Заседание № 91

18.01.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 119419-8 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части исключения из состава заработной платы работника, не превышающей минимальный размер оплаты труда, всех видов компенсационных выплат).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3789 по 4139 из 4698
16-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой         
кодекс Российской Федерации". Доклад Андрея Анатольевича Кузнецова.             
Приоритетный законопроект "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ...".                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!               
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 129 и 133 Трудового       
кодекса Российской Федерации в части уточнения положений, регулирующих          
вопросы оплаты труда, и установить, что месячная заработная плата работника     
не может быть ниже минимального размера оплаты труда без учёта                  
компенсационных выплат.                                                         
                                                                                
Вопрос, ну, так скажем, с бородой, то есть дважды Конституционный Суд           
обращался к этому моменту. В чём здесь суть? В настоящее время, как известно,   
в соответствии с частью третьей статьи 133 Трудового кодекса месячная           
заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего         
времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже   
МРОТ. При этом в силу статьи 129 Трудового кодекса в состав заработной платы    
включаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника,      
сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также           
компенсационные выплаты, доплаты и надбавки компенсационного характера, в том   
числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых        
климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному            
загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера, а также стимулирующие   
выплаты, доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные             
поощрительные выплаты. Следовательно, для выполнения требований статьи 133      
Трудового кодекса необходимо сравнивать с МРОТ всю совокупность элементов,      
образующих заработную плату, включая в том числе и компенсационные выплаты. И   
что здесь получается? Получается, что как бы МРОТ у тех, кто не в особых        
условиях и не со стимулирующими обстоятельствами, и МРОТ у тех, кто в особых    
условиях, в тяжёлых климатических, у кого дополнительная оплата возникает за    
счёт стимулирования каких-то показателей, одинаковый должен быть. Но это        
несправедливо.                                                                  
                                                                                
И дважды, я повторю, в 2017 году и в 2019-м, Конституционный Суд,               
рассматривая подобные вопросы, указал: в первом случае - на недопустимость      
включения в состав заработной платы для цели её сравнения с МРОТ доплат за      
работу в особых климатических условиях, а в 2019 году - аналогичный вывод был   
сделан в отношении доплат за работу в выходные, нерабочие и праздничные дни,    
за сверхурочную работу и за работу в ночное время. Для чего это делалось? Для   
того, чтобы не допускать несправедливости, когда с учётом того, что, ну,        
нельзя меньше МРОТ платить, все стимулирующие выплаты, все компенсационные      
выплаты туда подгоняют, чтобы в этот МРОТ поместиться, хотя МРОТ -              
минимальный размер оплаты труда - это в соответствии с понятием                 
гарантированное право для человека, и всё остальное, что идёт сверху, это его   
дополнительный доход. И когда мы с вами голосуем за компенсационные выплаты,    
за стимулирующие выплаты, когда правительство принимает такие решения, мы с     
вами предполагаем, что это дополнительное вознаграждение за труд работника, а   
по факту происходит вот так.                                                    
                                                                                
Поэтому хочу отметить также, что, исходя из постановления Конституционного      
Суда, вознаграждение за труд, не ниже установленного федеральным законом        
МРОТ, гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно   
основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой              
деятельности, без учёта особых условий её осуществления. Это согласуется с      
социально-экономической природой МРОТ, которая предполагает обеспечение         
нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых                 
неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной              
интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени. То есть существующее    
положение дел, когда компенсационные выплаты включаются в состав МРОТ по        
усмотрению работодателя для соблюдения той нормы, которую мы установили, что    
ниже МРОТ нельзя платить, - такое положение является несправедливым.            
                                                                                
Принятие того законопроекта, который мы предлагаем, позволит обеспечить         
ясность и прозрачность правового регулирования предоставления гарантий в виде   
МРОТ без необходимости обращений для дополнительных разъяснений к актам         
Конституционного Суда, для получения отдельных заключений о допустимости или    
недопустимости включения в состав заработной платы. То есть мы с вами этим      
законопроектом это упростим.                                                    
                                                                                
