Заседание № 36

05.04.2022
Вопрос:

О Федеральном законе "О внесении изменений в статьи 20 и 23 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части закрепления за органами предварительного расследования права возбуждения без заявления потерпевшей стороны уголовных дел, если предметом преступления явилось имущество, выделенное в целях реализации государственного оборонного заказа, национальных проектов, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд; проект № 1184268-7; в связи с отклонением закона Советом Федерации; снять с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного СФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1954 по 2068 из 6769
Переходим к рассмотрению 4-го вопроса. О Федеральном законе "О внесении         
изменений в статьи 20 и 23 Уголовно-процессуального кодекса Российской          
Федерации". Доклад Ирины Александровны Панькиной.                               
                                                                                
Пожалуйста, Ирина Александровна.                                                
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! 10 марта мы с вами приняли    
закон, который наделяет органы предварительного расследования правом            
возбуждения уголовного дела без заявления потерпевшей стороны, в случае если    
речь идёт об оборонзаказе и национальных проектах. За это время произошло       
много событий, и наши коллеги из Совета Федерации рекомендуют Государственной   
Думе снять с рассмотрения данный закон без создания согласительной комиссии     
по причине того, что данное право, возможно, как-то повлияет на давление        
правоохранителей в отношении бизнеса.                                           
                                                                                
Отмечу также, что данный закон безупречен с точки зрения правовой и             
юридико-технической техники, но время требует от нас гибких решений. Не         
исключаю, что мы вернёмся к обсуждению данной идеи чуть позже, ну а пока        
Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует        
Государственной Думе принять постановление о снятии данного федерального        
закона с рассмотрения.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли желающие высказать позицию     
от фракций? Есть желающие. Я вижу, руку подняли в зале.                         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Вы можете остаться, Ирина Александровна, если с места будет выступление.        
Сейчас мы запись проведём.                                                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Так, Авксентьева руку поднимала, а записался Коломейцев.                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Сардана Владимировна поднимала руку первая, просто   
записалась по ведению.                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
Слово предоставляется Авксентьевой Сардане Владимировне.                        
                                                                                
Пожалуйста, Сардана Владимировна.                                               
                                                                                
АВКСЕНТЬЕВА С. В. Спасибо большое.                                              
                                                                                
Сенатор Клишас при отклонении закона Советом Федерации отметил, что в такой     
ситуации, как сейчас, принятие данного закона может быть воспринято как         
сигнал дополнительного давления на бизнес, и выступавшая тоже об этом           
сказала. Вот наша фракция - единственная среди всех фракций парламентских       
партий! - и в декабре, и в феврале, и в марте выступала против данного          
законопроекта, говоря ровно о том же: что это давление на бизнес. Почему же     
только санкции нас как бы немножко отрезвляют? Нам возвращают этот закон, для   
того чтобы мы его отклонили.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Ирина Александровна, безупречные правовые решения    
не могут так легковесно отвергаться самими авторами. В соответствии с нашим     
Регламентом и Конституцией у нас есть право преодолеть вето Совета Федерации    
двумя третями голосов. Если вы считаете, что закон выверенный, тем более это    
подавалось как антикризисная мера, то, мне кажется, позицию надо отстаивать.    
А если мы так легковесно от юридически выверенных решений отказываемся,         
значит, они были легковесны и юридически не выверены.                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Панькиной Ирине Александровне включите микрофон.                    
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Николай Васильевич, вы знаете, это безупречно с        
точки зрения правовой определённости, и я продолжаю на этом настаивать. Речь    
идёт о том, что за последний месяц правительством принимаются те меры           
поддержки, которые в том числе снижают давление на бизнес, речь именно об       
этом. И не исключено, что чуть позже мы вернёмся к рассмотрению самой идеи о    
предоставлении органам предварительного расследования права возбуждения         
уголовного дела без заявления потерпевшей стороны. Речь идёт именно о           
принятии решения в сложившихся условиях.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование                
законопроект, 4-й вопрос нашей повестки. Кто за то, чтобы снять с дальнейшего   
рассмотрения Государственной Думой законопроект под пунктом 4? Комитет          
поддерживает это, предлагает это решение. Просьба проголосовать.                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              350 чел.77,8 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    352 чел.                                          
Не голосовало                  98 чел.21,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект снят с дальнейшего рассмотрения.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, обращаю внимание руководителей профильных комитетов: более   
активно принимайте участие в разработке законов, в рассмотрении                 
законодательных инициатив. Речь идёт в данном случае об инициативе, которую     
мы только что рассмотрели. Её можно было не выносить для принятия, если бы      
комитеты по экономической политике, по промышленности, по аграрным вопросам,    
по вопросам конкуренции взяли и посмотрели предлагаемое решение. Тогда мы       
сами пришли бы к тому, чем сейчас завершилось рассмотрение законопроекта, но    
только уже по предложению Совета Федерации. Понимаете, о чём речь идёт? Это     
наша недоработка.                                                               

