить, надо            
посмотреть, какая со временем появится практика потребления. И ещё один очень   
важный вопрос: у нас нет технического регламента на никотинсодержащую           
продукцию. Я уже говорил, что необходимо в кратчайшие сроки подготовить такой   
технический регламент, который расставит все точки над "и".                     
                                                                                
Комитет предлагает данную поправку отклонить.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование поправка 16. Комитет против.                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 48 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за               49 чел.10,9 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     50 чел.                                          
Не голосовало                 400 чел.88,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Ставится на голосование поправка 17. Комитет против.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за               41 чел.9,1 %                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     41 чел.                                          
Не голосовало                 409 чел.90,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Переходим к рассмотрению поправки 22.                                           
                                                                                
Включите микрофон депутату Катасонову Сергею Михайловичу.                       
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, на мой взгляд, мы совершенно правильно...    
Наверное, к тому, что мы принимаем этот закон в эту сессию, нас подтолкнули     
события, которые случились в нашей стране, в том числе с учащимися школ,        
когда никотиновую продукцию, никотин, стали добавлять в пищевую продукцию (мы   
говорим о конфетах, обо всем). И сегодня мы этим законом запрещаем              
использование никотина в пищевой промышленности, хотя он в принципе никогда и   
не был разрешён.                                                                
                                                                                
Вместе с тем есть ещё одна категория продукции - никотинсодержащей,             
бестабачной, предназначена для жевания, то есть это альтернатива жевательному   
табаку, который у нас разрешён. На мой взгляд, произошла подмена понятий и мы   
спутали пищевую продукцию и специализированную продукцию, которая сегодня в     
принципе существует в мире, в Европе и, к сожалению, в странах, которые         
входят в наше единое евразийское пространство.                                  
                                                                                
Когда мы встречались на заседаниях рабочей группы - мы много раз встречались    
в комитете, и я хочу выразить особую благодарность председателю комитета,       
Дмитрию Анатольевичу: огромное терпение нужно было, потому что в рабочую        
группу было записано более ста экспертов, мы различные точки зрения             
рассматривали, - я всё-таки пытался донести, что, несмотря на то что эта        
продукция, ну, с точки зрения медицины вредная, она является замещением для     
зависимых людей, и мы, учитывая, что Беларусь данную продукцию производит,      
как и Киргизия, Узбекистан, видим сейчас на сайтах её в свободной продаже. Мы   
должны понимать, что эта продукция в России будет существовать. Запрещая её     
сегодня, мы тем самым лишаемся полного контроля за тем, что за продукция        
будет находиться у нас в Российской Федерации. На мой взгляд, путь запретов     
мы уже не раз проходили. И мне кажется, что на этот вопрос ответил и глава      
государства: путь один - регулирование. То есть если мы хотим, скажем так,      
контролировать воздействие на организм каких-то вредных веществ, то мы должны   
это контролировать, а запрещая эту продукцию, мы фактически лишаем себя         
возможности контроля.                                                           
                                                                                
На мой взгляд, было бы разумно, пройдя такой огромный путь и на 95 процентов    
согласовав позиции и Совета Федерации, и Минздрава, и Думы, найдя консенсус,    
всё-таки дать оценку регулирующего воздействия того документа, который мы       
сегодня получаем. Я считаю, что мы здесь всё-таки поступаем не совсем           
корректно, и я предлагаю поправку... (Микрофон отключён.)                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета, Николай Фёдорович.           
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые коллеги! Данным        
законопроектом не запрещается продажа жевательной, сосательной, нюхательной     
никотинсодержащей смеси, самое главное, чтобы содержание никотина не            
превышало 20 миллиграммов на 1 миллилитр. Так что запрета нет. И как раз        
очень важно, что она будет выпускаться под контролем, для этого и нужен         
технический регламент на всю эту продукцию - чтобы не было случаев              
отравления. Таким образом, никакого полного запрета нет, поэтому комитет        
предлагает данную поправку отклонить.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование поправка 22. Комитет против её принятия.                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 53 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за               45 чел.10,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     46 чел.                                          
Не голосовало                 404 чел.89,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка отклоняется.                                                           
                                                                                
Коллеги, все поправки рассмотрены.                                              
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 53 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              375 чел.83,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    375 чел.                                          
Не голосовало                  75 чел.16,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно законопроект во втором чтении.                          
                                                                                
Пожалуйста, Николай Фёдорович.                                                  
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Уважаемые коллеги, комитет просит поставить данный            
законопроект для рассмотрения в третьем чтении на завтра. Все процедуры и       
экспертизы проведены, замечаний нет.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается, завтра рассмотрим законопроект в     
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
Спасибо, Николай Фёдорович.                                                     

