Заседание № 10

17.11.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1193560-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об установлении особого правового режима для иностранных граждан и лиц без гражданства, проходящих обучение по очной форме по образовательной программе высшего образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1980 по 2689 из 5165
6-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный   
закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и       
отдельные законодательные акты Российской Федерации", и 7-й вопрос, о проекте   
федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской          
Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в       
Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской        
Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". С докладом   
выступит официальный представитель Правительства Российской Федерации           
статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации      
Игорь Николаевич Зубов. Игорь Николаевич выступит и по 6-му вопросу, и по       
7-му вопросам.                                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, вы не будете возражать, если мы с вами, учитывая, что        
Игорь Николаевич является докладчиком по вопросам 30 и 31, далее рассмотрим     
эти вопросы повестки, с тем чтобы Игорю Николаевичу целый день не проводить в   
стенах Государственной Думы, хотя, может быть, ему это будет приятно?           
Всё-таки служба есть служба, пускай работает.                                   
                                                                                
Вы как, Игорь Николаевич, к этому отнесётесь? У вас других планов нет?          
Согласны.                                                                       
                                                                                
Коллеги, нет возражений? Тогда переходим к обсуждению.                          
                                                                                
Игорь Николаевич, выступаете по 6-му и 7-му вопросам, а затем 30-й и 31-й       
также доложите, хорошо? Пожалуйста.                                             
                                                                                
ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,      
статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации.     
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Вынесенные на ваше           
рассмотрение законопроекты разработаны во исполнение утверждённого              
Президентом Российской Федерации решения оперативного совещания Совета          
Безопасности от 2 октября 2019 года. Их целью является установление             
упрощённого порядка пребывания на территории Российской Федерации иностранных   
граждан и лиц без гражданства, проходящих обучение по очной форме в             
государственных образовательных или научных организациях либо в                 
образовательных или научных организациях, имеющих государственную               
аккредитацию.                                                                   
                                                                                
В настоящее время обучающиеся в России иностранные студенты, аспиранты и        
докторанты проживают в стране по учебным визам, которые выдаются сроком на      
один год, есть также безвизовый порядок для граждан тех стран, с которыми у     
нас есть соответствующие соглашения. Срок нахождения на территории Российской   
Федерации ограничен общими требованиями. Все иностранные обучающиеся наделены   
правом получения разрешения на временное проживание на общих основаниях на      
три года в пределах установленной правительством квоты.                         
                                                                                
В основном законопроекте (из двух, которые я представляю) предлагается          
установить особый правовой статус для иностранных граждан, зачисленных на       
учёбу в вуз или научное учреждение. Им будет выдаваться новый документ -        
разрешение на временное проживание в целях получения образования, причём на     
весь срок обучения, с продлением на 180 дней. Обращающиеся за получением        
такого разрешения будут освобождаться от обязательства подтверждать факт        
владения русским языком, знания истории России и основ законодательства         
Российской Федерации, а также от ежегодной подачи уведомления о проживании.     
При выдаче разрешения на временное проживание в целях получения образования     
иностранные граждане будут подлежать обязательному дактилоскопированию.         
Иностранным гражданам, успешно завершившим обучение, будет предоставлено        
право в течение трёх лет обратиться за получением вида на жительство в          
упрощённом порядке. Вводится обязанность образовательной или научной            
организации уведомлять территориальный орган МВД о фактах завершения или        
прекращения обучения, а также перевода в другую образовательную или научную     
организацию.                                                                    
                                                                                
Принятие закона влечёт необходимость внесения корреспондирующих изменений в     
Трудовой и Налоговый кодексы Российской Федерации. В связи с этим в рамках      
компетенции одновременно на ваше рассмотрение представлен проект федерального   
закона, предусматривающий внесение изменений в статьи 327-2, 327-3, 327-5,      
327-6 Трудового кодекса в части установления особенностей заключения и          
прекращения трудового договора с временно проживающим в Российской Федерации    
иностранным гражданином, получающим образование, а также особенностей его       
отстранения от работы.                                                          
                                                                                
Принятие законов позволит сделать более привлекательным процесс получения       
образования в нашей стране, будет способствовать интеграции иностранных         
студентов, аспирантов и докторантов в российское общество и укреплению          
научного и кадрового потенциала России.                                         
                                                                                