Заседание № 32

10.03.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1184268-7 "О внесении изменений в статьи 20 и 23 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части закрепления за органами предварительного расследования права возбуждения без заявления потерпевшей стороны уголовных дел, если предметом преступления явилось имущество, выделенное в целях реализации государственного оборонного заказа, национальных проектов, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3129 по 3159 из 7117
А сейчас вопрос 4, о проекте федерального закона "О внесении изменений в        
статьи 20 и 23 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", третье   
чтение.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Ирина Александровна Панькина.                                       
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!                
Законопроект, предполагающий возбуждение уголовного дела без заявления          
потерпевшего, в случае если речь идёт о национальном заказе или оборонной       
промышленности, прошёл все необходимые экспертизы, замечаний нет. Комитет по    
государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной   
Думе принять законопроект в третьем чтении.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие высказаться по мотивам? Нет.       
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 4-й вопрос нашей повестки. Третье         
чтение.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9 %                                    
Проголосовало против           14 чел.3,1 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    414 чел.                                          
Не голосовало                  36 чел.8,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       

Заседание № 30

22.02.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1184268-7 "О внесении изменений в статьи 20 и 23 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части закрепления за органами предварительного расследования права возбуждения без заявления потерпевшей стороны уголовных дел, если предметом преступления явилось имущество, выделенное в целях реализации государственного оборонного заказа, национальных проектов, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2314 по 2381 из 6733
6-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и   
23 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает Ирина    
Александровна Панькина.                                                         
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом органам              
предварительного расследования предоставляется право возбуждать уголовное       
дело без заявления потерпевшей стороны, в случае если речь идёт о реализации    
государственного оборонного заказа или национальных проектов. Всего ко          
второму чтению в комитет поступило четыре поправки, две из которых              
расположены в таблице поправок, рекомендованных к принятию, и две - к           
отклонению. Комитет рекомендует утвердить таблицы поправок и поддержать         
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Александровна.                             
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              347 чел.77,1 %                                    
Проголосовало против           13 чел.2,9 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    360 чел.                                          
Не голосовало                  90 чел.20,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок.                                                   
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              270 чел.60,0 %                                    
Проголосовало против           13 чел.2,9 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    284 чел.                                          
Не голосовало                 166 чел.36,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              368 чел.81,8 %                                    
Проголосовало против           13 чел.2,9 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    382 чел.                                          
Не голосовало                  68 чел.15,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   

Заседание № 16

08.12.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1184268-7 "О внесении изменений в статьи 20 и 23 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части закрепления за органами предварительного расследования права возбуждения без заявления потерпевшей стороны уголовных дел, если предметом преступления явилось имущество, выделенное в целях реализации государственного оборонного заказа, национальных проектов, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2571 по 2923 из 6573
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и     
23 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает Андрей   
Викторович Логинов.                                                             
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального   
закона разработан во исполнение указания Президента Российской Федерации,       
данного по обращению Генерального прокурора Российской Федерации. В настоящее   
время возбуждение уголовных дел в связи с причинением ущерба дочерним           
предприятиям государственных корпораций возможно по заявлению их                
руководителей. При этом органы предварительного расследования сталкиваются с    
необоснованными отказами руководителей от возбуждения уголовных дел. Такая      
ситуация способствует хищению бюджетных средств, затрудняет возмещение          
ущерба, причинённого преступлениями. Согласно законопроекту без заявления       
потерпевшего будут возбуждаться уголовные дела, если предметом преступления     
явились денежные средства, выделенные в целях реализации государственного       
оборонного заказа, национальных проектов, закупок для государственных или       
муниципальных нужд. Это позволит исключить случаи ухода от ответственности      
лиц, совершивших хищение.                                                       
                                                                                
Просим поддержать законопроект.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Ирина Александровна Панькина.                            
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Сегодня мы с вами рассматриваем    
действительно очень важный законопроект, он даст возможность возбуждать         
уголовные дела без заявления потерпевшей стороны по ряду статей, таких как      
мошенничество, злоупотребление доверием, злоупотребление полномочиями, в        
случае если речь идёт о стратегически важной области - о государственном        
оборонном заказе, национальных проектах, а также о государственных и            
муниципальных нуждах. Я хочу сказать, что сейчас в Уголовно-процессуальном      
кодексе уже существует данное изъятие, оно распространяется на случаи, когда    
предметом преступления является государственное имущество, и особенно хочу      
обратить ваше внимание на цифру: за последние три года ущерб в данной области   
составил порядка 25 миллиардов рублей.                                          
                                                                                
Комитет по государственному строительству и законодательству поддерживает       
концепцию данного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять      
его в первом чтении.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Александровна.                             
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Будьте добры, поясните: я правильно понимаю, что теперь          
возбуждать дело можно будет просто по факту того, что направлены куда-то        
деньги государственные по вот таким направлениям и исполняются какие-то         
задачи? Если мы убираем заявителя, возникает вопрос: а на основании чего        
тогда будут возбуждаться дела, то есть где будет выявляться факт                
злоупотребления, что станет обязанностью для органов, что надо отслеживать -    
депутатские обращения, публикации в газетах или что? Не правильнее было бы -    
а может быть, и параллельно с этой мерой - обязать всё-таки представителей      
соответствующих организаций, которые выполняют эти заказы, своевременно         
информировать об ущербе и о нарушениях, ну, вот как-то ответственность          
установить?                                                                     
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Коллеги, согласен, но вы сами понимаете, что возникает некая      
закупорка в расследовании подобного рода злоупотреблений. В пояснительной       
записке мы указываем, что руководители соответствующих организаций, как вы      
сказали, мотивируют свой отказ в признании ущерба следующим: достижение         
конечных целей государственного оборонного заказа, национальных проектов,       
закупок для государственных и муниципальных нужд; отсутствие претензий со       
стороны государственных заказчиков; незначительный размер ущерба по отношению   
к выручке предприятий либо к стоимости их активов, объёмы которых, как вы       
понимаете, в случае госкорпораций превышают десятки и сотни миллиардов          
рублей. Вот почему мы будем, собственно говоря, руководителей этих              
организаций подталкивать ещё к необходимости обосновывать те или иные как бы    
сбои и выискивать в собственном хозяйстве правонарушения, которые могут         
выглядеть таковыми, ну, естественно, со стороны контролирующих органов. Ну, я   
думаю, их задача как раз отвечать на вопросы, которые задают контролирующие     
органы. А у контролирующих органов появляется возможность убрать эту            
закупорку и напрямую возбуждать уголовные дела по фактам, которые они           
выявляют, в том числе в рамках предложенных вами, как бы вот обозначенных       
вами направлений.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Авксентьева Сардана Владимировна.                                               
                                                                                
АВКСЕНТЬЕВА С. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                        
                                                                                
Скажите, пожалуйста, вот данным законопроектом следователям предлагают дать     
право возбуждать уголовные дела без заявления потерпевших, но я, как человек,   
который работал на земле, представляю, как это будет реализовываться на         
месте. Я понимаю, почему это делается и почему вносится, но вместе с тем        
тысячи, тысячи участников муниципальных закупок автоматически могут подпасть    
под это. И мы говорим о субъектах малого и среднего бизнеса, то есть как        
только они начинают участвовать в какой-то мере, например в виде подрядчиков,   
в реализации национальных проектов, то, соответственно, этот закон              
распространяется и на них. Я понимаю, когда речь идёт о крупных                 
госкорпорациях, оборонном заказе и так далее, я могу это поддержать, но когда   
речь идёт так широко о муниципальных закупках и государственных закупках, в     
том числе в субъектах, то, конечно, это будет касаться очень большого           
количества человек, и мой предыдущий опыт говорит о том, что на местах          
исполнители могут пользоваться этим правом произвольно, что на самом деле,      
ну, как бы не способствует предпринимательскому климату... (Микрофон            
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Викторович.                            
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Я так понял, это выступление. Это не вопрос, это выступление.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Хорошо.                                             
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Андрей Викторович, ну, я примерно о том же сейчас       
хочу спросить. Тогда я сформулирую вопрос: вообще какая-то граница              
устанавливается по возбуждению или невозбуждению уголовных дел? У нас 70        
процентов российской экономики косвенно или прямо находится под контролем       
государства, то есть фактически, принимая этот закон, мы даём возможность       
возбуждать дела в 70 процентах случаев вообще российской экономики.             
Представляете? Ну какая-то граница, какой-то шлюз должен быть. Вот предыдущий   
депутат вам именно про это хотела сказать. Вот есть этот шлюз, будет он у нас   
или нет? Или мы сейчас такой ящик Пандоры откроем, когда вообще по любому       
поводу мы сможем возбуждать уголовное дело, даже при отсутствии ущерба?         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Викторович.                            
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Я полагаю, что опасности такой не существует. Речь здесь идёт в   
первую очередь, как, собственно, это и вытекало из указания президента, о       
контроле над соблюдением оборонного заказа.                                     
                                                                                
Что касается денежных средств и имущества, выделенных в целях реализации        
национальных проектов, закупок товаров, работ и услуг для обеспечения           
государственных или муниципальных нужд, то здесь все организации, которые       
идут, двигаются в этом направлении, они ведь участвуют в конкурсе, это же их    
собственная воля. Если они участвуют в конкурсе, то они должны быть готовы и    
к такой форме контроля за расходованием этих средств.                           
                                                                                
Вы своими вопросами, ну, не вопросами, а тезисами предлагаете как бы            
обосновать ту логику, что эти предприятия идут именно за зарабатыванием         
денег, за получением денег: вот дайте нам деньги, а дальше, пожалуйста, не      
смотрите в нашу сторону, потому как наш руководитель, слава богу, он с          
головой, он не будет возбуждаться, если мы эти деньги потратим неправильно      
или с нарушением соответствующих как бы указаний контролирующих органов. Вот    
как раз на то, чтобы не допускать этой ситуации, и направлен законопроект.      
Поэтому мы можем сегодня говорить о мере отсечения, но, вы сами понимаете,      
она будет противозаконна, она не будет иметь легитимности.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие.                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Спасибо, Ирина Александровна.                                                   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Тетердинко Александр Павлович.                                                  
                                                                                
ТЕТЕРДИНКО А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну конечно, важнейший               
законопроект, но я надеюсь, что в части государственного оборонного заказа ни   
у кого здесь нет сомнений, что необходимо принимать, в том числе и у так        
называемых оппозиционных фракций. Действительно, правоохранительные органы      
сталкиваются с проблемой, когда видят, что при осуществлении государственного   
оборонного заказа произведена растрата или хищение, но им говорят: мы технику   
поставили, мы оборонзаказ выполнили, ну, как бы и хорошо, и нормально. И        
конечно же, здесь необходимо эту лазейку устранять и правоохранительным         
органам давать в руки необходимые инструменты, для того чтобы лиц, которые      
занимаются преступной деятельностью в этой сфере, к соответствующей             
ответственности привлекать.                                                     
                                                                                
По вопросам, которые задавали коллеги из других фракций, я понял, что,          
конечно же, речь шла в основном о вопросах, касающихся не гособоронзаказа, а    
обычного государственного или муниципального заказа, или заказа, связанного с   
национальными проектами. Ну здесь мы с вами тоже должны понимать, абсолютно     
ясно, что по факту потерпевшим-то будет являться государство, потому что        
преступные действия совершаются в отношении денежных средств, которые           
подрядчику выделены из бюджета. А если бы он эти преступные деяния не           
совершал, то и цена контракта была бы меньше, уважаемые коллеги, потому что     
на хищение эти деньги не уходили бы, а уходили конкретно на выполнение          
государственного или муниципального заказа.                                     
                                                                                
Поэтому законопроект правильный, нужный, необходимый нашей правоохранительной   
системе. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" его поддерживает.                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
Семь минут поставьте, выступление от фракции.                                   
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, немножко тогда    
расскажу про гособоронзаказ, чуть-чуть буквально. Нам тут пытаются объяснить,   
что, дескать, хищения при гособоронзаказе, надо их пресекать, - конечно надо    
их пресекать. Но - как вы знаете или, может, не знаете, но я расскажу, -        
когда у нас подписывается контракт, у нас действует система, что деньги,        
которые перечисляются исполнителю гособоронзаказа, они окрашенные, они не       
могут направляться ни на что, кроме как на цели, указанные в федеральном        
законе, в контракте, то есть там ограничения. И вот если эти деньги             
направляются не туда, то это основание для возбуждения дела, для проверок,      
что, собственно, и происходит: и прокуратура, и ФАС, контролирующие             
гособоронзаказ, это делают. И здесь правоприменительная практика достаточная,   
тут никаких особых полномочий не нужно. В этом же законопроекте речь идёт о     
том, что какие-то иные нарушения находятся, которые, условно говоря, может,     
вообще не приведут ни к срывам сроков, ни, скажем, к потере денег. Я себе не    
представляю, как можно потерять окрашенные деньги, - ну, то есть, если вы       
документ в банк не представите, вам банк эти деньги просто не заплатит, это     
контролируется всё, понимаете? Это про гособоронзаказ.                          
                                                                                
Дальше, про госзаказ. Тут, кстати, ничего не сказано про закупки госкомпаний,   
госкорпораций, естественных монополий, тут говорится о госзаказе, а             
вообще-то, 30 триллионов рублей у нас закупок в госкомпаниях, госкорпорациях,   
естественных монополиях. То есть, смотрите, мы сейчас печёмся о сохранении      
государственных средств и даём право возбуждать дело по любому случаю, даже     
если нет ущерба, нет заявления, в то же время мы в этом зале приняли поправку   
к федеральному закону № 223-ФЗ, которой разрешили госкомпаниям,                 
госкорпорациям, естественным монополиям проводить закупки у взаимозависимых     
лиц без проведения конкурентных процедур. Здесь мы не видим, что у нас          
несколько триллионов рублей уходит вообще, просто разворовывается легальным     
способом. Кстати, прокуроры здесь не придут и тут ничего не возбудят, потому    
что, ну, всё же законно! У взаимозависимого лица без конкурентных процедур ты   
закупаешь всё что угодно. Если труба стоит 100 рублей, ты можешь её по 1000     
рублей закупить, в 10 раз больше, и всё законно, потому что в рамках одного     
производственного цикла. Вам объяснят, понимаете? Здесь мы ничего не видим,     
зато мы даём такую дубину, которую можно применить к любому участнику этих      
закупок. Например, ну, как вы знаете, все машины и оборудование делаются из     
металла, но у нас не так много металлургических компаний, которые выплавляют    
металл, то есть фактически можно прийти на любой металлургический завод, даже   
если у него из 10 миллионов тонн на гособоронзаказ поставил, я не знаю, там,    
10 тысяч, одну тысячную, и к нему придут, возбудят дело и будут его, скажем     
так... Ну, дальше объяснять не нужно, куда побегут менеджеры и как они будут    
решать эти вопросы.                                                             
                                                                                
Коллеги, конечно, проблема есть. Мы, как фракция, не можем сейчас, в первом     
чтении, не поддержать этот законопроект, потому что считаем, что нужно          
ставить барьер на потоках государственных денег, нужно это делать. Но нужно     
ставить там, где течёт, а не в другом месте, понимаете? Поэтому, учитывая,      
что у нас есть ещё второе и третье чтения, мы в первом чтении готовы            
поддержать, но к третьему мы посмотрим, там ли мы ставим шлагбаумы, там ли мы   
ставим барьеры: там, где действительно утекают триллионы рублей, или мы         
просто создаём видимость и под предлогом борьбы за государственные интересы     
даём такую дубину, которой можно прибить вообще любого предпринимателя в        
Российской Федерации. Ещё раз подчёркиваю, 70 процентов российской экономики    
находится под контролем государства и подтянуть под эту статью можно кого       
угодно, любую компанию, подчёркиваю, даже если она, я не знаю, метизы           
поставляет и в оборотах у неё это одна десятитысячная процента, она подпадает   
под эту статью. Понимаете, какой мы ящик Пандоры открываем? Поэтому шлюзы       
какие-то должны быть, какие-то ограничения.                                     
                                                                                
Мы понимаем, что надо бороться с воровством государственных денег, но давайте   
бороться там, где действительно воровство идёт. Вот у нас же есть               
предложение: давайте закроем возможность госкомпаниям, госкорпорациям,          
естественным монополиям проводить закупки у взаимозависимых лиц без             
проведения конкурентных процедур - минимум 6 триллионов рублей мы сэкономим.    
Законодательная инициатива лежит, но она не поддерживается. Ждём. Есть          
поручение председателя правительства Минфину - 23 мая Минфин должен был         
положительное заключение дать на этот законопроект. Я в прошлый раз в ноябре    
про это говорил, сейчас уже декабрь - где это положительное заключение? С       
этого момента уже седьмой месяц идёт. Если 6 триллионов рублей за год, за       
семь месяцев сколько? 4,2 триллиона. Вот счётчик тикает, понимаете, да? А       
вместо этого нам вносят такие законодательные инициативы, говорят, конечно,     
надо же за каждый рубль бороться. Может быть, мы триллионы начнём сохранять,    
а не за рубль бороться?                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Авксентьева Сардана Владимировна, пожалуйста.                                   
                                                                                
Сардана Владимировна, вы от фракции?                                            
                                                                                
Семь минут поставьте, пожалуйста. Выступление от фракции.                       
                                                                                
АВКСЕНТЬЕВА С. В. Добрый день, уважаемые коллеги! Я хотела бы вот этот          
законопроект, который мы с вами сегодня рассматриваем, по которому будем        
голосовать, проиллюстрировать одним примером из своего опыта, когда я           
работала мэром города Якутска.                                                  
                                                                                
Есть у нас такие вот детские сады, частные детские сады, которые получали       
субсидии, ну и до сих пор получают субсидии из бюджета. Есть определённые       
условия, по которым они эти субсидии должны использовать. Произошла такая       
ситуация, что заведующие частными детскими садами приняли в детские сады        
городских детей, с городской пропиской, то есть это не какие-то мёртвые души,   
а это действительно детки, маленькие жители города Якутска. Их приняли в эти    
частные детские сады, кормили, спать укладывали, постельное бельё для них       
стирали - ну, в общем, как бы фактически услуги были оказаны. В какой-то        
момент выяснилось, что эти детишки попали в частные детские сады, минуя         
городскую очередь. Тем не менее это маленькие жители города, повторяюсь. Так    
вот у нас были серьёзные проблемы, когда в отношении группы заведующих          
частными детскими садами следственный отдел Следственного комитета по городу    
Якутску решил возбудить уголовное дело по факту хищения. Хотя на самом деле     
услуги были оказаны и, ну, даже на крайний случай эти несчастные женщины        
согласны были вернуть эти субсидии - там у кого 20 тысяч было, у кого 30        
тысяч, у кого 100 тысяч рублей. Но следователи поймали группу, понимаете?       
Когда мы говорим о мошенничестве, у нас же обычно всегда идёт группа: это       
главный бухгалтер, заместитель, который знал, в общем, может быть кто угодно    
вплоть до завхоза. И от меня на полном серьёзе требовали, чтобы я подписала     
письмо, что бюджету города нанесён ущерб, средства денежные были направлены     
неправомерно. Я не считала возможным, принципиально, что могу такую бумагу      
написать, подписать и всех этих женщин подставить под уголовное                 
преследование, даже если были определённые ошибки, которые вполне исправимы.    
                                                                                
Так вот, после того как мы с вами примем этот закон, проголосуем за него... Я   
вам привела только один пример, таких примеров в моей практике несколько: то    
толщина бордюров не нравилась при строительстве дорог, то казалось, что не      
столько песка насыпали. Но, друзья мои, это всё можно регулировать и решать в   
рамках действующего и Уголовно-процессуального кодекса, и Уголовного кодекса.   
Как говорит наш спикер, для чистоты отношений: я полностью поддерживаю          
пресечение коррупции и всех этих вещей при исполнении государственных           
закупок, муниципальных закупок, оборонных заказов в первую очередь, конечно     
же. Принципиальная позиция у нас с вами, думаю, у всех сходится,                
действительно, но давайте мы с вами будем смотреть - я всегда к этому           
призываю, - как этот закон будет работать на земле, как его будут               
использовать следователи, нисколько не сомневаясь ни в их квалификации, ни в    
целях их работы. Вот о чём я хочу вас попросить - чтобы вы задумались, прежде   
чем будете нажимать кнопки.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Викторович, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста.        
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Спасибо, нет.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ирина Александровна, вы будете выступать? Тоже нет.                             
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, законопроект под пунктом 14 порядка работы       
ставится на голосование в первом чтении.                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              323 чел.71,8 %                                    
Проголосовало против           18 чел.4,0 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    344 чел.                                          
Не голосовало                 106 чел.23,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.