Заседание № 66
14.12.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 119243-6 "О ратификации Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2006 по 2266 из 8359
15-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза". Докладывает Владимир Михайлович Малинин, первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы. Пожалуйста. МАЛИНИН В. М., официальный представитель Президента Российской Федерации, первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы. Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза. Коротко доложу вам суть этого договора. Договор о противодействии легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств или денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза подписан 19 декабря 2011 года главами государств - членов Таможенного союза. Договор разработан в целях выполнения IX специальной рекомендации ФАТФ (в настоящее время 32-я рекомендация ФАТФ "Курьеры наличных") и реализации соответствующих положений Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Договор направлен на воспрепятствование использованию перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза наличных денежных средств и денежных инструментов для легализации доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма. Договором таможенные органы наделяются полномочиями по приостановлению перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов при получении информации от правоохранительных органов или уполномоченного органа, например Росфинмониторинга, о причастности перемещаемых наличных денежных средств и денежных инструментов к легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Установленный договором порядок приостановления включает и учитывает: перечень передаваемых правоохранительными и уполномоченными органами сведений, на основании которых таможенные органы приостанавливают их перемещение; максимальный срок, на который приостанавливается перемещение денежных средств и инструментов с обеспечением их хранения; процедуру информирования таможенными органами соответствующих органов о приостановлении перемещения и сроки принятия компетентными органами решения в отношении наличных денежных средств и денежных инструментов, перемещение которых заблокировано; информирование правоохранительных органов и уполномоченных органов о принятых решениях и процедуру возврата в соответствующих случаях наличных денежных средств и денежных инструментов. В соответствии со статьёй 11 договор подлежит ратификации. В Республике Беларусь и в Республике Казахстан договор ратифицирован. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Татьяна Николаевна Москалькова, прошу вас. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Официальный представитель президента первый заместитель руководителя ФТС Владимир Михайлович Малинин подробно осветил и содержание договора, и мотивы ратификации, хотела бы обратить ваше внимание, уважаемые депутаты, на следующие обстоятельства, касающиеся этой темы. Сегодня транснациональная преступность по-прежнему остаётся главным детонатором общественного спокойствия и развития и экономических, и политических процессов, поэтому интеграционные системы, созданные на постсоветском пространстве, с неизбежностью ставят вопрос о создании новых инструментов борьбы с преступностью. В 2007 году заключён договор государств - участников СНГ по этой же тематике, и надо сказать, что в рамках и СНГ, и ОДКБ у нас есть серьёзные успехи на этом направлении. Если мы обратимся к статистике, которую ведут и ГИАЦ МВД, и Судебный департамент, то узнаем, что за последние три года 583 члена организованных преступных групп за организацию и участие в преступных сообществах были привлечены к уголовной ответственности и осуждены. У многих из нас на слуху дело Михася, когда Сергей Михайлов организовал преступное сообщество и, легализовав деньги, полученные от наркотрафика из Афганистана через государства Центральной Азии, содержал авторемонтные мастерские и финансировал футбольный клуб. Сегодня одна из важнейших задач - поставить преграду на пути главной питательной среды организованной преступности: финансовых потоков организованных преступных групп и финансовых потоков терроризма. В договоре очень подробно прописаны механизм взаимодействия между таможенными органами и органами правоохранительной системы, порядок осуществления контроля за денежными средствами и денежными инструментами. В оборот вводится термин "денежные инструменты", под которым понимают ценные бумаги, облигации и другие бумажные эквиваленты, которые перечислены в договоре. Приостановление денежных средств возможно в том случае, когда таможенные органы получили сигнал от правоохранительных органов о том, что они могут быть связаны с отмыванием преступных доходов либо направлены на финансирование терроризма, террористических групп, учебных центров подготовки террористов, закупки оружия для террористических актов и так далее. Предусмотрены чёткая система работы в этом направлении, сроки, на которые может быть приостановлено перемещение денежных средств, и порядок принятия решений правоохранительными органами. Два решения может быть - либо наложение ареста на эти денежные средства и инструменты, либо, наоборот, освобождение и возвращение собственнику этих денежных средств. Данный договор будет важным инструментарием для борьбы с терроризмом и организованной преступностью. На реализацию норм договора таможенным органам ежегодно потребуется 39 миллиардов... прошу прощения, 3 миллиарда 981 миллион 430 тысяч. Согласно финансово-экономическому обоснованию правительства, финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением договора, будет осуществляться за счёт бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание ФТС. Правительство рекомендует поддержать ратификацию данного договора. Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками и три комитета-соисполнителя - по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, по безопасности... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты. Завершайте, пожалуйста, Татьяна Николаевна. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. ...