Все необходимые согласования имеются. На реализацию законов не потребуется      
дополнительных бюджетных средств. Предусмотренный по основному закону срок      
вступления в силу - по истечении 180 дней со дня его официального               
опубликования - обусловлен необходимостью издания значительного числа           
нормативных правовых актов.                                                     
                                                                                
С учётом изложенного прошу представленные законопроекты поддержать.             
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По 6-му вопросу содоклад Казбека Куцуковича Тайсаева.                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТАЙСАЕВ К. К., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые товарищи! Законопроект разработан в   
целях установления особого правового режима для иностранных граждан и лиц без   
гражданства, проходящих обучение очно по образовательной программе высшего      
образования.                                                                    
                                                                                
Данным проектом федерального закона предлагается в целях упрощения процедуры    
пребывания лиц указанной категории на территории Российской Федерации           
дополнить Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в         
Российской Федерации" положением, в соответствии с которым иностранные          
граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию для           
обучения в государственной образовательной или государственной научной          
организации, смогут получить разрешение на временное проживание в целях         
получения образования. Законопроектом устанавливается порядок выдачи,           
основания отказа в выдаче либо аннулирования такого документа.                  
                                                                                
Реализация закона не потребует дополнительного финансирования из средств        
федерального бюджета. Принятие закона потребует издания соответствующих         
нормативных правовых актов, их перечень прилагается к внесённому проекту        
федерального закона. Предложения по законопроекту Комитета Совета Федерации     
по науке, образованию и культуре, Минобороны России, а также редакционные       
замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы будут учтены при   
подготовке проекта ко второму чтению. Законопроект соответствует положениям     
Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных             
международных договоров Российской Федерации.                                   
                                                                                
Исходя из изложенного комитет предлагает принять законопроект в первом          
чтении. Прошу поддержать.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По 7-му вопросу содоклад Ярослава Евгеньевича Нилова.                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Комитет рассмотрел          
законопроект под пунктом 7, это законопроект-спутник, и его поддерживает.       
Предлагается скорректировать Трудовой кодекс в соответствии с теми              
изменениями, которые предполагается погрузить в миграционное                    
законодательство. Комитет просит поддержать.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Игорю Николаевичу вопрос.                                                       
                                                                                
И вы, и содокладчик сказали очень правильные слова о том, что образование       
будет очное. В тексте законопроекта я читаю: "...для получения образования по   
очной или очно-заочной форме..." Почему в докладе это не указывается? И         
объясните, что такое очно-заочная форма. Это первый вопрос.                     
                                                                                
Второй вопрос - освобождение от знания русского языка. Как можно учиться в      
России, не зная русского языка? Ну хорошо, при поступлении на                   
подготовительное отделение, может быть, на полгода давайте освободим его от     
знания русского языка, но вы на всё время обучения освобождаете и плюс ещё на   
три года после обучения даёте ему разрешение на проживание и освобождаете от    
знания русского языка - зачем это?                                              
                                                                                
Есть ещё вопрос, но я его позже задам.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон в правительственной ложе включите.               
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Я начну со второй части вопроса. Спасибо, кстати, что обратили      
наше внимание на очно-заочную форму, - это первая часть, я к ней сейчас         
вернусь.                                                                        
                                                                                
Вы сами ответили на свой вопрос. Действительно, частично студенты, которые      
прибывают к нам, - вот даже по линии МВД - не знают русского языка, и у нас     
первый год обучения предполагает, что они изучают русский язык. Если студент    
за первый год русский язык не изучил, то он подлежит отчислению - вот вам и     
весь ответ на все остальные вопросы, - потому что у нас обучение ведётся на     
русском языке, языке государственном.                                           
                                                                                
Теперь что касается очно-заочной формы. Да, законопроект касается только        
очной, но в некоторых нормах фигурирует и очно-заочная форма. Некоторые вузы    
разрешают своим студентам в процессе обучения уезжать и, находясь за            
границей, частично получать образование в различных формах. Это как раз         
специфика обучения иностранцев.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Милонов Виталий Валентинович.                             
                                                                                
МИЛОНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Игорь Николаевич, вам вопрос. Будет ли предусмотрено незамедлительное           
прекращение всех разрешений в отношении тех студентов, которые будут            
исключены? Чтобы у нас не получилось так, что приходят студенты, а потом в      
Новой Москве мы расследуем преступления, совершённые группировками. Это         
первый вопрос.                                                                  
                                                                                
