Заседание № 104

09.06.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 118425-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (введение медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные статьями 6.9, 20.21 и 20.22 кодекса).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1705 по 1836 из 7872
Пункт 4. Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской   
Федерации об административных правонарушениях". Алтайский краевой Совет         
народных депутатов просит рассмотреть проект федерального закона без участия    
своего представителя. Доклад заместителя председателя Комитета по               
конституционному законодательству и государственному строительству Александра   
Николаевича Харитонова. Пожалуйста.                                             
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н. По существу законопроекта необходимо сказать следующее.         
Относительно предложения о направлении на медицинское освидетельствование на    
состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения по         
статьям 6.9, 20.21 и 20.22 кодекса, следует отметить, что принятие              
законопроекта в этой части приведет к внутреннему противоречию в кодексе.       
                                                                                
Так, в статье 20.21 указано на состояние опьянения, "оскорбляющее               
человеческое достоинство и общественную нравственность", то есть такую          
степень опьянения, при которой проведение соответствующего                      
освидетельствования представляется явно излишним. В целях предупреждения        
совершения более серьезного правонарушения лицом, находящимся в подобном        
состоянии, целесообразно скорейшее составление протокола и привлечение его к    
предусмотренной ответственности, в том числе к административному аресту         
наряду с административным штрафом, предусмотренным в статье в качестве          
наказания. То есть мы понимаем, что совершенно пьяного человека                 
освидетельствовать бесполезно.                                                  
                                                                                
Относительно статьи 20.22 кодекса необходимо сказать, что в соответствии с      
диспозицией этой статьи кроме нахождения лица в состоянии опьянения             
ответственность влечет сам факт распития несовершеннолетними алкогольной и      
спиртосодержащей продукции или потребления ими наркотических средств или        
психотропных веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном    
средстве общего пользования и в других общественных местах.                     
                                                                                
Относительно статьи 6.9 кодекса следует сказать, что в соответствии со          
статьей 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных        
веществах" лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать,   
что оно находится в состоянии наркотического опьянения или употребило           
наркотическое средство либо психотропное вещество, может быть направлено на     
медицинское освидетельствование. То есть предлагаемая норма действует на        
основании закона, регулирующего соответствующие правоотношения. На основании    
этой статьи может производиться и направление на медицинское                    
освидетельствование в целях исполнения статьи 20.22 кодекса.                    
                                                                                
С учетом изложенного в указанной части законопроект не может быть поддержан.    
Остальные проблемы, изложенные в законопроекте алтайских коллег, могут нами     
обсуждаться, например при внесении изменений в базовый закон "О                 
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,          
алкогольной и спиртосодержащей продукции", что мы сегодня отложили. Комитет     
считает, что законопроект нужно отклонить.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.                            
                                                                                
Есть ли вопросы к содокладчику? Есть один вопрос. Кузнецов Виктор Егорович,     
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Мне непонятны, вообще говоря, мотивы, так как не было докладчика от             
Алтайского краевого Совета народных депутатов. Видимо, люди стараются навести   
порядок в сфере вот этих правонарушений, как они считают, и настаивают на       
том, чтобы в административном кодексе появились определенные нормы. Вы в        
своем выступлении ссылаетесь, извините, на законопроект, рассмотрение           
которого мы отложили, я так понимаю, не то чтобы в силу его                     
неподготовленности, а в силу лоббистского характера. Ну как можно, вообще,      
административное правонарушение, которое совершают дети, отнести к закону,      
регулирующему совершенно другие вещи?!                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Николаевич.                         
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н. Уважаемый Виктор Егорович, я говорил конкретно о статьях 6.9,   
20.21, 20.22. Я имел в виду, что это связано с вопросами, которые будут         
обсуждаться в базовом законе, это часть 3 статьи 14.16, которую мы будем        
рассматривать и где речь идет о нарушениях правил продажи этилового спирта,     
алкогольной и спиртосодержащей продукции. Я аргументированно вам доказал, что   
нет смысла тащить пьяного человека на экспертизу, нет смысла                    
освидетельствовать, дополнительно освидетельствовать, детей, которые            
накурились, потому что есть закон о наркотиках. Зачем мы эти три нормы будем    
дополнять, когда ясно, что это излишне?                                         
                                                                                
Что касается оборота и продажи этилового спирта, - то, что они вносят дальше    
и в связи с чем ссылаются на закон "О государственном регулировании             
производства и оборота этилового спирта...", - то мы с вами скоро этот закон    
или в другой трактовке сделаем, или отменим по крайней мере.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть еще вопросы? Уважаемые коллеги, кто-то хочет еще     
вопрос задать? Илюхин Виктор Иванович, пожалуйста.                              
                                                                                
ИЛЮХИН В. И. Александр Николаевич, я просто и вопрос задаю, и сам же            
рассуждаю.                                                                      
                                                                                
Ну если не будет освидетельствования, вы сами понимаете, что дальнейшая         
процедура привлечения к административной ответственности окажется ничтожной:    
без освидетельствования, без этого юридического документа кто подтвердит        
через две недели, что человек был в нетрезвом состоянии? Свидетельские          
показания здесь в расчет не будут взяты. Проблема-то есть, Александр            
Николаевич.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Николаевич.                         
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н. Виктор Иванович, я с вами совершенно согласен. Речь идет        
конкретно о статье 20.21, о появлении человека в оскорбляющем человеческое      
достоинство виде в общественных местах, необходимо ли в этом случае             
освидетельствование. Это, видимо, неправильно.                                  
                                                                                
Дальше, мы опять... Я статью 20.22 комментирую, где факт распития               
несовершеннолетними алкогольной и спиртосодержащей продукции уже есть           
административное нарушение, здесь освидетельствование не требуется. Есть сам    
факт распития - вот, о чем речь идет. Зачем ребенка тащить на                   
освидетельствование и доказывать, что он был пьян, когда сам факт мы с вами     
признали предыдущим законом?                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Николаевич, присаживайтесь.                                           
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Есть ли необходимость выступить полномочному   
представителю президента? Полномочному представителю правительства? Ставится    
на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении           
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за               79 чел.17,6%                                     
Проголосовало против            6 чел.1,3%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     85 чел.                                          
Не голосовало                 365 чел.81,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.