Заседание № 94
24.01.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1183613-6 "О внесении изменений в статью 331 Трудового кодекса Российской Федерации в целях лишения права на занятие педагогической деятельностью граждан, совершивших правонарушение, связанное с подготовкой и проведением выборов".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6970 по 7658 из 8296
26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 331 Трудового кодекса Российской Федерации в целях лишения права на занятие педагогической деятельностью граждан, совершивших правонарушение, связанное с подготовкой и проведением выборов". Докладывает Валерий Фёдорович Рашкин. РАШКИН В. Ф., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами рассматриваем законопроект, которым предусматривается лишение права на занятие педагогической деятельностью граждан, совершивших правонарушение, связанное с подготовкой и проведением именно выборов. Целью этого законопроекта является отстранение от образовательной деятельности педагогических работников, виновных в нарушении принципов одного из фундаментальных демократических институтов - выборов. В настоящее время одной из серьёзных проблем избирательного процесса в нашей стране являются фальсификации с участием членов избирательных комиссий, которые обязаны обеспечивать законность выборов, однако вместо этого нарушают избирательное законодательство. При этом на сегодняшний день подавляющее большинство членов участковых избирательных комиссий относятся к категории педагогических работников, то есть они заняты в социально значимой сфере, предполагающей высокую степень ответственности и порядочности. Как мы видим, к сожалению, на сегодняшний день сложилась порочная практика, при которой правонарушители, в том числе и преступники, виновные в имеющем масштабные негативные последствия искажении волеизъявления избирателей, продолжают воспитывать и обучать наших с вами детей, - это недопустимо! Не случайно заслуженный учитель России, заведующий кафедрой истории в гимназии № 1567 Тамара Эйдельман, педагог с тридцатилетним стажем, в своё время записала видеообращение к московским учителям с призывом не допустить фальсификации на избирательных участках, расположенных в их школах. Вот её высказывание: "Невероятно обидно, унизительно слышать, что сейчас говорят об учителях. Со всех сторон раздаётся: учителя снова будут фальсифицировать выборы. И ведь это правда!.. Если вы на избирательных участках будете фальсифицировать протоколы или позволите другим это сделать, как вы потом войдёте в класс, как будете смотреть в глаза детям?" Согласно действующей норме Трудового кодекса Российской Федерации лица, имеющие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести, могут быть допущены к педагогической деятельности по решению комиссии по делам несовершеннолетних. Преступления в сфере выборов согласно действующему законодательству относятся к категории преступлений небольшой или средней тяжести. В этой связи законопроект предусматривает дополнение указанной нормы словами: "за исключением воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, фальсификации избирательных документов, документов референдума и фальсификации итогов голосования". Соответственно предлагается дополнить и печень лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности. Разумеется, нам необходимо иметь в виду и тот факт, что педагогические работники зачастую являются лишь исполнителями правонарушений, и мы должны разрабатывать меры для ужесточения ответственности именно организаторов фальсификаций на выборах. Однако предложенный законопроект призван решать важную социальную задачу: он позволит отстранить от воспитания и образования наших детей ещё одну категорию лиц, которой не место в педагогической сфере, поэтому мы и призываем поддержать предложенный законопроект в первом чтении, принять как концепцию. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Фёдорович. С содокладом выступает Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается расширить в Трудовом кодексе перечень лиц, не допускаемых к педагогической деятельности, включив в него нарушителей избирательного законодательства, членов избирательных комиссий, привлечённых к уголовной либо административной ответственности. Комитет полагает, что достаточных оснований для внесения соответствующих изменений в законодательство нет. В действующей редакции Трудового кодекса установлен запрет на занятие педагогической деятельностью лицам, имеющим или имевшим судимость, подвергавшимся уголовному преступлению за совершение определённых уголовных преступлений. Запрет