И второй. Какой контроль будет за тем, что студенты действительно учатся?       
Есть сообщения средств массовой информации: масса липовых студентов, которые    
приезжают по учебным визам, но фактически не учатся. То есть нужно не только    
дактилоскопирование, нужно, чтобы они каждый день проходили биометрию, каждый   
день проверялось, что они ходят на уроки, иначе нам такие студенты не нужны.    
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Вы очень правильно отметили. Вот если мы посмотрим статистику, то   
мы увидим, что к нам прибывает с целью обучения, то есть получает учебную       
визу, порядка 500 тысяч, а в учебные заведения зачисляется порядка 200 тысяч,   
то есть вот 300 тысяч - это как раз те, кто, приезжая сюда с целью обучения,    
в последующем на обучение не поступает. Такие лица, в случае нарушения ими      
цели своего пребывания на территории Российской Федерации, при установлении     
этого наказываются и подлежат депортации. Это очень просто, хотя, конечно же,   
у нас много, вы знаете, граждан с постсоветского пространства, есть люди,       
которые как бы... Но сейчас мы говорим о визовых... именно о тех людях,         
студентах, которые приезжают по визе, вернее, о кандидатах в студенты.          
                                                                                
Теперь что касается... Что важно именно в этом законопроекте? Там, если вы      
обратили внимание, есть целый раздел, посвящённый информированию:               
образовательное учреждение обязано проинформировать органы внутренних дел о     
прекращении обучения или переводе человека в другое учебное заведение. Если     
он переводится, то органы внутренних дел ставятся в известность о том, что он   
теперь обучается в другом учреждении, и соответственно он ставится на учёт по   
месту проживания в этом учреждении, а если он отчисляется, его правовой         
статус прекращается. Но это не означает, что другие законы не позволяют ему в   
рамках прав лица, которое находится на территории Российской Федерации, в       
установленном порядке обратиться за получением иного статуса, он может          
обратиться за получением иного статуса. Поэтому прекращение обучения не         
означает его немедленного выдворения за пределы Российской Федерации. Если он   
не обратился за получением другого статуса или этот статус не рассмотрен,       
значит, он выдворяется в установленном порядке.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Игорь Николаевич, вы назвали два основных мотива внесения этого       
законопроекта - это привлекательность образования и усиление интеграционных     
процессов.                                                                      
                                                                                
Что касается привлекательности. Приведённая вами статистика, к сожалению,       
неубедительна. Может быть, причина - ковид? Потому что в 2019 году была 681     
тысяча иностранных студентов, а в 2020 году уже только 256 тысяч, то есть в 3   
раза меньше. Но ведь есть норма в законе, согласно которой в течение трёх лет   
после окончания обучения иностранный студент получает вид на жительство.        
Скажите, какой процент, сколько студентов получают вид на жительство и          
остаются потом здесь, у нас, на территории Российской Федерации?                
                                                                                
Ну и второе - интеграция. Я согласна с коллегой Ниловым в том, что касается     
незнания русского языка: в законе не написано, что если студент в течение       
года не подтвердит знание русского языка, то он отчисляется, это первое.        
Второе, в отношении того, что знание истории России необязательно, - мы         
получаем те самые конфликты, которые имеют иностранные студенты... (Микрофон    
отключён.)                                                                      
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Ну, я объясню это достаточно просто. Что касается того, почему в    
законе не написано, что он отчисляется через год. Потому что это                
предусматривается правилами обучения: есть программа учебная - он её            
выполняет или не выполняет? Он может математику или ещё что-то там не сдать и   
точно так же будет отчислен. Кстати, изучение истории - история тоже входит в   
число программ, необходимых для получения высшего образования на территории     
Российской Федерации. Мне иногда кажется - я сам иногда занимаюсь с             
иностранными студентами, - что мы по определённым специальностям, может быть,   
даже излишне на российском опыте даём базовое образование, не заботясь о том,   
чтобы эти студенты получили знания, необходимые для их страны. Но это по        
отдельным видам, а когда мы даём общее образование - будьте любезны, получите   
такие же знания, как наши российские граждане, которые учатся.                  
                                                                                