Безусловно, здесь будет и экономический эффект, поскольку в замечаниях,         
которые нам представило правительство к этому законопроекту, резонно задаётся   
такая тема: если мы сейчас это примем, мы предпринимателей и организации        
коммерческие по сути сподвигнем к дополнительным расходам на заработную плату   
работнику. Но на самом деле, коллеги, если мы посмотрим на заключение           
экспертов, мы с вами увидим, что коммерческий сектор в нашей стране не грешит   
этим, коммерческий сектор не грешит тем, что платит заработную плату ниже       
минимального размера оплаты труда, потому что там разговор очень короткий: не   
платят - человек не работает. Грешит этим в основном государственная машина     
наша, когда речь идёт о стимулирующих выплатах для медиков, фельдшеров и всех   
остальных. И когда мы с вами примем этот закон, мы с вами заставим              
крупнейшего работодателя в нашей стране - наше государство, государственные     
учреждения - учитывать справедливый интерес того, что минимальный размер        
оплаты труда - это некая норма, которая одинакова для всех, а всё, что свыше    
этого, - это уже дополнительный доход. И тогда придётся раскошеливаться         
государству, и сегодня это является главным камнем преткновения, чтобы не       
принимать подобный законопроект. Но по понятиям-то это неправильно, коллеги.    
                                                                                
Предлагается поддержать эту инициативу, установить справедливость, потому что   
"справедливость" - это понятие, его надо облекать в законодательную норму.      
Сегодня законодательная норма несправедлива, и на это периодически указывает    
Конституционный Суд (вы видите, 2017-й, 2019 год), ещё будут разбирательства,   
если мы сейчас это не примем, так или иначе будут эти разбирательства в         
Конституционном Суде.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу поддержать инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ...".        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Виктории Сергеевны Родиной.                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РОДИНА В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Андрей Анатольевич           
довольно подробно изложил суть данной инициативы, но необходимо отметить, что   
реализация положений законопроекта приведёт к дополнительной финансовой         
нагрузке на субъекты предпринимательской деятельности, что негативно повлияет   
на значительное увеличение расходов бюджетов бюджетной системы Российской       
Федерации.                                                                      
                                                                                
Хочу также подчеркнуть, что в законопроекте не определены ни источники, ни      
порядок исполнения соответствующих расходных обязательств. Правовое             
управление Аппарата Государственной Думы в своём заключении отмечает, что       
исключение из подсчёта заработной платы, установленной в твёрдом размере не     
ниже минимального размера оплаты труда, компенсационных выплат и начисление     
их на минимальный размер заработной платы с неизбежностью также приведёт к      
росту затрат на выплату заработной платы.                                       
                                                                                
Правительство Российской Федерации данный законопроект не поддерживает.         
Счётная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает, отмечая,      
что для реализации законопроекта потребуются пересмотр системы оплаты труда и   
увеличение заработной платы работников учреждений, находящихся в ведении        
органов государственной власти разных уровней, что, в свою очередь, повлечёт    
также увеличение расходов на фонд оплаты труда для работников бюджетной         
сферы, получающих заработную плату в размере не ниже минимального размера       
оплаты труда с учётом компенсационных и стимулирующих выплат. При этом в        
финансово-экономическом обосновании к законопроекту отсутствуют какие-либо      
расчёты и данные, в связи с чем оценить последствия принятия законопроекта      
для бюджетной системы Российской Федерации не представляется возможным.         
                                                                                
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает данный          
законопроект. Сторона Российской трёхсторонней комиссии по регулированию        
социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения         
профсоюзов, законопроект не поддержала. Сторона Российской трёхсторонней        
комиссии, представляющая общероссийские объединения работодателей, своего       
мнения по законопроекту не представила, Андрей Анатольевич. От органов          
государственной власти десяти субъектов Российской Федерации получены           
отрицательные отзывы. Мнение органов государственной власти остальных           
субъектов Российской Федерации следует считать невыраженным.                    
                                                                                
На данный момент, до внесения данной инициативы, необходимо было провести       
глубокий комплексный анализ действующей ситуации с учётом нынешних условий и    
обсудить данную инициативу со всеми заинтересованными лицами, что не было       
сделано.                                                                        
                                                                                
На основании изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам          
ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект.       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы?                                                       
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня к представителю комитета вопрос.                           
                                                                                
Правильно ли я понял, что вы считаете, что компенсационные выплаты - за         
вредные условия труда, за опасные условия труда, за работу в условиях           
радиоактивного заражения - всё равно должны включаться в размер заработной      
платы и с их учётом следует определять минимум? Правильно?                      
                                                                                
