Заседание № 82

25.03.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 118733-5 "О внесении изменений в статьи 16 и 18 Закона Российской Федерации "Об образовании" (об установлении запрета на приём в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступенях начального общего и основного общего образования по результатам каких-либо конкурсных испытаний, а также по результатам какого-либо тестирования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5801 по 6284 из 6917
Пункт 18. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и     
18 Закона Российской Федерации "Об образовании". Докладывает депутат            
Государственной Думы Смолин Олег Николаевич.                                    
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Вашему вниманию      
предлагается проект федерального закона, который может коснуться каждого из     
вас через ваших детей, внуков или правнуков. О чём идёт речь? Речь идёт о       
том, что в последнее время, на мой взгляд, в нарушение Конституции и            
действующего законодательства, начиная с начальной школы, а иногда даже         
детского сада, сложилась система конкурсного отбора наших детей.                
                                                                                
Кто сомневается, что такая система на самом деле существует, может почитать     
сегодняшнюю газету "Известия", она вышла как будто специально к рассмотрению    
нашего законопроекта. И я позволю себе короткие выдержки, читаю: "Самый         
беглый обзор положения малышей-абитуриентов в 2009 году, проведённый            
"Известиями", показал: "поступить" ребёнка в престижную московскую школу едва   
ли не сложнее, чем в университет...". И дальше цитата: " - Сколько вашему       
ребёнку? - Шесть лет. - К сожалению, к нам вы уже опоздали - надо было          
приходить год назад, - ошарашили корреспондента "Известий" в Центре             
образования № 548 "Царицыно", - подготовка в нашу школу занимает два года. Да   
и не факт, что в прошлом году вы бы к нам попали - конкурс в дошколку четыре    
человека на место. - Сколько стоит? - В этом году 4500 рублей в месяц, в        
следующем году будет 5000 рублей. Кризис". И дальше приводится масса фактов     
такого же рода.                                                                 
                                                                                
С нашей точки зрения, уважаемые коллеги, это абсолютно неконституционно и       
абсолютно вредно. Нашим законопроектом предлагается запретить подобного рода    
конкурсный отбор. Таким образом мы хотим решить следующие проблемы.             
                                                                                
Первое. Мы хотим обеспечить равные стартовые возможности детей на уровне        
дошкольного образования и школы. Мы против того, чтобы детей с детства делили   
на сорта.                                                                       
                                                                                
Второе. Мы хотим значительно уменьшить коррупцию. Как вы все прекрасно          
понимаете, там, где незаконный конкурс, там очень часто бывает и коррупция, -   
сверх того, что платят впрямую, платят ещё кому-то, кто принимает               
соответствующие решения. А, как вы знаете, сейчас Государственная Дума очень    
озабочена уменьшением коррупции в нашей стране.                                 
                                                                                
Третье. Мы хотим защитить психологическое здоровье ребёнка, его учебную         
мотивацию. В той же самой статье в "Известиях", о которой я говорил,            
приводятся высказывания, пожалуй, самого знаменитого детского физиолога,        
директора Института возрастной физиологии Марьяны Безруких, которая говорит,    
что подобная практика травмирует ребёнка. До 80 процентов детей не готовы к     
тем требованиям, которые предъявляют продвинутые школы, незаконно               
предъявляют, и это с детства формирует комплекс неудачника. Кроме того, если    
вы с детства начинаете заниматься с ребёнком вместо игры непосредственно тем,   
чем должны заниматься только в школе, вы отбиваете у него мотивацию к учению,   
может быть, навсегда, как считает главный физиолог России.                      
                                                                                
Четвёртое. Мы считаем, что наш закон идёт во исполнение Конституции, которая    
устанавливает, между прочим, что у нас общедоступное и бесплатное дошкольное    
образование и общее образование. Фактически же при такой системе происходит     
переход к тринадцатилетней школе, где два первых года платные.                  
                                                                                
Наконец, пятое. Мы считаем, что это вопрос не только образования, это вопрос    
национальной безопасности. Те, кто когда-нибудь изучал политическую науку,      
знают, что таким образом мы формируем закрытый тип политической элиты, а        
закрытый тип политической элиты - это признак конфликтного общества, которое    
чревато не только конфликтами, но и прямыми революциями. Казалось бы, дети, а   
вот какие далекоидущие последствия.                                             
                                                                                