Теперь что касается статистики. Вот действительно из-за ковида, это             
правильно, но ведь я говорил не об этом - я говорил, что из 600 тысяч только    
300... меньше, 200 тысяч поступило. А если мы с вами возьмём 2015 год, когда    
ковида ещё не было, то увидим: было 363 тысячи, а поступило 112 тысяч, то       
есть соотношение опять примерно такое же - половина прибывающих сюда только     
заявляют о том, что хотят учиться.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубарев Виктор Владиславович.                             
                                                                                
ЗУБАРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Игорь Николаевич, вы в докладе сказали, что норма распространяется    
только на студентов, получающих высшее образование. А среднее специальное или   
в колледже? Вот я хотел бы, чтобы вы уточнили: это распространяется только на   
тех студентов, которые получают высшее образование, или на другие категории     
наших учащихся и студентов тоже?                                                
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Я не говорил о высшем образовании, я говорил о лицах... Вот я       
смотрю своё выступление: в целях... для получения образования. Для получения    
образования - образование может быть самое разное. Думаю, я на ваш вопрос       
ответил. У нас нет градации - высшее, среднее...                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич.                                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Игорь Николаевич, как многолетний куратор экспертного совета по       
негосударственному образованию и государственно-частному партнёрству в этой     
сфере, я хочу задать следующий вопрос, с которым мы обращались в                
правительство (кстати, Министерство образования и науки нас поддержало):        
почему предложенный законопроект касается только государственных вузов          
России, когда мы знаем, что в стране существует достаточно большое количество   
частных вузов, аккредитованных, повторяю, и таких, которые в международных      
рейтингах периодически занимают достаточно высокие места даже по сравнению со   
многими нашими государственными вузами? Как отнесётся правительство к           
предложению, чтобы все вузы по аккредитованным специальностям - у нас же по     
Конституции они все равны - получили, соответственно, такие же права?           
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Ну, я, по-моему, в своём выступлении абсолютно чётко сказал, что    
это касается государственных и негосударственных вузов, которые имеют           
государственную аккредитацию. Пожалуйста, любое учебное заведение, имеющее      
государственную аккредитацию, имеет право принять иностранных студентов в       
таком порядке. А если учебное заведение не имеет государственной                
аккредитации, но позволяет себе кого-то там обучать, то, извините, тогда уже,   
да, в обычном порядке.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста.                
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Игорь Николаевич, вы в своём докладе и отвечая на один из вопросов сказали,     
что образовательная или научная организация, где обучается иностранный          
гражданин, должна сообщить в территориальный орган МВД о продлении срока        
временного пребывания или о завершении либо о досрочном прекращении обучения.   
Скажите, пожалуйста, если перечисленные организации по каким-то причинам не     
сообщат в территориальный орган, какая-то ответственность предусмотрена? Если   
да, то какая? А если нет, то будет ли предусмотрена ответственность для этих    
организаций?                                                                    
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Ну, давайте так: в рамках нового КоАП такая норма существует, а     
сегодня у нас с вами есть ответственность принимающей стороны за                
неинформирование органов внутренних дел о пребывании и размещении у неё         
иностранного гражданина. Поэтому в общем порядке будет ответственность.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить?                                            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Чернышов Борис Александрович, пожалуйста.                                       
                                                                                
ЧЕРНЫШОВ Б. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР.    
                                                                                
Уважаемые коллеги, на самом деле было удивительно слышать вопросы некоторых     
депутатов, потому что казалось, что вопросы задавали депутаты - представители   
Китая, Индии, где люди сталкиваются с проблемой перенаселения.                  
                                                                                
Действительно, данный законопроект решает, по большому счёту, не только         
вопрос МВД, миграционного контроля - это вопрос межведомственный: это вопрос    
ФАДН, которое должно работать с теми людьми, с теми студентами, которые         
приезжают, помогать им ассимилироваться, узнавать культуру; это вопрос          
Министерства науки и высшего образования, которое должно вместе с               
Государственной Думой, вместе с региональными представителями, вместе с         
представителями диаспор разрабатывать специализированные образовательные        
программы для этих людей (но этого почему-то не происходит); это вопрос         
Рособрнадзора, который должен внимательно следить за лицензионными и            
аккредитационными показателями и проверять, что тот или иной вуз                
действительно занимается образованием, воспитанием, подготовкой специалистов,   
а не является шарашкиной конторой.                                              
                                                                                