Заседание № 263

11.12.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 119575-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (в целях охраны здоровья граждан от последствий использования электронных курительных изделий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5114 по 5458 из 5876
35-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс          
Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон    
"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и         
последствий потребления табака". Докладывает член Совета Федерации Валерий      
Владимирович Рязанский.                                                         
                                                                                
РЯЗАНСКИЙ В. В., член Совета Федерации.                                         
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Спасибо за предоставленную возможность.         
                                                                                
Что хотелось бы сказать от имени коллектива авторов и большого количества       
участников (я имею в виду - из числа депутатов, которые принимали самое         
непосредственное участие в подготовке и обсуждении данной темы)? В связи с      
высоким уровнем потребления табака и соответствующими негативными               
медицинскими, демографическими и другими социально-экономическими               
последствиями с 2008 года в России началась активная антитабачная кампания.     
Уже сейчас мы видим позитивные изменения: по замерам, которые проводила         
Всемирная организация здравоохранения, потребление табака среди взрослого       
населения страны снизилось в 2016 году на 30 процентов, распространённость      
курения сигарет среди детей 13-15 лет снизилась вдвое.                          
                                                                                
Однако новой угрозой для здоровья населения стало использование электронных     
систем доставки никотина, и наиболее распространённым вариантом являются        
электронные сигареты, или вейпы, новые, дополнительно ещё появившиеся.          
Производители электронных сигарет заявляют, что использование их изделий        
позволяет курильщикам значительно уменьшить потребление обычных сигарет,        
снизить никотиновую нагрузку, а в некоторых случаях бросить курить,             
электронные сигареты позиционируются как некое исцеляющее изделие. Однако       
наши предложения перевести эти изделия в разряд медицинских изделий они         
отклоняют, не соглашаются проходить соответствующие процедуры регистрации. В    
проведённых специалистами Института пульмонологии исследованиях, а также в      
исследованиях зарубежных институтов приводятся данные о негативном влиянии      
этой продукции на здоровье человека и риске развития у потребителей             
никотиновой зависимости, причём у детей и подростков такая зависимость          
формируется значительно быстрее, ну а последние события, происходящие в мире,   
показывают - и мы уже видели эти примеры в средствах массовой информации, -     
что дело доходит уже до смертельных случаев и угрозы серьёзных заболеваний.     
                                                                                
Рост популярности этой продукции, особенно среди молодёжи, безусловно,          
потребует принятия в будущем дополнительных мер по охране здоровья населения.   
При этом в настоящее время отсутствует какое-либо регулирование со стороны      
государства, на электронные сигареты не распространяются требования             
технического регламента, отсутствует ограничение их потребления и продажи,      
купить их сейчас может даже ребёнок. Всё это создаёт условия для                
повсеместного бесконтрольного их использования молодёжью, детьми,               
способствует пропаганде курения, в обществе формируется ложное позитивное       
восприятие данного явления. В отсутствие федерального регулирования регионы     
принимают уже свои законы, направленные на ограничение продажи электронных      
сигарет: проведённые нами исследования показывают, что уже 38 субъектов         
Российской Федерации приняли свои ограничительные законодательные акты.         
                                                                                
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию законопроект, целью которого является     
введение правового регулирования сферы обращения электронных сигарет.           
Законопроектом вводятся определения понятий "электронное курительное изделие"   
и "кальян", устанавливаются ограничения их использования на отдельных           
территориях, в помещениях и на объектах, предъявляются требования к             
демонстрации электронных курительных изделий в аудиовизуальных произведениях,   
предназначенных для детей и взрослых, вводится ограничение торговли, в том      
числе запрет продажи несовершеннолетним, а также вовлечения детей в процесс     
потребления указанных изделий. Законопроектом вводится регулирование            
использования как устройств, продуцирующих аэрозоль или пар путём нагревания    
жидкости, так называемых вейпов, так и устройств, продуцирующих аэрозоль и      
дым за счёт нагревания табака, - речь идёт о тех процессах, которые не          
описаны в базовом, 15-м законе.                                                 
                                                                                
Принятие и реализация закона позволят снизить потребление табака, в частности   
с IQOS, и использование электронных сигарет.                                    
                                                                                
Правительство Российской Федерации поддерживает введение единого                
законодательного регулирования оборота, потребления и рекламы обычной           
табачной продукции и электронных курительных изделий. Состоялась длительная     
дискуссия, каким же образом регулировать этот процесс - единым                  
регулированием, через базовый 15-й закон, либо отдельными законами.             
Законопроект соответствует задачам федерального проекта "Укрепление             
общественного здоровья".                                                        
                                                                                
