Заседание № 366

16.06.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1183361-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в части совершенствования государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6027 по 6167 из 8276
68-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 26       
Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Докладывает           
официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь    
- заместитель министра юстиции Российской Федерации Андрей Викторович           
Логинов.                                                                        
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Принятые в декабре 2020 года        
изменения в законодательство об иностранных агентах поставили перед             
правительством ряд новых важных задач. Так, теперь при проверках НКО            
необходимо учитывать расширенное понятие "иностранные источники поступления     
денежных средств и иного имущества". Расширено не только понятие иностранного   
источника, но и субъектный состав потенциальных иностранных агентов - ими       
стали незарегистрированные общественные объединения, а также физические лица.   
                                                                                
Для проверки соответствия расходования денежных средств некоммерческими         
организациями уставным целям Минюсту России и его территориальным органам       
необходима информация об их финансово-хозяйственной деятельности. Согласно      
подпункту 2 пункта 5 статьи 32 закона "О некоммерческих организациях" Минюст    
вправе запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной              
деятельности некоммерческих организаций, в том числе у кредитных и иных         
финансовых организаций. Вместе с тем мы сталкиваемся с ситуацией, когда         
периодически банки отказываются предоставлять информацию на запросы             
подразделений Министерства юстиции о движении иностранных средств по счетам     
НКО, по которым есть основания считать их... которые занимаются политической    
деятельностью и, соответственно, попадают в категорию иностранного агента.      
Ссылаются при этом банки на отсутствие соответствующего полномочия в законе     
"О банках...", в 26-й статье. Законопроектом предлагается внести изменения в    
эту статью, предусматривающие включение Минюста России в перечень               
государственных органов, имеющих право на получение в кредитных организациях    
сведений, являющихся банковской тайной.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, просим поддержать.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович, присаживайтесь.               
                                                                                
С содокладом от Комитета по финансовому рынку выступает Игорь Борисович         
Дивинский.                                                                      
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона          
разработан в целях совершенствования государственного надзора за                
деятельностью некоммерческих организаций. Как отметил Андрей Викторович,        
законопроект предусматривает включение Минюста в перечень субъектов, имеющих    
право получать от кредитных организаций сведения, составляющие банковскую       
тайну, но только в части деятельности НКО. Проектируемыми нормами               
предусматривается, что сведения, составляющие банковскую тайну,                 
предоставляются кредитной организацией руководителю (его заместителю)           
Минюста, а также руководителям его территориальных подразделений по аналогии    
с прокуратурой Российской Федерации.                                            
                                                                                
Комитет отмечает, что реализация проектируемых норм позволит Минюсту России и   
его территориальным органам обладать информацией о финансово-хозяйственной      
деятельности проверяемых некоммерческих организаций. Вместе с тем комитет       
считает целесообразным, поскольку институт банковской тайны по своей природе    
и назначению имеет не только публичный, но и частный характер и направлен на    
обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и      
гражданского оборота, в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению       
ограничить проектируемое право руководителя (его заместителя) Минюста, а        
также руководителей его территориальных подразделений запрашивать у кредитных   
организаций сведения, составляющие банковскую тайну, только теми сведениями,    
которые имеют непосредственное отношение к деятельности НКО. Тогда получение    
и использование такой информации будет способствовать повышению эффективности   
осуществления возложенных на Минюст России функций государственного надзора     
за деятельностью некоммерческих организаций в части проведения проверок на      
предмет соответствия расходования денежных средств именно тем целям, которые    
предусмотрены в их уставных документах.                                         
                                                                                
Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом          
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Борисович.                                 
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемый Андрей Викторович, не будете ли вы против, если в рамках поправок     
право получать доступ к банковской тайне помимо Минюста будет предоставлено     
ещё и прокуратуре?                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Викторович.                            
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Коллеги, данный законопроект не относится, конечно, к вопросам    
компетенции прокуратуры. Дело в том, что прокуратура включается уже на          
следующем этапе: когда Министерство юстиции определяет, что данная НКО,         
во-первых, является получателем иностранного финансирования, во-вторых,         
занимается политической деятельностью и, таким образом, подпадает под           
критерии отнесения к НКО - иностранному агенту. Вот уже после этого все эти     
материалы поступают в Генеральную прокуратуру. Непосредственно Генеральной      
прокуратуре такого рода полномочия не предписаны.                               
                                                                                
У нас существует огромное количество органов, учреждений, ну, в смысле          
организаций и институтов, которые имеют сегодня доступ к банковской тайне,      
перечень действительно большой, и я полностью разделяю отношение, позицию       
комитета и их опасения и позицию Центрального банка. Вместе с тем в данном      
конкретном вопросе мы нашли понимание, поскольку максимально сужаем как бы      
объекты такого рода запросов и, безусловно, поднимаем уровень. Мы готовы на     
эту поправку ко второму чтению, она нами уже согласована и, по большому         
счёту, включена в текст законопроекта, который мы просим вас также успеть       
рассмотреть до конца этой сессии во втором чтении, эта поправка исключает       
оттуда территориальные управления. Таким образом, подобного рода обращения в    
кредитную организацию будут уходить за подписью министра юстиции или его        
заместителя. Повторяю, Генеральная прокуратура будет уже видеть все эти         
ситуации, когда в качестве доказательной базы получит их из Министерства        
юстиции.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Игорь Борисович, спасибо, присаживайтесь.                                       
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих выступить.                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.69,3 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    314 чел.                                          
Не голосовало                 136 чел.30,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.