Вот такие конторы Никанора, которые... Вот сейчас кто-то смеётся, но эта        
история достаточно долгое время была распространённой у нас: люди приезжали к   
нам для получения образования или даже не приезжали, а просто подавали          
документы, оплачивали своё образование годами, а потом... ну а потом получали   
дипломы гособразца, с которыми куда-то шли. Особенно часто это было с           
представителями нашего ближнего зарубежья, многие этими возможностями           
пользовались.                                                                   
                                                                                
Здесь вопрос также к Росмолодёжи. Во что мы вовлекаем этих ребят? Мы их         
вовлекаем, оставляем просто... Ну, пусть они сидят чем-то занимаются, как       
было сказано, на стройках работают, получив этот вид на жительство, вид на      
работу, ходят туда-сюда, участвуют в конфликтах на национальной почве или       
пусть они идут и работают по тем направлениям, по тем специальностям, по        
которым они обучаются? Вот я недавно был во Владимирском государственном        
университете, у них есть замечательный инновационный комплекс. Меня встретили   
ребята - студенты из Сенегала, которые занимаются дендритами, то есть           
вопросами, связанными...                                                        
                                                                                
Я от фракции.                                                                   
                                                                                
...с высокотехнологичной обработкой материалов, и представители из              
Таджикистана. Это те люди, которые, приехав сюда, должны остаться здесь, но     
уж точно не работать на стройках, это люди, которые должны приехать сюда,       
ассимилироваться, получить специальность и профессию, и наша сторона, Россия,   
должна их использовать для того, чтобы наращивать свой производственный,        
инновационный, образовательный потенциал. Пока, к сожалению, этого не           
происходит... (Микрофон отключён.)                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
ЧЕРНЫШОВ Б. А. Вопрос важный, вопрос, связанный с пандемией. Безусловно, у      
нас огромное количество людей погибло после этого, нам нужно замещать. И у      
фракции ЛДПР в том созыве было очень важное предложение: на приграничных        
территориях в вузах создавать дополнительные бюджетные места, с одной           
стороны, для местных жителей, они там проживают и поступают на ту или иную      
образовательную программу, а с другой стороны, для тех людей, которые           
проживают в других странах на приграничных территориях. Это вопрос, связанный   
с культурной экспансией России: движение в экспансии должно быть нашей          
ключевой задачей в вопросе экспорта образования.                                
                                                                                
Также возникает вопрос о том, что привлекательность нашего образования нужно    
повышать. Ну конечно, открывать наши учебные заведения в других странах - это   
крайне важно. Мы за долгое время потеряли огромное количество филиалов,         
филиальная сеть российских вузов всё уменьшается и уменьшается, и мы не         
слышим точного ответа от наших министерств и ведомств на вопрос, что мы будем   
в этой ситуации дальше делать.                                                  
                                                                                
Ну и вопрос, связанный со средним специальным образованием. Все приезжают к     
нам сюда, со своими желаниями, со своими возможностями, - наша страна должна    
огромные ресурсы инвестировать в то, чтобы этих людей оставить, ведь у нас      
есть и целевой формат обучения для многих приезжающих. Они платят большие       
деньги за то, чтобы учиться здесь, но и мы тратим огромные ресурсы на           
сохранение инфраструктуры в университетах и так далее - мы всё это должны       
использовать как инвестиции в нашу страну, у нас иного пути развития нет.       
                                                                                
Мы должны быть рады всем людям, которые приезжают, если они будут оставаться    
здесь и заниматься наукой, техникой, выходить на наши производства и            
создавать всё для того, чтобы развивать наше национальное достояние, но если    
они остаются в нашей стране для того, чтобы совершать преступления, конечно,    
мы по-другому должны относиться к миграционной политике.                        
                                                                                
Фракция ЛДПР поддержит позитивные начинания, связанные с форматами развития     
нашего образования, ну и внимательно будет отслеживать в рамках                 
парламентского контроля практико-применительные подходы в разрезе данного       
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. С места.                                    
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый       
Игорь Николаевич! Я прошу депутатов независимо от фракционной принадлежности    
поддержать этот законопроект и кратко изложу только три аргумента.              
                                                                                
Аргумент первый - это деньги. Мы прекрасно понимаем, что большинство            
иностранных студентов учатся в России на внебюджетной основе и приносят         
деньги в том числе в наш бюджет.                                                
                                                                                