РОДИНА В. С. Уважаемый Валерий Карлович, спасибо большое за вопрос. Дело в      
том, что в 2007 году путём долгих обсуждений сложившейся катастрофической       
ситуации парламент и Минтруд Российской Федерации всё-таки пришли к             
определённой договорённости о необходимости довести минимальный размер оплаты   
труда до прожиточного минимума, что и было сделано. И эти договорённости мы     
соблюдаем. Напомню, что в 2007 году минимальный размер оплаты труда составлял   
1100 рублей, а прожиточный минимум - 3809 рублей. Но на данный момент           
необходима комплексная оценка сложившейся ситуации, чтобы уже определить.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич.                                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемая Виктория Сергеевна, я много лет член профсоюзной межфракционной       
группы "Солидарность", у меня с памятью всё в порядке. Я просто много раз       
слышал на заседаниях этой группы требования Федерации независимых профсоюзов    
России о том, чтобы компенсационные и стимулирующие выплаты были выведены за    
пределы минимальной заработной платы и выплачивались сверх неё. Скажите,        
пожалуйста, можете ли вы привести нам письмо, не знаю, документ, который        
говорит о том, что профсоюзная сторона не поддерживает такой законопроект?      
Для меня, как члена группы "Солидарность", это крайне удивительно.              
                                                                                
РОДИНА В. С. Уважаемый Олег Николаевич, спасибо большое за вопрос. Вся          
необходимая информация размещена, есть в материалах к данному законопроекту.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить?                                            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. От фракции.                                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, честно говоря, мне       
удивительно слышать о заключении комитета по труду и социальным вопросам,       
вообще об отрицательном заключении правительства. Вдумайтесь: мы говорим о      
минимальном размере оплаты труда.                                               
                                                                                
Ведь что предлагается здесь? Компенсационные выплаты за вредные условия         
труда, речь идёт именно о компенсационных! А там могут быть и не                
компенсационные, стимулирующие и так далее, то есть мы не про всё речь ведём,   
а только о компенсационных. Эти выплаты являются компенсацией работнику за      
потерю здоровья, условно говоря, не знаю, за дополнительные усилия, то есть     
за работу в условиях, отличных от нормальных. Ну это же понятно! Это не         
должно включаться в минимальный размер оплаты труда, потому что человек,        
работая в нормальных условиях...                                                
                                                                                
Ведь у нас как МРОТ определяется? Ну, сейчас он вообще эфемерно определяется.   
А как у нас определяется прожиточный минимум, ну, как он должен определяться?   
Берутся физиологические потребности человека, считаются его затраты на их       
удовлетворение, и определяется МРОТ... прожиточный минимум определяется. И      
соответственно, он является ориентиром для минимального размера оплаты труда,   
чтобы работающий человек имел размер оплаты труда не ниже прожиточного          
минимума.                                                                       
                                                                                
Компенсационные выплаты - это выплаты сверх этой суммы, потому что они          
являются компенсацией за вредные условия труда, потому что вредные условия      
труда в подсчёт прожиточного минимума не входят! Ну очевидно, да? Ты, там,      
при плюс 20 градусах живёшь или при минус 40 градусах - у тебя потеря           
энергии, вообще затраты разные. Ну очевидная же вещь, абсолютно логичная        
вещь! Почему мы её не применяем? С чем связано?                                 
                                                                                
Вот мне хотелось бы, чтобы всё-таки в заключительном слове представитель        
комитета сказал, с чем это связано: с тем, что не хватает денег в бюджете?      
Извините, только сегодня к нам пришли крупные корпорации, которые сказали:      
давайте мы НДПИ не будем платить на добычу, скажем, драгоценных металлов. То    
есть там - пожалуйста, а здесь мы просто во МРОТ это загоняем,                  
соответственно, вгоняем людей в нищету. Мне кажется, это как-то нелогично,      
коллеги.                                                                        
                                                                                
Так что предложение авторов абсолютно логично, его нужно поддержать. И наша     
фракция, естественно, это сделает.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Цунаева Елена Моисеевна, пожалуйста. С места.             
                                                                                
ЦУНАЕВА Е. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, безусловно, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает за             
совершенствование трудовых отношений, за поддержку и защиту интересов           
граждан, - и мы, безусловно, разделяем стремление других фракций двигаться в    
этом направлении. Но в то же время у нас есть принципиальная позиция, которая   
заключается в том, что любой законопроект, который принимается, должен быть     
рабочим, не должен быть декларацией, а для этого должны быть проработаны все    
составные части законопроекта, получены заключения, проведена аналитика,        
получены статистика и положительные заключения всех заинтересованных сторон.    
                                                                                