распространяется только на совершивших те деяния, которые неблагоприятно воздействуют на психическое, духовно-нравственное и физическое развитие детей. Обращаю, уважаемые коллеги, ваше внимание: в настоящее время в числе не допускаемых к педагогической деятельности вообще не предусмотрена категория лиц, совершивших административные правонарушения. Введение этой нормы фактически уравняет степень общественной опасности уголовного преступления и административного правонарушения. Кроме того, и с моральной точки зрения степень опасности лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за факты фальсификации на выборах, по сравнению с другими уголовными преступлениями, которые не попадают в перечень 331-й статьи, вряд ли более велика. По итогам 2016 года, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, за нарушение избирательного законодательства к административной ответственности было привлечено 2358 человек. Это при том, что только участковых избирательных комиссий было более 95 тысяч и в них работало более миллиона человек, а к уголовной ответственности по статьям 141 и 142 Уголовного кодекса привлечён всего 21 человек. Утверждение авторов законопроекта в пояснительной записке, а сейчас прозвучавшее и в докладе, цитирую: "На сегодняшний день подавляющее большинство членов участковых избирательных комиссий, обязанных обеспечивать законность выборов, однако вместо этого совершивших нарушение избирательного законодательства, относится к категории педагогических работников" - спорное утверждение. Я не смог в Центральной избирательной комиссии получить данные о количестве педагогов в избирательных комиссиях, но полагаю, что данные по области, которую я представляю в парламенте, Липецкой, можно интерполировать и на Россию. Так вот, среди членов участковых избирательных комиссий педагоги составляют менее 25 процентов, среди территориальных комиссий - менее 4,5 процента. Кроме того, изменения, предлагаемые в кодекс, сформулированы как установление исключения из общего правила, в то же время самого этого правила, из которого авторы предлагают сделать исключение, Трудовой кодекс не содержит. Преступлениям, связанным с воспрепятствованием осуществлению избирательных прав, посвящены статьи Уголовного кодекса, входящие в главу 19 "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина", а авторы в своём документе предлагают внести изменения в совершенно другую главу. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти может быть представлен следующим образом: от двух субъектов Федерации получены положительные отзывы, от органов государственной власти шести субъектов - отрицательные, мнение остальных считается невыраженным. Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию, правительство не поддерживает законопроект. Стороны Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, законопроект не поддерживают. С учётом изложенного комитет предлагает Государственной Думе отклонить законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коллеги, давайте сразу договоримся вот о чём. Мы рассмотрим 26-й вопрос, который начали рассматривать, и потом ещё семь законопроектов по сокращённой процедуре и один проект протокольного поручения. Можем так договориться? Хорошо, приняли. Переходим к вопросам. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Валерию Фёдоровичу. Всё понятно давно и всем: как раньше, по старинке учителей сажали на избирательные участки, потому что это люди грамотные, это люди исполнительные, так и сейчас, хотят они или не хотят, их заставляют, и все прекрасно знают, что их там большинство. А вам не кажется, что если мы этот закон примем, то учить детей будет некому, потому что они все там находятся и все фальсифицируют? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Рашкину включите микрофон. РАШКИН В. Ф. Спасибо, Тамара Васильевна, огромное. Принятием концепции и далее закона в этой редакции, я считаю, мы, во-первых, защитим учителей от позора, а во-вторых, у них будет право апеллировать к вышестоящим начальникам, директорам, главам и всем остальным, взяв в руки закон, говорить, что единственная для учителей возможность зарабатывать себе на кусок хлеба, воспитывать своих детей, одевать, обувать - это педагогическая деятельность, а вот то, что их заставляют... потому что в большинстве своём учителя не сами идут на фальсификацию, а их заставляют это делать. Данный законопроект - это защита педагогов от возможного требования фальсифицировать результаты выборов, и они нас будут благодарить. Именно как раз после принятия этого закона они будут спокойно учить и не будут, так сказать, стыдиться смотреть в глаза родителям и ребятишкам из-за возможных или совершённых преступлений в ходе проведения выборных кампаний. Я, наоборот, считаю, что так мы получим достойных педагогов, которые будут спокойно работать у нас в школах, и мы забудем про вопрос о фальсификациях с участием учителей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Корниенко Алексей Викторович. КОРНИЕНКО А. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Валерию Фёдоровичу Рашкину. Безусловно, концепцию стоит одобрить. Почему? Потому что люди, которые идут на фальсификацию выборов, - это государственные преступники. И я думаю, что они, вне зависимости от того, учитель это, либо муниципальный служащий, либо человек, не относящийся к работникам системы образования, должны нести ответственность. Вот в своём содокладе Михаил Васильевич назвал цифру - 21 человек привлечён к уголовной ответственности. Скажите, пожалуйста, Валерий Фёдорович, может, у вас есть эта статистика, сколько из них являются учителями? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Рашкину включите микрофон. РАШКИН В. Ф. Спасибо, Алексей Викторович. У нас система, к сожалению, такова, что миллионы жалоб на фальсификацию при проведении выборных кампаний, будь то выборы в Государственную Думу, будь то выборы в заксобрание, местные выборы или выборы мэра, губернатора, проходят сито рассмотрения в избирательных комиссиях, где большинство - представители партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" из того же учительского коллектива, затем выходят на вышестоящие органы, а там они зачастую не рассматриваются, не говоря уже о судах, потому что, как мы говорим: "А судьи кто?" Самый главный, страшный вопрос для Российской Федерации состоит в том, что правосудие, с точки зрения наведения порядка и соблюдения законности именно в выборной системе, я считаю, не работает, поэтому так мало судебных решений о назначении членам комиссий, административного или уголовного наказания за нарушение выборного законодательства, об отстранении комиссий. На самом деле мы с вами десятки раз проходили выборы всех уровней и знаем, что эта система работает как конвейер, как механизм. И статистика, которая была приведена, ни на один процент не отражает действительности в отношении фальсификации и недопущения пресечения этой фальсификации. Данный законопроект основывается на практике, которая есть в Российской Федерации, данная концепция предложена, для того чтобы это пресечь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Станкевич Игорь Валентинович. СТАНКЕВИЧ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Валерий Фёдорович, а почему вы не включили социальных работников и медицинских работников в этот законопроект? Вы что, больше ненавидите педагогических работников, а врачей меньше? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Рашкину включите микрофон. РАШКИН В. Ф. Я очень люблю учителей, я помню свою первую учительницу и уйду в мир иной с огромнейшим уважением к моей первой учительнице. У меня ходили в школу дети, сейчас ходят пять внуков и внучек, и я преклоняюсь перед педагогическими коллективами, это великие труженики и труженицы. Но те, кто заставляет их не по профилю, не тогда, когда они учат математике, физике, химии, ботанике наших детей, своих учеников, а на выборах, когда проходят выборные кампании... И они потом прячут глаза, эти же учителя прячут глаза, когда мы им жалобы строчим, хватаем за руки и говорим: "Остановитесь!" Это не их профиль. Мы не можем запретить формирование избирательных комиссий без учителей. Так, к сожалению, сложилась практика выборов, что основные территории, которые отдаются под проведение выборных кампаний, - это школы, и основа формирования избирательных комиссий - это учителя и директора школ, где эти учителя работают. Контроль за выборной системой, обеспечение выборной системы, разнос, так сказать, тех же самых приглашений - всё проходит через их руки. Вот поэтому, основываясь на нашей практике, мы берём как раз ту самую массовую часть - педагогических работников, - которая в этом задействована. Да, врачей не просто на порядок меньше, а практически совершенно не используются в качестве членов комиссий, их не привлекают к проведению выборных кампаний. Это мы изучили, проанализировали, и поэтому именно на одну категорию направлен данный законопроект, на педагогический состав. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, я сначала попрошу вас сделать замечание залу, очень шумно, мы важный вопрос обсуждаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, просьба действительно... Я понимаю, что уже все устали, рабочий день к концу подходит, но всё-таки давайте потише, чтобы мы могли в нормальной обстановке обсуждать законопроект. Пожалуйста, Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Спасибо большое. Вот теперь хотя бы собственный голос слышно... Я хотел задать вопрос Михаилу Васильевичу. Михаил Васильевич, вы, когда излагали в содокладе позицию комитета, высказали такой тезис: почему только за эти преступления, есть ведь более опасные преступления. Может быть, нам ко второму чтению распространить запрет, внести изменения, скажем, что не только преступления, связанные с подготовкой и проведением выборов, но и все преступления, скажите, пожалуйста, вы поддержите такую концепцию? ТАРАСЕНКО М. В. Нет, я такую концепцию не поддержу, потому что такая концепция противоречит позиции Конституционного Суда, в соответствии с которой запрет не может распространяться на профессии, а вы фактически вводите запрет на профессии. Получится, что человек, если нарушит правила движения, совершит дорожно-транспортное происшествие, уже не сможет быть педагогом... Я и дальше мог бы продолжать этот перечень. Но я хотел бы, Валерий Карлович, сказать вам спасибо за ваш вопрос. Вот здесь прозвучало: статистика не та, в суды не берут... Дорогие друзья, а вам не кажется, что это очень напоминает то, что никому не хочется признавать поражение на выборах, дескать, не мы проиграли, а выборы сфальсифицировали?! (Аплодисменты.) Это не напоминает вам то, что делает Родченков в ВАДА по Олимпийским играм? Не мы проиграли, а нас подставили - вот что получается! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скруг Валерий Степанович. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, сегодня авторы законопроекта априори делают учителей виновными, делают преступниками. У меня просьба к вам, Иван Иванович: сделайте замечание, вообще такие попытки надо пресекать! Здесь уже задали вопрос, но у нас ведь, кроме медиков, есть и военные гарнизоны, и... В избирательных комиссиях есть много порядочных, хороших людей, а если кто-то где-то нарушил, то зачем это на всех распространять? Предложение к автору законопроекта: отзовите свой законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Степанович, ну, это реплика. Законопроект внесён в соответствии с Регламентом, мы с вами тут ничего не можем сделать, он прошёл Совет Думы и вынесен на рассмотрение на пленарном заседании. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коллеги, мы договорились, в каком режиме работаем. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. Три минуты. ШЕРИН А. Н. Вы знаете, когда мы обсуждали данную инициативу, я сразу вспомнил фильм "День выборов", первую часть, когда Шнурова просят удалить слова из песни, а он отвечает: "Да вы что! Ради этого всё и писалось!" То есть ради этого всё и писалось, то, что вы хотите удалить, коллега! Конечно же, будет возмущение: как же так, в избирательную комиссию направить людей, которые будут абсолютно независимы от местной администрации? То есть попытка авторов понятна: сделать таким образом, чтобы педагоги, которые будут работать на избирательных участках, которые в основном открываются в школах... Все участковые избирательные комиссии в основном открываются в школах, и, естественно, в состав участковых избирательных комиссий попадают преподаватели, которые, естественно, зависимы от органов местного самоуправления: они получают свою крохотную заработную плату, но хотя бы такая зарплата есть в тех местах, где другой работы нет. И конечно же, эти абсолютно зависимые люди должны на каждых выборах переступать через себя, и, естественно, они всегда будут говорить, что выборы прошли честно и справедливо. То есть, если и дальше так пойдёт, как предлагают авторы законопроекта, мы действительно сможем на всех избирательных участках ввести биометрические аппараты, которые будут определять человека, который голосует, чтобы он не мог голосовать ни за кого другого, мы действительно сможем отменить голосование на дому, где под пристальным вниманием работников соцслужбы неходячий пенсионер, который всего боится, в том числе того, что на следующий день к нему не придут работники соцзащиты, просит показать ему, где нужно поставить галочку... Это что, получается, личный состав воинской части не сможет голосовать под пристальным вниманием своих командиров и начальников?! То есть вы что, предлагаете сделать совсем прозрачные, честные, чистые выборы, чтобы в участковых избирательных комиссиях были члены комиссии, которых политическая партия может отозвать, а не так, как сейчас: один раз в