Второе. Напоминаю, что во всём мире происходит борьба за человеческие           
ресурсы. И если вы думаете, что главная проблема нашей страны с точки зрения    
отношений с внешним миром - это вывоз финансового капитала, то, например,       
Герман Греф, с которым я совсем необязательно соглашаюсь по другим вопросам,    
утверждает, что главные потери, которые мы несём, - это потери от вывоза        
человеческого капитала. По оценкам Центра стратегических разработок Алексея     
Кудрина, в послесоветский период у нас уехало около 18 миллионов человек -      
гораздо больше, чем после Гражданской войны прошлого века. И повторяю,          
потери, которые мы несём, колоссальные. Этот законопроект хотя бы отчасти       
позволяет нам бороться за человеческие ресурсы.                                 
                                                                                
И третье. Это действительно вложение в нашу мягкую силу. Считается, что люди,   
которые получили образование в какой-то стране, в большинстве своём являются    
её друзьями, - мы нуждаемся, очень нуждаемся в друзьях.                         
                                                                                
Единственное пожелание - ну, собственно, будут, наверное, и другие пожелания    
ко второму чтению, - Игорь Николаевич, я не случайно задал вопрос, у вас в      
разных местах законопроекта написано по-разному: то - по программам, имеющим    
государственную аккредитацию во всех имеющих государственную аккредитацию       
образовательных организациях, то - по программам, имеющим госаккредитацию, но   
только в государственных образовательных организациях. Законопроект в           
соответствии с тем, о чём вы говорили, надо бы почистить и привести в           
нормальное состояние, потому что экспортом образования у нас занимаются как     
государственные, так и негосударственные вузы.                                  
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Затулин Константин Фёдорович, пожалуйста.                 
                                                                                
От фракции - поставьте время.                                                   
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, я, выступая от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", прошу вас, как и     
некоторые выступавшие до меня, поддержать этот законопроект.                    
                                                                                
Честно говоря, та дискуссия, которая развернулась в форме вопросов и ответов,   
доказывает, что, конечно, многие депутаты не доверяют тому, что написано в      
законе, и считают так: что бы ни было написано, если есть хоть какое-то         
улучшение, хоть какой-то шаг в направлении облегчения условий проживания в      
России, пребывания в России для тех, кто решил получить российское              
образование, то это уже лазейка для того, чтобы... И дальше разыгрывается       
воображение.                                                                    
                                                                                
Я прошу вас прежде всего обратить внимание на то, что Россия не только          
трудонедостаточная страна к настоящему времени, теряющая своё население, но     
она теряет и число желающих обучаться иностранцев, тех, кто хотел бы получить   
здесь, в России, своё образование. Обратите внимание, что, по данным МВД, за    
один год - по этому году у нас нет данных, а по 2020 году и 2019 году есть -    
число желающих получить образование снизилось в 3 раза, то есть число тех,      
кому были выданы разрешения в соответствии с их стремлением учиться в России.   
                                                                                
Мы доверяем нашему высшему образованию или, произнося пафосные слова о          
приоритетах нашей школы, на самом деле ему не доверяем? И считаем, что всё,     
что с ним связано, на самом деле не заслуживает нашей поддержки? Многие из      
вас учились в институтах и университетах, где на протяжении многих лет - в      
наше, в советское время и в послесоветское время - учились иностранные          
учащиеся. Вы же знаете, что в результате, как правило... есть исключения из     
правил, но, как правило, в ходе обучения люди действительно и проникаются       
культурой нашей страны, и становятся нашими друзьями. С кем мы потом имеем      
дело, когда приезжаем в эти страны, очень далёкие от нас, может быть? Мы        
этому тоже не доверяем?                                                         
                                                                                
Вы знаете, у нас в законодательстве о гражданстве очень много недостатков,      
оно у нас недостаточно мотивирующее по отношению к нашим соотечественникам,     
за исключением категории участников государственной программы добровольного     
переселения соотечественников в Россию, фактически превратившейся в программу   
оргнабора, потому что зависит от потребностей конкретных регионов в             
конкретной рабочей силе, а не занимается репатриацией.                          
                                                                                
Вот всё это темы, которые мы считаем важным на будущее отслеживать в плане      
работы Государственной Думы и в работе комитета, который занимается этим, -     
Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками.    
                                                                                