Вот Виктория Сергеевна выступала и говорила о том, что среди отзывов на         
данный законопроект больше отрицательных: есть "нет" от профсоюзов, абсолютно   
не выражена позиция работодателей. Кроме того, авторы данной инициативы,        
несмотря на всю логичность, как они заявляют, не имеют детальной картины        
того, сколько же средств понадобится со стороны бюджета, какую нагрузку         
понесёт бизнес. При таком количестве отрицательных заключений на логичную,      
казалось бы, по словам авторов, инициативу, мы, естественно, не имеем никакой   
ясной картины.                                                                  
                                                                                
В таких условиях фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не может поддержать данную             
инициативу, поскольку не готова брать на себя ответственность за                
непроработанный законопроект и потом отвечать за это перед избирателями. Если   
есть логичность в этом вопросе, давайте добьёмся того, чтобы все участники      
процесса ответили "да" на данную законодательную инициативу.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич.                                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Ну, конечно,    
этот законопроект нужно поддерживать, без всякого сомнения, по многим           
причинам.                                                                       
                                                                                
Причина первая. Как известно, минимальный размер оплаты труда, хотя он в        
последнее время формально повышен, по-прежнему, мягко говоря, не                
соответствует тому, что необходимо человеку для более или менее нормальной      
жизни. Я на всякий случай напомню, что, по оценкам Минтруда, вообще-то,         
прожиточный минимум должен быть порядка 31-33 тысяч рублей, по оценкам          
Федерации независимых профсоюзов России - порядка 43 тысяч рублей, а ведущие    
экономисты России... (Шум в зале.)                                              
                                                                                
Коллеги, я не понимаю, что так веселит наших коллег? Вы помните, как народная   
мудрость оценивает смех без причины?                                            
                                                                                
Так вот, согласно оценкам ведущих экономистов, минимальная оплата труда в       
России до последних экономических событий должна была быть не менее 25 тысяч    
рублей - оценка патриарха российской экономической науки академика              
Аганбегяна. Аналогичные законопроекты в Государственную Думу вносились.         
Понятно, что всех проблем законопроект не решит, но он хотя бы отчасти          
подвинет нас в правильном направлении. Это первое обстоятельство.               
                                                                                
Второе обстоятельство, коллеги. Вообще-то, обычно, как только Конституционный   
Суд принимает какие-то решения, мы стараемся их исполнять. Почему в данном      
случае игнорируются решения Конституционного Суда - хотелось бы спросить и      
правительство, и законодателей. Видимо, Конституционный Суд в каких-то          
случаях принимает удобные решения, а в каких-то неудобные.                      
                                                                                
Третье. Уважаемые коллеги, мы хорошо понимаем, что принятие этого               
законопроекта отчасти будет окупаться за счёт увеличения налоговых              
поступлений. Об этом нам справедливо говорят наши коллеги, в том числе из       
"ЕДИНОЙ РОССИИ", когда принимаются очередные законопроекты о повышении          
минимальной заработной платы. В данном случае - то же самое.                    
                                                                                
Далее, коллеги, я напомню ещё раз, что, согласно официальным данным Росстата,   
у нас с 2014 года происходит снижение доходов граждан, а, между прочим, без     
роста доходов граждан мы не можем осуществлять стимулирование так называемой    
рыночной экономики. Я не великий её поклонник, но, если мы выбираем рыночную    
экономику, нужно понимать, что платёжеспособный спрос - это один из её          
двигателей. Понятно, что по-хорошему минимальная заработная плата - это         
чистый оклад.                                                                   
                                                                                
Ну и последнее, уважаемые коллеги. Повторю: я, как член профсоюзной группы      
"Солидарность", много раз слышал аналогичные требования. Хотелось бы очень,     
чтобы такой законопроект был принят, а дальше давайте обсуждать, по каким       
этапам его можно реализовать.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства? Докладчик, заключительное слово?       
Содокладчик? Нет.                                                               
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Трудовой кодекс Российской Федерации", пункт 16.                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 31 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              114 чел.25,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    114 чел.                                          
Не голосовало                 336 чел.74,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.