Заседание № 53
О проекте федерального закона № 1184183-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части обращения с животными).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 3-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Владимир Владимирович Бурматов. БУРМАТОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вчера вы во втором чтении единогласно поддержали законопроект, который даёт регионам дополнительные полномочия в решении проблемы безнадзорных животных и позволяет защитить наших граждан от нападения этих животных, а самих животных - от жестокого с ними обращения. И вот то консенсусное голосование, которое состоялось вчера, я считаю прямым следствием того, что работали над поправками к этому законопроекту в рамках рабочей группы все пять парламентских фракций, за что вам большое спасибо. Сегодня законопроект полностью подготовлен к третьему чтению, прошёл все необходимые экспертизы. Мы предлагаем его принять вместе с проектом постановления, который находится в электронной базе и куда мы включили ряд положений, адресованных Правительству Российской Федерации, регионам Российской Федерации и нашим надзорным органам. На некоторых из этих предложений, поступивших из субъектов Российской Федерации, я хотел бы остановиться отдельно. В частности, практически все регионы Российской Федерации обратились к нашей группе с инициативой о том, что необходим федеральный проект по строительству приютов для безнадзорных животных по типовым проектам с привлечением средств федерального бюджета. Мы это предложение адресовали правительству, как и предложения по созданию в регионах системы реагирования на обращения граждан по фактам причинения животными вреда и по фактам жестокого обращения с животными, по созданию системы учёта и мониторинга численности животных без владельцев в субъектах Российской Федерации. Также среди рекомендаций - развитие благотворительной и волонтёрской деятельности в сфере обращения с безнадзорными животными и поддержка некоммерческих организаций, занимающихся деятельностью в этой сфере, реализация в регионах программ по льготной стерилизации и вакцинации домашних животных. В адрес Генеральной прокуратуры мы выходим с предложением провести в этом году проверку соблюдения в регионах Российской Федерации законодательства об ответственном обращении с животными, в том числе и в первую очередь с животными без владельцев. Я вас прошу этот законопроект поддержать в третьем чтении вместе с предлагаемым расширенным постановлением. А вас, Вячеслав Викторович, я хотел бы от имени всей рабочей группы, в которой работали 96 наших коллег, поблагодарить за выбранный формат работы, который позволил в течение четырёх месяцев учесть, обобщить поправки... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. Спасибо.
А сейчас мы можем перейти к продолжению рассмотрения законопроекта в рамках процедуры третьего чтения. Докладчик выступил. Есть ли желающие высказаться по мотивам по данному вопросу? Нет. Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 17 мин. 37 сек.) Проголосовало за 414 чел.92,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 52
О проекте федерального закона № 1184183-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части содержания домашних животных; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статьи 7 и 13 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Владимир Владимирович Бурматов. БУРМАТОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Поправки, предложенные вашему вниманию, были подготовлены рабочей группой Государственной Думы, которая была создана по поручению Председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина и в которую вошло 96 наших коллег - депутатов, сенаторов, экспертов, учёных, общественников. Начиная с февраля этого года рабочая группа обработала более 40 тысяч предложений наших граждан, субъектов Российской Федерации по поводу обращения с животными, в первую очередь с безнадзорными животными, сформулировала поправки, и эти поправки прошли вот за эти четыре месяца 11 итераций согласования со всеми заинтересованными органами и федеральными органами исполнительной власти, сегодня эти поправки обобщены в две таблицы. Но прежде чем сказать о тех новеллах, которые сегодня предлагаются по этому очень чувствительному и резонансному вопросу, я хотел бы особенно поблагодарить за огромный объём работы, которая была проделана, Алексея Васильевича Гордеева, Ирину Анатольевну Яровую, Александра Евсеевича Хинштейна, Дмитрия Николаевича Кобылкина и Ирину Александровну Панькину. Спасибо большое за то, что все эти четыре месяца очень плотно работали над решением этой насущной проблемы наших регионов! Что предлагается в качестве новелл сегодня этими поправками? Во-первых, существенно расширяются полномочия регионов в части решения проблемы с обращением с безнадзорными животными и принятия решения о запрете так называемого самовыгула, который стал настоящим бичом для многих наших небольших городов, районных центров, сёл и так далее. Во-вторых, субъекты Российской Федерации получают право принимать региональные регламенты по мероприятиям, направленным на предотвращение вреда жизни и здоровью граждан в этой сфере. Третье, при этом мы повышаем ответственность Правительства Российской Федерации: наделяя регионы дополнительными полномочиями, мы в то же время даём правительству возможность и обязываем его принять методические указания, в соответствии с которыми регионы будут разрабатывать свои регламенты по обращению с безнадзорными животными. Четвёртое, регионы получают право определять места выпуска безнадзорных животных, а также принимать решение о пожизненном содержании безнадзорных животных в приютах, если им это необходимо. Я хотел бы поблагодарить всех коллег, которые работали в рамках думской рабочей группы, именно за системный подход в этом вопросе, потому что мы не ограничиваемся поправками, которые погружены именно в этот законопроект. Мы с вами в этом зале две недели назад приняли закон о государственно-частном партнёрстве при строительстве приютов (он уже подписан президентом) - это позволит очень серьёзно ускорить и упростить строительство приютов. А также вместе с Павлом Владимировичем Крашенинниковым мы внесли законопроект о поправках в Кодекс об административных правонарушениях, которые устанавливают ответственность за выброшенных животных, то есть за избавление от питомцев, повышая ответственность владельцев таким образом, а также устанавливают штрафы за покусы для нерадивых владельцев, которые не следят за своими домашними животными, и для должностных лиц, которые не исполняют законодательство в этой части. Мы рассчитываем, что в ближайшее время эти поправки нами будут во втором чтении рассмотрены. Уважаемые коллеги, предлагаемые вашему вниманию поправки направлены на решение очень актуального для нашей страны и особенно для целого ряда регионов вопроса, это вам хорошо известно. Приоритетом нашим при работе над этими поправками было одно - защитить наших граждан при сохранении гуманистической концепции законодательства, которая сформирована в этой части. Поправки сведены в две таблицы: в таблице поправок № 1, рекомендуемых к принятию, содержится семь поправок, в таблице поправок № 2, рекомендуемых комитетом к отклонению, содержится 13 поправок. Прошу вас поддержать решение комитета и проголосовать за таблицу № 1 и таблицу № 2. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к рассмотрению таблиц поправок. По таблице поправок № 1 будут вопросы? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 17 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Принимается. Будут ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок № 2 ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 45 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Принимается. Все поправки рассмотрены. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 11 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Спасибо. Пожалуйста, на трибуне включите микрофон. БУРМАТОВ В. В. Уважаемые коллеги, я всех хотел бы ещё раз поблагодарить за работу в рамках рабочей группы и особенно Вячеслава Викторовича Володина за решение её создать, потому что это позволило услышать всех в этом непростом вопросе - общественников, учёных, экспертов, кинологов и так далее. С учётом того что мы готовы будем рассматривать этот законопроект завтра в третьем чтении, я попросил бы его на завтрашний день, на 22-е число, поставить для рассмотрения. И мы будем предлагать принять вместе с законопроектом в третьем чтении постановление Государственной Думы, где отразим те вопросы, которые по тем или иным причинам не могли войти в текст этого законопроекта и в поправки. Их я, если вы поддержите, обозначу завтра. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений, завтра рассмотрим в третьем чтении? Нет возражений. Прошу учесть.
Заседание № 21
О проекте федерального закона № 1184183-7 "О внесении изменений в статьи 7 и 13 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части содержания домашних животных).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
34-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 13 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает сенатор Российской Федерации Елена Геннадьевна Зленко. ЗЛЕНКО Е. Г., сенатор Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 13 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом - подчёркиваю: не обязанностью, а правом - на установление дополнительных требований к содержанию и выгулу домашних животных помимо установленных федеральным законом об ответственном обращении с животными. Законопроектом закрепляется, что дополнительные требования к содержанию и выгулу животных должны быть направлены на обеспечение безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических и юридических лиц, на обеспечение надлежащего ухода за домашними животными и недопущение жестокого обращения с ними, на соблюдение ветеринарных и санитарно-эпидемиологических правил и норм, а также должны учитывать, что очень важно для нашей большой страны, климатические условия, климатические пояса Российской Федерации и исторические и культурные традиции коренного населения. Федеральным законом "Об ответственном обращении с животными..." установлены только общие требования к содержанию и выгулу домашних животных. Мы полагаем, что наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом на установление дополнительных требований к содержанию и выгулу будет способствовать эффективному обеспечению безопасности граждан, как я уже сказала, гуманному обращению с животными, позволит снизить возникающую социальную напряжённость между гражданами - невладельцами и владельцами домашних животных, будет способствовать поддержанию и улучшению эстетического состояния территорий в наших населённых пунктах. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Геннадьевна. Присаживайтесь. С содокладом выступает Владимир Владимирович Бурматов. БУРМАТОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Тема есть, тема актуальная и тема крайне деликатная и тонкая, поэтому я позволю себе немножко углубиться в суть вопроса. Дело в том, что, с точки зрения нашего комитета, федеральный закон действительно определяет лишь общие принципы обращения с животными: порядок выгула, обязанность владельца контролировать своё животное и так далее. Всё остальное сегодня отнесено к ведению субъектов Российской Федерации, но полномочия субъектам Российской Федерации не переданы. В связи с этим надо ответить себе на несколько вопросов. Вопрос первый: а действительно ли необходимы сегодня эти полномочия регионам для наведения порядка в этой сфере и для того, чтобы и животные, и их владельцы, и третьи лица находились в безопасности? Ответ: да, ряд полномочий регионам действительно необходим. О каких полномочиях, переданных регионам, может идти речь? Ну, например, запрет самовыгула. Вот это то, что сегодня является огромной проблемой для наших районов, для наших маленьких городов: владелец утром отпускает на улицу, я бы даже сказал, выгоняет, иногда забыв покормить, животное, которое охраняет его дом, - никакие инстинкты у них никуда не деваются, они точно так же сбиваются в стаи и точно так же нападают. И все вот эти громкие случаи нападения, которые расследовались в последнее время, очень часто заканчивались тем, что за животными приходили их владельцы, а там покусанные, порванные люди, в том числе летальные исходы, - этих примеров сегодня масса. Поэтому полномочие по запрету самовыгула, безусловно, нужно. Далее. Необходимо ли регионам полномочие, например, по обеспечению льготной, а лучше бесплатной стерилизации животных как безнадзорных, так и домашних по желанию владельцев? Да, безусловно. И хорошо бы, чтобы за этим полномочием... чтобы оно было подкреплено какими-то финансовыми средствами, потому что у нас популяция безнадзорных животных появляется там, где и владельческие животные не стерилизованы, и безнадзорные животные не стерилизованы, и никаким строительством приютов без вот этого - я прошу прощения за подробности, - без решения вопросов стерилизации проблему не решить. Следующий вопрос, на который мы себе должны ответить: а могут ли регионы злоупотреблять полномочиями в случае, если мы не отразим в законе чётко, какие из них могут быть переданы? И здесь тоже ответ: да. У нас есть субъекты Российской Федерации, которые сегодня в нарушение федерального закона устанавливают у себя, ну, абсолютно странные нормы. Кто-то, например, начинает лимитировать количество животных, которых человек может завести, хотя это регулируется сегодня нормами ветеринарии, и вторгаться в это, устанавливая какой-то имущественный ценз, нельзя, да и по Конституции у нас жилище неприкосновенно, и проверить это невозможно. Вот в пояснительной записке мы читаем тоже про установление предельного количества животных, про установление требований к длине поводка собаки и про лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, которым предлагается запретить выгул. Коллеги, возникает вопрос: а кто будет это проверять, контролировать, им что, будут предлагать, простите, дыхнуть, как при вождении транспортного средства? Кто будет этими контролёрами и какими промилле будет определяться? То же самое касается длины поводка. Мы знаем номенклатуру пород, она крайне широка, и для каждой свой поводок. Это бессмысленно устанавливать. Ну а про ограничение количества животных в квартирах я уже сказал, это не имеет никакого отношения к реальному качеству содержания животных дома. Безумный владелец запрёт свою собаку в чулане в двухсотметровой квартире, и она будет выть там, когда он на работе или в отпуск уехал. В то же время в сравнительно небольшом жилище живут две-три кошки, и никто даже не знает, что они там находятся. И ещё раз говорю, что владелец имеет право не открыть дверь. Так что концептуально наш комитет поддерживает возможность передачи регионам части полномочий. Но надо чётко отразить ко второму чтению, о каких полномочиях идёт речь, потому что закон должен нести пользу для наших граждан, для их питомцев и для общества в целом. И ни в коем случае нельзя открыть калитку возможным перегибам на местах, как говорили, и каким бы то ни было злоупотреблениям. Ещё раз говорю, тема предельно тонкая, надо быть деликатными, и принцип должен быть: не навреди. В первом чтении предлагаем поддержать, ко второму - доработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. Коллеги, после этого законопроекта мы рассмотрим один законопроект по сокращённой процедуре и проект поручения. И завершим работу. Я просто информирую вас. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Басанский Антон Александрович, пожалуйста. БАСАНСКИЙ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к министерству. Скажите, пожалуйста, а какая сегодня вообще статистика укусов безнадзорных животных? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К докладчику, я так понимаю? БАСАНСКИЙ А. А. Да. ЗЛЕНКО Е. Г. Что касается одиозных случаев нападения животных на детей - эти случаи фиксируются у нас, как правило, на северных, арктических территориях. У нас такой случай был в прошлом году в Якутии, такие случаи есть и в Ямало-Ненецком автономном округе. Безусловно, это послужило одной из причин разработки данного законопроекта, потому что случаи нападения безнадзорных животных на детей как раз одиозные, они вопиющие, и в этом смысле очень важно, чтобы у субъекта Федерации была возможность регулировать эти отношения. Почему мы обратили внимание на арктические регионы? Потому что собака там не только выполняет традиционную функцию, охраняет жилище, но и участвует в выпасе оленей, и вопросы о нахождении в наморднике в тундре, наверное, неуместны. Вместе с тем если мы говорим о населённых пунктах, то в больших городах это требование вполне может быть закреплено в соответствующих законодательных актах субъекта Федерации. И если обратить внимание на наши кавказские республики, где собаки используются в сельском хозяйстве, - здесь тоже нужно дополнительное регулирование. Безусловно, ещё раз говорю, статистика смертей сегодня есть, и мы никуда от неё не денемся, и это тоже было фактором для написания данного проекта закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. БУРМАТОВ В. В. Коллеги, вопрос серьёзный, поэтому я дам справку. Есть специальный индекс, который называется индексом укусов, оцарапываний и ослюнений, его ведёт Роспотребнадзор, это как раз о количестве покусов. Он наблюдается, если мне не изменяет память, с 2015 года, и прошлый год стал первым годом, когда он пошёл вниз (до этого он только рос), - в прошлом году произошло сокращение на 12 процентов. По этому году пока ещё не посчитали. Кому интересно, в комитете есть информация, я готов её довести, там большая таблица по каждому региону и по стране в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Швыткин Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое, Иван Иванович. Елена Геннадьевна, у меня к вам вопрос. Внутренне, конечно, я поддерживаю, безусловно, данный законопроект, но вижу, что он не до конца проработан, но это дело наживное. Вместе с тем у меня к вам такое пожелание: провести так называемый общественный разговор, получить обратную связь. Это первое. Второе, вопрос: насколько предусмотрены нормы о степени ответственности за нарушение тех требований, которые вы здесь устанавливаете? И следующий момент: кто будет привлекать к ответственности - административная комиссия либо какие-либо другие органы? То есть всё это должно быть чётко прописано, для того чтобы уже на местах было действительно правильное регулирование по данному закону. ЗЛЕНКО Е. Г. Давайте ещё раз вернёмся к тексту законопроекта. Мы наделяем субъекты Федерации правом - правом, не обязанностью - на формулирование дополнительных требований. Если это полномочие субъекта, то и ответственность за невыполнение норм субъекта должны устанавливать соответственно субъекты Федерации. В этой части и ответственность, и, собственно говоря, право - они связаны, это полномочие субъектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Елена Геннадьевна, тогда в продолжение вопроса. Это самое главное: правила предусматривает субъект, ответственность будет установлена административными кодексами субъекта, ну и очень часто бывает, что этой ответственности нет, - мы можем поводки ограничить, количество животных, но проверить реально будет некому. То есть и квартиру никто не откроет, если не сотрудник полиции, и поводок никто не даст померить, пошлёт подальше этих двух-трёх специалистов ветеринарии, которые будут этим заниматься, а я так думаю, что на всю область их будет, может, и того меньше. Каким же образом это будет регулироваться? Планируется ли заключение договоров с полицией, с МВД? Если есть ещё такой механизм взаимодействия на уровне регионов. Ну, пока безуспешно - по-моему, кроме Москвы, никто не сумел таких договоров заключить. В чём смысл? И последний момент. Относится ли установление этих правил и возможность установления правил к сельскохозяйственным животным? Ведь огромное количество жалоб на такой беспастуший, скажем так, выпас коров на территории и муниципальных образований, и полей, и всего остального. Или этот законопроект не относится к ним? ЗЛЕНКО Е. Г. Алексей Владимирович, ну, давайте начнём с того, что вы говорите о безответственности. Всё-таки на уровне субъекта Федерации сегодня действует административное законодательство, и власти с учётом особенностей территориального устройства своего региона, устройства их органов исполнительной власти и особенностей устройства федеральных органов всё-таки определятся, какой орган будет составлять протоколы. Либо, если это будет административное правонарушение, будет административная ответственность. У нас сегодня девять субъектов имеют нормативные правовые акты - либо законы, либо соответствующую нормативку, - которые регулируют отношения по содержанию и выгулу животных. Они действительно разнятся, разные субъекты действительно выдвигают разные требования к содержанию и выгулу. Часть этих нормативных актов принята до вступления в силу закона "Об ответственном обращении с животными...", часть - после. То есть интерес субъектов к регулированию этих отношений, собственно говоря, есть, и сегодня эти механизмы действуют. Если интересен мониторинг, то пожалуйста: давайте ко второму чтению посмотрим, как эти акты работают в девяти субъектах. Соответственно, те предложения и замечания, которые вы сейчас озвучили, уже рассматривались на площадке профильного комитета Госдумы, Владимир Владимирович проводил слушания в целом по проблематике темы. И соответственно, если есть предложения, мы готовы их учесть ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Аммосов Пётр Револьдович хотел задать вопрос. Пожалуйста, задавайте вопрос. АММОСОВ П. Р., фракция КПРФ. Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, вот правильно был задан вопрос моим коллегой: как полиция успевать-то будет вот за всем этим процессом? Вот сейчас затронули Республику Саха (Якутия) - да, действительно, в этом году, начиная с осени, очень много покусано, и до сих пор покусанные каждый день, табунами ходят собаки. Их уничтожать нельзя, их надо вылавливать, но никто не успевает. Я так понял, что тот, кто выиграл тендер, так и не смог это всё организовать. Но собаки в городе Якутске кусают каждый день. Это первый вопрос. Вот сегодня затронули вопрос по тундре... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пётр Револьдович, один вопрос. Пожалуйста, Владимир Владимирович. БУРМАТОВ В. В. Ну, вы, единственное, не уточнили, за чем должна успевать полиция. Если полиция должна, с вашей точки зрения, отлавливать бездомных собак, - ну, она не должна этим заниматься. Сегодня по действующему законодательству этим занимаются службы отлова, с которыми муниципалитет заключает соответствующие договора. Если вы говорите о муниципальном образовании город Якутск - соответственно это муниципалитет, администрация города Якутска. Проблема существует, это так, она там исторически существует, но вот кем там должна, с моей точки зрения, заниматься полиция, так это вашими местными чиновниками, потому что... Это моё оценочное мнение, но люди просто саботируют там - люди при должностях, имеется в виду, - саботируют исполнение законодательства, и там случаются откровенно криминальные ситуации. Я имею в виду прошлогоднюю историю, когда там в муниципальном приюте просто лопатами зарубили десятки животных, а это, на минуточку, было муниципальное, если я не ошибаюсь, унитарное предприятие. Вот этим полиция, к сожалению, там тоже не успевает заниматься, видимо какие-то другие дела есть. Я готов вам в частном порядке пояснить эти вопросы, но к конкретному законопроекту это не имеет отношения, здесь вопрос о передаче части полномочий, в том числе по запрету... Ну, в моём понимании - по запрету самовыгула, который является бичом Якутска в неменьшей степени, чем других регионов Сибири. И вот эти отпущенные своими нерадивыми хозяевами собачки там действительно устраивают настоящий террор, будучи не бесхозными, а владельческими. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сардана Владимировна, у вас тоже вопрос, да? Включите микрофон депутату Авксентьевой. АВКСЕНТЬЕВА С. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Владимир Владимирович, неоднократно из ваших уст звучит ваше, как вы говорите, оценочное суждение относительно деятельности муниципальных чиновников города Якутска. Я хотела бы обратить ваше внимание и внимание всех присутствующих в зале депутатов - а также идёт трансляция на канале "Дума ТВ" - на то, что данные сведения являются ложными. Многочисленные проверки, проведённые в том числе по вашим заявлениям, Владимир Владимирович, выявили, что в трагической ситуации, которая произошла на территории пункта передержки, виноваты республиканские чиновники Якутии, а именно ветеринары, которые понесли должное наказание, поэтому просьба больше не указывать муниципальных чиновников города Якутска как виновных в произошедшей трагедии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли желающие выступить? Владимир Владимирович, если у вас будет желание, вы в заключительном слове выскажетесь. Нет желающих выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Коллеги, можно и с места выступать, необязательно к трибуне идти. Пожалуйста, покажите список. Баженов Тимофей Тимофеевич, пожалуйста. БАЖЕНОВ Т. Т., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я знаю, что необязательно с трибуны, я знаю, что вы устали, но я очень хочу до Нового года хоть раз оказаться на этой трибуне. (Оживление в зале.) Я рад, что вы улыбнулись. Спасибо вам большое. На самом деле законопроект хороший, нужный, и мы, как ответственные граждане, как представители гуманного общества и, пожалуй, самой гуманной в России партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, в ответе за тех, кого приручили. Партия, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует вам за этот законопроект проголосовать. Но хочу обратить ваше внимание на вопросы самовыгула, которые только что поднимал Владимир Владимирович. Дело в том, что во многих регионах самовыгул на самом деле остаётся так называемым самокормлением. Очень часто хозяева вообще не берут на себя ответственность за кормление своих домашних животных, отправляя их утром на вольную охоту, на мышкование, по помойкам, и только таким образом наши четвероногие друзья, точнее говоря, четвероногие слуги этих персонажей могут себя прокормить. Естественно, что они ведут себя как дикие существа. И нужно понимать, что с точки зрения законодательства собачка, кошечка, курица и корова - это, к сожалению, всего лишь имущество человека, и отношение человека к этому имуществу определяется гуманизмом, который ему подарили, заложили в голову его родители, папа и мама. И законопроект, который мы с вами собираемся принять, - я надеюсь, что вы собираетесь за него проголосовать, - он в том числе о гуманизме, о том самом гуманном отношении к животным, про которое многие из вас слышали. Напоминаю вам, что в этой части недавно мы гуманизировали главный закон нашей страны - Конституцию, и призываю вас за этот законопроект проголосовать. Простите, что я вылез на трибуну. Передаю привет своей маме, потому что она, я уверен, смотрит и думает: ну окажется Тимофей Тимофеевич всё-таки здесь или нет? Мамочка, я здесь, в Государственной Думе! Зовут меня Тимофей Баженов. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тимофей Тимофеевич. Всё нормально, каждый, кто желает, может выйти на трибуну. Аммосов Пётр Револьдович, пожалуйста. АММОСОВ П. Р. Спасибо, Иван Иванович. Владимир Владимирович, вот вы позволили себе сказать, что это якобы исторически так сложилось, что собаки начали кусать наших граждан. Вот, наверное, не очень-то корректно это было выражено, и неприятно было слышать эти ваши слова. Тут вопрос в чём? Действительно, за эти годы вопросы накопились: собаки аж по 20, по 30 штук бегают по городу Якутску. Когда начали их коллективный вылов, приехали зоозащитники, и наши по каким-то причинам начали выпускать собак, ну, по мнению зоозащитников, содержание было не таким, как уместно, как надо было бы содержать собак, потому вот так и получилось. Сейчас попробуй-ка одну собаку поймай - и ты подпадёшь под закон. Теперь что касается тундровых. В действительности в эти годы количество волков, хищников превышает все нормы: ещё по советским меркам - 1,5 тысячи, а сейчас уже 4,5 тысячи хищников. Название-то... это называется уже не уничтожением хищников, а регулированием численности хищников, и тот вопрос, который регулировался очень чётко и понятно в советское время... Вот в этом году травёж только домашних северных оленей составил 6 тысяч штук - это какой урон-то наносится, не говоря уже о собаках! Собаки - три-четыре года, и каким-то образом, я думаю, мы решим этот вопрос. Но куда-то мы не туда уже пошли, всё препятствия ставим законами: то делать нельзя, налево нельзя, направо нельзя... Поэтому я и заговорил о том, что всё равно в конечном счёте полиция решает этот вопрос. И не хватит на это никаких сотрудников, понятное дело. К этому вопросу, конечно, надо относиться очень серьёзно. А так я, со своей стороны, конечно, готов с вами его отработать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Геннадьевна, пожалуйста, заключительное слово, если есть желание. ЗЛЕНКО Е. Г. Уважаемые коллеги, спасибо за понимание и глубину погружения в эту проблему. Предлагаю поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Владимирович Бурматов. На рабочем месте включите микрофон. БУРМАТОВ В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я вас всех хочу поблагодарить за дискуссию. Острота этой дискуссии ещё раз подчёркивает важность и деликатность обсуждаемой нами сегодня проблемы. Действительно, она копилась десятилетиями, и если бы тот закон, который мы с вами приняли несколько лет назад, был принят несколько созывов назад, когда он был внесён, то мы с вами сегодня эту тему в принципе не обсуждали бы, потому что всё было бы уже отрегулировано. А что касается трогательной заботы о муниципальных чиновниках города Якутска, ну, я напомню, что полномочие по регулированию численности безнадзорных животных является региональным, оно может быть передано в муниципалитеты, а от коллеги из КПРФ мы сейчас слышали, что проблемы как раз в муниципалитете города Якутска. Мне совершенно без разницы, в общем-то, как и нашим гражданам, кто в конкретной ситуации, в конкретном регионе будет решать эту проблему, - важно, чтобы она была решена и безнадзорные животные не бегали по улицам, не нападали на детей, на людей, а находились в приюте, где с ними будут гуманно обращаться, а не рубить им горло лопатами, как произошло, прошу прощения за подробности, в муниципальном образовании город Якутск год назад. Предлагаю поддержать законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 02 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.