и по бюджету и налогам - просят поддержать ратификацию договора. Вместе с тем комитет по делам СНГ обращает внимание на то, что договор и ратификационный законопроект поступили с нарушением шестимесячного срока. Просим поддержать ратификацию данного договора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛПДР. Владимир Михайлович, вот ваш содокладчик, Татьяна Николаевна, привела пример о транзите, точнее, о финансовых средствах, которые были получены от транзита наркотиков из Афганистана и так далее. Мы сейчас все знаем, что основные потоки идут действительно через Казахстан из Афганистана, через Таджикистан и соседние государства, а также знаем, что между Россией и Казахстаном сейчас граница весьма условная, то есть её, в общем-то, нет - ну, наверное, это и правильно, - в связи с тем что создан Таможенный союз. Так вот скажите, а как сейчас дело обстоит с укреплением границ? Получается, что, если мы хотим так или иначе бороться с этим злом, мы вынуждены - мы, Россия, - участвовать в укреплении внешних границ Казахстана. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Михайлович. МАЛИНИН В. М. Уважаемый Дмитрий Иванович, да, действительно, на внешней границе Казахстана и Таможенного союза не всегда всё складывается благополучно, но мы и наш правоохранительный блок сейчас предпринимаем самые активные усилия по выстраиванию, точнее, по укреплению отношений между нашими правоохранительными подразделениями. Это чрезвычайно важно. Постоянно проходят встречи и контакты с руководством таможенной службы Казахстана, и хотя я не могу судить, к сожалению или к счастью, но мне кажется, что руководство таможенной службы Казахстана меняется, вот сейчас пришёл новый руководитель, с которым выстраиваются очень конструктивные отношения. Что касается контроля на внешних границах Таможенного союза, то у нас достигнута договорённость с нашими казахстанскими коллегами в том, что наши сотрудники - сотрудники представительства таможенной службы России при таможенной службе Казахстана, в том числе входящие в правоохранительные подразделения таможенной службы России, - имеют самые непосредственные, тесные и плотные контакты: и обмен информацией, и совместные мероприятия, в том числе и в отношении наркотиков, а если уж говорить прямо, то не только в отношении наркотиков, но и в отношении самой банальной контрабанды, проводятся весьма активно. Мы свою задачу видим только в том, чтобы налаживать эти отношения, укреплять эти отношения и достигать максимального эффекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Владимиру Михайловичу. Никто из нас не сомневается - и все за будут голосовать, - что это необходимая ратификация, но, с другой стороны, у меня вопрос по поводу механизма реализации вот этого договора. Мне кажется, очень сложно доказать, что деньги получены преступным путём, доказать, что они идут на финансирование терроризма. А если правоохранительные органы знают о них, то зачем их допускать аж до таможни, до границы, почему бы их заранее не арестовать? И не кажется ли вам, что проще было бы кроме этих мер применять ещё и такую меру, как запрет на вывоз капитала, о котором мы давно уже говорим, через банковскую систему, пока не доказано, как эти средства получены и куда они пойдут? МАЛИНИН В. М. Спасибо, Тамара Васильевна. Я думаю, что порядок, который обозначен в этом договоре, будет работать. Благодаря агентурной работе, проведению специальных мероприятий правоохранительные органы знают о конкретных лицах, которые пытаются вывезти за границу какие-то средства или денежные знаки, поэтому наша роль здесь только в том, чтобы выполнить поручение правоохранительных органов и задержать того, кто занимается противоправными действиями. В законе чётко прописано - тридцать суток мы можем держать эти деньги или какие-то иные знаки, денежные документы, после этого, если не поступит доказательных материалов, мы вынуждены будем согласно договору их просто отпустить. Нисколько не преуменьшая значимости таможенных органов в этом процессе, всё же исходящий материал - от правоохранительных органов, в том числе Российской Федерации и Таможенного союза. Что касается вывоза через банки крупных сумм, то я не возьму на себя ответственность однозначно заявить, надо ли это делать, поскольку возникает масса следующих вопросов: кого это касается, каких сумм касается, при какой экономической ситуации, при каких договорах, ну и другие, поэтому, извините, вот по банковским делам я, наверное, не возьму на себя смелость ответить однозначно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Дмитрий Вадимович Саблин. САБЛИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, бесспорно, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. Договор нужный, он действительно заключён вовремя - мы все знаем об успехах Таможенного союза, и, бесспорно, здесь возникают определённые риски, которым нужно противостоять. И хотел бы ещё подчеркнуть, что всё-таки надо рассматривать этот договор как ещё один шаг к углублению и укреплению именно Таможенного союза, а в будущем, конечно, евразийского пространства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Фракция ЛДПР также поддержит данный законопроект, так как мы считаем, что он очень важен и нужен, но вот я здесь хотел бы добавить и присоединиться к словам Тамары Васильевны: было бы действительно разумно установить размер сумм и задерживать все суммы, которые перемещаются в наличном виде через границы Российской Федерации, тем более на таких опасных направлениях, как, например, Казахстан, то есть в сторону Афганистана, - просто задерживать и разбираться, откуда, чего и как. Потому что мы же понимаем, что действительно все легальные деньги идут в безналичной форме, так или иначе ими оперируют банки. Поэтому нужно все крупные, особо крупные суммы задерживать, арестовывать и дальше проводить разбирательства, откуда, почему и зачем их везут в чемоданах, в сундуках, а не в цивилизованной форме, как это делается обычно. Ну и кроме того, мы же знаем, что происходит даже внутри государства, - здесь мы говорим о том, что нужно внутри государства перейти на расчёты в безналичной форме, то есть карточки вводить, стимулировать своих граждан, чтобы они привыкали к пользованию карточками, а там идёт внешнее перемещение в виде наличности каких-то гигантских сумм! Ну и в продолжение того, что президент сказал: в ближайшие годы будут введены правила, по которым граждане того же Таджикистана будут ездить к нам по иностранным паспортам. Это всё в том же контексте происходит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание у докладчика и содокладчика ещё раз выступить? Нет. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7114 по 7132 из 8359
15-й вопрос, о проекте федерального закона "О ратификации Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 36 сек.) Проголосовало за 436 чел.96,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 436 чел. Не голосовало 14 чел.3,1 % Результат: принято Закон принят.