Хочу отметить, что одновременно с нами аналогичная работа велась и депутатами   
Государственной Думы, и коллегами из региональных законодательных собраний,     
существует несколько альтернативных законопроектов. В частности, всем, кто      
вносил эти законопроекты, хочу сказать огромное спасибо за эту работу: Сергею   
Ивановичу Неверову, Николаю Фёдоровичу Герасименко, депутатам Бариеву,          
Боярскому, Сергею Михайловичу Миронову, Ольге Николаевне Епифановой,            
коллективу Московской городской Думы, которая тоже вносила свой законопроект.   
                                                                                
В случае поддержки и принятия рассматриваемого законопроекта в первом чтении    
приглашаю всех к совместной работе над поправками и объясню, почему это         
необходимо. За время, прошедшее с момента внесения законопроекта, произошли     
изменения в части требований к оформлению поправок в Кодекс об                  
административных правонарушениях, поэтому с помощью уже Правового управления    
Аппарата Госдумы мы будем решать, каким образом учтём замечания правительства   
по внесению изменений в КоАП, а также замечания по внесению изменений в         
сопутствующее законодательство, связанное с местным самоуправлением (они        
понятны) и с вопросами рекламы.                                                 
                                                                                
Просим поддержать законопроект.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Владимирович, за очень подробный         
доклад.                                                                         
                                                                                
Коллеги, давайте договоримся так: помимо этого законопроекта рассмотрим ещё     
четыре законопроекта по сокращённой процедуре и на этом мы сегодня завершим     
работу. Хорошо? Договорились.                                                   
                                                                                
С содокладом выступает Николай Фёдорович Герасименко.                           
                                                                                
Николай Фёдорович, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В своём докладе Валерий             
Владимирович довольно подробно представил концепцию законопроекта. Комитет по   
охране здоровья рассмотрел данный законопроект 19 ноября. Мы сегодня            
рассматриваем очень важный для страны законопроект, разработка которого была    
обусловлена распространением в последние пять-десять лет таких новых методов    
потребления никотина, как нагревание табака IQOS, как вейпы,                    
никотинсодержащие смеси, жевательные и другие никотинсодержащие жидкости,       
используемые как жевательные, для сосания.                                      
                                                                                
Проектом федерального закона предлагается распространить отдельные              
действующие требования и ограничения к табачной продукции на электронные        
курительные изделия и кальяны, в том числе на использование их в                
образовательных, спортивных и других организациях, то есть в общественных       
местах. Также законопроектом предлагается запретить розничную продажу           
электронных курительных изделий несовершеннолетним, вовлечение детей в          
процесс использования этих изделий. Кроме того, предлагается установить         
административную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в процесс    
потребления электронных курительных изделий, за нарушение запрета               
использования таких изделий на отдельных территориях, в помещениях, за          
продажу электронных курительных изделий несовершеннолетним.                     
                                                                                
В Комитет Государственной Думы по охране здоровья поступает огромное            
количество обращений от общественных организаций, от частных лиц с просьбой     
ограничить потребление, рекламу и продажу электронных курительных изделий,      
так как данная продукция продаётся несовершеннолетним и потребляется            
школьниками, в том числе внутри школы. Более 20 субъектов Российской            
Федерации своими законодательными актами уже запретили продажу электронных      
сигарет несовершеннолетним.                                                     
                                                                                
Потребление данной продукции создаёт серьёзные риски для здоровья.              
Потребление никотина вызывает устойчивую химическую зависимость,                
злоупотребление никотином может привести к нарушению деятельности               
сердечно-сосудистой системы, нервной системы и к другим заболеваниям. Только    
в 2019 году в Соединённых Штатах Америки зафиксировано более тысячи случаев     
заболевания лёгких, ассоциированных с потреблением электронных курительных      
смесей, более 20 человек погибло.                                               
                                                                                
Всемирная организация здравоохранения сейчас чётко даёт рекомендации:           
запретить использование электронных систем доставки никотина в общественных     
местах; запретить продажу несовершеннолетним; запретить производителям и        
третьим сторонам делать заявления о воздействии данной продукции на здоровье,   
в том числе заявления о том, что они помогают бросить курить, пока              
производители не представили убедительных научных фактов подтверждения и не     
получили одобрения со стороны регулирующего органа; ограничить рекламу,         
продвижение и спонсорство электронных систем доставки никотина.                 
                                                                                