Теперь хочу сказать несколько слов о наших оппонентах. Правительство нас        
восхитило: нам предлагают отклонить этот законопроект, поскольку он             
соответствует Конституции. Раньше нам предлагали отклонять законопроекты на     
том основании, что Конституции они не соответствуют. Теперь говорят,            
Конституцией это предусмотрено, поэтому законопроект не нужен. То, что          
Конституция нарушается на каждом шагу, никого не волнует.                       
                                                                                
Родной Комитет по образованию меня слегка удивил. Нам говорят о том, что        
проблема решена, поскольку требуется в соответствующих статьях закона, чтобы    
местные власти обеспечивали необходимое количество учебных мест. Они            
обеспечивают необходимое количество учебных мест, но при этом возникает         
образовательная сегрегация и, если угодно, образовательный апартеид: дети       
богатых попадают в одни школы, дети бедных, менее подготовленные, в другие      
школы.                                                                          
                                                                                
А вот субъекты Российской Федерации меня порадовали. Все заключения субъектов   
Российской Федерации или просто положительные, или с небольшими замечаниями.    
                                                                                
Порадовал меня и комитет-соисполнитель. Я благодарю Комитет по вопросам         
семьи, женщин и детей, который дал положительное заключение, и лично Елену      
Борисовну Мизулину, которая дала согласие стать нашим соавтором по этому        
законопроекту.                                                                  
                                                                                
Повторяю: по существу мы не получили ни одного отрицательного отзыва, кроме     
отзыва правительства и отзыва комитета, который вынужден был следовать отзыву   
правительства. По существу отрицательный отзыв правительства означает           
оправдание существующей практики нарушения конституционных прав ребёнка,        
поэтому мы не можем согласиться с подобной позицией.                            
                                                                                
Мы призываем вас поддержать этот законопроект. Подумайте, в конце концов, о     
ваших собственных детях, внуках и правнуках.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Слово для содоклада предоставляется председателю Комитета по образованию        
Григорию Артёмовичу Балыхину.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Григорий Артёмович.                                                 
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной     
Думы! Представленный одним из авторов этого законопроекта, Олегом               
Николаевичем Смолиным, проект федерального закона "О внесении изменений в       
статьи 16 и 18 Закона Российской Федерации "Об образовании" рассмотрен          
Комитетом по образованию.                                                       
                                                                                
Авторы предлагают дополнить статьи 16 и 18 Закона Российской Федерации "Об      
образовании" положением, запрещающим приём в государственные и муниципальные    
образовательные учреждения на ступени начального общего и основного общего      
образования по результатам каких-либо конкурсных испытаний, а также по          
результатам какого-либо тестирования. Откровенно скажу, что комитет разделяет   
позицию авторов, высказанную в пояснительной записке, в части того, что общее   
образование является общедоступным, бесплатным и общеобязательным. Поэтому      
право поступления в указанные образовательные учреждения не может быть          
ограничено ни результатами конкурса, ни результатами разного рода испытаний.    
Здесь мы с этой позицией согласны.                                              
                                                                                
Но утверждение Олега Николаевича, что в заключении правительства сказано о      
том, что законопроект соответствует Конституции Российской Федерации... Это     
не совсем так. В заключении правительства сказано, что эта норма                
предусмотрена Конституцией Российской Федерации, которая имеет высшую           
юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации.     
Подчёркиваю: прямое действие. Причём в Законе Российской Федерации "Об          
образовании" эта норма регулируется учредителем и уставами образовательных      
учреждений.                                                                     
                                                                                
В своём заключении на данный законопроект комитет отмечает, что в               
соответствии с пунктом 1.1 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об            
образовании" правила приёма граждан в государственные и муниципальные           
образовательные учреждения на всех ступенях общего образования, как я уже       
сказал, регулируются учредителем и уставами образовательных учреждений.         
                                                                                