Я заранее знаю, что после меня будет, по всей видимости, выступать коллега      
Нилов, который будет нас - я не знаю, но я так предполагаю - пугать тем         
ужасным, что может произойти в связи с тем, что мы отказываемся от              
перестраховки. Ведь вопрос, который он задал, заключался в следующем: почему    
мы не требуем от них того, что требуем от других, - знания русского языка? Да   
потому, что они будут учиться на русском языке. Зачем масло масляное            
устраивать? Зачем эта ненужная перестраховка, которая ни к чему другому,        
кроме как к тому, чтобы сократить число иностранных учащихся в наших вузах,     
то есть ударить, просто как серпом по одному месту, по нашей способности        
давать образование в Российской Федерации иностранцам, вот ни к чему другому    
не приводит?                                                                    
                                                                                
От имени фракции прошу проголосовать за этот законопроект.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
От фракции - поставьте время.                                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция          
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." поддержит концепцию представленных законопроектов,     
потому что мы считали и считаем, что высшее образование является главной,       
если хотите, такой прививкой, вакциной от любых потрясений, особенно            
межнациональных. И примером тому является наш советский опыт. Вспомните,        
пожалуйста, себя, свои студенческие годы, своих коллег, товарищей по            
студенческой скамье: никогда не было никаких межнациональных, национальных      
конфликтов. Причина - вот этот свет, свет образования, который, знаете, любую   
такую плесень или бактерии уничтожает на своём поле. Поэтому мы говорили и      
говорим о том, что высшее образование, прежде всего в нашей стране, каждому     
гражданину - бесплатно, ещё и стипендию надо платить. И всё, не будет никаких   
межнациональных конфликтов. Вот это главное лекарство. То же самое касается     
наших братьев из бывших союзных республик, ближнего, дальнего зарубежья.        
Замечательная идея! Но только дальше - дьявол, дьявол лезет в детали любого     
законопроекта. И говорить, давайте, мол, слепо, тупо верить МВД, минобру...     
ну, мы уже много кому верили! И причины для того, чтобы сомневаться,            
подозревать, к сожалению, у нас есть: и министров, сидящих за откровенную       
коррупцию, сколько угодно, и губернаторов. Поэтому не дождётесь, чтобы мы вот   
так тупо и слепо поддерживали и хлопали каждому слову, которое написано в       
благих законопроектах, как эти представленные.                                  
                                                                                
Ещё раз говорю, задаю вопрос и вношу предложение. Давайте в первый год          
освободим этих студентов от знания русского языка, но от истории почему?..      
Пусть они историю России и культуру учат на своём языке и сдают экзамен сразу   
же, если приехали в Россию. Где вы видели, чтобы приезжали студенты в Англию,   
в Америку и освобождались от знания английского языка? Поэтому давайте так и    
напишем: освобождаются в первый год обучения. Почему нужно верить, что они      
потом-то обязательно выучат и язык, и историю, и культуру нашу? Будут они ещё   
учиться!                                                                        
                                                                                
Следующий вопрос. Расшифруйте по очно-заочной форме - сколько процентов здесь   
будет очного, сколько заочного? Нет на этот вопрос ответа. Вот как решит вуз.   
Если вуз решит, что на 90-100 процентов он будет заочно обучаться, а у него     
есть... зачем ему тогда разрешение на проживание в России? Давайте закрепим     
это требование. Я считаю, что, конечно, может быть заочная форма, но 10-15      
процентов. Почему бы не прописать это требование в законе, почему вы вот        
вузам разной категории хотите слепо доверять? Наверняка есть такие примеры,     
если статистика... вот вами озвучена статистика: как минимум 50 процентов       
получивших учебные визы в прошлые годы не стали учиться! Значит, они чем-то     
другим занимались? Деятельностью трудовой, криминальной деятельностью - что,    
они этим не занимались?! Спросите у министерства, вам предоставят такую         
статистику. Сложные времена, понимаете, и лишние криминальные проблемы на       
межнациональной почве нам не нужны, безопасность наших граждан превыше всего.   
"Дружба - Freundschaft!" - замечательно, но посмотрите, что творится на         
улицах каждый день, через день!                                                 
                                                                                