На законопроект получены положительные отзывы правительства, комитета           
Государственной Думы по экономической политике, Комитета Совета Федерации по    
социальной политике, почти все субъекты Российской Федерации, органы            
исполнительной и законодательной власти, поддержали законопроект.               
Законопроект также поддержало наше Правовое управление.                         
                                                                                
В случае принятия законопроекта в первом чтении - на площадке комитета уже      
создана рабочая группа по подготовке законопроекта ко второму чтению - мы       
постараемся учесть все поступившие предложения при доработке законопроекта. И   
мы завтра собираем рабочую группу в 11 часов - приглашаем депутатов, которые    
внесли законопроекты, поучаствовать в этой работе. Предстоит, в общем-то,       
большая работа над теми законопроектами, которые сейчас внесены, особенно это   
касается новых методов потребления никотинсодержащей продукции. Вот в           
Заринске недавно умер мальчик, поэтому требуется принятие очень серьёзных и     
важных законодательных решений.                                                 
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович.                               
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Одна рука.                                           
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо. У меня вопрос к члену Совета Федерации.                 
                                                                                
Валерий Владимирович, я так понимаю, что после принятия данного законопроекта   
(в соответствии с концепцией) всем нашим кальянным, как местам употребления     
вот этого дыма (или что они туда добавляют, не знаю), придёт полный конец на    
территории Российской Федерации, так?                                           
                                                                                
РЯЗАНСКИЙ В. В. Да, именно так. Но в ходе обсуждения на тех рабочих             
совещаниях, которые проводились комитетом, было внесено предложение - и его     
надо при подготовке ко второму чтению посмотреть: если есть необходимость,      
исходя из исторических, ментальных традиций каких-то регионов, отдать на        
усмотрение региона решение вопроса о существовании кальянных как таковых. В     
соответствии с нынешней редакцией законопроекта кальян и ресторан, кальян и     
кафе несовместимы.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста.                                        
                                                                                
ИОНИН Д. А. У меня вопрос к Николаю Фёдоровичу.                                 
                                                                                
В октябре 2017 года ровно такой же законопроект, чуть ли не слово в слово, во   
всяком случае по содержанию точно такой же, вносился фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ     
РОССИЯ" и профильным комитетом поддержан не был. То есть понадобилось больше    
двух лет для такого решения. Что существенно поменялось за этот период,         
почему всё-таки пришли к тому, что надо это принимать? Не просто созрели,       
что-то ведь случилось. Это первое.                                              
                                                                                
И второй вопрос. Вы в докладе упомянули снюс, все эти жевательные изделия, но   
в законопроекте есть только электронные курительные изделия и кальян. Как вы    
думаете, какой должен пройти период, прежде чем мы придём к тому, чтобы         
запретить снюс для подростков?                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Начнёт отвечать Николай Фёдорович.                        
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Я хотел бы сказать, что снюс, насвай уже запрещены в 2015     
году. Сейчас идёт речь о никотинсодержащих смесях, которые продаются под        
видом снюса, в виде конфеток и так далее, для жевания.                          
                                                                                
Что касается законопроекта фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У нас был             
законопроект - я был в числе авторов, - который мы разрабатывали с рядом        
депутатов, среди авторов был Бариев и ещё более 40 депутатов, были и другие     
законопроекты. Просто мы на заседании рабочей группы, которое проводили в       
рамках комитета, договорились: поскольку один законопроект получил              
положительное заключение правительства - это как раз законопроект Валерия       
Владимировича Рязанского совместно с депутатами, - мы решили поддержать этот    
законопроект и свои законопроекты, там было много соавторов, сняли с            
рассмотрения.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валерий Владимирович, вы хотели добавить? Пожалуйста.                           
                                                                                
Валерию Владимировичу включите микрофон.                                        
                                                                                
РЯЗАНСКИЙ В. В. Уважаемый Иван Иванович, большое спасибо. Я для исторической    
справки хочу сказать вот о чём. После того как был принят базовый закон, №      
15-ФЗ, касавшийся только табачных изделий, естественно, встал вопрос: а как     
же быть вот с этими вновь появившимися электронными сигаретами? И мы уже в      
2016 году внесли свой проект закона, связанный с регулированием обращения       
именно этих видов изделий. Нам было предложено двигаться по пути создания       
отдельного закона, который регулировал бы только этот сегмент. Долго длились    
наши процедурные споры по поводу того, делать ли отдельный закон либо           
включить эти нормы в общее регулирование в базовом законе, № 15-ФЗ. И время,    
честно говоря, шло...                                                           
                                                                                
Все ваши законопроекты были внесены позже наших предложений. И в силу этого     
образовался целый набор разных предложений в принципе на одну и ту же тему.     
Очень толково, кстати, прописаны и законопроект Николая Фёдоровича, и           
законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", но получилось так, что наш проект   
закона был внесён раньше и в основном вокруг него строилась дискуссия. Мы его   
перевносили несколько раз исходя из требований сначала Министерства             
здравоохранения, потом правительства. В итоге, когда уже подошли к финишу,      
образовался большой набор предложений на одну и ту же тему, а положительное     
заключение было только на наш законопроект.                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, я сразу на заседании рабочей группы предложил: в качестве    
оценки вашего вклада поправка или поправки, которые мы будем разрабатывать,     
должны быть коллективными, и это будет фактически наш коллективный труд в       
этом законопроекте.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Есть.                                              
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Руку, если не трудно, поднимайте, коллеги, потому что есть шумовой фон и не     
всегда слово "да" слышно отчётливо.                                             
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста.                                        
                                                                                
Дмитрий Александрович, вам три минуты поставить или вы от фракции?              
                                                                                
Три минуты поставьте, пожалуйста.                                               
                                                                                
ИОНИН Д. А. Фракция поручила - должен выступить. Прошу прощения за то, что      
займу немного времени.                                                          
                                                                                
Ситуация какая? Вот говорят: три года назад законопроект был готов. Ещё раз     
скажу, что два года назад был внесён законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ         
РОССИЯ", который был оценён нашими коллегами, в принципе он был схож с тем      
законопроектом, который мы принимаем сейчас. Но мы потеряли драгоценное         
время. Давайте разбираться, почему мы его потеряли?                             
                                                                                
Вот автор сказал: нам было предложено идти вот таким-то путём, и мы три года    
этим путём шли. А кем это было предложено? То есть это какое-то табачное        
лобби три года просто оттягивало принятие законопроекта? Вот коллега            
Герасименко рассказывал про умершего от этой гадости подростка. Так             
получается, на совести тех, кто предлагал вам, как вы говорите, идти таким      
путём, смерть этого ребёнка - так ведь получается? Ведь могли бы принять вашу   
инициативу в 2016 году или в 2017 году принять инициативу фракции               
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Но вместо этого мы говорим: ну, нам рекомендовали, мы    
хотели и так далее.                                                             
                                                                                
Коллеги, это как раз то, о чём сегодня коллега Шерин и многие другие            
говорили, то, что у нас происходит с законотворчеством: нельзя просто           
отметать инициативы на основании отрицательного заключения правительства и      
пытаться как-то вокруг правительства ходить, чтобы они всё-таки нам дали        
положительное заключение, и тогда пройдут годы, пока мы примем закон. Это       
неправильно. За эти три года, пока вся эта работа шла... Вы правильно           
сказали: вы в 2016 году внесли, в 2016 году я, как депутат Законодательного     
собрания Свердловской области, был автором инициативы, наше Заксобрание сюда    
присылало инициативу также о запрете вейпов, чтобы подростки не могли           
употреблять вейпы и электронные сигареты.                                       
                                                                                
Сейчас нас уже настигла новая беда - вот эти жвачки, снюс, с которыми тоже      
большие проблемы. И я вас информирую, что на прошлой неделе в городской Думе    
Екатеринбурга депутатская комиссия принимала решение, говорили: давайте         
запретим это в школах. Им говорят: но это же незаконно, вы же депутаты          
городской Думы, вы не имеете права такие решения принимать. Они говорят: а      
нам всё равно, мы сейчас примем, потом пусть прокуратура опротестовывает.       
Потому что директора школ воют от этой гадости, она распространяется в          
школах, и ничего с этим нельзя сделать. Это официально обсуждалось городской    
Думой Екатеринбурга. Я в этом наших коллег и земляков поддерживаю. Нам нельзя   
сейчас уйти ещё на три года в обсуждение вот этих новых вещей, снюса и          
прочего, пока дети будут от этого умирать, - мы не имеем на это права, что бы   
там нам ни говорили, каким бы особым путём опять ни предлагали идти. Надо       
принимать в этом виде, надо уже срочно догонять, эти новинки уже появились, и   
надо бороться с ними, а не говорить, дескать, мы ещё поговорим, нам             
порекомендуют и так далее. Времени на это нет! Спасибо за внимание.             
(Аплодисменты.)                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Александрович.                           
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 05 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              398 чел.88,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принимается.                                       
                                                                                
Большое спасибо.