Заседание № 181
О проекте федерального закона № 1192126-7 "О внесении изменений в статью 189-96 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" (в части совершенствования системы обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 8-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 189-96 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации". Доклад сделает Константин Михайлович Бахарев. БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет полностью подготовил законопроект к процедуре третьего чтения. Напомню, что в нём идёт речь о расширении системы обязательного страхования банковских вкладов. Сегодня в неё включены вклады граждан - физических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также малых и микропредприятий. Мы предлагаем расширить её на средние предприятия, на профсоюзы, социально ориентированные некоммерческие организации, а также на вклады адвокатов, нотариусов, оценщиков и других лиц, которые открыли их для осуществления предусмотренной законом профессиональной деятельности. Все экспертизы по законопроекту пройдены. Комитет предлагает поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по мотивам выступить есть желающие? Нет. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении, 8-й вопрос повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 56 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 180
О проекте федерального закона № 1192126-7 "О внесении изменений в статью 189-96 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" (в части совершенствования системы обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
22-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 189-96 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации". Докладывает Константин Михайлович Бахарев. БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы с вами приняли проект федерального закона в первом чтении 21 июня текущего года. Не буду пересказывать концепцию, напомню лишь, что предлагается включить в периметр системы страхования банковских вкладов средние предприятия, вклады лиц, занимающихся профессиональной деятельностью, - это адвокаты, нотариусы и оценщики - профсоюзы, а также социально ориентированные некоммерческие организации. Комитет подготовил законопроект к рассмотрению во втором чтении. Всего поступило четыре поправки, все они рекомендованы к принятию. Комитет предлагает утвердить таблицу поправок и поддержать принятие законопроекта во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 54 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 17 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Константин Михайлович Бахарев. БАХАРЕВ К. М. Комитет просит включить законопроект для рассмотрения в третьем чтении в повестку на завтра, 15 декабря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 132
О проекте федерального закона № 1192126-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования системы обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Константин Михайлович Бахарев. БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я надеюсь, что наш законопроект не вызовет такой бурной дискуссии, потому что он направлен на совершенствование системы обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации - мы предлагаем расширить эту систему на вклады ряда категорий. О каких категориях идёт речь в нашем законопроекте? Мы говорим об адвокатах, нотариусах и иных лицах, если их банковские счета, вклады открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом профессиональной деятельности, о вкладах средних предприятий, которые включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, а также профсоюзов. Ещё одна проблема, которую решает наш законопроект, заключается в следующем. Сейчас физические лица, у которых есть в банке и кредит, и вклад, при наступлении страхового случая получают страховое возмещение в размере суммы вклада минус сумма кредита после его погашения. Законопроектом предлагается выплачивать страховое возмещение физическим лицам без учёта их кредитной задолженности перед банком. Это позволит заёмщикам осуществлять плановые платежи по кредиту из страхового возмещения, то есть фактически из средств, размещённых на их вкладах, что позитивно скажется как на положении вкладчиков и заёмщиков, так и на наполняемости конкурсной массы, в которую должны поступать в том числе платежи по кредитам. Поскольку у меня выступление и от коллектива авторов, и от комитета, отмечу также, что в Комитет по финансовому рынку поступили заключения, где поддерживается законопроект, от Правительства Российской Федерации, Банка России, Правового управления Аппарата Государственной Думы и профильного комитета Совета Федерации - по бюджету и финансовым рынкам. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Михайлович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Глазкова Анжелика Егоровна, пожалуйста. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Константин Михайлович, вы сказали, что предусматривается распространение системы страхования на вклады средних предприятий, которые имеют лицензии на медицинскую, образовательную деятельность, на вклады адвокатов, нотариусов. Скажите, пожалуйста, вот это обязательное страхование вкладов не приведёт ли к увеличению цен на услуги, оказываемые этими организациями? БАХАРЕВ К. М. Спасибо за вопрос. При разработке нашего законопроекта мы в первую очередь ориентировались на то, насколько его реализация и расширение круга тех, кого мы включаем в систему страхования вкладов, повлияют на взносы в фонд обязательного страхования вкладов. У нас есть соответствующее письмо от Агентства по страхованию вкладов о том, что дополнительные издержки банков в этом случае могут составить порядка 1 миллиарда рублей, это менее 0,01 процента собственных средств