Заседание № 37
06.04.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1195296-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (в части регулирования деятельности центров обработки данных).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5690 по 5861 из 6451
32-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Доклад официального представителя правительства замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Дмитрия Матвеевича Кима. Пожалуйста. КИМ Д. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представлен законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (в части регулирования деятельности центров обработки данных). Законопроектом впервые вводится в правовое поле понятие центра обработки данных как специализированного сооружения связи, а именно инфраструктурного объекта. Также мы уточняем перечень видов информации, подлежащих передаче в федеральные органы исполнительной власти страны, операторов связи и оптимизируем порядок представления такой информации, выделяем и закрепляем законодательно перечень видов информации, которые будут подлежать передаче федеральному органу исполнительной власти со стороны центров обработки данных. Принятие закона, устанавливающего регулирование центров обработки данных как инфраструктурных объектов связи, даст дополнительный стимул для их развития. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Антона Вадимовича Горелкина. ГОРЕЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Действительно, регулирование ЦОДов назрело, необходимо вводить понятие центров обработки данных, сопутствующие понятия, необходимо регулировать взаимодействие ЦОДов с профильными государственными органами. У комитета есть ряд замечаний юридико-технического характера и есть ряд сущностных замечаний. Я по сущностным коротко пройдусь. Прежде всего, необходимо установить определённые ограничения для иностранных юридических лиц в части пользования и владения ЦОДами, поскольку это может создавать определённые информационные угрозы. Мы сейчас не говорим о каких-то запретах, но условия должны быть проработаны и прописаны, а также согласованы с профильными ведомствами, которые отвечают за информационную безопасность. Кроме того, в законопроекте отсутствуют нормы, предусматривающие использование в центрах обработки данных российского программного и аппаратного обеспечения. Это важное замечание, уважаемые коллеги, мы просто обязаны расставить акценты в пользу российских разработчиков технических решений для центров обработки данных. И ещё одно замечание касается предлагаемой в законопроекте обязанности оператора ЦОДа представлять разнообразную техническую документацию в министерство цифрового развития. Дело в том, что эта документация уже представляется в подведомственную Роскомнадзору организацию, и мы считаем, что здесь не нужна избыточная нагрузка, ЦОДы необходимо развивать, строить и они должны расти как грибы после дождя, это очень важная индустрия для нас. Комитет предлагает поддержать законопроект в первом чтении, и те замечания, которые были высказаны, спокойно могут быть учтены ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Пилипенко Ольга Васильевна, пожалуйста. ПИЛИПЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вопрос следующего порядка. Деятельность ЦОДов будет лицензироваться? Требуются ли определённые проверки на наличие отечественного программного обеспечения и отечественных комплектующих? Деятельность подлежит лицензированию или нет? КИМ Д. М. Ольга Васильевна, спасибо большое за вопрос. На текущий момент да, безусловно, мы предполагаем при условии доработки по замечаниям комитета ввести лицензирование этой деятельности. И всё-таки хотел бы обратить внимание, что мы фиксируем центры обработки данных именно как инфраструктурные объекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Дмитрий Матвеевич, инициативу поддерживаем, но есть вопрос. В условиях санкционного давления указанные нововведения не должны закрыть вход на рынок малому и среднему бизнесу. Согласно законопроекту правительство утверждает классификацию центров обработки данных и критерии такой классификации. Исходя из этого планирует ли правительство при разработке критериев провести антимонопольные мероприятия с целью равного доступа игроков на рынок? КИМ Д. М. Яна Валерьевна, спасибо за вопрос. Дело в том, что классификация центров обработки данных осуществляется исходя из параметров надёжности и ни в коем случае не ограничивается доля малых предприятий или крупных либо по каким-то иным критериям. То есть это в принципе установленные международным сообществом понятия - Tier-1, Tier-2, Tier-3, - которые необходимо ввести в отечественную классификацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Дмитрий Матвеевич, предполагается ли вслед за этим законом принимать закон о введении административной ответственности в случае, если не будет выполнено условие о предоставлении соответствующей информации? Это первое. И второе. Если предполагается внедрить в этот законопроект поправками обязательное условие о российском железе и российском программном продукте, то скажите, насколько готова сегодня российская промышленность и Россия в целом это оборудование для ЦОДов, во-первых, производить, а во-вторых, естественно, программно обеспечивать? КИМ Д. М. Алексей Владимирович, спасибо большое за вопросы. Ситуация примерно следующая. Мы сейчас не говорим о тех серверах, которые ставятся непосредственно в ЦОДе. Да, это, наверное, самое болезненное, краеугольный камень - готовность нашей промышленности произвести, хотя у нас на самом деле достаточно большое количество предприятий, которые имеют высокий уровень локализации именно с точки зрения производства серверного оборудования, но объём, конечно, недостаточный. Здесь мы ведём речь именно о центре обработки данных как инфраструктурном сооружении, то есть это здание, это системы кондиционирования, энергоснабжения и другие системы, отвечающие за надёжность функционирования самого здания. Безусловно, мы совместно с комитетом предполагаем ввести соответствующие требования, постараемся сделать их неизбыточными, но эффективными по применяемым решениям с той точки зрения, чтобы эти решения были отечественными. Отечественные аналоги подобных решений есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Дмитрий Матвеевич, вот вам коллега Пилипенко и коллега Куринный задают один и тот же вопрос: есть ли у вас программа реального импортозамещения? У вас на две трети так называемое железо (на вашем языке) импортное. Причём, ну, могут выключить, вы же знаете, есть система закладок, можно выключить в любой момент, а это серьёзный удар по нашим возможностям. КИМ Д. М. Николай Васильевич, безусловно, сейчас вся эта история просматривается, в том числе с компетентными органами, и, как вы знаете, был принят и подписан указ президента по критической информационной инфраструктуре. Конечно, это проблема. Мы разрабатываем решения по ней совместно с Минпромторгом. Мы со своей стороны, как министерство цифрового развития, принимаем все законодательные инициативы, для того чтобы обеспечить спрос на эту продукцию, в том числе готовы учесть замечания комитета по применению отечественных решений для центров обработки данных. Таким образом мы, по сути, формируем спрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи", пункт 32. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 44 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.