Хочу подчеркнуть, что ещё в 1994 году (и я здесь не согласен с Олегом           
Николаевичем, который сказал, что только в последние годы сложилась вот такая   
порочная система), а также в 2000 году отмечалось в письмах Минобразования и    
Минобразования и науки, которые были направлены в органы управления             
образованием, что проведение конкурсного отбора в различных формах -            
экзамены, собеседование, тестирование - при приёме детей в первый класс         
общеобразовательных учреждений является нарушением указанного закона. Если      
это право нарушается, то, с нашей точки зрения, это означает, что органы        
управления образованием в субъектах Российской Федерации (это их полномочия)    
не осуществляют должный контроль и не принимают меры по недопущению             
ограничения прав граждан при получении общего образования. Очевидно, что        
факты проведения конкурсного отбора в школу связаны не с отсутствием            
надлежащей нормы в законе, а с отсутствием должных санкций за её нарушение.     
                                                                                
И в этой связи я хочу подчеркнуть, что в настоящее время на рассмотрение в      
Государственную Думу поступил внесённый Правительством Российской Федерации     
проект федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации   
об административных правонарушениях и в статью 12 Закона Российской Федерации   
"Об образовании" в части установления административной ответственности за       
нарушение законодательства Российской Федерации в области образования. Этим     
законопроектом предусматривается ответственность должностных лиц за нарушение   
законодательства об образовании и ограничение права граждан на получение        
образования, в том числе в части приёма в образовательные учреждения.           
                                                                                
Справочно отмечу, что за нарушение порядка приёма в образовательные             
учреждения общего образования и профессионального образования                   
предусматриваются штрафы и даже дисквалификация должностных лиц, если такие     
нарушения будут установлены.                                                    
                                                                                
Правительство Российской Федерации в своём официальном отзыве не поддерживает   
законопроект, считая, что поднятый вопрос не требует дополнительного            
законодательного регулирования.                                                 
                                                                                
На основании вышеизложенного комитет предлагает отклонить представленный        
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и        
содокладчику? Есть. Депутат Локоть и депутат Федоткин - подводим черту.         
                                                                                
Пожалуйста, депутат Локоть.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Олег Николаевич, уважаемые депутаты! Ну вы знаете, что   
в Сибири сложилась своя система учёбы. В частности, в Новосибирском             
университете Сибирского отделения Академии наук сложилась такая практика,       
когда по всей Сибири набирают школьников в физматшколу (конечно, их             
тестируют, конечно, их как-то проверяют, их называют "фэмэшата"), с тем чтобы   
потом из них выращивать тех студентов, тех будущих учёных, которые составят     
славу нашей отечественной науки. Не повредит ли, не сломает ли данный           
законопроект эту традиционную школу подготовки высших специалистов в Сибири?    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Смолин. С места.                                  
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, спасибо за вопрос, от сибиряка      
сибиряку. Мало того, мои родители (отец - математик, мама - литератор)          
работали в специальной математической школе, правда, в городе Омске, а не в     
Новосибирске.                                                                   
                                                                                
Конечно нет. Если вы обратили внимание, мы говорим о том, что конкурсный        
отбор не должен осуществляться в начальной школе и в основной школе. Что        
касается старшей школы, то таких ограничений нет. Если это прописано            
недостаточно внятно, мы готовы ещё рассмотреть этот вопрос при подготовке ко    
второму чтению. Безусловно, в те школы, где установлены программы повышенной    
сложности, - и только в этом случае - могут дети отбираться, во всех            
остальных случаях оправдания этому нет.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Федоткин.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Григорий Артёмович, у меня к вам вопрос. Я слушал ваши           
аргументы против принятия этого закона и услышал только одно: это вопрос        
муниципальных образований, а не наш, они вот такие-сякие, разэтакие, нарушают   
Конституцию, нарушают законы, вроде бы они нехорошие. У меня создалось          
впечатление, что муниципальные образования живут в одной стране, а мы в         
другой, и нам безразлично, что они делают. Если правительство скажет да,        
тогда мы примем, если скажет нет, тогда нет. У вас какие-то другие аргументы    
есть, кроме как обвинять муниципальные образования? Если есть, то назовите      
хотя бы один-два.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Григорий Артёмович, пожалуйста, хотя вопрос               
риторический.                                                                   
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Нет, в моём содокладе не было прямого обвинения. Я говорил об     
этом только по той причине, что дошкольное и общее образование находятся в      
компетенции субъектов Российской Федерации, естественно, органов управления     
образованием.                                                                   
                                                                                