банковского сектора, и, разумеется, это не окажет влияния на финансовое состояние банков. А объём страховой ответственности государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) оценочно вырастет на 58 миллиардов рублей, это 0,3 процента, что также, по мнению агентства, не окажет значимого влияния на фонд обязательного страхования вкладов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Говырин Алексей Борисович, пожалуйста. ГОВЫРИН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Константин Михайлович, будут ли какие-то отличия в порядке и сумме установленного возмещения относительно того, что сегодня закон предусматривает для малых предприятий, при введении нормы, при распространении нормы на средние предприятия? Если говорить о сумме, то сегодня максимальный размер 1,4 миллиона. Для среднего предприятия, на мой взгляд, всё-таки эту планку нужно каким-то образом увеличивать, для того чтобы эта норма была действительно существенной для этой категории бизнеса. БАХАРЕВ К. М. Спасибо за вопрос. Ну, здесь пока о сумме страхового возмещения, об увеличении её мы не говорим, но мы устраняем следующую несправедливость. Когда мы с вами принимали ещё в прошлом созыве, в 2020 году изменения в закон № 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации", мы туда включили вклады малых и микропредприятий, сведения о которых содержатся в государственном реестре. Но поскольку у нас единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, то получается, что две трети юридических лиц, которые в реестр входят, находятся в периметре этой системы, соответственно, их вклады под защитой, а примерно каждое третье предприятие - вот если мы говорим о средних, о которых вы спрашивали, - находится за рамками этой системы и, соответственно, страхового возмещения не получает. Мы устраняем эту несправедливость в отношении средних предприятий, и теперь все, кто фигурирует в госреестре, все участники этого реестра будут находиться под защитой системы страхования вкладов. И нужно понимать, что если будет возможность увеличить сумму возмещения, то это придётся делать для всех, не только для средних предприятий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Константин Михайлович, законопроектом предусматривается распространение системы страхования вкладов на денежные средства, размещённые на счетах адвокатов, нотариусов и других лиц. Но если у нас нотариус является самостоятельным лицом, осуществляющим свою деятельность, то большое количество адвокатов осуществляют свою деятельность через адвокатские образования. Почитала мнения экспертов - вот какой вопрос: может, нам положение о страховании вкладов стоит распространить не только на адвокатов, но и на адвокатские образования? Вот как вы относитесь к данному предложению? БАХАРЕВ К. М. Спасибо, Яна Валерьевна, за вопрос. Ну, во всяком случае, мы готовы обсудить его с Федеральной палатой адвокатов, потому что изначально от них исходила инициатива о включении адвокатов и нотариусов в систему страхования вкладов. Я думаю, что мы готовы ко второму чтению рассмотреть ваше предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алимова Ольга Николаевна, пожалуйста. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Константин Михайлович, правильно ли я понимаю, что если вкладчик имеет кредитную карту того или иного банка, то в случае отзыва лицензии у банка он получит преимущественное право на компенсацию? И чем всё-таки объясняется необходимость распространения системы страхования на банковские счета именно адвокатов, нотариусов и иных лиц? Кто это - "иные лица"? Или они все открыли счета в каком-то банке, у которого сейчас собираются отозвать лицензию? БАХАРЕВ К. М. Спасибо за вопрос. Ольга Николаевна, иные лица - это те, кто у нас не попадает формально в категорию субъектов малого и среднего предпринимательства. В первую очередь речь идёт о самозанятых, потому что у нас это относительно новый институт, но также сюда можно включить, по крайней мере по мнению коллег из Агентства по страхованию вкладов, ещё ряд дополнительных категорий, например оценщиков, арбитражных управляющих. Поэтому мы сейчас говорим исключительно о тех лицах, которые осуществляют профессиональную деятельность, и о тех средствах, которые для этих целей размещены в банковской системе. Так что здесь, мне кажется, всё абсолютно логично. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Константин Михайлович, значительное расширение системы страхования вкладов, вы приводите категории - вот коллеги задавали вопросы. Судя по пояснительной записке, речь идёт почти о 200 тысячах юридических и физических лиц, потому что, вот вы приводите данные, средние предприятия - это 17,5 тысячи, социально ориентированные НКО - 24,3 тысячи. Если это так, скажите, не повлияет ли это на достижение показателей самого фонда и не изменит ли это ставки страховых взносов для банков, что будет в ущерб клиентам банков? БАХАРЕВ К. М. Спасибо большое за вопрос, я частично уже на него ответил. Я готов вам предоставить письмо руководителя Агентства по страхованию вкладов на этот счёт, мы, естественно, проводили с ними консультации по этому поводу. Конечно, мы хотели бы сделать всё, чтобы не отразилось принятие нашего закона ни на финансовом состоянии банковского сектора, ни на состоянии собственно Агентства по страхованию вкладов. Поэтому те цифры, которые здесь указаны, - могу ещё раз их привести, это сотые доли процента - никак не повлияют на финансовое состояние банковских организаций и не повлияют собственно на АСВ, в худшую сторону по крайней мере. У нас есть на этот счёт компетентное мнение руководства АСВ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Михайлович. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 56 мин. 08 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.