Ну и конечно, Россия не проходной двор, коллеги. Прежде чем говорить: "Ой,      
что-то мало к нам едут, не хотят ехать", нужно подумать о своих детях,          
студентах - давайте им предоставим все возможности, давайте заполним все        
места, если есть лишние, в наших вузах, увеличим бюджет на образование в 2      
раза.                                                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
НИЛОВ О. А. И это не демагогия, да.                                             
                                                                                
Коллеги, вот занятия трудом... Мы принимали, по-моему, Игорь Николаевич,        
несколько месяцев назад такой законопроект, тоже спорный на мой взгляд,         
который позволял как раз студентам-иностранцам работать в России, причём не     
по совместительству, не сокращённый рабочий день, к примеру четыре часа, а      
полный рабочий день. Было такое, Игорь Николаевич? Я предлагаю здесь тоже       
записать, чтобы это было недопустимо. Ну как же так можно?! Представляете, он   
не знает русского языка, культуры, традиций, приезжает учиться сюда - и ему     
разрешают работать где-то восемь часов! Что это будет? Это профанация!          
Поэтому в законе я предлагаю, конечно, оговорить эту возможность: если уж       
работать, вернее, подрабатывать во время учёбы, то только по специальности,     
по которой он обучается. А так, чтобы он, извините, приезжал, восемь часов      
работал там, где он захочет, а потом, так сказать, подучивался в заочной        
форме - вот это и будет профанация, вот это и будет тот дьявол в деталях,       
против которого мы выступаем! Ну, посмотрим, как будет во втором чтении, - мы   
подадим поправки с просьбой это поддержать.                                     
                                                                                
Поддержим в первом чтении.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Нина Александровна Останина. По ведению?                            
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Именно по ведению, уважаемый Александр Дмитриевич. Хочу          
обратиться к авторам законопроекта.                                             
                                                                                
Вот то, о чём мы говорили в выступлениях от фракций, и то, что звучало в        
наших вопросах, несмотря на неудовольствие Константина Фёдоровича: скажите,     
пожалуйста, если мы внесём поправки о необходимости всё-таки, как вы сказали,   
обучения русскому языку в течение года, о том, чтобы вернуть всё-таки в этот    
закон необходимость знания истории России (не для того, чтобы защититься от     
этих ребят, а чтобы их защитить), основ законодательства (они должны это        
знать) - будет это изменением концепции законопроекта или нет?                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Концепцию-то нельзя менять ко второму чтению, а           
поправки вы можете подать, конечно, они будут...                                
                                                                                
Игорь Николаевич, спрашивают, можно ли будет поправки рассмотреть?              
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Это моё выступление заключительное или что, ответ на вопрос?        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет-нет, это ответ на вопрос.                             
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Уважаемые коллеги, я ещё раз хотел бы обратить внимание: это        
закон не об образовании, не о том, как должны работать учебные заведения,       
какие у них должны быть программы, где очно-заочная, где очная форма и прочее   
- это всё урегулировано в других законах. Вот вопрос знания русского языка -    
это же вопрос о другом: ты приобретаешь статус, зная русский язык, тогда у      
тебя статус РВП, ты не можешь длительное время жить в России, не зная языка.    
А студенту это не надо, потому что в первый год он обязан по программе          
получить полное знание языка и потом учиться на русском языке. Это первое.      
                                                                                
Второе, что касается очно-заочной формы. Сейчас ковид - вы знаете, половина     
студентов уже сидит на заочной форме, на дистанционной, и огромное количество   
иностранных студентов осталось за границей, не смогли сюда приехать. Их всех    
перевели вот на эту очно-заочную форму. Они же поступали как очники, а сидят    
сейчас в своих странах и заочно учатся. И что, это запретить, выгнать их        
всех, что ли? Но закон говорит только об одном, понимаете, основная его...      
                                                                                
Прошу одну секундочку.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Каждый год в конце учебного года меня атакуют ректоры с одной       
просьбой: помогите продлить визу студентам, - потому что студент поступает на   
пять лет, он учится нормально, к нему претензий нет, но каждый год ему надо     
визу продлевать.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Содокладчики,     
нет желания выступить? Хорошо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в       
Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",   
пункт 6.                                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              412 чел.91,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    412 чел.                                          
Не голосовало                  38 чел.8,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно.                                                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона    
"О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных     
граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской     
Федерации", пункт 7.                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              417 чел.92,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    417 чел.                                          
Не голосовало                  33 чел.7,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Тоже принимается единогласно.