Я хочу, отвечая на ваш вопрос, сказать о другом. Если мы пойдём путём           
внесения запретительных норм в Закон "Об образовании" или в другие отраслевые   
законы, то мы далеко зайдём. Во-первых, запретительные меры - это               
неэффективный путь борьбы с нарушениями, если они не влекут за собой никакой    
административной ответственности.                                               
                                                                                
Я говорил, что сейчас в Думе рассматривается законопроект о внесении поправок   
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, где          
предусматриваются конкретные меры наказания для тех, кто нарушает               
Конституцию, нарушает закон. А так мы действительно зайдём далеко. Почему,      
допустим, в этом законопроекте авторы не предлагают запретить платность, хотя   
Олег Николаевич в своём докладе об этом говорил? Почему мы тогда не запретим    
бесконкурсное поступление в высшие учебные заведения? Мы что, не знаем, что у   
нас есть случаи, когда обходится конкурс, когда человек принимается на первый   
курс на специальность, где нет конкурса, а потом в этот же год переводится на   
специальность, где конкурс был двадцать человек на место? Мы что, о таких       
фактах не знаем? Тогда почему эти нормы не вносятся? Мы так далеко зайдём,      
уважаемые коллеги.                                                              
                                                                                
Мы должны сейчас сделать так, чтобы законопроект, о котором я уже говорил и     
по которому наш комитет является соисполнителем, был принят. Он не всеми, в     
том числе и депутатами, поддерживается, но тем не менее надо идти по этому      
пути, потому что запретить, внести запретительную норму и не потребовать        
какого-то наказания за нарушение - это всё бесполезно.                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Журова. Я не увидел, когда смотрел в зал. А,      
нет, Иванов... Вы будете выступать? Да, будет выступать.                        
                                                                                
Ваш вопрос, Светлана Сергеевна, пожалуйста.                                     
                                                                                
ЖУРОВА С. С., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Мой вопрос Олегу Николаевичу. Он, наверное, в продолжение вопроса Анатолия      
Евгеньевича насчёт неких опасений по поводу общего образования, потому что в    
спортивных школах олимпийского резерва есть две составляющие: образовательная   
и спортивная, но именно по спортивной составляющей проводятся тестовые          
соревнования, спортсмен должен выполнить тестовые нормы, чтобы попасть в эту    
школу. Получается, на основании такого закона это будет запрещено делать        
вообще или тогда все могут учиться в образовательной школе, но при этом не      
участвовать в спортивных соревнованиях. То есть это будет некое непонимание,    
неправильная трактовка закона в этом случае.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин. С места.                              
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Спасибо, уважаемая Светлана Сергеевна, за вопрос.                  
                                                                                
Я повторяю то, что уже говорил Анатолию Евгеньевичу. Конечно, когда речь идёт   
о специальной подготовке спортсмена, данный закон не для этого случая. Это      
как раз тот случай, когда возможен и, более того, нужен отбор людей с           
соответствующими способностями, он не из тех случаев из газеты "Известия",      
про которые я вам читал и которые стали абсолютно типичными для крупных         
городов.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Григорий Артёмович.                                 
                                                                                
У нас сейчас процедура вопросов и ответов. Я напоминаю, что сегодня среда,      
поэтому я и не говорю ничего о времени. Мы сейчас должны просто закончить       
рассмотрение вопроса, который мы начали обсуждать.                              
                                                                                
А вот Асеев что-то хочет предложить. По ведению - Асеев. Пожалуйста, Владимир   
Михайлович.                                                                     
                                                                                
АСЕЕВ В. М. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Я понимаю, что все   
устали, но я предлагаю, учитывая, что у нас четырнадцать протокольных           
поручений, всё-таки рассмотреть их на сегодняшнем заседании.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уточняю: не четырнадцать, а десять.                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, тем не менее депутат Асеев             
предлагает сейчас завершить этот вопрос и рассмотреть десять протокольных       
поручений, которые уже подготовил наш секретариат. Соглашаемся? Есть            
возражения. Тогда я ставлю на голосование.                                      
                                                                                