пять лет их назначают и они полностью находятся в подчинении у председателя участковой избирательной комиссии, который определяет, сколько они получат денег в зависимости от того, сколько они продежурили часов, а дежурить они, получится по документам, будут столько часов, насколько хорошо себя вели в день выборов? Конечно, мы вашу инициативу поддержим, но вы пытаетесь полностью разрушить систему "честных и прозрачных" выборов, которые нужны действующей власти, чтобы по-прежнему говорить, что, мол, вы всех нас обвиняете в нечестных выборах, потому что не можете завоевать мнение избирателей. Уважаемые коллеги, мы все инициативы, направленные на обеспечение прозрачных и честных выборов, будем поддерживать, фракция ЛДПР выступает за, и мы неоднократно выходили с такими же предложениями, но вы должны понимать, что ни одна такая инициатива никогда не пройдёт, пока у определённой партии более 50 процентов голосов в Государственной Думе, потому что тогда действительно придётся бороться в честной конкурентной борьбе, а это недопустимо. Мы дойдём до того, что и рекламные щиты тогда должны будем разыгрывать по конкурсу, а не спрашивать у администрации: разрешите вы нам в центре города разместить рекламный щит или нет? Получится совершенно честная, чистая, прозрачная избирательная кампания. Сегодня им выгодно, чтобы были зависимые от органов местного самоуправления учителя на участковых избирательных комиссиях, поэтому они эту инициативу не пропустят, а ЛДПР выступает за вашу инициативу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. Пока три минуты ставлю. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Постараюсь быть кратким. Действительно, коллега из ЛДПР сказал не в бровь, а в глаз. Действительно, покусились на самое святое - на институт "честных и чистых" выборов. Я приведу примеры, почему нужно принимать такой законопроект и почему фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за него. Безусловно, учителей надо защитить, скажем так, от тех деяний, к которым их принуждают во время выборов, но, справедливости ради надо сказать, и всех остальных, в том числе государственных служащих, нужно защитить - может быть, ко второму чтению можно было бы распространить действие этой нормы и на другие категории граждан? Я приведу только один пример "честных и чистых" выборов: декабрь 2011 года, школа № 13 города Челябинска, в течение четырёх лет был судебный процесс, и в итоге результаты выборов отменили, подтвердили вбросы, подтвердилось, что там была аномальная явка (если на соседних участках явка была, скажем, 50 процентов, на этом участке оказалась каким-то образом 97 процентов, ну, или больше 90 процентов). Директор школы № 13 Лариса Рушанина была председателем избирательной комиссии, решение которой было отменено. Суд завершился, понятно, что членов избирательной комиссии осудили, однако в 2016 году директор этой школы получила премию законодательного собрания. Ну, я просто к примеру хочу сказать: да, осудили, да, аннулировали, но директор этой школы получает премию законодательного собрания - вот так! Конечно, если бы такого цинизма не было, то, наверное, не было бы законопроекта, который мы сегодня обсуждаем, и ему подобных. Надо с пониманием отнестись к тому, что предлагают авторы. Безусловно, с юридической точки зрения к законопроекту есть вопросы, но никаких проблем в том, чтобы урегулировать эти вопросы во втором чтении, нет. И самое главное хочу сказать: пока у нас будут фальсификации и пока в этих фальсификациях, к сожалению, принимают участие государственные служащие, такого рода законопроекты будут появляться. Мы предлагаем всем депутатам Государственной Думы принять в первом чтении этот законопроект, а потом нормы можно будет распространить на всех государственных служащих, чтобы защитить их от давления со стороны начальства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, я учитель с тридцатитрёхлетним стажем, и мне тем более обидно и больно слышать то, о чём сегодня говорят. Я не могу не признать правоту Валерия Фёдоровича, всё действительно так, я сама неоднократно сталкивалась с попытками фальсификации на выборах. Более того, когда я сама шла на выборы в качестве кандидата, одна женщина, так скажем руководитель, впоследствии стала начальником управления образования только потому, что устроила провокацию, в результате которой я просто-напросто не была допущена к выборам. Я сама прошла через это и знаю, как это больно и страшно. Учителя сегодня - заложники ситуации. Понимаете, начальник управления образования, которому позвонил глава района, звонит директору школы и говорит, что