Заседание № 106

15.06.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 118434-4 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (в части, касающейся уточнения условий медицинского вмешательства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4157 по 4302 из 5508
Пункт 16, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Основы          
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". Алтайский    
краевой Совет народных депутатов доверил представить законопроект нашему        
депутату Герасименко Николаю Фёдоровичу. Он же будет содокладчиком по данному   
законопроекту.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Николай Фёдорович.                                                  
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "Единая Россия".                                     
                                                                                
Мне придется выступать в двух ипостасях - как докладчику и содокладчику.        
                                                                                
Суть проблемы в том, что, по мнению Алтайского краевого Совета народных         
депутатов, подростки, которые могут находиться в состоянии алкогольного либо    
наркотического опьянения, без согласия родственников не могут обследоваться     
на содержание алкоголя. В соответствии с частью первой статьи 32 Основ          
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан необходимым    
предварительным условием медицинского вмешательства является информированное    
добровольное согласие гражданина. Согласно части второй статьи 34 Основ         
решение о проведении медицинского освидетельствования граждан без их согласия   
или согласия их законных представителей может быть принято лишь врачом. Между   
тем вследствие отказа законного представителя от медицинского                   
освидетельствования несовершеннолетнего невозможно установить факт              
употребления подростком спиртных напитков и зафиксировать состояние его         
опьянения. В результате отсутствуют правовые основания для привлечения          
совершеннолетних граждан по статье 6.10 Кодекса Российской Федерации об         
административных правонарушениях за вовлечение несовершеннолетнего в            
употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ либо по статье 151    
УК за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий.    
Отказ от медицинского освидетельствования позволяет также гражданам избежать    
ответственности по статье 6.9 Кодекса Российской Федерации об                   
административных правонарушениях за потребление наркотических средств или       
психотропных веществ без назначения врача.                                      
                                                                                
И в связи с этим представляется целесообразным внести дополнение в часть        
первую статьи 32 Основ законодательства Российской Федерации об охране          
здоровья граждан. Статья 32 называется "Согласие на медицинское                 
вмешательство". Здесь предлагается часть первую после слов "добровольное        
согласие гражданина" дополнить словами "кроме случаев проведения медицинского   
освидетельствования по направлению должностного лица органа прокуратуры,        
органа дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность,     
следователя или судьи". В статье 34, которая называется (я подчеркиваю, чтобы   
обратили внимание) "Оказание медицинской помощи без согласия граждан",          
предлагается часть первую после слов "совершивших общественно опасные деяния"   
дополнить словами "в том числе административные правонарушения, связанные с     
потреблением наркотических средств и психотропных веществ без назначения        
врача, либо имеются достаточные основания полагать, что они совершены в         
состоянии алкогольного или наркотического опьянения", а часть вторую            
дополнить предложением следующего содержания: "Решение о направлении на         
медицинское освидетельствование граждан без их согласия или согласия их         
законных представителей может быть принято должностным лицом органа             
прокуратуры, органа дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную      
деятельность, следователем или судьей".                                         
                                                                                
Что необходимо отметить по данному проекту? Проблема есть, но вместе с тем      
уже есть и решение.                                                             
                                                                                
Во-первых, предлагаемая поправка в статью 32 не может быть предметом этой       
статьи, так как здесь речь идет только о согласии на медицинское                
вмешательство. Поэтому было бы смешно освидетельствовать без медицинского       
вмешательства.                                                                  
                                                                                
Во-вторых, что касается поправки в статью 34. Я напоминаю, что статья 34 - об   
оказании медицинской помощи без согласия родителей. Тут после слов              
"совершивших общественно опасные деяния" предлагается дополнить словами "в      
том числе административные правонарушения, связанные с потреблением             
наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, либо         
имеются достаточные основания полагать, что они совершены в состоянии           
алкогольного или наркотического опьянения". Это не согласуется со статьей 2.1   
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, потому что    
административным правонарушением признается противоправное действие             
(бездействие) физического или юридического лица, то есть отсутствует такой      
признак, как общественно опасное деяние. Здесь путаница идет между понятиями    
"общественно опасное деяние" и "административное правонарушение".               
                                                                                
Кроме того, в соответствии со статьей 44 Федерального закона "О наркотических   
средствах и психотропных веществах" медицинское освидетельствование лица, в     
отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится    
в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство      
или психотропное вещество без назначения врача, проводится по направлению       
органов прокуратуры, органов дознания, органа, осуществляющего                  
оперативно-розыскную деятельность, следователя или судьи на основании           
постановления, вынесенного судьей, прокурором, следователем, органом            
дознания. Аналогичный порядок назначения и проведения освидетельствования для   
выявления состояния опьянения определен статьями 179 и 290 УПК Российской       
Федерации.                                                                      
                                                                                
Поскольку действующим законодательством уже предусмотрен порядок направления    
лиц на медицинское освидетельствование, принятие данного законопроекта можно    
считать излишним. Имеется официальный отзыв правительства, они также считают,   
что вопросы эти уже урегулированы. Более того, не место освидетельствованию     
на состояние алкогольного опьянения там, в том законе, где решаются вопросы     
медицинской помощи либо медицинского освидетельствования. Комитет предлагает    
данный законопроект отклонить.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к Николаю Фёдоровичу?                                           
                                                                                
Пожалуйста, депутат Заполев, ваш вопрос.                                        
                                                                                
ЗАПОЛЕВ М. М. Николай Фёдорович, из вашей информации следует, что в Алтайском   
краевом Совете народных депутатов председатель комитета по правовым вопросам    
Землюков Сергей Валентинович просто-напросто не знает законодательства, не      
может его применять на практике, поэтому вот такие плюхи, извините за           
выражение, и представляет в Государственную Думу. У меня вопрос: когда вам      
предложили вынести законопроект, представлять интересы, вы с Землюковым         
говорили, разъяснили ему, посоветовали, чтобы он отозвал вот эту штуку, чтобы   
не позориться нам на всю страну и, в частности, Землюкову? Или мы что-нибудь    
опять здесь мудрим?                                                             
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Михаил Михайлович, да ничего не... Понятна его                
озабоченность, но те предложения, которые касаются изменения Основ              
законодательства Российской Федерации об охране здоровья... Медицинское         
освидетельствование - это порядок установления медицинских показаний к          
операции и так далее. Тут же ни о какой медицинской помощи речь не идет.        
Статья 34 о медицинской помощи. Какая медицинская помощь может оказываться      
при освидетельствовании на алкогольное и наркотическое опьянение? Кто будет     
оказывать? Милиция будет оказывать?.. То есть это не место для такой            
поправки. Нужно, может быть, даже написать отдельную статью просто об           
освидетельствовании на алкогольное опьянение, без включения вопросов согласия   
на оказание медицинской помощи. Более того, в постановлении, которое            
правительством предложено по вопросу обследования на наркотическое опьянение,   
потребление наркотиков, порядок уже определен, это сделано подзаконными         
актами. Поэтому здесь отрицательные заключения и правительства, и Правового     
управления Аппарата Государственной Думы поддержаны комитетом. Предлагаем       
отклонить.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще вопросы? Нет. Желающие выступить? Тоже нет. Представители           
правительства и президента? Тоже нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять         
данный законопроект? Прошу определиться голосованием.                           
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 09 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за               17 чел.3,8%                                      
Проголосовало против            3 чел.0,7%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     20 чел.                                          
Не голосовало                 430 чел.95,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.