Ставится на голосование предложение депутата Асеева.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 01 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              235 чел.52,2%                                     
Проголосовало против           20 чел.4,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    255 чел.                                          
Не голосовало                 195 чел.43,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Теперь выступления по рассматриваемому закону. У нас два выступления: депутат   
Локоть и депутат Иванов.                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич.                                         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Я очень коротко.                                          
                                                                                
Вообще, проблема поднята очень важная, и возникшая проблема свойственна         
только нашему времени, когда началось расслоение по имущественному признаку,    
по доходам семей, когда начали разделяться школы: появились сначала частные,    
платные, затем всякие элитные школы. И вот отсюда такая постановка этого        
вопроса.                                                                        
                                                                                
Все мы учились, и у всех нас богатый опыт, свой во всяком случае,               
десятилетней учёбы в школе. Давайте вспомним время, в которое мы учились.       
Вообще говоря, вот этого разделения никогда не было. Мы поступали все в любую   
школу, какую хотели, ну, рядом, и это разделение шло только после восьмого      
класса, когда начиналась профориентация, тогда проводился конкурс. И я думаю,   
неправомерно ставить вопрос о том, чтобы убрать тогда конкурс при поступлении   
в вузы. Здесь есть принципиальное отличие, потому что либо мы ставим вопрос о   
равенстве среднего общего образования... Для нормального развивающегося         
общества, которое претендует сегодня на передовые позиции в культурном, в       
образовательном плане на мировом уровне, мы должны ставить вопрос именно так:   
среднее общее образование доступное и равное. И права здесь, безусловно,        
должны быть равны, и какие-то разделения здесь, конечно, недопустимы.           
                                                                                
Я думаю, что условия подбора в специальные учебные заведения, когда речь идёт   
о ФМШ, либо о спортивных школах, либо о школах с каким-то другим уклоном,       
требуют, наверное, специальной разработки, и во втором чтении это можно         
учесть и что-то подправить. А так я считаю, что данная законодательная          
инициатива заслуживает всяческого одобрения и внимания и предлагаю голосовать   
за.                                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов Сергей Владимирович.                       
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вы знаете, как       
удобно у нас трактуется Конституция: подаёшь законопроект, а тебе его           
возвращают и говорят, что он не соответствует Конституции, потому что кто-то    
решил, что требуются там какие-то финансовые затраты. Здесь другая ситуация:    
вроде всё соответствует Конституции, зачем конкретизировать? Вот это очень      
странная позиция. Мне кажется, Григорий Артёмович должен понимать. Не надо      
конкретизировать, вы говорите, вы солидарны с правительством... Ну тогда        
давайте вспомним Конституцию, пункт 1 статьи 3 - власть в России принадлежит    
кому? Народу. Давайте распустим все силовые ведомства, органы государственной   
власти, управления - зачем конкретизировать? Народ сейчас будет осуществлять    
свою власть непосредственно. Про опосредованно я уже говорить не буду. В        
Конституции записано, что у нас власть разделяется на исполнительную,           
судебную и законодательную и все они независимы друг от друга. Есть такое?      
Есть. Однако то, что сейчас происходит, - извините, полное подмятие под себя    
властью исполнительной власти законодательной: правительство за - мы тоже за,   
правительство против - мы тоже против. Ну, не мы, а большинство имеется в       
виду. Может быть, тогда перестанем законопроекты в комитеты направлять, а       
будем отправлять их в соответствующие структуры правительства и оттуда          
получать заключения? Вам не кажется, что это странно? У нас написано в          
Конституции много чего: цензура запрещена, бесплатное образование               
гарантируется. Ну и что, это исполняется, что ли? Ничего это не исполняется     
абсолютно.                                                                      
                                                                                
Данный законопроект абсолютно правильный и своевременный. Если мы эту норму     
конкретизируем, а не будем ждать, пока вы соизволите принять в                  
административном кодексе какие-то там небольшие штрафы, потому что там будут    
отмазываться за те же самые взятки (извините за такое высказывание), это        
будет гораздо лучше. И надо будет следить за исполнением данного закона. А      
все те штрафы, которые будут приняты, - ну, они, знаете, может, повлияют на     
кого-то, может, не повлияют, но люди найдут способы уклониться от них.          
Поэтому мы будем голосовать за.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Владимирович, не в службу, а в дружбу: после заседания назовите мне      
хотя бы один пример, один парламент, где парламентское большинство голосует     
против правительства, которое оно поддерживает. Ну хотя бы один пример. Это     
уже мне лично, это просьба.                                                     
                                                                                