он должен сделать то-то и то-то, директор школы вызывает учителей, которые являются членами избирательной комиссии, и говорит им, что, если они не сделают вот этого, его уволят, а он их уволит и так далее. Разменной монетой становится рабочее место человека: не сделаешь так - уволим. Я считаю, что прежде всего нужно защитить учителя, которому действительно некуда пойти, особенно в районном центре. А в селе куда пойти, если уволят, - на ферму? Так фермы тоже нет. Естественно, сегодня надо искать варианты. Предложение Валерия Фёдоровича - один из вариантов, как можно защитить именно учителя, но ведь не только учителя оказываются в подобных ситуациях - я не согласна, - и врачи, и медицинские сёстры, и социальные работники, им защита действительно тоже нужна. Учителя сегодня требуют защиты, потому что являются заложниками ситуации, но, может быть, нам ещё нужно задаться вопросом: если избирательный участок находится в школе, почему обязательно директор школы и учителя должны быть в избирательной комиссии? Давайте посмотрим и иные варианты, ведь это тоже своеобразная степень защиты. Дорогие коллеги, конечно, нельзя делать учителей заложниками ситуации, но не мы это делаем, сегодня именно исполнительная власть делает их заложниками, и это надо пресечь. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он просит три минуты. Я не могу, когда просят три, ставить семь. КАТАСОНОВ С. М. Я прошу даже две минуты. Я тоже хотел привести пример того, с чем мы все с вами сталкиваемся. С директорами школ мы, как депутаты, можно сказать, живём душа в душу: приходим на праздники, оформляем что-то, оказываем помощь, например, в приобретении оборудования для классов и так далее. И совершенно другая возникает ситуация, когда мы приходим на выборы. Я в ужасе: тот человек, с кем я работал много лет, когда был, может быть, депутатом горсовета, а потом ещё заксобрания, не знает, как себя вести, потому что определённая команда пришла и не выполнить её невозможно. Я даже предлагал: давай, мол, тебе скорую вызовем, раз такое дело, и увезём тебя, а дальше тут пусть заместитель или кто-нибудь ещё будет исполнять обязанности. Проблему эту надо решать. У нас было четыре случая - вот рассказывали, что неизвестно, где такие учителя и какие именно случаи: только в Оренбургской области, в Пономарёвском районе, в 2011 году осудили четырёх учителей, и люди пошли на улицу. Я бы подошёл к решению этого вопроса с другой стороны. Давайте людей, которые учат наших детей, учили нас, оградим от возможности попасть под уголовную статью, и такая инициатива сейчас есть во фракции ЛДПР: мы подошли бы с другой стороны - запретили бы быть руководителями участковых избирательных комиссий педагогам, которые работают в школе или на предприятии (об этом мы говорили), тем самым мы спасли бы их и нашли бы решение данного вопроса. А менять законодательство, когда сегодня мы имеем... Вот я вам привожу пример Оренбургской области: четырёх осудили, все они были лишены работы, премию никому не выдали, оштрафовали по уголовной статье на 100 тысяч рублей, и, хотя эту сумму администрация им, конечно, возместила, жизнь учителей, директора школы была испорчена. Мне кажется, чтобы в такие ситуации не попадать, нам нужно просто запретить работать председателями комиссий этой категории граждан, тогда мы хоть как-то поможем и, скажем так, настроимся на эту тему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот для того, чтобы оценить объективность избирательной системы, надо поучаствовать в выборах не "благодаря", а "вопреки", тогда сразу всё станет понятно. У меня имеется восемь фильмов о нарушениях. Вы все видели сюжет, что было на прошлых выборах в Госдуму на участке № 1958: построили, как в футболе, стенку из учителей, за спинами которых завуч бросала в урну в два приёма пачки бюллетеней. Ещё ближе, последние муниципальные выборы в Москве. Микрорайон Ново-Переделкино - помните? Все посмотрели? На 36 участках за день до выборов принято - не мною - решение отстранить всех председателей и назначить новых. Ну это же говорит о коррупции на выборах! В большей части стран преступления по фальсификации выборов вообще являются тяжкими. В ряде стран, во Франции к примеру, выборы проводит МВД. Здесь ведь не предлагается всех учителей чохом взять и в чём-то обвинить - только тех, кто фальсифицирует! В Ростовской области на прошлых выборах в Законодательное Собрание ездила думская комиссия: в городе Шахты 120 участков сфальсифицировали, - вдумайтесь! - переделали печать комиссии, сделали её на 2 миллиметра меньше, для того чтобы выдавать недействительные протоколы. Это