Заседание № 40
О проекте федерального закона № 1193544-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств" (об особенностях исполнения кредитными организациями запросов компетентных органов иностранных государств).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств", третье чтение. Доклад Максима Анатольевича Топилина. Пожалуйста, Максим Анатольевич. ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы вчера рассмотрели данный законопроект во втором чтении, приняли все необходимые поправки. Законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения, прошёл все необходимые экспертизы, в том числе лингвистическую. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование законопроект, 2-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 23 мин. 18 сек.) Проголосовало за 418 чел.92,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 418 чел. Не голосовало 32 чел.7,1 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 39
О проекте федерального закона № 1193544-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств" (об особенностях исполнения кредитными организациями запросов компетентных органов иностранных государств).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
4-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств". Докладывает Максим Анатольевич Топилин. Коллеги, давайте поздравим Максима Анатольевича - ему сегодня 55 лет исполнилось. (Аплодисменты.) ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое, коллеги, спасибо! Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств" мы приняли в первом чтении 21 октября прошлого года. Сейчас законопроект имеет особую актуальность. Напомню, что он предусматривает запрет на представление информации по запросам иностранных организаций соответствующими банковскими структурами Российской Федерации. Поправками - их четыре, они рекомендованы к принятию, это таблица № 1 - уточняется процедура взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и финансовых структур (Министерство финансов, Центробанк, Росфинмониторинг) и определяется порядок направления информации из одной организации в другую для принятия решения в случаях, если в соответствии прежде всего с законодательством о различных отмывочных историях такие действия необходимы. Информацию можно будет представить, но для этого нужны специальные процедуры. Законопроект подготовлен ко второму чтению, все необходимые заключения имеются: Правительства Российской Федерации, Государственно-правового управления, Правового управления Аппарата Государственной Думы. Просьба поддержать и поставить таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию, на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Анатольевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 54 сек.) Проголосовало за 428 чел.95,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 428 чел. Не голосовало 22 чел.4,9 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 18 сек.) Проголосовало за 428 чел.95,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 428 чел. Не голосовало 22 чел.4,9 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к третьему чтению, практически все процедуры завершены. Просьба поставить его на завтра для принятия в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 4
О проекте федерального закона № 1193544-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств" (об особенностях исполнения кредитными организациями запросов компетентных органов иностранных государств).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 15-го вопроса, как мы с вами до этого обговаривали. О проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Алексея Владимировича Моисеева. Пожалуйста. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Спасибо большое. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Некоторое время назад в Соединённых Штатах Америки был принят закон, который требует от всех организаций, работающих с американской валютой, отвечать на все вопросы, связанные с действиями любых их клиентов - физических и юридических лиц, - в любом разрезе, в каком заблагорассудится американским властям. Мы полагаем, что данная мера является недружественной по отношению к Российской Федерации и может нанести значительный ущерб как российским банкам, так и юридическим и физическим лицам, информацию о которых в рамках вот этих запросов предполагается раскрывать в соответствии с принятым американским законом. Данный закон носит, как это бывает, экстерриториальный характер. Соответственно, американцы считают для себя возможным отключать всех, кто не будет отвечать на данный запрос, от работы в долларах США. Правительство приняло решение о необходимости ответить на данную американскую меру контрмерой, которая запрещает российским кредитным организациям отвечать на такие вопросы, за исключением ситуаций, когда это прямо предусмотрено отдельными решениями или актами Правительства Российской Федерации. Связано это исключение с тем, что до сих пор продолжается определённая работа между рядом организаций, связанных с финансовой разведкой и других, по обмену информацией о международных преступниках, поэтому полностью запрещать ответы на любые запросы мы не стали, но предлагаем поддержать ситуацию, когда всё запрещено, кроме отдельных вопросов, по которым есть отдельные решения Правительства Российской Федерации. Мы полагаем, что закон в случае принятия позволит эффективно защитить российскую финансовую систему от данного недружественного действия со стороны Соединённых Штатов. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, вопросы... А, у нас содоклад есть ещё. Давайте содоклад заслушаем, а потом перейдём к вопросам. Пожалуйста, Максим Анатольевич Топилин, председатель Комитета по экономической политике. ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Алексей Владимирович достаточно подробно изложил суть законопроекта. Я хотел бы подчеркнуть, что это ответные действия на решения, принятые Соединёнными Штатами Америки в начале этого года, когда отдельным органам власти Соединённых Штатов было предоставлено право запрашивать в одностороннем порядке и при этом налагать штрафы на организации Российской Федерации, которые не представляют такой информации. Так что, во-первых, это ответная мера. Во-вторых, эта мера, по нашему мнению, позволит защитить наши юрлица и наших граждан от представления информации, содержащей банковскую тайну. Это связано и с оборонным заказом, то есть с теми вещами, которые являются в том числе государственной тайной. При рассмотрении данного законопроекта на заседании комитета мы договорились, что те случаи, которые будут являться исключением и которые сейчас в законопроекте изложены в виде такой свёрнутой нормы, мы попробуем, так сказать, уточнить, с тем чтобы все позиции, при которых банки будут в силу действующих соглашений, в силу действующего законодательства представлять сведения Соединённым Штатам Америки... вот эти нормы прописать более чётко. Попробуем это сделать ко второму чтению. Комитет рекомендует законопроект поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы? Есть вопросы. Максим Анатольевич, пожалуйста, вернитесь на всякий случай к трибуне. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. У меня вопрос к представителю правительства. Что называется, ничего личного к господину Тинькову у меня нет, но вот вопрос есть. Недавно была опубликована информация, что за недостоверные сведения об уплаченных налогах в Соединённых Штатах Америки он добровольно согласился заплатить штраф полмиллиарда долларов. У вас есть такая информация, об этих скрытых доходах или о неуплате налогов? В отношении российского бюджета не поднимается этот вопрос, неинтересно? Вот такие объёмы, когда, грубо говоря, он зарабатывает на территории России, а уплачивает налоги в Штатах, штрафы платит в Штатах... К нему не было вопросов? Извините, может быть, не по теме вопрос. МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Олег Анатольевич, Федеральная налоговая служба работает, безусловно, со всеми налогоплательщиками, особенно с крупными. Я, к сожалению, не обладаю информацией, которая составляет налоговую тайну, но я уверен, что, если направить запрос в ФНС, они вам подробно ответят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Швыткин Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Алексею Владимировичу. Алексей Владимирович, безусловно, я поддерживаю - выступал Максим Анатольевич - в части, касающейся того, чтобы прописать конкретно, что это за отдельные случаи, по которым будет соответствующим образом приниматься решение правительства. Ну, вы готовились сегодня к докладу по законопроекту. Алексей Владимирович, мне бы хотелось от вас услышать: сегодня какие вы видите отдельные случаи? Это первое. И второе, мы сейчас говорим об асимметричном ответе в отношении действий США. Будут ли подобного рода случаи в отношении Соединённых Штатов Америки прописаны? Или, может, они на сегодняшний день уже есть? Спасибо. МОИСЕЕВ А. В. Спасибо за вопрос. Действительно, на заседании комитета данный вопрос обсуждался, мы согласились с позицией комитета и готовы учесть ко второму чтению. Что касается конкретных случаев, я не могу, к сожалению, про все говорить, с учётом того что здесь, возможно, есть пресса, но некоторые назову. Первое - это международное взаимодействие в части противодействия отмыванию капиталов и финансированию терроризма. Да, до сих пор, насколько мне известно, производится ряд совместных действий, связанных в том числе с обменом информацией, по поимке вот таких преступников. Второе - то же самое, но относится к налоговым вопросам. Третье - это относится к банковским мошенникам, вот в отношении международных финансовых мошенников, вот в части тех видов, о которых я сказал, обмен информацией в рамках совместных расследований производится. Вот там, где у нас взаимодействие до сих пор идёт эффективно, мы считаем, конечно, необходимо его продолжать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Марченко Евгений Евгеньевич. МАРЧЕНКО Е. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Алексею Владимировичу. Алексей Владимирович, не считаете ли вы нужным впоследствии, в случае нарушения кредитными организациями этого закона, ввести штрафы или уголовную ответственность за нарушение этого закона, то есть если они представят эту информацию? МОИСЕЕВ А. В. Ну, если банки представят информацию, они будут караться по всей строгости данного закона, и закона "О банках и банковской деятельности", и закона "О Центральном банке..." - там есть целый ряд санкций, вплоть до отзыва лицензии за ряд проступков, поэтому введения отдельных наказаний не требуется, и так за любое нарушение банки будут наказаны, безусловно. Вне всякого сомнения, здесь вы абсолютно правы, это надо будет делать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Алексей Владимирович, вы знаете, что 5 триллионов только дивидендами переводят 95 наших крупнейших корпораций в офшоры. Как известно, все офшорные компании обслуживаются американскими и британскими банками. Скажите, пожалуйста, а нельзя ли во втором чтении как-то позаботиться о том, чтобы и эти деньги всё-таки не пострадали, и вернуть их в Россию? МОИСЕЕВ А. В. Ну, Николай Васильевич, мы с вами всё-таки сейчас рассматриваем внесение изменения в закон о противодействии недружественным действиям Соединённых Штатов, а то, о чём вы говорите, - это, видимо, изменения в закон о противодействии отмыванию капиталов или подобного рода закон. Поэтому я полагаю, что внесение такого рода изменений будет нарушать концепцию законопроекта в случае его принятия в первом чтении. Я уверен, что мы можем ваше предложение рассмотреть, если вы выступите с такой инициативой, но не уверен, что это является недружественным действием Соединённых Штатов и как таковое отвечает концепции данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Анатольевич, присаживайтесь. Спасибо большое. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Заключительное слово? Нет. Содокладчик? Нет. Правительство? Полномочный представитель президента? Нет. Ставится на голосование законопроект в первом чтении, 15-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 53 мин. 48 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно.