Заседание № 45

26.05.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 118634-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2719 по 2753 из 8234
6-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный         
кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса       
Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов             
противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к                
суицидальному поведению".                                                       
                                                                                
Ольга Юрьевна Баталина, пожалуйста.                                             
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к          
третьему чтению, прошёл юридическую и лингвистическую экспертизы. Принятие      
подзаконных нормативных актов в связи с его принятием не требуется. Прошу       
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Юрьевна.                                   
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.                            
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              408 чел.90,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 44

24.05.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 118634-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению" (принят в первом чтении 19 апреля 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2672 по 2748 из 6977
Коллеги, рассматривается вопрос 10, о проекте федерального закона "О внесении   
изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151                  
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления      
дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на         
побуждение детей к суицидальному поведению". Доклад Ольги Юрьевны Баталиной.    
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в     
первом чтении 19 апреля 2017 года. На площадке комитета были отработаны все     
поправки, поступившие в комитет. Заключение Правового управления не содержит    
замечаний, так же как и заключение Верховного Суда Российской Федерации и       
отзыв Правительства Российской Федерации. В комитет поступило десять            
поправок, пять из них рекомендуются к принятию, пять рекомендуются к            
отклонению. Поправки, рекомендованные к принятию, уточняют редакцию тех норм,   
которые уже были включены в законопроект в первом чтении. Прошу поддержать.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по таблице           
поправок № 1? Нет.                                                              
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1, предлагаемых ответственным        
комитетом к принятию.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              389 чел.86,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    389 чел.                                          
Не голосовало                  61 чел.13,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли замечания и предложения по таблице поправок № 2, предложенных           
ответственным комитетом к отклонению? Нет.                                      
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2, предложенных ответственным        
комитетом к отклонению.                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              388 чел.86,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                  62 чел.13,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О        
внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151         
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления      
дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на         
побуждение детей к суицидальному поведению", вопрос 10 нашей повестки дня.      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              415 чел.92,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    415 чел.                                          
Не голосовало                  35 чел.7,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят единогласно. Поздравляю, коллеги!          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5299 по 5304 из 6977
БАТАЛИНА О. Ю. Александр Дмитриевич, большая просьба законопроект № 118634-7,   
который мы рассмотрели сегодня во втором чтении, поставить на пятницу, на 26    
мая, для рассмотрения в третьем чтении. Законопроект готов к рассмотрению.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.                                          
                                                                                

Заседание № 39

19.04.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 118634-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5587 по 6621 из 6937
Коллеги, рассматриваем два взаимосвязанных законопроекта под пунктами 18 и      
19. 18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный   
кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской         
Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия        
деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению". И    
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных   
механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к     
суицидальному поведению". Докладывает Ирина Анатольевна Яровая.                 
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предложены два законопроекта, которые        
объединены общей идеологией. Я напомню, что в 2012 году Президентом             
Российской Федерации была утверждена Национальная стратегия действий в          
интересах детей, и уже тогда нашим президентом была обозначена проблема         
суицидов среди молодого поколения. За эти годы проблема, к сожалению, только    
усугубилась, и мы с сожалением констатируем печальные данные, а именно: в       
2016 году 720 мальчиков и девочек совершили самоубийство. При этом хочу         
обратить ваше внимание ещё на одну цифру: 1 тысяча 633 сообщения о суицидах     
несовершеннолетних было зарегистрировано правоохранительными органами, а        
количество уголовных дел, которые были возбуждены по фактам этих сообщений, в   
4 раза меньше - о чём это говорит? Это говорит о том, что статистика, которой   
мы сегодня располагаем, к сожалению, даёт нам понимание только по тем фактам,   
где наступили печальные, трагичные, необратимые последствия, но количество      
попыток суицидов вообще неисчислимо, потому что такой статистики нет.           
                                                                                
Сегодня можно посчитать количество сайтов, которые предлагают детям совершить   
самоубийство. По данным Роскомнадзора, только в прошлом году 4 тысячи 700       
таких ресурсов было заблокировано. Да, действительно, в Российской Федерации    
уже давно действует закон, который запрещает размещение информации,             
побуждающей к суицидам, потреблению наркотиков, содержащей детскую              
порнографию, но сегодня мы констатируем, что только пресекательные меры по      
распространению подобной информации оказываются недостаточными: до тех пор,     
пока не будут установлены, изобличены лица - организаторы этой смертельной      
деятельности, организаторы смертельных киберсект, которые влияют на сознание    
детей и фактически подводят их к последней необратимой черте, невозможно        
будет исправить ситуацию. И мы предлагаем следующие комплексные меры.           
                                                                                
В российское законодательство предлагается ввести уголовную ответственность     
за склонение к совершению самоубийства и за содействие совершению               
самоубийства - это принципиально новые составы, которые как раз адекватно       
отвечают на такие формы совершения преступлений, как воздействие на ребёнка     
через обман, уговоры, подкуп и манипуляция сознанием несовершеннолетнего.       
Также предлагается внести дополнения в действующую статью "Доведение до         
самоубийства". Вы помните, что состав в этой статье всегда был материальным:    
квалификация действий осуществлялась при наличии фактов угроз и жестокого       
обращения с потерпевшим, то есть фактически это совершенно другая,              
объективная сторона преступления. Но здесь никогда не было квалифицирующего     
признака, если это преступление совершалось в отношении детей, и,               
соответственно, повышенной ответственности. Мы предлагаем установить            
повышенную ответственность за доведение до самоубийства, за совершение таких    
преступлений в отношении как детей, так и беременных женщин и стариков.         
                                                                                
Хочу обратить ваше внимание на то, что комплексные меры, которые мы             
предлагаем, должны защитить не только несовершеннолетних, они должны защитить   
от этих преступлений в принципе любого гражданина России, но если такое         
преступление будет совершено в отношении ребёнка, то это повлечёт повышенную    
ответственность, если такое преступление будет совершено с использованием       
сети Интернет, то это повлечёт повышенную ответственность.                      
                                                                                
Вы знаете, наука оказалась бессильна в предсказании этого нового вида           
преступлений. Тот, кто работал в правоохранительных органах, знает, что самые   
страшные преступления - это преступления в отношении детей, и тот, кто хотя     
бы раз выезжал на место происшествия, кому приходилось работать по факту        
убийства ребёнка, никогда не забудет этой ситуации. Мы должны понимать, что     
те, кто совершает преступления в отношении детей, - это новые чикатило,         
потому что они пользуются анонимностью, высокая латентность, они понимают,      
что никогда не понесут наказания в рамках действующего законодательства -       
де-юре сейчас правоохранители даже не могут возбуждать в отношении их           
уголовные дела. К сожалению, никто не предсказал этот вал новых преступлений,   
потому что в какой-то момент всем показалось, что новые коммуникации только     
улучшают жизнь, но они очень быстро были освоены преступным миром, преступным   
сообществом.                                                                    
                                                                                
Наши предложения поддержаны всеми правоохранителями, Роскомнадзором,            
Министерством образования и науки. Должна вам сказать, что мы предлагаем ещё    
и дополнительные профилактические меры. Наша задача не только поймать,          
изобличить и наказать, наша задача - не дать совершить убийство, поэтому мы     
вводим формулу процессуального взаимодействия Роскомнадзора с                   
правоохранительными органами: ещё до блокировки сайта информация будет          
направляться в органы полиции, что позволит им незамедлительно начинать         
оперативно-розыскные мероприятия, пресекать деятельность этих лиц,              
фиксировать доказательства, потому что важна процессуальная фиксация            
доказательств, возбуждать уголовные дела и обеспечивать неотвратимость          
наказания.                                                                      
                                                                                
Кроме того, профилактика будет заключаться ещё и в том, что мы начнём наконец   
выкорчёвывать корни этих преступлений. Мы сегодня наконец поймём, кто эти       
дистанционные убийцы, которые фактически безнаказанно совершают убийства        
детей. Ещё один очень важный аспект, связанный с профилактикой преступлений,    
- это то, что органы, которые в соответствии с действующим законодательством    
призваны обеспечивать комплекс профилактических мер по недопущению              
правонарушений в отношении несовершеннолетних, также будут задействованы в      
этой работе по профилактике суицидов.                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, наверное, беспрецедентен тот факт - мы посмотрели,           
проанализировали, - что на сегодняшний день к законопроекту, о котором я        
докладываю, к данной законодательной инициативе присоединились восемьдесят      
шесть человек: это вы, уважаемые коллеги, представители совершенно разных       
фракций, члены Совета Федерации, и каждый, кто подходил ко мне, говорил: "У     
меня в регионе очень остра эта проблема, я знаю, что это такое, я хотел бы      
принимать в этом участие, чтобы остановить этих преступников". Так что,         
уважаемые коллеги, можно говорить, что мы сегодня презентуем объединённую       
позицию парламента - комплекс дополнительных и вполне эффективных мер по        
профилактике преступлений в отношении детей, по пресечению деятельности         
"групп смерти" и обеспечению неотвратимости наказания за совершение этих        
чудовищных преступлений. Просьба поддержать.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По первому законопроекту, пункт 18, с содокладом выступает Ольга Юрьевна        
Баталина.                                                                       
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю. Уважаемые коллеги, Ирина Анатольевна подробно изложила суть      
предлагаемого законопроекта. Комитет поддерживает концепцию данного             
законопроекта. Отмечу только несколько моментов.                                
                                                                                
Важно, что новые составы, которые вводятся в Уголовный кодекс, по своей         
конструкции являются формальными, то есть будут считаться оконченными с         
момента совершения деяния независимо от наступивших последствий. Это важно,     
потому что действия в сети Интернет, действия с использованием                  
телекоммуникационной сети порой достаточно сложно увязать с последствиями,      
которые наступают, с действием подростка, который совершает суицид. Так что     
данные составы будут применяться по факту их совершения.                        
                                                                                
И ещё один важный момент: предлагаемым законопроектом предусмотрен механизм     
освобождения от уголовной ответственности в случаях добровольного отказа от     
противоправной деятельности и способствования раскрытию преступлений данной     
категории, потому что, если мы говорим об Интернете, если мы говорим о          
социальных сетях, действительно крайне важно в кратчайшие сроки выявить         
распространителя информации, выявить всех, кто задействован в склонении         
подростков, несовершеннолетних к совершению суицидальных действий.              
                                                                                
Напомню, что когда мы с вами вводили чёрные списки в Интернете, то одной из     
ключевых групп информации, которую мы предлагали блокировать без рассмотрения   
в судебном порядке, была как раз группа информации, касающейся склонения к      
совершению суицида, того, как эти действия могли бы быть совершены,             
"романтизации" подростковых суицидов. Вспомните, какую тогда сложную,           
негативную реакцию это предложение вызывало у операторов связи. Я помню,        
тогда у нас и "Google", и "Яндекс" объявляли бойкот принятию этих мер, но       
жизнь показала, что мы с вами действовали в абсолютно правильном направлении    
и действовать нужно жёстче, потому что, как уже отметила Ирина Анатольевна, к   
сожалению, количество суицидов не сокращается. И очень важно не только          
пресекать появление информации, но и подвергать жесточайшему уголовному         
преследованию всех, кто в конечном счёте будет виновен в гибели детей.          
                                                                                
Комитет просит поддержать законопроект.                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По второму законопроекту, пункт 19, с содокладом          
выступает Тамара Васильевна Плетнёва.                                           
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, я прожила долгую жизнь и помню, у нас был     
такой случай: одна девочка из старших классов покончила с собой - это было      
такое ЧП, что я до сих пор всё это помню! Это действительно было, но было       
крайне редко и оттого что либо какая-то трагедия случалась, может быть          
несчастная любовь или что-то ещё, либо было что-то с психикой. А то, что        
сейчас происходит, - это ужасно! Вот недавно в Интернете появился такой         
призыв к девочкам: "Ты хочешь быть феей? Подойди к окну, посмотри на небо.      
Хочешь улететь (ты же про фею читала)? Открой конфорку у газовой плиты и        
ложись спать, а утром ты станешь феей". Представляете? Ну что это за люди,      
вообще?!                                                                        
                                                                                
Огромное спасибо Ирине Анатольевне, потому что это была в первую очередь её     
идея. Мы все возмущались, ахали, но она первая поняла, что делать, собрала      
рабочую группу, и всё, что она рассказывала, мы обсуждали очень подробно.       
Хочу сказать, что действительно много депутатов присоединилось, и я думаю,      
что сегодня вообще вся Дума присоединится к этим двум законопроектам.           
                                                                                
Конечно, с первым законопроектом всё более понятно, со вторым очень сложно      
будет: вносятся поправки в закон об информации и о защите от информации, и      
очень много потребуется подзаконных актов, потому что Роспотребнадзор должен    
информировать, а представители, органы МВД должны будут реагировать. Это        
закон, как мы говорим сегодня, регулирующего воздействия, нам потребуется всё   
это отслеживать и вместе наводить порядок во всём.                              
                                                                                
Честно говорю, поддержали все: и Совет Федерации, и наши два                    
комитета-соисполнителя, по охране здоровья и по информационной политике, -      
спасибо, ребята, было сделано всё очень оперативно! - и правительство, и ГПУ,   
и наше Правовое управление - все поддерживают. И вас я призываю поддержать.     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                В. В. Володин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, пожалуйста, вопросы.                             
                                                                                
Включите запись на вопросы.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Ирина Анатольевна, хотелось бы уточнить данные         
статистики: из 720 самоубийств сколько связано или могло быть связано с         
соцсетями, с размещённой там информацией? Это первое.                           
                                                                                
Второй момент касается проектируемой статьи 110-2 "Организация деятельности,    
сопряжённой с побуждением граждан к совершению самоубийства". Деятельность      
коллекторов, которые доводят граждан до самоубийства своими постоянными         
звонками, угрозами и так далее, может подпадать под действие этой статьи?       
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Спасибо за вопрос.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, сегодня я не случайно обратила внимание всего зала на то,    
что статистики, которая позволяла бы чётко отследить прямую связь, не может     
быть по одной простой причине: сегодня у правоохранителей даже нет оснований    
для возбуждения уголовного дела, потому что по действующему законодательству    
нет квалификации доведения до самоубийства. Я могу вам привести данные          
Следственного комитета, я могу вам привести данные Натальи Касперской,          
Роскомнадзора и института Сербского: проведён анализ того, как работают эти     
"группы смерти", которые можно ещё называть "киберсекты", и можно с полной      
уверенностью сказать, что организация этого преступного и опасного контента     
осуществляется профессионально.                                                 
                                                                                
Кроме того, законопроект, о котором мы сегодня ведём речь, касается не только   
доведения до самоубийства через Интернет, он касается в целом квалификации      
деяний, которые могут быть сопряжены с распространением информации любым        
другим способом, не только с использованием телекоммуникационной сети, - ещё    
и в этом ценность данного законопроекта, он фактически не оставляет брешей,     
которые позволяли бы уходить от ответственности.                                
                                                                                
Количество детей, которые сегодня вовлечены в контент в "группах смерти",       
исчисляется тысячами, фактически у нас нет аналогов, когда столь                
беспрепятственно единовременно совершаются преступления в отношении             
несовершеннолетних детей. Почему сегодня не работают меры блокировки ресурса?   
Потому, что те лица, которые организуют эту преступную деятельность, с          
лёгкостью, буквально в течение нескольких минут создают новые ресурсы. Анализ   
также показывает, что субъекты, которые организуют эту преступную               
деятельность, имеют регистрацию не только на территории Российской Федерации,   
следственные органы подтверждают, что есть субъекты, которые работают с         
территорий других государств.                                                   
                                                                                
Для нас, наверное, показателем является то, что количество преступлений - я     
называю это всё-таки преступлением, в данном случае квалифицирую самоубийство   
как преступление, потому что это дистанционное убийство, - совершаемых в        
разных регионах, к сожалению, только растёт. Тамара Васильевна привела очень    
эмоциональный пример. Я думаю, что у каждого из вас в регионе есть такие        
эмоциональные примеры. Если бы мы с вами могли спасти, вернуть к жизни этих     
безвременно ушедших детей, я думаю, это было бы самое большое волшебство, но    
у нас есть реальная жизнь и мы можем спасти жизни тех детей, которые сегодня    
находятся под воздействием, увы, и сейчас, и в текущую минуту тоже.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович.                      
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. У меня вопрос по 18-му пункту повестки дня.                       
                                                                                
Уважаемая Ирина Анатольевна, я не совсем понял смысл части первой статьи        
110-1 "Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению            
самоубийства". Вот там написано: "Склонение к совершению самоубийства путём     
уговоров, предложений, подкупа, обмана или иным способом при отсутствии         
признаков доведения до самоубийства". Вопрос: если отсутствуют признаки         
доведения до самоубийства, как правоохранительным органам при рассмотрении      
данного преступления возбуждать уголовные дела?                                 
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Федот Семёнович, я хочу вам сказать следующее: обратите внимание   
на диспозицию норм, к которым вы обратились.                                    
                                                                                
Почему вообще сегодня возникла необходимость формирования новых составов и      
квалификации этих деяний? Я в своём выступлении обратила ваше внимание на то,   
что наши криминологи, к сожалению, своевременно не предсказали. В               
классическом уголовном праве всегда традиционно был материальный состав         
преступления - именно доведение до самоубийства через унижение, угрозы,         
жесткое обращение, это всегда было связано с наступившими последствиями.        
Сегодня в отношении детей применяются другие формы, которые не являются         
угрозами, которые не ставят их в тяжёлую жизненную ситуацию: манипуляция        
сознанием, психологическое воздействие осуществляются через уговоры, в том      
числе через подкуп, - все эти квалифицирующие признаки выведены через анализ    
и оценку уже реальной практики, реальных примеров. Никто никогда не             
предполагал, что будет предлагаться не только определённое место совершения     
самоубийства, будут предлагаться видеосъёмка и видеофиксация самого факта       
самоубийства, размещение этого в Сети, - мы с вами действительно имеем дело с   
новыми видами преступлений.                                                     
                                                                                
Должна вам сказать, что международное законодательство уже зафиксировало эти    
опасные тенденции и сегодня практически во всех европейских странах уже         
действует законодательство, устанавливающее ответственность за подобные         
деяния. Мы с вами сегодня восполняем пробел в законодательстве, мы формируем    
в том числе формальные составы преступления, которые ещё до наступления         
последствий будут означать, что это преступная деятельность, которая            
направлена на убийство детей, и не только детей. В этом и состоит сущность      
этой законодательной инициативы: она позволяет чётко дифференцировать виды      
преступной деятельности.                                                        
                                                                                
Подходы, которые вам предложены, мною прорабатывались с Верховным Судом, со     
Следственным комитетом, с Генеральной прокуратурой России, с МВД России, с      
психологами, то есть с экспертами-специалистами. Мы анализировали уже           
реальную практику, мы смотрели и формировали таким образом диспозицию норм,     
чтобы никто из тех, кто совершает эти опасные преступления, в дальнейшем не     
ушёл от ответственности.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гильмутдинов Ильдар Ирекович.                 
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Уважаемая Ирина Анатольевна, для понимания скажите, какое    
время проходит от момента включения сайта в реестр запрещённых и до реального   
закрытия сайта?                                                                 
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Вы знаете, это вопрос правильный. Как правило, сегодня процедуры   
уже отработаны, это происходит достаточно быстро, но первоначальную             
информацию, вы знаете, фиксирует Роспотребнадзор, затем она направляется в      
Роскомнадзор. Понимая, что есть дистанция, интервал по времени, для нас было    
принципиально важно поймать это время, чтобы правоохранитель использовал его    
на то, чтобы зафиксировать доказательства, которые находятся в                  
телекоммуникационной сети, как процессуальные доказательства совершения         
преступления, без которых никакой суд никогда не вынесет приговор и без         
которых невозможно будет установить вину, поэтому сегодня мы и вводим норму,    
которая означает, что Роскомнадзор незамедлительно направляет сведения в        
органы полиции, а значит, запускается механизм процессуальных действий, в том   
числе в отношении тех деток, которые вовлечены в этот контент, с точки зрения   
профилактики.                                                                   
                                                                                
По Владимирской области могу вам сказать: по "игре феи" мною был сделан         
запрос правоохранителям, они провели проверку, сейчас получен ответ, из         
которого следует, что в отношении всех деток, которые были участниками этой     
СМС-пересылки, кому направлялась эта информация, психологами уже проведена      
работа с семьями. Установлено тридцать два субъекта, которые осуществляли эту   
преступную деятельность; география - вся Российская Федерация и ещё             
Казахстан, Украина, Белоруссия. Мы с вами должны понимать, что сегодня нет      
границ в осуществлении этой организованной преступной деятельности. Говоря об   
организованной преступной деятельности, я опираюсь опять же на мнения           
специалистов: недавно вышло интервью Натальи Касперской, которая сказала о      
том, что они мониторят социальные сети и однозначно приходят к выводу, что      
это организованная высокопрофессиональная деятельность по созданию этих         
"групп смерти" и по вовлечению туда несовершеннолетних; наши специалисты из     
института Сербского фиксируют тот факт, что алгоритм воздействия, поэтапность   
диалога, который ведётся с ребёнком, модели предлагаемого поведения, которые    
выводятся, - это всё абсолютно отработано, всё высокопрофессионально,           
программы с точки зрения психологического воздействия не являются случайными,   
не являются результатом действия маргиналов-одиночек. Если к этой "работе" и    
подключаюся отдельные самоучки, то это единичные случаи, в данном случае        
речь, скорее всего, будет идти именно об организованной преступной              
деятельности.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Фаррахов Айрат Закиевич.                      
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемая Ирина Анатольевна, мы, безусловно, поддерживаем принятие данного      
законопроекта. Наиболее динамично и быстро развивается сейчас                   
интернет-общение посредством мессенджеров. Вопрос следующий: охватят ли         
предлагаемые составы такое преступление, как склонение к суициду через          
мессенджеры? Сейчас в рейтинге мессенджеров в Российской Федерации тринадцать   
мессенджеров, предполагается, что добавится ещё десять, и все они конкурируют   
за групповое общение, в первую очередь за предоставление конфиденциальности в   
общении.                                                                        
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Спасибо за вопрос. Принципиально важно на него ответить и ещё      
раз акцентировать внимание на том, что наш законопроект касается установления   
ответственности за содействие совершению самоубийства, за склонение к           
совершению самоубийства, за доведение до самоубийства, и не только с            
использованием интернет-коммуникации. Наш законопроект касается установления    
ответственности за любые формы совершения этих преступлений - с                 
использованием любых форм и связей, любых форм издания соответствующей          
литературы и так далее, то есть в данном случае нет ограничений. Что касается   
совершения этих преступлений с использованием Интернета, устанавливается        
дополнительный квалифицирующий признак, поскольку есть понимание, что это       
направлено на широкую сеть потребителей, что одновременно под воздействием,     
под прицелом дистанционных убийц находятся тысячи детей, и в данном случае      
это даёт только повышенную ответственность. А состав преступления сформирован   
таким образом, что есть несколько частей, которые предполагают общую            
диспозицию, распространяются на все виды, и квалифицирующие признаки, когда     
речь идёт о детях, о беременных женщинах, о стариках, когда речь идёт об        
использовании интернет-коммуникаций.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Вопрос, наверное, Ольге Юрьевне, чтобы она не скучала.                          
                                                                                
Вообще, уважаемые дамы, это всё, конечно, эмоционально, но мы с вами            
законодатели, и я хотел бы, чтобы вы такой момент разъяснили. Вы пишете, что    
вводятся формальные составы преступлений, за которые наказывают, которые        
считаются оконченными с момента совершения, независимо от того, есть            
самоубийство или нет. Вам не кажется странной такая логика? Ведь начнут         
наказывать за то, что ещё вообще не случилось! А вообще, коллеги, я думаю,      
каждый из вас бывал в ситуации, когда, допустим, вам говорили, что, мол,        
докажи, что не трус, прыгни с моста в речку, - это тоже, можно сказать,         
склонение к самоубийству, так или нет?                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Баталиной Ольге Юрьевне.    
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю. Спасибо большое за вопрос. В тексте законопроекта эти нормы      
прописаны абсолютно чётко. Действительно, если в действиях виден умысел, если   
система этих действий направлена на то, чтобы склонить подростков,              
несовершеннолетних, совершеннолетних граждан к совершению действий, которые в   
конечном счёте приведут к суициду, то за такие действия, за такие намерения,    
за такой умысел, разумеется, надо отвечать.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Максим Анатольевич, пожалуйста.                    
                                                                                
ИВАНОВ М. А. Спасибо, Вячеслав Викторович.                                      
                                                                                
Тоже вопрос Ольге Юрьевне.                                                      
                                                                                
Уважаемая Ольга Юрьевна, в контексте предлагаемой проектом закона статьи        
151-2 понятие "противоправное действие" чётко не определено. Может быть, нам    
стоит - по аналогии с тем, как это сделано в статьях 107 и 113 Уголовного       
кодекса, - прописать несколько видов противоправных действий, которые в         
данном случае имеются в виду, причём оставив при этом указанный перечень        
открытым?                                                                       
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю. Спасибо. Уважаемые коллеги, конечно, работа над законопроектом   
ко второму чтению будет вестись тщательно, поэтому все предложения, которые     
сегодня прозвучат, мы обязательно в комитете рассмотрим и учтём.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Диденко Алексей Николаевич.                   
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Ирина Анатольевна, вам вопрос.                                    
                                                                                
Несколько раз в своём выступлении и в ответах на вопросы вы говорили о том,     
что деятельность по организации этих групп носит системный, организованный,     
профессиональный характер, что это не одиночки. И вы, как человек, который      
имел самое непосредственное отношение к правоохранительной системе и, я         
уверен, продолжает определять развитие законодательства, должны наверняка       
понимать, что без мотива невозможно совершать преступления. Какова всё-таки     
мотивация этих сил и что это за силы? Если не являются маньяками-одиночками -   
там всё понятно с мотивами, просто люди больные, - то каковы всё-таки мотивы    
этих людей, этих сил? Что это за силы - внутри страны, за пределами нашей       
страны? Можете вы на этот вопрос ответить?                                      
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Спасибо большое за вопрос.                                         
                                                                                
География совершения этих преступлений не ограничивается территорией            
Российской Федерации, с этой проблемой столкнулись и другие страны, в том       
числе на постсоветском пространстве, о европейском пути я сказала, он есть      
уже давно, но массированная атака осуществляется прежде всего - мы              
анализируем ситуацию - на территории Российской Федерации и постсоветском       
пространстве.                                                                   
                                                                                
Чтобы не строить гипотезы и не давать не вполне достоверную информацию, я       
думаю, нужно - и мы сможем - обобщить уже практику расследования уголовных      
дел, которая будет получена по факту, если мы примем данные законы и они        
вступят в силу, тогда можно будет сделать более глубокий анализ, и, я думаю,    
наши правоохранители к этой работе готовы.                                      
                                                                                
Я сразу же хотела бы отметить в связи с вопросом про формальный состав: в       
российском законодательстве эта формула очень часто используется именно в       
отношении тех преступлений, высокая степень общественной опасности которых      
очевидна ещё до наступления последствий. Как я уже неоднократно говорила,       
наша первоочередная задача даже не наказать, наша задача - защитить, наша       
задача - не дать убить ребёнка, это гораздо более серьёзная задача.             
                                                                                
Мотивы совершения таких преступлений очень разные. Ну каковы мотивы             
вовлечения в экстремистскую деятельность и в террористическую? Мне кажется,     
это ситуации одного порядка, связанные с тем, что всё, что обращено против      
молодого поколения, является, совершенно понятно, прицелом на будущее, потому   
что молодое поколение - это граждане своей страны, они определяют               
благополучие, безопасность и суверенитет любого государства.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить по 18-му и 19-му          
вопросам? Есть желающие.                                                        
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Милонов Виталий Валентинович.                                                   
                                                                                
МИЛОНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, действительно, эта тематика наиболее животрепещущая для      
нас, для российских родителей, и я здесь хотел бы выступить не только как       
депутат Государственной Думы от Санкт-Петербурга, но и как отец пятерых         
детей, который очень обеспокоен этой проблемой.                                 
                                                                                
К сожалению, мы зачастую, следуя ложным ветрам, дующим из тёмного прошлого      
90-х, по традиции постоянно держимся за лжеценность якобы свободы. Мы, глядя    
на минное поле, не стараемся убрать детей с минного поля, а стараемся           
установить ответственность для тех, кто эти мины расставил. Есть места, где     
детям не положено быть, и не потому, что полиция плохо работает, не потому,     
что мы не доверяем прохожим на улицах. Но ночью у Ленинградского вокзала в      
Москве детям находиться опасно и тем более опасно детям находиться в той        
атмосфере безответственности, цинизма и раскрепощённости без каких-либо         
моральных ограничений, которая существует в социальных сетях. Посмотрите, в     
очередной раз социальная сеть является транспортом, соединяющим нас с этим      
Нифльхеймом, с этим адом современной лжесвободы, которая несёт смерть, а не     
жизнь.                                                                          
                                                                                
Целиком и полностью поддерживая наших коллег и видя перед собой пример борьбы   
за ужесточение наказания для тех, кто является негодяями в нашей стране, я      
хотел бы сказать, что системное решение этого вопроса навсегда вобьет           
осиновый кол в трепещущее тельце вот этой, так сказать, сатанинской гидры       
Интернета. Давайте не будем пускать детей гулять ночью к Ленинградскому         
вокзалу, давайте не будем ходить с детьми в пивные бары, там им не место, не    
место детям и в социальных сетях. Пускай родители в соответствии с Семейным     
кодексом Российской Федерации будут социально ответственны за воспитание        
своих детей. Дайте нам самим рассказать детям, где добро, а где зло, чтобы      
потом не нужно было пытаться поймать тех, кто будет гоняться за нашими детьми   
в поисках наживы, в поисках удовлетворения своих больных потребностей.          
                                                                                
Спасибо. Поддерживаю. Единственное, считаю необходимым ввести ответственность   
за хранение суицидальных призывов, листовок, плакатов,                          
мотиваторов-демотиваторов на страницах в Сети и в компьютерах этих              
подозреваемых. Если эти призывы без распространения - всё равно сажать,         
сажать надолго!                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Водолацкий Виктор Петрович.                   
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемые коллеги, когда нашим детям была объявлена            
суицидальная война, наши избиратели постоянно задавали вопрос: почему мы,       
законодатели, не принимаем никаких мер? Сегодня этими законами мы отвечаем на   
запрос гражданского общества. Поэтому прошу всех поддержать и, главное,         
принять оперативно, быстро во втором и третьем чтениях, чтобы действительно     
начать войну с этой мразью, которая сегодня уничтожает наших детей.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Говорин Николай Васильевич.                   
                                                                                
ГОВОРИН Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Тема, которую мы сегодня      
обсуждаем, на самом деле чрезвычайно серьёзна. Подготовленный законопроект -    
необходимый, абсолютно необходимый механизм, который позволит поставить         
определённый заслон на пути проблем с суицидальным риском, однако это           
настолько сложная проблема, что любое законодательство, любые запреты не        
могут в полной мере решить проблему.                                            
                                                                                
Я хотел бы отметить, что нам необходимы иные меры, ведь посмотрите, что         
происходит. В целом в стране происходит снижение суицидов почти во всех         
субъектах, но по числу суицидов наши субъекты отличаются в разы - от 10 до      
100 раз число суицидов в субъектах отличается! А если мы говорим о              
подростках, то надо сказать, что здесь происходит определённое выравнивание     
числа суицидов, что свидетельствует о системности этого явления. И в этом       
плане проблема заключается в особой уязвимости подростковой психики, когда      
ребёнок в рамках эмансипации, ухода из-под контроля родителей становится        
жертвой всякого рода влияний. И такие психологические характеристики            
подростков, как групповая психологическая зависимость, зависимость от           
референтной группы, особая внушаемость, являются как раз благодатной почвой,    
для того чтобы подобного рода злодеи, имея умысел уничтожить наших детей - на   
самом деле это убийцы, - достигали своей цели.                                  
                                                                                
Я убеждён, что мы должны эту проблему рассмотреть более широко, потому что на   
одного совершившего суицид подростка приходится десять подростков, у которых    
имеются суицидальные попытки, - есть такие виктимологические данные, - а на     
одного человека с попыткой суицида приходится от десяти до пятнадцати лиц с     
суицидальными замыслами. Таким образом, на одного человека, совершившего        
суицид, в подростковой среде приходится до ста человек, подростков с            
суицидальным риском, и это говорит о масштабах проблемы.                        
                                                                                
Я думаю, что сегодняшнее обсуждение не должно завершиться только принятием      
законопроектов. И я думаю, что мы должны, Комитет по охране здоровья            
совместно с комитетом по образованию... я призываю подготовить и, может быть,   
в осенний период провести "круглый стол" как раз по разработке программ         
профилактических мероприятий, направленных на снижение суицидального риска,     
который мы должны рассматривать вообще как один из вариантов саморазрушающего   
поведения, деструктивного поведения молодёжи.                                   
                                                                                
Необходимо этот закон принимать, и я призываю всех проголосовать за.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко Алексей Николаевич.                               
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Вячеслав Викторович.                                     
                                                                                
Думаю, что все фракции очень консолидированно поддержат эту инициативу, и       
здесь, в этом зале, нет равнодушных к указанной проблематике, поэтому я         
постараюсь сэкономить время, тем более что от фракции ЛДПР будет выступать      
Ярослав Евгеньевич Нилов, и я уверен, что он блестяще изложит нашу позицию.     
Тем не менее есть вопросы, которые заслуживают внимания.                        
                                                                                
Во-первых, была дискуссия о формальной определённости этого состава             
правонарушения, преступления. Я хочу коллегам напомнить, что, когда эта         
инициатива на площадке Государственной Думы обсуждалась как идея, затем как     
законопроект, предложенный к рассмотрению в первом чтении, руководитель         
фракции ЛДПР говорил о том, что наша статья "Доведение до самоубийства"         
мертворождённая, спящая, не действующая. Это во многом было как раз из-за       
того, что ответственность наступала в связи с наступлением тяжких               
последствий. В этом вопросе, когда объектом этого страшного преступления,       
этой страшной, нечеловеческой деятельности являются несовершеннолетние,         
малолетние дети, подростки, конечно же, можно только тяжестью и жёсткостью      
все эти мотивы вышибать, поэтому формальная определённость в данном случае -    
несомненное благо для данного состава.                                          
                                                                                
Во-вторых, Ирина Анатольевна, я убеждён, что социальная и психологическая       
природа именно такой формы склонения наших подростков к самоубийству всё-таки   
проанализирована, потому что детский суицид, подростковый суицид, как уже       
было сказано, всё-таки проблема не только городская, не только связанная с      
Интернетом, и в сёлах есть суициды, и там статистика ненамного лучше, хотя      
очень часто там Интернета нет. Но всё-таки на их природу и на влияние на эту    
страшную статистику именно Интернета, как формы социализации, общения наших     
подростков, нужно направить всю нашу аналитическую деятельность.                
                                                                                
Я не случайно задал вопрос о мотивации этих лиц, потому что убеждён: если       
подобная деятельность организуется в масштабах страны или даже нескольких       
стран, то здесь не обошлось без финансов. Поэтому наши правоохранительные       
органы не должны терять из объектива, из виду финансовую составляющую,          
мотивацию лиц, которые подобную страшную деятельность финансируют.              
                                                                                
В-третьих, вопрос цензуры. Всё-таки нам не нужно идти по пути ограничения       
нахождения наших детей в Сети, а нужно возложить эту ответственность и на       
социальные службы, и, конечно, в первую очередь на семью, на родителей, благо   
сегодня предлагаются такие сервисы, такие услуги по контролю за контентом,      
всевозможные защитные блокировки, программное обеспечение, как вы уже           
упомянули, "Лаборатория Касперского" в том числе подобный продукт предлагает.   
                                                                                
Нужно объединить усилия всех фракций - а я убеждён, что мы в этом едины, - по   
данным участкам, с тем чтобы предотвратить это страшное явление, и, конечно     
же, работать над причинами детского суицида. К сожалению, получается так, что   
сегодня подросткам в нашей реальности гораздо проще умирать, нежели             
справляться со сложными вызовами взрослой жизни.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста.                     
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Разрешите высказать           
несколько мыслей.                                                               
                                                                                
Суицид - сложнейшая тема, она очень важна, особенно с учётом демографических    
процессов в России. Хочу напомнить печальные цифры: в Российской Федерации за   
зиму 2017 года, за январь и февраль, на 60 тысяч больше граждан умерло, чем     
родилось. Это совершенно свежая статистика.                                     
                                                                                
Если говорить о законопроектах, то могу сказать, что они, безусловно,           
актуальны и в основном достаточно хорошо проработаны, их можно и нужно          
поддержать, однако есть вопрос, на который я хотел бы обратить ваше внимание,   
как и коллеги, которые ранее здесь выступали.                                   
                                                                                
Понятно, пресечение преступной деятельности, наказание преступников - это       
правильные меры (хотя, возможно, они запоздавшие), но их всё равно будет        
недостаточно. Что ещё нужно? Нужно разобраться, на какой почве возникает у      
детей, у подростков, у молодёжи суицидальная мотивация и как сделать так,       
чтобы они в ту сторону не шли. Полагаю, что одна из проблем заключается в       
том, что сегодня у юных граждан нет чёткой системы ценностей и системы          
жизненных приоритетов, а современное общество их не предлагает. В России нет    
сегодня продуманной гуманистичной и оптимистично направленной системы           
воспитания от детского сада до высшего учебного заведения. Октябрята,           
пионеры, комсомольцы - детей объединяли не просто организации, а организации    
с ориентирами: за справедливость, за созидание, за лучшее будущее в своём       
Отечестве. Несколько дней назад, характеризуя демографические проблемы, я уже   
говорил, что преобладает сегодня, какая атмосфера, какая жизненная ориентация   
насаждается ежечасно, ежедневно, не только рекламой, но и повседневностью,      
насаждаются установки типа "Живи пепси-колой", "Живи в своё удовольствие",      
установки потребительства и так далее. Семья не выполняет функцию               
формирования социального оптимизма, потому что проблем много и каждый занят     
своими, в одних случаях - беспросветная бедность и нищета, в других -           
изобилие, но одинаково отсутствует внимание друг к другу. И в итоге мы с вами   
получили атомизированный, индивидуально раздробленный мир, каждый в нём со      
своими гаджетами, социальными сетями, компьютерными играми и виртуальной        
реальностью, которая перепуталась и переплелась с реальной жизнью.              
                                                                                
С одной стороны, мы должны убедить взрослых в том, что необходимо               
максимальное внимание к своим детям, нужно работать с ними и не давать им       
погружаться на многие часы в Сеть. С другой стороны, нужны очень серьёзные      
перемены в государственно-созидательной молодёжной политике: максимум           
насыщенного живого общения, сеть бесплатных детско-юношеских спортивных школ    
и творческих клубов и так далее.                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чернышов Борис Александрович, пожалуйста.                 
                                                                                
ЧЕРНЫШОВ Б. А., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Коллега Куринный правильный   
вопрос задал - о статистике. Так вот, с ноября 2015 года по апрель 2016 года    
согласно исследованиям определённых аналитических центров в эту игру, которая   
распространялась во многих социальных сетях, которая приводила к суициду,       
было вовлечено порядка 900 человек - 900 участников, 900 молодых людей - это    
огромное количество!                                                            
                                                                                
Почему я начал именно с этого посыла? В 2014 году активно стартовало это        
движение, и ровно год назад московское отделение ЛДПР проводило серию           
митингов у офиса "Mail.ru Group", проводило серию митингов у представительств   
разных социальных сетей. Наши депутаты, депутаты фракции ЛДПР в Думе шестого    
созыва, в частности Диденко Алексей Николаевич, направляли письма с             
требованием запретить эти "группы смерти" в социальных сетях, и тогда мы        
увидели... Вот здесь очень много говорится об ответственности семьи, об         
участии семьи - всё-таки нам тяжело что-то навязывать семьям, они не всегда     
будут следовать советам депутатов Государственной Думы, однако есть такие       
учреждения, такие социальные сети, например "ВКонтакте" и другие, которые не    
борются с этим злом, даже когда им дают информацию, с определёнными ссылками,   
с определёнными фактами, - ничего не происходит! То есть, конечно же, нужна     
реальная ответственность, конечно же, хотелось бы увидеть провайдеров и         
социальные сети, которые защищают наших детей, вместо того чтобы                
предоставлять любой контент, в том числе и абсолютно незаконный, наносящий      
удар их здоровью или жизни, нужно, чтобы это было всегда под контролем и в      
случае необходимости блокировалось.                                             
                                                                                
Дорогие друзья, конечно же, инициатива прекрасная, замечательная, но эта        
инициатива должна была появиться ещё в 2014 году, когда началась эта эпидемия   
- эпидемия "групп смерти".                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Онищенко Геннадий Григорьевич.                            
                                                                                
Подготовиться Нилову Ярославу Евгеньевичу.                                      
                                                                                
ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Я позволю себе высказаться с позиции            
человека, который начинал всю эту работу в нашей стране, когда мы впервые       
столкнулись с тем, что через Интернет начала мультиплицироваться эта            
проблема.                                                                       
                                                                                
Сама проблема суицида всегда была и, к сожалению, видимо, долго ещё будет       
сопровождать наше общество. И, не погружаясь в тело психосоциальных мотивов     
суицида, я могу констатировать только одно: сегодняшние возможности             
интернет-общения эту проблему вывели на передовые позиции среди тех рисков,     
которые сегодня существуют в отношении здоровья наших детей.                    
                                                                                
Безусловно, этот документ нужно поддерживать. Единственное, что могу сказать:   
он будет всегда заставлять нас бежать и догонять, потому что здесь нет того     
профилактического аспекта, который, на мой взгляд, нужно рассмотреть при        
доработке ко второму чтению.                                                    
                                                                                
Чего, на мой взгляд, здесь не хватает? Ну, во-первых, когда мы эту работу       
начинали, против нас сразу восстали все так называемые правозащитные            
организации. Первое обвинение, которое нам бросали, - обвинение в том, что мы   
мракобесы, мы ограничиваем свободу людей, и пошло-поехало. Использовались все   
пути, в том числе дискредитация экспертов, мы тогда дошли до суда с "Google",   
который просто по факту объявил, что он ни во что не будет вмешиваться, он      
продаёт эту услугу и тот, кто это размещает, пусть за это и отвечает. Это       
неправильная позиция, и мне кажется, что мы должны при доработке во втором      
чтении предусмотреть ответственность тех, кто предоставляет так называемое      
железо, технологический контент, через который это распространяется. Я думаю,   
что нужно вводить ответственность для тех, кто способствует, кто                
предоставляет эту услугу, кто закрывает глаза на то, что сайт, закрытый         
сегодня, завтра появляется снова, только в другом виде, и весь процесс          
начинается снова. Идёт гибридная война против нашего общества, против нашей     
молодёжи, поэтому мы должны, не оглядываясь ни на что, принять самые жёсткие    
меры, которые будут в том числе профилактировать эту работу.                    
                                                                                
Благодарю вас.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Как уже было     
сказано, фракция ЛДПР концептуально поддержит, о некоторых замечаниях и         
предложениях я скажу чуть позже. Сейчас хочу напомнить, особенно для тех        
депутатов, которые избраны впервые, что в 2012 году были приняты совместные     
поправки к закону о защите детей от вредной информации, которые предполагают    
досудебное закрытие сайтов за то, что там размещена информация о детской        
порнографии, о детской проституции, пропаганда использования или производства   
в домашних условиях наркотиков и также суицидальных проявлений. Так вот когда   
мы ещё не успели принять тот законопроект даже в первом чтении, каждый день     
около Государственной Думы стояли одинокие пикетчики. И вот к одной женщине,    
которой лет семьдесят на вид было, которая, наверное, даже не знает, что        
такое Интернет и как кнопку нажать на винчестере компьютера, я подошёл и        
спросил: "Скажите, а у вас есть внуки или внучки?" Она говорит: "Есть". Я       
спрашиваю: "Вот вы хотите, чтобы они пользовались такими сайтами?" - "Нет, не   
хочу". - "А что вы здесь стоите?" - "Да вот власть вводит цензуру в             
Интернете, мы против этого". То есть, видимо, уже тогда начали запускать        
определённую технологию и понимали, что поправки, которые мы тогда принимали,   
могут при реализации этой технологии просто помешать. Как показывает            
практика, правильно мы сделали, что тогда не обратили внимания на все эти       
всхлипы и стоны и приняли соответствующие поправки.                             
                                                                                
2017 год - Год экологии, но помимо воды, воздуха, растительного и животного     
мира надо ещё внимательно относиться к так называемой информационной            
экологии. Посмотрите, какие потоки информации с телеэкранов мы вынуждены        
воспринимать, в Интернете мы вынуждены видеть, и не только мы, но и дети,       
подрастающее поколение. Поэтому надо вовремя слышать то, что говорят те же      
общественные организации, ведь в 2015 году Лига безопасного Интернета           
говорила о том, что это серьёзная угроза, с которой предстоит бороться. Тогда   
как-то пытались особо не обращать внимания на случаи суицидов, которые уже      
были в те годы, и только после публикации "Новой газеты" и расследования в      
"Новой газете" начали активно эту тему обсуждать, появилась реакция             
правоохранительных органов, Роскомнадзор начал проверку, посыпались запросы     
со стороны депутатского корпуса, членов Совета Федерации. И сейчас мы видим,    
что мы дошли до определённой критической точки... (Микрофон отключён.)          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, от фракции, добавьте время.                      
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Мы понимаем, что сейчас это определённая мода, это определённая     
эмоциональная зависимость у тех, кто входит в эти так называемые группы         
смерти, кроме того, мы видим, что запущен, реализован механизм манипуляции и    
управления поведением. Аналогичный, кстати, механизм был использован - и        
последствия его мы видели, - когда школьники вышли на акции протеста. Это не    
одни и те же люди, это, может быть, даже вообще не пересекающиеся группы, но    
смысл один: научились дистанционно управлять поведением подрастающего           
поколения.                                                                      
                                                                                
Родители в панике, мы вынуждены усиливать уголовную ответственность и править   
законодательство. Видимо, теперь будут обязательно требовать, чтобы были        
психологи в школах, хотя и это вряд ли решит проблему, - я помню, у нас в       
школе был школьный психолог, то есть мы можем сделать вывод относительно его    
участия в жизни школьников.                                                     
                                                                                
Корень зла, как мне кажется, совершенно в другом: вот когда есть вакуум, он     
долго вакуумом оставаться не может - обязательно есть желающие этот вакуум      
заполнить. Когда молодой человек или молодая девушка видят безвыходность,       
когда они пребывают в определённом, эмоционально неустойчивом состоянии,        
когда серость, когда надменность, когда неустойчивость, профессионалы           
начинают дёргать за эти ниточки и управлять их поведением - то, что и           
происходит сейчас. К большому сожалению, молодёжь брошена. В Москве,            
Новосибирске, Санкт-Петербурге больше возможностей для молодёжи, а в            
маленьких городах, в маленьких посёлках молодёжь брошена, соответственно,       
вероятность появления там такого негативного явления, как суицид, гораздо       
больше. Поэтому мы призываем всё-таки смотреть в корень проблемы, заниматься    
не только борьбой с последствиями - всё-таки нам необходимо сделать так,        
чтобы молодёжь нас слышала, говорить с ней надо на одном языке. Если двадцать   
лет воспитываются на передачах "Дом-2", если воспитывает двор, если Интернет    
навязывает другие или чуждые псевдокультуры, то в двадцать лет говорить         
человеку, что такое хорошо и что такое плохо, почитай книжку - это уже          
бесполезно и поздно.                                                            
                                                                                
Концептуально мы поддерживаем законопроект Ирины Анатольевны Яровой, но         
всё-таки хотели бы обратить внимание на некоторые нормы, которые кажутся нам    
с точки зрения правоприменения достаточно опасными, потому что мы знаем, как    
у нас на местах работают правоохранители, правоприменители, как у нас           
применяется статья 282, как у нас используются части первая и вторая статьи     
148, которую в народе называют статьёй о защите религиозных чувств.             
                                                                                
Хотелось бы вот на что обратить внимание комитета - для работы ко второму       
чтению.                                                                         
                                                                                
Во-первых, по поводу проектируемой статьи 110-1 "Склонение...": есть умысел     
косвенный, есть умысел прямой, и вот с точки зрения косвенного умысла           
склонением к совершению самоубийства можно назвать любые действия, в            
результате которых мог возникнуть суицид. Например, старшая сестра открыла      
окно - младшая сестра имела потенциальную возможность совершить суицид,         
выбросившись из окна. Да, сестра понимала, что такое может быть, потому что у   
этой девочки есть определённые проблемы и некие проявления косвенно             
наталкивали на такую мысль, и вот она, сделав это, открыв окно, может уже       
быть привлечена. Или другой пример: человек вскрыл вены, его спасли, и он       
сказал, что сделал это, потому что виновный человек по фамилии такой-то его к   
этому попытался подвигнуть. То же касается содействия совершению самоубийства   
советами, представлением информации: информация может быть представлена в       
негативном плане, она может кого-то в неустойчивом состоянии побудить к         
самоубийству - и, соответственно, человек понесёт ответственность. То же        
касается формулировки о побуждении к совершению самоубийства "путём             
распространения информации о способах совершения самоубийства". Тамара          
Васильевна Плётнева рассказывала здесь в негативном плане, как можно стать      
феей, надышавшись газа, - вот если бы эти нормы права действовали, то можно     
было бы рассматривать подобные заявления как заявления, где есть признаки       
состава преступления.                                                           
                                                                                
Ну и во-вторых, в названии проектируемой статьи 151-2, мне кажется, не          
хватает слов "противоправные действия", потому что в теле статьи понятие        
именно "противоправные действия", а не просто "действия". Просим учесть наши    
замечания при доработке.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста.                
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Уважаемые коллеги, я хочу сказать слова благодарности          
авторам данного законопроекта - этот закон мы должны были принять, что          
называется, ещё вчера, потому что он очень актуален. На самом деле, может       
быть, у кого-то возникают вопросы по данному законопроекту, может быть, у       
кого-то есть какие-то сомнения относительно его реализации, тем не менее мы     
этот закон должны принять. Если благодаря принятию данного закона мы спасём     
хотя бы одного ребёнка, значит, он будет принят не зря. Так что давайте         
проголосуем и поддержим данный законопроект.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, полномочный представитель президента, есть желание выступить?       
Нет. Правительства? Нет.                                                        
                                                                                
Докладчик, Ирина Анатольевна Яровая, заключительное слово.                      
                                                                                
Включите микрофон Яровой.                                                       
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, прежде всего спасибо за столь содержательное    
обсуждение. Если позволите, мне хотелось бы сразу ответить очень коротко на     
некоторые вопросы, сомнения, которые были высказаны, для того чтобы было        
общее понимание.                                                                
                                                                                
Спрашивают, почему раньше не был разработан законопроект, - ну, наверное, это   
вопрос риторический. Когда кто-то этим занялся - тогда законопроект и           
появился. В ноябре прошлого года в инициативном порядке мы сформировали         
межведомственную рабочую группу с привлечением представителей                   
правоохранительных органов. Сформировали не для того, чтобы просто обсудить и   
разойтись, а для того, чтобы, поняв проблему, проанализировав её, предложить    
единственно возможное для нас решение - законодательное решение, и закон,       
который сегодня предложен, он комплексный.                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, сегодня закон имеет прежде всего профилактическое            
значение. Здесь нужно определиться с тем, что мы вкладываем в слово             
"профилактика": как можно не допустить совершения преступления, остановив       
преступника, ведь сегодня наша задача - остановить преступника. Когда мы        
говорим о профилактике только с точки зрения работы с жертвой, мы говорим о     
других вещах, о вечных вещах, которые всегда касаются безопасности ребёнка, -   
это воспитание и образование, но если говорить конкретно об этих                
преступлениях, то надо сказать, что закон имеет прямую профилактическую         
направленность, направлен на то, чтобы оперативно, своевременно пресечь         
преступную деятельность, а значит, не дать совершить убийство, - в этом и       
есть профилактика и упреждение совершения преступления.                         
                                                                                
Кроме того, уважаемые коллеги, - вы не затрагивали этот вопрос, но всё же       
хочу вас проинформировать - как раз с целью профилактики мною был подготовлен   
запрос министру образования, для того чтобы в таких дисциплинах, как основы     
безопасности жизнедеятельности и информатика, появились разделы, связанные с    
информационной безопасностью. Когда в своё время эти дисциплины появились,      
детям стали навязчиво предлагать общение через Интернет, но при этом никто не   
подумал, как обеспечить безопасность ребёнка при использовании этих новых       
технологий. Должна сказать, что министр откликнулась, она целиком и полностью   
поддерживает наше предложение, и сегодня уже разрабатываются дополнения в       
образовательные стандарты по этим дисциплинам. Это и есть та самая реальная     
профилактика.                                                                   
                                                                                
Хочу обратить внимание ещё на один аспект профилактики. Поскольку будут         
задействованы все региональные органы, которые занимаются вопросами             
профилактики правонарушений, будет осуществляться работа с детьми,              
вовлечёнными в эти сообщества, будут информироваться родители, для того чтобы   
своевременно помочь ребёнку, который или оказался в сложной жизненной           
ситуации, или просто стал жертвой обмана.                                       
                                                                                
Коллеги, совершенно неправильно говорить о том, что закон устанавливает         
запреты, - ни одного запрета в законе нет, закон квалифицирует те деяния,       
которые по действующему законодательству уже запрещены. Вот хочу обратить       
ваше внимание: только квалифицирует те деяния, которые уже отнесены к           
противоправным, касаются противоправного контента, ведь могут появляться        
новые формы совершения преступлений. Коллеги, вот жевательная резинка           
продавалась на территории Российской Федерации, крупнейший производитель,       
международная корпорация - скажите, пожалуйста, как могла там случайно          
появиться информация, побуждающая к самоубийству? Цветочек лютик просто так     
на обёртке не появится! Почему транснациональная, международная корпорация      
богатейшая заказала такого рода информацию разместить именно на продукте для    
распространения на территории Российской Федерации, у нашего производителя и    
для наших детей? Так что закон охватывает совершенно различные формы            
совершения преступлений.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, хочу вас проинформировать, что мною будет продолжена         
работа вместе с нашими коллегами из ведомств. Мы будем вести мониторинг         
исполнения закона и анализировать ситуацию, с тем чтобы в дальнейшем            
предлагать дополнительные комплексные меры обеспечения безопасности             
несовершеннолетних и в целом для обеспечения безопасности жизни наших           
граждан.                                                                        
                                                                                
Огромное спасибо вам за поддержку, огромное спасибо вам за совместную работу!   
Я очень надеюсь, что после нашего голосования мы сможем сделать ещё один шаг    
к тому, чтобы спасти жизнь пусть даже одного конкретного ребёнка, - это         
требует усилий всего государства, и они должны быть предприняты.                
                                                                                
Спасибо большое. (Аплодисменты.)                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна.                               
                                                                                
Заключительное слово содокладчика. Пожалуйста, Ольга Юрьевна Баталина.          
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю. Уважаемые коллеги, спасибо за обсуждение. Мы в комитете ждём     
поправок, предложений ко второму чтению и внимательно, тщательно все их         
отработаем.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово Тамары Васильевны Плетнёвой.         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, я, честно говоря, не ожидала, что будет столько вопросов,    
причём очень много таких, по которым я никак не могу с коллегами согласиться.   
                                                                                
Во-первых, законопроект, как уже отметила Ирина Анатольевна, нацелен на         
защиту детей прежде всего, а брать вот ту огромную-огромную тему, о которой     
вы говорите, причины например, - знаете, это уже отдельный разговор.            
Государственная стратегия, я думаю, появится обязательно. И обратите            
внимание, что во втором законопроекте, по которому ответственным является наш   
комитет, изменения вносятся в два закона, один из них - "Об основах системы     
профилактики безнадзорности...". Вот эта структура большая, её отделений        
много по всей стране, она тоже привлекается, для того чтобы вот этого           
явления, вот этих действий не было.                                             
                                                                                
Второе - информация, это, конечно, уже более сложная тема. Как отметил сейчас   
депутат Нилов - правильно он сказал, - когда мы приняли решение закрывать       
сайты, это было как бы безобидное решение: сайты тут же появляются снова,       
растут как грибы. Уже отмечали сегодня, что 4 тысячи 700 с лишним вот этих      
записей, ресурсов новых, и, как только их обнаруживают, они тут же              
закрываются и появляются под другим названием, поэтому, конечно, это сложное    
будет дело. И это закон регулирующего воздействия, тут появится огромная        
масса подзаконных актов, которыми будет дальше разрабатываться эта тема.        
                                                                                
А если говорить о причинах, уважаемые мои, вы все их уже тысячу раз назвали:    
это связано и с задачами школы по воспитанию, и с семьёй, это и вот эти         
фильмы, мистика всякая, это и Интернет. И кроме того, извините, не просто       
сумасшедшие сидят там и начинают склонять детей, это не просто сумасшедшие -    
может, и есть среди них такие, но это тоже связано с деньгами, это огромные     
деньги, значит, это массированное наступление на Россию! Кроме того,            
посмотрите, недавно мы были на "Общественном телевидении...", там               
присутствовало много учёных, и сделали вывод, выяснили, где в России больше     
всего случилось суицидов: всего за три года больше двух тысяч детей погибло,    
а статистики, сколько не погибло, но была попытка, нет, и в основном это        
Сибирь, в основном это национальные республики, а значит, и религиозное         
воздействие происходит - тот, иной мир представляется прекрасным и так далее.   
                                                                                
Поэтому закон очень важный, и я вас всех очень просила бы его обязательно       
поддержать, не сомневаясь. И когда говорят, что это, мол, только склонение,     
ну ничего же ещё не случилось, хочется ответить: извините меня, вон поймали     
человека, который только что-то передавал террористу, когда в Питере случился   
страшный теракт, и что, раз он ничего не сделал, а только что-то передавал и    
никого не убил, его теперь отпускать?! Получается, и тут так будет!             
                                                                                
Я думаю, что все прекрасно понимают, о чём шла речь сегодня, и я тоже           
благодарю за такое активное обсуждение. Спасибо.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна.                               
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс          
Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов             
противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к                
суицидальному поведению", 18-й вопрос повестки дня.                             
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 55 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              425 чел.94,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    425 чел.                                          
Не голосовало                  25 чел.5,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принимается единогласно.                           
                                                                                
Поздравляем, коллеги. (Аплодисменты.)                                           
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления        
дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на         
побуждение детей к суицидальному поведению", вопрос 19 повестки.                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 55 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              427 чел.94,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    427 чел.                                          
Не голосовало                  23 чел.5,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается в первом чтении единогласно.                           
                                                                                
Поздравляю, коллеги.