ведь подтверждённые факты! В городе Азове заведующую детским садом хотели признать невменяемой, чтобы от уголовной ответственности отвести, потом одумались: ой, говорят, что же мы наделали, давайте назад! Вы поймите, мы с вами находимся на очень тонком льду, на тонкой грани: с одной стороны, доклад о противодействии врагам США, который будет представлен 2 февраля, с другой стороны, 700 человек в очереди в Ла-Валетте, которые хотят купить гражданство, - 700 уже купили, и ещё 700 стоят в очереди, понимаете? И как вы можете оценить заявление председателя Центральной избирательной комиссии в адрес губернатора Алтайского края? Что, она выдумала, что ли, что были собраны заместители и была дана команда: 70 на 70? Как они будут её реализовывать, если это не будут делать члены участковых комиссий? Здесь коллега мой не прав: большая часть членов участковых избирательных комиссий - это врачи, учителя и социальные работники. Раньше это были рабочие с заводов, но заводы позакрывали, особенно на селе некого поставить, зачастую там семейный подряд, понимаете? С моей точки зрения, нам надо переходить к честному подсчёту голосов, тогда никого не надо будет отстранять от работы и объявлять персоной нон грата в образовании. Поэтому мы предлагаем концепцию законопроекта поддержать, а во втором чтении доработать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Не буду убеждать, наверное, самых опытных в этом отношении людей в России, вы прекрасно понимаете, что такое выборы и что такое политика, - борьба, дрязги, грязь... Уважаемые коллеги, моё предложение - давайте действительно оставим чистые зоны! Ну, медики понимают меня: есть чистые зоны, куда нельзя тащить грязь. Да, не повезло кому-то участвовать в выборной кампании - терпите, наденьте, не знаю, сапоги, робу, любую защиту на ваш выбор, но тащить грязь в храм, действительно в самый святой храм - он не менее свят, чем тот, из которого Христос призывал изгнать менял и ростовщиков!.. Я абсолютно согласен с идеей, которая уже прозвучала, - не надо туда тащить грязь, ведь мы все это признаём, пусть не с трибуны, но вот сейчас мы выйдем в кулуары и признаем, что это грязь. Это не тот пример, не нужно эту инфекцию приносить в храм науки, образования, ну и в медицинские учреждения - давайте их оставим в покое! Для этого я и предлагаю добавить к перечню государственных служащих, военных, полицейских и так далее именно учителей и врачей. На протяжении более 20 лет я общаюсь с учителями, и они просят об этом - оставить их в покое, дать им возможность готовиться к 1 сентября в августе, в июле, а не таскать их по заседаниям ТИК, УИК. Что мы делаем?! Неужели нет других людей, даже в самом последнем селе? Они есть! Давайте и эту проблему в обязательном порядке обсуждать, потом будем разбирать всё остальное. Я предлагаю не привлекать ни директоров, как Сергей Михайлович сказал, ни вообще учителей, ни врачей к работе на выборах до тех пор, пока не сделаем их чистыми и прозрачными. Я услышал тут реплику с трибуны, мол, у нас, в этом деле в порядке, - давайте себя не обманывать, а беречь самое главное, ведь оберегая учителей, мы будем беречь наших детей. Я в кошмарном сне не могу себе представить, чтобы наших детей и внуков воспитывали учителя, которые - не знаю, по какой причине: по приказу, указу, из корыстных соображений - становятся моральными уродами. Вот таких моральных уродов ни в коем случае нельзя не только там оставлять, но и такими действиями создавать. И если уж пока невозможно использовать другое помещение, то пусть партии делают кабинеты "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", Коммунистической партии, используют спортзалы, актовые залы и таким образом хоть как-то проводят свои избирательные кампании. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово - Валерий Фёдорович Рашкин. РАШКИН В. Ф. Уважаемые коллеги, мы все удивляемся, когда ученики начинают топором рубить младших школьников, на учителей бросаются, с ножами выходят - это происходит у нас в России! И мы говорим, что учителей, которых заставляют идти на преступление... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РАШКИН В. Ф. Мы говорим обо всех учителях, не надо передёргивать, мы знаем, кто такой учитель! И мы говорим, что виновны те, кто их заставил пойти на это. Школьники это видят, родители это видят, можно сказать, это двойное дно в воспитании, потом это выражается в преступлениях с топорами. Давайте подумаем об этом, когда будем сейчас голосовать за концепцию законопроекта или против. Или вам мало Болотных, мало площади Революции в Москве или Манежной площади? После очередных выборов в Госдуму и выборов президента народ вышел туда - почему? А потому, что массовые фальсификации повлекли недоверие к выборам. Вам нужны эти шествия и митинги? Они будут! Данный законопроект направлен на то, чтобы... Подготовка к выборам президента уже идёт, ну сделайте вы подарок Путину Владимиру Владимировичу, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", - пойдите навстречу тому, чтобы защитить учителей и ликвидировать даже возможность фальсификаций в эту выборную кампанию! Мы же все хотим, чтобы выборы президента были честными, открытыми, конкурентными и чтобы никаких вопросов не было, чтобы люди потом не повалили на площади. Ведь этого мы хотим, так пойдите навстречу! Законопроект больше профилактического характера: мы даём учителю право защитить себя. И вас, тех, кто не проголосует за эту концепцию, будут учителя обвинять в том, что вы им не дали возможности защитить себя, чтобы они могли работать в школах, вот о чём идёт речь. Я сам участвовал на выборах в Госдуму в Некрасовке, в Москве, видел эти самые "карусели", лично хватал за руки учителей, их потом судили. И учителя говорили: "Да не надо нас напрягать, не будем мы в этих комиссиях участвовать, дайте нам спокойно ваших детей воспитывать". Вот на что направлен данный законопроект, поймите это. Вас, всех нас будут благодарить учителя, которые спокойно вздохнут, работая на педагогическом поприще. И им не придётся хлопать глазами, они смогут спокойно смотреть в глаза родителям, когда их не будут заставлять фальсифицировать. Аргументы комитета. "Законопроект содержит ограничения для отдельных лиц на занятия педагогической деятельностью, а значит, ограничивает их право на труд". Но такие ограничения есть и в отношении других профессий, в отношении госслужбы, это наша с вами практика в работе над законодательством, мы сознательно идём на это, чтобы не было преступлений. Далее. "Согласно статье 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя...". Эти меры как раз и направлены на то, чтобы не было захвата власти. Фальсификация выборов - это захват власти, вообще-то, за захват власти надо, так сказать, сразу к стенке, назначать высшую меру наказания, а здесь всего лишь запрет на профессию - мягкое наказание. (Шум в зале.) "...Прав и законных интересов других лиц..." - а это как раз других лиц, десятков тысяч кандидатов в депутаты и в президенты, касается, то есть это как раз подтверждает, что закон надо принимать; "...безопасности государства..." - это как раз и есть безопасность государства; "...отвечать... требованиям... разумности и справедливости..." - это как раз разумно и справедливо: нарушитель, преступник не должен воспитывать наших детей. Мы говорим не обо всех учителях, а о тех, кто пошёл на это, и, самое главное, это было доказано, тогда мы говорим: вы нарушили избирательное законодательство, вы преступили закон, вы преступники и не имеете права учить наших детей. И на практике уже есть запрет на занятие педагогической деятельностью: если ты осуждён, значит, не можешь быть педагогом - это уже есть в нашем законодательстве. Мы предлагаем добавить то, что связано с нарушением законодательства о выборах. Это не какое-то ноу-хау в нашем законодательстве, продолжим, ужесточим эту норму, чтобы не было фальсификаций. И последнее. "Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства". Вот это как раз и есть норма, она указана. Предлагаем поддержать концепцию законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вы знаете, я думаю, я выражу мнение многих в этом зале, сказав, что мы сейчас находимся как бы в королевстве кривых зеркал. Проводить параллель между выборами и больным человеком, который с топором бросался на учителя, и пытаться из этого получить какую-то выгоду, какие-то политические дивиденды - это, по-моему, уже цинизм. Я ещё раз подчёркиваю, более миллиона человек работало в участковых комиссиях, заведено только 21 уголовное дело и только одно дело из этих 21 - против педагога. Господа, может быть, лучше всё-таки не вводить запрет на профессии, не защищать педагогов запретом на педагогическую деятельность, а идти в суды. Вы представители авторитетнейших, уважаемых партий, если вы бросите силы на то, чтобы в судах не формально подходили к этому, то можно навести порядок. И я думаю, что вот это правильный путь, а не охота на ведьм через запрет на профессию. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 13 мин. 40 сек.) Проголосовало за 97 чел.21,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 98 чел. Не голосовало 352 чел.78,2 % Результат: не принято Законопроект отклоняется.