Теперь, уважаемые коллеги, заключительное слово депутата Смолина. Пожалуйста.   
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! В заключение я       
хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что нарушения прав ребёнка,          
нарушения Конституции стали массовой практикой. Я вам привёл примеры. Таких     
примеров, если бы Министерство образования и науки этим озаботилось, можно      
было бы привести огромное количество, это не частные случаи. Это первое.        
                                                                                
Второе. Нам говорят, что министерство рассылало инструктивные письма. Мы        
рады. Но после этого массовая практика стала ещё более массовой. Значит,        
инструктивных писем явно недостаточно.                                          
                                                                                
Третье. Нам говорят, что новый закон, который мы сейчас рассматриваем, -        
закон о внесении изменений в административный кодекс - покончит с этой          
массовой практикой. Не покончит. Почему? Этот закон предусматривает наказание   
за нарушение порядка приёма, а школы установят порядок приёма, который будет    
предусматривать - он и сейчас у них существует и благополучно предусматривает   
- конкурсный отбор в лучшем случае по тому, как родители уже успели             
поднатаскать своего ребёнка, в худшем случае - по кошелькам родителей.          
Поэтому, если мы примем этот закон, тогда действительно они вынуждены будут     
установить порядок приёма, исключающий такие возможности, и действительно       
заработает закон о внесении изменений в Кодекс об административных              
правонарушениях. В противном случае ничего не будет.                            
                                                                                
И последнее. Ещё раз: коллеги, я считаю, что фактически позиция правительства   
оправдывает существующие нарушения, само ничего не делает и законодательные     
инициативы на эту тему принимать не даёт. Поэтому для того, чтобы вы не         
столкнулись на личном опыте с подобного рода нарушениями, я прошу вас           
поддержать этот законопроект. Как все признают, он полностью соответствует      
Конституции.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект "О внесении          
изменений в статьи..."...                                                       
                                                                                
А, прошу прощения, содокладчик просит выступить с заключительным словом.        
                                                                                
Балыхин, пожалуйста.                                                            
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Спасибо, Олег Викторович.                                         
                                                                                
Я хочу отреагировать на заключительное слово Олега Николаевича и сказать о      
том, что я не согласен, и комитет тоже, с тем, что правительство, дав           
отрицательное заключение на этот законопроект, поддерживает массовость          
нарушений при приёме и, грубо говоря, злоупотребления. Это не соответствует     
действительности. А подтверждением тому, что министерство и правительство       
беспокоит эта проблема, как раз и является внесение законопроекта - это         
правительственный законопроект, я об этом говорил в своём содокладе,            
правительство внесло достаточно непопулярный законопроект - об                  
административной ответственности за нарушение законодательства в области        
образования. Это первое.                                                        
                                                                                
Второе. Вы говорите, что учредитель и школа установят такие правила, которые    
будут допускать нарушения. Но, Олег Николаевич, вы же прекрасно знаете, что и   
учредитель, и школа не могут устанавливать правила, противоречащие нормам       
Конституции и нашим законам в области образования.                              
                                                                                
И я хочу Анатолию Евгеньевичу сказать о том, что вы неправильно поняли мой      
тезис о конкурсе в высшие учебные заведения, я отнюдь не об этом говорил. Я     
говорил о том, что по аналогии, если есть нарушения при приёме в детский сад    
или в начальную школу, то есть факты и случаи, когда допускается                
бесконкурсный, я подчёркиваю, бесконкурсный приём в высшие учебные заведения,   
и я об этом сказал. Поэтому я говорю, что тогда, наверное, нужно принимать      
закон о том, чтобы запретить бесконкурсность, а не наоборот, культивировать     
бесконкурсное зачисление в высшие учебные заведения. Я в качестве примера       
сказал.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статьи 16 и 18 Закона Российской Федерации "Об образовании". Комитет не         
поддерживает данную инициативу.                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 10 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              130 чел.28,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    130 чел.                                          
Не голосовало                 320 чел.71,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклоняется.