Заседание № 366
О проекте федерального конституционного закона № 1183777-7 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" (в части наделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации отдельными полномочиями).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
22-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". Докладывает Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект в продолжение темы выступления Василия Ивановича Пискарёва. Это тоже инициатива нашего президента: корреспондирующие поправки вносятся в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". Просим поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 22 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Федеральный конституционный закон одобрен. Спасибо.
Заседание № 365
О проекте федерального конституционного закона № 1183777-7 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" (в части наделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации отдельными полномочиями).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 13-го вопроса. О проекте федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". Доклад Даниила Владимировича Бессарабова. Пожалуйста, Даниил Владимирович. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен комитетом для рассмотрения во втором чтении, поправок к нему не поступило. Просим одобрить во втором чтении федеральный конституционный закон. Вячеслав Викторович, для экономии времени: если сейчас законопроект будет поддержан, просим завтра рассмотреть его в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект, во втором чтении, 13-й вопрос нашей повестки. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 32 мин. 43 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Законопроект во втором чтении одобрен.
Заседание № 363
О проекте федерального конституционного закона № 1183777-7 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" (в части наделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации отдельными полномочиями).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Мы договорились, что 55-й и 56-й вопросы, президентские законопроекты, мы рассматриваем с одним докладом и двумя содокладами. 55-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", и 56-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". Докладывает полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимирович Минх. МИНХ Г. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Президентом Российской Федерации внесены два законопроекта, которые посвящены решению одной проблемы - проблемы, связанной с перераспределением компетенций между Министерством юстиции Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Цель данных законодательных инициатив президента - повысить качество судебной защиты, и не только судебной защиты, но и в целом защиты прав граждан. Как вы знаете, до сегодняшнего дня интересы Российской Федерации в Европейском Суде по правам человека, в целом ряде других международных судебных арбитражных инстанций осуществляла не Генеральная прокуратура. Проанализировав сложившуюся практику, проанализировав имеющийся инструментарий, проанализировав также имеющийся опыт взаимодействия с международными инстанциями, глава государства принял решение перераспределить эти полномочия в пользу Генеральной прокуратуры. Мы полагаем, что это повысит (и, может быть, даже не в том цель закона, чтобы повысить) не только эффективность защиты Российской Федерации в судебных инстанциях, но и, что самое главное, эффективность защиты прав и свобод человека и гражданина. Мы полагаем, что основная цель того, что мы в своё время ратифицировали Европейскую конвенцию о защите прав и основных свобод и тем самым признали юрисдикцию Европейского Суда по правам человека, основной смысл был не в том, чтобы самих себя высекать, а в том, чтобы получить субсидиарную, дополнительную информацию от коллег о том, что у нас не очень хорошо с точки зрения функционирования правоохранительных и судебных инстанций, поэтому такова цель и данной инициативы. По сути, как я уже сказал, предполагается передать функции по обеспечению представительства и защиты интересов России в межгосударственных органах. Это касается, в частности, Европейского Суда по правам человека, других судебных инстанций, я тоже на это хочу обратить внимание. Например, в настоящее время идёт 37 процессов в арбитражной юрисдикции, и в рамках этих процессов к Российской Федерации предъявлены иски на общую сумму 99 миллиардов долларов. Несколькими годами раньше эта сумма была скромнее - 35 миллиардов, то есть наметилась тенденция к увеличению. Это связано, кстати, и с воссоединением Крыма с Российской Федерацией, потому что, вы знаете, довольно большое количество исков, в том числе и материального характера, предъявлено к России как раз в связи с этими процессами. Мы полагаем, что тот инструментарий, который имеет Генпрокуратура, позволит решать эти задачи более эффективно. При этом также напоминаю вам, что у прокуратуры очень хорошие международно-правовые связи. Генеральная прокуратура является компетентным органом Российской Федерации в вопросах сотрудничества в рамках уголовного судопроизводства, в вопросах выдачи, передачи и в целом ряде других вопросов. Действительно, мы полагаем, что это позволит защитить прежде всего права и свободы человека и гражданина, ну и тем самым обеспечить защиту интересов Российской Федерации в этих межгосударственных инстанциях. Это то, что касается внесения изменений в закон "О прокуратуре Российской Федерации". И производный проект, связанный с этим, - это проект федерального конституционного закона. Предлагается внести изменения в ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Предполагается наделить Генеральную прокуратуру полномочием по обращению с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации по двум моментам. Во-первых, предусмотрено обращение с запросом о разрешении неопределённости о возможности исполнения решений межгосударственных органов, если эти решения приняты на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Вот это первый аспект. Вы знаете, что у Европейского Суда по правам человека есть так называемая прецедентная возможность, и Европейский Суд по правам человека иногда истолковывает конвенции, в частности Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, которую Российская Федерация подписала, ратифицировала, в таком контексте, которого нет в самих этих конвенциях. В частности, известное дело, когда Европейский Суд по правам человека признал противоречащим конвенции запрет на голосование лиц, которые содержатся в местах лишения свободы по приговору суда, а мы с вами помним, что это прямая норма, запрет, содержащийся в Конституции. И понятно, что, если бы такое положение было в европейской конвенции изначально, Российская Федерация была бы не вправе эту конвенцию подписать и ратифицировать, потому что здесь мы попадаем в определённый тупик. Но такое истолкование противоречит Конституции, поэтому мы это решение исполнить не можем. Во-вторых, также предусмотрено обращение с запросом о разрешении вопроса о возможности исполнения решения иностранного или международного суда, если это решение налагает обязанности, противоречащие основам публичного правопорядка Российской Федерации. Вы знаете, что такое основание тоже закреплено сейчас в уточнённой редакции Конституции, и исполнение таких решений тоже противоречило бы Конституции Российской Федерации. Таково содержание инициатив Президента Российской Федерации. Прошу вас поддержать, проголосовать за принятие проекта федерального закона и за одобрение проекта федерального конституционного закона. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. По 55-му вопросу содоклад Василия Ивановича Пискарёва. Пожалуйста, Василий Иванович. ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Гарри Владимирович Минх подробно изложил концепцию предложенного вашему вниманию законопроекта. Чтобы не повторяться, отмечу лишь следующее. Действительно, передача Генеральной прокуратуре функций по представительству и защите интересов нашей страны и наших граждан в межгосударственных органах, в международных и иностранных судах позволит обеспечить необходимый уровень и эффективность такого представительства. Во-первых, традиционно органы прокуратуры России играют важную роль в международном сотрудничестве, особенно в сфере уголовного судопроизводства, выступая в качестве главного компетентного органа нашего государства. Во-вторых, Генеральная прокуратура осуществляет прямые связи с аналогичными структурами других государств в международных организациях по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью. Об уровне взаимодействия Генеральной прокуратуры с иностранными компетентными органами свидетельствуют действующие сегодня 90 соглашений и иных договорённостей о сотрудничестве, которые заключены с зарубежными партнёрами из 72 государств. И, как вы знаете, мы не так давно приняли закон, по которому прокуратура наделена дополнительными полномочиями в сфере уголовного преследования за коррупционное правонарушение в части отношений с другими странами. Кроме того, надзорным ведомством накоплен огромный опыт работы по координации деятельности правоохранительных органов, участию в судебных процессах по уголовным и гражданским делам, проведению общенадзорных проверок по исполнению законов и законности правовых актов, а также по защите прав и свобод наших граждан. Всё это, безусловно, усилит позиции нашей страны в Европейском Суде по правам человека и в других международных и иностранных судах. Предлагаемое изменение соответствует международной практике. Например, в Испании, Норвегии, Португалии и других странах представительство в ЕСПЧ обеспечивают именно прокуроры. Многолетний опыт взаимодействия с этим международным судебным органом показывает необходимость усиления там наших позиций в отстаивании интересов как нашей страны, так и российских граждан при рассмотрении соответствующих жалоб и дел. Уважаемые коллеги, принятие закона позволит Генеральной прокуратуре задействовать весь имеющийся объём полномочий и средств правового воздействия по надлежащему и эффективному отстаиванию прав и интересов Российской Федерации и наших граждан в международных органах и судебных инстанциях. Комитетом по безопасности и противодействию коррупции данная инициатива поддержана. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеет. Реализация закона не потребует дополнительного финансирования. Уважаемые коллеги, просим поддержать решение профильного комитета и проголосовать за данный законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович. Гарри Владимирович сделал доклад и по 55-му, и по 56-му вопросам, Василий Иванович сделал содоклад по 55-му, а содоклад по 56-му сделает Даниил Владимирович Бессарабов. Пожалуйста. БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Напомню, что 1 июня президент внёс проект федерального конституционного закона для рассмотрения его в первоочередном порядке, именно поэтому уже 3 июня наш комитет рассмотрел его и поддержал. У нас нет замечаний по законопроекту, мы полностью поддерживаем предложенную концепцию по передаче дополнительных полномочий Генеральной прокуратуре, если мы одобрим этот проект федерального конституционного закона, не буду на них дополнительно заострять ваше внимание. Отмечу лишь, что эти предложения полностью созвучны с обновлённой редакцией Конституции, а именно со статьёй 125, регламентирующей деятельность Конституционного Суда, и статьёй 129, налагающей на прокуратуру определённые обязательства в рамках правовых вопросов. Мы просим поддержать проект федерального конституционного закона и одобрить его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть желающие задать вопросы по законопроектам под пунктами 55 и 56? Включите режим записи на вопросы. Можете задавать вопросы по пунктам 55 и 56 одновременно, коллеги. Пожалуйста, Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Гарри Владимирович, в своём выступлении вы допустили выражение "сами себя высекли". У меня следующий вопрос: а что, десятилетия до нынешнего момента, когда мы начали рассматривать этот законопроект, мы себя секли? Это первое. И второе. Только ли вопрос о материальных расходах в 92 миллиарда лежит в основе данных изменений или вопрос ставится гораздо шире? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Спасибо за вопросы, уважаемый Игорь Юрьевич. Прежде всего я хотел бы сказать, что, как я и говорил, наоборот, мы не хотим себя высекать, и мы себя и не высекали, и никогда действия государства (особенно те инициативы, которые вносит президент) не являлись элементами такого, я бы сказал, мазохизма. Весь смысл того, что Российская Федерация, как я уже сказал, ратифицировала европейскую конвенцию и готова выслушивать те решения, которые принимают межгосударственные инстанции, включая Европейский Суд по правам человека, в том, чтобы максимально эффективно функционировал весь государственный механизм. Хочу напомнить вам, что с точки зрения Конституции, основ конституционного строя именно права и свободы человека являются высшей ценностью. И те новеллы, о которых мы сегодня ведём речь, которые рассматриваем, направлены на то, чтобы повысить эффективность и усилить именно правозащитную проблематику, составляющую, в функционировании и судебной российской национальной системы, и системы правоохранительных органов. Это касается не только экономической стороны. То, что я привёл, - это как дополнение. У нас и в пояснительных материалах, и в других каких-то аспектах, в обсуждении, которое было в комитетах, основной упор делался на Европейский Суд по правам человека, но у нас есть ещё экономические суды - это Суд ЕАЭС, Экономический суд СНГ, а также то, что я сказал, касается различных арбитражей, в том числе Стокгольмского и других, где рассматриваются чисто финансово-экономические претензии к Российской Федерации. Так что есть экономические и чисто правозащитные направления, работу по которым мы предполагаем возложить на Генеральную прокуратуру. При этом я хотел бы поблагодарить коллег из Министерства юстиции. Дело не в том, что мы недовольны их работой. Им многого удалось достичь. Скажем, очень большое количество решений заканчивается мировыми соглашениями и так называемыми односторонними декларациями, когда Российская Федерация опережающим образом берёт на себя одностороннее обязательство возмещения вреда: в 2018 году таких решений было около 250, а в 2020 году - 723, то есть здесь динамика положительная. По инициативе Минюста в конце декабря 2019 года был принят закон № 494... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, минуту. МИНХ Г. В. Спасибо. Два законопроекта, поэтому чуть-чуть, может быть, за рамки трёх минут выйду. Этим законом был усовершенствован механизм присуждения компенсации в случаях, когда Российская Федерация должна возместить гражданам вред, причинённый нарушениями сроков рассмотрения в судах их дел или нарушениями содержания под стражей, и за счёт этого изменения, внесённого в законодательство, повторюсь, по инициативе Минюста, с апреля по июль 2020 года ЕСПЧ исключил более 2 тысяч жалоб в адрес Российской Федерации. То есть работа велась, и велась достаточно эффективно, но мы полагаем, что новеллы, о которых сегодня идёт речь, ещё больше повысят качество этой работы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Гарри Владимирович, в пояснительной записке к законопроекту сказано, что наделение Генеральной прокуратуры функцией по представлению интересов в Европейском Суде по правам человека позволит обеспечить защиту прав гражданина на всех этапах рассмотрения жалобы. Вот мне очень интересно: как может орган, который всегда выступает в качестве обвинителя, со стороны обвинения, с низшего до самого высокого уровня, вдруг потом представлять в Европейском Суде по правам человека позицию того самого гражданина, который эту жалобу подал? Это первый вопрос. И второй вопрос. Ну, Генпрокуратура также наделяется правом досудебного урегулирования. Когда эта функция была у Минюста, это было более или менее понятно и не так страшно, а вот не получится ли так, что Генеральная прокуратура, пытаясь урегулировать вопрос в досудебном порядке, сможет на граждан как-то по-другому воздействовать, там, обещаниями новых уголовных дел, например? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Спасибо, уважаемый Сергей Владимирович, за вопросы, но я уже и в своём докладе, и сейчас, отвечая на первый вопрос, сказал, что мы одновременно решаем две задачи, по крайней мере хотим их решить, но они решались таким образом и в рамках соответствующих полномочий, когда это делало, ну и формально сейчас ещё делает Министерство юстиции Российской Федерации. Наша задача - совершенствовать внутригосударственные механизмы, правоохранительные и судебные, получая соответствующие сигналы от коллег из Европейского Суда по правам человека, потому что, повторюсь, основная цель и смысл того, что мы ратифицировали конвенцию и работаем с Европейским Судом по правам человека, в том, чтобы обеспечить более качественную защиту прав и свобод человека. Когда люди обращаются в Европейский Суд, исчерпав все внутригосударственные механизмы судебной или иной защиты, формально, условно это дело "Иванов против Российской Федерации" - извините, Сергей Владимирович, имеется в виду, естественно, абстрактный Иванов, - но представители Российской Федерации здесь всё равно выступают не просто оппонентами конкретного человека, они ещё и решают ту задачу, о которой я уже сказал. Так что здесь, безусловно, мы видим два аспекта задачи. Это первое. Второе. Ну, всё-таки Генеральная прокуратура - это не обвинитель, как вы сказали, это всё-таки орган, который обеспечивает надзор за законностью на всех стадиях, в том числе на стадии расследования, на стадии судебного рассмотрения каких-то дел, и прокуратура там очень часто выступает, как это ни парадоксально, таким правозащитным органом, когда выступает в защиту прав граждан, и когда прокуроры поддерживают обвинение, то это тоже определённый элемент защиты прав. Я могу вам привести статистику, например, по такой самой жёсткой превентивной мере, как содержание под стражей: в 2016 году было заявлено (только не прокурорами, а следственными органами) 135 тысяч таких ходатайств, в 2017 году - 126 тысяч, в 2018-м - 114 тысяч, а в 2019-м - 105 тысяч; при этом на 1 января 2020 года в СИЗО содержалось 97,8 тысячи человек, а лимит наполняемости, что очень важно, около 130 тысяч, то есть мы уже решили проблему переполненности следственных изоляторов, и при этом есть абсолютно чёткая динамика снижения запросов на содержание под стражей. В этом тоже играет роль прокуратура. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих. Пожалуйста, Гарри Владимирович, заключительное слово. Нет желания. Василий Иванович? Нет. Даниил Владимирович? Нет. Представитель правительства? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", 55-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 29 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято За - 410, против - нет, воздержался один. Законопроект в первом чтении принят. Ставится на голосование проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", 56-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 13 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято За - 409, против - нет, воздержавшихся нет. Проект федерального конституционного закона одобрен в первом чтении.