Заседание № 77

27.02.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1191-5 "О внесении изменений в пункт 3 статьи 81-1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (о переносе даты голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления или депутатов соответствующих органов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3385 по 3529 из 5014
Переходим к 20-му вопросу нашего порядка работы. О проекте федерального         
закона "О внесении изменений в пункт 3 статьи 81-1 Федерального закона "Об      
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме          
граждан Российской Федерации". Тульская областная Дума просит рассмотреть       
законопроект без участия своего представителя. Доклад сделает первый            
заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и        
государственному строительству Александр Петрович Москалец.                     
                                                                                
Пожалуйста, Александр Петрович.                                                 
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается предусмотреть     
для органа государственной власти субъекта и органа местного самоуправления,    
а также для депутатов указанных органов возможность перехода к проведению       
выборов во второе воскресенье марта, минуя второе воскресенье октября года, в   
котором истекают сроки их полномочий. При этом предполагается, что назначение   
следующих выборов на второе воскресенье марта года, следующего за годом, в      
котором истекает срок, на который были избраны эти органы или депутаты,         
осуществляется законом субъекта Российской Федерации.                           
                                                                                
Однако должен отметить, уважаемые коллеги, что идея введения единой даты        
голосования, концепция действующего закона, предусматривает совмещение          
технологически выборов в эти органы, а также совмещение указанных выборов с     
выборами в федеральные органы власти в год прекращения их полномочий с целью    
обеспечения и максимальной явки избирателей на избирательные участки, и         
минимизации затрат на проведение выборов. Днями голосования были определены,    
как мы знаем, второе воскресенье марта, а в ряде случаев второе воскресенье     
октября года, в котором истекают сроки полномочий соответствующих органов или   
депутатов, кроме выборов, конечно, депутатов Государственной Думы.              
                                                                                
Законом также был закреплён механизм перехода к единой дате голосования в       
органы власти, действовавший на день вступления его в силу. При этом            
предусматривалось, что, если срок, на который они были избраны, истекал в       
период с 1 ноября 2004 года по 31 марта 2005 года, - сейчас вы поймёте,         
почему я говорю об этих годах, - следующие выборы должны были проводиться       
после истечения этого срока в ближайшее второе воскресенье марта. А вот если    
срок истекал в оставшуюся часть календарного года, то есть с 1 апреля по 31     
октября 2005 года, следующие выборы должны были проводиться в ближайшее         
второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Госдумы - в    
день голосования на этих выборах. И принципиальным являлось то, что переход к   
единому дню голосования не влёк за собой сокращения полномочий избранных        
органов.                                                                        
                                                                                
Второй этап перехода к единой дате голосования состоял в том, что те субъекты   
Российской Федерации, в которых выборы должны были быть проведены в             
соответствии с изложенными принципами не во второе воскресенье марта, имели     
право выбрать время последующих выборов: во второе воскресенье марта либо во    
второе воскресенье октября.                                                     
                                                                                
Таким образом, если день голосования выпадает на март, последующие выборы       
будут проводиться только в марте. Если же по изложенным причинам день           
голосования придётся на октябрь или декабрь, то муниципальное образование,      
заметьте, либо субъект Российской Федерации могут принять решение о переходе    
к выборам в марте. В этом случае в устав муниципального образования до          
проведения очередных выборов может быть внесено изменение, предусматривающее    
исчисление срока полномочий депутатов следующего созыва не в полных годах, а    
в годах и месяцах, с таким расчётом, чтобы очередные выборы проходили именно    
в марте.                                                                        
                                                                                
Законом, уважаемые коллеги, также установлено, что, если в субъекте выборы      
были проведены в иные, чем второе воскресенье марта, дни, а уставом             
муниципального образования не предусмотрено проведение следующих выборов в      
марте, законом, заметьте, самого субъекта могут быть продлены полномочия        
органов местного самоуправления. Ну, тут можно ссылаться ещё и на закон "Об     
основных гарантиях избирательных прав...", статью 82 о продлении и сокращении   
сроков полномочий органов местного самоуправления. При этом период действия     
нормы, о которой мы с вами сегодня говорим, фактически ограничивался 1 января   
2006 года.                                                                      
                                                                                
И ещё прошу заметить, что продление или сокращение сроков полномочий органов    
местного самоуправления представляло собой лишь временную меру. Мы её сейчас    
начинаем перетягивать уже и на текущий этап жизни страны. На это, кстати        
говоря, указывал и Конституционный Суд в своём определении от 12 июля 2005      
года № 309-О.                                                                   
                                                                                
Ещё в заключение могу сказать, что редакцией федерального закона от 22 июля     
прошлого года предусмотрена возможность допускать законом субъекта Российской   
Федерации однократное не более чем на один год продление или сокращение         
сроков полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дня        
голосования на выборах не менее чем двух третей органов местного                
самоуправления муниципальных образований в данном субъекте.                     
                                                                                
Таким образом, дополнение федерального закона предлагаемой авторами             
законопроекта нормой с целью синхронизации проведения выборов в                 
законодательные органы власти разных субъектов Российской Федерации может       
привести к ситуации, когда срок полномочий указанных органов или депутатов      
будет продлеваться до одиннадцати месяцев. Ну, по мнению комитета, такое        
продление срока полномочий не является обоснованным.                            
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет по конституционному законодательству и             
государственному строительству не усматривает оснований для изменения           
действующих норм избирательного законодательства и предлагает вам, уважаемые    
депутаты, отклонить данный законопроект.                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.                              
                                                                                
Есть ли у депутатов вопросы к содокладчику? Есть ли желающие выступить? Есть.   
                                                                                
Присаживайтесь, Александр Петрович.                                             
                                                                                
Депутат Тимченко, пожалуйста.                                                   
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам          
местного самоуправления, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! Комитет по вопросам           
местного самоуправления проводил вчера выездное заседание в городе Туле, где    
наряду с другими вопросами обсуждался вопрос об их законодательной              
инициативе.                                                                     
                                                                                
Нужно признать, что сами законодатели, мотивируя свою законодательную           
инициативу, говорили о том, что они просто хотят сократить бюджетные затраты    
на проведение выборов, так как у них выборы в законодательное собрание          
осенью, а выборы в представительные органы города Тулы будут проходить весной   
следующего года. Фактически по одному этому частному случаю была внесена        
законодательная инициатива. Причём в ходе обсуждения мы привели аргумент,       
который Александр Петрович Москалец изложил в своем докладе, и нужно сказать,   
что тульские законодатели с пониманием отнеслись к мотивировке и изложили       
следующую позицию: в случае если Государственная Дума отклонит их               
законодательную инициативу, они пойдут по тому пути, который был предложен,     
то есть внесут изменения в устав, чтобы в следующие годы была возможность       
совмещения и в связи с этим возможность экономить бюджетные средства.           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Степанович.                             
                                                                                
Ставлю на голосование рассматриваемый вопрос. Кто за то, чтобы принять          
предложенный законопроект в первом чтении?                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 21 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за                0 чел.0,0%                                      
Проголосовало против           36 чел.8,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     36 чел.                                          
Не голосовало                 414 чел.92,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.